Крапивин владислав — ковер-самолет

Содержание

Краткое содержание Крапивин Мальчик со шпагой читать

История начинается на маленькой железнодорожной станции, куда приходит юный герой. Мальчик Серёжа Каховский совсем один, но все замечают, какой он воспитанный и вежливый. Там он находит себе друга – бездомного лохматого пса. Оказывается, что мальчик сбежал из лагеря из-за насмешек остальных детей за его веру в высокие идеалы. Теперь за ним практически погоня в лице «физ-рука» и его приспешников. Но спас беглеца новый друг – пёс. Журналист, случайно оказавшийся рядом, вдруг узнаёт в человеке, который угрожал Серёже, мошенника. Приходится даже вызывать вызывает милицию. Мошенник пытается мстить… Разворачивается целая детективная история, и это только начало.

У Серёжи уже давно умерла мама, но ребенок не отчаялся, наоборот, стал остро воспринимать несправедливости и помогать другим. Конечно, не обходится без первой влюбленности, первых друзей и врагов. Серёжа поступает в новый клуб для детей, осваивает фехтование, защищает слабых. У клуба строгий устав, там учат быть смелыми и благородными. Случаются и духовные прорывы, и предательства. Не однажды приходится бороться с хулиганами, даже с рецидивистами, Каховский даже попадает на страницы газет. Только печально, что в детские игры включаются и взрослые. Например, мама обиженного за дело мальчика, работая в домоуправлении, мстит клубу, строит козни. В итоге интриг вожатый оставляет клуб, меняет его на больший. Ошарашенный Серёжа из принципа надевает форму клуба в школу, чтобы показать – друзья не бросят флаг отряда. И, конечно, друг друга.

В финале герой заслуженно наслаждается морем, но вот только неожиданный звонок вырывает его с отдыха. Нужно срочно ехать домой, чтобы помочь возрожденному отряду. И Сергей Каховский не жалеет о море, об отдыхе, ни о чём – ради друзей

Оцените произведение:

  • 4.15

Голосов: 256

Читать краткое содержание Мальчик со шпагой. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Крапивин. Краткие содержания произведений

  • Брат которому семь
  • Валькины друзья и паруса
  • Дети синего фламинго
  • Журавлёнок и молнии
  • Звезды под дождем
  • Ковер самолет
  • Колыбельная для брата
  • Мальчик со шпагой
  • Мушкетер и фея
  • Оруженосец Кашка
  • Та сторона, где ветер

Продолжение подробного описания деталей шедевра

Когда школьникам, ученикам 5-6 классов, зададут написать работу на тему «Васнецов, «Ковер-самолет», сочинение можно начать с рассказа о писателе и продолжить описанием деталей картины. Говоря о ковре, нужно указать, что роль его двух крыльев выполняют углы ткацкого изделия. По диагонали, почти на одинаковом расстоянии от них, полотно слегка выгнулось наверх. Эта часть похожа на спину птицы. Ее можно легко представить под ковром. Именно форму большой птицы имеют очертания ковра.

На нем стоит герой сказки. Он выполнил поручение царя – добыл в дальних краях чудесную Жар-птицу. Юноша посадил ее в клетку, чтобы довезти до места назначения.

Три совы, изображенные в левой части полотна, еще шире открыли от удивления свои и так большие глаза. Ведь далеко не каждый день им удается увидеть в небе человека, летящего на ковре. Всё это очень достоверно смог передать Васнецов.

Ковер-самолет — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Ковер-самолет», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Навигация

Краткая биография художника

Виктор Михайлович Васнецов появился на свет в селе Лопьял, которое находилось в Вятской губернии Российской империи. Это событие, значимое не только для его семьи, но и для многих будущих поклонников творчества мастера, произошло 15 мая 1848 года.

Отец мальчика был церковным священником. Окончив сначала Вятское духовное училище, затем духовную семинарию, юноша уехал поступать в Академию художеств Санкт-Петербурга. Он начал выставлять свои работы, будучи еще студентом, с 1869 года. В 1878 году Васнецов стал членом Товарищества передвижников, посетил Францию, Италию. В 1893 году он стал действительным членом Академии Художеств.

Одна из первых работ, которой ознаменовал свой переход к народной сказочной тематике Васнецов – картина «Ковер-самолет».

Глава четвертая

Мы постелили ковер у себя на вышке между топчанами. Затем испугались: а вдруг он больше не станет летать? Сели и попробовали подняться к потолку.

Поднялись! Ура!

Тетя Валя стучала в потолок:

– Воины! Обед остывает!

Увидев нас, она ахнула, велела набрать воды в корыто и отмывать друг друга. Мы безропотно подчинились.

За столом в этот раз мы вели себя так примерно, что тетя Валя заволновалась: может быть, мы в пыли наглотались микробов и скоропостижно заболели? Потрогала наши лбы, успокоилась и велела после обеда отправляться на рынок за картошкой. Это было самое нелюбимое дело – тащить через весь город, по жаре тяжелую корзину. Однако мы с радостью ухватились за него.

Лишь бы скорее бежало время!

Лишь бы скорее пришла ночь!

Только ночью ковер-самолет можно испытать как следует. А если днем – представляете, какой шум поднимется в городе!

Конечно, мы не ждали полной темноты. В середине лета ночи у нас серебристые, словно в воздухе рассеяна алюминиевая пыль. Иногда можно даже книжку читать, особенно если буквы крупные. Однако ночью пустеют улицы и меньше риска, что нас увидят.

Мы принесли картошку. Послонялись по двору. Потом испугались: не потерял ли ковер свою волшебную силу? Побежали на вышку – проверять. Ковер добросовестно поднял нас к потолку. Мы опять слегка обалдели и на цыпочках спустились по лестнице.

Сели играть в шахматы. Не игралось.

Пошли в соседний переулок, где ребята играли в футбол. Но наши ноги нас не слушались, и через пять минут девятиклассник Клим, мой сосед, перевел нас в запасные.

Мы пошли на реку, искупались. Но и в этом не было сегодня большой радости.

Да что такое случилось с временем?! Застряло оно, что ли? Просто издевательство какое-то!

Мы улеглись в постели еще до захода солнца и этим снова напугали тетю Валю. Она опять принялась щупать наши лбы. Пришлось сочинить, что мы очень устали, играя в футбол. Тетя Валя покачала головой и ушла.

– Как же все-таки он устроен? – шепотом сказал Виталька.

Он уже тысячный раз об этом спрашивал. И я, по правде сказать, рассердился:

– Как да как! Самое главное, что летает!

Виталька не обратил внимания на мою сердитость.

– Нам всю жизнь объясняли, что сказка – это сказка. Значит, ковер-самолет – не сказка?

– Нет, сказка. Только по правде, – возразил я.

– А может, это такой аппарат? Помнишь, в книжке “Тайна желтой звезды”? У ихних жителей такие летательные аппараты были, мыслями управлялись. Мыслелеты! У них эта была изобретена… как ее… ну, против тяжести!

– Антигравитация, – вспомнил я мудреное слово. – Ну так это же на той планете! А у нас откуда?

– Может быть, когда-то космонавты с другой звезды прилетели и позабыли. Давным-давно…

Я свесил голову с топчана и посмотрел на ковер.

Коричнево-серый узор. Края потерты. Вон даже суровые нитки изнанки просвечивают через вытершийся ворс. Обыкновенные нитки. Обыкновенный ковер…

– Знаешь, Виталька, не городи чушь. Если бы это было с другой планеты, то уж получше что-нибудь. Думаешь, там дураки? Они бы сиденья сделали, иллюминаторы, кабину…

– А может, им это не надо. Может, на той планете вообще сидений нет!

– Ну ладно. А где установка, чтобы антигравитацию делать? Из шерсти, что ли, она вырабатывается?

– Вот это и есть загадка, – хмуро сказал Виталька. – Это что-то новое для науки… А раз новое, значит, мы должны ученым сообщить. В Академию наук. Чтобы они изучили и разгадали.

Это мне и в голову не приходило! Но Виталька прав: надо писать в Академию

Иначе получится, что мы скрыли важное научное открытие

– Только тогда уж нам коврика не видать. Заберут, – печально сказал я.

Виталька вздохнул.

– А может быть, никакой тут науки и нет? – неуверенно спросил я. – Обыкновенный сказочный ковер-самолет.

Первая 

Назад 

9/46

Вперед 

Последняя 

Сказка по картине Васнецова «Ковер-самолет»

Задание в учебнике по Русской словесности, 5 класс: Попробуйте сочинить сказку по картине В,М, Васнецова «Ковер-самолет». Используйте повествование.  Примените в тексте те способы связи предложений, о которых вы узнали.

Вступление

Художник Виктор Михайлович Васнецов написал много картин к русским сказкам. На его картине «Ковер-самолет» мы видим двух молодых людей, летящих на ковре-самолете. Под ними простирается русская равнина — широкая река, окруженная густым лесом. 

Сказка по картине Васнецова «Ковер-самолет»

Жил был Иван-царевич.  И захотелось ему жениться на Елене Прекрасной. Отправился он в соседнее царство-государство за своей невестой. Шел, шел, да устал и прилег отдохнуть. Достал Иван-царевич узелок с хлебом. Да только хотел поесть, как вдруг появилась серенькая мышка и просит его человеческим голосом: «Иван-царевич, дай мне твоего хлеба, а я тебе службу сослужу.» Отломил Иван-царевич мышке добрый кусок хлеба, съела его мышка и спрашивает: «А куда ты путь держишь?». «Иду за невестой, Еленой Прекрасной», — отвечает добрый молодец. Говорит тогда ему мышка: «Возьми меня с собой, я тебе помогу!».

Посадил Иван-царевич мышку к себе в карман и отправился дальше.  Долго ли, коротко ли, пришел Иван царевич в царство Елены Прекрасной. Видит, что народ в городе печален, повсюду черные полотна развешены. Стал Иван-царевич расспрашивать простой люд, почему в их стране траур. Отвечали они, что злой хан захватил их государство и заточил Елену Прекрасную в высокую башню. А на башню ту не забраться: нет в ней ни дверей, ни лестниц, только одно маленькое окошко на самом верху.

Опечалился Иван-Царевич, не знает, что делать.  Тут мышка ему и говорит: «Не печалься, Иван-царевич, я тебе помогу. Ступай в крайнюю избушку, там ты найдешь седого старика, попросись к нему на службу. А когда он спросит, чем тебе заплатить за службу, то попроси у него ковер, что на стенке висит.»

Иван-царевич так и сделал. Пошел он к седому старику, принял его старик и в первый день велел свиней пасти. Справился Иван с работой. Во второй день старик велел его конюшню почистить. Не посмотрел Иван-царевич на то, что он царский сын, закатал рукава и убрал навоз. На третий день старик приказал ему вскопать поле и засеять его пшеницей. Трудно было Ивану-царевичу, но все же справился он и с этим заданием.

Тут ему старик и сказывает: «Понравился ты мне, добрый молодец. Хочу наградить  тебя за твою работу. Проси, чего ты хочешь.» Вспомнил Иван-царевич слова мышки и отвечает старику: «Дай мне, дедушка, за мою работу тот ковер, что у тебя на стене висит.» 

Отдал старик Ивану-царевичу ковер. А тут и мышка со своим советом подоспела: «Садись, Иван-царевич, на ковер, — говорит, — он волшебный». Сел добрый молодец на ковер и вспомнил свою невесту Елену Прекрасную. Как только он о ней подумал, подхватил его ковер и понес прямо к высокой башне, где царевна томилась. 

Летит Иван-царевич, под ним — дома да поля. Вот уже и башня видна. Смотрит Иван-царевич, сидит у окна Елена Прекрасная, да свою косу заплетает. Подлетел царевич к окошку, схватил Елену Прекрасную и посадил с собой рядом. Обрадовалась девица, прижалась к царевичу. 

Полетели они над полями, над лесами, над городами и деревнями. Летят, а под ними туманы расстилаются. Летят, а над ними зори алеют, месяц и звезды светят. Летят, а рядом с ними птицы небесные кружатся.

Вскоре добрались молодые до места. Тут и свадьбу сыграли. И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

См. Русская словесность, 5 класс, Альбеткова, ответы к учебнику

Продолжение краткого описания

Ковер взмыл даже выше птиц, видно, как совы с удивлением смотрят на странное средство передвижения.

На заднем плане художник изобразил бескрайние русские просторы. В легком предрассветном тумане сливается река, поле с безбрежным небом. Для создания настроения ожидания чуда подобрал очень верные краски Виктор Михайлович Васнецов. Картина «Ковер-самолет» создает у зрителя благодушное настроение. Здесь нет раздражающих пятен, все оттенки и цвета очень гармонично сочетаются друг с другом. Созерцание этого полотна способствует успокоению, пробуждению мечтаний и погружению в мир грез.

Продолжение подробного описания деталей шедевра

Когда школьникам, ученикам 5-6 классов, зададут написать работу на тему «Васнецов, «Ковер-самолет», сочинение можно начать с рассказа о писателе и продолжить описанием деталей картины. Говоря о ковре, нужно указать, что роль его двух крыльев выполняют углы ткацкого изделия. По диагонали, почти на одинаковом расстоянии от них, полотно слегка выгнулось наверх. Эта часть похожа на спину птицы. Ее можно легко представить под ковром. Именно форму большой птицы имеют очертания ковра.

На нем стоит герой сказки. Он выполнил поручение царя – добыл в дальних краях чудесную Жар-птицу. Юноша посадил ее в клетку, чтобы довезти до места назначения.

Три совы, изображенные в левой части полотна, еще шире открыли от удивления свои и так большие глаза. Ведь далеко не каждый день им удается увидеть в небе человека, летящего на ковре. Всё это очень достоверно смог передать Васнецов.

Популярные сочинения

  • Нет уз святее товарищества (по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба) сочинение Речь Тараса Бульбы не только показывает взаимоотношения в Запорожской Сечи, но и проникнута патриотизмом, не навязанным извне, но выработанным стихийно.
  • Сочинение Характеристика Судьбинского в романе Обломов Волкова, Судьбинского, Алексеева и Тарантьева можно назвать посетителями имения Обломова, который является главным героем в данном замечательном произведении. Стоит сказать о том, что благодаря тому, что автор хотел показать
  • Сочинение Уважай мысли и чувства братьев своих На склоне горы Иисус Христос произнес своим ученикам и собравшейся толпе людей проповедь. Ее назвали Нагорной, а гору, на которой она была произнесена «Гора Блаженства»

Продолжение подробного описания деталей шедевра

Когда школьникам, ученикам 5-6 классов, зададут написать работу на тему «Васнецов, «Ковер-самолет», сочинение можно начать с рассказа о писателе и продолжить описанием деталей картины. Говоря о ковре, нужно указать, что роль его двух крыльев выполняют углы ткацкого изделия. По диагонали, почти на одинаковом расстоянии от них, полотно слегка выгнулось наверх. Эта часть похожа на спину птицы. Ее можно легко представить под ковром. Именно форму большой птицы имеют очертания ковра.

На нем стоит герой сказки. Он выполнил поручение царя — добыл в дальних краях чудесную Жар-птицу. Юноша посадил ее в клетку, чтобы довезти до места назначения.

Три совы, изображенные в левой части полотна, еще шире открыли от удивления свои и так большие глаза. Ведь далеко не каждый день им удается увидеть в небе человека, летящего на ковре. Всё это очень достоверно смог передать Васнецов.

Подробное описание деталей шедевра – начало

Теперь фамилия художника и его творение для многих стали почти синонимами, достаточно произнести: «Васнецов – картина «Ковер-самолет», — описание картины и образ ее создателя сразу же всплывут в памяти. Это поможет лучше запомнить автора и развить ассоциативное мышление

Чтобы полотно надолго осталось в памяти, необходимо уделить внимание его мельчайшим деталям

Небо изображено белой и местами розовой краской. Отблески солнца передает желтая. Она отражается и в реке, простирающейся внизу. Высь спокойна, именно эти оттенки помогли это увидеть. На таком фоне прекрасно смотрятся главные герои полотна.

История создания полотна

Кто знает, увидела бы картина, ставшая впоследствии столь знаменитой, свет, если бы не Савва Иванович Мамонов – меценат и крупный промышленник. Именно он заказал Васнецову картину на данную тематику, сказав, что нужно нарисовать 3 полотна, которыми нужно было украсить кабинет правления строящейся тогда Донецкой железной дороги. Но сначала он поговорил с Виктором Михайловичем и узнал, что бы тому хотелось изобразить на холсте. Нужно сказать, что Мамонтов всячески способствовал продвижению и объединению талантливых людей, он дал возможность и Васнецову переложить свои творческие желания на полотно.

Как и следовало ожидать, правление не согласилось повесить в своем кабинете картины на такую тематику, но труд Васнецова не пропал даром – его полотно, как и второе, купил сам Мамонтов, а третье приобрел брат мецената.

Сказка осталась с Васнецовым до последних дней

«Витязь на распутье» — это полотно Васнецова можно считать автопортретом. В то время он как будто действительно стоял на распутье своего творческого пути. Картина была написана за несколько лет до того, как появилась картина «Ковер-самолет» Васнецова. И теперь до конца дней Виктор Михайлович будет работать, погруженный в мир сказок, былин и легенд.

В усадьбе Мамонтовых появится его «Избушка на курьих ножках». А когда Павел Михайлович Третьяков собрался построить новое здание для своего разросшегося собрания, он обратился к Виктору Михайловичу, и по его рисункам был возведен этот дом искусств с фасадом и отделкой в старорусском стиле. А затем и себе Васнецов построил деревянный, с крутой теремной кровлей, дом-сказку, в котором провел последние тридцать лет жизни. Здесь все было в русском стиле: печь с изразцами, дубовый стол, крепкие табуреты и картины на стенах.

Об авторе

Владислав Петрович Крапивин появился на свет в Тюмени. У него была педагогическая семья, он и сам желал стать педагогом, но со временем осознал, что это он желает большего, а именно пойти в творческом направлении. Когда он окончил школу, то смог поступить Свердловский университет.

Когда он был совсем молод, а ему было именно 25 он стал писать свои первые произведения, что было отмечено обществом и критиками, ведь в столь молодом возрасте не каждый юноша, жаждущий создавать творения способен делать это качественно. Также он создал детский отряд каравелла, для детей, которые также мечтают жить творческой жизнью.

Его основным направлением является детская литература, но, когда ему все же задавали вопрос, почему же детская литература, когда в мире есть столько других видов. Его ответ удивлял, он отвечал, все в его окружении, кто был ребенком, мечтал наконец повзрослеть, но мечта писателя была не такая он хотел, как можно дольше продлить свое детство и оставаться как можно дольше ребенком. Он был лишен детства, из-за безжалостной войны которая проходила в те года и лишила многих не только детства, но и жизни.

Все его книги объединены, тем что они все разных возрастов, но тем не менее, страши слушают младших, любят и дружат с ними. Но его произведения, не утрачивают некой реальности, они полностью описывают как выглядит реальная действительность, он описывает стычки с хулиганами, общение со взрослыми людьми, возможно некие споры.

Несмотря на то что годы шли, писатель остался верен своим начальным принципам. Он решил, что добро всегда победит зло, в его строках есть справедливость и тем не менее, он знает, что в его книгах есть и предательство, есть злость и даже смерть. Несмотря на свою огромную известность, он очень мало известен и исследован в серьезной критике.

Краткая биография художника

Виктор Михайлович Васнецов появился на свет в селе Лопьял, которое находилось в Российской империи. Это событие, значимое не только для его семьи, но и для многих будущих поклонников творчества мастера, произошло 15 мая 1848 года.

Отец мальчика был церковным священником. Окончив сначала Вятское духовное училище, затем духовную семинарию, юноша уехал поступать в Академию художеств Санкт-Петербурга. Он начал выставлять свои работы, будучи еще студентом, с 1869 года. В 1878 году Васнецов стал членом Товарищества передвижников, посетил Францию, Италию. В 1893 году он стал действительным членом Академии Художеств.

Одна из первых работ, которой ознаменовал свой переход к народной сказочной тематике Васнецов — картина «Ковер-самолет».

Картина «Ковер-самолет», сочинение

Свою творческую работу по литературе ученики могут также начать с описания самого полотна, его деталей. Если преподавательница предложит придумать собственный сюжет на эту сказочную тему, вы можете написать следующее. В одном городе жил умный юноша по имени Иван. Когда он вырос, пошел учиться, затем работать.

Как-то парень увидел через стены ограды принцессу и решил на ней жениться. Но отец девушки придумал для жениха различные испытания. Со всеми справился отважный Иван, после одного из них добыл ковёр-самолет. Последним заданием было привезти птицу. И это оказалось юноше по плечу. Теперь он летит навстречу своей мечте и его просветленное лицо освещает яркий блеск, исходящий от волшебного создания в клетке.

Подробное описание деталей шедевра – начало

Теперь фамилия художника и его творение для многих стали почти синонимами, достаточно произнести: «Васнецов – картина «Ковер-самолет», — описание картины и образ ее создателя сразу же всплывут в памяти. Это поможет лучше запомнить автора и развить ассоциативное мышление

Чтобы полотно надолго осталось в памяти, необходимо уделить внимание его мельчайшим деталям

Небо изображено белой и местами розовой краской. Отблески солнца передает желтая. Она отражается и в реке, простирающейся внизу. Высь спокойна, именно эти оттенки помогли это увидеть. На таком фоне прекрасно смотрятся главные герои полотна.

История создания

Замысел картины появился в связи с заказом, который сделал известный российский меценат Савва Иванович Мамонтов. Требовалось написать три полотна для оформления помещения компании, строящей железные дороги. По мнению автора, картина должна была символизировать напор, движение, скорость в традиционном русском стиле. Картина с Иваном-Царевичем на ковре-самолете хорошо выражала идею живописца.

Но сюжет не нашёл понимания у представителей правления железной дороги. Они посчитали, что сказочная тематика не гармонирует с реальными целями и задачами, которые компания призвана решать. Работу не приняли, и тогда Савва Мамонтов сам выкупил её. Сейчас картина представлена в экспозиции Нижегородского Государственного художественного музея и по праву считается шедевром русского изобразительного искусства.

Можно отметить в творчестве Васнецова 5 картин, написанных по мотивам русских сказок:

  1. «Иван-Царевич на Сером Волке».
  2. «Алёнушка».
  3. «Богатыри».
  4. «Песнь радости и печали».
  5. «Кощей Бессмертный».

Васнецов, картина «Ковер-самолет». Краткое описание картины

На своем творении художник запечатлел мечту людей о полётах. В те времена еще не были изобретены самолеты, но многие хотели взмыть в небо, на высоту птичьего полета.

Для этого ещё в древние времена люди делали крылья, затем дельтапланы, воздушные шары. Была отражена эта мечта и в старинных народных сказках, в которых герои могут вот так передвигаться, как это и показал Виктор Васнецов.

Картина «Ковер-самолет» многоплановая. В ее центре мы видим ковер, который расправил свои углы-крылья, будто птица. На нем уверенно стоит красиво одетый герой сказки. Он придерживает одной рукой клетку, в которой находится Жар-птица.

Описание картины

Живописное произведение «Ковёр-самолёт» создано на основе русских сказок про Ивана-Царевича, младшего сына, который, благодаря своей смекалке и умелости, выполняет непосильные задачи, выходит победителем из всевозможных сражений и уничтожает силы зла. В этот раз он отправился за Жар-птицей, которая склевала золотые яблоки на любимой яблоне царя.

На полотне изображён добрый молодец в богатом зелёном кафтане, с саблей на поясе и в шапке с золочёным ве́рхом. Он весь устремлён вперёд, полы кафтана раздуваются ветром, лицо уверенное и взгляд твёрдый. Рукой он придерживает клетку, сияние которой ослепительно даже на фоне светлого неба. В клетке Жар-птица. Золотое оперение и корона только слегка проступают на фоне общего блеска.

Вся эта композиция размещена на ковре, которому ветер придал профиль летящей птицы. Летит ковёр над реками, доли́нами, мелькают внизу деревья и кустарники. Три совы летят впереди как почётный эскорт. Ярким пятном на фоне расцвеченного розоватыми красками предзакатного неба распластался ковёр. Месяц выглянул из-за облаков и подсветил края тучек. Природа волнуется, Иван-Царевич возвращается домой с победой.

Очень интересно показан взгляд вниз из-под облаков. Художник, вероятно, не имел возможности посмотреть на землю в таком ракурсе. Для этого нужно было бы подняться на воздушном шаре или забраться высоко в горы. Отсутствие опыта не помешало живописцу создать на полотне ощущение полёта, как будто туман, поднимающийся с земли, поддерживает и несёт на себе ковёр с драгоценной ношей.

Цветовая гамма полотна построена на резких контрастах. Яркое золотое пятно в центре картины — клетка с Жар-птицей. От неё исходят лучи, которые расходятся желтоватыми тонами по вечернему небу. Ковёр и сам Иван-Царевич резко выделяются на светлом фоне. Тона тёмные, резкие, никаких переходов и полутонов.

Васнецов был очень разноплановый художник. Мастер оставил после себя большое количество живописных работ, гравюр, театральных декораций, архитектурных проектов, книжных иллюстраций. Множество репродукций с картин живописца даёт возможность значительному количеству людей ознакомиться с творчеством художника.

История создания полотна

Кто знает, увидела бы картина, ставшая впоследствии столь знаменитой, свет, если бы не Савва Иванович Мамонов – меценат и крупный промышленник. Именно он заказал Васнецову картину на данную тематику, сказав, что нужно нарисовать 3 полотна, которыми нужно было украсить кабинет правления строящейся тогда Донецкой железной дороги. Но сначала он поговорил с Виктором Михайловичем и узнал, что бы тому хотелось изобразить на холсте. Нужно сказать, что Мамонтов всячески способствовал продвижению и объединению талантливых людей, он дал возможность и Васнецову переложить свои творческие желания на полотно.

Как и следовало ожидать, правление не согласилось повесить в своем кабинете картины на такую тематику, но труд Васнецова не пропал даром – его полотно, как и второе, купил сам Мамонтов, а третье приобрел брат мецената.

Автор Владислав Крапивин

Владислав Крапивин

Ковер-самолет

Моему маленькому

барабанщику Павлику

* * *

Иногда среди ночи я просыпаюсь от прилива радости. Я смотрю на темный потолок и стараюсь вспомнить: что же было?

Ну конечно! Только что рядом со мной смеялся Виталька. Не тот худой высокий дядька Виталий Андреевич, который недавно приезжал ко мне в гости, а настоящий Виталька – белобрысый, давно не стриженный мальчишка в голубой майке, с облезшей от загара кожей на плечах и расцарапанными острыми локтями.

Мы только что, свесив ноги с ковра, летели вдвоем над знакомыми улицами. Теплый ветер будто мохнатыми мягкими крыльями бил нас по ногам, а в спину горячо светило утреннее солнце. Внизу проплывали темно-зеленые груды тополей, коричневые железные крыши и серебристый купол городского цирка. Навстречу нам, возвышаясь посреди редких желтых облаков, двигалась белая колокольня, похожая на крепостную башню. В сквозных оконных проемах верхнего яруса темнели уцелевшие с давних времен колокола. Выпуклую крышу устилали ржавые железные квадратики. Кое-где они отстали и топорщились, будто крыша взъерошилась от ветра.

Мы с Виталькой сидели, обняв друг друга за плечи, и хохотали. Смешно было, как взъерошилась крыша. Смешно было, какие маленькие, игрушечные внизу на реке баржи и катера. Смешно, как у Витальки с ноги слетел старый брезентовый полуботинок. Он был стоптанный, с протертой на месте большого пальца дыркой, и мы не стали его догонять. Башмак упал на цирковой купол и поехал с него, словно санки с горы. Потом прыгнул с карниза, как с трамплина, и нырнул в тополиную гущу.

– Бросай второй! – крикнул я, потому что зачем он, один башмак.

Но Виталька помотал головой. Он достал из кармана катушку ниток и привязал к полуботинку.

– На буксир!

Мы круто снизились к реке, будто с горы съехали, и полетели над самой водой. Так низко, что ноги окунулись и вокруг них вздыбились фонтаны с брызгами и пеной. Виталька отпустил полуботинок, и он запрыгал позади нас, как на буксире. Вот потеха!

– Как на подводных крыльях! – закричал я и от хохота повалился на спину, махая мокрыми ногами.

Нитка оборвалась, и башмак поплыл сам по себе. Потом его выудит вместо пескаря какой-нибудь незадачливый рыбак.

. Вот смешно будет!

Мы пролетели под старым деревянным мостом, который поскрипывал от тяжести грузовиков, и стали подниматься к заросшему откосу, где белели старинные стены и башни.

Воспоминание тускнеет, уходит, но радость не кончается. Я лежу и улыбаюсь в темноте. Потому что все равно это было. Пусть не сейчас, но было!

Понимаете, было!

Глава первая

Детство я провел в северном городке на берегу большой реки. Городок был деревянный, с дощатыми тротуарами вдоль тесовых заборов, с хитрыми узорами на древних, покосившихся воротах. За воротами скрывались просторные дворы. Они зарастали мягкой травой и одуванчиками, а по краям – непролазным репейником и крапивой. Во дворах стояли сараи и возвышались длинные поленницы сосновых и березовых дров. От поленниц пахло лесной чащей и грибами.

Здесь было такое раздолье для игр! Даже для футбола хватало места, если только никто не развешивал на веревках белье.

Конечно, были в городе и новые кварталы – крупноблочные пятиэтажные дома, будто сложенные из цветных кубиков. Встречались старинные кирпичные здания – с колоннами и узорными балконами. Но главным образом на улицах стояли одноэтажные и двухэтажные деревянные дома. Были они, впрочем, совсем не деревенские – большие, с окнами двухметровой высоты.

Улицы выходили к речному обрыву. На обрыве поднимался каменный монастырь, построенный по приказу царя Петра. Это был не просто монастырь, а крепость – с высокими стенами, с башнями, у которых темнели узкие прорези бойниц.

Над стенами и башнями, над церковными куполами возносилась белая колокольня с черными круглыми часами. Часы были громадные – метра три в диаметре. Жаль только, что они стояли.

Остановились они давным-давно, в девятнадцатом году, когда был бой между красными и белыми. Говорят, что на верхнем ярусе колокольни засел белогвардейский пулеметчик и держал под обстрелом полгорода. Никак его не могли выбить …

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий