Краткое содержание евгений носов красное вино победы для читательского дневника

Краткое содержание «Песня о буревестнике» Горького

«Песня о Буревестнике» была написана в Нижнем Новгороде после возвращения М. Горького 12 марта 1901 года из поездки в Петербург и Москву. Была она опубликована в 1901 в журнале «Жизнь» как самостоятельное произведение после запрета цензурой всего рассказа. Писатель в это время был связан с московской организацией «Искры», вел революционную пропаганду среди студентов и рабочих, и выступал инициатором широких общественных протестов против преследования студентов, «…в сердце у меня горят зори весенние и дышу я во всю грудь»,

— писал он весной 1901 Л. Андрееву. «Песня» написана в ответ на кровавый разгон студенческой демонстрации у Казанского собора в Петербурге 4 марта 1901 года.

Первоначально она не задумывалась как самостоятельное произведение, а входила в сатирический рассказ «Весенние мелодии», где разные слои общества изображались в виде птиц. Представитель молодого поколения — Чиж (видимо, студент) — поет крайне возбуждающую песнь «О Буревестнике». Цензура запретила печатать рассказ полностью, но песню чижика непредусмотрительно разрешила (целиком «Весенние мелодии» были напечатаны нелегально на гектографе

нижегородскими радикалами). Перед отправкой в печать Горький изменил финальную фразу. Вместо «Ждите! Скоро грянет буря!» поставил «Пусть сильнее грянет буря!». В результате, 17 апреля Горького и его закадычного друга — поэта Скитальца арестовали, а затем выслали из Нижнего Новгорода. Проводы его вылились в массовую демонстрацию. В мае журнал закрыли.

Выход журнала с «Песней о Буревестнике» вызвал переполох среди жандармов. Далее приводилась полностью «Песня о Буревестнике» и говорилось о «сильном впечатлении», произведенном ею в литературных кругах. После выхода «Песни о Буревестнике» самого автора стали называть «буревестником» и «буреглашатаем». «Песня» была одним из поводов к запрещению журнала, — номер, в котором она напечатана, оказался последним. Однако на этом распространение произведения не закончилось. «Песня о Буревестнике» была включена в сборники революционных стихов и песен, выходившие за границей. Ставшая в годы первой русской революции боевым паролем, «Песня о Буревестнике» вызывала ненависть в лагере реакции.

В передовых кругах русского общества «Песня о Буревестнике» была принята как пламенная революционная прокламация; произведение широко распространялось через нелегальные издания. Большевистская пропаганда многократно использовала образы «Песни о Буревестнике», отчего, зачастую, произведение воспринимается только в политическом и временном контексте

Однако в «Песне о Буревестнике», кроме призыва бури, звучит вечная тема одиночества отважного героя и противопоставление этой отваги обывательской трусости и ограниченной серой жизни. В годы борьбы с самодержавием «Песня о Буревестнике» была одним из могучих средств революционной пропаганды

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике. Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах. Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому. Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает. Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает. Он над тучами смеется, он от радости рыдает! В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют! Ветер воет. Гром грохочет. Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний. — Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: — Пусть сильнее грянет буря.

Никитин «Хождение за три моря» — краткое содержание

Никитин

— все произведения Страница: Он изучает состояние рынка и досадует, что солгали ему: «говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец, да краска». Афанасий привез жеребца «в Индийскую землю», за которого заплатил сто рублей. В Джуннаре хан отбирает у Афанасия жеребца, узнав, что купец не мусульманин, а русин. Хан обещает вернуть жеребца и ещё дать тысячу золотых в придачу, если Афанасий перейдет в мусульманскую веру. И срок назначил: четыре дня на Спасов день, на Успенский пост. Но накануне Спасова дня приехал казначей Мухамед, хорасанец (личность его до сих пор не установлена). Он заступился за русского купца. Никитину возвратили жеребца. Никитин считает, что «случилось Господне чудо на Спасов день», «Господь Бог сжалился… не оставил меня, грешного, милостью своей».

В Бидаре он опять интересуется товаром — «на торгу продают коней, камку (ткань), шелк и всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский, а съестного только овощи, а для Русской земли товара тут нет»…

Живо описывает Никитин нравы, обычаи народов, живущих в Индии.

«И тут Индийская страна, и простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, и все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку».

Все доступно любознательности русского путешественника: и сельское хозяйство, и состояние армии, и способ ведения войны: «Бой ведут все больше на слонах, сами в доспехах и кони. Слонам к голове и бивням привязывают большие кованые мечи… да облачают слонов в доспехи булатные, да на слонах сделаны башенки, и в тех башенках по двенадцать человек в доспехах, да все с пушками, да со стрелами».

Особенно интересуют Афанасия вопросы веры. Он сговаривается с индусами пойти в Пар-ват — «то их Иерусалим, то же, что для бесермен Мекка». Он дивится, что в Индии семьдесят четыре веры, «а разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся…».

Афанасий горюет, что сбился с русского церковного календаря, священные книги пропали при разграблении корабля. «Праздников христианских — ни Пасхи, ни Рождества Христова — не соблюдаю, по средам и пятницам не пощусь. И живя среди иноверных, я молю Бога, пусть он сохранит меня…»

Он читает звездное небо, чтобы определить день Пасхи. На «пятую Пасху» Афанасий решает возвращаться на Русь.

И снова он записывает то, что видел своими глазами, а также сведения о разных портах и торгах от Египта до Дальнего Востока, полученные от знающих людей. О, где «родятся алмазы», предупреждает будущих путешественников, где и какие их поджидают трудности, описывает войны между соседними народами…

Скитаясь по городам ещё полгода, Афанасий добирается до порта — города Дабхола. За два золотых он отправляется до Ормуза на корабле через Эфиопию. Удалось поладить с эфиопами, и судно не ограбили.

Из Ормуза Афанасий посуху идет к Черному морю и добирается до Трабзона. Страница:

Основа

В основе рассказа лежит реальный случай. Автор в интервью указал, что рассказ полностью автобиографичный:

8 января 1945 года ефрейтор Евгений Носов действительно был тяжело ранен и Победу встретил в госпитале в Серпухове.

Описание последнего боя содержится в наградном листе на Орден Отечественной войны II степени на Е. И. Носова — ефрейтора, орудийного номера 1969 истребительного противотанкового артполка 44-ой отдельной истребительной противотанковой артбиргады РГК 3-й армии Белорусского фронта:

В рассказе главный герой также получает ранение в бою при январском прорыве восточнопрусских укреплений в бою с «Фердинандом»:

Трагические подробности того последнего боя известны со слов Виктора Астафьева, которому автор как другу в личной беседе рассказал о нём:

Подробный пересказ

В книге описывается май 1945 года. Рассказ идет от самого автора. Мужчина находится в госпитале. Здесь ему спокойно, так как он находится далеко от страшной и кровавой войны.

Лежа на больничной койке, он слушал радио. В эфире были военные новости. Из новостей он узнал, что Будапешт пал, фашистов с треском прогнали из Вены. Радио работало круглосуточно по всему госпиталю, никто его никогда не выключал, все надеялись услышать самые заветный слова «Победа!»

В той палате, которую описывает автор, лежало несколько тяжелораненых солдат и парочку которые уже поправлялись. В самом дальнем углу на кровати лежал Саша Селиванов. Юноша. К войне он относился как к игре в шахматы. К сожалению, он не мог ходить, его ногу очень сильно раздуло, и она постоянно выглядывала из-под одеяла. У него была кличка — Самоходка.

Еще в палате находился мужчина, лет сорока из Межина, фамилия его Бородухов и Копешкин. Копешкин был моложе, но у него была травма позвоночника и рук, к большему сожалению парень был парализован на всю свою оставшуюся жизнь. Он не разговаривал, а еле-еле шептал. Шепот его с каждым днем утихал, парень медленно умирал. Как-то раз ему пришло письмо, соседи по палате положили письмо ему в руку, Целые сутки она таки и пролежало там, пока Копешкин не попросил посмотреть обратный адрес.

Прошло несколько недель, в палате настроение поднималось, так как наши солдаты были уже в Берлине, и близилась та самая заветная победа.

И в одну ночь, по больнице было слышно громкий топот сапог, это был полковник Туранцев. Военный пришел сказать солдатам, что мы победили фашистов. Он приказал своему заместителю Звонарчуку выдать больным чистую одежду, и приготовить на обед последнего поросенка. Так же сказал, что бы тот дал по стакану красного вина всем. Вот она, Победа.

Когда полковник ушел, все в госпитале зашуршало. Вышли соседи по другим палатам. Под окнами гремел оркестр. Уже гремели салюты. Все солдаты начали рассказывать о своих домах, в каких красивых местах они живут. Кто-то описывал города, кто-то деревни. Санитарки поменяли всем белье, принесли суп и стаканы с красным вином. Тут и Копешкин немного очнулся, пытался что-то сказать.

Кто-то из мужчин нарисовал речку, лес и красивый дом. Эту картину дали в руки Копешкину, тот зашептал еле-еле, что этого его дом. Далее все разговаривали, радовались долгожданной Победе. Во всей этой суматохе никто и не заметили, как наступил вечер. За окном продолжал вдалеке играть оркестр, и были слышны салюты. В палату зашли санитары, вытянув рисунок из его рук, молча, унесли парня.

Все так радовали Победе, что никто и не увидел, как молодой парень умер. Умер, но он дождался заветной Победы. Семья так ждала его, а вместо него к ним прибудет похоронка. Его стакан с красным вином соседи поделили между собой и помянули парня. А за окном все радовались Победе.

Оцените произведение:

  • 3.08

Голосов: 36

Читать краткое содержание Красное вино победы. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Носов. Краткие содержания произведений

  • Автомобиль
  • Белый гусь
  • Варька
  • Весёлая семейка
  • Витя Малеев в школе и дома
  • Дневник Коли Синицына
  • Дружок
  • Живая шляпа
  • Живое пламя
  • Замазка
  • Заплатка
  • Затейники
  • Клякса
  • Красное вино победы
  • Кукла
  • Метро
  • Милиционер
  • Мишкина каша
  • На горке
  • Незнайка в Солнечном городе
  • Незнайка на Луне
  • Огородники
  • Огурцы
  • Приключения Незнайки и его друзей
  • Приключения Толи Клюквина
  • Радуга
  • Ступеньки
  • Телефон
  • Три охотника
  • Тридцать зёрен
  • Трудный хлеб
  • Фантазеры
  • Федина задача
  • Шумит луговая овсяница

Критика

В отличие от многих своих сверстников — писателей-фронтовиков, Е. И. Носов обратился к теме войны только в 1969 году — рассказ «Красное вино победы» — первое военное произведение писателя. На тот момент Евгений Носов был уже признанным писателем — в 1972 году уже вышла монография В. А. Чалмаева посвящённая его творчеству, но будучи известен как автор преимущественно деревенской прозы, как военный писатель не рассматривался. В начале 70-х годов тема войны в творчестве писателя зазвучит всё более отчетливо, и вскоре критика поставит его в один ряд с такими мастерами военной прозы, как Василь Быков, Григрий Бакланов, Юрий Бондарев и др. Но, и в своих военных произведениях он останется «деревенщиком»: избегая батальных сцен, будет концентрироваться на психологическом изображении русского крестьянства — солдат-окопников:

А. И. Хватов в 1984 году отметил эту особенность писателя — изображение солдата-крестьянина уже в первом военном рассказе «Красное вино победы»:

Избегание автором батальных сцен отметил Александр Солженицын в статье о творчестве Евгения Носова в журнале «Новый мир»:

«Первоклассным» назвал рассказ А. И. Кондратович, писатель, литературный критик, заместитель главного редактора журнала «Новый мир»:

Рассказ высоко ценится критиками и спустя полвека, при этом обращается внимание на насыщенность рассказа, широту затронутых тем:

Автобиографичный рассказ писателя-фронтовика часто рассматривается как документ. В одной из газет, при серии публикаций к 70-летию Победы в 2015 году, этот рассказ предваряло слово ректора:

Эссе 1997 года

В 1997 году Евгений Носов написал эссе «Зарисовки под капельницей» о пребывании в центральной областной больнице, опубликованное в газете «Курская правда» и журнале «Юность».

«Пунктирное соприкосновение» этого эссе писателя с рассказом «Красное вино победы» отметила в журнале «Север» писательница Татьяна Горбулина — о творчестве которой сам Е. И. Носов как-то выразился с искренним восхищением: «Атомное письмо!».

Озаглавив свою статью на эту тему «Война и Мир», предваряя его эпиграфом из Экклезиаста — «И никогда не спрашивай: Отчего те дни лучше были, чем эти…», Татьяна Горбулина, в частности, сравнила описание Е. И. Носовым в этих двух произведениях больницы 1997-го года и госпиталя 1945-го, их атмосферу:

Как в 2000 году отметил Александр Солженицын — именно такое настроение было характерно для писателя в то время — последние десять лет жизни:

Основа

В основе рассказа лежит реальный случай. Автор в интервью указал, что рассказ полностью автобиографичный:

8 января 1945 года ефрейтор Евгений Носов действительно был тяжело ранен и Победу встретил в госпитале в Серпухове.

Описание последнего боя содержится в наградном листе на Орден Отечественной войны II степени на Е. И. Носова — ефрейтора, орудийного номера 1969 истребительного противотанкового артполка 44-ой отдельной истребительной противотанковой артбиргады РГК 3-й армии Белорусского фронта:

В рассказе главный герой также получает ранение в бою при январском прорыве восточнопрусских укреплений в бою с «Фердинандом»:

Трагические подробности того последнего боя известны со слов Виктора Астафьева, которому автор как другу в личной беседе рассказал о нём:

Анализ произведения

Большинство русских и зарубежных читателей знают Максима Горького не только как талантливого писателя, но также ещё и как величайшего драматурга. Его неоромантическое творчество отличается неповторимой экзотикой. В произведении «Песня о буревестнике» автор сопоставляет образы борца за свободу (революционера) и простого обывателя. Ещё во времена Некрасова буря считалась символом бунта и восстания.

Произведение можно условно разделить на 3 части. В первой описывается морская стихия и приближающаяся буря. Во второй части отважная птица предвосхищает её, ну а в последней — буря, наконец, разражается.

В начале произведения автор дважды использует слово «реет», и одновременно с этим говорит о главном герое, что он издаёт крик, «стрелой взмывая к тучам». Здесь таится напряжённая взволнованность, которая прорывается даже в злостном, но восторженном зове.

Любопытно, что чайки тоже стремительно движутся, летая над водой. Они «мечутся над морем». В этом слове автор выражает:

  • боязнь;
  • бессилие;
  • неуверенность.

Всё это усиливается звуковым образом «стонут». Птица кричит так громко и вызывающе, что даже тучи слышат этот страстный победный зов. А вот чайки могут лишь стонать от ужаса и парализующего страха.

Пингвина Горький называет робким и глупым. В рассказе говорится, что животное «прячет жирное тело в утёсах»

Автор акцентирует внимание, что всё остальное для него не имеет значения

Жирное тело — самое важное. В подобном образе Горький воплотил своеобразный антиидеал:

В подобном образе Горький воплотил своеобразный антиидеал:

  • страх за свою никчёмную жизнь;
  • размеренное существование;
  • отсутствие духовности.

В начале рассказа море представляет собой «седую равнину», во второй части оно уже волнуется с новой силой, а волны стремятся навстречу грому. В конце произведения ветер издаёт вой.

Птица также испытывает метаморфозы. Вначале автор сравнивает её со стрелой, летящей вверх, во второй части буревестник «носится, как демон», в конце рассказа главный герой «и смеётся, и рыдает», он убеждён, что тучи не смогут скрыть солнечный свет.

Примечания

  1. Ломунова М. Во всем — большим и честным. В гостях у Евгения Носова // Литературная Россия, 2 января 1976
  2. 15 встреч в Останкине — Политиздат, 1989 — 301 с. — стр. 118
  3. Доризо Н. Прописаны навечно. — Правда, 1970, 1 октября
  4. Астафьев В. О моем друге. -В книге: Евгений Носов. Усвятские шлемоносцы. Повести и рассказы. Воронеж, Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1977, с. 8
  5. Александр Иванович Хватов — Советская литература: история и современность: книга для учителя — М.: Просвещение, 1984 — 254 с. — стр. 242
  6. А. Кондратович — И пахари и солдаты (рецензия на фильм «Родник») // Искусство кино, № 9, 1982 — стр. 56-60
  7. Красное вино победы. Из рассказа Евгения Носова // КИФА № 5(191), апрель 2015 года
  8. Носов Е. — Зарисовки под капельницей. Курская правда, 1997, 23 декабря.
  9. Носов Е. — Зарисовки под капельницей // Юность. — 2000. — № 3. — С. 12-27
  10. Татьяна Горбулина — Чётки российской судьбы // Журнал «Север», №-3-4, 2005
  11. Подъëм — Выпуски 7-12, 1986 — стр. 124
  12. Николай Шевченко — Ее величество потребность.. — «Везелица», 1993 — Всего страниц: 268 с. — стр. 171

Примечания

  1. Ломунова М. Во всем — большим и честным. В гостях у Евгения Носова // Литературная Россия, 2 января 1976
  2. 15 встреч в Останкине — Политиздат, 1989 — 301 с. — стр. 118
  3. Доризо Н. Прописаны навечно. — Правда, 1970, 1 октября
  4. Астафьев В. О моем друге. -В книге: Евгений Носов. Усвятские шлемоносцы. Повести и рассказы. Воронеж, Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1977, с. 8
  5. Александр Иванович Хватов — Советская литература: история и современность: книга для учителя — М.: Просвещение, 1984 — 254 с. — стр. 242
  6. А. Кондратович — И пахари и солдаты (рецензия на фильм «Родник») // Искусство кино, № 9, 1982 — стр. 56-60
  7. Красное вино победы. Из рассказа Евгения Носова // КИФА № 5(191), апрель 2015 года
  8. Носов Е. — Зарисовки под капельницей. Курская правда, 1997, 23 декабря.
  9. Носов Е. — Зарисовки под капельницей // Юность. — 2000. — № 3. — С. 12-27
  10. Татьяна Горбулина — Чётки российской судьбы // Журнал «Север», №-3-4, 2005
  11. Подъëм — Выпуски 7-12, 1986 — стр. 124
  12. Николай Шевченко — Ее величество потребность.. — «Везелица», 1993 — Всего страниц: 268 с. — стр. 171

Издания

Рассказ многократно издан, переведён на иностранные языки:

  • Мост: рассказы и повести / Е. И. Носов. — М.: Современник, 1974 — 187 с. // Красное вино победы — стр. 108—137
  • Красное вино победы: рассказ / Худож. С. Косенков — М.: Современник, 1979 — 71 с.
  • Красное вино победы: повести и рассказы / Худож. Е. А. Капустин — М.: Советская Россия, 1971 — 271 с.
  • В чистом поле… : повести и рассказы / Е. И. Носов — М. :Известия, 1980 — 622 с. // Красное вино победы — стр. 191—220
  • Красное вино победы — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1981 — 278 с.
  • Избранные произведения: в 2 т. / Е. И. Носов. — М.: Советская Россия, 1983 // Красное вино победы — Том 2
  • Красное вино Победы. Шопен, соната номер два / Иллюстрация на обложке В. Комарова. — М.: Современник, 1984 — 80 с. (тираж: 1200000 экз.)
  • Избранные произведения: в 2. т. / Е. И. Носов. — М.: Художественная литература, 1989 // Красное вино победы — Том 2
  • Красное вино победы: рассказы / Е. И. Носов. — М.: Русская книга, 1992 — 286 с. // Красное вино победы. — стр. 183—211
  • Избранное: рассказы / Е. И. Носов. — М.: Детская литература, 2004 — 344 с. // Красное вино победы — стр. 185—219
  • Собрание сочинений: в 5 т. / Е. И. Носов. — М. : Русский путь, 2005 // Красное вино победы — Том 4 — стр. 227—250

Сочинение на тему «Книга о войне» (Е. И. Носов «Красное вино победы»)

     О Великой Отечественной войне написано огромное множество произведений. И это оправданно, ведь «война народная» коснулась без исключения абсолютно всех и вся в нашей стране. Об этом как раз очень живо и ярко написал советский писатель Евгений Иванович Носов, сам побывавший на фронте, в одном из своих рассказов «Красное вино победы».     Повествование начинается с момента, когда главного героя-рассказчика вместе с такими же, как он, ранеными везут с линии фронта в госпиталь. Одновременно с этим мы узнаем, что уже февраль 1945 года, а значит, скоро будет победа. Но ведь герои произведения пока ещё не наверняка знают об этом. Рассказчик с крайней реалистичностью описывает госпиталь, в который их поместили, а главное, их состояние: после сырости, серости и ужаса войны, «после всего, что там было, эта госпитальная белизна и тишина показались нам чем-то неправдоподобным», – так точно характеризует автор настроение раненых.     Но постепенно они обвыкаются, им приедается этот белый цвет и уже давит на них своей постоянностью. Они понимают, что там, за окнами, кипит жизнь, шагает весна, а им приходится, как взаперти, находиться в палате. В это душевно тоскливое время автор уводит нас в глубь недавнего прошлого, показывая картину хирургического операционного «конвейера» на самом фронте. Пред нами предстаёт очень точная картина потока раненых солдат и изнурённого, но решительно выполняющего клятву Гиппократа военного хирурга. Мы буквально чувствуем эту напряжённость, сосредоточенность и безысходность врача и вереницы покалеченных. Но что делать, этот труд и эта мука должны продолжаться «с механической однотонностью», иначе драгоценные человеческие жизни будут потеряны.      По ходу повествования мы знакомимся с теми ранеными, кто ещё остался в живых. И осознаём вместе с рассказчиком, что у каждого из них вроде бы простая жизнь и работёнка, но всё же уникальная и горькая судьба. Саша Селиванов, Бородухов, Бугаев, Саенко, Копешкин, молдаванин Михай – у всех этих подбитых войною ребят своя любимая малая родина, свои истории, но есть то единое, что связывает их: грохочущая линия фронта в памяти, физическая и душевная боль и безграничная надежда.      А ещё, несмотря на все свои увечья, бывшие фронтовики таят в себе азарт борьбы, за которой целыми днями следят с помощью радио. Они хотят туда, к товарищам, чтобы своими глазами увидеть падение ненавистного врага. Хотят все, кроме, пожалуй, бедного Копешкина. Он справлял «на войне свою нехитрую крестьянскую работу», не навоевал ни одной медали, но получил от немца сполна: у него «были перебиты обе руки, повреждены шейные позвонки, имелись и еще какие-то увечья». Его дни были сочтены… Единственной отрадой для него становится письмо из дома и маленький набросок его родного края, сделанный наугад автором.     «Рухнул, капитулировал наконец и сам Берлин!» Ликованию и душераздирающему счастью не было предела. Раненым подали добротный обед и по стакану красного вина, вина в честь Победы. «…Рубиново-красные, наполненные до краев стаканы воспринимались в нашей бесцветно-белой палате как нечто небывало-торжественное, обещали какое-то таинство», – говорит рассказчик. И он совершенно прав. Это вино будто бы было призвано, как кровью, смыть всё то ужасное, что осталось позади, и вместе с тем оставить память, как осталось красное пятно на белой подушке Копешкина…     Этот небольшой рассказ заключает в себе целый роман, он открывает почти все стороны военной жизни, падения и переживания, чаяния и надежды. Он – горькая и сладкая печать в сознании о той Великой войне.

Первая книга

«Утопия» Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, начинается со своеобразного вступления. Томас Мор пишет письмо своему другу Петру Эгидию, в котором просит прочесть свое произведение и подсказать ему, не упущены ли какие-то важные детали.

Повествование ведется от имени самого автора. Он приезжает во Фландрию в качестве посла, чтобы встретится с Петром. Там он знакомится с опытным мореплавателем Рафаилом, который только что вернулся из очередного путешествия.

Рафаил знает множество обычаев и законов, которые существуют в других странах. Рассказывает о тех, которые, по его мнению, можно было бы применить в европейском государстве. Петр советует мореплавателю применить свои знания, устроившись к государю советником. Но Рафаил категорически против. Он считает, что цари слишком много внимания уделяют военному делу, стремясь приобрести новые земли, вместо того, чтобы заботиться об уже имеющихся.

При этом те советники, которые у них есть, как правило, поддерживают владыку, чтобы не уронить свое имя и не впасть в немилость. Рафаил же категорически осуждает войну, считая ее абсолютно бессмысленной. Его возмущает, что убийство и мелкое воровство наказывают одинаково — человека могут отправить на эшафот. При этом толстосумы блаженствуют в роскоши, а обычные люди много работая, нищенствуют, а это способствует развитию преступности.

Основа

В основе рассказа лежит реальный случай. Автор в интервью указал, что рассказ полностью автобиографичный:

8 января 1945 года ефрейтор Евгений Носов действительно был тяжело ранен и Победу встретил в госпитале в Серпухове.

Описание последнего боя содержится в наградном листе на Орден Отечественной войны II степени на Е. И. Носова — ефрейтора, орудийного номера 1969 истребительного противотанкового артполка 44-ой отдельной истребительной противотанковой артбиргады РГК 3-й армии Белорусского фронта:

В рассказе главный герой также получает ранение в бою при январском прорыве восточнопрусских укреплений в бою с «Фердинандом»:

Трагические подробности того последнего боя известны со слов Виктора Астафьева, которому автор как другу в личной беседе рассказал о нём:

Рабство в Утопии

В тоже время на острове существует рабство. В него обращают жителей острова, совершивших какие-либо позорные деяния, либо приговоренных к казни представителей других народов, оказавшихся в Утопии. Один из основных принципов состоит в том, что труд рабов приносит больше пользы, чем их казнь.

Тяжелобольные граждане редко решаются на самоубийства, потому что жизнь для них — основное удовольствие. Такой поступок здесь все считают большим грехом. Строго карается и супружеская измена.

Утопийцы хоть и копят деньги на возможную войну, но сами любое вооруженное противостояние считают недопустимым зверством. Для победы во внешних делах предпочитают использовать дипломатию и хитрость, часто подкупают приближенных государя-противника. Только когда эти методы не оказываются действенными, они решаются на военные сражения.

Войну Утопия ведет с помощью иноземных солдат, которым щедро платят. Собственные граждане назначаются на руководящие должности в армии. При этом Утопия готова не только защищаться на международной арене. Страна оставляет за собой право вступиться за угнетаемые народы, но только в том случае, если сражения будут происходить на чужих землях.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий