Степа лиходеев (мастер и маргарита) характеристика в романе

Особенности композиции

Композиция романа «Мастер и Маргарита» и ее особенности обусловлены нестандартными приемами автора, такими как создание одного произведения в рамках другого. Вместо привычной классической цепочки – композиция – завязка – кульминация – развязка мы видим сплетение этих этапов, а также удвоение их.

Завязка романа: встреча Берлиоза и Воланда, их беседа. Происходит это в 30 годах XX века. Рассказ Воланда уносит читателя тоже в тридцатые годы, но два тысячелетия назад. И здесь начинается вторая завязка – романа о Пилате и Иешуа.

Далее следует завязка. Это проделки Воладна и его компании в Москве. Отсюда же берет истоки и сатирическая линия произведения. Также параллельно развивается и второй роман. Кульминация романа мастера – казнь Иешуа, кульминационный момент рассказа о мастере, Маргарите и Воланде – визит Левия Матвея. Интересна развязка: в ней оба романа объединяются в один. Воланд и его свита везут Маргариту и Мастера в иной мир, чтобы наградить их покоем и миром. По пути они видят вечного скитальца Понтия Пилата.

«Свободен! Он ждет тебя!» – этой фразой мастер освобождает прокуратора и завершает свой роман.

А Лиходеев мог бы быть совсем другим…

И в первой редакции романа присутствовал такой персонаж, как Лиходеев. Звали его, правда, по-другому. Гаруся Падулаев – таким именем в 1929 году наделил Булгаков директора театра. У этого героя был прототип – знакомый писателя (уроженец солнечного Владикавказа) Тауджин Пейзулаев. Этот человек работал вместе с писателем над пьесой «Сыновья муллы». В первоначальном варианте романа Гаруся, так же как и Степа, покидает против своей воли квартиру № 50, расположенную в доме 302-бис по улице Садовой. Но Воланд отправляет его не в Ялту, а на родину своего прототипа – во Владикавказ.

По пути из столицы на малую родину Гаруся наслаждается видом чудесного московского пейзажа. То есть во Владикавказе Падулаев оказывается не мгновенно. В его путешествии есть даже нечто романтичное. Булгаков с Падулаевым обошелся значительно мягче, нежели с Лиходеевым. Но позже, узнав о смерти своего соавтора, писатель решает кардинально изменить образ изгнанного из Москвы персонажа. В 1936 году Булгаков в очередной раз переписывает роман. И теперь на страницах этого произведения появляется директор театра по фамилии Лиходеев.

Газетная травля Мастера

В произведении Булгакова рассказывается о том, как высокообразованный историк, владеющий несколькими языками, написал роман о Понтии Пилате и последних днях Иешуа Га-Ноцри, прообразом которого был Иисус Христос. Автор вложил в произведение всю душу, но при попытке публикации на роман обрушилась волна профессиональной критики.

Организатором литературной травли был критик Латунский. В редакционную коллегию, которая решала вопрос о публикации романа о Понтии Пилате, также входили:

  • критик Ариман;
  • литератор Мстислав Лаврович.

Хоть роман не дошел до публики, на него обрушилась волна критики:

  1. Первой вышла статья Аримана. Он утверждал, что в романе автор пытался «оправдать» Иисуса Христа.
  2. Затем Мстислав Лаврович опубликовал критическую статью, в которой писал о «пилатизме» и величал автора «иконописцем».
  3. Самая разгромная и беспощадная статья принадлежала Латунскому. В ней он назвал автора воинствующим «старообрядцем».

Рассудок Мастера не выдержал травли. Он сошел с ума и в отчаянии уничтожил рукопись. Прочитав газетные статьи, знакомый главного героя Алоизий Могарыч захотел заполучить его квартиру и написал на него ложный донос. Мастера арестовали, но, разобравшись, отпустили.

Вариант 2

Роман, написанный М.А. Булгаковым «Мастер и Маргарита» насчитывает множество главных и второстепенных героев. Степан Лиходеев – это персонаж второго плана, который стал «жертвой» неожиданного визита в Москву Сатаны.

Лиходеев был безвредным человеком, он управлял театром «Варьете». Он работал и не мешал никому из героев и не вредил. Но, несмотря на это  М.А. Булгаков видел в нем одно плохое качество. Автор считал, что Лиходеев занимает чужую должность и находится «не на своем месте». Булгаков считал, что это главное зло всех времен. Лиходеев не особо вникает в свою работу и за это его не сильно любят в театре. Об этом свидетельствует ситуация когда Римский подумал о том, что было бы неплохо если бы с Лиходеевым, что то случилось.

Лиходеев абсолютно не разбирается в искусстве, не вникает в суть дела. Его многие считают профнепригодным и он об этом знает. Но, не смотря на это, Степан не отчаивается. Он доволен своей работой, жизнью и собой. Он переложил свои обязанности на администратора и финдиректора. Лиходеев чувствует себя прекрасно и беззаботно. У него много свободного времени. Степан ведет разгульный образ жизни, часто употребляет алкоголь и пользуется своим статусом. Возможно, из-за этого однажды к нему явился Воланд. Степан проснувшись после очередной пьянки у себя в квартире увидел Воланда. Лиходеев ничего не помнил, что было вечером, но это было для него нормальное явление. Он часто так напивался. Его немного смутило, что у него в квартире находится иностранный гость.

Волонду и его свите необходимы апартаменты для жилья. Квартира Лиходеева очень приглянулась гостю. Поэтому он решил избавиться от Степана. Лиходеев мигом был отправлен в Ялту в нижнем белье, без документов и с ужасными последствиями похмелья. Но Волонд был к Степану благосклонен потому, что отправил его в хороший город (мог бы сослать его в Магадан) и на дорожку дал похмелиться.

Но Степан оказался «непотопляемым». Он добрался из Ялты обратно в Москву. Прибыв в столицу, он отправился на лечение в клинику. После этого Степана назначили работать заведующим в огромном гастрономе города Ростова. Этим автор романа «Мастер и Маргарита» хотел показать то, что никто не может побороть такое зло которое олицетворял персонаж Лиходеев. С ним даже не смог бороться сам Воланд. Это свидетельствует о том, что лень, безразличие и несоответствие занимаемой должности никогда не искоренить в нашей стране.

Степан Лиходеев вел асоциальный образ жизни, он был ленивым, любил женщин и алкоголь. На него даже ни как не повлияла встреча с Волондом. Степан не понял, за что его так наказали. Он продолжил свою жизнь дальше в таком же темпе. Хотя другого бы человека подобная ситуация заставила задуматься над его поведением, но Лиходееву все нипочём. Все это свидетельствует о его безалаберности и распущенности.

Степан Богданович Лиходеев

Лиходеев — директор Варьете, молодой человек, очень популярный в творческих кругах Москвы. Он ведет праздный образ жизни: кутит, пьет, гуляет. На первый взгляд, совершенно безобидный малый, никого вроде не обманул, ничего не украл, никаких жутких грехов за ним не наблюдалось, Чем же он так заинтересовал Воланда и его свиту?

Степан Богданович обратил на себя внимание своей никчемностью, беззаботностью, безответственностью, Человек, не разбирающийся в искусстве, не имеющий никакого понятия о деле, которым руководит, занимает директорское кресло и бессовестно пользуется служебным положением. Всю работу за него выполняют подчиненные, он же лишь волочится за дамочками, при том, что женат, и предается кутежам

Очнувшись однажды после очередного, весело проведенного вечера, и увидев перед собой незнакомца, он очень огорчен, что свидетелем его безобразия стал иностранец, но его нисколько не тревожит обстоятельство, что он абсолютно ничего из того, что происходило накануне, не помнит.

Такой, на первый взгляд, безобидный и никчемный человечишка, занимающий руководящую должность, на самом деле может являться сильнейшим злом для людей талантливых, творческих. Булгаков в образе Лиходеева раскрывает тип людей, творящих произвол при полной своей некомпетентности, занимающих не свое место. Кому, как ни автору романа, знать вредоносность лиходеевых, он на себе испытал все последствия активных действий чинуш от искусства.

Воланд выбирает довольно мягкое наказание для такого паразита общества: он отправляет его на курорт, в теплый живописный уголок Ялты. Вроде известный, имеющий множество приятелей, а пустой человек, никому не интересный, никто не торопится вернуть Лиходеева домой. Ни в какой Ялте, по факту, Степан и не был, все его скитания оказались обманом и происками нечистой силы.

Этот эпизод наглядно продемонстрировал силу гипноза, которым обладала компания Воланда. И читатель осознает, насколько велика эта сила, способная подчинять себе целые группы людей, находящиеся не только в одном помещении, но и на огромном расстоянии.

По возвращении из своего таинственного путешествия герой попадает в уже известную читателю психиатрическую клинику, к профессору Стравинскому. Происшедшее меняет Степана Богдановича в лучшую сторону: он становится тише и степеннее, практически не злоупотребляет спиртным, а женщин так вообще сторонится. Он все так же руководящий работник, только уже никак не связан с искусством.

Значение слова лиходеев

Примеры употребления слова лиходеев в литературе.

А я четыре года только и делал, что таких вот лиходеев заугольных высматривал. Холод несколько раз замечал, что лейтенант заговорщически переглядывался то с Колосковым, то с Лиходеевым, умолкал или менял тему разговора, если старшина появлялся рядом с ним.

Сколько их, таких Колосковых, Бутенко и Лиходеевых, прошло через старшинские руки, через его, Кондрата Холода, суровые университеты!

Во дворе Сурова поджидала поисковая группа — Колосков с розыскной собакой, Мурашко, Лиходеев.

Навстречу попались Лиходеев, Азимов, Колосков, Мурашко — у всех вдруг нашлись в коридоре дела.

Тогда все разом оборвется — Лизка, Лиходеев, любящий поддеть, малоразговорчивый Колосков и наивняк Бутенко.

Побаловав престарелых лиходеев любимым зрелищем и подождав, покуда голуби, накружившись вольно в ясном небе, вернутся на дармовую жратву, он задвинул засов и сказал: — Не горюйте, Кот и Дрозд!

Лиходеев нонче много на Москве развелось, — поддержал Федотку подьячий и также шагнул к выходу.

И Степа Лиходеев, и финдиректор Римский, и поэт-неудачник Рюхин, и блистательный Арчибальд Арчибальдович, и весь окололитературный мир Грибоедовского дома, выписанный с превеликим тщанием, но как беспощадно.

Аппараты были исправлены во время третьего отделения, надо было звонить, сообщить о происшедшем, просить помощи, отвираться, валить все на Лиходеева, выгораживать самого себя и так далее.

Мы не допускаем сюда чужаков, но за вас ручается наш северный родич, да вы и без поручательства не похожи на лиходеев, а поэтому мы, как просил нас Элронд, готовы помочь вам добраться до Андуина.

В дверь тихо постучали и, предводительствуемые старшиной, в канцелярию вошли Лиходеев, Бутенко, Азимов, Колосков, Мурашко.

Объяснимся: Степа Лиходеев, директор театра Варьете, очнулся утром у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на садовой улице.

Иностранный артист господин Воланд был любезно приглашен директором Варьете Степаном Богдановичем Лиходеевым провести время своих гастролей, примерно недельку, у него в квартире, о чем он еще вчера написал Никанору Ивановичу, с просьбой прописать иностранца временно, покуда сам Лиходеев съездит в Ялту.

Лиходеев уложился в несколько немногословных фраз: машина почти восстановлена, фары имеются в поселковом магазине, газик будет — как новенький.

Утро туманное

Степа Лиходеев в романе «Мастер и Маргарита» упоминается всего несколько раз. Более детально – в седьмой главе. А дальше автор ему уделяет в общей сложности несколько строк. Однако стоит сказать, что именно в главе «Нехорошая квартира» перед читателем впервые предстают помощники Сатаны в полном своем составе, и именно поэтому она столь запоминающаяся.

Однажды после бурно проведенного вечера Лиходеев просыпается в своей постели (хотя пробуждением состояние директора «Варьете» в это утро назвать сложно) и обнаруживает сидящего рядом неизвестного человека в черном берете. Нежданный визитер говорит с акцентом, представляется артистом, с которым Степа Лиходеев незадолго до этого злополучного дня якобы заключил контракт. Директор «Варьете» этого не помнит. И неудивительно, ведь минувшим вечером он пил портвейн после водки, затем объяснялся какой-то даме в любви, ездил к кому-то на дачу в Сходню… Словом, ночь была насыщенная.

Лиходеев, так и не вспомнив событий прошедших дней, выпивает предложенную гостем водку, закусывает чудесно появившимися яствами и, будучи человеком хитрым и неглупым, старается скрыть перед незнакомцем собственную забывчивость. И вдруг, выйдя в переднюю, обнаруживает там постороннего черного кота жутких размеров.

Жизнь после возвращения из Ялты

Небритый и грязный Лиходеев возвращается из ссылки в Москву. Потрясения этих дней не проходят для него даром, и Степа с манией преследования попадает в клинику для душевнобольных к профессору Стравинскому. Там Лиходеева лечат больше недели, пока он не возвращается к жизни и не перестает просить, чтобы его поместили в «бронированную камеру». По его делу было проведено следствие, в ходе которого установили:

  1. Степа в Ялту не летал, а оставался в квартире номер 50. Его загипнотизировали иностранные диверсанты во главе с Воландом.
  2. Затем гипнотизеры надели на Лиходеева войлочную шляпу и отправили на аэродром. Там они внушили встречающим, что он вышел из самолета, прибывшего из Ялты.
  3. В ялтинском угрозыске утверждали, что к ним заявился босой Степа, и они даже отправляли о нем телеграммы в Москву. Но никаких подтверждений этому не нашли и решили, что гипнотизеры сумели на расстоянии воздействовать на сотрудников.

После этого случая Степа уходит из Варьете. Знакомые устраивают его директором магазина в Ростове. Характер Лиходеева меняется:

  1. Он становится степенным и молчаливым.
  2. Начинает сторониться женщин.
  3. Его алкогольные пристрастия изменились. Степа перестал пить портвейн с водкой, а пьет только водку, настоянную на смородиновых почках.

Лиходеев в «Мастере и Маргарите» — это человек не на своем месте. Его работу исполняют другие, а он пьянствует и бездельничает. Нередко подобные некомпетентные руководители вершат судьбы талантливых людей, хотя имеют очень мало познаний в своей области.

Встреча с Воландом

После очередной пьянки Степан Лиходеев просыпается в своей постели. Рядом он обнаруживает неизвестного мужчину в чёрном берете. Нежданный гость представляется артистом, с которым директор якобы заключил контракт. Герой не помнит этого, и не удивительно, так как минувшим вечером он пил водку с портвейном, а затем объяснялся какой-то женщине в любви.

Герой опохмеляется и закусывает, появившимися откуда ни возьмись яствами. После этого Степан Богданович выходит в переднюю и обнаруживает там чёрного кота жутких размеров.

Воланд желает поселиться со своей свитой в квартире № 50. Он решает наказать директора за лень и отправить его за тысячи километров от Москвы. Сатана благосклонен к Степану и местом для ссылки выбирает Ялту.

Лиходеев оказывается в чужом городе без документов и денег, из одежды на нём лишь нижнее бельё. Несколько дней подряд он шлет телеграммы своим коллегам, в которых просит помочь добраться домой. Однако, коллеги привыкли к разгульному образу жизни директора, поэтому не торопятся ему помогать.

Спустя несколько дней мужчина возвращается домой небритый и грязный. Осознание того, что он только что был в квартире, а через мгновение оказался в Ялте отражается на его психике. Наказанием за его легкомысленный образ жизни становится сумасшествие. Лиходеева помещают в психиатрическую клинику, где он проводит восемь дней.

После всего пережитого Лиходеев замыкается в себе и чурается общества женщин. Степан меняет образ жизни и практически побеждает свой главный грех — любовь к спиртным напиткам.

Вариант 2

В романе образ сумасшедшего поэта играет достаточно важную роль. Сначала он «оттеняет» Берлиоза, а после самого Мастера, как я понимаю.

С самого начала книги мы встречаемся с Иваном Бездомным. Он бодр и весел, он весело спорит со своим приятелем. Тут же Булгаков поясняет, что этот высокий парень довольно простой наружности – поэт. И его фамилия – псевдоним модный. После революции при строительстве социализма даже поэты должны были стать простыми – из народа. Вот они и должны были все стать «убогими, бездомными». И сочинять не о розах и любви, а о благородном труде колхозника, например. Такой поэт, видно, сам может стать к станку на заводе, но он все свои силы бросает на сочинение идеологических поэм. Это образ – немного пародия на всех тех поэтов. Кроме того, Бездомный не так опытен и образован, как его собеседник. У парня не хватает такта, он начинает злиться в разговоре с Воландом, не проявляет нужной тонкости…

Наверное, за это он оказывается в сумасшедшем доме. Кто поверит, что он видел кота, который ходит на двух лапах?! Никто больше не верит Бездомному, а он продолжает доказывать свою правоту. Наверное, немного и правда сходит с ума. Мне жаль его становится. Не в его поэтическом и социальном самодовольстве, но в его страданиях. Он практически бьется головой о стену, его закручивают в смирительную рубашку, на успокоительное сажают. Он такой немного мученик, но он и сам виноват.

Потом он разговаривает в этой больнице с Мастером. Бездомный наивно не может понять, почему Мастер в этой клинике практически добровольно. Но Иван уже более спокоен, он уже стыдится своих «громких и восторженных» стихов. Только в уединении больницы он сумел посмотреть на себя со стороны…

В нём много энергии, но она немного «дурная». Он соблазнился льготами поэтическими, а там ему бы, может, лучше просто на завод – к обычным людям. Бесхитростным, как и он сам.

Я считаю, что он хороший человек, но просто соблазнился и запутался.

Все герои романа Мастер и Маргарита

Изображение представителей Массолита и варьете

Создавая декорации для своего романа, писатель не жалеет и красок юмора, иногда переходящего в сатиру, а иногда превращающегося в дружескую насмешку, сочувствие.

Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита» совсем не скрывает своих недостатков и несовершенств. Так, бывший дом великого Грибоедова – теперь дом Массолита, где определяют писатель человек, или нет по наличию удостоверения, а в доме Герцена так и вовсе сделали ресторан.

Представители «Ассоциации литературы»: Берлиоз и Латунский, другие критики и «великие литераторы», настолько приземлены, что когда дело доходит до разговора о доме литературы вспоминают не творчество, а гастрономические излишества в виде «порционных судачков» и «яиц-коккот» да привилегии, что дает им «членский билет с золотой широкой каймой».

Мастер вспоминает этот мир критиков и литераторов с ужасом. Он, принесший им свой роман, в который вложил душу, в ответ получает низкопробную критику и насмешки, поле которой, ослабевший рассудком, сжигает свой роман.

Образ Москвы в «Мастере и Маргарите» проникается нотами осуждения и сатиры, когда Булгаков показывает людей искусства и массовой культуры – представителей варьете Лиходеева, Варенуху, Римского. Степа Лиходеев пьяница и лжец. За сою подлую натуру он будет наказан Воландом, что внезапно перенесет его в Ялту, а Варенуха и вовсе станет вампиром. Но, не смотря на то, что эти персонажи понесли справедливое наказание, их образы вызывают грусть. Казалось бы, в самом центре великой страны представители культуры должны быть людьми как минимум моральными и одухотворенными. А на деле же мы видим шайку подлецов и трусов, которых интересует лишь свое теплое местечко да забавы.

История происхождения

Образ Михаила Александровича Берлиоза, влиятельного человека в московском литературном сообществе, руководителя писательской организации, вероятно, списан Булгаковым с кого-то из советских идеологов того времени.


Михаил Булгаков

Прототипом персонажа может оказаться Леопольд Авербах – основатель Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), или дипломат Федор Раскольников, или публицист и журналист Михаил Кольцов. Мог быть прототипом Берлиоза Владимир Блюм — театральный критик и журналист, который публиковал рецензии в и «Правда», а мог и Демьян Бедный, знаменитый пролетарский поэт.

Фамилией Михаил Александрович Берлиоз обязан французскому композитору XIX века Гектору Берлиозу. Этот выбор сделан Булгаковым не случайно. Некоторые музыкальные произведения Гектора Берлиоза тематически пересекаются с сюжетными линиями романа «Мастер и Маргарита». Например, третья часть «Фантастической симфонии», которая носит название «Сон в ночь шабаша».

Сочинение про Степу Лиходеева

«Мастер и Маргарита» — великий роман русского писателя Михаила Булгакова, который он сам считал главным творением своей жизни. Произведение, особенно те его главы, что происходят в Москве двадцатых годов, наполнено различными яркими образами, призванными достоверно отобразить и покритиковать лицо эпохи начала двадцатого века, одним из которых является второстепенный персонаж Степа Лиходеев – директор театра «Варьете» в Москве.

Как и большинство персонажей из московских глав романа, он носит говорящую фамилию, которая говорит о его беспутстве.

Первая же сцена с участием данного персонажа дает нам понять авторское отношение к персонажу, а также довольно однозначно намекает на его характер: Степа лежит на кровати после очередной пьяной «ночи веселья» и отказывается вставать, отчаянно борющийся с сильным похмельем. Сцена носит комический характер, как и большинство в «московских главах». Директор позволяет себе бессовестно отлынивать от работы, что говорит читателям о его легкомысленности, ленивости и бестолковости. Позже наши догадки подтверждает сцена, в которой работники театра, обсуждая директора, мечтают о том, чтобы его уволили, и называют его «бедствием». Автор подчеркивает, что постоянные пьяные проделки Лиходеева не являются секретом для всех театральных работников Москвы, а на своей должности директор удерживается лишь с помощью хитрости.

Ближе к концу романа образ Степы кардинально меняется: побывав в Ялте, он повреждается умом и попадает в психиатрическую больницу, а после лечения его направляют в Ростов и назначают заведующим гастрономическим магазином. Булгаков отмечает, что теперь Лиходеев стал молчаливым, он изменил свои вкусы и больше не пьет портвейн, а предпочитает водку, а также совсем прекратил интересоваться женщинами. Столкновение с Воландом и его свитой сильно повлияли на персонажа, но даже после этого Степа вряд ли осознал, в чем состояла его вина. Скорее таинственное происшествие, не поддающееся обычной человеческой логике, просто сильно напугало его и сломило его психику.

Таким образом, Степа Лиходеев – директор театра Варьете, удерживающийся на посту лишь с помощью хитрости, ленивый человек, которому интересны только пьянство и женщины, но после путешествия в Ялту он повреждается умом и больше не проявляет никакого интереса к женщинам. С помощью образа Степы Лиходеева Булгаков обличает людей того времени, обвиняет их в излишней безалаберности, эгоистичности и сосредоточенности на собственных желаниях.

Новая схема адресации памяти в IBM Power10 изменит взгляд на ИИ приложения

Образ Понтия Пилата и проблема совести

«Мастер и Маргарита» – это уникальное, нетрадиционное произведение М.А. Булгакова, так как в него входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера). Содержание этих двух романов сопоставляется и противопоставляется, но воспринимается как единое произведение, связанное с судьбой всего человечества. «Роман о Пилате», состоящий из 4-х глав, – это рассказ об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с проповедником добра и справедливости Иешуа Га-Ноцри. Роман построен так, что почти все его герои стоят перед выбором: добро или зло, честь или бесчестие, вера или безверие, малодушие, трусость или самопожертвование во имя справедливости. Перед таким выбором встал и прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Понтий Пилат – умный и могущественный правитель, в руках которого жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Типическую черту его характера автор подчеркивает деталью портретной характеристики – «белый плащ с кровавым подбоем». И читатель понимает, что прокуратор покоренной Иудеи – часть деспотической государственной машины, незапятнанной снаружи и обагренной кровью изнутри. Столкновение с бродячим философом, Иешуа Га-Ноцри, которого приводят на суд к Пилату, обвиняемого в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, производит переворот в душе игемона. Между ними происходит духовный поединок. Обращение Иешуа к Понтию Пилату, «свирепому чудовищу» (как он сам себя называл), «добрый человек» сначала разозлило его, а потом, после экзекуции, вызвало в нем сложные мысли и чувства. Пилат – яркая и сильная личность, но в его душе царила жестокость, он всех презирал и понимал, насколько его положение унизительно и противно его душе. Но к тем, кого судил, он был безразличен: «Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать». Его мучили постоянные головные боли и не давали покоя недобрые мысли. Поэтому ему хотелось к допросу арестованного отнестись формально, но так как он сформировался в условиях подчинения армейской дисциплине и государственным законам, то заставлял себя усилием воли допрашивать бродячего философа. Также он хорошо знал, что за малодушие в тоталитарном государстве его не простят. В ходе допроса прокуратор понял искренность убеждения Иешуа в том, что «злых людей нет на свете» и что его вера в доброе начало человека беспредельна. Любой безнравственный поступок, даже предательство бродячий философ готов отменить как временное заблуждение и оправдать. Даже кентуриона Марка он характеризует как доброго, хотя и несчастного человека. По убеждению Иешуа, главное достоинство в человеке – духовная сторона жизни, человек бескорыстно делает добро ради самой идеи добра. Все люди, по мысли бродячего философа, свободны и равны. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений и говорит только правду.

Будучи носителем античной культуры с ее идеалами гармонично развитой личности, прокуратор почувствовал не только интерес, но и уважение к Га-Ноцри, умному, свободному и счастливому человеку, который способен сострадать и помогать даже тому, кто отправляет его на казнь. Справедливые речи арестованного нашли отклик в больной душе игемона, уставшего от лицемерия. Поняв, что Иешуа невиновен, прокуратор даже пытался его спасти, но страх перед кесарем заставил Понтия Пилата вынести пророку смертный приговор. Из-за карьеры Пилат струсил восстать против несправедливости, освободив невиновного человека. С тех пор совесть правителя не знала покоя: он обрек себя на вечные душевные муки. Пытаясь заглушить голос совести, прокуратор приказал убить Иуду, предавшего Га-Ноцри. Но и этот поступок не принес Понтию Пилату покоя. Ему приснился сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя. Слабость и трусость Пилата оборачиваются для него двухтысячелетней мукой раскаяния. Но в конце романа к Понтию Пилату приходит прощение, данное ему Мастером. Его простил и Иешуа. Так автор подвел читателя к мысли о том, что подлинное могущество только в доброте и участии, а не в силе власти.

Итак, через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе.

А Лиходеев мог бы быть совсем другим…

И в первой редакции романа присутствовал такой персонаж, как Лиходеев. Звали его, правда, по-другому. Гаруся Падулаев – таким именем в 1929 году наделил Булгаков директора театра. У этого героя был прототип – знакомый писателя (уроженец солнечного Владикавказа) Тауджин Пейзулаев. Этот человек работал вместе с писателем над пьесой «Сыновья муллы». В первоначальном варианте романа Гаруся, так же как и Степа, покидает против своей воли квартиру № 50, расположенную в доме 302-бис по улице Садовой. Но Воланд отправляет его не в Ялту, а на родину своего прототипа – во Владикавказ.

По пути из столицы на малую родину Гаруся наслаждается видом чудесного московского пейзажа. То есть во Владикавказе Падулаев оказывается не мгновенно. В его путешествии есть даже нечто романтичное. Булгаков с Падулаевым обошелся значительно мягче, нежели с Лиходеевым. Но позже, узнав о смерти своего соавтора, писатель решает кардинально изменить образ изгнанного из Москвы персонажа. В 1936 году Булгаков в очередной раз переписывает роман. И теперь на страницах этого произведения появляется директор театра по фамилии Лиходеев.


Смотреть галерею

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий