Опера «князь игорь»: краткое содержание и история создания

Краткое содержание

Действие происходит в 1185 году в Путивле. Во дворе княжеского дома народ славит Владимира. Их веселят Ерошка и Скула. Галицкий любит повеселиться. Но ему не хватает власти и богатства. Он мечтает занять место Игоря. Пьяная челядь решают помочь князю и замышляют мятеж.

Ярославну тревожит долгое отсутствие вестей от мужа. Она полна тяжелых предчувствий. Княгиня очень любит Игоря. Ее сердце сжимают тоска и печаль. Бояре приносят княгине дурную весть: дружина Игоря разбита, а Игорь и Владимир попали к половцам в плен. В это время половецкое войско приближается к городу. Начинается сильный пожар. Жители города готовы встать на его защиту и сражаться до последнего.

Девушки стараются развлечь песнями и танцами дочь хана — Кончаковну. Ее мысли заняты плененным молодым княжичем. Она с нетерпением ожидает встречи с ним. Под покровом ночи влюбленные признаются друг другу в своих чувствах и мечтают о будущем.

Князь Игорь томится в плену. Он тяжело переживает поражение. Его тревожат мысли о родной земле, порабощенной врагом и гибнущей в огне пожаров. Князь уверен, что сможет вновь собрать дружину и дать отпор половцам. С большой нежностью он вспоминает свою жену.

Тайком к князю пробирается Овлур. Половчанин предлагает ему совершить побег из плена. Гордость не позволяет Игорю бежать, и он отказывается от помощи.

Из похода возвращается Гзак. Он привез много сокровищ. За ним идут плененные русские. Половцы приветствуют его восторженными криками. Пленники рассказывают о разоренном Путивле. Они уговаривают Игоря бежать. Овлур приводит лошадей. В этот момент появляется Кончаковна. Девушка умоляет Владимира остаться или забрать ее с собой. В отчаянии она поднимает тревогу. Игорь и Овлур успевают скрыться. Половцы требуют смерти для Владимира, но мудрый хан отдает ему в жены свою дочь.

В Путивле Ярославна оплакивает своего мужа. Сколько времени прошло, она не верит в его спасение. С тоской княжна смотрит на сожженную землю, разоренные села и заброшенные земли. Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них она узнает своего любимого. Ерошка и Скула, боясь наказания за предательство, колокольным звоном созывают народ, который приветствует князя.

Краткое содержание оперы «Князь Игорь» можно использовать для читательского дневника или сообщения.

Краткое содержание

Пролог

На площади города Путивля собрано войско под предводительством князя Игоря, которое готовилось отправиться «на брань с врагом Руси». Не только бояре, но и простой народ выказывал почтение князю и его сыну Владимиру, всячески подбадривая его перед грандиозной битвой. Князь Игорь был уверен в победе, поскольку шел со своей ратью  сражаться «за веру, за Русь, за народ».

Неожиданно началось солнечное затмение – «средь бела дня зажглися звезды». Среди собравшихся начались волнения – многие видели в затмении дурной знак. Князь Игорь принялся успокаивать подданных, уверяя, что «судьбы своей никто не обойдет». Он стал прощаться со своей супругой Ярославной, которая пыталась отговорить любимого мужа от опасного похода. Однако князь был непоколебим в своем решении, и вместе с дружиной покинул город.

Действие первое

Картина первая

Брат Ярославны, князь Галицкий, едва дождавшись ухода князя Игоря, устроил шумный пир. Он мечтал занять княжеский трон в Путивле, а сестру заточить в монастыре. К нему присоединились Скула и Ерошка, которые втихомолку оставили войско князя Игоря.

Во время пиршества к князю Галицкому вбежала толпа девушек, которые стали плакать, причитать, и жаловаться князю на его слуг, которые «выкрали девоньку» – их подругу. Но князь Галицкий высокомерно прогнал просительниц, и пиршество продолжилось своим чередом.

Картина вторая

Меж тем княгиня Ярославна полна тяжким дум – давно не было гонцов от князя Игоря, и ей казалось, что «сердце весть недобрую несет».  От горестных мыслей ее отвлекли девицы, которые пришли пожаловаться на беззакония князя Галицкого.

Вскоре у Ярославны появился и брат. Он вел себя излишне вызывающе и самоуверенно, и не постеснялся заявить, что вскоре станет полноправным правителем в Путивле.

К княгине пришли бояре с дурными известиями. Они поведали, что «костьми полегла вся рать», князь с сыном Владимиром и братом Всеволодом взяты в плен, а к Путивлю свое войско «ведет половецкий хан Гзак».

Действие второе

В половецком стане, раскинувшемся посреди степи, девушки развлекали песнями и плясками прекрасную дочь хана Кончака – Кончаковну. Сын Игоря, Владимир, влюбился в принцессу и спешил на свидание в ней, в то время как князь Игорь всем сердцем страдал в плену, мечтая лишь о скором освобождении своего народа.

На заре к князю подкрался половчанин Овлур, который дал ему понять, что «и для Руси заря настанет». Он искренне желал помочь князю выбраться из плена, но это было ниже достоинства Игоря, который находился «у хана на поруках».

Между тем хан Кончак, который высоко ценил смелость и честность князя Игоря, делал все возможное, чтобы пленник чувствовал себя комфортно. Он предлагал князю богатые подарки, невольниц, хотел быть его «союзником верным», другом, братом, но Игорь Святославович твердо отказался от этого заманчивого предложения.

Действие третье

Половцы встретили хана Гзака с добычей. Глядя на разграбленное добро, на измученных русичей, взятых в плен, князь Игорь не выдержал и решился на побег при содействии Овлура. Красавица Кончаковна принялась умолять Владимира остаться с ней, и тот согласился. Князь Игорь сбежал из плена, оставив влюбленного сына.

Действие четвертое

Княгиня оплакивала судьбу свою и своего народа. Заметив скачущих всадников «в одежде половецкой», она не сомневалась, что вновь нагрянули половцы. Каково же было ее удивление и радость, когда в одном из всадников она узнала оплакиваемого мужа. Князь поведал, что сбежал для того, «чтоб край спасти и кликнуть клич по всей Руси» собирать войска против общего врага.

Ерошка и Скула, все эти дни хулившие князя, узнали о его возвращении. Чтобы избежать наказания за свое предательство, они принялись бить в колокол, извещая народ о возвращении Игоря Святославовича. На звон колокола сбежались все жители Путивля, которые принялись шумно приветствовать своего князя.

Музыкальная составляющая

Бронский утверждал, что написал «Князя Игоря», вдохновленный «Русланом» Глинки. Это и народность произведения послужили присутствием былинных мотивов, тягучих русских напевов. Их масштабность придает эпическое звучание хора.

Пролог начинается с глубокого, богатырского хора «Солнцу красному слава» — это величественная песня, с оттенком древности и эпичности.

Затмение также охвачено этим звучанием хора, тогда как на сцене зритель видит нежную Ярославну и бояр, окутанных страхом, непоколебимого Игоря.

Начальная сцена резко отличается от пролога, здесь разгульная музыка, самодовольная, удалая песнь Владимира, брата Ярославны «Только б мне дождаться чести» похожа на залихватский пляс. Народные, горестные причитания слышны в напевах юных дев «Ой, лихонько». Насмешливой серьезностью полнится песнь шутов «Что у князя да Володимира».

Следующая картина оперы «Слово о полку Игореве» показывает мягкий, но непокорный характер княгини. В ариозо «Немало времени прошло с тех пор» слышна ее тревога и грусть: музыка из спокойной, сдержанной превращается в быструю, взволнованную. Драматичность набирает силу, когда звучит хор бояр:

  • «Мужайся, княгиня»;
  • «Нам, княгиня, не впервой».

Следующее действие вырисовывает перед зрителем стан половцев. Кавантина дочери хана «Меркнет свет дневной» исполнена страсти, влюбленности и томности.

Легкомысленностью и любовью юноши насыщена каватина Владимира «Медленно день угасал». В противовес молодой неопытности ария Игоря «Ни сна, ни отдыха» — всесторонний образ главного героя. Тут и горе утраты свободы, ее жажда, страдание по своей Родине и по любимой. Хан Кончак проявляет суровость и великодушие в своей арии «Здоров ли, князь?» Конец действия — ослепительные пляски.

В третьем акте половцы предстают воинственными и жестокими. Четвертое действие знаменуется сменой горя и уныния, многочисленным ликованием и радостью. Ариозо Ярославны «Ах, плачу я» наполнено мукой, оно перерастает в плач народа — хор «Ох, не буйный ветер завывал». Хор «Знать, господь мольбы услышал» больше похож на праздничные песнопения и звучит финальным аккордом в опере.

Эта опера не теряет популярности до сих пор, причем не только в России, но и во всем мире. Помимо оригинальной музыки, произведение отличается и проникновенным сюжетом, заставляющим зрителя сопереживать героям.

Анализ произведения

Главной идеей «Слова…», которая красной нитью проходит через всё произведение, является мысль о необходимости объединения русских земель и преодолении междоусобных войн. Не только князь Святослав, но и автор «Слова…» упрекает князей, что за раздорами они забыли о главном: о родной земле.

В то время, как они ссорятся и дерутся между собой, говоря про малое, что это – великое, и выясняя, кто из них главнее, враги топчут русскую землю. И так будет до тех пор, пока междоусобицы не прекратятся и они не поймут, что являются единым народом и должны защищать землю не друг от друга, а от внешнего врага.

Любовь к Родине, Руси, необходимость ставить на первое место ее благо, а не собственную гордыню – вот о чем говорит эпос.

Помимо идеи патриотизма, в произведении воспеваются героизм и смелость князя и его дружины, преданная и верная любовь русских женщин к своим мужьям-воинам, которую олицетворяет Ярославна.

Важное место отводится тому, какая ответственность лежит на князьях и военачальниках, как важен их опыт, разумная осторожность, умение предвидеть последствия своих поступков, совершая которые, нужно думать не только о собственной славе, но и о пользе для людей

Поход князя Игоря в Каспийское море

Другие персонажи

Овлур – половец, помогающий Игорю сбежать из плена. Мать Овлура была русской. Затаив по какой-то причине обиду на половцев, Овлур помогает бежать из плена Игорю.

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Слово о полку Игореве»
  • для самых компанейских — Главные герои «Слово о полку Игореве»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Слово о полку Игореве»
  • для самых любопытных — Анализ «Слово о полку Игореве»

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Приход Людоеда

Продолжая описывать краткое содержание «Мальчика с пальчик», нужно сказать, что Людоед вернулся сильно голодным и злым и, несмотря на съеденного жареного теленка, все-таки учуял человеческий запах. Он вскоре нашел мальчишек, как их не прятала добрая женщина. Ей удалось только отсрочить поедание любимого лакомства мужа до утра.

Но сообразительный мальчишка и тут придумал выход из положения. У Людоеда было 7 дочерей, которые спали в другой комнате. Так вот, Мальчик с пальчик снял с братьев колпачки и поменял их на веночки девочек. Среди ночи Людоед схватил своих дочерей, засунул в мешок и отправил в погреб, чтобы они не скрылись до утра, подумав, что это и есть ребята. А братья что есть силы бежали подальше от страшного дома.

Тайны мира и человека

4 511

Боян, в восточнославянской мифологии эпический поэт-певец. Известен по «Слову о полку Игореве» (имя Боян встречается также в надписях Софии Киевской и в новгородском летописце): «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы». В песнях Боян, таким образом, сказалась шаманская традиция, связанная с представлением о мировом дереве, и навыки ранней славянской поэзии, восходящей к общеиндоевропейскому поэтическому языку (ср. германо-скандинавский миф о Мёде поэзии). Характерен эпитет Боян — «Велесов внук».

В «Слове» Боян предстаёт и как исторический певец 11 в., певший о «первых времён усобице». Он пускал «десять соколов на стадо лебедей», и пойманная лебедь пела песнь, возлагал «вещие персты на живые струны» и они сами рокотали князьям славу.

Об этом легендарном древнерусском певце и слагателе песен поведал нам автор «Слова о полку Игореве». Изображая людей или описывая события, автор «Слова» часто прибегал к иносказаниям, пользовался символами и метафорическим языком, так что его описания для нас полны различных загадок. Немало загадочного и в личности Бояна. Эпитет «вещий» относит нас к тем временам, когда певца-поэта считали наделенным особой мудростью, тайными знаниями и способностью предсказывать, предугадывать, а то и вызывать своими песнями события. С другой стороны, Боян — «соловей старого времени». Это подчеркивает красоту его песен, может быть, даже изысканность и безупречность поэтической манеры. Вероятно, Бояну были свойственны широта замыслов, свободный полет воображения» игра фантазии: «если кому хотел песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Мы узнаём, что Боян не только складывал и исполнял свои песни, но и сам играл на гуслях, и эта игра была такой же необыкновенной.

«Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей: который догонял какую, та первой и пела песнь… Боян же, братья, не десять соколов на стадо лебедей пускал, но свои вещие перста на живые струны воскладал; они же сами князьям славу рокотали». Гусли будто сами волшебно играли под перстами поэта! Автор «Слова» как бы примеривает к Бояну события своей поэмы и придумывает за него две запевки, которыми бы тот начал песнь об Игоревом походе: «Не буря соколов занесла через поля широкие — стаи галок бегут к Дону великому»; «Кони ржут за Сулой — звенит слава в Киеве; Трубы трубят в Новгороде — стоят стяги в Путивле». Когда жил Боян? Об этом можно догады-ваться по именам князей, которых, как свидетельствует автор «Слова», воспел певец.

Это «старый Ярослав», то есть Ярослав Мудрый (умер в 1054 году); «храбрый Мстислав, что зарезал Редедю перед полками касожскими». Эти слова нуждаются в комментарии. Мстислав Владимирович, князь Черниговский и Тмутараканский (умер в 1036 году), брат Ярослава Мудрого, прославился богатырским подвигом, о котором рассказала летопись под 1022 годом: князь пошел на касогов (черкесов), и, когда полки сошлись, касожский князь Редедя предложил решить дело единоборством; Редедя был «велик и силен», и Мстислав стал изнемогать, тогда он обратился за помощью к Богородице и тут же обрел силу, «ударил Редедю о землю и, выхватив нож, зарезал Редедю, и пошел в землю его, взял все его имущество и жену его и детей его, и дань возложил на касогов». Вот этому-то князю и воспел славу Боян. А третьим героем упоминается «Красный Роман Святославич», князь Тмутараканский, внук Ярослава Мудрого, убитый в 1079 году. Если к этому добавить, что, согласно «Слову о полку Игореве», Боян «вспоминал первых времен усобицы», то есть начало княжеских раздоров, то скорее всего он жил в середине или во второй половине XI века (во всяком случае, на это время падает его поэтическое творчество).

О Бояне позднее вспоминали и в других произведениях Древней Руси, и в XIX веке, но источник у всех был один — «Слово о полку Игореве». Был ли в действительности такой певец-поэт или автор «Слова» его «выдумал», создав поэтический образ, в котором воплотил реальные черты придворных певцов Киевской Руси, — останется навсегда загадкой. Однако же благодаря «Слову» Боян вошел в сознание людей Древней Руси как великий слагатель и исполнитель устных песен во славу князей.

источник

История создания

Идею написания композитору предложил критик Стасов в 1869 году. Бородин с интересом принялся за работу. Однако в 1870 творчество прервал. Он понял, что не сможет завершить написание столь значительного произведения, так как совмещал работу с научной деятельностью и преподаванием. Уже написанные материалы частично были включены в его «Богатырскую симфонию».

Вновь к созданию оперы Бородин вернулся в 1874. Сюжетом знаменитой оперы стало «Слово о полку Игореве», образец древнерусского литературного творчества. В нем повествовалось о неудачном походе Игоря Святославовича против половцев.

Желая полностью ощутить старину, композитор отправился в расположенный под Курском Путивль. Он долго изучал там старинные летописи и повести, читал исследования о половцах, слушал их музыку, эпос.

Бородин самостоятельно написал либретто сочинения одновременно с созданием музыки к нему. Акцент автор сделал на народно-эпических аспектах. В результате образ Игоря максимально приблизился к былинно-богатырским.

На создание оперы ушло восемнадцать лет. Работу прервала внезапная кончина автора. Завершали его творение Римский-Корсаков и Глазунов. Партитура была дописана на основе оставшихся рабочих материалов Бородина. В 1890 прошла премьера грандиозного произведения.

Пролог

Начинается сочинение с интродукции. Из русских князей в 1185 году остался один Игорь. Он собирает в родном Путивле рать, желая защитить родную землю от вражеских набегов, идет походом на половцев.

Своего правителя торжественно проставляет народ и величает княжича, его сына Владимира. В путь Игоря провожают добрыми пожеланиями скорейшего возвращения домой с победой.

Супруга князя Ярославна умоляет мужа об изменении времени выступления. Однако полководец решил продолжить начатое. Он поручает заботу о жене ее брату, князя Галицкому, Владимиру.

Неожиданно все вокруг темнеет, земля окутывается мглой. Начинается солнечное затмение. Народ считает происходящее дурным знамением.

Получив благословение Старца, Игорь с войском выступает в поход. Незаметно из войска выходят двое ратников. Это дезертировавшие Ерошка и Скула. Они бегут, решив служить князю Галицкому.

История создания

В своем творчестве композитор неоднократно обращался к историческому жанру. В 1869 году по совету критика Владимира Стасова он начинает работу над новым масштабным произведением. Задолго до этого Бородин искал новую тему. Он обращался к сюжетам русских былин и к драме Льва Мея «Царская невеста». Однако только произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» вдохновило его на создание новой постановки. Это эпическое произведение послужило основой для либретто.

Во время работы над произведением композитор побывал в окрестностях Путивля, где разворачивались события, изучал летописи и литературные источники, документальные исследования о половецких племенах, слушал старинную музыку. Неоценимую помощь ему оказал Стасов — большой знаток отечественной истории и древнерусской литературы.

Создание текста и музыки к опере велось одновременно, но в марте 1870 года композитор неожиданно прервал работу над произведением. Мотивов для прекращения было несколько:

  • малый драматизм;
  • эпичность действия, не устраивавшая композитора;
  • отдаленность от современности.

В это время он начинает писать «Вторую Богатырскую симфонию». Погружение в былинный эпос заставили Бородина вновь вернуться к опере. Этому способствовала совместная работа с Римским-Корсаковым и Мусоргским над оперой-балетом «Млада», для которой Бородин предложил предварительные наброски, сделанные для оперы.

Работа над оперой «Князь Игорь» длилась в течение 18 лет, но произведение так и не было закончено. После смерти великого композитора Римский-Корсаков и Глазунов восстановили увертюру и дописали недостающую инструментальную часть.

Второе действие

В вечернее время половцы располагаются в своем стане. Половчанки весело танцуют и поют. Отовсюду доносятся шум и веселье по поводу победы над русскими. Юная дочь правителя Кончаковна испытывает чувства к княжичу Владимиру. У них назначено свидания. Взятые в плен воины следуют под бдительным надзором подчиненных хана после непосильного труда. При наступлении ночи единственный Овлур не засыпает. В песне Владимира слышится любовь к Кончаковне. Хан не противиться свадьбе, но русский князь возражает данному намерению по причине своего пленения.

Звучит знаменитая ария Игоря. Совершивший крещение Овлур высказывает Игорю идею о побеге, но давший обещание хану, он вначале отказывается, считавшим это бесчестным поступком, потом намеревается подумать.

Несколько слов о создателе

Саша с детства был музыкально одаренным мальчиком, научился играть на флейте, виолончели и рояле. В самом раннем возрасте написал свои первые музыкальные произведения.

Одновременно мальчика привлекала химия, по достижении соответствующего возраста Александр поступил в Медицинскую академию, увлеченно занимался химией. В 24 года молодой медик познакомился с великим русским композитором Мусоргским, который по стечению обстоятельств находился у него на лечении.

Это знакомство оказало существенное влияние на будущего композитора. Также способствовала музыкальному развитию встреча с будущей женой, Екатериной Сергеевной, тоже лечившейся у него от легочной болезни. Девушка прекрасно играла на разных инструментах и познакомила своего доктора с творчеством многих известных композиторов.

В 1862 году знакомство с М. Балакиревым привело Бородина в «Могучую кучку» — музыкальный кружок, куда входили многие известные композиторы того времени (Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Кюи). Под влиянием этого коллектива произошло становление Бородина, как композитора.

Но немногим известно, что тот, кто написал это произведение, являлся профессором медицины, академиком, основателем Русского химического общества и Высших женских курсов.

Этот человек был необычайно талантливым и многосторонне развитым. Такие люди рождаются нечасто, и, хотя его жизнь оборвалась рано, в расцвете сил и творчества, он оставил нам немалое наследие.

Кто придумал первый сложный микроскоп?

Существует мнение, что оптическое устройство изобрел не Левенгук, а Роберт Гук, который в 1661 году усовершенствовал модель Гюйгенса, добавив к ней дополнительную линзу. Полученный тип прибора стал одним из наиболее популярных в научной среде и широко использовался до середины XVIII столетия. В дальнейшем свою руку к развитию микроскопа прикладывали многие изобретатели. В 1863 году Генри Сорби придумал поляризационное устройство, позволявшее исследовать метеориты, а в 1870-х годах Эрнст Аббе разработал теорию микроскопов и открыл безразмерную величину «число Аббе», что способствовало изготовлению более совершенного оптического оборудования.

Роберт Гук и его достижения

Следующая страница в истории создании микроскопа связана с именем Роберта Гука. Это был очень одаренный человек и талантливый ученый. Наиболее значимыми достижениями Гука являются следующие:

  • изобретение спиральной пружины для регулировки хода часов; создание винтовых зубчатых колес;
  • определение скорости вращения Марса и Юпитера вокруг своей оси; изобретение оптического телеграфа;
  • создание прибора для определения пресности воды; создание термометра для измерения низких температур;
  • установление постоянства температур таяния льда и кипения воды; открытие закона деформации упругих тел; предположение о волновой природе света и природе земного тяготения.

По окончании Оксфордского университета в 1657 г. Гук стал помощником Роберта Бойля. Это была отличная школа у одного из крупнейших ученых того времени. В 1663 г. Гук уже работал секретарем и демонстратором опытов Английского Королевского общества (академии наук). Когда там стало известно о микроскопе, Гуку поручили провести наблюдения на этом приборе. Имевшийся в его распоряжении микроскоп мастера Дреббеля являл собой полуметровую позолоченную трубу, расположенную строго вертикально. Работать приходилось в неудобной позе — изогнувшись дугой.

История любви

Некоторые летописцы указывают на то, что Ольга была родной дочерью самого Вещего Олега. И если присоединить к этому версию, что Олег был братом матери Игоря, то выходит, юный князь женился на своей кузине. Согласно Повести временных лет, Вещий Олег устроил свадьбу Игоря и Ольги в 903 году, когда девочке было около 10-12 лет.

Но есть и другая легенда, согласно которой Игорь повстречал Ольгу случайно на Псковской переправе. Желая переплыть быструю реку, он призвал на помощь плывущего мимо гребца, и когда тот вез Игоря на другой берег, князь понял, что на веслах сидит юная девица. Пораженный ее красотой, Игорь попытался соблазнить девушку, но получил резкий отпор.

Когда же пришла пора искать невесту, Игорь вспомнил о смелой девушке, встреченной на переправе, и послал за нею Олега, заявив, что другой невесты не желает.

Игорь и Ольга

История создания «Слова о полку Игореве» в переводе Заболоцкого

Существует несколько вариантов перевода этого древнерусского героического эпоса как прозаических, так и стихотворных.

Чаще всего для изучения произведения в 9 классе средней школы за основу берется стихотворное изложение в интерпретации Николая Алексеевича Заболоцкого (1903 1958) – известного русского советского поэта и переводчика.

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903 — 1958) — русский советский поэт, переводчик, член Союза писателей СССР.

Работать над «Словом…» он начал в 1937 году, но закончить работу помешал арест: в марте 1938 года Заболоцкий был арестован и осужден по обвинению в антисоветской пропаганде. После освобождения в 1944 году поэт жил в ссылке в Караганде, где и завершил наконец свой труд.

Работа получилась столь впечатляющей, что ее публикация помогла автору вернуться из ссылки обратно в Москву и восстановить членство в Союзе писателей.

Военный поход князя Игоря[ред.]

В основе — неудачный военный поход русских князей на половцев (татар) в 1185 году.

Князь Игорь повёл свои полки на половцев, желая разгромить «поганых», прославиться и взять богатую добычу.

Игорь Святославич  — древнерусский князь, глава Новгород-Северского княжества, главный герой произведения.

Поход начался с мрачного предзнаменования — солнечного затмения. Но князь считал, что лучше погибнуть в битве, чем сидеть дома, дожидаясь половецкого набега. Князь мечтал дойти с победой до Дона Великого и вступить в бой с половцами на их территории — на краю поля Половецкого.

В поход князь Игорь отправился со своим родным братом, могучим Всеволодом Святославичем.

Всеволод Святославич (Буй-тур) — древнерусский князь, родной брат Игоря, за смелость прозванный Буй-тур (яростный бык).

Всеволод Святославич одобрил намерение брата дойти до Дона и побить половцев в их же степи. Его знаменитая, с детства обученная воевать дружина уже ждала под Курском начала похода.

На всём пути в половецкие степи Игоря сопровождали приметы, предвещавшие несчастье, такие как солнечное затмение. Все враждебные Руси юговосточные страны узнали о походе русских войск. Испуганные половцы, услышав о приближении русичей, начали сбегаться к Дону.

Переночевав в степи, войско Игоря выстроилось в боевой порядок, смяло половецкие полки, взяло богатую добычу — золото, драгоценные камни, красивых «половецких дев». Добыча русичей оказалась так велика, что плащами, покрывалами и кожухами половцев можно было вымостить гать через болото. Князь Игорь взял себе только боевые стяги половцев.

Снова заночевало в поле русское войско. Автор рассуждает о том, как далеко залетел князь Игорь. Тем временем навстречу русичам спешили орды половецких ханов Гзака и Кончака.

Гзак — половецкий хан, глава объединения донских половцев.

Кончак — половецкий хан, глава донских и приднепровских половцев.

На следующий день орды половцев напали на четырёх русских князей, участвовавших в походе: Игоря, Всеволода Святославича, Олега и Святослава. Автор сравнивает их с четырьмя солнцами, которые хотят загасить половецкие тучи.

Половцы окружили русичей у реки Каялы и выпустили «тучу стрел на русские полки». Описание битвы сливается с изображением надвигающейся грозы.

Битва началась с перестрелки из луков. Потом зазвенела земля под копытами коней, от движения многочисленной половецкой орды поле заволокло облаком пыли. Половцы окружили русичей со всех сторон. Русские витязи сомкнули строй «щит к щиту» и приготовились отразить натиск врага.

Автор описывает боевые подвиги Всеволода Святославича, который мечом рубил головы половцев и осыпал врагов дождём из стрел. В пылу битвы он забыл о славе и богатстве, феодальной чести, княжеском долге, любви к своей красавице-жене и не чувствовал боли от ран.

Долго бились русские полки с половцами, земля под лошадиными копытами была «мёртвыми усеяно костями, далеко от крови почернев». Битва закончилась поражением русских войск. Братья Игорь и Всеволод Святославич разлучились — попали в плен к разным ханам. Автор описывает, как природа оплакивает поражение князя Игоря.

«Золотое слово» Святослава Киевского

Святославу в Киеве приснилось, будто накрывали его на тисовой кровати чёрной тканью, поили горьким отравленным вином, и из вражеских колчанов сыпали на полотно крупный жемчуг. Снился ему терем с разобранной крышей, через которую в Древней Руси выносили покойников, а под Киевом всю ночь каркали вороны, предвещая несчастье.

Бояре объяснили князю этот сон, рассказав, что половцы пленили двух его младших родственников. Святослав «изронил слово золотое, со слезами смешанное», начал упрекать молодых князей: не вовремя они затеяли войну с половцами, пролили поганую половецкую кровь, но ничего не добились, только принесли горе на серебряные седины старшего в роду.

Игорь и Всеволод ослушались своего феодала, решив, не прибегая к помощи других князей, присвоить славу «замерителей степи», которая принадлежала Святославу Киевскому. Первое последствие их поражения — нападение половцев на город Перяславль.

Реклама:

Древние линзы

История открытия начинается в далеком прошлом. До нас дошла большая плосковыпуклая линза — одна из самых древних. Ее диаметр — 55 мм, а фокусное расстояние — около 150 мм. Она была изготовлена из горного хрусталя за 2,5 тыс. лет до н. э. Ее обнаружил в 1890 году Г. Шлиман при раскопках Трои. Примерно в 600-400 гг. до н. э. начали изготавливать стеклянные линзы. Они были обнаружены в Саргоне (это Месопотамия). В Швеции в 1877 г. была найдена двойная линза диаметром 5 см, выпуклая с обеих сторон. Она относится к 500 году н. э. Можно долго продолжать список древних линз, которые удалось обнаружить исследователям. История открытия увеличительных приборов располагает множеством фактов. Несмотря на это, о том, как они использовались в те времена, можно лишь строить предположения.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Характеристика образа князя Игоря в «Слове о полку Игореве»

Заключение

Опера “Князь Игорь” Бородина идет на сценах многих театров, основные номера из спектакля можно посмотреть онлайн, и в том и в другом случае впечатление испытываешь сильное. Сегодня мы коротко рассмотрели историю создания оперы, ее краткое содержание, познакомились с Большим театром Беларуси и его талантливыми людьми.

Великая сила искусства способна разрушить любые стереотипы, например, такой: в опере ничего не понятно, там только поют и слов не разобрать. Хочу сказать, во-первых, не только поют, в во-вторых, о чем поют можно прочитать. Во всяком случае, в том театре, где я была, было так. 

Если вы не были на постановке оперы “Князь Игорь”, найдите возможность увидеть этот замечательный спектакль и вы не пожалеете. Вы слышали данную оперу? Поделитесь своим мнением и расскажите в постановке какой труппы вы ее видели. Вот вроде и все, чем хотелось поделиться с вами, моими читателями. Жду обратной связи. Спасибо, что дочитали до конца. Хотите получать информацию о выходе новых заметок, нажмите . 

Хотите получать полезную информацию?

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий