Методы географических исследований

Введение

География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.

Земля из космоса (вид с поверхности Луны) ()

Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.

Луна — спутник Земли ()

Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.

Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».

Международная космическая станция )

Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.

Планета Марс ()

Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.

Вид на гору Фудзияма, Япония ()

Северное сияние, Финляндия ()

Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.

Торнадо, США ()

Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия ()

Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония ()

Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.

Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.

Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.

Южная часть России (вид из космоса) ()

Содержание

Картографический метод

Карта — это особый источник географических знаний. Она отражает и систематизирует информацию, полученную путём наблюдений и описаний.

Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н. э.. Шло время. Карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.

Картографы создают различные карты — географические, климатические, полезных ископаемых и др. Таким образом, картографический метод исследования представляет собой применение карт для научного и практического познания изображённых на них объектов и явлений. Он является неотъемлемой частью большинства географических изысканий.

Статистический метод

Статистика – важнейший инструмент практически любой науки, и география исключением не является. Ученые собирают самую разную информацию о географических объектах, на например, численность населения стран и их площадь, скорость морских течений или движения материков. Уже на основе статистики могут быть составлены разнообразные карты, отражающие ее. Также статистическая информация может быть представлена в виде графиков, диаграмм, гистограмм или в другой форме.

Наконец, статистика дает исследователям методы обработки информации. В частности, можно определить корреляцию между какой-либо парой параметров. Например, статистика говорит, что в странах с низкой долей курящего населения выше средняя продолжительность жизни.

Методы физической географии

В процессе теоретических и прикладных исследований ученые используют общие и специализированные методы. К первой категории методов сбора данных относят:

  • Экспедиционный метод. В его рамках специалисты изучают определенную территорию, природное явление. Это один из самых древних способов получения информации в географии. При этом современная география требует не только визуального изучения территории, но и применения специальной техники.
  • Стационарный метод. Предполагает сбор данных о процессах, которые постоянно меняются во времени. Стационарные наблюдения используются при изучении гидросферы, сейсмической активности.
  • Экспериментальный метод. Один из самых молодых методов ФГ, при котором происходит наблюдение за изучаемым объектом под действием различных факторов. Благодаря этому методу стали доступны методы моделирования физико-географических процессов.

Вторая категория – методы первичной обработки. Для изучения информация поступает в самых разных видах: образцы, цифровые характеристики, карты, схемы, снимки, текстовая информация. Далее к полученным данным применяют следующие методы:

  • Сравнительно-описательный. С его помощью описывается действие или изучаемый объект. Как правило, дополняет статистические или картографические методы.
  • Картографический. Наглядное изображение пространства территории.
  • Статистический. Включает в себя в основном числовые параметры явлений и природных объектов (таблицы, диаграммы, схемы).

Каждый из перечисленных методов дополняет другой и обеспечивает получение максимально точной и подробной информации об объектах литосферы.

Картография

Главный вопрос географии – «Где?». Ответом на него является карта. Следовательно, картография является третьей ветвью географических наук, наряду с физической и общественной географией. Каждая из географических наук использует различные карты и создает свои.

С особенностью составления планов местности и условными знаками, классификацией карт вы познакомились в 5–6 классах по предмету «Естествознание».

Навыки составления картосхем вы получили в 7 классе. В 8 классе фокус внимания будет сосредоточен на тематических картах.

Подумай!

Вспомните свои картографические знания и навыки, полученные до 8 класса, и представьте их в виде интеллект-карты. Поясните свои результаты всему классу.

Тағы да осы тақырып бойынша

Басқа іс-әрекеттер

  • Сілтемені көшіру
  • Қате туралы хабарлау

Методы географических исследований

Методы географических исследований — способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1)Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки.

6). Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее.

Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах.

Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8 ) Метод дистанционных наблюдении. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы



Как географы изучают объекты и процессы. Как проводятся научные наблюдения.

Из текста учебника (с.11) выпиши главные черты (особенности) научных наблюдений.

Объясни данные особенности. Используй для выполнения этого задания имена прилагательные.

1. Активные — наблюдатель ищет и фиксирует определенные метеорологические величины и атмосферные явления.

2. Целенаправленные — наблюдатель фиксирует только необходимые для определения погоды метеорологические величины и явления.

Определенный план действия — продумывается наблюдателем заранее и прописан в книге «Наставление гидрометеорологическим станциям и постам».

4. Систематические — проводятся многократно по определенной системе.

Школа географа-следопыта.

Запиши в таблицу результаты наблюдений за длинной тени гномона.

Дата наблюдения: 20 сентября 2014 года.

Место наблюдения: город, поселок, село Бугуруслан.

Высота гномона: 50 см.

 Время наблюдения (час, минута) Длина тени гномона (см)   Положение Солнца над горизонтом (поднимается, опускается)
 10:30  40  поднимается
 12:00  50  в зените
 14:30  60  опускается
 9:30  30  поднимается
 8:30  20  поднимается
 15:30  70  опускается
 16:30  80  опускается
 7:30  10  поднимается

Вывод по результатам наблюдений (вставь пропущенные слова).

Когда Солнце поднималось над горизонтом, тень гномона увеличивалась, когда Солнце опускалось к горизонту, тень гномона уменьшалась.

Сравни длину гномона с самым большим значением длины его тени.

Длина гномона больше, чем самая длинная тень гномона.

Что изучают в курсе географии. Предмет изучения

География зародилась на заре человеческой мысли. За время своего существования эта наука не стала менее актуальной, наоборот, она и сейчас играет важную роль в жизни человечества, помогает решать глобальные проблемы, вопросы рационального использования и преобразования природной среды, ставит перед людьми определенные задачи, решение которых улучшает условия их жизни и деятельности.

А географ — это человек, изучающий географию, Землю, и все, что происходит на нашей планете.

Что изучает география определяет название науки. Оно пошло от грека Эратосфена, ученого, жившего во 2 половине III века н. э. в Александрии.

Эратосфен, древнегреческий ученый, давший название науке «география» 

С древнегреческого «гео» и «графос» («Земля» и «пишу») переводится, как «землеописание», то есть география изучает Землю, земную поверхность, природу планеты, население и его хозяйственную деятельность.

В настоящее время представляет собой комплекс наук, тесно взаимодействующих друг с другом. Она охватывает практически все сферы нашей жизни, деятельность географа многогранна, но можно выделить три главных направления:

  1. Физическая география;
  2. Социальная и экономическая география;
  3. Картография.

Что изучает физическая география? Эта ветвь имеет много интересных направлений, включает климатологию, почвоведение, гидрологию, палеогеографию (прошлое географической оболочки), геоморфологию, гляциологию (изучает льды), урбанистику (науку о городах) и многое другое. Физическая география изучает население, климат, природные зоны, рельеф. Включает в себя и древнейшую ветвь географии — страноведение, берущую начало в античном мире.

То, что изучает экономическая география, включает в себя знания о мировой экономике и экономике отдельных государств. Например, в старших классах мы изучаем географию промышленности, что относится также к сфере экономики. Социальная география рассматривает непосредственно общество, жизнь в нем людей, их взаимодействие между собой. Эти ветви тесно взаимодействуют друг с другом и представляют собой единой целое.

Картография — это наука о составлении географических карт, о которых поговорим на этом уроке, а также само их составление.

В курсе географии 7 класса мы продолжим изучать физическую географию. Материки, океаны, народы и страны будут предметом нашего изучения. Познакомимся с природой Земли, более подробно, чем в курсе начальной географии, рассмотрим свойства оболочек нашей планеты, население континентов, страны, народы, их быт и культуру, отличие друг от друга. Поговорим и о нашей стране, но подробнее изучим географию России в 8 классе.

Картографический метод

Карта — это особый источник географических знаний. Она отражает и систематизирует информацию, полученную путём наблюдений и описаний.

Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н. э.. Шло время. Карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.

Картографы создают различные карты — географические, климатические, полезных ископаемых и др. Таким образом, картографический метод исследования представляет собой применение карт для научного и практического познания изображённых на них объектов и явлений. Он является неотъемлемой частью большинства географических изысканий.

Основные географические дискуссии

Данные дискуссии до сих пор актуальны в географии, играют огромную роль в географической науке и, возможно, не имеют однозначного решения. Многие из географических дискуссий сосредоточились вокруг терминологии, классификации и других внешне формальных построениях. Однако терминология и классификация — не что иное, как концентрированное изложение теоретических взглядов учёных, и за дискуссией об определении стоят целые научные школы, теории и гипотезы.

  • Определение географии как науки, существует ли такая наука, предмет изучения географических наук.
  • Определения понятия «географическая оболочка», отличие географической оболочки от геосфер Земли.
  • Определения понятия «географическое пространство»; не определена физическая область этого «пространства» и границы применимости термина.
  • Определения понятия «географическая политика или геополитика», которое либо не определено вообще в национальном лексиконе ряда стран, либо имеет слишком широкое и неопределенное толкование.
  • Определение системы географических наук, место отдельных наук в этой системе и их значения для других наук.
  • Сущность географии как единой науки и есть ли таковая, цели, задачи и предмет изучения географии.
  • Теоретическая география и есть ли таковая, какая из наук может называться теоретической географией или это отдельная дисциплина, существуют ли общегеографические теории.
  • Хорологический подход в географии, его главенство в географических исследованиях, является ли география «чистой» хорологической наукой или должна исследовать не только пространственные закономерности.
  • Определение понятия «карта», отличие карты от других моделей.
  • Определения понятий «ландшафт», «природно-территориальный комплекс», «геосистема», существует ли объективно ландшафт, сущность физико-географического районирования.
  • «Дискретность» и «континуальность» географической оболочки
  • Научное направление «Стратегическая география», которое в силу своей новизны и широкого охвата различных — стратегического характера — аспектов «традиционных географий» и сложной внутренней структуры подлежит всестороннему анализу и проверке применимости её средств и методов в практике изучения геополитических процессов.

Ссылки

  • The Devil’s Candy (англ.) на сайте Internet Movie Database

Нормативно-правовые источники

К этой категории относятся законодательные акты государств, указы президентов и правительств. Во многих конституциях, в том числе и в российской, приводится перечень административных единиц (провинций), входящих в состав страны. Также законы определяют размер ряда экономических выплат (пенсий, пособий на ребенка) и устанавливают такие показатели, как минимальная оплата труда или прожиточный минимум. В свою очередь с использованием этих цифр рассчитывается уровень бедности и иные параметры страны. Нормативно-правовые источники позволяют определить уровень налогообложения в государстве.

Литература

  • География // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Мукитанов Н. К. От Страбона до наших дней: (Эволюция географических представлений и идей). — М.: Мысль, 1985. — 240 с. — 45 000 экз.
  • Браун Л. А. История географических карт. — М.: Центрополиграф, 2006. — 480 с.
  • Клавихо, Руи Гонсалес де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403—1406 гг.) / Пер. со старо-испанский, предисл. и коммент. И. С. Мироковой. — М.: Наука, 1990. — 211 с.
  • Лимнология и палеолимнология Монголии. Научные статьи / Группа авторов: Батнасан Н., Дорофеюк Н. И., Дулмаа А. и др. — СПб.: Наука, 1994. — 304 с.

Картографический метод

Картографический метод — определение с помощью различных карт местонахождения, высоты и размеров форм земной поверхности, описание различных явлений. Все параметры объектов и явлений наносят на карту. На протяжении всей истории человечества карта была одной из форм представления информации (рис. 3).

Первые графические изображения местности люди создавали уже 2— 3 тыс. лет до н.э. Это наскальные изображения, рисунки на коре, коже, дереве, кости. Народы, населяющие многочисленные острова Тихого океана, делали карты из морских раковин и черенков пальмовых листьев.

Широкое распространение получили карты в Римской империи. Ими пользовались для организации и проведения военных походов.

Позднее появилась картогра́фия — наука о создании и использовании географических карт.

Расцвет картографии в Европе начался в XV веке. Это был период Великих географических открытий. По мере открытия новых земель карты становились всё более точными. Они были необходимы штурманам кораблей, купцам, военным. С помощью карт они находили нужный курс и маршрут. Впрочем, подробный разговор о картах ждёт нас впереди.

Системы органов животных

Описательный метод

Вспомните, что означает слово «география». Землеописание… Описание морей, равнин, гор, стран и народов — с этого начиналась географическая наука. Описание стало её первым методом. Пользуясь этим методом, исследователь обычно отвечает на три вопроса: «Где расположено?», «На что похоже?», «Какие имеет особенности?». На эти вопросы отвечали и путешественники, делая заметки в своих дневниках. Результаты наблюдений исследователи сравнивали, выявляли сходства и различия объектов и явлений. В настоящее время описательный метод широко используют при изучении отдельных территорий и стран.

Вопросы будущего планеты

Во многом прошлое Земли исследуется для того, чтобы можно было предсказывать ее будущее. Сегодня у географов есть карты, на которых показано расположение материков через миллионы лет

Огромной практической важностью обладает вопрос о процессе изменения климата

Ученые фиксируют, что сегодня происходит резкий рост средней температуры планеты – глобальное потепление. Каковы его причины, и к каким последствиям оно может привести? Ответить на эти вопросы очень сложно. Имитационные модели, с помощью которых можно построить прогноз изменения климата, содержат тысячи переменных, между которыми есть неоднозначные связи.

Например, с одной стороны, рост концентрации углекислого газа вызывает рост температуры из-за парникового эффекта, что ведет к таянию льдов, уменьшению отражающей способности ледовых шапок Земли и ещё большему росту температуры. С другой стороны, чем больше углекислого газа в атмосфере, тем быстрее растут растения, которые поглощают его при фотосинтезе. Учесть все эти взаимосвязи в рамках одной теории очень тяжело, для этого нужны расчеты на суперкомпьютерах, а также масштабный сбор климатической статистики по всему миру.

Физическая география

Физическая география

Физическая география это отрасль естествознания, которая занимается изучением процессов и закономерностей в природной среде, такой как атмосфера, гидросфера, биосфера и геосфера. Физическая география делится на несколько областей.

Геоморфология

Геоморфология — область, связанная с пониманием поверхности Земли, и процессов, благодаря которым она формируется как в настоящем, так и в прошлом. Геоморфология в свою очередь делится на несколько других направлений, которые изучают уже конкретные формы рельефа — к примеру, существует пустынная геоморфология или речная. Но все эти направления имеют общие процессы и методы, которые объединяют их в одну дисциплину. Геоморфология стремится понять историю и динамику рельефа и прогнозировать будущие изменения с помощью комбинации полевого наблюдения, физического эксперимента и численного моделирования (геоморфометрия).

Гидрология

Гидрология — область, которая изучает воду в любом ее проявлении и в любом месторасположение. Таким образом настоящая дисциплина охватывает воду в реках, озерах, водоносных горизонтах и, в некоторой степени, ледниках. Наука изучает все процессы и динамику развития этих водоемов.

Биогеография

Биогеография — наука, которая изучает географические закономерности распределения животных видов и процессы, которые влияют на формирование подобных закономерностей. Биогеография возникла как область исследований в результате работы Альфреда Рассела Уоллеса, хотя область до конца двадцатого века в основном рассматривалась как историческая с точки зрения перспективы и описательная с точки зрения подхода.

Климатология

Климатология — область, которая изучает климат. Дисциплина изучает все процессы и явления, связанные с погодными условиями в различные периоды времени. Климатология изучает как природу микро (локального), так и макро (глобального) климата, а также природные и антропогенные воздействия на них. Ориентируется на долгосрочное прогнозирование погоды.

Метеорология

Метеорология — область, которая исследует атмосферу и фокусируется на прогнозировании на краткосрочный период. Метеорологические явления —это наблюдаемые погодные явления, которые освещают и объясняются наукой о метеорологии.

Почвоведение

Почвоведение — область, которая направлена на изучения почв в их естественной среде. В основном занимается педогенезом, морфологией почвы, классификацией почвы.

Палеогеография — область, которая изучает материалы в стратиграфической записи, чтобы понять формирование континентов в их географическом развитии.

Прибрежная география

Прибрежная география — область, изучающее динамическое взаимодействие между океаном и сушей. Направление включает как физическую географию, так и человеческую.

Океанография

Океанография — область, которая изучает моря и океаны на поверхности Земли. Охватывает широкий круг вопросов, включая морские организмы и динамику экосистем (биологическая океанография); океанические течения, волны и динамику геофизической жидкости (физическая океанография); тектонику плит и геологию морского дна (геологическая океанография); и потоки различных химических веществ и физических явлений, происходящих в океане и вблизи его границ (химическая океанография).

Геоматика

Геоматика — область, которая отвечает за технологическое развитие географии, то есть за распространение информации, интерпретацию полученных данных и их хранение.
Четвертичная геология — область, отвечающая за изучение последних 2,6 миллионов лет существования Земли, с целью понимания последних экологических изменений.

Основные направления исследований

Самые волнующие научные открытия были сделаны в 19 и 20 веке, но исследование континента продолжается и в наши дни.

  1. Гляциология — исследование состояния льда.

Ледниковый панцирь формировался на протяжении нескольких тысяч лет. Благодаря послойному анализу можно выяснить климатические условия того или иного периода в истории Земли, состояние атмосферы, животного и растительного мира. Именно гляциологи — учёные изучающие лёд — смогли раскрыть, как менялся климат Земли со времён ледникового периода.

  • Изучение рельефа континента — по данным учёных ледяной щит в Южном полушарии сформировался намного раньше, чем ледяные поля в Северном.
  • Изучение пространств не занятых ледником — оазисов.

На этих открытых участках располагаются научные станции. Температура оазиса выше, чем окружающих его льдов. Поэтому здесь уютно чувствуют себя мхи, лишайники, некоторые виды насекомых — например, бескрылые мухи, тюлени, чайки-поморники, ракообразные.

Геологические исследования.

Антарктида — это своеобразный «запас» человечества. Когда на прочих континентах истощатся полезные ископаемые, то можно будет разрабатывать новые месторождения на холодном континенте. Исследователи считают, что здесь сосредоточенные огромные запасы золота, урана и трансурановых элементов.

Наблюдение за состоянием озонового слоя. В прошлом столетии учёные обнаружили огромный участок атмосферы, где начал разрушаться защитный озоновый слой.

В течение десятилетий за состоянием этой дыры проводятся наблюдение, замеры, изучается влияние деятельности человека на экосистему планеты. В настоящее время ширина озоновой дыры начала сокращаться.

  • Животный мир Антарктики — это уникальное сообщество и биологи до сих пор обнаруживают новые виды микроорганизмов, животных и птиц.
  • Последнее открытие учёных — система рек, которые протекают под толщей льда. Это необычное явление, потому что вода в жидком состоянии находится на глубине 700 м и остается текучей при температуре -20 градусов Цельсия.

Исследователи считают, что в подлёдных реках могут обитать организмы, которые могут выдерживать повышенное давление и отсутствие кислорода. Даже известные уже подлёдные озера Антарктиды ставят учёных в тупик.

Некоторые из них содержат пресную воду, другие — минерализованную. Поиск истоков и источников питания этих водоёмов — ещё одна проблема, волнующая современных учёных.

Влияние экстремальных природных условий на жизнь и здоровье человека. Учёные не приезжают на работу каждый день. Они живут на антарктических станциях по полгода. Что бы они не изучали, врачи ежедневно замеряют их биологические параметры и выводят определенные закономерности.

материк-загадка.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте.

А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»: Вы можете оставить комментарий к докладу.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий