Анализ стихотворения «из-под таинственной, холодной полумаски» (м.ю. лермонтов)

Сюжет

Будучи профессиональным игроком в карты, Евгений Александрович Арбенин сумел заработать приличное состояние. Решив покончить с фривольной жизнью гуляки и картежника, он женился на юной особе. Арбенин был уже не первой молодости, и решился на этот шаг, скорее, чтобы приобрести статус степенного мужа, нежели по любви. Но, неожиданно для самого себя, герой всем сердцем полюбил свою красавицу-жену Настасью Павловну, или, как ее называли близкие, Нину.

Однажды Арбенин отправился на маскарад со своим новым знакомым – гвардейцем Звездичем, которого он выручил в картежной игре. Евгений Александрович заметно скучал на балу, в то время как его приятель прекрасно проводил время. Молодой и красивый князь Звездич принялся отчаянно флиртовать с прекрасной незнакомкой в маске. Юноша потребовал у прелестницы какое-то украшение на память, и та, не желая рисковать, подарила ему случайно найденный чужой браслет. Довольный Звездич поспешил поделиться с Арбениным радостью своей победы.

Евгений Александрович смутно помнил, что похожий браслет был и у его жены. Настроение ему изрядно испортил и незнакомец, который предрек несчастье в эту праздничную ночь. Вернувшись домой, Арбенин попросил Нину показать свой браслет, но она ответила, что где-то потеряла украшение. По приказу хозяина слуга обыскал весь дом, и, не найдя браслет, высказал мнение, что Настасья Павловна, очевидно, потерял его на маскараде.

Узнав о тайном посещении маскарада, Евгений Александрович разгневался – мало того, что светским женщинам не пристало в одиночку посещать такие мероприятия, так еще в его душе возникло страшное подозрение о неверности любимой жены. Поругавшись, супруги разошлись по разным комнатам.

С этого дня Арбенин потерял покой и сон. В нем говорило ущемленное чувство достоинства, даже гордыня, и он никак не мог совладать с собой. Герою казалось, будто всем известно об измене его жены, и он стал настоящим посмешищем в обществе.

Нина отправилась к приятельнице, вдовствующей баронессе Штраль, чтобы поделиться неприятностью. Там же оказался и Звездич. Ничего не подозревающая Нина заговорила о потерянном ею браслете, и молодой князь решил, что она и есть та таинственная незнакомка. Он принялся домогаться девушку, но та ответила ему решительным отказом. Тем временем баронесса Штраль, которая и подарила Звездичу найденный браслет, поняла, что ее проделка зашла слишком далеко, но решила промолчать.

Арбенин, видя повышенный интерес Звездича к жене, убедился в измене. На балу, решив сыграть роль бесстрастного судьи, он предложил жене отравленное мороженое. Перед смертью Нина попыталась заверить, что ни в чем не виновата перед ним. У тела Нины появились Звездич, и тот самый незнакомец, который предрек Арбенину страшный конец. Им оказался старый приятель Евгения Александровича, которого тот много лет назад сделал нищим, обыграв в карты. Мужчина при всех заявил, что Арбенин собственными руками убил свою супругу. В свою очередь, молодой князь рассказал историю потерянного браслета, подтвердив невиновность Нины. Арбенин, осознав свой страшный поступок, лишился рассудка.

План и действующие лица

Драма «Маскарад», впервые увидевшая свет на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге в 1864 году, состоит из четырех действий, каждое из которых содержит от одной до четырех сцен с несколькими выходами.

На сцене спектакль длится около двух часов, но краткое содержание по главам, а точнее, по действиям, можно уложить в три страницы.

Список персонажей произведения достаточно велик. На сцене действуют:

  1. Евгений Арбенин, человек средних лет, светский лев, бывший некогда завсегдатаем столичных игорных домов, карточным игроком и шулером, обыграть которого не удавалось никому,
  2. Нина, его молодая жена, после женитьбы на которой Евгений оставил свое пристрастие,
  3. Князь Звездич, приятель Арбенина, завзятый игрок, но далеко не столь удачливый, как Евгений.
  4. Баронесса Штраль, вдова, тайно влюбленная в Звездича.
  5. Афанасий Павлович Казарин – еще один приятель Арбенина, также завзятый игрок и шулер.
  6. Шприх Адам Петрович – темная личность неясной национальности, вращающаяся в среде игроков и предлагающая деньги в долг тем из них, кто крупно проигрывает.
  7. Неизвестный в маске.

Также в число персонажей входят игроки, слуги и служанки. Среди исследователей творчества классика существует мнение, что главная причина придирчивости цензоров, столь долго препятствовавших дебюту драмы, была в том, что за основу сюжета пьесы «Маскарад» Лермонтов взял трагический случай, в действительности произошедший некогда в Петербурге. Краткий пересказ драмы дает общее представление о содержании, но, как и любое драматургическое произведение, «Маскарад» лучше не читать онлайн, а смотреть в театре.

Музыку к экранизации произведения написал известный советский композитор Арам Хачатурян.

Краткий анализ

Для читательского дневника можно взять 6−8 предложений из описания сюжета или составить свой небольшой рассказ, опираясь на полученную информацию. Анализ драмы «Маскарад» Лермонтова десятиклассники проводят по плану. Он включает основные характеристики пьесы.

  1. Год написания. Драма создана в Петербурге в 1835 году и первоначально не прошла цензуру.
  2. Жанр. Пьеса.
  3. Время действия. Петербург в 1830-х годах, сюжет разворачивается в светском обществе.
  4. Тема. В произведении затрагивается вопрос взаимоотношений в светском обществе, основанных на обмане, лицемерии, стремлении очернить других.
  5. Основная мысль. За маской внешнего лоска, характерной для современников поэта, кроется бездуховность и пустота. Глядя на это, герой тоже начинает скрывать чувства и помыслы. Проблема углубляется. На первое место выходит вопрос совести, гармонии с собой и окружающим миром.
  6. Главные герои. Игрок Евгений Арбенин, его жена Нина, князь Звездич, баронесса, Неизвестный.
  7. Содержание кратко. Ослепленный чувствами Арбенин обвинил молодую супругу в неверности и убил ее. Узнав о том, что ее оклеветали, Евгений пожалел о содеянном и сошел с ума.

Романтический конфликт

На протяжении произведения Арбенин меняется буквально на глазах. Он предстает перед нами спокойным, остепенившимся человеком. По всему видно, что он несколько притомился забавами света, но пока еще не чужд им. Евгений, кажется, вполне рад встрече со старыми знакомыми и не прочь вспомнить прежние времена, когда он был молодым страстным игроком, искал свое счастье в картах, «не завидовал» товарищам по интересам, «но и не знал участья» к их судьбе. Он охотно отправляется с князем Звездичем на маскарад. В то же время, именно там проявляется отстраненность героя: «Они все чужды мне, и я всем им чужой!» — говорит он о том обществе, в которое попал. Юные годы его прошли, шумные балы больше не прельщают его. Теперь, мирно стоя в стороне, он читает фальшь во всех собравшихся и больше не хочет быть причастным к их образу жизни.

Из душевного равновесия героя выводит весьма прозаичное происшествие: у него появляются подозрения, что жена ему изменяет. Мгновенно из тихого семьянина он превращается в пылкого любовника. Ревность клокочет в нем, толкая героя на необдуманные поступки. Теперь он уже не самоустраняется. Отчасти в произошедшем Евгений винит и общество, которое без труда может «заглотнуть» чистое, безгрешное создание (такое как Нина) и опошлить его, уничтожить в нем все самое хорошее, сделать его подобным себе. От немого осуждения Арбенин переходит к громким нападкам. Сейчас он один против всех. Зная все пороки общества изнутри, он один может сорвать с окружающих маски.

Конфликт и проблематика

Конфликт в драматургии имеет немаловажное значение, поскольку это главная действующая сила, пружина, которая двигает и развивает действие, и основной способ раскрытия образов героев. Во время выбора конфликта, его понимания и разрешения воплощается концепция писателя, художественный смысл пьесы

В конфликтной ситуации Евгения с высшим обществом звучит «железный стих, облитый горечью и злостью», который направлен против людей, превративших собственную жизнь в шумный, яркий, но пустой бал. Лишь закрыв лица масками, они становятся такими, какие есть в действительности. Так в произведении отображается авторская позиция.

В пьесе можно отметить социальный жанр конфликта. Это борьба Арбенина с дворянством. И внутреннее психологическое противоборство, которое происходит в сознании Евгения.

Идейный смысл произведения был подсказан карточной игрой. В светском высшем обществе это являлось заметным и постоянным явлением. Лермонтов не мог не описать это.

Тот ураган, который производит главный герой, показывая мистификацию добродушия и благородства, может вырасти до размеров бунта против этого общественного порядка, когда основную роль в жизни начинает играть зло, маскирующееся под «добро». Непосредственно в названии произведения скрыт этот смысл.

Сила Евгения состоит в том, что он ходит без маски, и при этом срывает их с остальных людей. Именно поэтому его фраза: «Преграда разрушена между добром и злом», — прозвучала так торжествующее. Это была победа над общественной философской мыслью, которая определяла в целом поведение главного героя и его отличие от остальных персонажей. В этом состоит идейный центр произведения.

Развязка сюжета

Появляется новый герой — неизвестный. Некогда Арбенин обыграл этого человека, поступил с ним жестоко. Расплата за содеянное настигает Евгения в лице былого обиженного. Неизвестный указывает на Арбенина как на отравителя и убийцу. Князь Звездич сперва теряется, но после поддерживает обличающую речь незнакомца и даже вызывает главного героя на дуэль. Мстящий субъект предъявляет письменное свидетельство признаний баронессы в том, что это она использовала браслет покойной Нины, а вины супруги Арбенина в том нет.

Арбенин переполнен чувством раскаяния и вины за свою проступок. Он был слишком самонадеян, глуп и разгневан. Он ищет сострадания у неизвестного, но, естественно, ничего не получает.

Неизвестный субъект удовлетворён, но едва ли счастлив. Звездич неспокоен и опечален, расстроен до глубины души.

Пьеса Лермонтова «Маскарад» — это история, наполненная драмой о:

  • грешнике, что принуждал вести других добродетельную жизнь, забывая об избавлении от собственных пороков.
  • человеке, считающем, что наказал виновницу, а на самом деле обрёк себя самого на мучительные страдания за жестокую ошибку.

Читайте «Маскарад» и другие произведения Лермонтова в полном формате. Оригинальный текст всё же даёт больше впечатлений и почвы для размышлений.

Романтический конфликт

На протяжении произведения Арбенин меняется буквально на глазах. Он предстает перед нами спокойным, остепенившимся человеком. По всему видно, что он несколько притомился забавами света, но пока еще не чужд им. Евгений, кажется, вполне рад встрече со старыми знакомыми и не прочь вспомнить прежние времена, когда он был молодым страстным игроком, искал свое счастье в картах, «не завидовал» товарищам по интересам, «но и не знал участья» к их судьбе. Он охотно отправляется с князем Звездичем на маскарад. В то же время, именно там проявляется отстраненность героя: «Они все чужды мне, и я всем им чужой!» — говорит он о том обществе, в которое попал. Юные годы его прошли, шумные балы больше не прельщают его. Теперь, мирно стоя в стороне, он читает фальшь во всех собравшихся и больше не хочет быть причастным к их образу жизни.

Из душевного равновесия героя выводит весьма прозаичное происшествие: у него появляются подозрения, что жена ему изменяет. Мгновенно из тихого семьянина он превращается в пылкого любовника. Ревность клокочет в нем, толкая героя на необдуманные поступки. Теперь он уже не самоустраняется. Отчасти в произошедшем Евгений винит и общество, которое без труда может «заглотнуть» чистое, безгрешное создание (такое как Нина) и опошлить его, уничтожить в нем все самое хорошее, сделать его подобным себе. От немого осуждения Арбенин переходит к громким нападкам. Сейчас он один против всех. Зная все пороки общества изнутри, он один может сорвать с окружающих маски.

Сюжет пьесы

Чтобы записать краткое содержание «Маскарада» Лермонтова для читательского дневника, следует ознакомиться с произведением. Евгений Александрович сумел заработать хорошее состояние, принимая участие в азартных играх. В немолодом возрасте он заключил выгодный брачный союз и неожиданно для себя влюбился в молодую супругу. Дома Настасью Павловну звали Ниной и обожали ее за легкий нрав.

Молодая женщина обожала балы. Однажды она возвратилась гораздо позже условленного времени, за что получила выговор от рассерженного мужа. Он был расстроен не только поведением супруги, но и тем, как прошел день. Пытаясь спасти князя и друга, он нарушил данное себе слово и сел за игорный стол.

В этот же день Звездич получил от незнакомки в маске подарок — изящный браслет. По стечению обстоятельств такое же украшение пропало с запястья Нины. Молодая женщина считала, что он был утерян во время бала. Увидев подобное украшение у Звездича, Арбенин заревновал и потребовал у супруги объяснений. Однако ей не в чем было признаться.

Арбенин мучался от ревности и гордыни. Он представлял, как над ним смеются счастливые соперники — любовники супруги. Плохую роль сыграл и опыт мужчины, ведь в прошлом он часто общался с женщинами вольного поведения и слушал рассказы циников-друзей. Нина рассказала о своей ситуации баронессе Штраль. Женщина вспомнила о случайно найденном на балу браслете и поняла, что совершила. Однако она не выдала себя. Звездич начал ухаживать за Ниной.

Арбенина была верна супругу, который видел повышенный интерес к своей супруге и находился в плену предрассудков. Развязка наступила на балу, когда ревнивый супруг подал жене отравленное мороженое. Почувствовав себя плохо, Нина еще раз заверила супруга, что невиновна, и умерла. После ее гибели героя одолели сомнения. Он получил письмо, из которого узнал, что флиртовала со Звездичем подруга жены, а оказавшийся у него в руках браслет Нины — роковое совпадение.

План и действующие лица

Драма «Маскарад», впервые увидевшая свет на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге в 1864 году, состоит из четырех действий, каждое из которых содержит от одной до четырех сцен с несколькими выходами.

На сцене спектакль длится около двух часов, но краткое содержание по главам, а точнее, по действиям, можно уложить в три страницы.

Список персонажей произведения достаточно велик. На сцене действуют:

  1. Евгений Арбенин, человек средних лет, светский лев, бывший некогда завсегдатаем столичных игорных домов, карточным игроком и шулером, обыграть которого не удавалось никому,
  2. Нина, его молодая жена, после женитьбы на которой Евгений оставил свое пристрастие,
  3. Князь Звездич, приятель Арбенина, завзятый игрок, но далеко не столь удачливый, как Евгений.
  4. Баронесса Штраль, вдова, тайно влюбленная в Звездича.
  5. Афанасий Павлович Казарин – еще один приятель Арбенина, также завзятый игрок и шулер.
  6. Шприх Адам Петрович – темная личность неясной национальности, вращающаяся в среде игроков и предлагающая деньги в долг тем из них, кто крупно проигрывает.
  7. Неизвестный в маске.

Также в число персонажей входят игроки, слуги и служанки. Среди исследователей творчества классика существует мнение, что главная причина придирчивости цензоров, столь долго препятствовавших дебюту драмы, была в том, что за основу сюжета пьесы «Маскарад» Лермонтов взял трагический случай, в действительности произошедший некогда в Петербурге. Краткий пересказ драмы дает общее представление о содержании, но, как и любое драматургическое произведение, «Маскарад» лучше не читать онлайн, а смотреть в театре.

Музыку к экранизации произведения написал известный советский композитор Арам Хачатурян.

Сюжетная линия

При изучении произведения в рамках школьной программы ученикам может быть задан пересказ текста, составление цитатного плана, анализ «Маскарада» Лермонтова или написание тематического сочинения. В силу загруженности быстрое прочтение пьесы целиком не всегда возможно. В этом случае можно обратиться к читательскому дневнику или ознакомиться с кратким содержанием. Условно поэму можно разделить на 3 главные части:

  1. Завязка сюжета. Судьба сводит Арбенина, Звездича и Шприха за игорным столом. Звездич проигрывает, но светский лев отыгрывается за него, спасая от долговых обязательств. Он же предлагает всем развеяться на маскараде, не зная, что там планирует присутствовать его супруга Нина. Во время веселья незнакомка в Маске дарит Звездичу браслет, который потеряла жена Евгения. Чуть позже молодая женщина и князь случайно сталкиваются в доме баронессы Штраль. Мужчина уверен, что браслет ему подарила именно эта красавица. Однако Нина дает ему отпор. Хвастливый князь показывает браслет Арбенину, который узнает вещь супруги. Не вдаваясь в размышления и сходя с ума от ревности, он устраивает дома скандал.
  2. Кульминационный момент. Понимая суть Звездича, баронесса решает не выдавать себя. Она пустила слух о связи Нины и князя. Сплетни дошли до супруга молодой женщины, который все это время невыносимо страдал, не желая верить людской молве. Обезумев, он ворвался в дом Звездича с намерением прикончить соперника. Однако в последний момент не решился. Он наказал его позже, за игорным столом, обвинив в шулерстве и опорочив имя. Нине Арбенин подсыпал яд в мороженое. Его супруга угасла на глазах, но не признала своей вины.
  3. Развязка. Главным действующим лицом выступает Неизвестный. Он обличает Евгения в убийстве супруги и приводит факты в пользу ее супружеской верности. Когда-то Арбенин разорил его, и теперь он хочет взять реванш. В ход событий вмешивается Звездич. Он осознает, какое непростое время пришло для Арбенина и хочет восстановить свое доброе имя. Понимая, что он натворил, светский лев бросается к гробу жены и впадает в безумство.

Любопытные факты о поэме

История создания драмы так же печальна, как и её содержание. Подобное развитие событий было обусловлено жёсткой цензурой, которая никак не хотела пропускать пьесу. В результате поэма была опубликована уже после смерти автора. Чтобы понять, с чем связана такая строгость, следует ознакомиться со следующими любопытными подробностями:

  1. В то время маскарады устраивались в знатном доме Василия Энгельгардта. Демонстрация популярного светского развлечения не могла быть одобрена цензорами.
  2. Существует мнение, согласно которому поэма основана на реальных событиях. Несколько раз жену Арбенина называют Настасьей Павловной, ссылаясь на реально существующего человека.
  3. К моменту написания «Маскарада» автор уже успел узнать все «прелести» светской жизни. Получение подобного опыта и вдохновило Лермонтова на создание поэмы.
  4. Всего пьеса редактировалась три раза. Уцелела лишь вторая версия, именно её сегодня и изучают.

Увы, мечта Лермонтова о сценическом продолжении поэмы так и осталась несбыточной, ведь ни одна постановка пьесы того времени так и не вошла в постоянный репертуар. Драма обрела вторую жизнь лишь в 1917 году, когда Мейерхольд поставил её в Александрийском театре.

Образ Евгения Арбенина

Именно вышеназванное качество выделяет героя Лермонтова из толпы. Арбенин – обличитель, благодаря определенным событиям это становится его главной функцией. Такому герою суждено пройти через разочарование в обществе или пресыщение светской жизнью. Это влечет за собой проявление таких качеств, как неудовлетворенность действительностью, самовозвышение над окружающими, замкнутость, нелюдимость. Гордец на время застывает в таком состоянии, а затем, как правило, происходит столкновение его с реальностью или обществом. Зарождающийся и развивающийся конфликт сильно действует на персонажа, тот теряет способность держать эмоции и мысли под контролем и начинает бросать направо и налево хотя и обоснованные, но все же жесткие обвинения. Битва эта обречена, ибо не стоит ни малейшего труда социуму сплотиться против инородного элемента, этого разрушителя порядка и спокойствия. Оно уничтожает обличителя или попросту изолирует его от себя.

Многие исследователи отмечают преемственность персонажа Лермонтова по отношению к Чацкому. Подобно герою «Горя от ума» Арбенин, будучи оскорблен жестокостью общества, врывается в привычный ход его жизни, стремясь вывернуть его миропонимание наизнанку – той стороной, в которой он видит истину. Занятый изобличением пороков окружающих, он не замечает, что остается непонятым, осмеянным, отвергнутым. Никто не желает поддержать его правду.

Что же касается пути, по которому герой пришел к финалу своей истории, то тот напоминает жизнь Онегина (неспроста они тезки). Пушкинский Евгений до поры, до времени блистал в обществе, любил светские развлечения, как никто, и вдруг в одночасье все бросил, удалился в деревню, скрылся ото всех. Разница в том, что Арбенин смог найти свое счастье в этом мире, хотя длилось оно не долго. Онегин же так был занят осуждением нравов, поступков, убеждений, что упустил свой шанс и больше уже не смог примириться с действительностью, достичь с ней гармонии.

Читательский дневник

В соответствии со школьной программой учащимся может быть задано сочинение по мотивам произведения или его пересказ, но в век компьютерных технологий очень нелегко усидеть за книгой. В подобном случае подготовиться к школьным урокам поможет краткое содержание «Маскарада» Лермонтова. Читать такой текст — замечательная возможность сберечь драгоценное время и справиться с поставленной задачей.

Конечно, чтобы лучше усвоить материал, лучше читать поэму в оригинале. Это позволит максимально погрузиться в ту эпоху, по достоинству оценить слог и иронию автора.

Проекты по теме:

Заключение

Драматургия
Лермонтова, взятая внутри его творческой эволюции, была как бы мостом от
юношеских поэм к зрелой прозе. На драматургической работе Лермонтов развил
метод психологического анализа и технику мотивировки, использованные потом в
«Герое нашего времени». Но и независимо от этого драматургия Лермонтова, и,
прежде всего, конечно, «Маскарад», сохраняет свое значение. По своим принципам
она была новаторской, опиравшейся на Байрона, Шиллера, на французскую
романтическую драму и мелодраму. В то же время «Маскарад» был своего рода
итогом русской драматургии
20–30-х
годов, выросшей на основе новых, боевых идейных и художественных принципов и
оставшейся за пределами тогдашней сцены. Характерен в этом смысле самый жанр
«Маскарада», совмещающий в себе элементы высокой трагедии, мелодрамы и комедии.
Родство «Маскарада» с «Горем от ума» отмечалось неоднократно – и в стихе, и в
стиле. Борьба с нравоучительностью объединяет драматургию Лермонтова с
пушкинской. Было, конечно, необычайной смелостью написать «Бориса Годунова»
так, как это сделал Пушкин, придавший трагические черты образу «злодея»; но еще
большей смелостью было написать «маленькую трагедию» о злодейском поступке
Сальери и, вместо наказания, закончить ее вопросом:
…или
это сказка
Тупой,
бессмысленной толпы – и не был
Убийцею
создатель Ватикана?
С
этим сходно восклицание Арбенина в конце III акта, после смерти Нины:
…Но
все черты спокойны, не видать
В
них ни раскаянья, ни угрызений…
Ужель?
Отметим,
наконец, что есть некоторая близость между «Маскарадом» и драмой Кюхельбекера
«Ижорский», рисующей образ гордого и сильного человека, презирающего людей;
близость сказывается и в языке и в стихе. Указанные связи обнаруживают родство
драматургии Лермонтова (как это было и в лирике, и в поэмах, и в прозе
юношеского периода) с декабристской драматической литературой как в тематике, так
и в драматических принципах.
Гениальный
создатель «Маскарада» двадцатидвухлетним юношей бросил путь драматурга. Его
драматургическое наследие не велико. Но глубоки его раздумья о жизни в этих
немногочисленных пьесах, в особенности в «Маскараде».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий