Сочинения и популярные темы докладов

Меховой интернат — эдуард успенский

Читать краткое краткое содержание Успенский Крокодил Гена и его друзья (Чебурашка)

Где-то в тропическом лесу проживал маленький зверь с большими ушами по имени Чебурашка. Однажды ранним утром он отправился прогуляться. Возле фруктового сада он увидел ящики с апельсинами. Зверёк подумал, что они растут прямо в ящике, и съел один фрукт. Апельсины были такими вкусными, что он уже не мог оторваться. Наевшись вволю Чебурашка неожиданно задремал в этом самом ящике. Он даже не заметил, как пришли какие-то рабочие, закрыли ящики и понесли их на корабль.

Таким образом ящики очутились на прилавке магазина крупного города. Когда продавец открыл ящик, он очень удивился, обнаружив в нём чебурашку. Недолго думая, он предложил Чебурашке работать в качестве рекламы, привлекая прохожих. Зверёк согласился, и поинтересовался, где он будет жить. На что продавец сказал, что лучше, чем телефонная будка возле магазина, места не найти. Чебурашка очень обрадовался.

В этом же городе, в котором очутился Чебурашка, жил одинокий крокодил Гена. Приходя домой с работы, он оставался один, и чтобы не скучать в одиночестве, решил с кем-то подружиться. Написав объявление, крокодил Гена развесил его всюду по городу, и стал ждать.

Сразу же на следующий день по объявлению пришла кукла Галя. С порога она тут же заявила довольному Гене, что в его объявлении есть ошибки. В объявлении было сказано, что молодой кракодил хочет найти друзей. Галя объяснила, что слово «крокодил» пишется через букву «о», и удивилась, что Гена написал «молодой».

Новоиспечённый друг ответил, что крокодилы живут до трёхсот лет, поэтому он ещё молодой.

Это же объявление прочитал и Чебурашка. Он тоже поспешил познакомиться с Крокодилом. Галя с Геной попытались выяснить, кто же Чебурашка такой, но и в словаре они не нашли такого зверя. Чебурашка поник, думая, что с ним не станут дружить, но крокодил утешил зверька, сообщив, что теперь Галя, Гена и Чебурашка – самые, что ни на есть друзья.

Как то раз, когда Чебурашка шёл домой к крокодилу Гене, на улице он встретил маленького щенка по имени Тобик, который жалобно скулил. Оказалось, его просто так выгнала хозяйка. Чебурашке стало жалко Тобика, и он отправил его в телефонную будку, а сам поспешил к Гене.

Вместе друзья целый вечер шутили и смеялись. Вдруг раздался звонок в дверь. Это пришёл лев Чандр. Он спросил, нужен ли друг крокодилу? На что Гена ответил, что у него уже есть друзья. Чебурашка поспешил домой, и принёс ему повеселевшего Тобика. Он предположил, что лев Чандр с ним подружится. Так довольный лев приобрёл себе симпатичного друга.

Галя похвалила Чебурашку, и сказала, что в городе ещё много таких, как Чандр или Тобик. Друзья задумались, как можно им помочь, и придумали построить «Дом дружбы». Они загорелись этой идеей, и стали думать, где взять материалы для стройки. Они решили заказать кирпичи у Ивана Ивановича. Заведующий выписал им машину с кирпичами, которые были выгружены возле детского сада.

Недалеко от садика проходила зловредная старуха Шапокляк. Она страшно рассердилась, когда узнала, что друзья решили построить «Дом дружбы», и решила всячески им помешать. На площадку возле стройки она вылила много клея.

Между тем строительство шло своим чередом. Первым пришёл помогать лев Чандр. И сразу же его постигла неудача. Оказалось, он просто прилип.

За время стройки все себе нашли друзей, и решили «Дом дружбы» отдать Чебурашке. Чебурашка же возразил, и предложил отдать дом детскому саду. И сказал, что очень хотел бы работать там игрушкой. Все поддержали эту идею, и пошли открывать дом.

Когда Чебурашка отворил дверь, на него упал тяжёлый кирпич. Стало очень больно.

Такие проделки были в стиле старухи Шапокляк. Друзья решили её проучить. Они подарили ей много-много шаров, и старуха начала подниматься в воздух. Ей и в голову не пришло выпустить шары из рук, и вскоре она парила под небесами.

Крокодил Гена и Чебурашка кратко

Оцените произведение:

  • 3.94

Голосов: 350

Читать краткое содержание Крокодил Гена и его друзья. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Успенский. Краткие содержания произведений

  • 25 профессий Маши Филипенко
  • Вера и Анфиса
  • Вниз по волшебной реке
  • Гарантийные человечки
  • Дядя Федор, пес и кот
  • Крокодил Гена и его друзья
  • Меховой интернат
  • Школа клоунов

Послеглавие. Грустное письмо / Письмо с другого света[править]

«Девочка-учительница» (1984 г.)«Меховой интернат» (1989 г.)
В воскресенье утром Люся и Кира, которой подруга рассказала о необычных зверях, волокут рюкзак с листьями в посёлок.В воскресенье утром в посёлок едут: Люся; Кира; Кирин дедушка Григорий Алексеевич, которому обещали поход по местам боевой славы; и Киселёв, которого девочки заинтриговали «лесным училищем военно-партизанского типа с иностранным уклоном».

По дороге от станции им, как обычно, встречаются помятого вида личности, у которых по мере приближения к деревьям с добродушами улучшается настроение.

За воротами посёлка непривычно тихо. Дом, в котором располагался интернат, заколочен, а встреченный во дворе дядя Костя не узнаёт Люсю, разговаривает с ней довольно грубо и утверждает, что никаких интернатников не знает.

Кира рассержена на Люсю и считает её обманщицей. Но тут Люся слышит писк у крыльца, подходит ближе, и из травы ей в руки выпрыгивает коробочка, в которой лежит записка и два семечка микрофонных цветов для связи (одно она отдаёт Кире).Киселёв рассержен на Киру и считает её обманщицей. Кира с Люсей подходят к дому и видят на крыльце рюкзак с эвкалиптом. Из кармана рюкзака доносится писк. Люся обнаруживает в нём коробочку, в которой лежит записка и два семечка микрофонных цветов для связи (одно она отдаёт Кире).

В прощальном письме звери объясняют, что уходят, потому что на них хотят охотиться «злые и пьяные охотники», т. е. люди ещё не готовы к встрече («Наверное, мы пришли слишком рано»). Впрочем, они выражают надежду, что следующие поколения смогут подружиться.

До Люси доходит, что четверо интернатников приезжали к ней попрощаться перед эвакуацией.

(На самом деле они предупреждали её о возможном отъезде ещё той ночью, но она не обратила внимание.)

(На самом деле Мехмех упоминал об эвакуации ещё в день приезда Киры и комиссии, но она не обратила внимание.)

Девочки везут эвкалипт обратно в город и приходят с ним в аптеку. Провизор сообщает, что не может вернуть Люсе хендрик, поскольку уже начала его использовать. Люся отдаёт ей рюкзак с листьями, не требуя ничего взамен.

Провизор более подробно рассказывает о целебных свойствах хендриков (они не дают стариться человеку), и Люся принимает решение отдать второй пакетик Кириному дедушке.

Глава седьмая. В Москву с нюхоскопом[править]

(В журнальной версии здесь просто продолжается шестая глава.)

Неожиданно в окно стучится Снежная Королева, а вслед за ним в комнату проскальзывает Фьюалка. Они рассказывают, что случилось в посёлке:

Двое охотников увидели Севу Боброва и приготовили ружья. Сева заговорил с ними человеческим языком. Тогда охотники решили поймать его живьём и продать на птичьем рынке. Бобрёнок издал ультразвуковой крик о помощи, горностай и ласка прибежали и отбили его.Один из добродушей вышел из строя. Находившийся под ним браконьер Темнотюр испытал резкую смену настроения, поймал Севу Боброва и попытался продать его сторожу на железнодорожной станции. Пока они торговались, горностай и ласка позвали Севу ультразвуковым криком, узнали его местоположение, прибежали и отбили его.

К дяде Косте приехал на поливалке брат из Москвы. Зверята (горностай, ласка, муравьед и крот) воспользовались случаем и, когда он поехал обратно, залезли на крышу машины. Люсю они отыскали с помощью нюхоскопа.

Свой визит зверята объясняют тем, что соскучились, и предупреждают, что скоро могут уехать совсем.

В этот момент звонит обеспокоенный Мехмех, обнаруживший пропажу учеников. Люся успокаивает его, что зверята с ней и она их скоро привезёт.

Девочка будит отца и просит о помощи. Тот шокирован при виде зверей, но не задаёт вопросов и соглашается отвезти всю компанию в посёлок.

Когда машина уже отъезжает от дома, Люся вспоминает, что забыла рюкзак с эвкалиптом. Отец не очень настроен возвращаться — плохая примета; да и Снежная Королева говорит, что еда у Плюмбум-Чоки пока имеется. Люся обещает привезти эвкалипт в ближайшее воскресенье.

Ляпы и неточности[править]

Зоологияправить

  • Автор называет Плюмбум-Чоки сначала ленивцем, затем — эвкалиптовым медведем (то есть коалой). Вероятнее всего, подразумевался всё же ленивец — этому соответствует описание внешности и повадок, а также иллюстрации Чижикова. Однако в книге упоминается, что Плюмбум-Чоки прибыл из Австралии и питается эвкалиптовыми листьями, что однозначно указывает на коалу: ленивцы живут в Южной Америке, где эвкалипт не растёт. Более того, иногда персонажа называют медвежонком, хотя ни коала, ни тем более ленивец не имеют отношения к медведям.
  • Интернатники (все, кроме ленивца) выстраиваются по росту:

Впереди стояли рослые интернатники и интернатницы: Биби-Моки, Устин Летящий в Облаках, Снежная Королева. В середине были Фьюалка, Кара-Кусек и Сева Бобров. В конце скакала всякая мелкота: Мохнурка, Цоки-Цоки, Иглосски и Бурундуковый Боря.

Таким образом, Успенский относит к крупным зверям муравьеда, волка и горностая. К средним — ласку, тушканчика и бобра. К мелким — крота, белку, ежа и бурундука. Если писатель ориентировался на реальных животных, следовало бы поменять местами бобра и горностая, поскольку первый — один из самых крупных грызунов, около метра в длину, а второй — относительно мелкий хищник, размером чуть больше ласки.

Прочие неточностиправить

  • Отправляясь в посёлок на первое занятие, Люся беспокоится, вдруг «всё это привиделось ей в прошлое предсентябрьское воскресенье». Но ранее говорится, что осень уже наступила, когда Люсина семья ещё только собиралась уехать с дачи.
  • Люся придумывает задачу по математике:

На склад х ящиков с кофтами завезли. На каждой кофте х пуговиц. Сколько было всего кофт, если, когда их съела моль, 100 пуговиц осталось?

Задачу с таким условием можно решить только алгебраически, а не арифметически: кофт 100/х. Однако в таком случае непонятно, зачем в условии упоминание, что число ящиков равно числу пуговиц на кофте, поскольку даже не уточнено, что в каждом ящике было одинаковое число кофт. Возможно, имелось в виду «На склад завезли ящики с х кофт». В таком случае задача решается арифметически: 100 пуговиц = 10 кофт по 10 пуговиц.

Во второй главе интернатники поясняют Люсе, что имя «Биби-Моки» означает «Большая Биби», однако в четвёртой главе Люся всё ещё считает муравьеда мальчиком. Эта ошибка появилась только в книге; в первоначальной журнальной версии фрагмент с разъяснением имени отсутствует, поэтому заблуждение Люси вполне естественно.

(Впрочем, среди меховых учеников есть мальчик-горностай по имени Снежная Королева, так что Люся могла и не придать значения тому, что прилагательное «Большая» стоит в женском роде.)

В пятой главе автор называет Киру «любимой подругой» Люси. В варианте 1984-го года девочки действительно были подругами, но в книге Кира представлена, скорее, Люсиной вредной одноклассницей. Фрагмент, по-видимому, остался от старой версии: в ней есть аналогичный абзац, только Кира описана как «задушевная подруга».

Предупреждение! Раскрываются повороты сюжета или концовка.

Спорные ошибкиправить

Эти ошибки можно списать на некомпетентность героев и иные причины из разряда «так и было задумано».

Во время мехового концерта Люся сочиняет пародию на басню Крылова «Квартет»:

Однажды белка, волк, ежонокИ Плюмбум, то есть медвежонок,А также муравьедЗадумали сыграть квартет.

Пять музыкантов — это квинтет. А Плюмбум, как уже было указано выше, отношения к медведям не имеет.
  • Люся просит зверят определить, «из каких частей состоит предложение», после чего они занимаются разбором предложения по членам.
  • Люся в пределах одного занятия то обращается к ученикам на «вы», то переходит на «ты».
Предупреждение! Раскрываются повороты сюжета или концовка.

Меховая цивилизация[править]

Описанные в книге звери являются антропоморфными: ходят на двух ногах, носят одежду и даже очки, пользуются передними лапами как руками (для них не составляет труда водить автомобиль или писать мелом на доске). Разговаривают по меньшей мере на двух языках: несколько искажённом русском (для зверей он является иностранным, поэтому, к примеру, валенки они описывают как «зимние ходилки», а для телефона придумали термин «двойной домашний говоритель») и своём, меховом, который для человеческого уха звучит как свист, скрип и цоканье; могут переходить на ультразвуковой писк, передающийся на большие расстояния и недоступный человеку.

Они крупнее обычных (неморфных) животных: взрослый барсук, который в природе имел бы длину тела 60—90 см, здесь оказывается ростом выше десятилетней девочки. Однако соотношения размеров условно сохраняются: ласка меньше горностая, но больше бурундука; волк существенно крупнее белки.

Звери представлены мирными, неконфликтными существами, не знающими войн.

Меховая цивилизация развивалась по пути, отличному от человеческого. С одной стороны, у них есть приборы для стирания памяти, устройства для влияния на эмоциональное состояние, летающие машины (которые внешне напоминают старинные кареты). С другой стороны, до встречи с людьми они ничего не знали об аспирине и лечились исключительно травами; также у зверей нет ни телевизоров, ни видеомагнитофонов, ни даже резиновых мячиков. При этом для некоторых технических устройств в стране зверей были открыты (или выведены?) аналоги растительного происхождения: камертоновые цветы играют музыку, микрофонные цветы позволяют общаться на расстоянии; можно предположить, что и подобие других высокотехнологичных приборов у них имеется.

Глава первая МЕХОВОЙ ИНТЕРНАТ ОТКРЫВАЕТСЯ

Наступила осень, и огромный веселый дачный поселок на станции Интурист опустел в один день. Только семья Люси Брюкиной никак не могла уехать. Их грузовик задерживался. Папа и мама с удовольствием читали книжки, лежа на вещах, а Люся пошла побродить по пустым дачным переулкам.

Около дачи номер восемь валялся совок.

На даче номер пять висели трусики.

На крайней пятнадцатой даче развевались огромные сиреневые трусищи.

И только одна вечно заколоченная дача у самого леса почему-то расколачивалась. Какой-то меховой пузатый гражданин, дымя трубкой, отдирал ломиком щиты от окон.

Люся так и наполнилась любопытством, как парус ветром. Ее приподняло и понесло к этому дому.

Батюшки! Гражданин был барсук. Ростом повыше Люси. Важный и с повадками дворника из хорошей семьи.

— Здравствуйте! — сказала девочка.

— Здравствуйте! — ответил барсуковый гражданин. — Вы думаете — я дворник? Я — директор. А дворник я на полставки. У нас с персоналом трудности.

Он отвлекся на Люсю. Тут большой щит, оставленный без присмотра, под своей тяжестью отлип от стены и полетел вниз.

Сейчас прихлопнет директора!

И точно — раздался треск и дворниковый директор, накрытый щитом, рухнул наземь.

Люся почувствовала себя виноватой и бросилась поднимать его.

— Ничего, ничего! — говорил барсук. — Лишь бы щит был цел!

Со щитом ничего не сделалось.

— А вы по объявлению пришли? Или просто так? — спросил директор.

— По какому объявлению?

— Вон по тому. Которое висит у входа.

Люся вернулась ко входу на участок и прочла объявление на доске. Оно было такое:

МЕХОВОМУ ИНТЕРНАТУ НУЖНА УЧИТЕЛЬНИЦА

ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ПИСЬМА.

ПРИГЛАШАЮТСЯ ДЕВОЧКИ ИЗ ТРЕТЬЕГО — ЧЕТВЕРТОГО

КЛАССОВ. ЗАНИМАНИЯ БУДУТ ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ.

ОПЛАТА ХЕНДРИКАМИ, СКОЛЬКО ДОГОВОРИМСЯ.

— Это очень интересно! — сказала Люся строгим, взрослым тоном. — Но я хотела бы посмотреть учеников.

— Сейчас я их вам покажу, — сказал барсуковый дворник. — Пройдемте в директорскую.

Они вошли в небольшой щитовой домик, стоявший на этом же участке.

Там на стене висела фотография класса. Фотография как фотография. Впереди ученики поменьше, сзади посолиднее и помордастее. Но все они были звери. Меховые, ушастые и глазастые.

— А что? — сказал барсук. — Вполне достойные интернатники.

— Очень достойные интернатники, — согласилась Люся. — И они будут меня слушаться?

— А как же? А то им не дадут большой разлинованной Хвалюндии в конце года.

— Тогда другое дело! — важно сказала девочка, хотя она и в глаза не видела большой разлинованной Хвалюндии. — Тогда я согласна

— Остается только договориться об оплате. Я думаю, четыре хендрика — это нормальная плата.

— Нормальная, — сказала девочка. — Для начала. А потом посмотрим.

Барсуковый директор и девочка вместе были счастливы.

— Может, чаю хотите помидорного?

— Нет, спасибо.

— А то, если желаете, я могу угостить вас свежевымытой картошкой.

— Мне что-то сейчас не хочется свежевымытой картошки, — светски отказалась девочка.

Барсук наклонился к ней и заговорщицким голосом сказал:

— У меня еще есть засахаренная красная свекла для самых важных гостей. Давайте откроем кругляшок.

— Я обожаю засахаренную свеклу, — сказала Люся. — Но не следует открывать. Отложим до другого раза.

Кажется, директор расстроился. Видно, важные гости приходят не часто, и неизвестно, когда еще он сможет раскупорить эту засахаренную гадость в кругляшке.

— Значит, я жду вас в следующее воскресенье в десять. Интернатники как раз прибудут и будут готовы. Простите, а как вас зовут?

— Люся Брюкина.

— Прекрасная фамилия. Очень аристократическая. — Он с удовольствием повторил: — Люся Брюквина! А меня зовут Мехмех.

— Мехмех? А отчество?

— Мехмех это и есть с отчеством. Потому что полностью я — Меховой Механик.

Тут заревел гудок грузовика с участка Люсиных родителей. И Люся помчалась к своим, грузить вещи. Шкафы, диваны, лампочки и газовые плиты.

На первый урок она решила надеть строгое коричневое платье, которое папа привез ей из заграничной командировки. Желтые осенние сапоги и меховую шапку. Только она не знала — стоит ли ей накрасить губы или это непедагогично? А папе с мамой она ничего рассказывать не стала. Зачем осложнять им жизнь?

Терминология[править]

Автор использует термин «меховой» не только в значении «пушистый» («меховые ученики», «меховая лапа»), но и в том контексте, в котором сейчас употребляются прилагательное «фуррёвый» и префикс «фурри-», а именно — «имеющий отношение к антропоморфным животным». В тексте книги упоминаются либо подразумеваются: меховой концерт, меховой язык, меховые обычаи («по-меховому»), меховая система подсчёта возраста.

Надо сначала свистнуть, а потом показать что-нибудь красное. Например, язык. Это по-нашему, по-меховому.

(Зверята об особенностях произнесения своих имён.)

Соответствующего существительного автор не подобрал. Меховых персонажей повести он называет просто «звери», к юным зверятам в основном применяет термин «интернатники». При упоминании конкретного зверя используется либо его кличка, либо биологический вид, который в книге именуется «национальностью».

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА, НАЦ. ГОРНОСТАЙ.

(Из классного журнала Мехового интерната.)

Применительно к человеческим вещам и понятиям, звери используют термин «людовецкий» (слово не носит негативного оттенка). Так, один из интернатников рассуждал, что в меховой системе ему 16 лет, а в людовецкой — 8 (то есть биологически он прожил 16 лет, что соответствует уровню развития восьмилетнего ребёнка).

Примечания[править]

  1. См. частичные сканы в сообществе, посвящённом художнику В. Чижикову.
  2. ↑ «Меховой интернат» на LiveLib — аннотация, отзывы, информация об изданиях: www.livelib.ru/book/1000508996
  3. Удивительно, что Успенский выбрал именно это прилагательное, ведь «меховой» однозначно переводится на английский как furry, в то время как распространённый в Русфурдоме термин «пушистый» — это, скорее, fluffy. То есть вариант писателя оказался даже точнее общепринятого.
  4. Может показаться, что Люся прогуливала школу, но в 1984-м году первое сентября выпало на субботу, а в 1985-м — на воскресенье, так что занятия ещё не начались.
  5. В «ДУ» у доски ни разу не отвечают тушканчик, горностай и ёжик, хотя подразумевается, что Люся успела опросить всех учеников. В «МИ» Кара-Кусек и Снежная Королева выходят к доске, а Иглосски отвечает с места — таким образом, каждый из 11 учеников получил по крайней мере одну оценку.
  6. Отзыв пользователя Shishkodryomov: www.livelib.ru/review/219343
  7. Отзыв пользователя aleXXXpank: www.livelib.ru/review/32939
  8. Информация и отзывы о книге на Либрусеке: lib.rus.ec/b/154973
  9. «Дядя Фёдор, пёс и кот» на LiveLib — аннотация, отзывы, информация об изданиях: www.livelib.ru/book/1000627921

Глава третья. Австралийский Плюмбум-Чоки[2][править]

Директор подметает во дворе листья и варит на костре помидорно-капустное варенье. Люсе он объясняет, что это лекарство для матушки Зюм-Зюм, интернатской поварихи, которая сейчас болеет.

Зверята приветствуют Люсю по-своему, выражая радость урчанием и маханием хвостами. Девочка учит их улыбаться.

К доске выходит Бурундуковый Боря, он пишет своё имя без ошибок. Когда Люся просит его написать возраст, бурундучок от волнения съедает мел, и вопрос остаётся без ответа.

Ёжик приносит запасной мел, который зверята когда-то спрятали в ходилки (валенки) в попытке сорвать урок математики.

Занятие продолжается. Люся собирается спросить Цоки-Цоки, но белочка сообщает, что в классе есть ещё один ученик: Плюмбум-Чоки, сидящий в дыре в потолке. Спустившись по канату, ленивец вверх тормашками пишет своё имя («Свинцовый Чоки») и возраст (семь лет). Зверята помогают Люсе расшифровать написанное.

Люся снова делает попытку вызвать Цоки-Цоки, но та заставляет пойти вместо себя волка. Он представляется как «Устин, Летящий в Аблаках». Люся просит класс найти ошибку. Белочка дописывает: «С трудом» («Волкам трудно летать»). Ёжик исправляет «Устин» на «Устен» («У стен летает»). Бобрёнок предполагает, что он летает вокруг яблони — «в Яблаках». Только ласка даёт правильный ответ — «в Облаках».

Урок заканчивается. Зверята приглашают Люсю поиграть в залезалки, и выясняется, что в классе есть ещё некий Мохнурка, который сейчас отсутствует, потому что получил травму во время прошлой игры.

Междуглавие третье. Список мешаний учителям на уроках со стороны учащихсяправить

За неделю произошло следующее. Приколист Спальников натёр доску воском, чтобы мел скользил. Хулиган Киселёв пририсовал усы к портрету Маяковского. Кто-то стащил классный журнал и подбросил в портфель отличницы Королёвой. Киселёв с Кирой попробовали курить и чуть не отравились некачественными сигаретами.

На родительском собрании дедушки и бабушки жалуются, что внуки просят джинсы Wrangler и японские микрокалькуляторы. Отечественные счётные машинки их не устраивают, потому что питаются от розетки.

Во время урока истории Киселёв сравнивает учителей с вассалами, а учеников — с крепостными крестьянами. Историк Косолапов негодует и заставляет его сделать доклад о жизни крестьян в средние века. Проведя исследование, Киселёв соглашается, что современным детям живётся лучше.

Об авторе

Родился знаменитый писатель в 1925 году. Он работал в жанре реализма.

Мальчик рос в рабочей семье в Курской области, он непосредственно еще  с малых лет принимал участие во всех производственных делах своей семьи.

Носов интересуется математическими науками и мечтает о специальности инженера. Но не судьба было мальчику осуществить свои планы, потому что началась Великая Отечественная война, он заканчивает всего восемь лет школьного образования.

Носов на фронте в Германии принимает участие в боевых действиях  в феврале 1945 года. А День Победы встречает в военном госпитале г.Серпухов.

Закончилась война и молодой человек получает среднее образование. После этого он едет в Казахстан и свои трудовые дни проводит в издании «Семиреченская  правда», он работает художником-оформителем и литературным сотрудником и параллельно создает свои произведения.

Работает над собственным творчеством, которое представлено прозаическими произведениями.

Проходит немного времени парень возвращается на родину и работает в молодежных изданиях. Он начинает публиковать свои расказы «Кукола», « На рыбачей тропе», «Радуга».

Произведения Носова всегда затрагивают деревенскую и военную тематику и довольно часто печатаются в современных изданиях того времени. Писатель становится членом Союза писателей.

За свою жизнь он написал огромное количество сборников, которые включают в себя рассказы, новеллы, повести.

На его  произведениях ставятся спектакли, самой популярной является повесть «Усвятские шлемоносцы». Сергей Никоненко снимает свой фильм «Цыганское счастье», который основан на мотивах некоторых новелл.

Е.И.Носов пишет не только произведения для взрослых, он достаточно большое внимание уделяет детям. Писатель умирает в возрасте семидесяти семи лет, его хоронят на Родине в Курске

Ему присвоено звание героя Советского Союза

Писатель умирает в возрасте семидесяти семи лет, его хоронят на Родине в Курске. Ему присвоено звание героя Советского Союза.

Глава вторая.[1] Меховые интернатники[править]

По пути в посёлок Люся очень беспокоится, как её воспримут зверята, и в последний момент прячет в пакет свою шапку из натурального меха.

Мехмех вручает новоиспечённой учительнице бумажный получальник (классный журнал), в котором нарисован план класса, указаны имена учеников и их биологические виды, именуемые национальностью. Оценки в получальнике уже прописаны в нужном количестве, требуется указывать напротив них имена учеников — по словам Мехмеха, это единственный способ гарантировать необходимые показатели успеваемости.

План класса
«Девочка-учительница» (1984 г.)«Меховой интернат» (1989 г.)
Биби-Моки —муравьед.Бурундуковый Боря — бурундук.
Кара-Кусек —тушканчик.Снежная королева — горностай.
Сева Бобров —бобёр.Фью алый язычок — ласка.
Цоки-Цоки —белка.Устин, летящий в облаках, — волк.
Иглоскин — ёж. 
СТОЛ УЧИТЕЛЯ
Биби-Моки,нац. муравьед.Бурундуковый Боря,нац. бурундук.Кара-Кусек,нац. тушканчик.Снежная Королева,нац. горностай.
Сева Бобров,нац. бобёр.Фью Алый Язычок,нац. ласка.Цоки-Цоки,нац. белка.Устин Летящий в Облаках,нац. волк.
Иглосски,нац. ёж.
СТОЛ УЧИТЕЛЯ
 

Директор провожает Люсю в класс. Меховые ученики приветствуют их стойкой на передних лапах. Тушканчик ведёт себя неадекватно. Мехмех подозревает его в жевании окурков и уводит в свой кабинет.

Девочка начинает знакомство со зверятами. К доске выходит Сева Бобров, он демонстрирует перепиливание чурки зубами, на доске пишет своё имя по слогам и с ошибкой («Баб Ров Се Ва»), а на Люсин вопрос, что взять с собой в гости, предлагает репу или кормовую брюкву. Затем Люся вызывает ласку Фьюалку, она пишет на доске «Фиалка» и отвечает, что в гости возьмёт книги. Девочка объясняет ученикам, что у людей принято приносить цветы.

В класс заходит директор, объявляет перерыв, раздаёт ученикам капустные кочерыжки, и те бегут на улицу размяться.

Зверята затевают игру в валилки, побеждает Биби-Моки.

На втором уроке Люся вызывает к доске Кара-Кусека. Тушканчик правильно пишет своё имя и грамотно склоняет его по падежам, а затем, увлёкшись, начинает аналогично склонять наречие «куда». Поскольку Кара-Кусек пропустил первое занятие, Люся задаёт ему уже обсуждавшийся вопрос — что взять в гости. Белочка подсказывает, что цветы, но тушканчик уверенно заявляет, что принесёт капусту.

После Кара-Кусека к доске выходит горностай. Девочка диктует фразу «Снежная Королева любит танцевать». Горностай пишет без ошибок, однако перед глаголом вставляет частицу «не». Следующие несколько предложений, выдуманных Люсей из головы, вызывают у интернатников возмущение: они отказываются писать то, что не соответствует истине.

Люся обсуждает инцидент с Мехмехом. Директор признаёт, что у юных наивных зверят проблемы с обманизмом: они не могут врать даже в тех ситуациях, где правда может навредить. Люся сомневается, что сможет преподавать обманизм, и Мехмех просит её найти кого-нибудь на эту должность. Девочка сразу вспоминает о своей однокласснице Кире Тарасовой.

Междуглавие второе. Разные размышления и события в школеправить

Люся рассказывает про Меховой интернат Кире — главной врушке класса, с которой никто не хочет даже сидеть за одной партой, — и предлагает ей преподавать обманизм. Кира не желает признавать себя врушкой и заявляет, что если и будет чему-то учить зверят, то только правдизму. Люся отказывается от Кириных услуг, и та, вопреки Люсиным просьбам, разбалтывает про интернат всему классу. Но одноклассники не верят Кире и поднимают её на смех.

Читать краткий пересказ рассказа Первый учитель Айтматова

Живописец хочет написать картину, но не может решить, что именно изобразить на полотне. Тогда он обращается к своим детским воспоминаниям о казахской деревне, в которой вырос. Местной достопримечательностью был холм, прозванный «школой Дюйшена» из-за того, что в своё время там планировалось построить школу, но план так и не был осуществлён.

Художника пригласили на открытие новой школы. Приехала Алтынай Сулейманова, гордость их деревни, видный научный деятель. Многие земляки прислали поздравительные телеграммы. Развозил письма тот самый Дюйшен, над которым до сих пор посмеивались из-за его затеи с открытием школы, ведь он и сам-то был не особо грамотным. Только Алтынай Сулейманова раскраснелась и спешно уехала. Вскоре все узнали эту историю в деталях.

В деревню приехал тогда еще юный Дюйшен с желанием устроить школу для местных детей. Своими руками он берётся за ветхий сарай, стоящий на холме. Алтынай – сирота, живущая у своей тёти. Девочке в семье не рады, её обижают и даже бьют.

Пришло время сироте отправиться учиться. Именно в школе она и встретила доброго учителя Дюйшена. Мужчина на своей спине переправлял учеников через холодную реку, тогда как прохожие лишь подтрунивали над ним. Весной он вместе с девочкой посадил на тот самом бугре два молодых тополя. Учитель мечтал, чтобы способная девочка получила хорошее образование.

Как-то тётка решила выдать девочку замуж. Злой мужчина с красным лицом увёз девочку к себе в юрту и надругался над несчастной. Дюйшен с милицией сумел забрать Алтынай, а насильника арестовали.

Учитель спешно отправил девочку в Ташкент. Алтынай смогла выучиться и поступила в московский институт. В письме она призналась учителю в любви и что всё ещё ждёт его.

Началась война, и Дюйшен отправился на фронт. Связь между влюблёнными прервалась. Женщина вышла замуж, родила детей, стала доктором наук.

Алтынай не считает себя вправе сидеть на почётном месте при открытии школы, она уверена, что этих почестей достоит лишь Дюйшен. Она решила рассказать эту историю всем землякам и предложила назвать новую школу «Школой Дюйшена».

Живописец понял, что именно сюжет этой истории нужно запечатлеть на полотне.

Это небольшое по своему объёму произведение раскрывает жестокие жизненные устои общества. Главный герой Дюйшен предстаёт перед читателем борцом за справедливость и строителем нового светлого мира.

Оцените произведение:

  • 3.54

Голосов: 83

Читать краткое содержание Первый учитель. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Айтматов. Краткие содержания произведений

  • Белое облако Чингисхана
  • Белый пароход
  • Джамиля
  • И дольше века длится день
  • Лицом к лицу
  • Материнское поле
  • Пегий пёс, бегущий краем моря
  • Первый учитель
  • Плаха
  • Прощай, Гульсары!
  • Ранние журавли
  • Солдатенок
  • Тополёк мой в красной косынке

Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования