Рассказ мамина-сибиряка вертел, краткое содержание

«Приёмыш» очень краткое содержание

Краткое содержание «Приемыш» для читательского дневника:

Из уст охотника читатель узнаёт историю лебедя-приёмыша. Одинокий старик Тарас живёт у озера. Однажды на охоте горожане, которые, конечно, природу не понимают, застрелили двух лебедей – отца и мать, а у них остался птенец-сирота, который спрятался в камышах.

Дед Тарас посочувствовал птенцу, стал его подкармливать, но в дружбу к гордой птице не втирался. Пришлось забрать птенца, спасая от холода, в сарай. Вскоре лебедь привык к помощнику, стал проявлять интерес к его жизни.

У деда был еще один питомец – пёс. Так они с лебедем перестали опасаться друг друга, даже стали играть. На удивление, они и ели уже из одной миски! Старик только любовался их дружбой. Да и им самим любовались, когда он шел на лодке, а впереди плыл красавец-лебедь. К лебедю он относился совсем как к родному ребенку, поэтому-то его и можно назвать приёмышем.

И всё же время пришло, когда лебедь стал совсем взрослым. Кроме того, прилетела на озеро стая таких же прекрасных птиц. Лебедь, хоть и боялся, но хотел примкнуть к ним. Сначала Тарас закрыл его в доме, желая спасти. Человек думал, что его питомец не способен улететь со стаей. Ведь там молодых птиц воспитывают, тренируют, а этот с трудом себе еды добудет.

Где уж там лететь в теплые края! Но так плакал по-птичьи лебедь, что отпустил его Тарас. По его словам приёмыш бросился к родным птицам, но остановился, будто прощаясь с приёмным отцом, крикнул по-своему, мол, спасибо за хлеб-соль. И улетел в дальний путь. Лебедь сделал свой выбор.

Без своего лебедя Тарас сильно постарел, переживая за судьбу птицы.

Всё-таки порода взяла своё. Хочется верить, что птица, по-человечьи, испытывала чувство благодарности к старику Тарасу, который так нежно о ней заботился.

Приёмыш краткое содержание

Краткое содержание «Приёмыш» Рассказ «Приемыш» Мамина-Сибиряка был написан в 1891 году. Многие свои произведения писатель посвятил природе, которую очень любил и тонко чувствовал. Не стала исключением и красивая, трогательная сказка о лебеде и старике. Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Приемыш», которое будет полезно для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 4 классе. Главные герои Тарас – сторож, добрый, отзывчивый старик с большим сердцем. Приемыш – молодой лебедь, которого Тарас спас от верной смерти. Другие персонажи Рассказчик – охотник, старый приятель Тараса. Соболько – верный пес Тараса, друг Приемыша. Краткое содержание Летним дождливым днем охотник с удовольствием гулял по лесу. Дождь стал редеть, и вскоре перед глазами путника предстало Светлое озеро, на берегу которого жил его старый знакомый – сторож Тарас. Когда охотник подошел ближе избушке, на дорогу выбежала «пестрая собачонка и залилась отчаянным лаем». Это был Соболько – старый верный пес Тараса. Обнюхав охотничьи сапоги путника, он узнал его и «виновато завилял хвостом». Дом оказался пуст. Скорее всего, хозяин «отправился на озеро осматривать какую-нибудь рыболовную снасть». Тарасу было около девяносто лет, и он сам забыл, когда родился. Однако мужчина оставался еще крепким и выносливым, и имел только одну слабость – любовь к теплу, которая объяснялась его «почтенным возрастом». В ожидании Тараса охотник принялся «принялся разводить огонь». К тому времени дождь уже прошел, и на небе показалось «горячее июльское солнце, под лучами которого мокрая трава точно задымилась». В воздухе разлился одурманивающий аромат свежей травы, шалфея, сосен. Неожиданно Соболько «радостно взвизгнул», увидев на поверхности озера лодку хозяина. К своему удивлению, охотник заметил плывшего перед лодкой лебедя. Выбравшись на берег, красивая птица не спеша направилась к избушке. Тарас рассказал, как однажды приехали «охотники из господ», и застрелили «лебедя с лебедушкой». В живых остался только один птенец, которого нашел в камышах Тарас. Он назвал его Приемышем, и очень привязался к лебедю. Один охотник посоветовал Тарасу подрезать птице крылья, чтобы та не улетела зимой в теплые края, но он отказался. Приемыш крепко сдружился с Соболько, с которым вместе гулял и даже делил пищу. В следующий раз охотник навестил Тараса «уже поздней осенью, когда выпал первый снег». Старик выглядел «дряхлым и жалким», и причиной тому стало расставание с Приемышем. Однажды, во время заморозков, «стадо лебедей спустилось на Светлое озеро». Приемыш увидел их, и не на шутку затосковал. Тарасу не оставалось ничего другого, ка отпустить вольную птицу к своим сородичам. Несмотря на свою большую любовь к Приемышу, он не хотел удерживать его силой. Расставание с лебедем далось Тарасу очень тяжело, и даже Соболько грустил о своем белокрылом товарище… Заключение Произведение учит доброте, милосердию, любви и бережному отношению к природе

Автор показывает, насколько важно уважать чужую свободу и право на выбор. После ознакомления с кратким пересказом «Приемыш» рекомендуем прочесть рассказ полностью

Вертел: краткое содержание, описание и аннотация

Картинка или рисунок Серая шейка

Анализ произведения

Настоящая фамилия автора — Мамин, в литературном мире он использовал псевдоним Мамин-Сибиряк. Писатель написал множество рассказов про окружающий мир, любил его.

Краткое содержание

Дождливым днем автор отправился к озеру, где его должен был ждать товарищ Тарас. Этот человек работал сторожем. Рассказчик встретил сторожевого пса Соболько, но его приятеля не было. Тогда он зашел в сторожку, стал ожидать хозяина. Пока ждал, заварил себе чай.

В скором времени на озере показалась лодка. Соболько стал радостно лаять. Рядом с Тарасом плыл лебедь. Мужчина вышел на берег и рассказал другу, что в прошлом месяце охотники убили взрослых лебедей, а он приютил у себя оставшегося малыша. Тарас сильно привязался к птице и дал ей имя — Приемыш. Собака тоже привыкла к Приемышу.

Лебедь плавал в протоке, где кормился, а потом всегда возвращался к мужчине. Автор сказал, что Приемыш осенью, скорее всего, отправится на юг, а сторож хотел, чтобы тот остался, перезимовал в его сторожке. Мужчина не стал подрезать крылья лебедю, хотя ему все советовали так сделать. Но для него это было немыслимо. Автор пробыл в гостях целый день. Когда он уходил, Тарас позвал его приехать осенью, чтобы вместе отправиться на охоту на рябчиков.

Прошло время, и рассказчик приехал в гости к другу. Сторож выглядел больным и усталым, оказалось, что Приемыш улетел. Как-то на озеро прилетела стая лебедей. Они стали звать Приемыша, только он не откликался. После птица затосковала, кричала на берегу, мучилась.

Тарас понимал, что его питомец погибнет, если полетит один, ведь он не летал раньше на дальние расстояния. Сторож запер лебедя, но тот кричал целый день у двери. Тогда мужчина сжалился и отпустил его. Лебедь общался со стаей несколько дней, но все время возвращался домой, а потом жалобно загоготал и улетел. Оказалось, что навсегда.

План краткого пересказа:

  • Встреча со сторожем.
  • История лебедя.
  • Дружба собаки, птицы и человека.
  • Осенняя встреча.
  • Стая лебедей.
  • Прощание с человеком.
  • Тоска.

Действующие лица и основная мысль

В рассказе дано описание нескольких главных героев. Мамин-Сибиряк является рассказчиком, так как повествование ведется от первого лица. Также выделяют следующих персонажей:

  • Автор — человек, знающий и любящий природу. Он очень умный, доброжелательный, наблюдательный.
  • Тарас — сторож и друг автора. Он живет вместе со своей собакой по имени Соболько. Этот человек любит природный мир, приютил лебедя.
  • Приемыш — имя лебедя. Это гордая, верная, преданная и дружелюбная птица.

Автор хотел сказать, что если действительно любишь от чистого сердца, то нужно уметь отпускать.

Рассказ учит следующему:

  • любить и беречь природу;
  • защищать окружающий мир;
  • уважать мнение и потребности других;
  • ценить свободу.

К этому произведению подходят следующие пословицы:

  • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  • Насильно мил не будешь.
  • Воля птичке дороже золотой клетки.

ВертелТекст

Мальчик совсем не интересовался камнями. Он не понимал, чем любуются мать и сестра и чем хуже граненые цветные стекла. Его больше всего заняло деревянное большое колесо, которое вертел Прошка.

Вот это штука действительно любопытная: такое большое колесо и вертится! Мальчик незаметно пробрался в темный угол к Прошке и с восхищением смотрел на блестящую железную ручку, за которую вертел Прошка.

  • – Отчего она такая светлая?
  • – А от рук, – объяснил Прошка.
  • – Дай-ка я сам поверчу…
  • Прошка засмеялся, когда барчонок принялся вертеть колесо.
  • – Да это очень весело… А тебя как зовут?
  • – Прошкой.
  • – Какой ты смешной: точно из трубы вылез.
  • – Поработай-ка с мое, так не так еще почернеешь.

– Володя, ты это куда забрался? – удивилась дама. – Еще ушибешься…

– Мамочка, ужасно интересно!.. Отдай меня в мастерскую, – я тоже вертел бы колесо. Очень весело!.. Вот, смотри! И какая ручка светлая, точно отполированная. А Прошка походит на галчонка, который жил у нас. Настоящий галчонок…

Мать Володи заглянула в угол Прошки и только покачала головой.

– Какой он худенький! – пожалела она Прошку, – Он чем-нибудь болен?

– Нет, ничего, слава богу! – объяснил Алексей Иваныч. – Круглый сирота, – ни отца, ни матери… Не от чего жиреть, сударыня! Отец умер от чахотки… Тоже мастер был по нашей части. У нас много от чахотки умирает…

Часть III

В кратком содержании третьей части рассказа Мамина-Сибиряка «Вертел» надо сообщить о том, что Прошка, работая, думает, как было бы славно сбежать из уховской мастерской. Построить шалаш в лесу среди зелени, развести костер и жить себе на свободе.

Перед походом к барыне Прошку заставили надеть новую рубаху и вымыться. Прошка заробел было, но, когда пришел домой к барыне, освоился. Познакомился с легкомысленным, ленивым и добрым мальчиком Володей, сыном Анны Ивановны, а она велела накормить Прошку и вдруг решила, что будет учить его грамоте по воскресеньям.

Перед Рождеством Прошка не пришел на очередное занятие. Он заболел, у него началась чахотка. Но, стыдясь есть дармовой хозяйский хлеб, он продолжал работать у колеса, хотя ему было очень тяжело. В те времена чахотка (туберкулез) считалась очень опасной болезнью, Прошка вскоре слег. А потом его не стало.

Анна Ивановна приехала на похороны Прошки. Она корила себя, что так и не смогла помочь Прошке, и плакала обо всех бедных детях, которым выпала такая тяжелая судьба.

Итак, мы привели краткое содержание «Вертела» Мамина-Сибиряка.

Часть I

Двенадцатилетний мальчик Прошка работает «вертелом» в гранильной мастерской городского предместья. У него самый темный угол, где он целыми днями вращает круг для обточки камней. Кроме него, в мастерской работают еще четверо: старый гранильщик Ермилыч, угрюмый молчаливый мастер Игнатий, бойкий молодой подмастерье Спирька, немой от рождения рабочий Левка. Мастера трудятся, обсуждая своего хозяина Алексея Ивановича Ухова, который известный плут с покупателями, а рабочих своих и голодом морит, и чрезмерно нагружает. Чахнут мастера на его работе, а он еще делает вид, что сочувствует. И обещает: вот-вот сделает так, чтобы рабочим жилось лучше. И мастерскую вместо этой старой бани, мол, построит, и обеды велит посытнее варить. Но, конечно, ничего не делает.

Переходим к изложению краткого содержания второй части «Вертела» Мамина-Сибиряка.

Похожие книги на «Вертел»

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Вертел» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

Часть I

Двенадцатилетний мальчик Прошка работает «вертелом» в гранильной мастерской городского предместья. У него самый темный угол, где он целыми днями вращает круг для обточки камней. Кроме него, в мастерской работают еще четверо: старый гранильщик Ермилыч, угрюмый молчаливый мастер Игнатий, бойкий молодой подмастерье Спирька, немой от рождения рабочий Левка. Мастера трудятся, обсуждая своего хозяина Алексея Ивановича Ухова, который известный плут с покупателями, а рабочих своих и голодом морит, и чрезмерно нагружает. Чахнут мастера на его работе, а он еще делает вид, что сочувствует. И обещает: вот-вот сделает так, чтобы рабочим жилось лучше. И мастерскую вместо этой старой бани, мол, построит, и обеды велит посытнее варить. Но, конечно, ничего не делает.

Переходим к изложению краткого содержания второй части «Вертела» Мамина-Сибиряка.

Популярные сегодня пересказы

  • Шильонский узник — краткое содержание поэмы Байрона Главный герой поэмы — Франсуа Боннивар. Это реальный исторический персонаж — писатель, философ и политический деятель. Он родился в аристократической семье, а воспитание
  • Убийство на улице Морг — краткое содержание романа Эдгара По Повествование в произведении ведется от имени безымянного героя, который однажды встречает в Париже интересного молодого человека, являющегося потомком знатного обедневшего рода
  • Краткое содержание Платонов Финист – Ясный Сокол Жил-был крестьянин. Был он вдовец, и было у него три дочери. Две старшие мало, что на внешность были некрасивые, так еще и характер у обеих был хуже некуда. Одно только они и знали, что наряжаться и прихорашиваться.
  • Дочь Бухары — краткое содержание рассказ Улицкой События произведения разворачиваются в Москве в послевоенный период. Домой возвращается после демобилизации военный врач Дмитрий Иванович вместе

Вертел — Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Вертел

I

Летнее яркое солнце врывалось в открытое окно, освещая мастерскую со всем ее убожеством, за исключением одного темного угла, где работал Прошка. Солнце точно его забыло, как иногда матери оставляют маленьких детей без всякого призора. Прошка, только вытянув шею, мог видеть из-за широкой деревянной рамы своего колеса всего один уголок окна, в котором точно были нарисованы зеленые грядки огорода, за ними – блестящая полоска реки, а в ней – вечно купающаяся городская детвора. В раскрытое окно доносился крик купавшихся, грохот катившихся по берегу реки тяжело нагруженных телег, далекий перезвон монастырских колоколов и отчаянное карканье галок, перелетавших с крыши на крышу городского предместья Теребиловки.

Мастерская состояла всего из одной комнаты, в которой работали пять человек. Раньше здесь была баня, и до сих пор еще чувствовалась банная сырость, особенно в том углу, где, как паук, работал Прошка. У самого окна стоял деревянный верстак с тремя кругами, на которых шлифовались драгоценные камни. Ближе всех к свету сидел старик Ермилыч, работавший в очках. Он считался одним из лучших гранильщиков в Екатеринбурге, но начинал с каждым годом видеть все хуже. Ермилыч работал, откинув немного голову назад, и Прошке была видна только его борода какого-то мочального цвета. Во время работы Ермилыч любил рассуждать вслух, причем без конца бранил хозяина мастерской, Ухова.

– Плут он, Алексей-то Иваныч, вот что! – повторял старик каким-то сухим голосом, точно у него присохло в горле. – Морит он нас, как тараканов. Да… И работой морит и едой морит. Чем он нас кормит? Пустые щи да каша – вот и вся еда. А какая работа, ежели у человека в середке пусто?.. Небойсь сам-то Алексей Иваныч раз пять в день чаю напьется. Дома два раза пьет, а потом еще в гости уйдет и там пьет… И какой плут: обедает вместе с нами да еще похваливает… Это он для отводу глаз, чтобы мы не роптали. А сам, наверно, еще пообедает наособицу.

Эти рассуждения заканчивались каждый раз так:

– Уйду я от него – вот и конец делу. Будет, – одиннадцать годиков поработал на Алексея Иваныча. Довольно… А работы сколько угодно… Сделай милость, кланяться не будем…

Работавший рядом с Ермилычем чахоточный мастер Игнатий обыкновенно молчал. Это был угрюмый человек, не любивший даром терять слова. Зато подмастерье Спирька, молодой, бойкий парень, щеголявший в красных кумачных рубахах, любил подзадорить дедушку, как называли рабочие старика Ермилыча.

– И плут же он, Алексей-то Иваныч! – говорил Спирька, подмигивая Игнатию. – Мы-то чахнем на его работе, а он плутует. Целый день только и делает, что ходит по городу да обманывает, кто попроще. Помнишь, дедушка, как он стекло продал барыне в проезжающих номерах? И еще говорит: «Сам все работаю, своими руками…»

– И еще какой плут! – соглашался Ермилыч. – В прошлом году вот как ловко подменил аметист проезжающему барину! Тот ему дал поправить камень, потому грань притупилась и царапины были. Я и поправлял еще… Камень был отличный!.. Вот он его себе и оставил, а проезжающему-то барину другой всучил… Известно, господа ничего не понимают, что и к чему.

Четвертый рабочий, Левка, немой от рождения, не мог принимать участия в этих разговорах и только мычал, когда Ермилыч знаками объяснял ему, какой плут их хозяин.

Сам Ухов заглядывал в свою мастерскую только рано утром, когда раздавал работу, да вечером, когда принимал готовые камни. Исключение представляли те случаи, когда попадала какая-нибудь срочная работа. Тогда Алексей Иваныч забегал по десяти раз, чтобы поторопить рабочих. Ермилыч не мог терпеть такой срочной работы и каждый раз ворчал.

Всего смешнее было, когда Алексей Иваныч приходил в мастерскую, одетый, как мастеровой, в стареньком пиджаке, в замазанном желтыми пятнами наждака переднике. Это значило, что кто-нибудь приедет в мастерскую, какой-нибудь выгодный заказчик или любопытный проезжающий. Алексей Иваныч походил на голодную лису: длинный, худой, лысый, с торчавшими щетиной рыжими усами и беспокойно бегавшими бесцветными глазами. У него были такие длинные руки, точно природа создала его специально для воровства. И как ловко он умел говорить с покупателями. А уж показать драгоценный камень никто лучше его не умел. Такой покупатель разглядывал какую-нибудь трещину или другой порок только дома. Иногда обманутые являлись в мастерскую и получали один и тот же ответ, – именно, что Алексей Иваныч куда-то уехал.

– Как же это так? – удивлялся покупатель. – Камень никуда не годится…

– Мы ничего не знаем, барин, – отвечал за всех Ермилыч. – Наше дело маленькое…

Все рабочие обыкновенно покатывались со смеху, когда одураченный покупатель уходил.

– А ты смотри хорошенько, – наставительно замечал Ермилыч, косвенно защищая хозяина, – на то у тебя глаза есть… Алексей-то Иваныч выучит.

Всех больше злорадствовал Спирька, хохотавший до слез. Все-таки развлечение, а то сиди день-деньской за верстаком, как пришитый. Да и господ жалеть нечего: дикие у них деньги, – вот и швыряют их.

Работа в мастерской распределялась таким образом. Сырые камни сортировал Ермилыч, а потом передавал их Левке «околтать», то есть обколоть железным молотком, так, чтобы можно было гранить. Это считалось черной работой, и только самые дорогие камни, как изумруд, окалтывал Ермилыч сам. Околтанные Левкой камни поступали к Спирьке, который обтачивал их начерно. Игнатий уже клал фасетки (грани), а Ермилыч поправлял еще раз и полировал. В результате получались играющие разными цветами драгоценные и полудрагоценные камни: изумруды, хризолиты, аквамарины, тяжеловесы (благородный топаз), аметисты, а больше всего – раух-топазы (дымчатого цвета горный хрусталь) и просто горный бесцветный хрусталь. Изредка попадали и другие камни, как рубины и сапфиры, которые Ермилыч называл «зубастыми», потому что они были тверже всех остальных. Аметисты Ермилыч называл архиерейским камнем. Старик относился к камням, как к чему-то живому, и даже сердился на некоторые из них, как хризолиты.

– Это какой камень? Прямо сказать, враг наш, – ворчал он, пересыпая на руке блестящие изумрудно-зеленые зерна. – Всякий другой камень мокрым наждаком точится, а этому подавай сухой. Вот как наглотаешься пыли-то… Одна маета.

Большие камни точились прямо рукой, нажимая камнем на вертевшийся круг, а мелкие предварительно прилеплялись особой мастикой к деревянной ручке. Во время работы вертевшийся круг постоянно смачивался наждаком. Наждак – порода корунда, которую для гранения и шлифования превращают в мельчайший порошок. При работе высохший наждак носится мелкой пылью в воздухе, и рабочие поневоле дышат этой пылью, засоряя легкие и портя глаза. Благодаря именно этой наждачной пыли большинство рабочих-гранильщиков страдают грудными болезнями и рано теряют зрение. Прибавьте к этому еще то, что работать приходится в тесных помещениях, без всякой вентиляции, как у Алексея Иваныча.

– Тесновато… да… – говорил сам Ухов. – Ужо новую мастерскую выстрою, как только поправлюсь с делами.

Год шел за годом, а дела Алексея Иваныча все не поправлялись. Относительно пищи повторялось то же самое. Алексей Иваныч сам иногда возмущался обедам своих рабочих и говорил:

– Какой это обед? Разве такие обеды бывают?.. Вот только поправлюсь делами, тогда все повернем по-настоящему.

Алексей Иваныч никогда не спорил, не горячился, а соглашался со всеми и делал по-своему. Даже Ермилыч, как ни бранил хозяина за глаза, говорил:

– Ну, и человек тоже уродился! Его, Алексея Иваныча, как живого налима, никак не ухватишь рукой. Глядишь, и вывернулся. А на словах-то, как гусь на воде… Он же еще и жалеет нас!.. И тесно-то нам, и еда-то плохая… Ах, какой человек уродился!.. Одним словом, кругом плут!..

Главная мысль

Сказка Мамина-Сибиряка учит любить природу и понимать, что для птиц и зверей нет ничего лучше, чем жизнь на воле.

Важно уважать чужие чувства и никого не удерживать рядом с собой силой. Кратко записать содержание произведения в читательский дневник позволит такой план:

Кратко записать содержание произведения в читательский дневник позволит такой план:

Автор приехал поприветствовать знакомого старого сторожа и познакомился с его ручным лебедем.
Повествование Тараса о том, как он нашел и приручил Приемыша.
Визит автора в избушку старика осенью после того, как лебедь покинул свою обитель.
Рассказ старика о том, что Приемыш увидел стаю лебедей на озере и захотел присоединиться к ним.
Тарас не стал удерживать птицу, после прощания она улетела навсегда.

Основная мысль рассказа заключается в том, что следует учиться милосердию. Нельзя проходить мимо раненой птицы, зверька, просящего о помощи человека. На примере сказки автор показывает, как сострадание приносит радость и дарит смысл жизни. С Тарасом и Соболько остались тепло и свет, которые дарил лебедь.

Лебедь улетел, но он будет радовать грациозностью и красотой людей в других уголках мира. Очень хочется, чтобы судьба уберегла его от людской жестокости и зла.

Предыдущая
Краткое содержание«Госпожа Метелица» — краткое содержание сказки братьев Гримм
Следующая
Краткое содержание«Он живой и светится» — краткое содержание рассказа В.Ю. Драгунского для читательского дневника

Основа

В основе рассказа лежит реальный случай. Автор в интервью указал, что рассказ полностью автобиографичный:

8 января 1945 года ефрейтор Евгений Носов действительно был тяжело ранен и Победу встретил в госпитале в Серпухове.

Описание последнего боя содержится в наградном листе на Орден Отечественной войны II степени на Е. И. Носова — ефрейтора, орудийного номера 1969 истребительного противотанкового артполка 44-ой отдельной истребительной противотанковой артбиргады РГК 3-й армии Белорусского фронта:

В рассказе главный герой также получает ранение в бою при январском прорыве восточнопрусских укреплений в бою с «Фердинандом»:

Трагические подробности того последнего боя известны со слов Виктора Астафьева, которому автор как другу в личной беседе рассказал о нём:

Анализ произведения

Произведение вошло в сборник «Аленушкины сказки», его жанр — сказка. Название пошло от прозвища главной героини — Серая Шейка.

Действующие лица и план пересказа

Автор переносит характеристики животных на людей. В произведении описаны главные и второстепенные персонажи. К ним относятся следующие герои:

  1. Серая Шейка — героиня отличается добротой и наивностью. У нее поврежденное крылышко.
  2. Лиса — опасная, злая, коварная, выносливая, терпеливая хищница.
  3. Заяц — трус, но при этом веселый и беззащитный знакомый уточки.
  4. Селезень с Уткой — родители главной героини.
  5. Охотник — добрый старик, спасший утку.

Чтобы не потерять нить повествования, необходимо ознакомиться с планом пересказа. Он поможет в задании, когда нужно озаглавить сказку, и состоит из следующих пунктов:

  1. Подготовка птиц к перелету.
  2. Сломанное крыло.
  3. Уточка остается одна.
  4. Обретение друга Зайца.
  5. Опасность в виде Лисы.
  6. Полынья и замерзший лед.
  7. Встреча с Охотником.
  8. Спасение уточки.

Краткое содержание

Наступила осень и перелетные птицы собрались на юг. Им предстоял долгий путь. У Селезня с Уткой среди всего выводка был покалеченный птенец по имени Серая Шейка. Ему весной Лиса повредила крылышко, и из-за этого уточка не способна летать.

Со временем стая улетела, а Серая Шейка осталась одна. Но у нее был один знакомый — трусливый зайчишка. Как-то у полыньи оказалась Лиса, она тут же узнала свою жертву и пыталась ее подманить, но уточка была умнее, не подплывала к ней.

Заяц предупредил свою спутницу, что Лиса очень коварна, поэтому Серая шейка стала более осторожной, остерегалась хищницу. Мороз крепчал каждый день, река покрывалась льдом

Лиса ежедневно проверяла крепость льда, чтобы добраться до беззащитной птицы.

Это могло бы произойти, но произошло удивительное событие. Однажды в лесу оказался Охотник. Он хотел подстрелить животных на шубу супруге. Только звери бросились врассыпную, охотник остался ни с чем. В этот момент мужчина увидел рыжую Лису с пушистым хвостом, и выстрелил в нее. Охотник подбежал к полынье, и увидел вместо хищницы уточку. Она поведала мужчине про свое горе, он сжалился над ней, забрал с собой и принес домой.

Основная мысль

В своем произведении автор хочет показать, что спасение часто приходит оттуда, откуда не ожидаешь. В сказке есть чему поучиться:

  • терпению;
  • милосердию;
  • смирению;
  • стойкости;
  • доброте;
  • умению добиваться своих целей;
  • любви;
  • состраданию;
  • заботе о детях и ближних.

В любой ситуации можно найти выход. Также в сказке можно увидеть, что добро побеждает зло. Это видно из эпизода, когда Охотник спас уточку от Лисы. Он выходил птицу, подарил своим внукам. На примере героев писатель показал, что нельзя никого бросать в беде. Мир не без добрых людей. В сложных обстоятельствах и неприятностях всегда найдутся те, кто поможет.

Примечания

  1. Сергей Капков. «Лица. Леонид Амальрик». // «Наши мультфильмы». / Арсений Мещеряков, Ирина Остаркова. — «Интеррос», 2006. — ISBN 5-91105-007-2. Архивировано 28 августа 2007 года.
  2. Сергей Капков. Энциклопедия отечественной мультипликации. — М.: Алгоритм, 2006. — С. 521-522. — 816 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4.
  3. Очерки истории советского кино. Том третий. 1946—1956 гг. / Под редакцией Ю. С. Калашникова, Л. П. Погожевой, Р. Н. Юренева. — М.: Искусство, 1961. — C. 483. — 776 c.
  4. Кива Н. «Союзмультфильм» — начало пути // Киноведческие записки. — 2006. — № 80. — С. 162. — C. 153—173.
  5. Малюкова Л. Л. «СВЕРХ/КИНО» (Современная российская анимация. Девяностые / нулевые). — СПб: Умная Маша, 2013. — С. 277. — 366 c. — ISBN 978-5-990-41931-5.
  6. Переозвучка наших старых мультфильмов[неавторитетный источник? ]
  7. Мы против переозвучки советских мультиков!!![неавторитетный источник? ]
  8. Директор «Союзмультфильма» Акоп Гургенович Киракосян отвечает на вопросы читателей «Ленты. Ру»
  9. НЕТ — фальсификации анимационного наследия![неавторитетный источник? ]
  10. DVD «Любимая сказка. Серая шейка»
  11. DVD «Лесные сказки»

2 Ответы

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий