Боги древней греции

Доклад №2

Около пяти тысяч лет назад существовала древняя египетская цивилизация. Она была поистине самой развитой на планет.  Государством правили фараоны, как считалось ожившие боги. Древние египтяне верили, что жизнь не заканчивается смертью, а имеет продолжение в загробном мире. Для благополучной жизни в ином мире для фараонов строили усыпальницы — места погребения и снабжали их заклинаниями для облегчения пути. Заклинания наносили на стены усыпальницы, затем на саркофаг. Чуть позже в руки мумии вкладывали папирус с начертанными заклинаниями. До нашего времени дошла Книга Мертвых — ещё один из памятников Древнего Египта. В нее внесены 200 текстов заклинаний, которые сопровождали умершего в загробном мире. Самые большие усыпальницы, дошедшие до наших дней — это пирамиды на плато Гиза. Четыре величественных пирамиды, носящих имена фараонов — в них захороненных, охраняются не менее величественным сфинксом, имеющим тело льва и голову человека. Построены они четыре с половиной тысячи лет назад. На постройку одной пирамиды уходило до двух миллионов каменных блоков и несколько десятилетий. Например, самая большая пирамида — пирамида Хуфу — весит шесть миллионов тонн. Она самая высокая на планете. Пирамиды были связующим звеном между людьми и богами.

Кроме этих памятников, сохранились гробницы и храмы по всей территории Египта. Так во время Золотого века египетской цивилизации был построен Карнакский храм, самый большой архитектурный комплекс в мире, занимающий 80 га, посвященный богу Амону — царю царей и богу Ра — богу Солнца. На западном берегу Нила сохранился некрополь- Долина Царей. Здесь были погребены фараоны Рамзес ll, Сати l,Тутанхамон.

Так же до наших дней сохранились памятники древнего Египта в виде храмов, посвященных различным богам. Это храм Хатор в Дендере, храм Нефертари, погребальный храм царицы Хатшепсут, архитектурный ансамбль Рамессеум, включающий храм и дворец Рамзеса ll великого. Сохранились и храмы Абидоса, колоссы Абу — Симбеля.

Есть ещё множество других памятников древней цивилизации Египта. Все они говорят о могуществе фараонов.

5 класс

Фонтан (1917)

Марсель Дюшан перевернул мир искусства своим реди-мейд фарфоровым писсуаром «Фонтан». Художник-дадаист представил «Фонтан» на выставке Общества независимых художников, однако на показ работа не была выставлена. Оригинал «Фонтана», сфотографированный в студии Альфреда Стиглица, сейчас утерян, но Дюшан позже сделал несколько копий, которые существуют до сих пор. Произведения представлены в разных общественных фондах: Индианском университете в Блумингтоне, музее современного искусства Сан-Франциско, художественном музее Филадельфии, национальной галерее Канады, центре Помпиду и Тейт Модерне.

В декабре 2004 года в результате опроса среди британских профессионалов по искусству, работа Дюшана «Фонтан» была признана самым великим произведением XX века, набрав 64 % голосов и опередив тем самым картину Пикассо «Авиньонские девицы». Представители журнала The Independent отметили в 2008 году, что Дюшан таким образом изобрёл концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу».

Шумеры: кто они такие

Шумерская цивилизация (дословный перевод «черноголовые») – одна из самых первых, возникших на нашей планете. Само происхождение народа в истории является одним из острейших вопросов: споры ученых ведутся до сих пор. Этому явлению даже дано обозначение «шумерский вопрос». Поиски археологических данных мало к чему привели, поэтому основным источником изучения стала область лингвистики. Шумеры, клинопись которых сохранилась лучше всего, начали изучаться с точки зрения языкового родства.

Примерно 5 тысяч лет до нашей эры в долине рек Тигр и Ефрат в южной части Месопотамии появились поселения, позже выросшие в могучую цивилизацию. Находки археологов говорят о том, насколько развиты в хозяйственном плане были шумеры. Клинопись на многочисленных глиняных табличках рассказывает об этом.

Раскопки в древнейшем городе Шумеров Урук позволяют сделать однозначный вывод о том, что шумерские города были достаточно урбанизированы: там имелись классы ремесленников, торговцев, управляющих. Вне городов обитали пастухи и крестьяне.

Статуя Свободы в Нью-Йорке, США (93 м) где остановиться

Это одна из самых узнаваемых в мире статуй, которую называют «символом демократии и свободы», а также она давно стала символом самого города и всех Соединённых Штатов. Эту роскошную скульптуру изготовили французы и подарили её США к 100-летней годовщине принятия Декларации независимости. Конструкцию стального каркаса колосса разрабатывал сам Гюстав Эйфель. Правда, к столетней годовщине французы не успели уложиться по причине нехватки средств, ведь они пополнялись добровольными пожертвованиями, поэтому «Свобода» прибыла в Америку с приличным опозданием – в гавани Нью-Йорка она появилась 17 июня 1885 года, а привёз её фрегат «Изере». Для транспортировки её пришлось демонтировать на 350 фрагментов, которые были упакованы в 214 ящиков. На сборку статуи на её постоянном месте потребовалось 4 месяца.
На торжественном открытии монумента, состоявшемся в 1886 году, присутствовали тысячи наблюдателей. В результате французский подарок американской конституции запоздал на 10 лет. Внутри статуи расположены 356 ступенек, по которым можно подняться до её короны, а к вершине пьедестала ведут 192 ступени. Между лучами короны сделаны 25 окон – словно освещающие мир небесные лучи и драгоценные камни. Семь лучей короны означают 7 континентов (согласно западной географической традиции учёта континентов) и 7 морей.

Руки в Ноги
Оценить!

10
10010

12345678910

18 самых высоких статуй ХристаВ католичестве степень веры определяется не только соблюдением ритуалов, но и внешними символами

Южная Америка, Азия и католическая Европа – регионы, где расположены самые большие статуи Христа. Самый высокий его монумент расположен в Боливии – 34,2 метра. Если же учитывать корону, то самая высокая статуя Христа – в Польше, 36 метров.

Долгое время различные страны мира соревновались друг с другом в гигантомании – кто поставит самую большую статую Исуса Христа, а, значит, победит всех остальных в уровне веры.

Кристо Рей – Мексика, высота 20,5 метра

Эта статуя стоит в Серро-дель Кубилете, штат Гуанахуато, на высоте 2700 метров от уровня моря. Статуя была завершена в 1944 году, её стиль определяют как ар-деко. Это один из самых значимых религиозных памятников в стране и он находится в географическом центре Мексики:

Статуя Христа-Искупителя Маратеи – Италия, высота 21,25 метра

Эта статуя была сделана из белого и серо-голубого мрамора, полученного из карьеров недалеко от города Каррара.В отличие от большинства других статуй, построенных на пожертвования общественности, Кристо Redentore был возведен за счет средств одного человека –бизнесмена  Стефано Риветти:

Кристо-де-лас-Ноас – Мексика, 21,78 метра

Проект статуи начат в 1973 году, и продолжался 17 лет. В подножии находится ресторан:

Христос Тихого океана – Перу, 22 метров, а также пьедестал высотой 15 метров

Эта статуя была подарком президента Перу Фухимори своему народу. Когда правителя-казнокрада сняли, статую хотели демонтировать как «наследие реакционного режима». Но многотысячные митинга отстояли Христа:

Христос Святого сердца – Мексика, 23 метра

Статуя изготовлена из стекловолокна, стоит недалеко от городка Росарито. Редкий случай цветной статуи Христа:

Разбитый Христос – Мексика, 25 метров

Статуя расположена в городке Сан-Хосе-де-Грасия, и ежегодно привлекает до 100 тысяч паломников:

Христос Рои-де-Уш – Франция, 25 метров

Расположена в городке Ле-Уш, Верхняя Савойя. Возводилась год – с 1933-го по 1934 годы:

Христос милосердия – Никарагуа, 26 метров

Воздвигнута в городке Сан-Хуан-дель-Сур, самая высокая статуя в Центральной Америке:

Статуя Христа-царя – Колумбия, 26 метров

Расположена в городе Кали, возведена в 1953 году. Находится на высоте 1440 метров над уровнем моря, вес 446 тонн:

Христос Реи Дели – Восточный Тимор, высота 27 метров

Эта статуя – подарок правительства Индонезии (в 1996 году, когда Восточный Тимор был ещё провинцией этого государства – получил независимость в 2002 году). Сделана из меди, состоит из 27 секций.

Христос-царь – Португалия, 28 метров

Статую начали возводить в Лиссабоне в 1940 году, закончили в 1959 году. Она считается символом мира, уберегшая Португалию от ужасов Второй мировой:

Христос-Рикуситадо (Воскресший) – Мексика, 30 метров

Статуя находится на кладбища городка Сан-Рафаэле. Возведена в 1970 году из розового гранита:

Благословление Христа – Индонезия, 30 метров

Статуя расположена в городе Манадо. Она сделана из 35 тонн нержавеющей стали и 25 тонн стальных нитей. Деньги на статую собрала местная католическая община. Статуя необычна тем, что имеет наклон на 20 градусов вперёд:

Христос-Отеро – Испания, 30 метров

Статуя расположена в городке Паленсия в провинции Кастилия и Леон. Возведена в 1931 году:

Христос-Искупитель – Бразилия, 30,1 метра

Вероятно, самая известная статуя Христа. Расположена в Рио-де-Жанейро. Построена в 1926-1931 годах. В 2010 году пальцы и брови статуи были повреждены грозой, почле чего в неё были установлены громоотводы:

Христос Вунгтау – Вьетнам, 32 метра

Статуя расположена в городе Вунгтау, её строительство было начато в 1974 году, закончено в 1993-м. Металлические лучи в нимбе являются громоотводом. Статуя выполнена из бетона со вставками из гранита:

Христос-царь – Польша, 33 метра + корона 3 метра

Вместе с короной является самой высокой статуей в мире (36 метров). 33 метра – символизирует возраст Христа. Сделана из бетона и стекловолокна, вес 440 тонн:

Христос мира – Боливия, 34,2 метра

Статуя ещё имеет пьедестал высотой 6,2 метра. Расположена в городе Кочабамба на высоте 2840 метров над уровнем моря. Самая тяжёдая статуя Христа в мире – 2220 тонн. По лестнице внутри статуи (1399 ступенек) можно добраться на смотровую площадку, находящуюся в голове:

[править] Источники

  1. John Heise, Akkadian language. 4. Cuneiform writing system
  2. Емельянов В., Древний Шумер. Очерки культуры. — СПб.:Петербургское востоковедение, 2001. С. 167—168
  3. Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон. — Смоленск: Русич, 2001. С. 219
  4. Babylonia, A history of ancient Babylon (Babylonia) including its cities, laws, kings and legacy to civilization.
  5. Brown P. F. Venice and Antiquity: The Venetian Sense of the Past. — Yale University Press, 1997. P. 156
  6. Kevin J. Cathcart, The Earliest Contributions to the Decipherment of Sumerian and Akkadian

Письменности мира

История • Глиф • Графема • Дешифровка • Палеография • Список языков по системам письма • Создатели

 

Консонантное письмо

Арамейское • Арабское • Джави • Древнеливийское • Еврейское • Набатейское • Пахлави • Самаритянское • Сирийское • Согдийское • Угаритское • Финикийское • Южноаравийское

 

Абугиды /Индийское письмо

Балийское • Батак • Бенгальское • Бирманское • Брахми • Бухидское • Варанг-кшити • Восточное нагари • Грантха • Гуджарати • Гупта • Гурмукхи • Деванагари • Кадамба • Кайтхи • Калинга • Каннада • Кхмерское • Ланна • Лаосское • Лепча • Лимбу • Лонтара • Малаялам • Манипури • Митхилакшар • Моди • Мон • Монгольское • Нагари • Непальское • Ория • Паллава • Ранджана • Реджангское • Саураштра • Сиддхаматрика • Сингальское • Соёмбо • Суданское • Тагальское • Тагбанва • Такри • Тамильское • Телугу • Тайское • Тибетское • Тохарское • Хануноо • Хуннское • Шарада • Яванское

 

Абугиды /
Другие

Скоропись Бойда • Канадское слоговое • Кхароштхи • Мероитское • Скоропись Питмана • Письмо Полларда • Соранг Сомпенг • Тана • Скоропись Томаса • Эфиопское

 

Линейные алфавиты

Авестийский • Агванский • Армянский • Басса • Бютхакукия • Вагиндра • Венгерские руны • Глаголица • Готский • Скоропись Грегга • Греко-иберский • Греческий • Грузинский • Гьирокастро • Дезеретский • Древнепермский • Древнетюркский • Кириллица • Коптский • Латиница • Мандейский • Малоазийские • Международный фонетический • Маньчжурский • Нко • Обэри-Окаимэ • Огамический • Ол-чики • Руны • Северноэтрусские • Старонубийский • Сомалийский • Старомонгольский • Древнеливийский (Тифинаг) • Фрейзера • Эльбасанский • Этрусский • Хангыль

 

Нелинейные алфавиты

Шрифт Брайля • Азбука Морзе • Шрифт Муна • Оптический телеграф • Семафорная азбука • Международный свод сигналов • Тюремная азбука

 

Идео- и пиктограммы

Астекские • Дунба • Месоамериканские • Микмак • Миштекские • Нсибиди • Токапу

 

Логографическое
письмо

Китайское: Традиционное • Упрощённое • Тьы-ном • Кандзи • ХанчаПроизводные от китайского: Киданьское • Чжуанское • ЧжурчжэньскоеЛого-силлабическое: Анатолийское • И • Клинопись • Майя • ТангутскоеЛого-консонантное: Египетское письмо (иероглифика, иератика, демотика)

 

Слоговое письмо

Афака • Ваи • Геба • Древнеперсидское • И • Катакана • Кикакуи • Кипрское • Кпелле • Линейное письмо Б • Манъёгана • Нюй-шу • Хирагана • Чероки • Югтун

 

Переходные слого-алфавитные

Палеоиспанское • Чжуинь

 

Узелковые системы

Кипу • Узелковое письмо в Китае

 

Нерасшифрованные

Библское • Винча • Древнеханаанейское • Иссыкское • Кипро-минойское • Критские иероглифы • Линейное письмо А • Миштекское • Долины Инда • Цзяху • Полей погребальных урн • Протоэламское • Ронго-ронго • Рукопись Войнича • Протосинайское • Табличка из Диспилио • Фестский диск • Эламское линейное

 

Вымышленные
и мнимые

Дохристианская письменность у славян • Кирт • Сарати • Тенгвар

 

См. также

Мнемоника • Стенография • Носители: Бумага • Глиняные таблички • Папирус • Пергамент (Палимпсест)

Птица в пространстве (1923)

«Птица в пространстве» — это цикл скульптур румынского художника Константина Бранкузи, первая из которых была отлита в 1923 году. Семь из них выполнены из мрамора, девять — из бронзы

Вместо того чтобы сосредоточиться на физическом изображении птицы, Бранкузи основное внимание уделял символизму полёта. Лишив животное крыльев и перьев, удлинив клюв и туловище, появилась гладкая форма

Оригинальная скульптура установила рекорд в 2005 году, когда была продана на аукционе Кристиз в Нью-Йорке за 27,5 миллиона долларов. Эта скульптура сделана из мрамора и камня в 1922—1923 годах. Её высота — 1 метр 21 сантиметр.

В настоящее время оригинальная мраморная версия находится в Музее искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке.

Писающий мальчик

Главная достопримечательность Брюсселя. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке. Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов.

По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы.

Начиная с 1695 года статую неоднократно похищали, в последний раз статую украли в 1960-е годы, после чего её в очередной раз заменили копией.

Рассмотрите иллюстрации

На картине мы видим реку Нил, зеленеющую травами пойму реки, редкие деревья южного типа (пальмы, акации), правда почему-то не видим заросли тростника по берегу реки. В долине мы видим светло-коричневые участки — возможно, это ил, оставшийся после разлива. Пойма реки ограничена крутыми скалами. Вероятно, это начало зимнего периода, когда Нил находится в своих обычных берегах, а берега еще полны влаги.

В моем регионе очень много зелени, травы и деревья. Есть река, но нет гор. Для моего региона в отличие от Египта характерен большее количество деревьев и постоянный зеленый покров в летний период.

Речь идет о палетке Нармера. У нее есть две стороны — аверс и реверс. На аверсе смысл композиции раскрывается иносказательным языком в сценах, расположенных фризообразными регистрами. В центре изображены переплетённые длинношеие львы, которых держат на поводках двое бородатых мужчин. Их шеи обрамляют круг палетки Нармера, что может, по мнению учёных, символизировать насильственное объединение двух частей страны.

В верхнем регистре, над серпопардами, видна фигура правителя Древнего Египта. Он одет в тунику, завязанную через левое плечо и подпоясанную бычьим хвостом. Фараон представлен в «красной короне» правителей Нижнего Египта, увенчивающей его в знак победы над ними. В руках у него жезл и цеп. Он участвует в процессии вместе с шестью приближёнными к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Двое из свиты изображены спереди и позади фараона и предположительно являются высшими чиновниками. Внизу изображён бык, разбивающий рогами вражескую стену и олицетворяющий царя.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 6На обратной стороне палетки изображён царь Нармер, который замахивается булавой на пленного северянина. Фараон держит пленного за волосы. Фигура Нармера занимает центр композиции. На нём те же одежды, но голову венчает уже «белая корона» Верхнего Египта. Над царём бог Гор в виде сокола держит в лапе веревку, продетую сквозь губы пленника. Голова пленника поднимается из иероглифического знака земли. Под изображением сокола помещены шесть стеблей папируса. Стебель папируса в египетской системе счёта означает тысячу. Сокол на пиктограмме символизирует царя, который захватил в завоеванной им стране шесть тысяч пленников.

За головой пленника справа изображена острога, а под ней — прямоугольник с волнистыми линиями, что может означать наименование страны — «на берегу моря». Часть египтологов считает, что это ранние иероглифы, обозначающие «гарпун» и «озеро».

Внизу палетки видны изображения убегающих врагов. Две распростёртые фигуры обнажённых мужчин могут изображать как пленённых, так и мёртвых врагов. Их головы повёрнуты в противоположную сторону от фараона и носильщика сандалий.

Стоит обратить внимание, что изображенные на палетке фигуры имеют разный масштаб. Традиционно в египетских рисунках и рельефах размер фигуры зависел от социальной значимости персонажа

Именно поэтому фараон изображен самым большим на рельефе.

Подумайте. Что означают слова из хвалебной песни египтян Нилу: «Все живут благодаря ему»?

Чтобы понять эту фразу, достаточно посмотреть на примерный перевод гимна, посвященного Нилу.

«О Нил, всемогущий, дарующий жизнь среди скал и пустыни!Долина твоя — как зеленый оазис надежды.Акации, пальмы, высокий папирус растут вдоль твоих берегов.И много животных и птиц находят еду и защиту в густых этих зарослях.

Когда же вода убывает в тебе, О великий Нил,То солнце, светило небесное, землю кругом иссушает.Живое в долине твоей, умирая от жажды,К тебе с мольбой обращает печальные взоры,Молясь неустанно великому ХАПИ, послать поскорее разлив твой,Вернуть жизнь в долину.

Когда же вода твоя красная вновь появлялась с верховьев.О Нил, все живое кругом ликовало от счастья, развивалось и пело.Хвала тебе, Нил, приносящий с водою и ил плодородный, который,Когда ты в свои берега возвратишься, дает урожаи не малые,Кормит людей и дает им уверенность в завтрашним дне.»

Структура Библии

Писание создавалось множеством авторов на протяжении долгого времени. Название не является изначальным и не используется в самих текстах. Содержание Библии разных конфессий отличается из-за разницы в переводах и списке дополнительных текстов. Первым полным христианским вариантом считается греческая рукопись 4 века н. э.

Библию принято разделять на две значительные части, каждая из которых представлена разным количеством специальных канонических (признанных церковью) и дополнительных книг:

  • Ветхий завет: язык оригинала – древнееврейский и арамейский (часть текстов); описывает период от создания Вселенной и человека до разрушения Иерусалима; основная часть текстов повествует о еврейском народе;
  • Новый завет: язык оригинала – древнегреческий; описывает жизнь, просветительскую деятельность, смерть, воскрешение, вознесение Иисуса Христа; содержит хронологическое описание жизни апостолов (ученики Христа); особо выделяется одна книга-пророчество о наступлении Апокалипсиса.

Рис. 1. Ветхий Завет.

Золотой Будда

Самая большая в мире цельнолитая золотая статуя расположена в бангкокском храме Ват Траймит — в ней около трех метров, а весит она более пяти тонн.

В период войны с Бирмой статуя была намеренно покрыта гипсом, а затем никто уже не мог раскрыть секрета этого Будды. До 1957 года на статую особо не обращали внимания — до тех пор, пока она не была перевезена на новое место. Согласно слухам, во время перевозки начался дождь, перед которым статуя из-за своего веса ещё и упала с перевозившего её крана; она была укрыта от дождя, но вода всё равно смыла покрытие с одного из участков в достаточной степени, чтобы один их монахов заметил странный блеск. По другой версии, от падения гипс потрескался.

Клинопись: основные принципы

Что же представляло собой клинописное письмо? Как ни парадоксально, шумеры не умели читать: принцип письма был не тот. Написанный текст они видели, ведь основой было идеографическое письмо.

На начертание во многом повлиял материал, на котором писали – глина. Почему она? Не будем забывать, что Месопотамия – район, где практически нет деревьев, пригодных для обработки (вспомним славянские берестяные грамоты или папирус египтян, сделанный из стебля бамбука), не было там и камня. А вот глины в разливах рек было предостаточно, поэтому она широко использовалась шумерами.

Заготовка для письма представляла собой глиняную лепешку, она имела форму круга либо прямоугольника. Наносились знаки специальной палочкой, именуемой капама. Она изготавливалась из твердого материала, например, из кости. Наконечник у капамы был треугольный. Процесс письма заключался в том, чтобы погрузить палочку в мягкую глину и оставить определенный рисунок. Когда капама вытаскивалась из глины, удлиненная часть треугольника оставляла след похожий на клин, поэтому и название — «клинопись». Чтобы сохранить написанное, табличку обжигали в печи.

Главные боги Египта

В период Раннего царства каждый крупный город египтян имел свой пантеон богов, именуемый эннеада. Среди верховных божеств все-таки на территории всей страны выделялось 9 основных существ.

Бог Ра в Древнем Египте являлся верховным существом и олицетворял солнце. Он изображался с человеческим телом и соколиной головой, над которой располагалось изображение Солнца.

Рис. 1. Бог Амон-Ра.

В разных городах имя Ра изменялось на Амон-Ра или Хнум-Ра. Именно он создал окружающий мир и стал им управлять. Для людей это было самое счастливое время.

Его божественная сила была заложена в имени. Чтобы обрести эту силу, другие боги всеми способами пытались его узнать, но тщетно. Лишь в глубокой старости Ра раскрыл секрет своего имени и дорого за это поплатился.

Рассердившись, Ра покинул Землю и ушел на небеса, но продолжил заботиться о людях. С тех пор ежедневно на лодке Атет он движется по небосводу, а чуть выше его головы зияет золотой круг, символизирующий солнце. В полдень он меняет лодку и на другом челноке направляется в подземное царство. Там он встречается с гигантским чудовищем Апопом, олицетворяющим сумрак. Между ними случается битва и Ра всегда побеждает, но Апоп вновь возвращается на следующий день на свое место и вновь готов к схватке со светом.

Бог Осирис был правнуком Ра и выполнял обязанности правителя мира. Он вступил в брак с богиней Исидой и обучил людской род многим нужным ремеслам и умениях. Его брат, бог по имени Сет, живущий в пустыне, завидовал Осирису. Выбрав момент, Сет атаковал Осириса и умертвил брата, а тело разделил на 14 кусков и разбросал по миру. Вскоре части Осириса были найдены Исидой, собраны вместе и в подземном царстве собраны в мумию, ставшую первой в истории Египте.

Рис. 2. Бог Осирис.

Исида была очень популярна в Египте за счет того, что являлась богиней плодородия и материнства. Она родила от Осириса Гора – бога, правившего последним в Египте до фараонов. Гор изображался древними художниками с головой сокола и телом человека. Он решил отомстить за отца и вызвал Сета на бой, в котором одержал над ним верх, а затем изгнал побежденного в пустыню. Гор сумел оживить своего родителя, отдав за его воскрешение свой левый глаз. С тех пор Осирис – правитель загробного мира.

Кроме Осириса, Сет приходился братом Исиде и Нефтиде, которую взял себе в жены. Сет являлся богом пустынных бурь, войны и хаоса. Он являлся воплощением зла и представлялся в виде человека с головой осла.

Египтяне почитали Нефтиду как богиню творения, пронизывающего пространство и время, всего того, что нельзя почувствовать на ощупь или увидеть.

Долгий XIX век (1789–1914 гг.)

Термин «Долгий XIX век» означает период времени, на протяжении которого в мире доминировали империи. В первую очередь — Британская и Российская. Их противостояние получило название «Большая игра», которая закончится лишь тогда, когда все умрут. Появилось новое государство в Северной Америке — США, которые однажды станут доминирующей мировой силой. Долгий XIX век длился 125 лет. Он вышел за рамки девятнадцатого столетия: начался немного раньше и закончился чуть позже.

Началом Французской революции и Долгого XIX века стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года. Под лозунгом «Свобода! Равенство! Братство!» монархия была низложена, а королева Мария-Антуанетта с королём Людовиком XVI отправились на гильотину. В общем-то, весь этот период прошел под подобными лозунгами — в моду вошли коммунистические идеи. После революции Францию объявили республикой, однако вскоре произошел ещё один государственный переворот. Во главе государства оказался Наполеон Бонапарт, а молодая республика хоть и ненадолго, но превратилась в империю.

Сами Наполеоновские войны иногда называют Нулевой мировой войной, так как они оказали влияние на большую часть мира.

Окончательно перестала существовать Священная Римская империя, начались освободительные войны в южноамериканских колониях и в Африке.

В XIX веке произошла промышленная революция, которая изменила мир так же сильно, как в своё время неолитическая. Человеческая цивилизация перешла от аграрного общества и ручного труда к индустриальному обществу с фабриками и заводами. Порох и уголь стали править миром, закрепив капитализм в качестве господствующей мировой системы хозяйства. Так как теперь уголь и металлы потреблялись в огромных количествах, появилась необходимость и в средствах для их перевозки. Развитие паровых двигателей позволило в 1804 году построить первый паровоз. Вскоре сеть железных дорог раскинулась по всей Европе и стала основной транспортной артерией. Вместе с промышленными грузами мобильность получили и люди. Путь, который ещё недавно занимал недели, теперь мог быть преодолён всего за пару дней, а то и вовсе за несколько часов.

Паровоз («Ракета»), построенный в 1829 году, ставший основным локомотивом одной из первых общественных дорог Манчестер — Ливерпуль.

Сейчас нам нужно вспомнить о бронзовом коллапсе, произошедшем в XV–XII веках до нашей эры. В ту эпоху люди разучились определять долготу, и вот только в XIX веке нашей эры наконец снова появился дешёвый способ определения координат. Вместе с общей возросшей мобильностью человечества и технологическим развитием это помогло ликвидировать все «белые пятна» планеты. Только в XIX веке появилась идея всеобщего обязательного образования, а все науки стали бурно развиваться, в первую очередь медицина. Снижение детской смертности спровоцировало небывалый рост населения, и всего за одно столетие общее число людей на планете удвоилось (с одного до двух миллиардов). В результате большая часть цивилизации отказалась от рабства, ведь появилось достаточно много людей, готовых работать добровольно за весьма скромную плату. И это выходило даже дешевле, чем закупать, перевозить и постоянно содержать рабскую силу.

Со стороны всё смотрится отлично: крупнейшие империи поделили мир на сферы влияния; произошло развитие гражданского общества; рабочие, ещё недавние рабы, теперь открыто отстаивали свои права, организовывали профсоюзы; у детей наконец-то появилось нормальное детство. Даже женщин начали признавать полноправными членами общества — это вообще произошло впервые в истории человеческой цивилизации. Однако возросшая вдвое численность вида означала, что места хватит не всем. Началась Первая мировая война, в огне которой сгорели почти все существовавшие на тот момент империи. Война, которая закончила затянувшийся XIX век и положила начало Новейшему времени.

Акведук в Сеговии

Фото: Bernard Gagnon / Wikimedia commons

Древнеримский водопровод — самый длинный из сохранившихся в Западной Европе — расположен рядом с испанским городом Сеговия. Построен Old Town of Segovia and its Aqueduct около 50 года нашей эры. Акведук тянется на 15 с лишним километров, в самом высоком месте строение достигает 28 м.

Испанцы в древности придумали легенду La leyenda que cuenta que el Acueducto de Segovia fue obra del diablo об акведуке: якобы его построил дьявол, которого об этом в обмен на душу попросила молодая девушка, уставшая таскать воду с горы в кувшине. Он соорудил водопровод, но не успел вложить в него последний камень, как пропел петух, и владыка ада был вынужден вернуться в преисподнюю. Так душа девушки осталась при ней, а в дыру на месте отсутствующего камня установили статую Богоматери Нуэстра Сеньора де ла Кабеса.

В самом деле, тяжело представить, что огромный акведук — плод труда римлян, а не результат колдовства нечистой силы. Он построен Old Town of Segovia and its Aqueduct  из 24 000 гранитных блоков, соединённых между собой без раствора.

Мифологические особенности

Свое происхождение мифологический бог Юпитер ведет из представлений индоевропейцев и праиндоеврпоейцев о верховном боге-громовержце Диэусе.

Рис. 1. Бог Юпитер.

Именно поэтому у него было достаточно соответствий в мифологии других народов, например, Тор или Доннер у древнегерманских племен, а также Перун в славянской мифологии и похожее божество у литовских племен.

В греческой мифологии, то есть более ранней по времени возникновения, Юпитеру соответствовал Зевс. Он был не только покровителем неба, молний и грома, но и ассоциировался с карающей силой, судьбой, покровительствовал городской жизни и общественному порядку. Атрибутами Зевса были орел и скипетр, они сохранились и в римской мифологии у Юпитера. Римляне часто изображали его как бородатого мужчину на троне с этими атрибутами.

Отцом Юпитера считался верховный бог Сатурн, а супругой и сестрой — Юнона. Она покровительствовала браку и семье. Детьми Юноны и Сатурна римляне считали следующих богов:

  • Вулкан. Бог огня, соответствовал Гефесту из древнегреческой мифологии;
  • Диана. Богиня животного мира и охоты, соответствовала Артемиде в мифологии древних греков;
  • Ювента. Богиня юности;
  • Марс. Бог войны, как Арес у греков;
  • Беллона. Богиня защиты Родины и подземного мира;
  • Прозерпина.

    Богиня подземного царства, как Персефона в Древней Греции;

  • Меркурий. Бог торговли и обогащения. Аналог древнегреческого Гермеса.

Если древние греки большую часть своей истории жили в небольших по площади полисах, то римляне в 27 года до н. э. провозгласили империю. Ее верховным богом в дохристианский период стал Юпитер.

В царский и республиканский периоды истории Древнего Рима соседями римлян было племя этрусков. В этрусской мифологии Юпитеру соответствовал бог Тиния или Тинс.

Рис. 2. Римский бог Юпитер.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий