Кошка и соловей

Басня Кошка и соловей читать

Поймала кошка Соловья,
В бедняжку когти запустила
И, ласково его сжимая, говорила:
«Соловушка, душа моя!
Я слышу, что тебя везде за песни славят
И с лучшими певцами рядом ставят.
Мне говорит лиса-кума,
Что голос у тебя так звонок и чудесен,
Что от твоих прелестных песен
Все пастухи, пастушки — без ума.
Хотела б очень я сама
Тебя послушать.
Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;
Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.
Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам
И отпущу гулять по рощам и лесам.
В любви я к музыке тебе не уступаю.
И часто, про себя мурлыча, засыпаю».

Меж тем мой бедный Соловей
Едва-едва дышал в когтях у ней.
«Ну, что же? — продолжает Кошка,-
Пропой, дружок, хотя немножко».
Но наш певец не пел, а только что пищал.

«Так этим-то леса ты восхищал!-
С насмешкою она спросила.-
Где ж эта чистота и сила,
О коих все без умолку твердят?
Мне скучен писк такой и от моих котят.
Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:
Все без начала, без конца.
Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»
И съела бедного певца —
До крошки.

Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?
Худые песни Соловью
В когтях у Кошки.

Мораль басни Кошка и соловей

Основная мораль басни Крылова «Кошка и Соловей» прямо раскрыта в последних строках. Второй, не столь явный вывод обращен Крыловым к собратьям-писателям: «не верьте обещаниям властьимущих, иначе вас ждет судьба надоевшего и съеденного Соловья».

Басня Кошка и соловей — анализ

«Кошка и Соловей» — произведение достаточно прозрачное, но имеющее большую важность для самого Крылова. Под Соловьем следует понимать множество писателей того времени, которые пошли на сотрудничество с монархией, заняв отведенное им место «придворных поэтов», и отринувших популярные тогда идеи свободы

Хитрая, сильная кошка – олицетворение царизма и самого Александра I – просвещенного монарха, «бравшего под крыло» многих талантливых, но слишком прогрессивных поэтов и писателей.
Анализ басни Крылова «Кошка и Соловей» сводится к взаимодействию двух этих персонажей. Читатель понимает, что Кошка, несмотря на обещание, в конце концов съест Соловья, даже если он и споет для нее. В то же время, напуганный, загнанный в рамки Соловей не может раскрыть свой талант, не может спеть так, как он делает это на свободе.

Кошка и Соловей (Крылов И.А.)

Басню «Кошка и Соловей» русский баснописец Крылов Иван Андреевич (1769 — 1844) написал в 1823 году. Впервые опубликована в «Соревнователе просвещения и благотворения», 1824 г., ч. II («Труды вольного общества любителей российской словесности», ч. XXV, кн. I, стр. 128—130).

Поймала кошка Соловья, В бедняжку когти запустила И, ласково его сжимая, говорила: «Соловушка, душа моя! Я слышу, что тебя везде за песни славят И с лучшими певцами рядом ставят. Мне говорит лиса-кума, Что голос у тебя так звонок и чудесен, Что от твоих прелестных песен Все пастухи, пастушки — без ума.

Хотела б очень я, сама, Тебя послушать. Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям; Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать. Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам И отпущу гулять по рощам и лесам. В любви я к музыке тебе не уступаю И часто, про себя мурлыча, засыпаю». Меж тем мой бедный Соловей Едва-едва дышал в когтях у ней. «Ну, что же?» продолжает Кошка: «Пропой, дружок, хотя немножко». Но наш певец не пел, а только-что пищал. «Так этим-то леса ты восхищал!» С насмешкою она спросила: «Где ж эта чистота и сила, О коих все без-умолку твердят? Мне скучен писк такой и от моих котят. Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен: Всё без начала, без конца, Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!» И съела бедного певца — До крошки.

Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою? Худые песни Соловью В когтях у Кошки.

Примечания

Воспроизводится по изданию: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3 т. М.: ГИХЛ, 1946. Т. 3.

В басне «Кошка и Соловей» Крылов имел в виду цензуру. Возможно, что запрещение таких басен, как «Рыбья пляска» (переделанная им по указанию свыше) и «Пестрые овцы» (оставшаяся ненапечатанной), натолкнуло Крылова на создание басни «Кошка и Соловей». В 1823 г. происходило обсуждение нового цензурного устава (окончательно принятого в 1826 г.), и с этой целью учрежден был особый комитет из членов Ученого комитета под руководством М. Л. Магницкого (М. Сухомлинов, Исследования и статьи по русской литературе и просвещению, т. I, СПБ., 1889, стр. 461—488). Ироническое отношение Крылова к цензуре засвидетельствовано и любопытным отзывом его, записанным В. Жуковским: «Крылов говорит о цензуре: запрещено впускать в горницу плешивых. У дверей стоит сторож. Кто чисто плешив, тому нет входа. Но тот, у кого или лысина, или только показывается на голове как будто голое место — что с ним делать? Тут и наблюдателю и гостю худо. А если наблюдатель трус, то он и примет лысину за плешь» (Соч., т. VI, изд. 7-е, СПБ., 1878 г., стр. 22).

Басня Кошка и соловей читать текст

Поймала кошка Соловья,В бедняжку когти запустилаИ, ласково его сжимая, говорила:»Соловушка, душа моя!Я слышу, что тебя везде за песни славятИ с лучшими певцами рядом ставят.Мне говорит лиса-кума,Что голос у тебя так звонок и чудесен,Что от твоих прелестных песенВсе пастухи, пастушки — без ума.Хотела б очень я самаТебя послушать.Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дамИ отпущу гулять по рощам и лесам.В любви я к музыке тебе не уступаю.И часто, про себя мурлыча, засыпаю».

Меж тем мой бедный СоловейЕдва-едва дышал в когтях у ней.»Ну, что же? — продолжает Кошка,-Пропой, дружок, хотя немножко».Но наш певец не пел, а только что пищал.

«Так этим-то леса ты восхищал!-С насмешкою она спросила.-Где ж эта чистота и сила,О коих все без умолку твердят?Мне скучен писк такой и от моих котят.Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:Все без начала, без конца.Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»И съела бедного певца -До крошки.

Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?Худые песни СоловьюВ когтях у Кошки.

Анализ / мораль басни «Кошка и соловей» Крылова

Произведение «Кошка и соловей» Ивана Андреевича Крылова впервые появилось в сборнике «Вольного общества любителей российской словесности».

Басня создана не позднее 1823 года (или в конце 1822 года). Автору ее в это время 55 лет, он известен как самобытный баснописец, его книги регулярно издаются, переводятся на другие языки. Важную работу он выполняет и как сотрудник Публичной библиотеки: выступает в роли библиотекаря, библиографа, комплектатора фондов. Жанр басенный, размер — вольный ямб с рифмовкой охватной, смежной и перекрестной. История начинается динамично. Птичка схвачена (сочетание инверсии и перечислительной градации). Оксюморон: ласково сжимая. Несколько обращений с уменьшительными суффиксами самого слащавого толка от лица кошки: соловушка, дружок. Кошка играет с птичкой, как с мышкой. Только поэтому она просит Соловья спеть и тем решить свою участь. Она наслаждается властью хищника над жертвой. Никакие трели не помогли бы пернатому герою. Свою натуру кошка оправдала тем, что, по ее мнению, слава Соловья преувеличена. Лукавит: ведь и сама в зубах собаки не замурлыкала бы. Хвостатая героиня просто смеется «бедному певцу» в лицо. Лиса-кума, такая меломанка, тоже не прочь полакомиться птицей. Скорей всего, она расхваливала Кошке не музыкальный вкус соловья, а вкус его мяса. Собственно, не оттого ли в античности было придумано блюдо из соловьиных язычков?.. В иносказательном смысле стрелы писателя направлены против могущества цензуры. И. Крылову тоже иногда приходилось переиначивать формулировки остросоциальных сатир, чтобы они были приняты в печать. Скажем, такое произошло с «Рыбьей пляской». Сюжет и вывод из него схожи с крылатыми выражениями: целовал ястреб курочку до последнего перышка (пословица), если он говорит нежным голосом, не верь ему (библейская притча Соломона). Идиома: без ума. Ирония: пастухи, пастушки (пасторальные образы), тебя я кушать (нарочито вежливый глагол). Устаревшая усеченная форма глагола: трепещися. Лексический повтор: едва-едва. Просторечные экспрессивные формы слов: только-что, без-умолку. Сравнение пения Соловья с писком котят. Худые – имеется в виду, слабые, подневольные. Мораль припасена на финал. Автор сомневается – понят ли он, и готов шепнуть «на ушко» читателю (чтобы не услышали разные Кошки) смысл сей драмы.

Лицемерие, напускная добропорядочность и лояльность неоднократно становились темами произведений И. Крылова.

Мораль басни «Кошка и соловей»

Чтобы понять мораль повествования о коте и соловье, нужно вспомнить, правила эпохи, в которой жил сам писатель.

При правлении царей литераторы не могли говорить свободно, и многие области жизни запрещалось обсуждать

У литераторов, да и обычных людей тоже не имелось такой важной свободы как свобода слова

Именно об этом рассказывает автор в своей басни, на примере соловья подчеркивая, будучи ограниченными в свободе творчества, поэты и писатели, не могут выразить в полной силе свой талант. И невозможным является создание произведения под принуждением, если у его создателя отсутствует творческое вдохновение.

А кроме того, словами басни Крылов учит и нас не слишком доверять людям, если они в прошлом злоупотребляли уже своей силой или высоким положением, поскольку у них есть все возможности, нарушить обещания снова.

Одна из самых знаменитых и сатирических басен Крылова — «Кошка и Соловей» — была написана под влиянием цензуры и запрета нескольких произведений самого автора. В образе Кошки перед нами предстает власть, цензура, а в образе Соловья – писатель.

Анализ басни Кошка и соловей

Басня также написана Иваном Андреевичем Крыловым, выпущена была во время жесткой цензуры власти, впрочем, власть- это и есть та самая кошка, а писатели, как соловей! Не исключением был сам баснописец, в то время было запрещено несколько его басен для печати!

Произведение указывает нам на ту картину, чтобы мы не теплились громкими обещаниями власти, иначе мы будем, как соловей Крылова, аппетитными и недоевшими! Басня показывает противостояние бессильных писателей и властного императора того времени Александра первого! Да были исключения, некоторые писатели прогинались и считались: “Придворными поэтами”.

Власть убивает талант во всех писателей ограничив их в темах, образах, и мешает им сделать то, что они могут делать на свободе!

Басня вышла лишь через год после написания, всё из-за той же, цензуры придуманной власть девятнадцатого века. Иронической отношение Ивана Андреевича к ней, как сказал Жуковский- это лысина, а проверяющий посчитал её за плешь, что и стало причиной не выпуска данного произведения к публике, а маринование в течение года, пока не прошел пересмотр жесткости цензуры в России того времени!

Соловей попал в лапы кошки. Она просит его спеть, но тот лишь пищит. Кошка его и съела.

Кошка и соловей

Иван Крестьянский Сын Русская Народная Сказка

Слушать Басню Крылова Кошка и соловей

Похожие пословицы и выражения

А где мне взять такую песню?А мне, за песни и за сон, не надобен ни миллион.А у психов жизнь -Так бы жил любой: Хочешь — спать ложись, Хочешь — песни пой!Без запевалы и песня не поется.Безумству храбрых поем мы песню.Вы просите песен, их нет у меня.Даром только птички поют.Затянул песню, так веди до конца (допевай, хоть тресни).Знай кошка свое лукошко.Коту под хвост.Кошка любит молоко, да рыло коротко.Кошка, которая гуляла сама по себе.Кошки на душе скребут.Кто служит, тот тужит; а кто орет, тот песни поет.Мышке с кошкой внаклад играть.На худой лошадке в сторону (верть в сторонку).Нам песня строить и жить помогает.Наступить на горло собственной песне.Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей.Не все коту масленица.Не говоря худого слова.Не делай своего хорошего, делай мое худое.Не до шутки рыбке, коль на крючок попалась.Не знаешь песни, так и не затягивай.Не пой высоких стихов.Не черт тебя нес на худой на мост.Неволя скачет, неволя пляшет, неволя песни поет.От худого должника и мякиною (и битым стеклом) бери!От худого должника хоть мешок мякины.От худого должника хоть мякиной бери.Песня без слов.Петух поневоле запоет, когда говорить не горазд.По ухабистой дороге накладно песни петь.Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем.Пой, ласточка, пой!Пой, поколе не осипнешь.Поймали птичку голосисту И ну сжимать ее рукой. Пищит бедняжка вместо свисту, А ей твердят: — Пой, птичка, пой.Поклонишься и кошке в ножки (если нужда заставит).Птичка в клетке не поет.Сильнее кошки зверя нет.Спела б и рыбка песенку, когда б голос был.Старые песни о главном.Тонко затянул (песню), не оборвалась бы.Тут уж не до песен.У худа ума не болозе (не благо) и ногам.Хорошо затянул (песню), да не вынес.Хорошо поет, собака, Убедительно поет.Хоть волком вой, да песню пой.Хоть пой, хоть плачь; хоть вплавь, хоть вскачь.Хоть ты матушку-репку пой (непристойная песня).Чует кот в кувшине молоко, да рыло коротко.Эту песню не задушишь, не убьешь.Пословицы отмеченные звёздочкой   содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.Смотрите все Крылатые выражения  , волю и неволю  , начальство, службу и приказы  

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.

Размножение мхов

  1. Мох появляется при размножении спорами. Попадая во влажную почву, спора растет, образуя при этом едва заметную зелёную нить. Это протонема или первонить. Первонить начинает расти, и на ней появляются почки и ризоиды, что прикрепляют ее к земле. Из почек в дальнейшем вырастает молодое растение. 
  2. Когда размножаются двудомные мхи, то их побеги с женскими и мужскими гаметангиями произрастают по отдельности. Для оплодотворения нужна вода. При оплодотворении такого мха образуется зигота из которой прямо на верхушке женского гаметофита через некоторое время возникает спорофит.
  3. У печёночников в мужских подставках есть сперматозоиды, а в женских — яйцеклетки. Помимо этого, на слоевищах маршанции возникают крошечные корзиночки и вместилища выводковых телец. Такие мхи размножаются вегетативным способом.
  4. Листостебельные мхи тоже приспособлены к вегетативному способу размножения. Кусочек стебелька с листьями, что отрывается ветром от старого растения, попадая на увлажненную почву, укрепляется ризоидами и произрастает.

Каково значение спор в жизни мхов?

  1. Спорами называют клетки, нужные для размножения мха. Моховидные растения не цветут, не имеют корней, а поэтому, чтобы продолжить род, у них сформировывается спорофит со спорангиями.
  2. У спорофита преобладает короткий жизненный цикл. После высыхания споры они рассеиваются вокруг, а при попадании на увлажненную почву быстро приживаются.

Цикл развития мха

Бесполые споры в результате непрямого, редукционного деления и в момент своего «созревания» становятся гаплоидными спорами.

Когда на влажную почву попадет гаплоидная спора, она прорастает с образованием протонемы – нитчатого предростка. Из него и формируется мужской или женский гаметофит.

На верхушке стебельков-гаметофитов возникают архегонии и антеридии. В архегониях появляются яйцеклетки, а в антеридиях – двужгутиковые сперматозоиды.

Чтобы оплодотворение было успешным, нужна влага, которая и перенесет сперматозоиды из антеридий к архегониям, где расположена яйцеклетки. Данному процессу поспособствует роса или дождь.

При слиянии сперматозоида и яйцеклетки на верхушках женского растения образовывается диплоидная зигота. Из неё и вырастет новое поколение мха.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий