Горький м. мои университеты читать краткое содержание, пересказ

Краткое содержание

Повествование краткого содержания «Мои университеты» Горького начинается с того, что Алексей Пешков, повзрослевший и определившийся с планами на жизнь, отправляется в Казань, чтобы поступить в университет. Эту идею в голову герою вложил Николай Евреинов, который видел у парня стремление к знаниям. Он посоветовал Пешкову пройти курс гимназии и пожить пока в их семье. Однако жизнь в доме друга не задалась.

Евреиновы жили втроем — мать и два сына. Денег не хватало. Алексей, чтобы не объедать вдову обитал в подвале, понимая, что университет — несбыточная мечта. В этот момент Пешков и понял, что человека формирует его сопротивление окружающей среде.

В гимназии юноша познакомился с Гурием Плетневым. Парень подрабатывал по ночам в типографии, а Пешков днями на пристани. Они вместе готовились к обучению, под этим предлогом Гурий и предложил своему новому другу поселиться у него. Дом оказался полуразрушенным, но очень населенным. Там обитало много бедных студентов, проституток.

Спустя некоторое время Алексей знакомится с Андреем Деренковым. Он владел бакалейной лавкой. Андрей привлекал много людей, которые увлекались запрещенной литературой и имели революционные настроения. Деренков все свои деньги, которые получал от магазинчика, отдавал людям в качестве помощи за «народное счастье».

Алексей устроился на работу в булочную Андрея. Там он месил тесто, пек хлеб, разносил его по квартирам. Заразившись настроением радикалов, Пешков вместе с булочками доставлял людям пропагандистские листовки о революции и свободе. Через некоторое время действия юноши начали вызывать подозрения городового, который хотел узнать, что задумал Деревенков. Алексей стал частым объектом допросов Никифорыча. В итоге городовой арестовал Плетнева, выследив его, и продолжал наблюдать за Алексеем. Парню пришлось быть осторожнее.

Пешков пытался понять, как жить, в чем смысл его существования. Он изучал запрещенные книги, все больше заражаясь революционными идеями. Однако парень понимал, все бессмысленно. Пешков принял решение покончить жизнь самоубийством.

Пешков продолжал наблюдать за людьми, приходившими в булочную. Среди них особенно выделялся Михаил Ромась, которого все называли Хохол. Он вернулся из Якутии, где находился в ссылке. Ромась также был сторонником революции. Чтобы повлиять на умы людей, он открыл рыболовецкую артель, а главного героя пригласил в качестве помощника. Пешков узнал много о жизни Хохла, и сам воспрянул духом, ведь именно Ромась помог ему оправиться после неудачной попытки самоубийства.

Спустя время Ромась вместе с Пешковым арендовал у местного богача Панкова избу. Пешков смог увидеть, как живут люди в селе, и осознание не принесло удовлетворение. Мужики работали «как лошади», женщины из-за усталости жаловались на здоровье, парни грубо относились к девушкам, но те были рады даже такому общению.

Хохла люди не жаловали, особенно староста и местные богачи. Его пытались убить, поджечь его и лавку с товаром. Это был последней каплей. Пешков старался спасти книги, но из-за взрыва бочки с керосином путь к отступлению оказался перекрыт. Ему ничего не оставалось, как обмотаться тулупом и выпрыгнуть в окно. Юноша остался цел, лишь слегка подвернул ногу. Ромась же решил уехать, поскольку спокойной жизни ему бы никто не дал. Алексею Хохол посоветовал никого не осуждать, сделав ударение на том, что все изменится к лучшему, рано или поздно. Встретились старые друзья только через пятнадцать лет.

Завершается история Пешкова его отъездом на Каспийское море. Из села парень сбежал, лишившись друга и почувствовав себя потерянным. Крестьяне не принимали его, относились враждебно. Алексей пережил много приключений в дороге, но все-таки добрался до Каспия, где начал работать в рыболовецкой артели.

https://youtube.com/watch?v=n3m__FMWHno

Предыдущая
Краткое содержание«Волшебное кольцо» — краткое содержание сказки для читательского дневника
Следующая
Краткое содержание«Живи и помни» — краткое содержание повести В.Г. Распутина

Смерть бабушки

Большой трагедией для Алеши стала смерть его бабушки. Если взять за основу краткое содержание «Детства», «В людях», «Моих университетов», то несложно догадаться, насколько важную и ключевую роль играла эта женщина в воспитании и становлении героя. Еще больше опечалило Алешу то, что новость о ее смерти он получил лишь спустя несколько месяцев после случившегося из письма двоюродного брата.

Между тем Алешей заинтересовался старший городовой Никифорыч. Он стал регулярно приглашать парня на чай, расспрашивая про Плетнева и остальных студентов. Жена городового флиртовала и пыталась соблазнить Алешу.

Именно Никифорыч рассказал главному герою о теории «незримой нити». Она гласила о том, что некая нить исходит от императора и соединяет между собой всех людей в империи. Царь же, словно паук, чувствовал все волнения народа.

Несколько интересных сочинений

Скоро наступит зима. Наметёт огромные сугробы снега. Водоёмы покроются льдом. Деревья наденут снежные шапки.

Сочинение Олимпийские игры в древней Греции от лица участника

Наступил день олимпийских игр. Мне предстоит показать все, на что я способен. Тренировкам пришлось уделить большое количество времени. Я увеличил свои силы и выносливость, и я настроен только на победу.

Сочинение Технология мой любимый школьный предмет 5 класс (рассуждение)

Я люблю технологию! Мне нравится, когда можно что-то делать руками. Здорово шить и вышивать, вязать, готовить… И так забавно то, что ты что-то сшил, а тебе зачёт ставят – ничего учить не нужно.

Почему Мертвые души Гоголя называют поэмой?

Вопрос Почему Мертвые души- поэма? появился и волнует читателей с момента выпуска произведения в 1842 году.

Какой смысл люди вкладывают в слово воспитание? Вероятно, речь идет об умении держаться в обществе и соблюдать определенные традиции, но может ли воспитание иметь однозначный смысл?

Ткач Рубцов

Алеша много работал. При этом часто задумывался о том, есть ли в его существовании какой-либо смысл. На мировоззрении Алеши свой отпечаток наложила встреча с Никитой Рубцовым, который работал ткачом. Он был жаден к знаниям, при этом с людьми обращался неласково, но к Алеше относился по-отечески. Часто с ним был его друг слесарь Яков Шапошников, страдавший от чахотки. Несмотря на то что последний был неверующим человеком, хорошо знал Библию и часто оперировал этим, рассуждая об атеизме.

Но и с ними Алеша виделся редко. Работа занимала практически все его время. К тому же, ему советовали не высовываться. Дело в том, что пекарь тесно общался с жандармами, база которых находилась буквально в нескольких метрах от их подпольного кружка.

Комментарии читателей

страницы

  • 1
  • >
  • >>

Обсудить на форуме

Горячие темы. Это обсуждают:

Приказом утверждены ФСБУ «Основные средства» и «Капитальные вложения»21435

О кассовом чеке замолвите слово: новые рекомендации ФНС при продаже в кредит1695

Депутатско-газпромовские зарплаты: обложат ли их 15%-ным НДФЛ на лечение детей11227

Обнародован проект будущих предельных баз по взносам в ПФ и ФСС на 2021 год1969

Последние новости:

Наиболее важные новости недели 19 -23 октября 2020 года
Для организаций обновлены коды льгот по имущественным налогам для 2 квартала
Ежемесячное формирование реестра МСП: закон осталось только подписать
Счетная палата не видит перспектив в продлении действия «вмененки»
Часть зарплат, которая выше 5 млн в год, все-таки обложат НДФЛ по ставке 15%

Проблематика и жанр

«Мои университеты» Горького — третья повесть трилогии. В двух первых рассказывается о детстве героя, а заключительная повествует о юности. Проблематика произведения строится вокруг взросления Алёши и революционного движения, набирающего обороты. В повести показан контраст между сытой мещанской жизнью и полуголодным существованием рабочих и крестьян.

Анализ произведения показывает: Алексей понимал важность образования, и не его вина, что не удалось поступить в университет. Чтобы бороться за лучшую долю для всего народа, нужны знания, которых у героя не было

Однако встречи и общение с интересными людьми, увлечёнными идеей всеобщего равенства, помогли Пешкову сформировать убеждения и стойкий характер. Жанр «Моих университетов» — автобиографическая повесть. На это указывают такие признаки:

  • повествование ведётся от лица главного героя;
  • автор рассказывает о своей жизни;
  • имена писателя и основного персонажа совпадают;
  • в произведении очень много действующих лиц.

Тяжелое положение

За последние несколько месяцев парень прочитал несколько десятков бульварных романов, в которых описывались невероятные приключения героев. Собственная жизнь порой ему казалась не менее увлекательной. К слову, Алеша действительно любил приключения. Может быть, поэтому его часто тянуло в подозрительные компании?

Еще один его подозрительный знакомый —
Трусов. Тот активно торговал краденым. Часто они проводили время вместе, выпивали, рассуждали о смысле жизни. Алеша провел в этой компании несколько ночей, которые практически предрекали его дальнейшую судьбу. Однако прочитанные главным героем книги смогли пробудить нем стремление к чему-то большему и возвышенному. В какой-то степени именно тяга к знаниям помогла Алеше определить для себя верное направление жизненного пути.

Арест Плетнева

Вскоре Никифорыч рассказал Алеше, что Плетнев арестован. Его отправили в Петербург. В душе главного героя возник разлад. Книги, которые он читал, были пропитаны гуманизмом, но в окружающей жизни он его практически не встречал. Студенты всегда переживали всей душой за народ, который считали воплощением мудрости и добросердечия. Народ же, который встречал Алеша, был пьяный, жадный и воровитый.

Главного героя постоянно раздирали противоречия. Он дошел даже до того, что решил стреляться из пистолета, купленного на рынке. Целился в сердце, но не попал, только пробил легкое. Месяц провел в больнице, а затем снова вернулся в булочную.

Сочинения

Мои университеты Горького — это автобиографическое произведение, которое автор пишет в 1923 году. Оно входит в трилогию, что состоит из повестей Детство, В людях и Мои университеты. Как раз с последней повестью, которая и завершает трилогию, мы познакомились на уроке. Теперь ответим на вопрос: Влияние какого человека на Алешу Пешкова было самым сильным. Для этого ознакомимся с произведением Мои университеты в кратком содержании, а также с его героями.

Для подробного изучения работы Горького, где описана последняя ступень в формировании личности писателя, мы видим рождение и развитие революционного настроения и советуем познакомиться с полной версией текста. У кого нет времени, может познакомится с кратким содержанием работы.

Мои университеты Горький краткое содержание

Итак, Мои университеты повествуют о дальнейшей жизни Алеши Пешкова — героя повести. В этой книге он по совету молодого гимназиста Евреинова, отправляется в Казань. Там он планирует поступать в университет. Попрощавшись с бабушкой, герой отправляется в путь. Далее мы узнаем, что в университет герой так и не поступает. Из-за постоянной нехватки денежных средств, Алеша уже не думает об учебе, он занят тем, как заработать деньги на проживание.

Читая работу Горького Мои университеты, мы видим, насколько сложно живется парню. Он трудится на нескольких работах, при этом не гнушается тяжелого труда, требующего физической выносливости. Живет же сначала у Евреиновых, вскоре Пешков знакомится со служащим из типографии Плетневым, у которого и селится. Именно Плетнев в дальнейшем свел нашего героя с революционером Деренковым, у которого Алеша работал в булочной. Герой загорелся идеями революции, и они собирались в магазине Деренкова и желая изменить установленный устрой. Мало того, он даже доставлял с выпечкой запрещенные брошюры, тем самым распространяя идеи революции.

Позже Алеша познакомится с Ромасем по прозвищу Хохол, человеком, что распространял и вел революционную пропаганду среди крестьян. Познакомившись в Хохлом, Пешков переезжает к нему в Красновидово, ведь Ромась пообещал не только работу, но и помощь в поступлении в университет. Алеша согласился, ведь он не покидал надежду начать обучение. Однако в Красновидове Алеша работает, много читает, но так и не начинает учиться. Вместо этого беседует с крестьянами, знакомится с местным бытом. Далее мы узнаем о пожаре, который спалил много домов. Рискуя своей жизнью, герой спасает все свои книги.

Ромась уезжает с деревни, давая напутственные слова молодому человеку — герою произведения. Самому же герою на тот момент было 20. Повесть имеет отрытый финал, где Алексей не поступает в университет, а отправляется с Бариновым в рыболовецкую артель к берегам Каспия.

В итоге, мысли об университете Алеша оставил позади, однако он получил большее. Его университетом была жизнь. Путешествуя, знакомясь с самыми разнообразными людьми, наблюдая и даже участвуя в кружках революционной молодежи, герой размышлял о жизни, о человеке в целом и его роли, делал свои умозаключения. Он развивался, обучался и верил, что человек велик и прекрасен.

Герои повести

В повести Горького автор создает многих персонажей. Среди них и бабушка героя, и гимназист Евреинов, и Плетнев — служащий типографии. Мы знакомимся с Деренковым — владельцем лавочки, который вел революционную пропаганду среди молодежи, здесь же и Ромась Михаил — революционный пропагандист среди крестьян. Главным же героем является Алеша Пешков, что уже давно попрощался с детством и отрочеством.

Отвечая на вопрос, кто из героев произведения Горького Мои университеты повлиял на Алешу сильнее всего, то можно вспомнить о бабушке, чьи напутственные слова оставались с юношей все время. Они и помогали определять отношение героя к тем или иным людям, что встречались на пути.

Повлиял на судьбу и сам гимназист Евреинов, ведь именно он настоял на поездке в Казань с целью поступать в университет. В итоге герой прошел университет жизни, встречая на пути разных людей, которые в той или иной мере влияли на восприятие Алеши, на ход событий, на мысли и идеи.

Горький, Мои университеты. Влияние какого человека на Алешу Пешкова было самым сильным?

А какую оценку поставите вы?

Борьба за выживание

Шли тяжелые будни. Чтобы хоть как-то прокормиться, Алексей подрабатывал грузчиком на пристани в окружении разных людей. С профессиональным вором Башкиным и «тёмным человеком» Трусовым он провел несколько дней в лугах на реке Казанке. Там они пили и беседовали о сложности жизни. Начитанный Алексей понял, что у них разные пути.

Знакомство со студентом Гурием Плетнёвым — еще один этап жизни главного героя. У бедного юноши было много талантов, но он не пытался их развивать. Он жил в полуразрушенном бараке — обиталище воров, проституток и нищих студентов. Алексей и Гурий спали в одной кровати в дальнем углу коридора. По вечерам в закоулках этой трущобы среди нищих и несчастных людей Алексей анализировал их поведение, и в его голове постоянно возникал один и тот же вопрос: «Зачем всё это?».

Плетнёв был добрым волшебником и весельчаком. Он всех утешал и давал добрые советы. Иногда давал поручения Алеше, но из-за его молодости в тонкости дел он не посвящал. Как выяснилось позднее, здесь пытались организовать подпольную типографию. Подпольщиков арестовали.

Знакомство с кружковцами, читавшими книги Джона Стюарта Милля с примечаниями Чернышевского, не увлекало юного студента. Он тянулся в артель грузчиков, разгружавших баржи. Далее, следует встреча с владельцем небольшой лавки Андреем Деренковым. У него была огромная библиотека запрещенной литературы. Ежедневно вечерами к Андрею приходили студенты, они были настроены заботами о русском народе и тревожились о будущем России. Пешков понимал задачи, которые пытались они решить, и был в восторге.

Работа в крендельном заведении Семенова

Алеша Пешков вскоре после своего знакомства с Деренковым поступил на работу в крендельное заведение, которым руководил Семенов. Он стал трудиться здесь в должности подручного пекаря. Заведение находилось в подвале. Алеша никогда раньше не работал в столь невыносимых условиях. Приходилось трудиться по 14 часов в день в грязи и одуряющей жаре. Рабочих Семенова соседи по дому именовали «арестантиками». Алексей Пешков не мог смириться с тем, что они переносят столь безропотно издевательства хозяина-самодура. Он читал рабочим тайком от него запрещенные книги. Хотел подарить надежду этим людям на то, что возможна совсем другая жизнь, Алексей Пешков (М. Горький). «Мои университеты», краткое содержание которых в формате одной статьи может быть дано лишь в общих чертах, продолжаются описанием тайной комнаты.

Акт третий

Ранняя весна. Задний двор ночлежки, называемый «Пустырём». Здесь расположились Наташа, Настя, Лука, Барон и Клещ. В окно ночлежки выглядывает Бубнов. Все слушают Настю, рассказывающую о роковой любви к ней красавца-студента. Барон со смехом замечает, что в прошлый раз студента звали по-другому. Лука заступается за девушку.

Настя продолжает рассказывать со слезами на глазах. Барон вновь смеётся над ней, говорит, что история — из книжки «Роковая любовь». Лука уводит Настю, ласково утешая.

Бубнов удивляется, отчего человек так любит врать. Наташа признаётся, что сама иногда выдумывает, что скоро приедет кто-то особенный, и с ней случится что-то небывалое. Барон сочувствует Наташе — ей тяжело жить с сестрой и Костылёвым, которые её жестоко избивают.

Барон уходит мириться с Настей. Вернувшийся Лука рассказывает, как служил он сторожем на даче под Томском. Однажды залезли на дачу двое воров. Лука пожалел их, не стал убивать. Воры оказались беглыми каторжниками-поселенцами, которые забрались в дом поискать съестного. Так они и прожили всю зиму — втроём дачу стерегли. «Человек может добру научить» — заключает Лука.

Бубнов говорит, что врать не умеет и предпочитает говорить правду. Тут вскакивает Клещ, кричит, что ненавидит Луку, его утешения и правду Бубнова, и убегает.

Из-за угла появляется Пепел и подходит к Наташе. Она сегодня свободна — сестра и Костылёв ушли на кладбище, а потом в церковь, ко всенощной. Лука задумчиво говорит Бубнову, что «не всегда правдой душу вылечишь», и рассказывает о жившем в Сибири человеке, верившем, что есть на свете праведная земля, где все помогают и уважают друг друга. Эта вера помогала ему терпеть нищету и лишения. Однажды человек встретил ссыльного учёного, который доказал ему, что праведной земли не существует. Тогда человек дал учёному в ухо, а потом пошёл домой и повесился.

Бубнов не верит, смеётся и исчезает из окна. Лука заявляет, что скоро уйдёт «в хохлы», где, по слухам, открыли новую веру — «всё ищут люди, всё хотят — как лучше». Лука верит: «кто крепко хочет — найдёт», только помогать надо людям и уважать их.

Пепел снова предлагает Наташе уйти с ним, обещает бросить воровство.

Васька просит, чтобы Наташа помогла ему измениться, назвала не вором, как остальные, а «другим именем». Лука поддерживает Пепла, но девушка не верит Ваське и не любит его. Пепел продолжает уговаривать девушку, а в окне стоит Василиса и слушает. Наконец, Наташа соглашается, но обещает удавиться, если Пепел её ударит. Лука подбадривает девушку — «ты ему нужнее, чем он тебе».

Василиса насмехается над сестрой, намекая на мужское бессилие бывшего любовника. Приходит Костылёв и гонит Наташу ставить самовар. Пепел не хочет отпускать девушку, но та покорно уходит. Между Васькой и Василисой начинается ссора, которую прекращает Лука.

Костылёв уже знает, что Лука собрался уходить. Он считает, что человеку негоже бродяжничать.

Человек обязан работать, пользу приносить. А странник молчать должен, даже если он какую-то свою правду узнал, в дела людей не вмешиваться, скрываться в лесах и молиться «за все мирские грехи». Лука же не странник, поскольку паспорта не имеет.

Лука возражает: есть люди, отличные от других, как урожайная земля — «что не посеешь на ней — родит», а таких как Костылёв и сам господь бог не исправит. Разозлённый Костылёв выгоняет Луку из ночлежки.

Костылёв уходит, а Бубнов поддерживает старика — «вовремя уйти всегда лучше». Сам он «от каторги спасся тем, что вовремя ушёл». Жена Бубнова с любовником хотели его извести. Бубнов решил было убить жену, но передумал и ушёл, оставив всё имущество и кожевенную мастерскую.

Появляются Сатин и Актёр, который целый день не пил и всерьёз собрался искать лечебницу. Сатин рассказывает Луке, что в молодости плясал, играл на сцене, людей смешил, а потом «убил подлеца в запальчивости и раздражении», защищая сестру. Отсидел четыре года в тюрьме, сестра умерла. Теперь Сатину в нормальную жизнь ходу нет — он стал игроком.

Приходит Клещ. Он продал весь инструмент, чтобы похоронить жену, и теперь ему нечем работать. Сатин советует ему ничего не делать, просто землю обременять, но Клещу стыдно так жить.

Тут из окна Костылёвых раздаётся шум — Василиса снова избивает сестру. Актёр приводит Пепла, из дому выводят избитую Наташу с ошпаренными ногами — на неё опрокинули кипящий самовар. Следом идёт Василиса, всё ещё пытаясь ударить сестру. Ей мешает Алёша.

Пепел бьёт Костылёва, тот падает и умирает. Василиса обвиняет Ваську в убийстве. Тот не остаётся в долгу — кричит, что это Василиса его подговорила мужа убить. Наташа решает, что они заодно и изувечили её специально, чтобы не мешала. Находясь в полубес­па­мятстве, она проклинает Пепла.

Алеша отправляется в Красновидово

В 1888 году, в июне, в один из приездов в Казань Ромась предложил Алеше поехать к нему в село для того, чтобы помогать в торговле. Также Михаил Антонович обещал помочь Пешкову учиться. Естественно, Максимыч, как частенько называли теперь Алексея, согласился на это. Он не бросил свои мечты об ученье. К тому же, ему нравился Ромась — его тихое упорство, спокойствие, молчаливость. Алексею было любопытно узнать, о чем же молчит этот богатырь.

Максимыч через несколько дней уже был в Красновидове. Он долго разговаривал с Ромасем в первый вечер по приезде. Беседа Алексею очень понравилась. Затем последовали и другие вечера, когда, закрыв плотно ставни, в комнате зажигали лампу. Михаил Антонович говорил, и крестьяне слушали его внимательно. Алеша устроился на чердаке, прилежно учился, много читал, ходил по селу, беседовал с местными крестьянами.

Самое трудное время

Нищенское существование и поиски работы осенью привели его в пекарню Василия Семёнова. Это был тяжелейший период его жизни. Он не мог продолжать учебу и ходить к Деренкову из-за тяжёлой работы, и это угнетало. Но героя поддерживало чувство, что работа среди людей была направлена на их просвещение, это придавало моральные силы, но коллеги считали его шутом, сочинявшим сказки. Вскоре пришла весть о смерти бабушки. Тяжесть работы и осознание бессмысленности своего существования вгоняли в депрессию.

Новый этап в судьбе свел с такими людьми:

  1. Старый ткач Никита Рубцов, беспокойный и умный человек.
  2. Его друг, чахоточный слесарь Яков Шапошников, яростный атеист.
  3. Пекарь Лутонин.
  4. Мария Деренкова.
  5. Городовой Никифорович.

Тяжелая жизнь вокруг и порочное общество толкали на суицид. Попытка закончилась неудачно, восстановившись, он вернулся к прежней жизни.

Знакомство с Гурием Плетневым

Часто на пустыре собиралась играть в городки учащаяся молодежь. Здесь Алеша подружился с Гурием Плетневым, типографским служащим. Узнав, как трудно живется Алеше, он предложил переехать к нему и начать готовиться к работе сельского учителя. Однако ничего не вышло из этой затеи. Алеша нашел себе пристанище в полуразрушенном доме, населенном городской беднотой и голодными студентами. Плетнев по ночам работал и зарабатывал в ночь 11 копеек. Алеша спал на его койке, когда тот отправлялся на работу.

Рассказчик, Алексей Пешков, по утрам бегал за кипятком в соседний трактир. Плетнев во время чая читал забавные стихи, рассказывал новости из газет. Затем он укладывался спать, а Алеша отправлялся на пристань Волги на заработки. Он таскал грузы, пилил дрова. Так Алеша прожил с зимы до конца лета.

Знакомство с Гурием Плетневым

Часто на пустыре собиралась играть в городки учащаяся молодежь. Здесь Алеша подружился с Гурием Плетневым, типографским служащим. Узнав, как трудно живется Алеше, он предложил переехать к нему и начать готовиться к работе сельского учителя. Однако ничего не вышло из этой затеи. Алеша нашел себе пристанище в полуразрушенном доме, населенном городской беднотой и голодными студентами. Плетнев по ночам работал и зарабатывал в ночь 11 копеек. Алеша спал на его койке, когда тот отправлялся на работу.

Рассказчик, Алексей Пешков, по утрам бегал за кипятком в соседний трактир. Плетнев во время чая читал забавные стихи, рассказывал новости из газет. Затем он укладывался спать, а Алеша отправлялся на пристань Волги на заработки. Он таскал грузы, пилил дрова. Так Алеша прожил с зимы до конца лета.

Работа у Хохла

По весне в булочную заявился и Хохол, и предложил работать в его лавке. Алеша переехал в село Красновидово, где никто не знал о его позорной попытке самоубийства. Настоящее имя Хохла —
Михаил Ромась. Помещение для лавки и жилье он арендовал у богача Панькова. Сельчане не любили Ромася, он отдавал мужикам товары по заниженной цене, из-за этого те терпели убытки.

В Красновидове Алеша начал общаться с Изотом. Это был красивый и умный мужчина, от которого были без ума все женщины на селе. Ромась учил его читать, а теперь его образованием занялся Алеша.

Хохол считал, что мужика не стоит жалеть, как это делают народовольцы. Вместо этого его нужно учить, как правильно жить. Общение с Ромасем помогло Алеше правильно расставить приоритеты.

В этом же селе главный герой сошелся с еще двумя занятными персонажами —
Кукушкиным и Матвеем Бариновым. Последний был неисправимым выдумщиком и обижался, когда его обвиняли во вранье. Он постоянно выдумывал фантастические истории, в которых добро брало верх над злом. Не отставал от него в сочинительстве и Кукушкин. Причем он был очень искусным и универсальным работником. У себя в бане Кукушкин разводил кошек, стремясь вывести новую, охотничью породу. Но результат был явно не тот, которого он ожидал: кошки тащили цыплят у всех соседей.

Панков, на которого работали Алеша и Хохол, был сыном местного богача. Однако с отцом тот не общался, поскольку женился по любви, но против родительской воли. С Алешей у них сложились взаимно неприязненные отношения.

Покушение на Ромася

Спокойная и размеренная жизнь в селе закончилась, когда однажды утром на их кузне раздался взрыв. В это время кухарка растапливала печь. Выяснилось, что недоброжелатели Хохла начинили порохом одно из полен, подбросив его в поленницу. Ромась и после этого случая остался невозмутимым.

Алеша всегда поражался тому, что Хохол никогда и ни на кого не сердился. Если кто-то его раздражал или злил, он только прищуривал глаза и спокойно произносил какие-то простые, но беспощадные слова, после которых оппоненту делалось не по себе.

Изредка их навещала Мария Деренкова —
та самая девушка, которая давно приглянулась Алеше. Но за ней ухаживал Ромась, поэтому главный герой лишь расстраивался и старался избегать с ней даже случайных встреч.

В июле неожиданно для всех исчез Изот. Оказалось, что его убили, проломив череп, а лодку утопили. Тело Изота обнаружили мальчишки под баржей.

Действующие персонажи

Главным героем произведения является Алексей Пешков. Писатель, рассказывая о юноше, повествовал о себе самом, то есть фактически книга написана в жанре автобиографии.

Алексей был сиротой. Его воспитывала бабушка. Ничего, кроме бедности, парень не видел. Поэтому Пешков так старался добиться чего-то в самостоятельной жизни. Анализ действий главного героя на протяжении все истории позволяет понять, что Алексей думающий и неравнодушный человек.

Помимо Пешкова, в повести встречаются и другие действующую персонажи. К ним относятся следующие герои:

  • Николай Евреинов — девятнадцатилетний гимназист, друг Алексея, убедивший его не бросать университет;
  • Гурий Плетнев — еще один друг Пешкова, гимназист, бедняк и революционер;
  • Андрей Деренков — хозяин булочной, принимавший в своем магазине радикалов и сторонников революции;
  • Никифорыч — городовой, который всегда очень тщательно следил за соблюдением порядка в городе;
  • Хохол (Михаил Антонович Ромась) — один из близких друзей Алексея, его наставник в революционных идеях;
  • Панков — местный богач, сдававший комнату Ромась и Алексею.

Тяжелое положение

В кратком содержании «Моих университетов» Горького нельзя упустить эпизод, когда к главному герою приходит осознание острой необходимости самостоятельного поиска средств к существованию. Чтобы прокормиться, Алеша отправляется на пристань Волги: там ему практически всегда подворачивается какая-нибудь копеечная работа.

За последние несколько месяцев парень прочитал несколько десятков бульварных романов, в которых описывались невероятные приключения героев. Собственная жизнь порой ему казалась не менее увлекательной. К слову, Алеша действительно любил приключения. Может быть, поэтому его часто тянуло в подозрительные компании?

Краткое содержание «Моих университетов» включает в себя раздел о знакомстве Алеши с опытным вором по фамилии Башкин. Уголовник оказался умным, образованным человеком и настоящим почитателем женского пола.

Еще один его подозрительный знакомый – Трусов. Тот активно торговал краденым. Часто они проводили время вместе, выпивали, рассуждали о смысле жизни. Алеша провел в этой компании несколько ночей, которые практически предрекали его дальнейшую судьбу. Однако прочитанные главным героем книги смогли пробудить нем стремление к чему-то большему и возвышенному. В какой-то степени именно тяга к знаниям помогла Алеше определить для себя верное направление жизненного пути.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий