Юрий коваль — алый

Знакомство

Приехал служить на границу веселый и румяный паренек. Спросил у него командир, как его фамилия, тот ответил, что Кошкин, “елки-палки”. Сказал ему капитан, что елки тут совершенно ни при чем, а вот собаки — да. И поехал молодой боец в школу собачьих инструкторов. Дали ему щенка, наказали придумать имя на букву “А” и сделать из него настоящую собаку. «Почему именно на эту букву?», — думал Кошкин. Ему объяснили, что так легче будет узнать год рождения собаки.

Принес Кошкин щенка в казарму, где тот первым делом “устроил” лужу, за что хозяин сразу потыкал его в нее носом, а потом призадумался: как же назвать собачку? Долго он перебирал слова на “А”, да и не только на эту букву. От любопытства щенок высунул язык, и тут бойца осенило: Алый!

Стал Кошкин Алого учить, кинет палку и кричит: “Апорт!” Щенок и не думает бегать за ней, с чего бы? Другое дело, если бы колбаса или кость. Словом, он был лентяй.

Часть 1

На звероферме «Мшага» за песцами обычно ухаживала Прасковьюшка. Перед праздниками директор зверофермы, Пётр Ерофеич Некрасов, лишил её премии. Это оказалось настоящим ударом для работницы — у неё уже были свои планы на премию, ей хотелось помочь сестре с тремя детьми. Весь день она ходила потерянная и, покормив зверей, за двумя забыла запереть клетку. Когда наставало время обеда, по звероферме разносился металлический звон. Это песцы начинали «играть на тарелочках» — крутить свои миски-пойлушки. В это время Прасковьюшка-то и обнаружила пропажу двух песцов: Наполеона Третьего, с очень ценным мехом платинового цвета, и голубого песца под номером 116. Узнав о случившемся, Некрасов был в ярости — побег редкого песца сулил большие убытки, решено было искать беглецов.

Сперва на поиски отправились директор Некрасов и бригадир Филин. Сами они ничего не добились и обратились за помощью к охотнику Фролу Ноздрачеву, у которого был гончий пёс Давило. Псу не нравился запах песца, он лишь некоторое время бежал по следу, а потом обнаружил зайца и с радостью погнал зверька. Беглецов так и не удалось найти.

А тем временем Наполеон убегал всё дальше и дальше от зверофермы. Свобода нравилась ему, а природа казалась знакомой, хотя ранее он видел её только из своей клетки. Наполеон уверенно бежал вперёд, на север, а Сто шестнадцатый верно следовал за ним. Ночевать песцам пришлось в барсучьей норе, но Наполеону не спалось — он чувствовал опасность и готов был в случае чего дать отпор.

На звероферме было неспокойно: все переживали о беглецах. Решено было отправить за ними Маркиза. Маркиз, взрослый, рыжий песец, жил в соседней от Наполеона клетке. Маркиза знали как мудрого и спокойного песца. «Третий раз в своей жизни оказался Маркиз на воле. В первый раз, так же как Наполеон, сбежал он и три дня мыкался по лесам. Голодный и ободранный, вернулся на ферму. Через год сбежал другой песец, по имени Рислинг. Дело было летом, и следов беглеца не могли найти. Тогда-то директор Некрасов придумал послать вдогонку Маркиза. Директор понимал, что Маркиз, хлебнувший вольной жизни, обязательно вернётся на ферму. И верно, Маркиз вернулся к обеду, а за ним бежал измученный Рислинг».

И директор не прогадал: Маркиз смог найти бежавших песцов и привести их обратно к ферме, но Наполеон не пожелал вернуться, а Сто шестнадцатый долго терзался сомнениями. Ему хотелось есть, быть в тепле, но всё же он решил следовать за Наполеоном, который так уверенно куда-то его вёл. Беглецы так и не вернулись в свои клетки.

Песцы бежали по просёлочной дороге. Мимо проезжала грузовая машина. Шофёр Шамов принял Сто шестнадцатого за серую лису, смекнул, что она может быть ценной, и поймал, вернул на ферму. Он был крайне удивлён, когда получил награду за лису, премию в 20 рублей.

Теперь Наполеон стал осторожнее, он уже бежал по обочине, чтобы в случае опасности можно было спрятаться. Но всё же его заметили два мотоциклиста, опять же приняли за лису и захотели поймать. Наполеон смог от них убежать, а заодно утащить перчатку.

Сам не зная как, Наполеон забежал в деревню Ковылкино. Там он подрался с дворняжками, а плотник Меринов разнял собак и спас песца, приняв его за английского шпица. В кабаке никто не захотел приютить столь редкое животное, и плотнику пришлось забрать его себе.

Наполеона познакомили с семьёй Меринова — с женой, Клавдией Ефимовной, с дочкой Верой, второклассницей, и с собакой Пальмой. Наполеону пришлось жить в одной конуре с Пальмой, но они сдружились, Пальма радушно приняла своего гостя, угостила отложенными косточками, а ночью согрела.

Экзамен

Как-то посадил боец пса в машину, Алый сразу же захотел укусить инструктора, но… нельзя, так Кошкин сказал. Выпрыгнули они у леса из кабины, и инструктор приказал им задержать нарушителя. Алый не сразу понял, кого искать. Он просто бежал по опушке и вдруг почувствовал чужой запах. Что только не делал “нарушитель” — и табаком след посыпал, и петлял, но Алый упорно бежал вперед.

Наконец, пес настиг его. Кошкин отпустил поводок, и Алый догнал нарушителя и сшиб с ног. Подоспевший боец еле оттащил пса. Инструктор похвалил их, они сели в машину и поехали обратно в школу. Кошкин сунул в пасть Алому отличный сухарик, а пес думал, что инструктор, наверно, тоже с удовольствием бы погрыз сухарик, но вот только ему не досталось.

О творчестве

Юрий Иосифович подолгу жил в сельской местности в Вологодской области. Любимым жанром писателя стали прозаические миниатюры о деревне и ее жителях, природе и животных. При жизни Коваля вышло в печать более тридцати его книг. Наиболее известные произведения Коваля:

  • “Алый” – рассказ опубликован в 1968 году.
  • «Приключения Васи Куролесова» — вышла повесть в печать в 1971-м.
  • Рассказ «Кепка с карасями» — вошел в сборник “Чистый Двор”, опубликованный в 1970 году.
  • Повесть «Недопесок» — вышла в печать в 1974 году.
  • Повесть «Пять похищенных монахов» — опубликована в 1976-м.
  • Повесть «Полынные сказки» — вышла в печать в 1978 году.

По сценариям писателя было снято более десяти анимационных фильмов и два художественных, в том числе и по рассказу «Алый». Юрий Коваль был награжден в 1983 году премией Гайдара, в 1986-м — дипломом IBBY, в 1972 и 1987 годах стал лауреатом Всесоюзного конкурса. В 1996 году последней книге “Суер-Выер”, опубликованной уже после смерти Ю. И. Коваля, была присуждена премия “Странник”. Умер детский писатель 2 августа 1995 года.

3.Особенности композиции произведения, развитие сюжета.

Ноябрьским
утром они бежали – юный песец (недопесок)
по кличке Наполеон Третий и голубой
песец под номером 116. Они сбежали из
незапертых клеток и через дыру в заборе
покинули территорию зверофермы «Мшага».
Искусственно выведенные человеком,
выращенные в клетках, песцы впервые
вступили в мир неизведанный и взяли
курс на север. Потому что там – Северный
Полюс. Родина.

Это
история о воле к свободе, как величайшем
даре живого существа

Писатель не
сочиняет сказку про «одушевленного»
зверя, но открывает в юном
песце душу живую и осторожно следит за
ее становлением

Три
дня и три ночи недопесок Наполеон
осваивал этот мир один. Мир людей и
вещей, мир новых пространств, мир новых
запахов и звуков.

«Кто
поймет душу недопеска?» Тот, кто видит
в нем не меховой воротник или будущую
шапку, но существо, наделенное определенным
заданием в этой жизни.

Первым
почувствовал душу песца и разгадал его
стремление к Северному полюсу дошкольник
Алексей Серпокрылов. Он пытался сделать
все, что было в его силах, чтобы Наполеон
продолжил свое возвращение на родину,
но… «взрослый» мир предпочел видеть в
недопеске только мех редкого, платинового
окраса.

Наполеона
вернули на звероферму, но мир успел
подарить ему за эти дни много хорошего
– собака Пальма предоставила недопеску
свою конуру для ночлега, и он понял, что
значит дом, согретый теплом другого
существа; старый колодец, дремавший
двадцать лет, ожил и «бормотнул» песцу,
что «все путем»; мотоциклетная перчатка
стала другом и товарищем по играм…
Многое из увиденного и услышанного на
воле предстоит осмыслить песцу перед
новым путешествием на родину, потому
что ровно через месяц он опять сбежит
со зверофермы «Мшага», и писатель верит
в то что Наполеон Третий «наверняка
добрался до Северного полюса».

«Недопёсок»
— повесть о восхитительной красоты
песце, которая может научить ребёнка
видеть за любым текстом не только
увлекательный сюжет. хотя увлекательный
сюжет, лёгкий юмор и яркие персонажи
здесь тоже присутствуют. «Недопёсок»
может стать букварём для входа в более
сложную, уже не детскую литературу, в
которой недостаточно просто следовать
за рассказом и представлять себе движуху.
Недопёску-Наполеону очень трудно не
сопереживать, а как-то только встаёшь
на его неуютное место, то понимаешь, что
дальше без анализа и метафор уже никак.
Даже если ты ребёнок.

Недопёсок-Наполеон
Третий родился в неволе, был выведен
человеческими руками на песцовой ферме
ради чудесной красоты меха. И судьба
его — пойти на чью-то тёплую шубку. Но
Наполеон Третий вынес в своих генах не
только волшебный мех, но и яростное
желание вырваться на свободу, унаследованное
от предков. Что такое свобода, он
представляет себе плохо, потому что
никогда её не видел. И всё же его острый
нос неуклонно повёрнут к северу, как
стрелка компаса, и именно туда несут
его лапки и зов предков. Недопёсок
сбегает, его ловят, он сбегает, ему
помогают, его ловят, он…На своем пути
ему встречаются и растяпы, и хулиганы,
и противные взрослые.

Упорство,
с которым молодой неопытный песец бежит
неизвестно куда, потрясает. И как
относительна красота в этом мире: две
минуты назад это был изумительной
красоты зверь, а вот уже какая-то грязная
шавка, не песец даже, а вымазавшийся в
не пойми чём шпиц. Кстати, забавно, что
издатели того времени усмотрели в
стремлении попасть на север аналогию
с еврейским эмигранством, в связи с чем
были некоторые трудности при печати
«Недопёска».

Анализ и основная мысль

На творчестве Юрия Коваля выросло не одно поколение советских детей. И до сих пор его произведения остаются притягательными для читателей, ценящих живое и ёмкое слово. Темы его рассказов различны: например, истории «Недопёсок», «Шамайка» и «Белозубка» — о животных, а цикл «Чистый дор» посвящён жизни жителей одноимённой вологодской деревни. Именно там, судя по всему, и происходят события рассказа «Нюрка». Коваль всегда отличался умением органически чувствовать слово, мелодию речи, её напевность и внутренний строй, поэтому его произведения увлекают своей самобытностью и уникальным слогом.

Главные мысли и идеи рассказа «Нюрка»:

7 лет — очень важный возраст для любого ребёнка, ведь именно тогда ребята идут в школу. Для них начинается новый этап, когда они чувствуют ответственность и прощаются с беззаботностью. В это время взрослые и старшие товарищи должны поддерживать их

Именно поэтому жители деревни очень уважительно относятся к походу девочки в школу и подчёркивают важность этого события.
Детство — прекрасная пора, когда любое событие в жизни ребёнка кажется для него чем-то глобальным и значимым.
Подарки должны дариться с душой, и не имеет значения, какими они будут — полезными или не очень
Важно внимание. Главное, что все старались ради Нюрки, даже собрать ведро черники — дело непростое.

Если читать и разбирать произведение внимательнее, можно увидеть, что оно напоминает настоящую сказку, а не просто зарисовку из жизни деревенского народа. Гости, собирающиеся к Нюрке на праздник, напоминают добрых фей с дарами. А каждый подарок в той или иной мере поможет пройти инициацию, перейдя из дошкольников в школьники. Разумеется, появляется и злая «фея» — Мирониха, которая придирается. Но её побеждают грамотными аргументами в пользу того, что бинокль — это школьная вещь.

В финале трёхчастной композиции Нюрка приходит в школу, сам учитель признаёт бинокль школьной вещью, после чего дверь за главной героиней закрывается: инициация пройдена, теперь её ждёт совершенно новая жизнь.

Адаптации

Кинематограф

  • Сценарий по мотивам повести планировал написать друг писателя, кинорежиссёр Ролан Быков, с которыми они сотрудничали также над сценарием о трущобной кошке Шамайке. В 1975 году в дневниках Быкова появляется запись: Пора приниматься за «Куролесова» — да пока неизвестно, для кого делать . В 1981, 1983, 1985, 1987 годах Быков неоднократно возвращается к этому замыслу, не исключая, что сценарий будет воплощён не им, а другим режиссёром. В итоге, однако, этому замыслу не удалось осуществиться.
  • В мае 2007 года кино объявила о подготовке к съёмкам приключенческой комедии «Невероятные приключения Васи Куролесова», сценарий которой был написан по двум повестям Юрия Коваля — «Приключения Васи Куролесова» и «Куролесов и Матрос подключаются». Режиссёром фильма станет Слава Росс, в главных ролях Ричард Бондарев (Куролесов), Алексей Булдаков (капитан Болдырев), Сергей Баталов (старшина Тараканов). Начало съёмок было запланировано на весну 2008 года, однако из-за отсутствия финансирования со стороны Федерального агентства по культуре и кинематографии подготовка была приостановлена. Через пять лет, 5 декабря 2012 года на заседании Попечительского совета Фонда кино фильм был включён в список проектов социально значимой тематики, поддержка производства и проката которых будет профинансирована. На сайте дата кинорелиза была обозначена как 31 марта 2020 года (был также размещён плакат фильма), однако к этому времени никаких новостей о ходе съёмок так и не поступило.

Мультипликация и диафильмы

  • В 1981 году режиссёр В. Попов снял по повести рисованный цветной мультфильм «Приключения Васи Куролесова» (длительностью 26,5 мин.). Юрий Коваль был соавтором сценария.
  • В 1987 году о повести был сделан также одноимённый цветной диафильм (художник И. Большакова) в двух частях. После выхода диафильма в «Комсомолке» от 5 декабря 1987 г. появилась разгромная критическая заметка под названием «Накуролесили», в которой досталось и диафильму, и автору повести. Читателями Юрия Коваля заметка была воспринята с негодованием.

Театральные постановки

  • Пьесу для театра «Моя собака пахнет медом» по произведениям Коваля написал детский писатель и сценарист Сергей Иванов.
  • В 1989 году в Тульском областном театре юного зрителя был поставлен спектакль «Сон Матроса» («Детективное шоу в 2-х действиях с песнями, танцами, выстрелами») по новой версии сценария Сергея Иванова. Постановка Л. Е. Арзуньяна, в которой действие было приближено к современности, Вася противостоял кармановской мафии, а персонажи изъяснялись на сленге, была воспринята неоднозначно. По мнению критика, в спектакле «была напрочь утеряна авторская интонация». По мнению же режиссёра и актёров театра, зрителями он был воспринят положительно.

Аудиоспектакли

На основе звуковой дорожки из мультфильма 1981 года был создан радиоспектакль (текст читает А. Пожаров, в ролях Е. Леонов, Ю. Яковлев, М. Кононов, Б. Новиков и др., авторы сценария Ю.Коваль и В.Попов, композитор Е. Крылатов). Во второй половине 1990-х годов эта запись была издана на аудиокассетах, а в 2002 году — , она также транслировалась в качестве радиоспектакля на Радио России.

Персонажи произведения

Сказ читают вслух тихо, задушевно, немного грустно. Повествование ведется от лица заинтересованного рассказчика, который передает читателям сочувствие к простым обездоленным людям, вынужденным работать на приказчика до глубокой старости. Постепенно читатели знакомятся с главными героями «Серебряного копытца»:

  1. Кокованя. Мудрый и заботливый дед, оставшийся без семьи. Мечтал усыновить мальчонку и обучить своему мастерству. Умелый охотник, по характеру добрый и веселый, мастер сказывать сказки. Необычное имя персонаж получил от слова «коко», что в словаре пермских говоров обозначает «горевать», «печалиться».
  2. Даренка. Осиротевшая девочка пяти-шести лет, которую Кокованя взял на воспитание вместо мальчика. Рассудительная, трудолюбивая, мечтательная. Умеет вести хозяйство. Хочет увидеть волшебного козла, рассказы о котором услышала от дедушки.
  3. Муренка. Бурая кошка девочки, которая тоже живет в доме Коковани. Все понимает, по-своему разговаривает (мурлычет).
  4. Серебряное копытце. Волшебный козел, который стал другом Муренки. Осторожный, всегда уходит от преследования.

Часть 2

Утром к пальме пришли дворняжки, они узнали песца. Завязалась драка. Проходивший мимо дошкольник Лёша Серпокрылов разогнал собак, а заодно и увёл Наполеона. Лёша вообразил себя начальником экспедиции, а Наполеон (он его называл Филькой) должен был вести людей на северный полюс.

Шёл последний урок, дошкольник всё бегал с песцом, стараясь, чтобы тот не чувствовал верёвки на шее. На уроке рисования Вера взглянула в окно и увидела Лёшу со своим Тишей (так она звала песца). После уроков она вместе с одноклассником Колей и учителем рисования Павлом Сергеевичем побежала спасать своего песца. Оказалось, что какой-то мужчина отнял зверька у дошкольника, и замышлял убить Наполеона, сделать жене воротник. Но Наполеона удалось спасти. Решено было оставить на ночь зверя в школе, в кроличьей клетке, а утром вернуть звероферме. Уже третью ночь Наполеон был на свободе — его шерсть перестала быть платиновой, и сам зверь уже более походил на дворняжку, а не на гордого песца.

Вера и Коля стали настоящими знаменитостями в школе, о них и о зверьке стали распространяться невероятные слухи. Второклашки решили, что нельзя отдавать песца на ферму — из него сделают воротник. Поручили дошкольнику Лёше спрятать Наполеона в бане.

Пропажа песца обнаружилась, когда приехал директор Некрасов. Два директора, Некрасов и Губернаторов, провели серьёзную беседу с учениками. Директор зверофермы разъяснил ребятам, что Наполеон — редкий песец, он живёт для получения совершенно нового вида, и никто не собирается делать из него воротник. Ребятам даже разрешили приходить на ферму и ухаживать за зверями. Все согласились выдать песца, однако в бане его не оказалось.

Лёша выпустил песца на волю, чтобы тот мог бежать на Северный Полюс. Ребята были огорчены, но они пошли искать зверя. А Вера в один миг из хорошей и прилежной девочки-героя превратилась в изгоя: ведь это она ручалась за дошкольника.

Вера вернулась домой и стала размышлять, правильно ли она поступала, когда кормила песца, привязала его, оставила у себя в доме? Но вскоре все эти мысли ушли, и будто гора с плеч упала. И именно в этот момент девочка увидела Наполеона, выходящего из конуры Пальмы. Гора вновь забиралась на плечи Веры. Получается, песец бежал не на Северный полюс, он бежал в тепло и уют.

Вера привела Наполеона к директору фермы. Песца вернули в клетку. Вечером Вера пришла в гости к Лёше, девочка никак не могла разобраться, правильно ли она поступила.

«Долго тянулся вечер, задерживал, отодвигал ночь, но вот наконец она нахлынула на землю, погасила все окна, а в небе над одинокой сосною, по дороге, сотканной из мельчайших звёздочек, медленно помчался Орион. Тускло горела красная звезда на его плече, сверкал кинжал, звёздным остриём указывал на водокачку, отмечающую над чёрными лесами звероферму „Мшага“.

Песцы давно уж заснули. Только Маркиз и Сто шестнадцатый метались по клеткам, карябали решётки и глядели, не отрываясь на свернувшегося в клубок Наполеона.

На этом заканчивается повесть о недопеске Наполеоне Третьем. Добавить больше нечего, кроме того, что ровно через месяц недопесок снова сбежал. На этот раз он нигде не задерживался и наверняка добрался до Северного полюса».

Предыдущая
ПересказыКраткое содержание драмы Гуаня Ханьцина «Обида Доу Э»
Следующая
ПересказыКраткое содержание сказки Гауфа «Маленький Мук»

Популярные сегодня пересказы

  • Изумруд — краткое содержание рассказа Куприна Повествование рассказа идет от имени главного героя – жеребца Изумруда. Этому жеребцу четыре года, он принимает участие в скачках. Его тренером и жокеем является молодой англичанин, под руководством которого беговая лошадь
  • Соня — краткое содержание рассказа Толстой Рассказ «Соня» принадлежит авторству современной русской писательницы Татьяны Толстой. Это достаточно печальный по своей концовке, да и сути, рассказ. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
  • Кукла — краткое содержание романа Пруса События романа происходят в 1878 году вблизи Варшавы в одном из поместий. Перед нами предстает хозяин магазина, где продается галантерея, Станислав Вокульский. Когда то он прислуживал в трактире
  • Лягушки — краткое содержание комедии Аристофана Комедия Аристофана названа так благодаря хору лягушек, который был частью всего спектакля. Этот хор олицетворял собой лягушек, которые сидят поблизости от реки Ахерон, реки царства мертвых, по которой перевозят

Сюжетная линия

История начинается с того, что рассказчик едет с охоты через лес. До его дома остается совсем немного, но тут внезапно пошел дождь, раздался грохот грома. Мужчина решает переждать непогоду под большим кустом и вдруг замечает большую фигуру. Как оказалось, это был местный лесничий по имени Фома. Он пригласил охотника к себе в дом, дверь им открыла девочка двенадцати лет, дочь лесника — Улита.

Домик лесника состоял всего из одной комнаты. На стене весел весь изодранный тулуп, а посреди комнаты висела маленькая люлька. На столе, кроме горящей лучины ничего, не было. Сразу было заметно, что в доме не хватает женских рук.

Сам лесник был высоким мужчиной с широкими плечами и суровым взглядом. На лице его была густая борода, сросшиеся брови и темные глаза. Прозвище героя было Бирюк. Охотник был сильно удивлен тому, что Фома пригласил его к себе в дом. Все местные мужики боялись Бирюка, так как лесник никого не пускал на свои угодья, он наказывал всех, кто старался унести хотя бы вязанку дров. Мужчина был строгим и неподкупным человеком.

Фома поведал о том, как его жена предательски сбежала с мещанином, и теперь он говорил всем, что она умерла. Ему тяжело было воспитывать самостоятельно двух маленьких детей. Угостить гостя лесник не мог, так как в доме, кроме хлеба, не было ничего.

Когда погода наладилась, рассказчик засобирался, Бирюк предложил его проводить. Когда они вышли на улицу, лесник услышал звук рубящего топора. Мужчина боялся упустить вора, поэтому охотник отправился с ним. Через некоторое время Фома попросил рассказчика подождать его, а сам отправился дальше. Сквозь шум ветра охотник услышал звуки борьбы и бросился к месту, где все происходило. После того как он прибежал, перед его глазами была следующая картина: Фома стоял над лежащим мужчиной, которого связывал веревкой.

Рассказчик начал упрашивать лесника, чтобы тот отпустил вора. Но он наотрез отказывался и сказал, что накажет его. Внезапно опять начался дождь, и трое мужчин возвратились в домик. Охотник решил во что бы то ни стало спасти бедняка, который пришел за бревном, наверняка оно ему нужно было для того, чтобы растопить дома печь и приготовить еду. Рассказчик пообещал Бирюку заплатить за срубленное дерево, но мужчина даже не стал его слушать.

Незнакомец начал умолять лесника отпустить его. Но Фома велел ему закрыть рот и сидеть смирно. Крестьянин в это время выпрямил плечи, слегка приподнялся и начал оскорблять лесничего, обвинять его в том, что он черствый и бесчеловечный душегуб. По лицу Бирюка было заметно, что он сильно разозлился. В этот момент рассказчик хотел вступиться за бедняка. Но лесничий резко развернулся, сорвал веревку с вора, схватил его за шиворот и вышвырнул за двери, крича, чтобы тот поскорее убирался.

В своем произведении Иван Сергеевич Тургенев показал своего героя как неоднозначную личность. Настоящий его характер и склад ума читатели могут увидеть только в конце произведения. Именно на этом человеке построен весь сюжет и конфликт между долгом и человечностью.

Настоящая собака

Продолжаем пересказ повести Ю. Коваля «Алый». Вскоре пес стал слушаться хозяина, потому что полюбил его. Когда Кошкин получал посылку — он делился с Алым. Пес, конечно же, сразу съедал и думал, что если бы ему кто гостинцы прислал, он непременно бы “отвалил” Кошкину “чего-нибудь повкуснее”.

Инструктор смотрел, чему боец с собакой научились, и покрикивал. Целыми днями Кошкин учил Алого. Пес знал почти все команды, но рядовому этого было мало — он тыкал ему в нос тряпкой. Потом позвал за собой, во дворе стояли люди в балахонах, и вдруг Алый почувствовал запах — точно так пахла тряпка, которой Кошкин тыкал ему в нос. Инструктор их обоих похвалил.

Короткий пересказ «Бирюка» Тургенева

Краткое содержание Бирюк Тургенев:

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. В дороге меня застала сильная гроза. Кое-как схоронился я под широким кустом и терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг при блеске молний я увидел на дороге высокую фигуру. Это оказался здешний лесник. Он отвёз меня в свой дом — небольшую избушку посреди обширного двора, обнесённого плетнём. Изба состояла из одной комнаты. На самой середине висела люлька с младенцем, которую качала босая девочка лет 12-ти. Я понял, что хозяйки в избе не было. Из всех углов смотрела нищета.

Наконец я смог рассмотреть лесника. Он был высокого роста, плечист и хорошо сложён, его суровое и мужественное лицо заросло бородой, из-под широких бровей смело смотрели небольшие карие глаза. Лесник представился Фомой, по прозвищу Бирюк. От Ермолая я часто слышал рассказы о Бирюке, которого боялись все окрестные мужики. Из его леса нельзя было вынести даже вязанки хвороста — был он силён и ловок, как бес. Подкупить его было невозможно, да и со свету сжить нелегко.

Я спросил, есть ли у него хозяйка. Бирюк с жестокой улыбкой ответил, что его жена бросила детей и сбежала с прохожим мещанином. Угостить он меня не мог: в доме не было ничего, кроме хлеба. Между тем гроза закончилась, и мы вышли на двор. Бирюк сказал, что слышит стук топора; я не слышал ничего. Лесник взял своё ружьё, и мы пошли к тому месту, где рубили лес. В конце пути Бирюк опередил меня. Я услышал звуки борьбы и жалобный крик. Я ускорил шаг и вскоре увидел срубленное дерево, возле которого лесник связывал руки вору — мокрому мужику в лохмотьях с длинной растрёпанной бородой. Я сказал, что заплачу за дерево и попросил отпустить несчастного. Бирюк промолчал.

Снова полил дождь. С трудом мы добрались до избы лесника. Я дал себе слово во что бы то ни стало освободить бедняка. При свете фонаря я смог разглядеть его испитое, морщинистое лицо и худое тело. Вскоре мужик стал просить Фому отпустить его, но лесник не соглашался. Вдруг мужик выпрямился, на его лице выступила краска, и он стал бранить Бирюка, называя его зверем.

Бирюк схватил мужика, одним движением освободил ему руки и велел убираться к чёрту. Я был удивлён и понял, что на самом деле Бирюк — славный малый. Через полчаса он простился со мной на опушке леса.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий