Княгиня лиговская

Краткое содержание

События разворачиваются в Санкт-Петербурге, на дворе 1833 год. Попав под колёса повозки на одной из улиц, некий чиновник успевает заметить лицо обидчика. Это Григорий Александрович Печорин, состоятельный военный. Возвратившись домой, он узнаёт, что к ним приходили Лиговские.

Эта фамилия вызывает бурные переживания у главного героя. Когда-то он любил княжну Веру Лиговскую, а она отвечала ему взаимностью. Однако пока Печорин находился на службе, Вера стала женой другого человека. Это обстоятельство ранило мужчину.

В столице он ощущает скуку. Желая развеяться, он начинает ухаживать за Елизаветой Негуровой, которая засиделась в девках. Делает он это лишь ради забавы, не испытывая никаких чувств к девушке. Игра быстро надоедает мужчине и он решает её прекратить. Он пишет Негуровой анонимное письмо, в котором говорит о том, что её избранник к ней равнодушен.

Вечером Григорий идёт в театр. Там он встречает Елизавету, а также загадочную особу, лицо которой ему никак не удаётся разглядеть. В ресторане он общается с тем чиновником, которого сбил. Пострадавший ощущает себя униженным. Григорий предлагает дуэль, однако тот отказывается, так как должен ухаживать за больной матерью.

Главный герой приходит в гости к Лиговским. Он понимает, что в театре он видел Веру. Ему становится понятно, что Лиговских не связывают любовные чувства. Через короткое время мать Григория устраивает ужин. Лиговские входят в список приглашённых. Муж Веры рассказывает, что его тяжба в суде слишком долго тянется, а делом занимается некий чиновник Красинский.

Печорин обещает помочь разрешить ситуацию. Он отправляется на поиски квартиры и находит её. Дверь открывает женщина преклонного возраста. Вскоре становится ясно, что Красинский — это и есть тот самый пострадавший от повозки. Чиновник соглашается прийти к князю Лиговскому и сдерживает своё обещание.

Книга осталась незаконченной. Однако всё же можно проследить мысли, заложенные автором:

  • изображение жизни и нравов высшего света;
  • образ так называемого маленького человека, бедного чиновника Красинского, готового мстить ненавистным богачам, желающего получить деньги и власть.

Комментарии

  1. Мнения исследователей о месте ударения в фамилии княгини расходятся. Т. П. Ден в примечаниях к роману в шеститомном собрании сочинений Лермонтова (1957 г., издательство Академии наук) считает, что «трудно сказать, как ставил Лермонтов ударение в фамилии Лиговских. Вернее всего, что Лермонтов связывал эту фамилию с местностью Ли́гово и ставил ударение на первом слоге. Поэтому отступление от привычного ударения в реплике малограмотного человека подчеркнуто особо — знаком ударения: «… жандарм крикнул, и долговязый лакей повторил за ним: „карета князя Лиговско́ва!“» (стр. 138, строка 11). Окончание «ой» в именительном падеже фамилии Лиговской по орфографии того времени одинаково возможно как при ударении на окончании, так и при ударении на основе». С другой стороны, в более позднем четырёхтомном собрании сочинений (1981 г., издательство «Наука», примеч. И. С. Чистовой и др.) в первой же строке примечаний к роману говорится: «Незаконченный роман „Княгиня Лиговска́я“ (ударение указано в рукописи) был впервые опубликован в 1882 г.»

На балу

Следующий важный эпизод романа происходит на балу у баронессы Р., где главный герой произведения вновь встречается с Верой. На этом же светском вечере присутствует Елизавета Негурова. Девушка холодна с главным героем, так как успела познакомиться с анонимным письмом. Она в расстроенных чувствах, ведь полюбила Печорина, пока он за ней ухаживал.

Офицер узнает, что Елизавета и Вера — подруги, поэтому опасается, что они могут рассказать друг другу о нем много нежелательного.

Финал романа «Княгиня Лиговская» Лермонтова не написан. Литературоведам только удается проследить несколько основных идей, заложенных в нем. К ним относится детальное изображение типажей, жизни и нравов высшего света, а также интересующий образ «маленького человека». Им является бедный чиновник Красинский. Он ненавидит властных и состоятельных людей.

Ценность Веры для Печорина

То, что главный герой был неравнодушен именно к этой женщине, свидетельствует о том, что он сумел увидеть в ней близкие для себя черты. Только с ней он может:

  • быть самим собой и не притворяться, не лицемерить;
  • открыто проявлять свои чувства;
  • дарить нежность.

Она чувствует его душу, так как и сама вынуждена существовать в мире, где обесценивается всё доброе и светлое. Лишь потеряв эту чудесную женщину Григорий осознаёт, как она была дорога его сердцу. Он только теперь понимает, какой удачей было встретить родную душу в этой духовной пустыне. В произведении Михаила Юрьевича она является показателем здорового нравственного начала главного героя.

Михаил Лермонтов: другие книги автора

Кто написал Княгиня Лиговская? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

В поисках Красинского

Очень интересно произведение Лермонтова «Княгиня Лиговская». Краткое содержание романа поможет вам ознакомиться с его сюжетом. Центральным минометном произведения является встреча главных героев. Печорин отправляется искать чиновника в бедные кварталы. Отыскав нужную квартиру, он застает пожилую женщину. Вскоре выясняется, что Красинский — тот самый молодой человек, которого офицер сбил несколько дней назад. Он холодно и надменно общается с Печориным, но обещает навестить князя.

Вскоре Красинский действительно приходит к Лиговским, Вера даже представляет его своим гостям.

[править] Сюжет

Сюжет романа строится вокруг приезда из Москвы князя Лиговского, женившегося на юношеской любви Печорина, Вере, пока Печорин служил в гусарском полку. На фоне этого развивается ряд других событий — конфликт с бедным чиновником Красинским, которого Печорин чуть не задавил каретой, и коварная игра с немолодой мадемуазель Негуровой, кавалером которой являлся Печорин, никогда её не любивший.

Образы Печорина и Красинского антитетичны. Печорин — невысокий и нескладной внешности офицер, холодный и расчётливый. Красинский — бедный и лишённый почти всех привилегий чиновник, высокий и красивый, очень эмоциональный — но мелочный стремящийся в своей жизни только к материальному богатству. Между ними возникает серьёзный конфликт, который впоследствии, вероятно, мог развиться в любовное противостояние.

Довольно примечателен отрывок из VI главы, в котором Печорин описывает сюжет старинной картины, который может рассматриваться как намёк на дальнейшее развитие событий:

Сюжет

Действие романа начинается 21 декабря 1833 года в Петербурге. Молодого чиновника, двигавшегося из департамента по Вознесенской улице, сбил гнедой рысак. Попытки извозчиков догнать нарушителя успехом не увенчались.

Пока чиновник, отброшенный на тротуар, приходил в себя, нарушитель порядка добрался до богатого подъезда. Из повозки вышел 23-летний офицер Григорий Александрович Печорин. В Петербурге он, коренной москвич, поселился сравнительно недавно; за его плечами были учёба в университете, служба в гусарском полку и юношеская влюблённость в Верочку Р., которая, выйдя замуж за немолодого князя Степана Степановича, обрела новую фамилию — Лиговская.

Дмитрий Кардовский. Рысак Печорина сбивает Красинского. «Княгиня Лиговская». 1914

Отправившись в тот же вечер в Александринский театр, Печорин встретил там семью Негуровых, за дочерью которых, Елизаветой Николаевной, он начал ухаживать после переезда в Петербург, однако затем стал избегать её. В трактире у театра Печорин встретил сбитого им чиновника, который, узнав своего обидчика, потребовал от офицера раскаяния. Печорин в ответ невозмутимо предложил решить вопрос с помощью дуэли, однако Красинский отказался, ссылаясь на пожилую мать.

Спустя некоторое время мать Печорина, Татьяна Петровна, устроила обед для нескольких знакомых; в числе приглашённых были Лиговские. Для Веры Дмитриевны пребывание в доме Печориных оказалось мучительным: Григорий Александрович изводил её намёками, заставлял вспоминать былое и в итоге довёл до слёз. Во время обеда выяснилось, что князь Лиговской втянут в некую долгоиграющую тяжбу, которую разбирает сотрудник департамента государственного имущества Красинский. Хозяин дома пообещал отыскать нужного чиновника.

Назавтра, узнав адрес Красинского, Печорин отправился к нему на квартиру. В крошечной гостиной его встретила старушка. Чуть позже появился её сын, в котором Григорий Александрович узнал пешехода, сбитого им на Вознесенской улице. Встреча была краткой и прохладной, однако уже на следующий день Красинский прибыл к Лиговским и произвёл приятное впечатление на княгиню.

Через два дня баронесса Р. давала бал, на который съехалось много господ со звёздами и крестами

Для Печорина это мероприятие оказалось тяжким испытанием: он встретил там Елизавету Николаевну, внимание которой стало утомительным, и Веру Дмитриевну, едва ответившую на его поклон. Кроме того, Елизавета Николаевна и Вера Дмитриевна оказываются давними подругами, и Печорин опасается, что они могут рассказать друг другу о нём что-то нежелательное для него.

Княгиня Лиговская — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Княгиня Лиговская», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

В чем заключается трагизм судьбы Печорина?

План

  1. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
  2. Лермонтовский герои — человек трагической судьбы;
  3. Отношение к герою автора;
  4. Моё отношение (рассуждение);
  5. Одиночество героя;
  6. Отношение к другим героям (причины);
  7. К чему (на что?) способен Печорина?
  8. В чём же трагизм Печорина?

В школе мы знакомимся с М.Ю. Лермонтовым в первую очередь как с поэтом. Однако заслуживают читательского внимания не только его стихи, но и прозаические произведения, среди которых наиболее известен роман «Герой нашего времени».

Произведение «Герой нашего времени» имеет большую ценность в литературе, истории и даже психологии человеческой души. Ведь Лермонтов создал образ Григория Печорина, который символизирует собой не только отдельно взятую личность, но и целое поколение молодых людей лермонтовской эпохи. Кроме того, роман глубоко психологический. Неспроста автор построил уникальную композицию произведения, описав события в неправильной хронологии. Именно таким образом перед читателем открывается вся гамма характера и судьбы главного героя.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Самой главной темой произведения стала тема лишнего человека. Именно таким и представлен в книге главный герой романа — Григорий Печорин. Этот человек — выходец из дворянской семьи, приученный к хорошей жизни и светскому обществу. Он умен, образован, обаятелен, но очень скучает среди роскошных балов и званых ужинов. Печорину наскучил не только высший свет, но и вся жизнь в целом

Не радует его ни внимание красивых девушек, ни развлечения, ничего, в свои молодые годы. Этот человек с трагической судьбой, потому как он везде чувствует себя лишним и чужим

Авторское отношение к Печорину не совсем ясно. С одной стороны ему нравится острый ум и искренность в дневниковых записях героя. С другой стороны вряд ли автор понимает Григория Печорина. Печорин — очень противоречивая фигура, а потому и мнение о нем весьма противоречиво. Поэтому автору хотелось, чтобы каждый читатель создал собственное мнение о персонаже.

Мне же Григорий Печорин изначально не понравился как человек. Он показался мне холодным, жестоким и эгоистичным. Но со временем, ближе к финалу романа, Григорий Печорин раскрывается как личность искренняя, способная любить и ищущая смысл жизни. Мне даже жаль этого героя.

Печорин очень одинок, несмотря на то, что его постоянно окружают люди. Максим Максимыч был очень привязан к герою, Григория так же любили и девушки. Но никем из них Печорин не был понят. А ведь Григорий способен на многое. Он обладает большой жизненной силой и энергией, которые, к сожалению, пущены не в то русло.

Трагизм судьбы Печорина заключается в том, что этот человек родился не в то время. В ту эпоху молодым и талантливым людям был закрыт доступ во многие сферы жизни, им нельзя было жить так, как хотелось и высказывать то, о чем хотелось кричать. Потому все благие намерения, все таланты и амбиции Печорина использовались не по назначению.

В поисках Красинского

Очень интересно произведение Лермонтова «Княгиня Лиговская». Краткое содержание романа поможет вам ознакомиться с его сюжетом. Центральным минометном произведения является встреча главных героев. Печорин отправляется искать чиновника в бедные кварталы. Отыскав нужную квартиру, он застает пожилую женщину. Вскоре выясняется, что Красинский — тот самый молодой человек, которого офицер сбил несколько дней назад. Он холодно и надменно общается с Печориным, но обещает навестить князя.

Вскоре Красинский действительно приходит к Лиговским, Вера даже представляет его своим гостям.

Княжна Мери

Кратко Подробно Оригинал

Печорин прибыл лечиться на воды в Пятигорск, где встретил приятеля — юнкера Грушницкого.

Грушницкий — юнкер лет двадцати, сослуживец Печорина, небогатый дворянин, мстительный, трус, клеветник и интриган

В образовавшемся на водах светском обществе блистали Лиговские — княгиня и её прелестная дочь Мери.

Мери Лиговская — княжна, с одной стороны — холодная светская дама, с другой — чувстви­тельная и ранимая, способная на сильные чувства

Грушницкий, очарованный княжной, искал повод для знакомства, но Мери не спешила с ним сближаться. Печорин, напротив, подчёркнуто избегал знакомства с ней, чем вызвал её интерес. Об этом он узнал от местного доктора Вернера, с которым сдружился.

Вернер — доктор, приятель Печорина, невысокий, худой, хромой, внешне непривле­ка­тельный, саркастичный и безразличный, но умный и обаятельный

Спасаясь от скуки, Печорин решил покорить сердце девушки, понимая, что этим вызовет ревность Грушницкого, уже страстно влюблённого в Мери.

От Вернера Печорин узнал, что у княгини гостит очень больная родственница, и по описанию понял, что это Вера, его давняя возлюбленная.

Вера — дальняя родственница Лиговских, замужняя дама, тяжело больна, давняя любовница Печорина, искренняя, нежная, по-настоящему любит его

У Печорина проснулись забытые чувства. Он начал часто бывать у Лиговских, для отвода глаз ухаживая за Мери.

Брифли существует благодаря рекламе:

Печорин искусно дразнил Мери своей холодностью. Постепенно княжна начала думать только о нём и всё меньше внимания обращать на Грушницкого. Тот понимал, что причина — в Печорине, ревновал и подчёркнуто сторонился бывшего приятеля.

Вера тоже начала ревновать и потребовала с Печорина обещание, что он не женится на княжне. Однажды на прогулке Мери призналась Печорину в любви, но он проявил безразличие, втайне наслаждаясь своим достижением — он влюбил в себя девушку, не зная зачем.

Возвращаясь с прогулки, Печорин подслушал разговор офицеров и узнал, что они задумали забавы ради свести его и Грушницкого на дуэли и подсунуть им незаряженные пистолеты. Они были уверены, что Печорин струсит.

Однажды, спрыгнув глубокой ночью с балкона комнаты Веры, Печорин наткнулся на Грушницкого с товарищами. На следующий день Грушницкий во всеуслышание объявил, что Печорин — любовник Мери.

Оскорбленный Печорин вызвал Грушницкого на дуэль. Он рассказал Вернеру о том, что Грушницкий задумал сделать с пистолетами, и доктор согласился быть его секундантом. На дуэли Печорин заявил, что пистолеты не заряжены, и оружие заменили.

Стрелялись на краю обрыва, чтобы даже лёгкая рана была смертельной, а труп списали на черкесов. В итоге Грушницкий погиб.

Узнав о дуэли, взволнованная Вера призналась мужу, что любит Печорина, и муж в негодовании увёз её из города. Только тогда Печорин понял, что Вера дорога ему — она одна любит и принимает его безоговорочно.

Начальство Печорина заподозрило, что тот участвовал в дуэли, и перевело его служить на Кавказ. Перед отъездом он сказал Мери, что не любит её, и в ответ услышал: «Я вас ненавижу».

Художественные особенности[править | править код]

Переход от романтизма к реализмуправить | править код

До «Княгини Лиговской» Лермонтов уже имел опыт работы в прозе: в 1832 году он начал писать роман «Вадим», представлявший собой «лирическую исповедь», в которой отразились мятежные порывы юного автора. Произведение так и осталось незавершённым; исследователи полагают, что в процессе работы Лермонтов осознал: «век романтических Дон Кихотов проходит».

«Княгиня Лиговская» продемонстрировала стремление писателя максимально дистанцироваться от прежних пафосно-возвышенных настроений, однако «печать переходности» в романе всё-таки присутствует. В первую очередь это касается образа Печорина, внешность и характер которого «получены в наследство» от Вадима (правда, в несколько смягчённом варианте). Так, они оба подчёркнуто некрасивы; при этом Вадим откровенно безобразен, а Григорий Александрович — просто неказист. И в том, и в другом персонаже обнаруживаются черты демонизма — в большей либо меньшей степени. Их родство проявляется также в отсутствии дара сочувствия к боли других людей; и Вадим, и Печорин холодны и безжалостны. Элементы романтизма заметны и в прорисовке характера Красинского, предшественниками которого являются неистовые герои из раннего творчества Лермонтова.

Элементы светской повестиправить | править код

С традициями светской повести связана наметившаяся в романе сказовая манера повествования: она характеризуется более широким использованием разговорной лексики и более заметной примесью синтаксических конструкций живой устной речи с её бытовыми интонациями, большей экспрессией, чем в стиле книжно-описательного повествования той поры.
— Лермонтовская энциклопедия

Элементы светской повести, являющейся одним из вариантов романтической прозы, введены в те сцены, где необходимо соблюсти «протокольную достоверность» описываемых событий. Заявка на скрупулёзность при воспроизведении места и времени дана уже в начале произведения, когда автор сообщает, что действие происходит 21 декабря 1833 года в четыре часа дня на Вознесенской улице

Далее внимание к такого рода деталям наблюдается в разных главах: читателю сообщается, что в Александринском театре идёт четвёртое представление «Фенеллы», а во время званого обеда гости обсуждают одну из последних светских новостей — Петербург ждёт картину Брюллова «Последний день Помпеи»

Предельная «топографическая» дотошность при описании маршрутов, по которым перемещаются герои, дала основание писателю Науму Синдаловскому назвать «Княгиню Лиговскую» «одним из самых „петербургских“ произведений Лермонтова»: «Действие разворачивается в совершенно конкретных и реальных декорациях Петербурга — на Невском и Вознесенском проспектах, Екатерининском канале и Миллионной улице».

На протяжении всего романа автор ведёт диалог с читателем, в котором хочет видеть просвещённого человека, способного понимать намёки, послания и рассуждения, а также владеющего «„искусством“ реконструировать избитые штампы». Обращаясь к воображаемому собеседнику, Лермонтов называет его «строгим», «почтенным», «любезным» и даже «возможным» (когда речь идёт о читателях грядущих поколений). Стремление автора к общению идёт опять-таки от «Евгения Онегина»; в то же время оно восходит к традициям светской повести.

Комментарии[ | код]

  1. Мнения исследователей о месте ударения в фамилии княгини расходятся. Т. П. Ден в примечаниях к роману в шеститомном собрании сочинений Лермонтова (1957 г., издательство Академии наук) считает, что «трудно сказать, как ставил Лермонтов ударение в фамилии Лиговских. Вернее всего, что Лермонтов связывал эту фамилию с местностью Ли́гово и ставил ударение на первом слоге. Поэтому отступление от привычного ударения в реплике малограмотного человека подчеркнуто особо — знаком ударения: «… жандарм крикнул, и долговязый лакей повторил за ним: „карета князя Лиговско́ва!“» (стр. 138, строка 11). Окончание «ой» в именительном падеже фамилии Лиговской по орфографии того времени одинаково возможно как при ударении на окончании, так и при ударении на основе». С другой стороны, в более позднем четырёхтомном собрании сочинений (1981 г., издательство «Наука», примеч. И. С. Чистовой и др.) в первой же строке примечаний к роману говорится: «Незаконченный роман „Княгиня Лиговска́я“ (ударение указано в рукописи) был впервые опубликован в 1882 г.»

Художественные особенности

Стоит отметить, что это произведение не стало первым опытом писателя в прозе. Ранее он уже работал над романом «Вадим», который также остался незавершенным.

При анализе «Княгини Лиговской» Лермонтова нужно отметить, что в творческом сознании автора намечается переход к реализму от романтизма. Писатель стремится максимально отстраниться от возвышенных и пафосных настроений. При этом в романе присутствует «печать переходности». Например, у Печорина, как и у Вадима, обнаруживаются демонические черты, оба этих героя безжалостны и холодны к окружающим.

Романтические элементы можно найти и в образе Красинского. Его предшественники — герои из раннего творчества поэта, которые отличались неистовством и обостренным чувством справедливости.

Глава Фаталист

В завершающей части романа Печорин по служебным делам оказывается в казачьей станице. Как-то вечером среди офицеров заходит спор о том, сам ли человек выбирает свою судьбу, или все заранее предрешено. Один из героев, серб Вулич, говорит о том, что является фаталистом — человеком, верящим в судьбу. И если сегодня ночью ему свыше не назначено умереть, то, как бы он к этому ни стремился, он не умрет.

Чтобы доказать свои слова, он предлагает пари: он выстрелит себе в висок, и если неправ, то умрет. На такие страшные условия соглашается только Печорин. Он смотрит собеседнику в глаза и говорит, что сегодня тому суждено умереть. Вулич стреляет себе в висок, но пистолет дает осечку. Следующий выстрел в сторону — боевой. Однако Печорин продолжает настаивать на том, что Вулича ждет смерть, и тот, раздосадованный, уходит.

По пути домой Печорин видит свинью, разрубленную шашкой напополам. Ему говорят, что это чудит один казак, когда выпьет. А наутро ему рассказывают, что тот же казак ночью зарубил Вулича. Печорин решает испытать судьбу и идет на поиски казака вместе с другими офицерами. Казак же, протрезвев, понимает, что произошло, но сдаваться не хочет. Он запирается в хате и обещает убить каждого, кто проникнет внутрь. Печорин, рискуя жизнью, лезет в хату через окно, но остается жив, офицеры успевают связать казака.

Казалось бы, после этого Печорину суждено стать фаталистом. Однако с выводами он не спешит, полагая, что в жизни далеко не все так просто. Максим Максимыч же, которому он пересказал эту историю, тоже не стремится к фатализму. На этом роман заканчивается.

Встречая с князьями Лиговскими

На следующий день Печорин отправляется с визитом вежливости к князьям Лиговским

У них дома он понимает, что дама, которая накануне привлекла его внимание в театре, и есть княгиня Вера. Сам князь при близком знакомстве оказывается недалеким человеком, который сделал предложение руки и сердца исключительно по настоянию родных и близких

Через какое время большой прием устраивает мать Печорина. На него приглашены Лиговские. За столом Вера оказывается неподалеку от главного героя, который завязывает с ней беседу, делая неприятные намеки. В результате женщина сильно расстроена и плачет.

Между тем князь Лиговский практически не обращает на супругу внимания, постоянно жалуясь на затянувшееся в суде дело, которым занимается чиновник по фамилии Красинский. Печорин, чтобы загладить свою вину перед Верой, вызывается встретиться с чиновником, чтобы попросить уделить больше внимания заботам князя.

Сюжет

Светская повесть

В этом романе исследователи обнаруживают элементы светского повествования. Это тоже один из вариантов романтической прозы.

Топографическая дотошность и скрупулезность позволяет считать «Княгиню Лиговскую» самым «петербургским» из произведений автора. Его действие разворачивается в конкретных декорациях реальной столицы Российской империи.

Интересно, что на протяжении всего произведения не прекращается диалог автора с читателем. В нем он предполагает просвещенного человека, который в состоянии понятия послания, намеки и рассуждения. Обращаясь к этому вымышленному собеседнику, Лермонтов называет его «почтенным» и даже «строгим», особенно когда речь идет о грядущих поколениях.

Многие отмечают стремление Лермонтова к обобщению, что, очевидно, является следствием влияния «Евгения Онегина» Пушкина.

Образ Елизаветы Негуровой

Работая над романом, Лермонтов открыто ссылался на собственные переживания, касаемо отношений с Екатериной Сушковой. Прочитав письма к Александре Верещагиной, несложно догадаться, что взаимоотношения главных романных персонажей нашли своей отражения в личной жизни писателя.

С реальной возлюбленной Михаил Юрьевич познакомился в 1830 году, в Москве. Именно ей был посвящен и адресован сушковский цикл стихотворений, представленный в виде лирического юношеского дневника. Встретив девушку спустя 4 года в Петербурге, мужчина снова начинает оказывать Екатерине знаки внимания. Ему удалось добиться взаимных чувств. После чего женщина получила анонимное письмо, завершившее отношения. Аналогично с Елизаветой Негуровой поступил Григорий Печорин.

Сочинение про Веру

Вера не является ведущим персонажем романа «Герой нашего времени». Но это очень важный персонаж — анализируя образ Веры, читателю проще разобраться, каким на самом деле представляется главный герой Печорин.

Печорин и Вера знают друг друга довольно давно — они давние любовники. В образе Веры писатель воплощает жертвенность и всепрощение, на которую способна лишь искренне любящая женщина. Вера не вызывает одобрения лишь в том, что пренебрегла любовью к Печорину и вышла замуж за пожилого, но очень богатого человека. Но есть тому оправдание — она это сделала лишь для того, чтобы сын от первого брака был достойно обеспечен и получил хорошее образование и воспитание. Но сердце Веры отдано Печорину, а не пожилому мужу. Попытки забыть его ни к чему не привели, и Вера хранит верность Печорину, принимая все его достоинства и недостатки. Влюбленная женщина ничего не пытается изменить в неоднозначном характере своего любовника, он дорог ей таким, каков он есть на самом деле.

Автор описывает героиню, как не слишком здоровую, предположительно, больную чахоткой, но очень интересную женщину, глядя на которую, мужчины не остаются равнодушными и находят ее хорошенькой. В романе «Герой нашего времени» нет описания поразительной красоты Веры. Ясно только, что она светловолосая женщина среднего роста, приятная и цвет лица у нее нездоровый. Щеку ее украшает пикантная родинка, а лицо ее выразительное и одухотворенное. Из описания ясно, что Вера — женщина с глубоким внутренним миром, которой удалось покорить сердце Печорина не только достоинствами своей внешности, но и внутренней красотой. Есть что-то такое в Вере, чего нет у других женщин, поэтому Печорин выделил из всех знакомых красавиц именно ее.

Поправлять здоровье Вера приехала в Кисловодск, куда с тайным желанием ее повидать, отправился и Печорин. Из скуки и эгоизма Печорин решил приударить за молодой княжной Мэри. Сделано это было с его стороны больше из эгоизма, в отместку своему приятелю Грушницкому, который был влюблен в Мэри. Вера настолько ослеплена чувствами, что и не догадывается о том, что ее возлюбленный задумал затеять интрижку с княжной. Она присылает ему записку, в которой приглашает его к себе во время отсутствия мужа. Грушницкий между тем, отчаянно ревнуя Мэри к Печорину, следит за ним и видит вылезающим из окна. Окна Мэри и Веры располагались рядом, поэтому ревнивец решил, что Печорин посещал именно Мэри и вызывает предполагаемого соперника на дуэль.

Вера, узнав о предстоящей дуэли приходит в ужас. Она настолько боится, что Печорина убьют на дуэли, что решается опорочить себя, чтобы предотвратить дуэль. Вера рассказывает о своих отношениях с Печориным законному мужу. Муж тут же увозит Веру из Кисловодска.

Только бесповоротно потеряв Веру, Печорин начинает осознавать, что Вера была для него больше, чем любовницей. Никто так не понимал его, как она и не был ему так слепо предан. Ни одна женщина не приняла бы его недостатки и пороки, продолжая любить и не пытаясь переделать их обладателя, как это сделала Вера. Пытаясь догнать свою любовь, Печорин в отчаянии загоняет коня. Наконец осознав, что все окончательно потеряно, главный герой заходится в рыданиях.

Характеристика главной героини

Образ центральной женской героини близок первой возлюбленной Лермонтова — Варваре Лопухиной. Она стала прототипом персонажа. Их романтическая история началась в 1831 году, в студенческие годы писателя. Он настолько любил девушку, что пронес этой чувство в своем сердце почти до самой смерти, по словам троюродного брата. Переезд стал причиной разрыва отношений. В 1835 году Михаил Юрьевич узнает, что Варвара Александровна выходит замуж за Бахметева.

Примечательно, что внешность книжной княгини полностью повторяла портрет Варвары, нарисованный Лермонтовым. Через роман писатель хотел донести до читателей и любимой женщины, насколько сильно тоскует по ней. Многие люди путают понятия, называя главную героиню княжной. Но она была именно княгиней, учитывая разницу статуса, на что автор делал всегда ударения, ведь та не была княжеской дочерью.

Сюжет

Действие романа начинается 21 декабря 1833 года в Петербурге. Молодого чиновника, двигавшегося из департамента по Вознесенской улице, сбил гнедой рысак. Попытки извозчиков догнать нарушителя успехом не увенчались.

Пока чиновник, отброшенный на тротуар, приходил в себя, нарушитель порядка добрался до богатого подъезда. Из повозки вышел 23-летний офицер Григорий Александрович Печорин. В Петербурге он, коренной москвич, поселился сравнительно недавно; за его плечами были учёба в университете, служба в гусарском полку и юношеская влюблённость в Верочку Р., которая, выйдя замуж за немолодого князя Степана Степановича, обрела новую фамилию — Лиговская.

Дмитрий Кардовский. Рысак Печорина сбивает Красинского. «Княгиня Лиговская». 1914

Отправившись в тот же вечер в Александринский театр, Печорин встретил там семью Негуровых, за дочерью которых, Елизаветой Николаевной, он начал ухаживать после переезда в Петербург, однако затем стал избегать её. В трактире у театра Печорин встретил сбитого им чиновника, который, узнав своего обидчика, потребовал от офицера раскаяния. Печорин в ответ невозмутимо предложил решить вопрос с помощью дуэли, однако Красинский отказался, ссылаясь на пожилую мать.

Спустя некоторое время мать Печорина, Татьяна Петровна, устроила обед для нескольких знакомых; в числе приглашённых были Лиговские. Для Веры Дмитриевны пребывание в доме Печориных оказалось мучительным: Григорий Александрович изводил её намёками, заставлял вспоминать былое и в итоге довёл до слёз. Во время обеда выяснилось, что князь Лиговской втянут в некую долгоиграющую тяжбу, которую разбирает сотрудник департамента государственного имущества Красинский. Хозяин дома пообещал отыскать нужного чиновника.

Назавтра, узнав адрес Красинского, Печорин отправился к нему на квартиру. В крошечной гостиной его встретила старушка. Чуть позже появился её сын, в котором Григорий Александрович узнал пешехода, сбитого им на Вознесенской улице. Встреча была краткой и прохладной, однако уже на следующий день Красинский прибыл к Лиговским и произвёл приятное впечатление на княгиню.

Через два дня баронесса Р. давала бал, на который съехалось много господ со звёздами и крестами

Для Печорина это мероприятие оказалось тяжким испытанием: он встретил там Елизавету Николаевну, внимание которой стало утомительным, и Веру Дмитриевну, едва ответившую на его поклон. Кроме того, Елизавета Николаевна и Вера Дмитриевна оказываются давними подругами, и Печорин опасается, что они могут рассказать друг другу о нём что-то нежелательное для него.

Начало истории

Краткое содержание «Княгини Лиговской» Лермонтова поможет составить вам полноценное впечатление об этом произведении, даже не читая его. Действие романа разворачивается в 1833 году в Петербурге. Все начинается с того, что молодой и бедный чиновник на улице попадает под лошадь

Повозка уезжает, однако пострадавший успевает обратить внимание на внешность своего обидчика. Им оказывается состоятельный и тоже молодой офицер Григорий Александрович Печорин

Дома Печорина встречает сестра Варенька, которая ему рассказывает, что у них с визитом были князья Лиговские. Это имя сразу вызывает волнение у офицера.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий