Чему учит сказка быль пришвина кладовая солнца. пришвин m

Глава 10

Уж закончился день и наступил тихий вечер. Настя рыдала рядом с пнем, а Травка чуяла хлеб и очень хотела есть. Но она не могла сама рыться в корзине, поэтому просто села рядом с девочкой и завыла, вторя ее беде.
Вдруг услышала Травка, как лисица охотится за зайцем. И решила собака по-волчьему перехватить русака. Затаившись рядом с кустом можжевельника, она дожидалась зайца. Но старый русак остановился в секунду, когда собака совершила прыжок. Так собаку и перенесло через зайца. Косой, не теряя времени, ринулся по Митрашиной тропинке, а Травка с лаем бросилась следом.
Серый помещик, снова услышав собаку, понесся прямо к Слепой елани.

Герои повести

Настя и Митраша – сироты, которых опекает всё село. Насте 12 лет, она похожа на Золотую Курочку на высоких ножках, её волосы отливают золотом, веснушки частые и крупные, как золотые монетки, а носик чистенький и торчит вверх. Митраша на 2 года младше, упрямый и сильный. Он коротенький, но очень плотный, лобастый, с широким затылком. За такую внешность он получил прозвище «Мужичок в мешочке». У него тоже был торчащий вверх носик и веснушки.

От родителей детям досталось большое хозяйство (корова, тёлочка, коза, овечки, куры, поросёнок), и они с ним прекрасно справлялись. Рассказчик их характеризует как детишек умных, дружных, готовых помогать на общественных работах, так необходимых во время войны. Рассказчик очень тепло относится к детям, как и остальные жители села, называет их нашими любимцами.

Дети работали не покладая рук, как взрослые. Настя вставала до рассвета и хлопотала по хозяйству до ночи, выполняя все женские обязанности. Митраша делал деревянную посуду, выполнял мужские обязанности и принимал участие в общественных делах.

Митраша строптив, его любимая присказка «вот ещё». Но он упорен, решает идти по компасу на север во что бы то ни стало.

Мальчик умён, но у него мало жизненного опыта. Именно поэтому он попадает в болотную западню, но выживает не только благодаря Травке, но и своей смекалке.Настя вспыльчива, как и брат, хотя она старше. Но ей только 12 лет, и она не всегда может отвечать лаской на упрямство брата. Рассердившись, она краснеет, как кумач, плюет в сторону брата и забывает о нём на целый день. Девочка увлекается сбором клюквы и за день набирает огромную корзину. Настя от жадности к клюкве теряет свой милый облик. Она ползает мокрая и грязная, «бывшая Золотая Курочка». Когда Настя очнулась, она раскаялась в своей жадности. А передача клюквы сиротам из Ленинграда была искуплением за её проступок, хотя никто, кроме рассказчика, её и не осуждал.

Собака Травка – полноценный герой повести. Она наделена человеческой душой. У неё случилось горе, ужасное несчастье – смерть хозяина. Травка – рыжая гончая собака с черным ремешком по спине и с чёрными полосками под глазами с загибом вроде очков.

Травка, по словам Антипыча, понимает всё лучше людей. Смысл жизни Травки в том, чтобы работать на хозяина, для него она ловила зайцев. И после его смерти собака часто забывалась и приносила зайцев к разрушенной сторожке Антипыча.

Для Травки всё человечество было Антипычем, только с разными лицами. Своим воем Травка призывала к себе Антипыча, это была мольба о человеке. И брат, и сестра неправильно произносят её имя. Настя по ассоциации называет её Муравкой, а Митраша называет её настоящее имя Затравка, от которого отпало начало. Травка откликается на любое из имён, как в каждом человеке видит Антипыча или его врага. Она обретает своего хозяина, молодого Антипыча – Митрашу.

Антипыч подобен волшебному мудрецу. Его возраст никому не известен (больше 80 лет и меньше 100). Рассказчику казалось, что Антипыч никогда не умрёт. Антипыч – хранитель правды. Эту тайну у него пытается выведать рассказчик. Но Антипыч не говорит, где правда, а обещает шепнуть на ушко травке перед смертью. В 11 главе Пришвин догадывается, что это правда вековечной борьбы людей за любовь.

Повесть написана от первого лица множественного числа (мы). Это редкая форма повествования, связанная с идеей превосходства коллективного над личным.

Домик лесника

Особенно трогательно и проникновенно автор рассказывает о жизни Антипыча в этом дремучем и страшном месте. У него была маленькая избушка, которую он занимал вместе со своей собакой Травкой. Этот человек был местным лесником, и, несмотря на унылую обстановку, в которой ему пришлось жить, он сохранил теплые человеческие чувства ко всему окружающему. Очень большое значение этим второстепенным персонажам придавал М. Пришвин. «Кладовая солнца» — это не только история детей, но и повествование о жизни человека на природе. К моменту действия повести Антипыч умер, и в его маленьком домике осталась только одна Травка. Она охотилась на зайцев, не подозревая, что ей самой угрожает опасность, так как поблизости постоянно рыскал страшный волк, прозванный местными жителями Серым Помещиком.

Флоридская пума: описание

Мнения о героях

При подготовке школьного урока по рассматриваемому произведению поможет отзыв. «Кладовая солнца» по праву считается одним из лучших произведений Пришвина. Именно в данной повести в полной мере проявился его талант как писателя-художника, воспевшего красоту русской природы. Читатели в один голос утверждают, что главные персонажи сказки, брат Митраша и его сестра Настя, получились на редкость удачно.

Смелый, отважный мальчик, стремящийся быть самостоятельным, и рассудительная, умная девочка сразу завоевали симпатии поклонников, любителей творчества писателя. По их наблюдению, автор умело построил повествование на контрасте их характеров. Отзыв («Кладовая солнца», таким образом, стала не только сказкой-былью о приключении на природе, но интересной историей о взаимодействии двух так не похожих друг на друга людей) о книге показывает сохранение интереса у современных читателей к этой простой и несколько наивной повести. Все они отмечают увлекательный сюжет, подробную психологическую характеристику действующих лиц и красочное описание пейзажа.

Герои произведения Кладовая солнца Пришвина сочинение

Митраша

Главным героем данного произведения является маленький мальчик, который жил со своей сестрой. Они очень рано остались сиротами и сами ведут хозяйство. Этот самостоятельный ребенок во всем помогает своей сестре, он многому научился от своего отца, когда тот был живой. Митраша делает своими руками утварь их дерева, которую потом продает. С сестрой они живут очень дружно, Митраша любит ее.

После смерти родителей им досталось небольшое хозяйство и имущество, в котрое входили: маленький дом, телка по кличке Зоря, козочка, овца, куры, петух по кличке Петя и поросенок. И брат с сестрой заботились и ухаживали за всеми животными.

Настя

Старшую сестру Митраши зовут Настя, она старше его на два года. Она занимается всем женским хозяйством, которое выпало на ее хрупкие плечи. Она доит коров, а также загоняет их в стадо, также делает все по дому. Их очень сплотило то, что они остались без родителей и были горой друг за другом.

Антипыч

Кроме основных героев, в произведении присутствуют и второстепенные персонажи, например, долгожитель лесник Антипыч. Он мудрый и умный старик. Все люди его уважали и прислушивались к его советам, учились чему-то у него. Старик Антипыч жил со своей собакой. К нему в гости частенько захаживали охотники.

Травка

Из животных персонажей присутствует такой персонаж как собака по кличке Травка. Она продолжала жить у жилища лесника, даже после его смерти, преданная была. Однажды, отправившись на охоту, она увидела в болоте мальчика Митрошу и смогла спасти ему жизнь. Так она и пошла за детьми и обрела новых хозяев.

Хоть и ребята были всегда дружны между собой, однажды они все-таки поругались, когда решили собрать клюкву. Тропа в лесу разошлась и Митраша решил пойти по трудному пути, а его сестра по другой дороге, в результате дети поссорились, ведь брат не послушал Настю.

Серый Помещик

Еще одним животным из персонажей был волк, прозвали его Серым Помещиком. Он истреблял скот людей и кидался на собак. Волк был неуловимым, ведь всех его сородичей вокруг истребили, а он оказался непойманным. В итоге его пристрелили Митроша.

Рассказчик

Также некую роль в произведении играли рассказчик. Именно они повествовали всю историю. Они были работниками, которые исследовали болото.

«Кладовая солнца» весьма оригинальное произведение, которое включает в себя и сказку-быль и жизнь. В произведении присутствуют и выдуманное, и реальное. Еще с самого начала идет этот переплет выдуманного и правдивого. Придумано название села и болота, место, где проживали дети, а события, которые описывались в произведении были реальными.

Все о чем говорилось в произведении сыграло немалую роль в жизни Матроши и Насти. Это и ель, болото, лось собачка по кличке Травка.

Произведение «Кладовая солнца», в принципе, как и любая сказка со счастливым концом. Дети изменились в лучшую сторону, это сотворилось из-за того, что им пришлось перенести нелегкие испытания в своей жизни. Наши герои поняли, что нужно быть внимательными друг к другу, что нужно заботиться о своих родных и близких людях, животных.

Сцена на болоте

Настя нашла полянку с клюквой и так увлеклась ее сбором, что позабыла о ссоре с братом. А последний между тем углубился в самую чащу леса, пока, наконец, не набрел на болото. Читатели справедливо указывают, что писатель не зря так подробно описал весь путь, который прошел мальчик в поисках ягоды: по их словам, образ мрачной глуши, темных деревьев, пустой местности создает ощущение опасности и надвигающегося несчастья. Как никто другой из советских писателей, умел создавать атмосферу таинственности в природе М. Пришвин. «Кладовая солнца» — яркий тому пример. Развернутое повествование о путешествии Митраши по болоту, по мнению читателей, — один из самых интригующих моментов во всей книге. Сцена, созданная автором, и завораживает, и пугает одновременно, поэтому последовавшее за тем происшествие производит двойной эффект.

История создания

Повесть-сказка «Кладовая солнца» была написана примерно за месяц и закончена в начале июня 1945 г. Пришвин принял участие в конкурсе на лучшую книгу для детей, объявленную Министерством просвещения РСФСР. Пришвин на конкурсе победил, и произведение напечатали в журнале «Октябрь» №7 за 1945 г.

С 1941 по 1945 гг. Пришвин был эвакуирован в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса торфоразработчиками. Там он наблюдал жизнь детей-сирот, десятилетней Сони и одиннадцатилетнего Бори, которые успешно справлялись с хозяйством. Они стали прототипами 12-летней Насти и 10-летнего Митраши.

Пришвин не имел четкого замысла, первоначально собираясь описать, как в лесу дети поссорились и пошли собирать клюкву разными тропами. Дальнейший сюжет сложился сам собой в процессе написания.

Пришвин долго размышлял над названием. То он хотел назвать повесть по прозвищам главных героев («Золотая Курочка и Мужичок в мешочке»), по их отношениям («Друзья»), то по месту действия («Тропа испытаний», «Блудово болото»), то по проблематике («Правда Антипыча», «Друг человека»). Метафора «Кладовая солнца» придумана вовсе не Пришвиным. Это точное выражение он нашёл в исследовании о болотах, где они назывались так, потому что хранили солнечные огонь и тепло, заключенные в растениях.

Сочинения

Пришвин — писатель, которого долгое время не признавали, а его произведения были не востребованными и только в последние десятилетия на данного автора обратили внимание, оценили его работы и стали активно изучать. Однако до конца Пришвина пока так и не изучили

Тем не менее, автора прекрасных работ, в том числе и сказок, изучают в школе. Вот и мы познакомились с прекрасным произведением, сказкой — былью под названием Кладовая солнца Пришвина, чей анализ ниже и представляем вниманию читателей.

Пришвин Кладовая солнца анализ

Анализируя работу М. Пришвина Кладовая солнца, мы попадаем в одну деревню, где знакомимся с героями произведения. Это сироты Митраша и его старшая двенадцатилетняя сестра Настя. Это тяжелое послевоенное время, однако детям удается выживать, ведь имеется и небольшое хозяйство, да еще и соседи добрые и постоянно помогают, называя ребят любимцами. С первых строк описания, мы видим, насколько любит автор своих героев, он внимателен к ним и с любовью знакомит нас с детьми, которым рано пришлось повзрослеть и возложить на свои плечи домашнее хозяйство. Используя образы детей, Пришвин показывает, насколько трудолюбивы крестьяне и с любой трудностью и сложностями они способны справиться.

Сам сюжет незамысловат. Дети в рассказе не идеальные, они также ссорятся и мирятся, но в то же время они самостоятельны. Однажды они собрались к палестине на клюквой. Но куда идти не знали, вот и пошли наугад. Митраша еще и ружье захватил, ведь в лесу живет голодный волк.

Словом, пошли дети за приключениями и они их быстро настигли. Не найдя компромиссного решения, дети пошли разными дорогами и это все чуть не завершилось плачевно. Митраша угодил в болото, которое чуть его не засосало, а сестра, увлекшись собиранием ягод, не сразу заметила, что ее брата долго нет и что он нуждается в помощи. Но все закончилось хорошо. Митраша спасен, брат и сестра помирились, стали добрее и умнее и даже все ягоды отдали детям, которые были эвакуированы из Ленинграда.

В нашем анализе хочется отметить, насколько интересно обыгрывает писатель в своей работе Кладовая солнца сказочные мотивы. Читаешь произведение, и не сомневаешься, что описываются реальные жизненные ситуации. Прекрасно описана здесь и природа, где автор не только описывает ее красоту, но и оживляет ее. Так, когда дети ссорятся, начинает выть ветер, как бы предупреждая, что дальше будут испытания и сложности. Когда мальчик подходил к болоту, даже деревья и кусты пытались заслонить его от опасности, густо став на пути мальчика. Природа не бездействует, а всячески пытается помочь человеку.

Завершая анализ произведения Пришвина для 6 класса, скажу, данная работа пришлась мне по душе и я с удовольствием ее прочитал от начала и до конца, переживая за детей и за их судьбу.

Домик лесника

Особенно трогательно и проникновенно автор рассказывает о жизни Антипыча в этом дремучем и страшном месте. У него была маленькая избушка, которую он занимал вместе со своей собакой Травкой. Этот человек был местным лесником, и, несмотря на унылую обстановку, в которой ему пришлось жить, он сохранил теплые человеческие чувства ко всему окружающему. Очень большое значение этим второстепенным персонажам придавал М. Пришвин. «Кладовая солнца» — это не только история детей, но и повествование о жизни человека на природе. К моменту действия повести Антипыч умер, и в его маленьком домике осталась только одна Травка. Она охотилась на зайцев, не подозревая, что ей самой угрожает опасность, так как поблизости постоянно рыскал страшный волк, прозванный местными жителями Серым Помещиком.

Анализ Кладовая солнца — где правда, а где сказка

Произведение написано в 1945 году, поэтому его сюжет и герои рассказа, соответствуют тому тяжёлому для страны времени.

Сюжет прост. В какой-то русской деревне живут мальчик и девочка. Живут одни, потому что сироты – папа их погиб на войне, а мама умерла от болезни. Девочке 12 лет, мальчику 10 лет. У них есть дом, у них есть домашние животные: корова, овцы, куры.

Начиная читать рассказ, сразу понимаешь, что это – выдумка. Не может быть, чтобы в деревне у ребят не было родственников. Не может быть, чтобы детей погибшего красноармейца не устроили в детский дом. И как в таком возрасте они управлялись с хозяйством, которое и взрослому не под силу?

Сам, понимая нелепость такой ситуации, автор рассказа наделяет деревенских жителей ангельскими чертами: все они добрые и все заботятся о сиротах. Ситуацию можно назвать сказочной.

Дальше события развиваются так. Обычное деревенское дело: дети пошли в лес собирать ягоду (клюкву). Девочка, конечно, с лукошком, а мальчик, по нынешней терминологии – «крутой», берёт с собой ружьё и компас. Ну, компас понятно – игрушка, а вот ружьё-то по высоте выше десятилетнего мальчика. Как он его нести будет? Но автор придумывает оправдание: в лесу живёт одинокий и голодный волк. Вот для защиты от волка и взято с собой ружьё.

Должен заметить, что сказочность и в названии рассказа: «Кладовая солнца». Это, по задумке автора, название болота. Но русские торфом печи никогда не топили. У нас дров было достаточно. И такое название болоту никогда бы не дали. Далеки они были от научной идеи, что торф, уголь и нефть – это концентрат солнечной энергии.

Пошли, значит, мальчик и девочка в лес и, конечно, поссорились (как в сказке – не пей водичку – козлёночком станешь). Не послушался братик свою сестру: не по тропинке пошёл, а по компасу. Дошёл до болота и там провалился в топь. Слава Богу, ружьё было с ним! Он за ружьё ухватился и не утонул.

А тут и бездомная собака (друг человека) пришла на помощь и вытащила его из болота. И злого волка он потом застрелил. Затем, сестрица, собрав клюквы, нашла его, и они вернулись домой. А в деревне уже все переполошились: куда дети подевались? Такая вот полусказочная история.

Написан рассказ красиво, а чему он нас учит? Может быть, живите дружно, любите собак и убивайте волков. Или – не ходите, дети в лес одни: там волки живут.

6 класс

Глава 12

Счастливая Травка возобновила свою охоту за зайцем, уже не для себя, а для хозяина. Голодному Митраше ничего не стоило добыть огонь из выстрела ружья и запечь зайца. Митраша устроил засаду в можжевельнике, где к тому времени уже притаился Серый. Заметив волка, Митя не раздумывая выстрелил в него.
Услышав выстрел, Настя снова закричала. Митя ответил и вскоре брат и сестра воссоединились.
Тут и Травка вернулась, с пойманным зайцем. Дети заночевали в болоте.
Наутро они вернулись и всем соседям рассказали о своих приключениях в Блудовом болоте. Не все поверили, что мальчик сумел убить хитрого волка, но вскоре несколько мужиков на санках привезли огромного серого волка..
Настя было совестно за свою жадность и она всю собранную ягоду отдала в детдом, где жили эвакуированные ленинградские дети.
В своей повести Пришвин красочно и образно описывает живую природу нашей страны. Он одухотворяет природу, она становится не просто пейзажем, на фоне которого разворачивается действие сказки, она превращается в отдельного персонажа, со своим собственным характером

Автор заставляет читателя задуматься о том, как много нам дает наша планета, и о том, как важно заботиться об окружающем нас мире.
В предложенном ниже видео вы найдете также аудио-версию краткого содержания этого произведения М. Пришвина.

Уже сам подзаголовок повести «Кладовая солнца (сказка-быль)» заставляет читателя обратить внимание на жанр произведения. «Сказка-быль» создана так, что в ней переплетаются реальное и сказочное, причём происходит это на всех уровнях и на уровне языковом, ведь в произведении отчётливо прослеживаются фольклорные мотивы в построении повествования, в описаниях, в лексике, и на уровне сюжетном, когда мотив спасения героя от неминуемой смерти (сказочный мотив) обыгрывается писателем таким образом, что это спасение не вызывает у читателя ни малейшего сомнения в своей достоверности; да и в образах героев — Насти, Митраши, старика Антипыча, собаки Травки очень много от сказочных персонажей — не случайно же Настю повествователь сравнивает с Золотой Курочкой, а Митраша имеет прозвище «Мужичок в мешочке».. Однако явная связь со сказочным миром не превращает повесть «Кладовая солнца» в стилизацию, Пришвин создаёт вполне оригинальное и в жанровом, и в изобразительном планах произведение, в котором описываются удивительные и одновременно вполне реальные, где-то даже «приземлённые» приключения оставшихся сиротами детей, которые, однако, живут так, как и не всякий взрослый сумеет жить в таких сложных обстоятельствах, в которых они оказались после того, как «их мать умерла от болезни, а отец погиб на Отечественной войне».

Однако явная связь со сказочным миром не превращает повесть «Кладовая солнца» в стилизацию, Пришвин создаёт вполне оригинальное и в жанровом, и в изобразительном планах произведение, в котором описываются удивительные и одновременно вполне реальные, где-то даже «приземлённые» приключения оставшихся сиротами детей, которые, однако, живут так, как и не всякий взрослый сумеет жить в таких сложных обстоятельствах, в которых они оказались после того, как «их мать умерла от болезни, а отец погиб на Отечественной войне».

Пришвин в произведении «Кладовая солнца» показывает детей, которые живут взрослой жизнью, он с любовью описывает хозяйственность Насти, мастеровитость Митраши, он откровенно любуется своими героями: «А какие это были умные детишки! … не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы». Писатель с большим знанием дела описывает, как Митраша делает деревянную посуду, он восхищается Настей, которая, несмотря на возраст, ведёт себя как взрослая хозяйка. Но, вместе с тем, дети остаются детьми, и постоянные перепалки брата и сестры, в ходе которых чаще всего Митраша пытается доказать, что он «в доме главный», тоже милы автору, он видит в них подлинные отношения между братом и сестрой, которые очень сильно любят друг друга, между которыми возникает «такое прекрасное равенство».

Характеры героев проявляются и в том, как они собираются «за клюквой». Обстоятельность, серьёзность сборов, рассказ брата о «палестинке», о которой говорил когда-то отец, надежда на то, что им удастся найти эту «неизвестную никому палестинку, где растёт сладкая клюква» — и нелепый спор, в результате которого брат и сестра пошли в лесу каждый своей дорогой…

Пришвин замечательно умеет описывать природу. В «Кладовой солнца» природа становится самостоятельным действующим лицом, она живёт своей жизнью, но она же и особым образом «настроена» на жизнь героев. Когда Митраша и Настя расстались, разошлись в разные стороны, «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали». Так природа выражает своё отношение к происходящему и как бы предсказывает, что дальше героям предстоят испытания.

Образ старого Антипыча создан в сказочных традициях: герой очень стар, он не говорит, сколько ему лет, его речь полна загадками, он умеет разговаривать со своей собакой Травкой, он хранит некие тайны, которые нельзя передать кому попало, для их постижения человек должен определенным образом подготовиться. Умирая, он именно Травке доверяет свой главный секрет — отношения между живыми существами должны быть построены на любви, эта любовь должны быть взаимной, она должна приходить на помощь тогда, когда живые существа нуждаются в помощи. Интересно, что Пришвин говорит не только об отношениях между людьми, ведь не случайно же смерть Антипыча он называет «ужасным несчастьем» в жизни Травки, которая так и не может забыть своего хозяина и постоянно ищет его, найдя, в конце концов, в Митраше «маленького Антипыча», которого она спасла от гибели в болоте.

Митраша оказался в беде потому, что понадеялся на себя, забыл о народной мудрости, «Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую Елань». Мальчик, «почуяв опасность, остановился и призадумался над своим положением», но опоздал и «почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь» трясиной, которая никогда не отпустила бы его, если бы на помощь ему не пришла Травка.

Если Митраша ушел с «тропы человеческой» из-за самонадеянности, то Настю увела с неё… неосознанная жадность — девочка шла и шла себе «за клюквой», да и не заметила, как оказалась там, где «люди не ходят». Примечательно, что, осознав это, она испугалась не за себя, а за брата, и её отчаянный крик услышал погибающий в болоте Митраша. Настя корит себя за жадность, и этот момент является одним из самых трогательных в повести.

Между Митрашей и Травкой не сразу установилось понимание, но после того, как мальчик позвал спасшую его из трясины собаку, он в ее глазах преобразился, он «отряхнул грязь с лохмотьев своих и, как настоящий большой человек, властно приказал…» — для Травки он стал ее хозяином: «С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею…» В минуты смертельной опасности Митраша повёл себя как взрослый, и живое существо признало его право называться хозяином — он стал по-настоящему сильным. Подтверждение этого — то, что ему удаётся убить матерого хищника, и это оказывается удивительным для людей, которые «на время бросили свои дела и собрались, и даже не только из своего села, а даже из соседних деревень… И трудно сказать, на кого больше глядели — на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком»…

Дети оказались не просто замечательными детьми, в них те испытания, через которые они прошли, открыли новые, совсем взрослые, качества, прекрасные черты характера. Настя отдала всю клюкву, которая чуть было не увела ее с верного жизненного пути, эвакуированным ленинградским детям, и это был уже совсем взрослый, осознанный поступок, который еще выше поднял девочку в глазах рассказчиков. Хотя автор и сообщает, что рассказ ведётся от имени геологов, открывших торфяные запасы в «Кладовой солнца», читателю понятно, что автор произведения выражает в нем свою жизненную позицию, что он восхищается юными героями, в которых так много тепла, человечности, чувства собственного достоинства, которые так тонко ощущают мир природы и являются такими достойными представителями мира людей.

Тема, основная мысль и композиция

Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма. Конечно же, идея связана с победой в войне, которая в момент действия повести, в 1942 г., была только надеждой. Пришвин вводит образ друга и врага, это собака, «вернейший друг человека», и волк, «злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель». Это образ фашистов, хотя ни о них, ни о военных действиях в повести не упоминается.

Кажется, что название не связано ни с темой, ни с основной мыслью, а просто обозначает место действия. Но это не так, ведь солнце – друг и божество всего живого, его кладовая – лежащие близко друг с другом умершие травы – символ товарищества и даже братства.

Повесть состоит из 12 частей. Первая часть играет роль экспозиции, в ней рассказывается о хорошей трудовой жизни осиротевших детей. Вторая часть – это завязка. В ней рассказано о том, как весной дети собирались за перезимовавшей под снегом полезной клюквой. Митраша во всём подражает отцу. Он берёт с собой компас, манки, чтобы приманивать птиц, двустволку. Настя, как мать, берёт полотенце для тяжёлой корзины, вчерашнюю картошку, хлеб и молоко.

Митраша мечтает найти кроваво-красную палестинку, то есть нетронутую полянку, где полно клюквы. Отец рассказывал ему, что она находится возле Слепой елани – коварного болота.

В третьей части дети приходят в борину (сосновый бор посреди болота) Звонкую. Они выбирают путь малозаметной тропой на север. В четвёртой части напряжение нарастает. У Лежачего камня, где отдыхают дети, происходит сразу несколько конфликтов между деревьями, токующими тетеревами, тетеревом и вороном. Они будто провоцируют ссору детей, которые спорят о пути и расходятся, при этом все запасы еды остаются у Насти.

Пятая часть – ретроспективный эпизод о собаке Травке, живущей в картофельной яме возле сторожки Антипыча, умершего два года назад.

Шестая глава тоже ретроспективна и посвящена борьбе с волками на Сухой речке, «волчьей крепости». Всех волков перестреляли, оградив место охоты флажками, так что они утратили «волчий смысл». И только Серый помещик перемахнул через флажки и делал так еще пять раз. Тех пор он порезал овец больше, чем вся волчья стая. В начале весны Серый помещик был злой и голодный. Он услышал вой Травки.

В седьмой главе первоначальный сюжет возобновляется. Травка по следу зайца дошла до Лежачего камня и решила сперва пойти по следу детей, унюхав, что именно у Насти была еда. Так она однажды верхним нюхом нашла в лесу Антипыча.

Восьмая глава кульминационная. Митраша по едва заметной тропе дошёл до Слепой елани и решил сократить путь, ведь человеческая тропа уходила влево от стрелки компаса. «Маленький человечек» увяз по грудь в болоте и позвал сестру, услышав её крик. Но ветер был со стороны девочки, и она не услышала брата. Только сороки и вороны предвкушали его скорую гибель.

В девятой главе сходятся сюжетные линии Насти и Митраши, как должны были сойтись их тропы на полной ягод палестинке. В Насте проснулась жадность к кислой клюкве, и она набрала полную корзину, забыв о еде и о брате.

Потерявшая человеческий облик, забывшаяся Настя очнулась, только столкнувшись со змеёй. Потянувшись за хлебом для пришедшей Травки, Настя осознала, как много времени прошло, и в отчаянье позвала брата. Это тот самый крик, который слышал Митраша в главе 8.

В десятой главе Травка, завывшая по Настиному горю, услышала, как лиса гонит зайца, и решила из-под лисицы поймать его, потом сама погнала на Слепую елань.

В одиннадцатой главе ещё одна кульминационная точка: в погоне за зайцем травка оказывается рядом с Митрашей, который называет её по имени, узнаёт в нём Антипыча и подползает к мальчику, невольно помогая вылезти ему из болота.

В двенадцатой главе наступает счастливая развязка. Митраша готовится убить зайца, но сначала убивает Серого помещика, с которым столкнулся в кустах. Брат и сестра встречаются. Утром односельчане выходят на их поиски, но дети возвращаются навстречу с добычей. Соседи не сразу поверили, что Митраша убил волка. Он превращается в героя, а через два года становится высоким красавцем. А Настя отдала всю свою клюкву сиротам из Ленинграда, мучаясь от своей жадности. В конце рассказчик открывает свою личность разведчика болотных богатств.

Сочинение 3

В сказке «Кладовая солнца» М.Пришвина присутствует такой герой, как Митраша.

В сказке говорится, что сестра паренька была взрослее его на 2 года, а мальчишке было десять лет с хвостиком. Мальчик низенького роста, плотненький, лобастый и с широким затылком. В школе от учителей у него было прозвище «Мужичок в мешочке». С сестренкой Настей они были в золотых веснушках и нос у обоих задернут к верху. 

Брат и сестра были сиротами, их отец погиб на фронте, а мать от болезни. Брат взял на себя все обязанности отца, уже в столь юном возрасте он понимал, что в семье он теперь добычик и должен прокормить сестру и себя. От родителей им досталось жилье и скот, а именно корова, коза,овцы, куры. Они были двоем в семье и у них не было абсолютно никаких ссор, они жили дружно и вовсем помогали друг другу.

У «Мужичка в мешочке» получалось делать посуду из дерева, потому что он обладал нужными для этого столярные инструменты. Мальчишка присутствовал на многих общественных собраниях и пытался понять общественное мнение.

Мальчик как и отец сильно любил сестру и был ее учителем – наставником, обучал ее, всему что умел сам. Но если сестра не слушалась своего брата, его это раздражало и охватовала злость.

Для Митраши отец был явным авторитетом, он его все время внимательно слушал и старался подражать. Однажды, когда Митраша и Настя пошли в лес, за клюквой, Митраша полностью скопировал внешний образ отца: чательно обернул во круг ног протянки, затем надежно вправил их в сапоги. Надел такой потрепанный картузик, у которого уже был козырек разделен на двое, также натянул отцовскую старую куртку и на поясе подвешал топор. На левое плече повешал ружье, а на правое сумку с компасом.

«Мужичок в мешочке» был наделен смелостью и храбростью, так, когда они пошли в лес и стояли рядом с большим камнем, Митраша достал компас,чтобы посмотреть дорогу, и компас показал опасную и странную дорогу, но парень не сдрейфил и пошел по ней, ведя за собой сестру. Также он помнил про советы отца о Слепой елани и палестине, в которой увяз, но смог выбраться благодаря смекалке и помощи пса. Собака учуяла добро в парне и полюбила его. Также смелость парня и подтверждает случай, когда он подстрелил волка. Десятилетний парень подстрелил волка, весьма вдохновляюще.

Подводя итог, можно сказать, что несмотря на то, что дети жили сиротами, благодаря дружелюбию и взаимной поддержке они справлялись.

Митраша перенял от отца весьма важные качества, упорство, смекалка, смелость, храбрость, что в будущем наверняка сделает из него крепкого парня, который сможет прокормить свою семью.

Глава 3

Блудово болото было окружено большим количеством кустарника, сквозь который был прорублен ход. Дети быстро пересекли приболотицу, выйдя к огромному болоту. Отсюда видны уже были песчаные холмы — борины, каждая со своим названием. Дети вышли к первой — Высокой гриве. Много здесь было разных трав, среди них пахучие цветы волчьего лыка на крепких стебельках. Отец детей шутил, что из этих стебельков волки корзинки плетут. Настя, уже продрогшая от болотной сырости, вдалеке услышала вой. Это выл на Сухой речке от голода и одиночества волк, которого местные называют Серый помещик.
У подножия Звонкой борины тропа делилась на две. Настя хотела продолжать путь там, где ходят все люди, где точно есть клюква. Но Митя настоял: нужно продолжать идти на север, чтобы выйти к заветной палестинке. Дети продолжили идти уже не бок о бок, а гуськом.

Глава 9

Во время сбора клюквы у многих женщин развивается невиданная жадность. Вот и Настю она не обошла стороной. Сначала девочка собирала каждую ягодку, потом ей уже хотелось наклоняться только за горсточкой.
Бывало дома за работой Настя часто вспомнит о брате, окликнет его. А тут забыла она не только о Митраше, но и о себе. Только о клюкве девочка и думала. Так понемногу она не заметила, как сошла со знакомой тропы. Огляделась вокруг — нигде тропы не видно. Но вдруг увидела девочка ту самую заветную палестинку.
Обе тропинки, по которым шли брат с сестрой огибали болото и вели к этому месту. Митина тропка была короче, и не сверни он с нее, давно бы оказался здесь. Но Настя, увидев чудесную палестинку, совсем забыла о брате. На коленях, ничего кроме ягод не замечая, девочка на четвереньках передвигалась по болоту.
У старого пня ее привело в чувство шипение змеи, гревшейся в лучах вечернего солнца

Рис. 7. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Ф. Домогацкий
Девочка вскочила на ноги, спугнув стоявшего невдалеке лося и притаившегося под кочкой зайца, и огляделась. Настя увидела Травку, которую острый нюх быстро привел к девочке, и хотела дать ей кусок хлеба. Уж полна была корзинка клюквы, и только сейчас Настя вспомнила о брате и вся в слезах прокричала его имя.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий