Образы чиновников в комедии ревизор гоголя

Краткое содержание по действиям

Действие 1

(Кардовский Д.Н. «Ревизор» Н. В. Гоголя. Городничий)

Городничий собирает чиновников, чтобы огласить им «пренеприятнейшее известие: в городок N едет ревизор». Городничий начинает выговаривать всем чиновникам за имеющиеся в их работе «недостатки» и велит хотя бы наспех прикрыть свои грехи. Добчинский и Бобчинский сообщают, что ревизор уже приехал, он находится в гостинице – третью неделю не съезжает и денег не вносит, кто это как не ревизор?

Иван Александрович Хлестаков, молодой бедный чиновник, едет вместе со слугой из Петербурга в Саратов. В небольшом провинциальном городе, где Хлестаков остановился проездом, его обыгрывают в карты, денег совсем не остается.

Городничий принимает решение самому идти на поклон к ревизору.

Действие 2

(Хлестаков)

Промотавшийся голодный Хлестаков сначала вымаливает себе «в последний раз» обед из супа и жарко́го у трактирного слуги, затем, пообедав, ругает блюда.

Приходит городничий. Хлестаков думает, что это по его душу – то есть, посадят за неуплату номера, но городничий отчего-то сам его боится, предлагает ему взятку, предлагает проехать по городу, посмотреть работу чиновников, начав с богоугодных заведений. Городничий рассчитывает напоить Хлестакова.

Действие 3

(Кардовский Д.Н. «Ревизор» Н. В. Гоголя. Гостьи)

Хлестакова приводят в дом городничего, где он, порядком пьяный, пытается «пустить пыль в глаза» присутствующим: «Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем… А один раз меня приняли даже за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем… С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге…»

Врёт, что пишет оперы под псевдонимом Барон Брамбеус, что правит статьи за 40000 рублей, что даёт балы с арбузами и парижским супом, что пишет литературные и музыкальные произведения. Марья Антоновна ловит его на лжи, но никто не обращает внимания.

Наконец, Хлестаков совершенно опьянел, и городничий уводит его отдохнуть.

Жена и дочь городничего обсуждают, на кого из них глядела важная персона, соревнуются за внимание Хлестакова

Действие 4

(Кардовский Д.Н. «Ревизор» Н. В. Гоголя. Купцы)

Проснувшись утром, Хлестаков ничего не помнит. Все чиновники города буквально выстраиваются к нему в очередь, и у каждого он занимает денег в полной уверенности, что это либо очень добрые люди, либо дураки (второе – скорее), и что он берет деньги в долг и отдаст, когда доедет до Саратова. Взятки дают даже Бобчинский и Добчинский – из-за того, что они испытывают страх, «когда говорит вельможа».

Когда до Хлестакова доходит, что предлагаемые ему деньги – взятка, он пытается отказаться, но слуга Осип советует продолжать и забирает «натуру» – вино и сахар – у купцов.

Хлестаков ухаживает за Марьей Антоновной и просит её руки у городничего. После этого Хлестаков уезжает, пообещав вернуться и напоследок отправив своему другу письмо с местной почты.

Действие 5

Когда Хлестаков покинул город, все выдохнули с облегчением. Городничий размечтался о том, какие перспективы откроет перед ним такой зять.

(Немая сцена)

В дом городничего собираются гости, он намерен торжественно объявить о помолвке Хлестакова с Марьей. Однако пришедший почтмейстер рассказывает, что прочел письмо Хлестакова к его другу, и в письме написано, что Хлестакова ошибочно приняли за ревизора.

Крах мечтаний

Уже представляя, что породнился с высокопоставленным чиновником, городничий начинает раньше времени чувствовать себя особенно важным человеком. Меняется даже его тон в общении с окружающими

Он превращается в важного, надменного и презрительного человека

Вознеся героя на такую вершину, Гоголь одним махом рушит все его надежды. Финальный монолог Сквозника-Дмухановского, который он произносит, когда узнает, что в город приехал настоящий ревизор, выражает его состояние. Городничий потрясен в первую очередь тем, что его, знатного мошенника, смогли провести. Он сам начинает признаваться, скольких людей он обманул за свою карьеру. Среди них — губернаторы, купцы и другие начальники.

Становится ясна его подлинная сущность и масштабность его деяний. Данный монолог окончательно расставляет все точки, зрители убеждаются, что перед ними — мошенник, причем весьма серьезный.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Жанр

Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма.

История создания

В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.

В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.

“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и, выделяющейся из себе подобных, только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александрийском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.

Акт без городничего

Интересно, что на протяжении практически всего четвертого акта городничий не появляется на сцене, возникая только в самом финале. Но при этом он остается одним из главных действующих лиц, о котором говорят все окружающие.

Оставляя Сквозник-Дмухановского за сценой, Гоголь ярко рисует образ городничего в комедии «Ревизор». Кратко его можно охарактеризовать как грубого, жадного и циничного человека. Эту оценку автор дает через слова других персонажей, на которых повлияло такое управление.

К Хлестакову с жалобами приходит вереница просителей, которые жалуются на бесчинства, которые творит городничий. Перед лжеревизором появляется большое количество представителей самых разных слоев населения. Это купец, унтер-офицерская вдова. Через их истории рисуется реальный образ городничего. В сцене, в которой Хлестаков принимает все эти обращения, зритель может самостоятельно составить картину жизни уездного города, основанную на плутовстве, эгоизме, взяточничестве и корысти.

История создания произведения

Работать над комедийной пьесой Николай Васильевич Гоголь начал осенью 1835 года. Согласно историческим сведениям, вдохновил его на написание произведения Александр Сергеевич Пушкин. Эту теорию подтвердили слова писателя Владимира Соллогуба. Он вспоминал, что Пушкин после знакомства с Гоголем поведал тому историю о проезжающем мимо Новгородской губернии (современная Волгоградская область) господине. Мужчина рассказывал всем встречным о том, что служит чиновником министерства, который без зазрения совести обирал городских жителей.

Но есть и другая версия, со слов того же Соллогуба. Самого Александра Сергеевича губернатор Нижнего Новгорода Бутурлин принял за ревизора. Тогда Пушкин прибыл в город за информацией о пугачевском бунте.

Доселе никто не знает, что же точно вдохновило писателя на написание комедии «Ревизор». Но частые письма, адресованные А.С.Пушкину, где автор делится процессом, мыслями о желании бросить пьесу, говорят о верности предыдущих теорий.

Мнение литераторов о пьесе

Все литераторы были восхищены. Но многие так и не смогли рассмотреть за ширмой сарказма общественный фарс, а за образом уездного города — всю страну. Сам автор также смело отзывался о своей работе. Гоголь говорил, что решил собрать в одной комедии все плохое в России, начиная несправедливостями, заканчивая конкретными случаями из жизни, интерпретированными в повествование.

Вариант 2

Читая произведение Ревизор, сразу приходят понятия, какие же были люди в эпоху Гоголя, как он протестовал против падения моральных устоев чиновников, которые пользовались своим положением. Выделены черты людей как лживость, услужливость, злоупотребление служебным положением как сейчас говориться. 

Представляя образ Ивана Кузьмича, невольно представляешь азартного и очень любопытного человека в произведении Гоголя. Он был почтмейстером, руководил отделением почты. То есть своего рода чиновник. И он был не совсем честный и благородный, так как, пользуясь своим положением на работе, частенько практиковал вскрытие чужих личных писем. Он не думал даже, что он совершает, что-то преступное и не допустимое, он любил частные истории и из личных переписки людей узнавал их тайны. Таким образом, прочитал переписку двух героев, Хлестакова с Тряпкиным. В этой переписке очень подробно описывается, как один из них брал взятки у чиновников, солгав им.

Фамилия этого персонажа в переводе с польского языка «шпек» означает «тайный агент, сыщик». Он, в каком-то роде, оправдал свою фамилию, донеся всем о мошеннике Хлестакове.

Шпекин яркий персонаж этого произведения, который обладал тем, чем не обладал никто другой, информацией. В наше время его действия были б актуальными, так как кто владеет информацией, тот владеет ситуацией. Но при первой встрече был в парадном одеянии, хотел произвести впечатление и боялся, так как дорожил своей службой. Он выдержанно отвечал на вопросы о работе и своих подчиненных, обеспечил «ревизора» хорошими лошадьми. Эти действия со стороны кажутся подхалимством или трусостью, но он действовал в рамках положенных отношении между начальством и подчиненным.

Отдельно стоить отметить, как Шпекин эрудированно и начитанно разговаривал: вежливое обращение, выразительные обороты и конечно сопровождал это все интересными мимиками лица и жестами, которые акцентировали внимания собеседника на нем. Эти навыки его выручали при карточных играх и его наработанное спокойствие, которые отточены за 30 лет не сложной и не физической работой на почте

Нельзя не брать во внимание, то, что он был начитанным и образованным. Книги читать он очень любил, особенно увлекался философией

В заключении, хочется отметить Шпекин Иван Кузьмич положительный персонаж, так как прямого вреда он никому не причинял. И в то время большинство мелких чиновников так и жили.  

Гоголевские негерои и их ничтожество

Список героев комедии Гоголя «Ревизор» открывает главный из них – во всех смыслах блистательный Хлестаков

: пустой, ничего не значащий человек, упоительный хвастун и невежда. Его появление только вскрывает язвы той провинции, куда он попал – все готовы обманываться, пресмыкаться перед столичным франтиком, у которого и умысла-то не было никого околпачить. Лжет Хлестаков совершенно искренне, увлекаясь, испытывая экстатическое удовольствие от своего немыслимого вранья про высокий чин и квадратные арбузы в тысячу рублей. Хлестаковские одновременные ухаживанья за Анной Андреевной, женой городничего, и Марьей Антоновной, его дочерью, принимают вид какого-то непостижимого фарса. Хлестаков легко справляется с навязанной ему извне ролью высокопоставленного проверяющего, как он справился бы с любой другой – пустота без вопросов одинаково наполняется и хорошим, и дурным. Среди описаний героев комедии «Ревизор» существуют собственно авторские, в числе их есть и относящееся к Хлестакову: «это фантасмагорическое лицо, которое, как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкой Бог знает куда».

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

тоже довольно колоритная личность, и не столько по части пустоты и невежества, сколько по части безответственности. Он чувствует себя в ней, как рыба в воде, пока угроза столичной ревизии не опрокидывает городничего в действительность. Антон Антонович быстро учится внешне затыкать дыры своего не очень благополучного управления, пускать в глаза пыль и проделывать ежеминутные мыслительные операции по поводу размера взяток. Для городничего самое естественное поведение в ситуации катастрофы – выдать голодным больным белые колпаки, оболгать несчастную, незаконно высеченную жену офицера, придумать внезапный поджог церкви, чтобы скрыть факт её невозведения. Он с готовностью принимает пустенького Хлестакова за ревизора, так как нечистая совесть и желание скрыть последствия своих деяний ослепило его, лишив способности здраво мыслить.

Безукоризненно, хотя и не лестно изображены в комедии нежные провинциальные дворянки – Анна Андреевна

иМарья Антоновна . Жеманство, беспричинное кокетство, простаивание у окна, умножение сплетен и споры о палевом платье – вот как рисует Гоголь прекрасную и благородную часть города. Они обе принимают ухаживания Хлестакова за чистую монету и соперничают за его благосклонность, как залог своей неотразимости.

С не меньшим мастерством писатель показывает господ Бобчинского

иДобчинского , которых никто ни во что не ставит, и чем более, тем более они лебезят и скоморошничают. Они городские сплетники и разносчики всяческих новостей, поэтому все относятся к ним с презрительным снисхождением.

Замечательно смешными выглядят почтмейстер Шпекин

,судья Ляпкин-Тяпкин и попечитель богоугодных заведенийЗемляника . Первый черпает вдохновение и открывает целые миры в процессе чтения чужих писем, а потому никаких угрызений совести по поводу безнравственности своих деяний не испытывает. Не испытывает их и Ляпкин-Тяпкин, который любит брать породистых щенков в качестве «благодарности» и вполне уверен, что он не взяточник. Хотя и несёт глубокомысленную ерунду, в обществе прослыл вольнодумцем за подвиг прочтения нескольких книг. Попечитель богоугодных заведений щедр на угодничество и лесть, которые хлынут из него неиссякаемым потоком красноречия, особенно в сторону Хлестакова.

По словам Гоголя, сам он хотел собрать всё дурное в России и посмеяться надо всем сразу, и ему это удалось в высшей степени.

Характеристики основных героев помогут учащимся 8 классов при сборе материала для сообщения или сочинения на тему «Характеристика героев «Ревизора»».

Тест по произведению

Сюжетом для написания комедии послужила история, рассказанная Гоголю А.С. Пушкиным. В ней говорилось об одном господине, оказавшемуся проездом в одном из небольших городов и сумевшему выдать себя за высокого чиновника таким образом, что никто не смог заметить подвоха. Краткое описание и характеристика героев комедии «Ревизор» позволит читателю понять, как выглядели чиновники того времени. С тех пор прошло немало лет, но мало что изменилось. В наших госструктурах довольно часто встречаются чиновники, подобные Хлестакову или городничему, не брезгующие взятками и решающие служебные вопросы в обход закона.

Лицемерие

Каждый чиновник ведет себя как настоящий лицемер. С простым народом герои общаются презрительно, даже к помещикам у них пренебрежительное отношение.

Земляника совершенно незаинтересован в том, как живут люди. По его мнению, если человеку суждено выздороветь, он выздоровеет, а если суждено умереть – он умрет.

Шпекин читает чужие письма, совершенно не задумываясь о том, что в них содержится личная информация.

Чиновники считают, что им все дозволено, однако перед людьми, стоящими выше, они лебезят и стараются всячески им угодить. Приезд Хлестакова, которого посчитали за ревизора, раскрывает этот порок с огромной силой. Чиновники стараются сделать так, что герой, от которого зависит их дальнейшее положение, не заметил всех недочетов их службы. Для этого они угождают ему и дают взятки.

Статьи по теме

Хлесткая суть

Главный герой – Хлестаков. В словаре Ушакова у корня фамилии «хлест» значение нахал, сплетник и хвастун. Из действий Ивана Александровича все эти значения просто «хлещут». Он быстро смелеет, поняв, что принят за другого человека. Врет так, что зрители смеются: знаком с Пушкиным, пишет книги, печатается в известных изданиях, уважаем на службе. Хлестаков волочится сразу за двумя женщинами, его не интересует возраст и внешние данные. Для него самое главное сам процесс лжи и лицемерия. Представить мужчину по-настоящему влюбленным и страстным невозможно. «Ухлестывания» смешны и нелепы, но мнимый ревизор быстро ориентируется в своем вранье.

Сочинение Образ Почтмейстера Шпекина

Произведение Ревизор было написано, как протест против моральных упадков в обществе, которое наблюдалось в годы жизни Гоголя. В данном произведении Николай Васильевич выделил и раскрыл такие пороки человека, как: лицемерие, взяточничество, запасливость и еще некоторый букет негативных качеств человека. В комедии был намек на то, что люди имеющие какой-либо чин имеют склонность к различным низким поступкам.

Шпекин Иван Кузьмич – один из основных персонажей комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Он работает почтмейстером в рассматриваемом городе N. Он был начальником почтовой конторы, и очень любил просматривать чужие письма. Он себя успокаивал тем, что это он делает только из любопытства, чтобы узнать, какие новшества в мире. Без угрызений совести он читал все эти письма, которые попадались ему под руку. Он был простодушным и наивным человеком. Он не был льстивым человеком. Его любовь к необычному «чтению новостей» могла привести к увольнению, но он почему-то не боялся заниматься своими делишками.

О внешности данного персонажа многого в комедии не было сказано. Было известно, что он ходил, вытянувшись в своем мундире. У него всегда с собой была шпага. Мало чего было написано в произведении про его внешность, так как произведение не было создано ради, каких-то красивых описаний людей. Оно было создано в надежде на то, что люди с какими-либо чинами посмотрели на себя и оценили, на сколько они низкие и отвратные.

Фамилия данного персонажа происходит от слова «шпик». Значение этого слова означает – сыщик или агент. Благодаря этому персонажу все жители узнали разгадку вопроса о том, кто же все-таки истинный ревизор. Почтмейстер прочитывая письмо Хлестакова, в котором писалось про то, как глупые чиновники из города N приняли его за ревизора. Они всяко ему угождали и делали всякие приятности и подарки.

Я считаю, что, вводя данного персонажа в свою комедию, Николай Васильевич Гоголь хотел получить персонажа, который будет мил и невредим окружающим. Шпекин не являлся какой-либо угрозой для общества, хотя занимался низкой деятельностью

Зато он не такой низкий человек, как все эти чиновники, которые окружили заботой и вниманием Хлестакова, так как боялись за свои рабочие места

Николай Васильевич в своем произведении так и не создал ни одного положительного персонажа. В каждом герое романа находился какой-то индивидуальный изъян. Все эти пороки, которые замечательно описал Гоголь, существовавшие в Царской России, существуют и в нынешнем мире. Только со временем положение усугубилось. Пороки стали намного чернее.

История написания «Ревизора»

Николай Васильевич Гоголь описывает в своих произведениях довольно утрирование образы русской действительности того времени. В момент появления идеи новой комедии писатель активно работает над поэмой «Мертвые души».

В 1835 году он обращается по вопросу идеи для комедии к Пушкину, в письме изложив ему просьбу о помощи. Поэт отзывается на просьбы и рассказывает историю, когда издатель одного из журналов в одном из южных городов был принят за приезжего чиновника. Аналогичная ситуация, как ни странно, происходила и с самим Пушкиным в то время, когда он собирал материалы для описания пугачевского бунта в Нижнем Новгороде. Его также приняли за столичного ревизора. Идея показалась Гоголю интересной, и само желание написать комедию настолько его захватило, что работа над пьесой шла всего лишь 2 месяца.

В течение октября и ноября 1835 года Гоголь полностью написал комедию и еще через несколько месяцев зачитал ее перед другими литераторами. Коллеги пришли в восторг.

Сам Гоголь писал, что он хотел собрать все дурное, что есть в России, в единую кучу, и посмеяться над этим. Свою пьесу он видел, как очищающую сатиру и орудие борьбы с существовавшей на тот момент в обществе несправедливостью. К слову сказать, допущена пьеса по трудам Гоголя к постановке была лишь после того, когда Жуковский лично обратился с просьбой к императору.

Подробнее: Н.В. Гоголь «Ревизор»: история создания комедии

Образ Луки Лукича

В этом произведении Лука Лукич занимает должность, суть которой заключается в контролировании городских училищ

персонаж не первой важности, но имеющий свое значение, хоть и небольшое. В этом уездном городе благополучие зависит и от него, конечно, но только, как от любого госслужащего

Холопов живет по принципу, моя хата с краю и я не причем! По своей натуре он трус и не станет вписываться в даже различные, провокационные ситуации! Государственный чин, который ему дан, титулярный советник. Женат на очень сварливой женщине, которая держит его под каблуком. Обращаясь к нему по прозвищу «Луканчик», она сразу же расставляет акценты в их отношениях и общий порядок в доме. Зовут ее Анастасия. Когда к ним приходят гости, особенно важных чинов, она смело перехватывает инициативу, чтобы ее муж еще больше не казался убогим. К слову сказать, он и двух слов не произнесет тому, кого боится. Даже если ситуация делает его правым!

Трусость Холопова порождает его тупость. Он действительно думает, что учителя могут принести больше пользы, потому что не допускают инакомыслия или вольностей

Из безвредность привлекает его, поэтому свою работу считает очень важной и занимательной

Приезд мнимого ревизора сильно пугает Луку Лукича. А, когда тот ему еще и сигару предлагает, холопов чуть в обморок не падает. Отсюда можно сделать вполне допустимый довод, что основу его характера составляет робость. Даже подарки от таких важных лиц он не решает брать сразу. Долгие раздумья наводят на вторую черту его характера — нерешительность. Она настолько сильно отвлекает его, что, испугавшись собственных действий, он прикуривает ее не стой стороны. А когда Хлестаков окончательно обнаглев спрашивает у него денег в долг, холопов сразу же дает и говорит такую фразу: « Не смею больше задерживать присутствием». Отсюда третья важная черта заключающаяся в услужливости. То есть, он становится именно тем, кого от него ждут.

Такие люди нужны и даже важны по своему, но отсутствие стрежня в них скажется крайне негативно не будущем их работы, края, где живут и даже целой страны. Ведь если человека можно сломать даже не начав это делать, зачем он вообще такой нужен? Что полезного он принесет? Никто не говорит о том, что нужно быть бунтарями. Но свою точку зрения и право на жизнь отстаивать необходимо!

Подробная характеристика

Лука Лукич Хлопов – один из персонажей комедии «Ревизор», чиновник в уездном городе, смотритель училищ. Он относится к веренице государственных служащих, от которых зависит благополучие города.

Главные качества этого персонажа – смирение и запуганность. В отличие от Земляники, который является двуличным пронырой, и Городничего, который возомнил себя царём и богом города, Лука Лукич – тишайший трус. Его любимые фразы: «как бы чего не случилось» и «авось пронесёт». Он во всём и полностью соглашается с Городничим, старается держать в училище только тупых и безвольных учителей, так как считает их безвредными. В те времена в стране не приветствовались прогрессивные взгляды и вольнодумие. Особенно это касалось учебных заведений, так как именно там, юношеству могли внушаться вредные антиправительственные идеи.

Дома у Луки Лукича всем заправляет жена Анастасия, которая любит ласково называть его «Луканчик». Когда Хлопов робеет и не знает, что сказать, она делает это за него. Так, например, именно она поздравляет семью Городничего с помолвкой Марьи Антоновны.

Хлопов настолько труслив, что когда мнимый ревизор предлагает ему сигару, он не только сомневается брать её или нет, но и от страха прикуривает её с другой стороны. Отдавая взятку, он ведёт себя настолько услужливо, что складывается ощущение, что он рад расстаться с деньгами ради начальства. При этом добавляет фразу «не смею долее беспокоить присутствием».

Этот чиновник, вместо того, чтобы чувствовать себя начальником, ведёт себя как солдат, окружённый генералами. Оттого эффективность его работы на таком ответственном посту — нулевая. Он даже боится сделать замечание учителю истории, который в порыве гнева часто ломает стулья, или другому учителю, который сопровождает свой рассказ гримасами.

Критика

Комедия была негативно встречена консервативными слоями общества. Но была прославлена такими выдающимися критиками, как Белинский и Аксаков, и тепло встречена публикой:

Рецензенты выделили художественные особенности пьесы «Ревизор» и своеобразие комедии:

Даже царь Николай Первый положительно оценил пьесу. Вот отрывок из воспоминаний современника:

Однако реакционная критика, которая всегда нападала на Гоголя, и тут нашла повод позлословить:

Позднее литературоведы тщательно изучали текст и описали значение пьесы и тех моментов в ней, которые казались читателям спорными:

А. Л. Слонимский писал:

Р. Г. Назиров писал:

Актуальность «Ревизора» не угасла и в наши дни. Многие выражения из неё стали крылатыми, а имена героев — нарицательными.

Характеристика персонажа

Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская – это жена городничего, одного из главных персонажей пьесы. Сам Гоголь дает ей довольно подробную характеристику в описании действующих лиц. Это позволяет читателю познакомиться с героиней еще до непосредственного ознакомления с текстом.

Анну Андреевну автор называет провинциальной кокеткой. Она не пожилая, но и не молодая, выглядит «аппетитно» и привлекательно для своих лет. Эта женщина воспитана на романах, типичных девичьих сплетнях и разговорах. Своей дочери, Марье Антоновне, она пытается привить такое же мировосприятие. По этой причине практически все  разговоры жены городничего и ее дочери вьются вокруг небольшого круга тем: мода, платья, гадания, замужество, деньги.


(Анна Духмановская оттесняет дочь Марью за спину)

Гоголь также упоминает, что Анна Андреевна очень любопытна и тщеславна по своей природе. С мужем, городничими, она нередко может разговаривать на повышенных тонах. Он ее немного побаивается, но слушается. Однако это послушание распространяется только на житейские мелочи. С людьми  более мелких сословий она не церемонится, обращается с ними, как с бесполезной мелюзгой.

Отличительной чертой Анны Андреевны Сквозник-Дмухановской как персонажа является ее ограниченность и зацикленность на внешности. Так, например, Гоголь еще в описании указывает, что на протяжении пьесы она переодевается четыре раза.  

Отношение к работе

Лука Лукич является начальником училищ. Но его бездейственность, тихость, запуганность приводят к тому, что под его руководством работают только тупые, безграмотные учителя. безвольные учителя, так как начальник именно их считает самыми безобидными, безопасными, безвредными. Находясь в одной комнате с кем-либо из коллег, он сам создает впечатление, что он солдат среди генералов, пытается всем услужить, принижает свое значение. Его главные жизненные принципы – «авось обойдется» и «не сулилось бы чего».

Для чиновника это неприемлемо, ведь на его плечах лежит ответственность за уровень образования. Но какая ответственность может быть у человека, который всего боится и не способен принять решение? Все идет самотеком, ничего не регулируется, и от этого все разваливается. Вот и получается, что чиновник без ответственности может быть даже хуже других, ведь именно из-за бездействия начинается разруха.

Главные герои

Главное действующее лицо – лже-ревизор Хлестаков

Но Гоголь выделил прочих персонажей, заслуживающих особое внимание

Хлестаков

Молодой, щеголеватого вида человек двадцати трех лет отроду. Стройный, манерный, любит азартные игры, кутежи и застолья. Сам автор описывает Хлестакова, как глуповатого, несдержанного на язык юношу, любящего почести и угодливое обращение. Имея низший канцелярский чин, часто стеснен в средствах.

Следуя в имение к отцу, Хлестаков начисто проигрался одному офицеру и оказался в незнакомом уездном городе без гроша в кармане

Неожиданно его принимают за важного питерского чиновника, прибывшего с инспекцией

Пытаясь задобрить «высокого гостя», служащие городской управы всячески угождают юноше, снабжают деньгами, сосватывают дочь городничего. Поначалу, испугавшийся встречи с градоначальником, Хлестаков постепенно смелеет и принимает подношения и почести, как должное.

Сквозник-Дмухановский

Городничий – человек, начавший службу с самых низов. Весьма неглуп, солиден, речь образована. Сосредоточив городскую власть в своих руках, не стесняется брать взятки. Любое дело обставляет с выгодой для себя. На службе носит мундир и сапоги со шпорами.

Ляпкин-Тяпкин

Местный судья и начальник тюрьмы. Считается образованным человеком, поскольку прочитал с десяток книг. Слова выговаривает растянуто, придавая речи значительность и особый смысл. Считает, что ему-то ревизия не страшна, так как взятки он берет не деньгами, а борзыми щенками.

Хлопов

Смотритель учебных заведений – личность глуповатая, трусливая, не имеющая ни авторитета, ни уважения среди преподавателей и учеников. В подотчетном ему ведомстве царят хаос и беспорядок.

Земляника

В качестве попечителя богоугодных учреждений весьма успешно делит поступающие из казны деньги с городничим, судьей и прочими чиновниками. При этом не гнушается донести на «ближнего», если видит в этом свою выгоду.

Шпекин

Чиновник, возглавляющий почту и службу доставки – человек наивный со слабостью к чтению чужой корреспонденции. Именно он раскрывает грандиозный обман, распечатав письмо Хлестакова.

Бобчинский и Добчинский

Персонажи невероятно похожие друг на друга не только внешне, но и речью, движениями, поведением. Малообразованные, неуклюжие, но услужливые помещики первыми разглядели в приезжем «ревизора», о чем тут же донесли городничему.

Анна Андреевна

Жена городничего, моложавая, довольно привлекательная женщина. В пьесе представлена кокеткой, любительницей пышных туалетов, не лишенной тщеславия. Это поверхностная особа, завоевать расположение которой можно лишь упоминанием громких имен, чем и пользуется Хлестаков.

ХАРАКТЕРЫ И КОСТЮМЫ

Замечания для господ актеров

Городничий , уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью.

Анна Андреевна , жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четырз раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

Хлестаков , молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Внешний облик города

Из-за того, что и чиновники, и жители наплевательски относятся к тому месту, где они живут, город выглядит очень неприятно. Повсюду валяется мусор, в зданиях царит хаос и беспорядок. Церковь, на которую были выделены средства, так и не начиналась строиться. Даже там, где должна быть чистота и стерильность, например, в больнице, царит грязь и антисанитария. Больные похожи на кузнецов, врач не следит за собственной чистотой. На улицах кучами валяется мусор, «сорок телег всякого сору» придают городу особый колорит.

Николай Васильевич Гоголь показывает читателю, как важно уважать место, в котором ты живешь. Жителей города устраивает сложившее положение, но со стороны это выглядит просто ужасно

Ответственность за свою жизнь каждый несет сам, каждый человек самостоятельно выбирает, где и как ему жить. А значит, смирение жителей города – это решение каждого из них. Запущенное состояние города лежит на плечах каждого из безответственных чиновников. Ни одного из них не волнует судьба города, а значит, судьба государства.

Прогнивший город является символов прогнившей жизни. И никто не предпринимает ничего для того, чтобы хоть как-нибудь исправить положение. Известие о посещении городом ревизора ввергает всех чиновников в ужас, но даже этот факт не заставляет их задуматься о своем поведении и своей жизни. Вместо того, чтобы начать исправлять положение, они думать только о том, как умаслить вышестоящее начальство.

Данная статья поможет написать сочинение «Образ уездного города в комедии «Ревизор», дать описание внешнему облику города, отношению чиновников и жителей к сложившемуся положению вещей.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий