10 главных героев-воинов и сражений русской литературы

Краткое содержание

Данное произведение представляет из себя летопись города Глупова и ведется от лица архивариуса. 

Вначале приводится глава о том, как древний народ головотяпов победил всех своих соседей — племена кособрюхих, моржеедов, лукоедов и других. После этого они стали искать себе князя. Князя нашли, он согласился ими руководить, но жить не пошел, решив поставить вместо себя другого управленца. Само же племя он назвал глуповцами, откуда и пошло название города. Долго не везло глуповцам с правителями — все были сущими ворами.

Далее идет «Опись градоначальникам в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным», после чего подробно описывается деятельность разных градоначальников.

В промежутке с 1731 года по 1826 год к власти в городе приходил 21 градоначальник. Все они были глупыми и не способными к руководству. Кто-то делал жизнь в Глупове лучше, но ненадолго, кто-то невероятно ухудшал ее, а кто-то не делал вообще ничего. 

Соответственно, жизнь горожан была очень нестабильной. Город неоднократно горел, голодал, веселился, тосковал, богател и разорялся.

Но в этом есть вина не только бестолковых руководителей, но и самих горожан, которым просто необходим начальник. Они терпели всевозможные прихоти и причуды градоначальников. Когда терпение кончалось, они бунтовали, но бунты были бессмысленными и глупыми.

История глуповцев заканчивается тем, что они начали строить новый город на новом месте, однако «…земля затряслась, солнце померкло ‹…› Оно пришло». Что именно пришло, автор не объясняет. История города на этом заканчивается.

В конце содержатся «оправдательные документы», то есть сочинения различных градоначальников, которые они писали в назидание своим последователям.

Алёша Попович


Алеша Попович был самым юным богатырем из известной и любимой всеми тройки силачей Руси.

В отличие от своих соратников Алеша не обладает сверхсилой, но он смекалист и ловок, а также смел. Но он легкомыслен и хвастлив, за что его часто осуждают старшие товарищи.

Образ его фигурирует в более, чем 50 сюжетах старинных былин. Самой известной является былина «Алеша Попович и Тугарин».

СЮРКУП*

Шествуй с музыкой и с песнею,
Вширь на животе ползя.
Получай за службу пенсию,
Коли взяток брать нельзя.

Невзирая на коррупцию,
Ковыряя щёлки в рай,
Собственной своею «руцею»
Духи ближних предавай.

От дневного света вянущий,
Мрак несущий в стан теней,
Где найдешь себе пристанище,
Людоед и лиходей?

Покрывайся свежей плесенью
От мозолей до плешин:
Да излечит хворь телесную
Собственный пенициллин!

Точно так ведется издревле,
Что, попавши под прицел,
Кое-кто от жизни выздоровел
И от смерти уцелел.

III.1948

*Сюркуп перекрышка (карточный термин).

Оноре де Бальзак «Утраченные иллюзии» (1843)

Louis Leopold Boilly «Les Amateurs d’Estampes» (c. 1810)

В России традиционно включают в школьную программу другой роман Бальзака — «Шагреневую кожу». Однако чтобы понять, как было устроено французское общество XIX века, нужно читать «Утраченные иллюзии». В этом довольно длинном романе нет фантастики, а есть суровая правда жизни. Главный герой Люсьен Шардон — молодой поэт из провинции, пытающийся найти своё место под солнцем, переехав из небольшого городка в столицу. Он — из тех, кто больше любит себя в искусстве, чем искусство в себе. Ему не хватает терпения и усидчивости, чтобы создать большое произведение. Зато вокруг — соблазны парижской жизни, красивые женщины и лёгкие деньги, которые можно заработать в журналистике. Как и другие герои Бальзака, юноша быстро понимает, что всё в этом мире, включая совесть, продаётся и покупается. Это было бы даже банально, если бы не богатый фон: Франция эпохи Реставрации Бурбонов, которую писатель описывает щедро, вводя в повествование множество персонажей.

Вообще, Бальзак — эпик. Он, как и его герой, тоже не очень-то тщательно прорабатывает свои тексты, работает быстро, пишет много и, как говорится, «крупными мазками». У него та же ситуация, что у Достоевского, только всю жизнь. Нет, он не проигрывает гонорары в рулетку, но постоянно влезает в неудачные бизнес-проекты. Его ответ на неудачи — каторжный труд. Он планирует написать «Человеческую комедию» — грандиозный цикл из 137 произведений (успевает закончить 91). Прочитать сегодня всё, написанное Бальзаком, может только бальзаковед. Но «Утраченные иллюзии» — его лучшая книга — стоит вашего внимания.

Только, умоляю, не торопитесь. Конечно, Бальзак не признавал диалоги, считая их примитивной формой текста, и вас ждут длинные авторские монологи. Без сомнения, у вас будет возникать порой чувство, что писателю платят постранично и кое-где он «гонит листаж». И всё же вы вряд ли не заметите, как глубоко Бальзак понимает человеческую природу.

Надо сказать, что центральная часть романа посвящена журналистской карьере Люсьена. Журналистика этой эпохи впервые почувствовала себя огромной силой. И наш честолюбивый, не слишком щепетильный герой, на лету схватывает правила игры. Бальзак предугадывает в романе будущее. Не только время «стряпавших новости» газетных магнатов с Флит Стрит, но и наши с вами времена, эпоху фальшивых новостей и дутых репутаций. Эпоху иллюзий, которые сыпятся на нас под видом правды.

И поток этот всё сильней.

Ф.М. Достоевский

Вряд ли удастся найти двух более несхожих — по судьбе, творческим пристрастиям, материалу, кругу персонажей и т. д. — прозаиков, нежели Толстой и Достоевский. Но под многими мыслями, высказанными Достоевским от себя лично и от лица своих персонажей, Толстой мог бы уверенно подписаться. Имеется в виду полемика Достоевского с «рассудком» и «расчетом» западной цивилизации, дробящими целостного человека; опасения писателя, связанные с будущим человеческим «муравейником», урбанистической нивелировкой личности; проблема сложности человеческой души; проповедь права человека на свободу и свободное духовное единение с другими людьми, отвергающую любые формы насилия и моральной «вседозволенности»; идеи добра, справедливости и красоты. Широко известно утверждение Достоевского, что красота спасет мир, и те надежды, которые возлагал он в этом отношении на искусство.

Иосиф Ромейко-Гурко

Ромейко-Гурко родился в 1828 году в семье военных. Он учился в Санкт-Петербурге, в пажеском корпусе, из которого вышел офицером в лейб-гвардии Гусарский полк.

В 1849 году участвовал в походе фельдмаршала Паскевича в Венгрию. С началом Крымской войны ротмистр Гурко не стал отсиживаться в столице, а перевёлся в армейскую пехоту(после войны — вернулся в гвардию). В 1866 году получил под командование Мариупольский гусарский полк, а уже спустя год стал генералом.

Когда началась русско-турецкая война 1877–1878 годов, Гурко действовал в авангарде армии. Ему была поручена самая ответственная задача: овладеть горными перевалами и далее действовать за Балканами кавалерийскими отрядами, которые должны были парализовать турецкий тыл. Двадцать первого июня русская армия начала переправу через Дунай, а уже 25-го была захвачена старая столица Болгарии — Тырново.

Иосиф Гурко

Двадцать восьмого июня Гурко двинулся через Балканские горы и захватил Шипку, Казанлык и Стару-Загору. Наступление русского генерала было столь быстрым, что турецкий гарнизон Шипки просто бежал, бросив всю артиллерию и покинув идеальную оборонительную позицию. После этого генерал предпринял наступление на Нову-Загору и успешно разбил турецкий отряд. Однако в это время удар османов по Старой-Загоре заставил его отступить к Шипке. Уведя свои войска и удержав Шипку, Гурко фактически спас результаты летней кампании русской армии, вынужденной перейти к обороне.

Осенью генерал получил новое назначение, став командующим гвардии. В это время турки успешно обороняли отлично укреплённую Плевну, которая сковала основные силы русской армии. Тогда Гурко решил перерезать их линии снабжения, для чего 12 октября атаковал крепость Горный Дубняк. Это сражение стало одним из самых важных боёв в ходе войны. Крепость была взята, османский гарнизон в Плевне отрезан от внешнего мира и сдался через два месяца.

После падения Плевны Гурко вновь отправил свои войска за Балканы. Перевалив горный хребет, он уже 23 декабря вступил в Софию, где болгары встречали его как освободителя. В январе 1878 года он разбил турецкую армию у Пловдива, занял Адрианополь и открыл прямой путь к столице Турции. Османское войско перестало существовать в качестве организованной силы, а война была выиграна.

Имя генерала Гурко до сих пор весьма почитаемо в Болгарии.

А кого из русских полководцев XIX столетия, заслуживающих памяти, но почему-то забытых, вспомните вы?

Представители Эпохи

К эпохе Золотого века относятся такие писатели, как:

  • Ф.М. Достоевский;
  • А.С. Пушкин;
  • И.А. Гончаров;
  • Н.В. Гоголь;
  • Л.Н. Толстой;
  • Н.М. Карамзин;
  • М.Е. Салтыков-Щедрин;
  • И.С. Тургенев;
  • А.П. Чехов;
  • А.С. Грибоедов;
  • Е.А. Баратынский;
  • В.А. Жуковский;
  • И.А. Крылов;
  • В.К. Кюхельбекер;
  • А.И. Одоевский;
  • К.Ф. Рылеев и другие талантливые писатели.

В русской литературе XIX века отчетливо прослеживается влияние европейского романтизма того времени. Ярким представителем жанра являлся поэт Байрон, творчеством которого был вдохновлен известный русский писатель А.С. Пушкин.

А.С. Пушкин

Пушкин Александр Сергеевич является гением литературы Золотого века. По мнению многих историков, родоначальник русского литературного слова играл роль лирического новатора и талантливого рифмоплета. Пушкин одним из первых авторов смешал языковые жанры и проводил эксперименты со стилями. Развитие классического реализма наблюдается в произведениях писателя, в которых описывались окружающий мир, явления, события, мысли, философия человека. Известный писатель вдохновлял своим творчеством многих начинающих поэтов того времени.

А.П. Чехов

Драматургический жанр является неотъемлемой частью Золотого века русской классики. Ярким представителем уникального литературного жанра является Антон Павлович Чехов. Пьесы талантливого автора с момента создания и по сегодняшний день ставят во многих театрах по всему миру. Тонкая сатира позволяла писателю высмеивать пороки человеческой сущности, выражать презрение к недостаткам дворянских сословий.

Н.М. Карамзин

Проведенная Н.М. Карамзиным реформа русского литературного языка оказала значительное действие на поэзию XIX века. При этом в качестве образца грамматики использовался французский язык, а от использования церковного славянского языка было решено отказаться в пользу современных средств русского языка.

М.Ю. Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов считается мистическим поэтом Золотого века, который обладал широкой душой и глубоким внутренним миром. Характерными особенностями произведений великого автора являются символичность, тайный подтекст и философия, отражающие переживания главных героев, их мысли и стремления. Наиболее часто в произведениях поднимается тема проблемы одиночества и духовного дисбаланса в формате жанров романтизма и реализма.

В.А. Жуковский

Василий Андреевич Жуковский известен, как один из основоположников романтизма в литературе. Произведения автора отличались задушевной романтикой и трепетной мечтательностью. Стихи помогали читателю отстраниться от серой обыденности, погрузиться в возвышенный мир чувств. Творчество Жуковского повлияло на становление великих писателей, включая А.С. Пушкина.

А.С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов входил в круг суровых судей аристократии. В произведениях автора прослеживается презрение к высшим слоям общества, их тщеславию, эгоизму, лицемерию и моральной распущенности. Особенностью литературных творений писателя является отказ от романтизма в пользу реализма. Масштабная комедия, написанная автором, затмила все последующие произведения. Однако, Грибоедов на долгое время сохранился в памяти народа, как талантливый человек с уникальной личностью и яркой писательской судьбой.

Реализм в литературе второй половины XIX века

Вторая половина XIX века характеризуется появлением такого течения, как реализм. Он следовал сразу за романтизмом, появившимся в первой половине этого столетия, но при этом кардинально отличавшимся от него. Реализм в литературе демонстрировал типичного человека в типичной ситуации и старался максимально правдоподобно отразить действительность.

Основные признаки реализма

Реализм обладает определенным набором признаков, которые показывают отличия от романтизма, предшествовавшего ему, и от натурализма, следующего за ним.1. Типизация образом. Объектом произведения в реализме всегда выступает обыкновенный человек со всеми его достоинствами и недостатками. Точность в изображении деталей характерных для человека, вот ключевое правило реализма. Однако авторы не забывают о таких нюансах, как индивидуальные особенности, и они гармонично вплетаются в цельный образ. Это отличает реализм от романтизма, где персонаж индивидуален. 2. Типизация ситуации. Ситуация, в которой оказывается герой произведения, должна быть характерной для описываемого времени. Уникальная ситуация больше характерна для натурализма.3. Точность в изображении. Реалисты всегда описывали мир таким, какой он являлся, сводя мировосприятие автора к минимуму. Совершенно иначе поступали романтики. Мир в их работах демонстрировался через призму их собственного мироощущения. 4. Детерминизм. Ситуация, в которой оказались герои произведений реалистов, это только результат поступков совершенных в прошлом. Герои показываются в развитии, которое формируется окружающим миром. Ключевую роль в этом выполняют межличностные отношения. На личность персонажа и его поступки влияет множество факторов: социальных, религиозных, нравственных и прочих. Нередко в произведении происходит развитие и изменение личности под влиянием социально-бытовых факторов.5. Конфликт: герой – общество. Этот конфликт не является уникальным. Он характерен и для предшествующих реализму течений: классицизм и романтизм. Однако только реализм рассматривает максимально типичные ситуации. Он интересуется взаимоотношением толпы и индивида, сознания массы и отдельного человека.6. Историзм. Литература в XIX века демонстрирует человека неотрывно от среды и периода истории. Авторы изучали стиль жизни, нормы поведения в обществе на определенном этапе, прежде чем писать твои произведения.

История возникновения

Считается, что уже в эпоху Возрождения начинает зарождаться реализм. К характерным для реализма героям относят такие масштабные образы, как Дон Кихот, Гамлет и прочих. В этот период человек представляет как венец творения, что не характерно для более поздних периодов его развития. В эпоху Просвещения появляется просветительский реализм. В качестве главного персонажа выступает герой из низов. В 1830-х выходцами из круга романтиков формируется реализм как новое литературное направление. Они стремятся не изображать мир во всей его многогранности и отказываются от привычных романтикам двух миров. Уже к 40-м годам критический реализм становится ведущим направлением. Однако на начальном этапе формирования этого литературного направления новоиспеченные реалисты все еще используют остаточные характерные для романтизма черты.

К ним можно причислить:• культ эзотерики;• изображение ярких нетипичных личностей;• использование элементов фантастики;• сегрегация героев на положительных и отрицательных.Именно поэтому реализм писателей первой половины столетия часто подвергался критике со стороны писателей конца в XIX века. Однако именно на раннем этапе формируются основные черты этого направления. В первую очередь – это конфликт характерный для реализма. В литературе бывших романтиков четко прослеживается противопоставление человека и социума. Во второй половине XIX реализм приобретает новые формы. И не зря этот период именуется «триумфом реализма». Социальная и политическая ситуация способствовала тому, что авторы начали изучать природу человека, а также его поведение в определенных ситуациях. Начали играть большую роль социальные связи между индивидами. Огромное влияние на развитие реализма имела наука того времени. В 1859 году публикуется работа Дарвина « Происхождение видов». Позитивистская философия Канта также делает свой вклад в художественную практику. Реализм в литературе XIX века приобретает аналитический изучающий характер. При этом писатели отказываются от анализа будущего, оно их мало интересовало. Акцент делался на современности, которая и стала ключевой темой отражения критического реализма.

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» описание внешности, характер, происхождение, воспитание

Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» (1891)

William Powell Frith RA «Private View, Royal Academy, 1881», фрагмент (1885)

Уайльд не проигрывал состояние в рулетку, не участвовал в бизнес-аферах, но всегда жил на широкую ногу, обожая светскую жизнь, что отнимало почти всё его время. Поэтому этот блестяще одарённый человек писал быстро и практически сразу набело. Свой единственный роман он, обогнав Достоевского, написал всего за три недели.

Сюжет «Портрета Дориана Грея» известен даже тем, кто никогда эту книгу не читал. Дориан, юноша умопомрачительной красоты позирует художнику Бэзилу Холлуорду. Любуясь собственным изображением, Дориан восклицает, как было бы хорошо, чтобы старели не люди, а портреты. Так и происходит. При содействии богатого друга лорда Генри, которому, кстати, Уайльд подарил многие из своих черт, юноша увлекается развлечениями и, как сказали бы в Советском Союзе, теряет моральный облик. Но внешне он остается прекрасным. Только человек на портрете стареет и становится отвратительным.

Эстетский роман Уайльда, который, например, Фитцджеральд считал «возвышенной сказкой для семнадцатилетних умов», интереснее, чем кажется на первый взгляд. XIX век занимался поисками границы между нравственным и безнравственным, шельмовал пороки. А тут Уайльд рассказывает притчу, в которой герой постоянно называется порочным, хотя в чём именно состоят его пороки, говорит вскользь или намёками.

Это оказалось невыносимо для современников писателя, обвинивших книгу в безнравственности. То есть люди испугались не самого порока, а слова «порок». Потрясающе, не так ли? Объясняясь с критиками в открытом письме, Оскар писал: «Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чём состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнёс их сам».

Ещё одна важнейшая сторона книги, актуальная сегодня более, чем когда либо, — погоня за вечной молодостью. Кажется, технологии дошли, наконец, до того, о чём мечтал Дориан Грей. Мы выглядим всё моложе и моложе. Даже скачиваем смешное приложение, где можно себя состарить!

Не так уж долго ждать, когда сбудется и мечта Фауста о полном возвращении юности. Интересно, какова будет цена такой метаморфозы?

Art: Auguste Renoir «La Liseuse» (1876)

Главный герой — Родион Раскольников

Герои «Преступления и наказания» переживают настоящую драму. Одним из них является Раскольников, с которым читатель знакомится уже на первых страницах романа. Это молодой человек привлекательной внешности, высокого роста и худощавый. У него прекрасные темные глаза и тёмно-русые волосы. Сам автор говорит о своем персонаже, что он «замечательно хорош собой».

Почему же Родион совершает свое преступление. Причины могут быть следующие:

  1. Гордый характер.
  2. Незаурядный ум.
  3. Нищенское существование.
  4. Больное самолюбие.

Это делает и Раскольников, считая себя исключительной личностью и мечтая о великом будущем, страдает из-за своего убогого материального положения.

Что же толкает молодого студента на столь страшное преступление? Прежде всего, это угнетающее низкое материальное положение:

  1. У него нет денег, чтобы заплатить за учебу в университете.
  2. Нечем платить за квартиру.
  3. Не на что купить новую одежду, поэтому ходит в старой и потрепанной.

Пытаясь справиться с этой ситуацией, он идет на страшное преступление: убийство старухи. Так, Родион пытается доказать прежде всего себе, что принадлежит к высшему разряду людей и что он не «тварь дрожащая». Но его теория приводит к двойному убийству, так как гибнет еще и неповинная убогая Елизавета, сестра старухи-процентщицы, которая как раз зашла в квартиру.

Так его теория о сильной личности заходит в тупик. И лишь только любовь Сони Мармеладовой возрождает его. Если внимательно прочитать роман Достоевского, можно заметить, что личность главного героя состоит из противоположных качеств. Раскольников совершает убийство жестоко и даже равнодушно, но зато свои последние деньги он отдает на похороны Мармеладова, хотя с ним практически незнаком.

А.С. Пушкин

Пушкин уже сам по себе являл не просто чудо гармонической полноты и реализации человеческого духа, но и пример художника колоссального гуманистического диапазона. Этот диапазон простирался от призыва «милости к падшим» и угнетенным («Станционный смотритель») до бескомпромиссного «восславления свободы» (будь то гимн «скорбному труду» декабристов, картины народного мятежа Пугачева или даже пристальный интерес к индивидуалистическому бунту Германа в «Пиковой даме»). В пушкинском творчестве наметились важнейшие линии русской литературы XIX века, от Гоголя и Достоевского до Чехова. Проза и поэзия Пушкина развернули перед читателем целую галерею образов, воплотивших национальную жизнь во всем ее мощном созидательном размахе, во всем богатстве ее духовного колорита. Высказанное вскользь (в «Путешествии в Арзрум») предположение, что между нами «может находиться» «другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском телеграфе», имело для Пушкина принципиальный характер. Мир обычных людей представал в его произведениях как необычный, исполненный творческого пафоса, а мир художественно-профессиональный раскрывался в своем «обычном», иначе говоря — общечеловеческом значении.

Евгений Онегин – «лишний человек» (по одноименному роману А.С. Пушкина)

Утверждение реализма в русской литературе

Подлинным создателем новой русской литературы и литературного языка стал великий Пушкин (1799-1837). Александр Сергеевич Пушкин явился основоположником русского реализма. Его художественные произведения составляют гордость русского народа, принадлежат к шедеврам мировой литературы. Разделяя взгляды декабристов, Пушкин всей душой ненавидел самодержавный строй и крепостное право.

 Творчество Пушкина проникнуто любовью и уважением к народам России. Продолжая традиции А. Н. Радищева, поэт создал оду «Вольность», проникнутую ненавистью к царизму. Он писал:

  • Самовластительный злодей!
  • Тебя, твой трон я ненавижу

Пушкин был другом многих декабристов. Во время восстания он был в ссылке, в Михайловском. Позднее на вопрос царя, с кем бы он был, если бы во время восстания находился в столице, Пушкин ответил, что он был бы со своими друзьями-декабристами на Сенатской площади. Этого ответа царь никогда не мог простить поэту. Правительство преследовало Пушкина, подвергало его ссылкам, установило за ним полицейский надзор. Цензура не пропускала в печать многие его произведения. В 1837 г. Пушкин погиб на дуэли. В смерти поэта было повинно высшее общество, травившее его, и прежде всего сам царь. Как тяжелое национальное горе восприняли смерть Пушкина все передовые люди России.

Гениальный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) откликнулся на гибель А. С. Пушкина стихотворением «Смерть Поэта», в котором гневно бросил высшему обществу обвинение в смерти поэта:

  • А вы, надменные потомки
  • Известной подлостью прославленных отцов.
  • Пятою рабскою поправшие обломки
  • Игрою счастия обиженных родов!
  • Вы, жадною толпой стоящие у трона,
  • Свободы, Гения и Славы палачи!
  • Таитесь вы под сению закона,
  • Пред вами суд и правда — все молчи!..

Лермонтов создал замечательные образцы поэзии и реалистической прозы, глубоко вскрыл пороки современного ему общества. В «Герое нашего времени» он нарисовал типический образ своего современника — образ лишнего человека — человека, не находившего себе места в условиях затхлой крепостнической обстановки николаевского царствования. Царизм безжалостно преследовал великого поэта. Как и Пушкин, Лермонтов погиб на дуэли.

В развитии культуры народов нашей страны исключительно велика роль Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). В «Мертвых душах» и «Ревизоре» Гоголь обнажил язвы крепостнической России и вынес ей суровый приговор. Его гениальные произведения подводили читателя к выводу о необходимости борьбы с крепостничеством и ликвидации строя, основанного на насилии и невежестве. «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России»,- писал Н. Г. Чернышевский.

Под влиянием Пушкина и Гоголя в 40-50-х годах XIX в. начали свою творческую деятельность гиганты русской литературы — писатели

  • Ф. М. Достоевский,
  • Н. А. Некрасов,
  • И. С. Тургенев,
  • М. Е. Салтыков-Щедрин,
  • И. А. Гончаров,
  • А. Н. Островский,
  • Л. Н. Толстой.

Величие русской литературы заключается в том, что она сознательно поставила перед собой цель служения народу, борьбы за его освобождение.

Передовая русская литература оказала огромное влияние на развитие культуры народов нашей страны.

  • < Развитие науки в первой половине XIX века
  • -> Искусство первой половины XIX века. Культурное содружество народов России >

Василий Буслаев


Богатырь был персонажем новгородских былин. Он обладал несокрушимой молодецкой удалью и силой. С младых лет герой имел собственное мнение, об этом свидетельствует его раздор с новгородской общиной.

Чтобы доказать свое превосходство, он набирает дружину таких же молодцев и буйствует в городе, спасает новгородцев мать богатыря, только она может вразумить его.

В зрелом возрасте герой осознает свои ошибки молодости и желает отмолить их, отправляется в Иерусалим. Но поездка не меняет характер Василия, на обратном пути он забывает все обеты и погибает, пытаясь в очередной раз доказать свою удаль.

Также читают:

Литература

Литература стала великой силой общественного движения, средством борьбы народа за свободу и справедливость, за ликвидацию строя насилия и нищеты. В этом ее огромное историческое значение. Русские писатели создали художественные произведения, ставшие шедеврами мировой литературы. Изумительный язык, яркость образов, глубокое проникновение в жизнь и переживания человека, постановка самых важных общественных проблем и умение найти ответы на самые волнующие вопросы жизни — таковы отличительные черты лучших произведений великих писателей этого времени, классиков русской и мировой литературы.

Великолепным мастером русского языка, тонким знатоком и певцом родной среднерусской природы был Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Тургенев был чутким и внимательным наблюдателем общественной жизни, сумевшим в своих произведениях

  1. «Рудин»,
  2. «Отцы и дети»,
  3. «Новь»,
  4. «Накануне» и других поднять самые волнующие вопросы современности.

Огромное значение в развитии общественного движения и воспитании революционной молодежи имел роман Чернышевского «Что делать?», который призывал к борьбе за свободу, к революции. Герои романа Рахметов, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, как и герой романа Тургенева «Отцы и дети» Базаров, стали любимыми литературными героями революционной молодежи того времени.

Картину разложения крепостного права, выпуклые, живые образы крепостников-помещиков и чиновников нарисовал Иван Александрович Гончаров (1812-1891) в произведениях «Обыкновенная история», «Обрыв», «Обломов».

Крупнейшим писателем был Федор Михайлович Достоевский (1821 -1881), творчество которого оказало огромное влияние на развитие мировой литературы. Глубокое знание человеческой психики, умение раскрыть тонкие душевные переживания человека, симпатии к «униженным и оскорбленным» — все это составляет суть его сочинений

  • «Бедные люди»,
  • «Преступление и наказание»,
  • «Записки из мертвого дома»,
  • «Братья Карамазовы».

Знаменитый сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) примыкал к лагерю революционеров демократов. В своих произведениях

  • «История города Глупова»,
  • «Помпадуры и помпадурши»,
  • «Господа Головлевы»

он резко бичевал крепостников и либералов, обличал казнокрадов и взяточников, ханжей и лицемеров, которые под покровительством царизма обирали народ.

Певцом обездоленного народа, выразителем его дум и чаяний был великий поэт Николай Алексеевич Некрасов — друг и соратник Н. Г. Чернышевского. Его стихотворения о тяжелой доле крестьян и рабочих, поэмы

  • «Кому на Руси жить хорошо»,
  • «Русские женщины»

стали настольными книгами миллионов читателей.

Великий писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910) в своих произведениях

  • «Война и мир»,
  • «Анна Каренина»,
  • «Воскресение»

и многих других с непревзойденной в истории мировой литературы силой сумел отразить жизнь во всей ее сложности и противоречивости, показать все богатство души человека и его мучительные поиски правды и справедливости.

К концу XIX в. расцветает талант замечательного писателя Антона Павловича Чехова (1860-1904). Осмеивая пошлый мещанский быт, узость кругозора обывателя, создавая типические образы самодержавно-полицейского режима

  1. «Унтер Пришибеев»,
  2. «Хамелеон»,
  3. «Человек в футляре»

А. П. Чехов страстно мечтал о счастье народа, о красоте и творческом труде в будущем обществе.

Передовая русская литература оказала огромное влияние на развитие других видов искусства — театра, музыки, живописи.

  • < Просвещение и наука во второй половине XIX века
  • -> Русское искусство во второй половине XIX века >

Русская литература второй половины девятнадцатого века

Замечание 1 Девятнадцатый век считается «золотым» веком в русской литературе и полностью оправдывает своё звание: именно он подарил всему миру множество талантливых русских писателей, открыл русскую литературу всему миру, показал ее особенности и изюминки. В русской литературе этого периода романтизм сменился реализмом, что произошло благодаря историческим событиям.

Основоположником реализма считается А.С. Пушкин, точнее его более поздние работы, которые положили начало этой эпохе.

Во второй половине девятнадцатого века возникает школа натурализма, ставшая началом формирования реализма в России. Объектом натуралистов становятся жизнь и быт низших слоев населения, их нравы, народные течения и мысли.

Русский реализм второй половины девятнадцатого века получил название критического, потому что в своих произведениях авторы критиковали существующую реальность: начиная от атмосферы и инфраструктуры русских городов и заканчивая политическими и экономическими событиями в России. Хорошим примером такого критического отношения авторов можно считать произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Русская литература второй половины девятнадцатого века 430 руб.
  • Реферат Русская литература второй половины девятнадцатого века 260 руб.
  • Контрольная работа Русская литература второй половины девятнадцатого века 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Литературное общество во второй половине девятнадцатого века разделилось на славянофилов и западников. Эти два направления сходны в одном: они оба выступали против крепостного права и эксплуатации людей. Именно в литературных произведениях выражается их борьба за свободу, за свободную жизнь и выражение своих мыслей. Они показывают, что Россия должна измениться, должна перебороть крепостное право, иначе она так и останется неразвитой страной.

Именно в этот период создаются величайшие произведения русской литературы, изменившие ее, отразившие самобытность и уникальность ее черт.

Русский реализм имеет своеобразные отличия от европейского или американского. Он характеризуется следующими чертами:

  • Многие писатели того времени обозначают в своих произведениях мотивы, подготовившие сдвиг к революционной романтике и социальному реализму, произошедшему в 20 веке.
  • Герои в произведениях рассуждают о несовершенстве общества, о совести и справедливости.

Как уже говорилось выше, девятнадцатый век подарил нам множество талантливых русских писателей. К ним относятся:

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

  1. Одним из самых знаменитых литературных деятелей того времени является И. С. Тургенев. В произведениях И. С. Тургенева поднимается множество важных вопросов: многие из них актуальны и по сей день. «Вечные» темы, поднимаемые Тургеневым, не стареют: они носят скорее философский характер, за счёт чего всегда актуальны.
  2. Большой вклад в воспитание революционной молодежи внес роман Чернышевского «Что делать?». Этот вопрос является основополагающим во второй половине девятнадцатого века, так как он носит не только философский, но и социальный характер, а, точнее, является остросоциальной темой в те времена.
  3. Еще один небезызвестный автор русской литературы — Гончаров. В его произведениях показаны все слабые стороны так называемой «старой» России: дворянства и чиновничества.
  4. Достаточно своеобразным и необычным автором русской классики является Ф. М. Достоевский. В его романах зачастую показана Россия без прикрас: голодная, нищая и больная. Это являлось своеобразным толчком к новому восприятию действительности, помогло молодежи того времени взглянуть на Россию по-новому.
  5. Л. Н. Толстой в своем творчестве показал всю сложность и противоречивость человеческой натуры. Его герои — слабые снаружи, но сильные и крепкие характером люди. Они стойко выносят все преграды на своем пути и заставляют читателя задуматься о своей жизни.
  6. Достаточно выдающимся автором того периода также можно назвать и А. П. Чехова. Именно в его рассказах поднимались важные и актуальные в то время темы (пример — «Вишневый сад»).

Большое влияние литература конца 19 века оказывает на все сферы культуры, в борьбу за свои идеалы вступают так же театр и музыка. Литература второй половины девятнадцатого века является своеобразным отражением предреволюционных народных движений и мыслей. Именно это определяет ее уникальность и самобытность в целом.

Эмили Бронте «Грозовой перевал» (1847)

George Dunlop Leslie «The Language of Flowers» (1885)

Эмили Бронте пришлось опубликовать свой шедевр под мужским псевдонимом Эллис Белл да ещё и за свой счёт. Такие были времена. К счастью, многое изменилось. Но не всё. Большие страсти, которые сопоставимы с силами природы, по-прежнему волнуют читателей. И читательниц.

В романе выведена история двух поколений одной семьи, которые могли бы жить долго и счастливо, если бы были добрее и проще. Но зависть, ревность, обиды, психические расстройства приводят к тому, что рушатся судьбы. Прекраснейшее живописное место в Йоркшире — Грозовой перевал — оправдывает своё название.

Главный герой книги — отнюдь не демонический мистер Хитклифф, а тёмная сторона человеческой природы, играющая людьми, как пешками. Что-то хтоническое, дьявольское, труднопостижимое, что заставляет человека совершать ужасные поступки. Изменить это нельзя, но сама эта сила, как цунами или землетрясение, может сойти на нет. Именно поэтому, в финале ослабевший Хитклифф говорит: «Старые мои враги не смогли меня одолеть. Теперь бы впору выместить обиду на их детях… Но что пользы в том? Мне не хочется наносить удар; ни к чему утруждать себя и подымать руку. Послушать меня, так выходит, что я хлопотал всё время только затем, чтобы в конце концов явить замечательное великодушие. Но это далеко не так: я просто утратил способность наслаждаться разрушением».

Наряду со своими сёстрами, Бронте — блестящая писательница. Ужасно жаль, что она прожила лишь 30 лет и написала всего один роман. Она без труда ведёт сложную, разветвлённую интригу и умеет нагнетать обстановку. Роман читается быстро и дарит немало удовольствия. Однако так было не всегда. Можно сказать, что современники Бронте роман просто не заметили. Только к концу века оказалось, что тёмная, романтическая аура книги идеально подходит уходящему столетию. И это при том, что в «Грозовом перевале» действие вроде бы отнесено к 1757-1803 годам. Конечно, это чисто литературный приём.

На самом деле, «Грозовой перевал» резонирует с любой эпохой перемен, когда в обществе повышается тревога, а люди теряют уверенность в завтрашнем дне. В такие периоды, когда всё начинает рушится, неизменно появляются герои, для которых разрушение — родная стихия.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий