Краткое содержание лиханов чистые камушки для читательского дневника
Содержание
- 1 Помогите пожалуйста.краткое содержание рассказа. Чистые камушки
- 2 Читать краткое содержание Лиханов Чистые камушки
- 3 Комментарии
- 4 Автор Альберт Лиханов
- 5 3
- 6 1
- 7 5
- 8 Об авторе
- 9 Чистые камушки — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
- 10 Популярные сегодня пересказы
- 11 Популярные сегодня пересказы
Помогите пожалуйста.краткое содержание рассказа. Чистые камушки
Сюжет повести разворачивается в послевоенные годы. Сначала в жизни Михаськи наступает светлая полоса: война кончилась, отец живым вернулся с войны, все уважают его отца, и мальчик безмерно горд этим. Отец устраивается на работу и подрабатывает на дому.
Но вот жизнь начинает меняться. Началось это со встречи с инвалидом войны на улице, знакомым его отца, с которым он решил не пересекаться. И тут у Михаськи появились первые подозрения в правоте отца. Дальше больше: отец хотел жить «по-человечески». Он хотел свой иметь свой дом, но не простой домик, а большой и просторный дом. Вроде, нормальное желание, но для этого нужно было брать деньги за пайку старого таза с бабушки Ивановны, воспитывающей внучек-сирот, отец которых погиб на фронте. Семья Ивановны жила бедно, и Михаська, как никто иной, знал это, знал, как тяжело живется бабушке Ивановне и ее внучкам Кате и Лизе после гибели отца и смерти матери. То, что отец взял с них деньги, больно ударило по совести мальчика, а отец не захотел его понять. Потом стало еще хуже. Отец устроил мать работать продавщицей в коммерческий магазин. Когда сын пришел покупать конфеты, она отнеслась к нему как к обычному покупателю. Это Михаську не только сильно расстроило, но и заставило задуматься.
Через некоторое время вообще произошло страшное: ему пришлось подраться с лучшим другом Сашкой из-за того, что тот сказал: мать Михаськи-спекулянтка и торгует конфетами на базаре. Когда сын спросил, правда ли это, мама ответила:»Нет!»
Вскоре семья Михаськи стала жить хорошо. Каждый день на столе была хорошая еда. Отец по-прежнему копил на дом, но неспокойно было на душе у Михаськи. Его лучший друг Сашка по-прежнему с ним не разговаривал и стал у злого Савватия «шестеркой» за кусок хлеба.
Однажды, Савватей пришел со своей стаей в школу за Сашкой. Спичкой он испортил у Михаськи новую куртку с начёсом. Михаська камнем прогнал их. Однако Сашка всё равно ушёл за Шакалом. Не испугавшись, Михаська отправился отбивать Сашку у Савватея. Это был смелый поступок: ведь даже взрослые не решались связываться с Савватеем и его бандой. Единственным, кто пошёл против Савватея был учитель математики и физкультуры Иван Алексеевич.
Михаська догнал Савватея и потребовал, чтобы тот отпустил Сашку. В ответ Савватей предложил Сашку выкупить, но не деньгами, а храбростью. А если струсит Михаська, то и сам станет «шестеркой» у Савватея. Проверка храбрости заключалась в том, что нужно было пройти мимо двух немецких овчарок. Михаська исхитрился выполнить это, хотя и был покусан. Тем не менее, Сашку он отбил! Расплатой стали ежедневные уколы от бешенства.
Затем отец вернулся, привезя с собой много денег, которые он, будьто бы, выручил от продажи картошки. Однако впоследствии Михаська узнал, что отец затребовал пятьсот рублей с хозяйки овчарок, покусавших сына. В противном случае отец угрожал судом. Это сильно огорчило Михаську, и он вскрыв комод, забрал эти деньги. Вместе с Катькой, Лизой и Сашкой они купили на них тридцать пять порций мороженого и съели их.
У Михаськи появилась мысль уйти из дома. Отец был напуган арестом Зальцера. А утром пришла Ивановна и сообщила, что на базаре попалась Катька. Оказалось, что мать уговорила Катьку торговать на базаре конфетами вместо нее, так самой ей было стыдно перед Михаськой. Несмотря на просьбы Ивановны отец трусливо отказался заступиться за Катьку. Теперь Михаська точно решил уйти и убежал из дома.
Убежав, Михаська решил инсценировать свою смерть. Для этого он оставил на берегу свою одежду, чтобы думали, будь-то он утонул, а сам, переодевшись в другую, пошел прочь. Когда начало смеркаться, Михаське стало страшно, но он запрещал себе думать о доме. Однако, поразмыслив, он вспомнил о маме, подумал, как плохо ей будет. Это заставило его повернуть обратно.
Он долго бежал и уже под вечер оказался в знакомых местах. Взглянув на берег, он сначала увидел отца, затем мать. Она же увидев Михаську, сразу побежала к нему, затем долго и крепко его обнимала. Он даже слышал, как стучит её сердце. Затем он подошёл к отцу. Он испытывал к нему одну жалость. Жалел этого взрослого и глупого, как ему казалось, человека. Михаська шёл и радовался. Радовался, потому что понял, что он повзрослел. Взрослость позволила снять «розовые очки» и взглянуть на мир по-другому
Читать краткое содержание Лиханов Чистые камушки
Михаська вполне счастлив: война закончилась, отец вернулся живым, есть верный друг Сашка… Но странно герою, что в мирной жизни всё меняется к худшему. Отец после перенесенных тягот мечтает лишь о собственном доме. Вот только деньги он начинает зарабатывать, по мнению сына, странно. Берёт плату с бедняков, мать устраивает то в коммерческий магазин, то на рынок… А Саша, понятно, не хочет больше дружить с сыном спекулянта.
Даже обидевшись, Михаська выручает друга. Практически бандит требует ради Сашки пройти между двумя немецким овчаркам. Одна хватает Михаську зубами. К сожалению, сбегаются соседи, и он, отвлёкшись, падает, другая собака кусает его. Но главное, что друга Михаська выручил, а уколы от бешенства – это почти ерунда.
Отец обманывает сына, будто уехав продавать картошку, ведь «выручка» — деньги, вытребованные у хозяйки собак. Разозлившись, мальчик крадёт деньги, покупает мороженое. И он решает… инсценировать свою смерть. Оставив одежду на реке, в других вещах уходит из дома. Но вечером он понимает, что это глупый, жестокий поступок. Михаська жалеет мать, которая от ужаса чуть с ума не сошла. Он пожалел и отца, который всё забыл ради своей мечты. Мальчик возвращается, чувствуя себя повзрослевшим. И камушки в его руке очистились, как его жизнь.
Автор Альберт Лиханов
Оцените произведение:
3.2
Голосов: 64 Читать краткое содержание Чистые камушки. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Комментарии
Чистые камушки. – Впервые опубликована в журнале «Пионер», 1967, № 8 – 14. Некоторые главы в журнале «Детская литература», 1967, № 10. Отдельной книжкой повесть выпущена в 1969 году издательством «Детская литература».
Критика, положительно оценив повесть, не раз возвращалась к ней при переизданиях, отмечая ее принципиальное значение для последующих замыслов А. Лиханова. «Думается, в фундаменте творчества писателя заложены «Чистые камушки», – писал В. Свининников. – Герой их – подросток Михаська – дает взрослым наглядный урок того, как нужно жить ярко, яростно, самоотверженно, неравнодушно. Михаська – борец по натуре» («Созидать добротой». – Правда, 1979, 29 сентября).
На гражданскую активность юного героя повести обращает внимание и Ю. Михальцев: «…Михаська всюду сражается до конца, до победы – не за себя, за ребят, которые не знают, что можно жить, высоко подняв голову, за соседку Ивановну и ее внучек, за своих отца и мать, чтобы отстоять их у зла, у корысти, чтобы жизнь была чиста и светла, как прозрачные камушки» («И плакать и смеяться»
– Молодая гвардия, 1975, № 1).
«Время, быт – все в повести изображено точно и зримо. Возвращение живых и искалеченных войной победителей, в том числе и отца Михаськи, вся обстановка первых послевоенных лет – суть «Чистых камушков». И автор ни в чем не хитрит, обращаясь к сегодняшнему юному читателю, человеку другого времени, иной эпохи, когда показывает в повести жизнь такой, какой она была в те годы» (Баруздин С. Про большую жизнь. – Литературная Россия, 1972, 7 июля).
Об идейной, проблемной, нравственной актуальности книги А. Лиханова писал А. Сорокин («Пути возмужания». – Знамя, 1975, № 11): «…Пусть Михаська, мальчишка военной поры, далек в обстоятельствах своей жизни от нынешних подростков, вопросы, которые ставит перед своим героем писатель, современны, неприкрыто остры, истинны».
«Трудную тему, трудный случай взял Лиханов в основу повести «Чистые камушки», – отмечала Мария Прилежаева. – Мне… дорого главное в нем: беспокойство души, тревожное чувство ответственности за нравственное воспитание детства и юности и строгий счет к взрослым – отцам: помните, вы отвечаете за наш завтрашний день. Он – завтрашний день – наши дети» («Белые паруса детства». – Комсомольская правда, 1975, 7 февраля). В опубликованной в «Правде» (1977, 15 мая) статье «Растить человека» А. Панков высказывает интересную мысль о природе основного конфликта в «Чистых камушках» и других произведениях трилогии А. Лиханова. «В прозе А. Лиханова, – пишет критик, – много черт, характерных для современных книг о подростках. Одна из этих черт – психологический «разрыв» между юными и взрослыми, образующий центр сюжета и отражающий противоречия быта. В кругу «семейных обстоятельств» идет упорная борьба добра и зла, старого и нового, гражданского и мещанского сознания. Мальчишка же, будучи прямодушным максималистом, яростно вклинивается в обыденные разногласия. На фоне его нравственной категоричности явственнее видны ошибки старших. Подобные конфликты позволяют глубоко анализировать взаимосвязи «отцов и детей», всерьез говорить о преемственности поколений и человеческой ответственности».
«…Не утраченные иллюзии выносит Михаська из этого спора с ослепленным корыстью отцом, – как бы подытоживает Сергей Михалков разговор критики о повести, – а понимание, что идеалы нужно отстаивать, что добро должно уметь постоять за себя» («Дорогие наши мальчишки…». – Литературная газета, 1977, 16 февраля). Повесть «Чистые камушки» переведена на казахский, азербайджанский, украинский, эстонский и болгарский языки.
Автор Альберт Лиханов
Альберт Лиханов
Чистые камушки
Добро должно быть с кулаками,Добро суровым быть должно,Чтобы летела шерсть клокамиСо всех, кто лезет на добро.Ст. Куняев
Часть первая
Такой длинный день
1
Михаська перемахнул через борт грузовика, и каблуки звонко цокнули об асфальт. Всё! Лето позади, и скоро в школу.
– Ну ладно, – сказал ему Сашка, – до завтра!
Михаська тряхнул головой и хлопнул Сашку по плечу. Да, скоро в школу, немного осталось, каждый денек на вес золота. Вот завтра они и собрались порыбалить. Михаська представил, как стоят они, закатав штанины, по колено в воде и поплавки мельтешат, пляшут, сливаются с колеблющейся водой.
– Не опаздывай! – сказал Сашка. – Мух я наловлю…
Сашка побежал через дорогу. Михаська посмотрел ему вслед и улыбнулся: «Все-таки трудяга этот Сашка!» Даже в День Победы всем дела нашел. Михаська вспомнил, как это было. В тот день, когда все уже наорались, наговорились, натолкались на радостях, в класс пришла Юлия Николаевна, в шелковом платье с белым воротничком, с двумя орденами Ленина, и спросила, как они собираются отметить такой день.
Ребята запереглядывались, все даже растерялись немного – никто об этом не думал, все с ума прямо посходили от счастья. И вдруг Сашка Свиридов сказал, что надо посадить деревья возле дороги, которая идет на Москву. Когда они ехали сюда в эвакуацию, дорога была совсем голая, ни одного деревца.
Еще Сашка сказал, что деревья надо посадить до самой Москвы, но это он, конечно, загнул. Один их класс до Москвы деревья посадить не мог; для этого им надо было бы, наверное, сто лет сажать деревья.
Обидно, конечно: они посадили целую тысячу деревьев, но Михаська сам, собственными руками так ни одного и не посадил. Он копал ямы, а ставили туда саженцы и засыпали корни землей девчонки или те, кто послабее. Михаська пошевелил лопатками: будто по спине кто ногами ходил. Накопался досыта. Ну да ладно… Зато завтра!.. Он снова представил поплавок, пляшущий на волнах.
Мимо ехала лошадь с сеном. Она шла понурив голову, а на огромном возу, свесив босые ноги, сидела девчонка.
. Она смотрела по сторонам и совсем забыла про свою лошадь. Михаська подумал, что сегодня какой-то длинный день. Тащится, словно эта лошадь с сеном. И сколько в жизни вот таких дней! Будто серые, пасмурные облака. Но все-таки бывают в жизни у человека дни, которые по пальцам можно пересчитать. Потому что они будто только что увиденное кино: помнятся от самого начала до самого конца и со всеми подробностями. Сколько бы человек ни жил потом – десять… двадцать, а может быть, и сто лет, – все равно такие дни он помнит так, как будто это было вчера.
Лично у Михаськи был пока что один такой день.
Конечно, каждому человеку хочется, чтобы такие дни, которые в памяти, как зарубки на дереве, помнились бы потому, что они с утра и до самого вечера состояли из одного только счастья.
Например, такой день мог бы начаться с того, что по дороге в школу Михаська нашел бы сотенную. Лежит себе этакий кусок бумаги, сложенный вчетверо, лежит, на людей смотрит. Ждет, кто его подберет. И вот идет Михаська и находит эту деньжищу – именно он, а не кто-нибудь. А потом бы вдруг отменили уроки; и, конечно, он кинулся бы на улицу Ленина, к магазину с высокими ступеньками. Мама рассказывала, что раньше, при царе Николае Втором, когда она была совсем маленькой, в этом магазине торговал какой-то купец по фамилии Кардаков. Купца уже давно не было, да и магазина тут не было – его закрыли, когда началась война, и сделали в нем фабрику, где усталые женщины шили солдатское белье. Фабрика считалась оборонным объектом, но Михаська-то знал точно, что там шьют кальсоны. У Сашки Свиридова там мать работает. Но хотя шили в бывшем магазине купца Кардакова теперь кальсоны для солдат, здание это с крутыми каменными ступеньками и с перилами в виде железных лир все в городе называли по-старому, как при Николае Втором, – «кардаковским».
А нынешней весной «кардаковский» стал самым известным местом среди мальчишек и девчонок. Городской молокозавод освоил производство мороженого, и продавалось оно не где-нибудь, а у «кардаковского», под крутыми ступеньками с железными лирами в качестве перил.
Так вот, в свой самый счастливый день Михаська кинулся бы, конечно, с Сашкой к «кардаковскому» и купил бы сразу четыре порции мороженого, потому что на сто рублей как раз выходило ровно четыре порции. Он прошелся бы по улице от нечего делать, ну а потом можно было бы совершить какой-нибудь подвиг …
3
Вот такой день был у Михаськи. Тяжелый день. Михаська верил, даже наверняка знал, что будет, должен быть во что бы то ни стало еще один день, который тоже запомнится ему, и даже больше, чем этот, первый. Это будет страшный день для Николая Третьего, Савватея. Михаська придумывал, как он отомстит Шакалу. Много разных гибелей придумал он проклятому Савватею. Это могло быть и так, что вся школа под Михаськиным предводительством вышла бы рано утром на улицу, совсем рано, пока еще спит Шакал. На плече у каждого были бы белые веревки. И в том месте, куда приходит обычно Николай Третий, за домами, за сараями, за деревьями, спряталась бы вся школа, протянув по белым сугробам белые веревки. А потом бы пришел Шакал и встал на своем месте. А навстречу ему пошла бы маленькая Лиза, внучка Ивановны. А когда Шакал открыл бы у нее сумку, он увидел бы там гору хлебных кусков, намазанных маргарином, и ватрушки, и много еще чего. Это бы собрала в Лизину сумку свои куски вся школа. А когда Шакал обрадуется и полезет в Лизину сумку, все поднимут белые веревки из снега, и Шакал окажется как бы в сетях. И справа, и слева, и снизу, и сверху – веревки. И он бы заметался и побежал, конечно, запутался и упал бы в снег, а тогда вся школа замотала бы Савватея веревками и после четвертого урока, когда станет светло, повела бы его по городу. А потом отвела бы в милицию. Этот конец Михаське не нравился. Было бы лучше отвести Шакала на реку и окунуть его в прорубь. Но за самоуправство даже на фронте наказывают – это Михаська слышал в госпитале. Конечно, этот день мог быть и другим. Михаська вдруг бы стал боксером и избил бы Шакала. Не ночью, в темноте, а прямо на улице Ленина среди бела дня. Эх, скорей бы настал этот день, второй день, который запомнится! Михаська медленно брел домой. Глаза у него блестели, а фуражка задралась на макушку, потому что он представил опять этот второй день, и даже кулаки у него сжались сами собой.
1
Михаська перемахнул через борт грузовика, и каблуки звонко цокнули об асфальт. Всё! Лето позади, и скоро в школу. – Ну ладно, – сказал ему Сашка, – до завтра! Михаська тряхнул головой и хлопнул Сашку по плечу. Да, скоро в школу, немного осталось, каждый денек на вес золота. Вот завтра они и собрались порыбалить. Михаська представил, как стоят они, закатав штанины, по колено в воде и поплавки мельтешат, пляшут, сливаются с колеблющейся водой. – Не опаздывай! – сказал Сашка. – Мух я наловлю… Сашка побежал через дорогу. Михаська посмотрел ему вслед и улыбнулся: «Все-таки трудяга этот Сашка!» Даже в День Победы всем дела нашел. Михаська вспомнил, как это было. В тот день, когда все уже наорались, наговорились, натолкались на радостях, в класс пришла Юлия Николаевна, в шелковом платье с белым воротничком, с двумя орденами Ленина, и спросила, как они собираются отметить такой день. Ребята запереглядывались, все даже растерялись немного – никто об этом не думал, все с ума прямо посходили от счастья. И вдруг Сашка Свиридов сказал, что надо посадить деревья возле дороги, которая идет на Москву. Когда они ехали сюда в эвакуацию, дорога была совсем голая, ни одного деревца. Еще Сашка сказал, что деревья надо посадить до самой Москвы, но это он, конечно, загнул. Один их класс до Москвы деревья посадить не мог; для этого им надо было бы, наверное, сто лет сажать деревья. Обидно, конечно: они посадили целую тысячу деревьев, но Михаська сам, собственными руками так ни одного и не посадил. Он копал ямы, а ставили туда саженцы и засыпали корни землей девчонки или те, кто послабее. Михаська пошевелил лопатками: будто по спине кто ногами ходил. Накопался досыта. Ну да ладно… Зато завтра!.. Он снова представил поплавок, пляшущий на волнах. Мимо ехала лошадь с сеном. Она шла понурив голову, а на огромном возу, свесив босые ноги, сидела девчонка. Она смотрела по сторонам и совсем забыла про свою лошадь. Михаська подумал, что сегодня какой-то длинный день. Тащится, словно эта лошадь с сеном. И сколько в жизни вот таких дней! Будто серые, пасмурные облака. Но все-таки бывают в жизни у человека дни, которые по пальцам можно пересчитать. Потому что они будто только что увиденное кино: помнятся от самого начала до самого конца и со всеми подробностями. Сколько бы человек ни жил потом – десять… двадцать, а может быть, и сто лет, – все равно такие дни он помнит так, как будто это было вчера. Лично у Михаськи был пока что один такой день. Конечно, каждому человеку хочется, чтобы такие дни, которые в памяти, как зарубки на дереве, помнились бы потому, что они с утра и до самого вечера состояли из одного только счастья. Например, такой день мог бы начаться с того, что по дороге в школу Михаська нашел бы сотенную. Лежит себе этакий кусок бумаги, сложенный вчетверо, лежит, на людей смотрит. Ждет, кто его подберет. И вот идет Михаська и находит эту деньжищу – именно он, а не кто-нибудь. А потом бы вдруг отменили уроки; и, конечно, он кинулся бы на улицу Ленина, к магазину с высокими ступеньками. Мама рассказывала, что раньше, при царе Николае Втором, когда она была совсем маленькой, в этом магазине торговал какой-то купец по фамилии Кардаков. Купца уже давно не было, да и магазина тут не было – его закрыли, когда началась война, и сделали в нем фабрику, где усталые женщины шили солдатское белье. Фабрика считалась оборонным объектом, но Михаська-то знал точно, что там шьют кальсоны. У Сашки Свиридова там мать работает. Но хотя шили в бывшем магазине купца Кардакова теперь кальсоны для солдат, здание это с крутыми каменными ступеньками и с перилами в виде железных лир все в городе называли по-старому, как при Николае Втором, – «кардаковским». А нынешней весной «кардаковский» стал самым известным местом среди мальчишек и девчонок. Городской молокозавод освоил производство мороженого, и продавалось оно не где-нибудь, а у «кардаковского», под крутыми ступеньками с железными лирами в качестве перил. Так вот, в свой самый счастливый день Михаська кинулся бы, конечно, с Сашкой к «кардаковскому» и купил бы сразу четыре порции мороженого, потому что на сто рублей как раз выходило ровно четыре порции. Он прошелся бы по улице от нечего делать, ну а потом можно было бы совершить какой-нибудь подвиг. Скажем, вдруг солдаты бегут с автоматами за дезертиром, а тот мчится с красным, злым лицом, без ремня, с пистолетом в руке, и все боятся к нему подступиться. А Михаська кинулся бы ему под ноги – не жалко и пальто, хотя оно еще почти новое, во втором классе по ордеру купили, – и дезертир бы хряпнулся на землю, и пистолет бы у него выпал, стукнулся о камень и выстрелил бы. И пуля бы пролетела над самым ухом Михаськи. И пусть бы даже ранило. Только чуть-чуть. Ну, за ухо бы зацепило. За самую мочку. Это совсем не больно. Михаська пробовал однажды сквозь мочку иголку пропускать. Свирид где-то этот фокус разузнал. Михаська вздохнул и оглянулся. Улица была пустая и пыльная. На плече он нес, как ружье, лопату черенком вниз. Михаська подтянул и без того тощий живот и стал печатать шаг, оттягивая носочки и взмахивая до пояса свободной рукой. Как отец на Параде Победы. Конечно, отец не был на Параде Победы, он бы уж обязательно написал, если бы был, но все равно. Эх, отец!.. Когда только он приедет? Много солдат уже вернулось домой. Каждый вечер к московскому поезду шли женщины. Они ходили потому, что солдаты не любили давать телеграммы. Они почему-то приезжали вдруг, неожиданно, как снег на голову. И женщины ходили к поезду посмотреть, не вернулся ли муж. Или отец. Или брат. Михаська тоже ходил несколько раз. Но отец не приезжал. Только присылал треугольнички. Однажды он написал, что осенью, видимо, его отпустят и тогда они с Михаськой пойдут на охоту. Вот здорово! На охоту!.. Михаська сразу решил, что обязательно попросит отца взять и Сашку, ему же не с кем ходить на охоту. И пойдут они с Сашкой по лесу – ружья наперевес. Но до осени было еще далеко… А осень тоже длинная – когда он приедет? Михаська вздохнул, подумав, что ему надо идти мимо «кардаковского», а значит, и мимо мороженого. Что там мечтать о каком-то счастливом дне! Про отца ничего не известно, а сотенные разве валяются на дороге? Чушь, это можно только придумывать. А у Михаськи, если уж говорить о дне, который запомнился навсегда, он был совсем другой.
5
Потом, уже вечером, Михаська снова перебирал все подробности этого дня. И как он шел, и как стоял около мороженщицы Фроловой и думал про Савватея, и про овчарок, и про раненого, который спрашивал: «А где же Рая?» – и про того, который ел колесико мороженого. Нет, все это было не зря. Ведь знал Михаська, что в тот день, который останется на всю жизнь, запомнятся все подробности и все мелочи, как в только что виденном кино. Зря он думал, что вторым днем будет тот, когда он рассчитается с Савватеем. Нет, оказалось, этот день ждал Михаську раньше, ждал, ждал и свалился на голову нежданно-негаданно. Михаська помнил, как он шаркал по мостовой, потом пылил по тропинке, как заскрипела калитка и он прыгал на одной ноге со ступеньки на ступеньку вниз по лестнице, ведущей с улицы во двор. Потом он увидел маленькую Лизу. Она смотрела на него радостно, будто видела в первый раз, и Михаська подмигнул ей. У Лизы был нос пуговкой, вся она казалась какой-то тихой и прозрачной, как мотылек, и Михаська жалел ее. Потом он увидел Ивановну, Лизину бабушку. Ивановна тоже улыбалась Михаське, и лицо ее, белое и морщинистое, будто мятая скатерть, вздрагивало, словно от испуга. Потом Михаська увидел поленницу дров, а возле нее незнакомого человека в голубой майке. Человек стоял к нему спиной, и на голубой майке, прямо под лопаткой, белела маленькая дырка. Потом человек повернулся, увидел Михаську и улыбнулся ему. Михаська улыбнулся ему тоже и подумал, что где-то видел этого человека, но вот где? Он так и не вспомнил, а человек в голубой майке медленно пошел Михаське навстречу, все так же улыбаясь ему. Потом он остановился, сунул руки в карманы и тихонько сказал: – Михаська! Ну, Михаська!.. Он сказал это как будто с удивлением, а Михаська все никак не мог вспомнить, где же видел он этого человека. Вдруг солнце, которое палило в спину, брызнуло прямо в глаза, и небо стало светлым-светлым, прямо серебряным, а может быть, красным, и Михаська уронил лопату. Он пробежал несколько метров, которые их разделяли, стремительно и молча, до боли зачем-то сжав губы, и кинулся на шею человеку в голубой майке, ну прямо задушил его! Он почувствовал колючую щеку человека и запах табака – наверное, самосада, потому что самосад курили раненые в госпитале и все солдаты курят самосад – и ощутил тепло кожи. Михаська сжимал шею человека изо всех сил и свои губы сжимал, но солнце все равно светило в самые глаза, удивительно сильно светило, как не светит, если даже посмотреть прямо на него. Оно почему-то все палило и палило и мешало смотреть, и говорить, и дышать. Сквозь какую-то духоту и туман Михаська увидел маленькую Лизу, прозрачную, как листок папиросной бумаги, и Ивановну. Лиза улыбалась, глядя на Михаську, а у Ивановны катились белые горошинки по лицу и голова вздрагивала крупнее и чаще.
Об авторе
А.А. Лиханов является общественным деятелем и писателем, произведения которого направлены на детскую аудиторию, в основном на старший юношеский возраст.
Первый рассказ писателя — «Шагреневая кожа». Опубликован в 1962 году, после чего молодой автор стал членом совета молодых писателей.
Расцвет карьеры писателя у А.А. Лиханова начался в 1967 году, когда вышли его книги «Обман» и «Лабиринт».
Писатель был очень внимателен к детскому поколению, особенно к проявлениям несправедливости по отношению к детям. Он написал много книг, посвященных детям. Такими являлись произведения под названиями «Мальчик, которому не больно», «Письма в защиту детства» и «Мой генерал».
К наиболее распространенным творениям относятся такие как: «Обман», «Чистые камушки», «Голгофа», «Невинные тайны», «Благие намерения», «Русские мальчики»
Благодаря защите детей, писатель в 2000 году получил орден 4-й степени под названием «За заслуги перед Отечеством». В 2005 году автор получил одноименный орден 3-й степени.
Права детей автор защищал и на государственном уровне. Так, под конец 80-х годов писатель создал Детский фонд, который существует под его руководством и до сегодняшнего дня. Цель фонда — защита прав детей и подростков. Также, во времена существования советского союза Лиханов возглавлял Ассоциацию деятелей искусства и литературы для юношества и детей. Сейчас автор занимается благотворительной деятельностью, поддерживая детских писателей и возводя на свои средства библиотеки.
Кроме литературной деятельности, писатель участвовал и в кинематографии. Он был сценаристом. По мотивам его романа «Обман» был снят фильм «По семейным обстоятельствам». Также, на основании произведения «Мой генерал» был снят одноименный фильм, состоящий из 2-х частей.
Чистые камушки — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Чистые камушки», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.
Об идейной, проблемной, нравственной актуальности книги А. Лиханова писал А. Сорокин («Пути возмужания». – Знамя, 1975, № 11): «…Пусть Михаська, мальчишка военной поры, далек в обстоятельствах своей жизни от нынешних подростков, вопросы, которые ставит перед своим героем писатель, современны, неприкрыто остры, истинны».
«Трудную тему, трудный случай взял Лиханов в основу повести «Чистые камушки», – отмечала Мария Прилежаева. – Мне… дорого главное в нем: беспокойство души, тревожное чувство ответственности за нравственное воспитание детства и юности и строгий счет к взрослым – отцам: помните, вы отвечаете за наш завтрашний день. Он – завтрашний день – наши дети» («Белые паруса детства». – Комсомольская правда, 1975, 7 февраля). В опубликованной в «Правде» (1977, 15 мая) статье «Растить человека» А. Панков высказывает интересную мысль о природе основного конфликта в «Чистых камушках» и других произведениях трилогии А. Лиханова. «В прозе А. Лиханова, – пишет критик, – много черт, характерных для современных книг о подростках. Одна из этих черт – психологический «разрыв» между юными и взрослыми, образующий центр сюжета и отражающий противоречия быта. В кругу «семейных обстоятельств» идет упорная борьба добра и зла, старого и нового, гражданского и мещанского сознания. Мальчишка же, будучи прямодушным максималистом, яростно вклинивается в обыденные разногласия. На фоне его нравственной категоричности явственнее видны ошибки старших. Подобные конфликты позволяют глубоко анализировать взаимосвязи «отцов и детей», всерьез говорить о преемственности поколений и человеческой ответственности».
«…Не утраченные иллюзии выносит Михаська из этого спора с ослепленным корыстью отцом, – как бы подытоживает Сергей Михалков разговор критики о повести, – а понимание, что идеалы нужно отстаивать, что добро должно уметь постоять за себя» («Дорогие наши мальчишки…». – Литературная газета, 1977, 16 февраля). Повесть «Чистые камушки» переведена на казахский, азербайджанский, украинский, эстонский и болгарский языки.
Популярные сегодня пересказы
- Пять вечеров — краткое содержание пьесы Володина Пьеса представляет собой описание пяти вечеров, которые проводят друг с другом ранее знакомые люди, а также герои, которые только относительно недавно узнали друг друга.
- Неслышимка — краткое содержание рассказа Бианки В рассказе «Неслышимка» Виталия Бианки повествуется о времяпровождении орнитолога в одной из деревень Новгородской области. Интересуясь всем, что связано с местными птицами, гнездящимися неподалеку, он написал книгу о них.
- Кола Брюньон — краткое содержание повести Роллана Роман «Кола Брюньон» написан французским писателем Ролланом Роменом. Краткое содержание этого произведения представлено в данной статье.
- Житков Писатель появился на свет 30 августа 1882 года в городе Новгород. Папа работал учителем математики, а мама была музыкантом. Ранние годы Житкова прошли в Одессе, там он получил среднее образование в 5 гимназии
Популярные сегодня пересказы
- Оскар и Розовая Дама — краткое содержание романа Шмитта На страницах романа, мы узнаем главного героя по имени Оскар. Он тяжело болен раком, и мы узнаем о его жизни в больничных стенах. Сиделок, которые трудятся в этой больнице, называют Розовыми дамами
- Лесков Лесков Николай Семенович является поистине народным писателем, а его творчество было разносторонним: работы писались в направлении реализма, в разных жанрах (от романа до рассказа, от повести до очерка).
- Краткое содержание рассказа Наша жучка Дурова В детстве автор учился в военной гимназии. У него с друзьями была собака по кличке Жучка. Они подкармливали её и резвились с ней.
- Тень — краткое содержание сказки Андерсена Один ученый в молодости приехал жить в южную страну. Там он сильно мучился от жары. Жара будто высушила его, он исхудал, и даже тень его словно тоже уменьшилась.