Сочинения и популярные темы докладов

Кальвинизм

Содержание

Литература

  • Виппер Р. Ю. Кальвинизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Reformed Theology: Identity and Ecumenicity (англ.) / Alston, Wallace M. Jr.; Welker, Michael (англ.)русск.. — Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans Publishing Company (англ.)русск., 2003. — ISBN 978-0802847768.
  • Balserak, Jon. Calvinism: A Very Short Introduction (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 2017. — ISBN 978-0198753711.
  • Benedict, Philip (англ.)русск.. Christ’s Churches Purely Reformed: A Social History of Calvinism (англ.). — New Haven: Yale University Press, 2002. — ISBN 978-0300105070.

Строгость в быту и воспитании — основа кальвинизма

Что касается главенствующей роли государства или церкви, то вопрос решался однозначно в пользу последней.

Ведущее направление протестантизма предусматривало чрезмерную строгость в нравственном воспитании и в быту. Ни о каком стремлении к роскоши и праздному образу жизни не могло быть и речи. Только труд кальвинистская церковь ставила во главу угла и рассматривала как приоритетную форму служения Творцу. Все доходы от трудовой деятельности верующих должны сразу пускаться в оборот, а не откладываться на черный день. Отсюда и произошел один из главных постулатов кальвинизма. Его кальвинистская церковь кратко трактует следующим образом: «Судьба человека полностью и во всех проявления предопределена Богом». Судить об отношении Всевышнего к нему человек мог исключительно по своим успехам в жизни.

Можно ли беременным «Ибупрофен»: инструкция по применению на разных сроках беременности, побочное действие

Женский организм в период беременности ослаблен и не может противостоять различным инфекциям. В это время будущие мамы часто болеют, испытывают острые недомогания и жалуются на головные боли. Однако не все лекарственные средства разрешены в период вынашивания ребенка. Можно ли беременным «Ибупрофен»? В статье пойдет речь об особенностях лечения препаратом и его противопоказаниях.

Биография Кальвина

Жан Кальвин появился на свет 10 июля 1509 года во французском городе Нуайон. Он рос и воспитывался в семье адвоката Жерара Ковена. Мать будущего реформатора скончалась, когда тот был еще маленьким.

Детство и юность

О детстве Жана Кальвина почти ничего неизвестно. Принято считать, что по достижении 14-летнего возраста он обучался в одном из парижских университетов. К тому времени он уже имел должность капеллана.

Отец делал все возможное, чтобы его сын смог далеко продвинуться по церковной карьерной лестнице и стать материально обеспеченным человеком. В тот период биографии Жан изучал логику, теологию, право, диалектику и другие науки.

Кальвину нравилась учеба, вследствие чего он все свободное время проводил за книгами. Кроме этого, он периодически участвовал в логических и философских дискуссиях, проявив себя как талантливого оратора. Позже он какое-то время выступал с проповедями в одном из католических храмов.

Став совершеннолетним, Жан Кальвин продолжил изучать правоведение по настоянию отца. Это было связано с тем, что юристы зарабатывали хорошие деньги. И хотя парень делал успехи в изучении юриспруденции, сразу после кончины отца он оставил право, решив связать свою жизнь с теологией.

Кальвин исследовал труды разных богословов, а также читал Библию и комментарии к ней. Чем дольше он читал Писание, тем больше сомневался в истинности католической веры. Однако изначально он не выступал против католиков, а скорее призывал к «небольшим» реформам.

В 1532 г. в биографии Жана Кальвина произошло 2 важных события: он получил докторскую степень и публиковал свой первый научный трактат «О кротости», представлявший собой комментарии к труду мыслителя Сенеки.

Интерпретация Библии по Кальвину

Кальвинизм относится к протестантскому вероисповеданию, а это значит, что основополагающие его правила как бы протестуют против того, как воспринимают Библию православные христиане и католики. Интерпретация Библии по Кальвину, возможно, многим будет непонятна, но в созданную им позицию веруют многие люди и по сей день, поэтому их выбор нужно уважать. Например, Кальвин был уверен, что человек изначально существо порочное и никоим образом повлиять на спасение своей души не может. Также в его учении утверждается, что Иисус принял смерть не за все человечество, а лишь чтобы снять грехи с неких избранных, «откупить» их у дьявола. Отталкиваясь от этих и вытекающих из них позиций, сформировались основные каноны кальвинизма:

  • абсолютная порочность человека;
  • избранность Богом без оснований или условий;
  • частичное искупление грехов;
  • непреодолимая благодать;
  • безоговорочная безопасность.

Если говорить на простом языке, то это можно объяснить следующим образом. Появляясь на свет от греха, человек уже порочен. Он абсолютно испорчен и самостоятельно исправиться не может. Если же он будет по какой-то причине избран Богом, то его благодать будет надежной защитой от грехов. И в этом случае избранный находится в полной безопасности. Следовательно, человеку, чтобы избежать ада, нужно сделать все, чтобы его своей благодатью отметил Господь.

Основные идеи

Особенность учения Кальвина — склонность к рационализму, а также недоверие к мистике и различного рода откровениям. Если классический протестантизм отвергал всё, что явно противоречит Святому писанию, то кальвинизм исключил практически всё, не относящееся к Библии напрямую. Среди важных пунктов стоит отметить следующие моменты:

Верховная власть Бога и отрицание человеческой церковной иерархии как инструмент для познания Всевышнего. Любое объяснение того или иного положения из Библии должно исходить только из объяснений, уже данных в священной книге. Таким образом, авторитет священнослужителей как посредников людей перед Богом был низвержен.
Запрет монашеского подвига и монастырей как способа для достижения божественной благодати

Это объясняется тем, что по мнению кальвинистов (как английских, так и французских) человек должен служить Богу, создавая семьи и рожая детей.
Отрицание важности и полезности церковной утвари (свечи, ладан, одеяния священников), а также музыки, пения и настенных изображений. С позиции этого учения, для спасения верующему нет нужды обращаться к духовенству или иным опытным наставникам, так как это зависит только от Бога.

Однако несмотря на это, каждый верующий должен жить так, как будто у него имеется свобода воли и выбор, ведь никто не знает, что именно для него предусмотрел Бог.

Последователи кальвинизма признаю́т богодухновенность только одного Священного Писания, поэтому один из главнейших документов является тезис Sola scriptura (эти слова переводятся с латинского как «только Писание»). Управление паствой происходит посредством создания специальных общин или органов, называемых пресвитериями, в состав которых входят наиболее достойные граждане из числа посещающих церковь. При этом все священники равны перед собой и прихожанами; их роль — не спасение людей, а поддержание атмосферы, способствующей общению с Богом.

Побеждает сильнейший

Между сторонниками и противниками Кальвина велась постоянная яростная борьба. Победу в итоге одержали кальвинисты, и Женева стала признанным центром кальвинистской Реформации с безграничной диктатурой и неоспоримым авторитетом церкви во всех вопросах власти и правления. А самого Кальвина с этого момента, учитывая его заслуги в создании новой ветви религии, называли не иначе как Женевский Папа.

Скончался Жан Кальвин в возрасте 55 лет в Женеве, оставив после себя главный труд «Наставление в христианской вере» и мощную армию последователей из многих стран Западной Европы. Его учение получило широкое развитие в Англии, Шотландии, Нидерландах и Франции и стало одним из основных направлений протестантизма.

Контрреформация или католическая реформация?

Быстрое распространение протестантизма по всей Европе показало католическим иерархам, что необходимы церковные реформы. Они полумили в историографии название Контрреформации, хотя некоторые исследователи называют их католической реформацией. Возможно, этот термин более точен. Ведь идея преобразований в Католической церкви была выдвинута ещё до начала деятельности Мартина Лютера гуманистами Эразмом Роттердамским и Томасом Мором.

В первую очередь реформы были направлены на повышение уровня культуры и образования католического клира (духовенства). Невежество священников давным-давно стало притчей во языцех, теперь же оно было просто опасным. Реформаторы назубок знали Священное Писание, ловко его толковали и в диспутах легко одерживали верх над безграмотными католическими священниками. В не меньшей степени дискредитировало Церковь и поведение её служителей, многие из которых постоянно нарушали христианские заповеди.

Тициан. Заключительное заседание Тридентского собора. 1563 г.

В 1545—1563 гг. в Тренто (лат. Tridentum) трижды проходили заседания 19-го Вселенского собора Католической церкви — Тридентского собора. Для повышения интеллектуального уровня и морального авторитета священнослужителей, начиная от рядовых священников и заканчивая высшими иерархами, было решено проводить регулярные инспекции епархий епископами (visitation). Грамотность для священников стала обязательной. Для просвещения духовенства и мирян были открыты новые церковные школы.

Новые условия требовали и новых руководителей. На папский престол в 1566 г. взошёл Пий V. Испанский посол в Риме писал, что «Церковь не имела лучшего главы за последние 300 лет». Это был 73-летний аскет-доминиканец, инквизитор и профессор теологии. Жёсткой рукой он положил конец коррупции при папском дворе. При нём казначей священного престола отправился пожизненно гребцом на галеры. За ним последовали ещё несколько сановников и епископов. Светская музыка и поэзия вызывали у Пия подозрения, а античные статуи, собранные его предшественниками, понтифик рассылал в подарок дружественным дворам. Папа повёл жестокую борьбу против мусульман и протестантов. Пий умудрился найти тайных кальвинисток даже среди римских проституток, которые промышляли своим ремеслом чуть ли не на ступенях собора Святого Петра. Папа потребовал от них либо немедленно постричься в монахини, либо покинуть город. К счастью для римских жриц любви, у них нашлись влиятельные покровители. 40 знатных горожан, а также послы Португалии, Испании и Флоренции ходатайствовали за городских путан. Они разъяснили святому отцу, что его приказ нанесёт непоправимой ущерб экономике Рима.

Это был серьёзный аргумент.  После отпадения от католицизма стран (Северной и Центральной Европы священный престол лишился доходов с этих владений. Постепенно основным источником пополнения папской казны становились подвластные Папе земли непосредственно в Италии.

Эль Греко. Портрет Папы Пия V. Начало XVII в.

Тридентский собор способствовал укреплению власти Папы. С 1542 г. понтифик получил в своё распоряжение постоянно действующую папскую инквизицию, которая могла карать несогласных. Позднее был утверждён свод книг, запрещённых для католиков, — «Индекс запрещённых книг» (Index librorum prohibitorum: впервые обнародован в 1559 г.).

Несмотря на то что среди участников собора были и сторонники компромисса с протестантами, в конечном счёте возобладали настроения непримиримого противостояния новой вере. Тридентский собор жёстко оговорил различия между Католической церковью и реформатскими течениями. Идеологи и миссионеры новой веры были подвергнуты церковному проклятию. Основой католической философии официально провозгласили учение средневекового теолога Фомы Аквинского (1225 или 1226—1274).

Ещё одним аспектом католической реформации стало активное использование визуальных средств пропаганды. Оформление церквей становилось всё более пышным и вычурным, к написанию образов святых и к изготовлению их статуй привлекали лучших художников и скульпторов. Духу Католической церкви прекрасно соответствовал новый художественный стиль — барокко. Недаром центральный храм ордена иезуитов, главных борцов с Реформацией, — церковь Иль Джезу в Риме считается одной из самых удачных построек в стиле барокко.

Дж. да Виньола и Дж. делла Порта. Церковь Иль Джезу . 1568-1584 гг.

Обряды

Кальвин вместе со своими последователями признавали лишь два обряда: крещение и евхаристию.

Кальвинистская церковь считает, что благодать никак не связана со священнодействиями или внешними знаками. Исходя из учений Ж. Кальвина, отметим, что таинства не имеют ни символического, ни благодатного значения.

Один из обрядов, признаваемый кальвинистской церковью – это крещение. Проводится оно путем окропления. Учение Кальвина на крещение имеет свой взгляд. Некрещеный человек не может быть спасен, но и крещение не является гарантией спасения души. Оно не освобождает человека от первородного греха, он остается и после обряда.

Что касается евхаристии, то люди вкушают благодать, но это не является вкушением от Тела и Крови Христовых, а воссоединиться со Спасителем можно и читая Слово Божие.

Евхаристия в этой церкви проводится единожды в месяц, но необязательна, поэтому на обряде может вообще отсутствовать.

Кальвинистская Церковь

  • Мартин Лютер (Г, 1483–1546)
  • Филипп Меланхтон (Г, 1497–1560)
  • Ганс Таусен (Д, 1494–1561)
  • Олаус Петри (Швец, 1493–1552)
  • Ульрих Цвингли (Швейц, 1484–1531)
  • Жан Кальвин (Швейц, 1509–1564)
  • Томас Кранмер (А, 1489–1556)
  • Джон Нокс (Шот, 1514?–1572)
  • Вальденсы
  • Авиньонское пленение пап (1309–1377)
  • Лолларды
  • Великий западный раскол (1378–1417)
  • Гуситские войны (1420 до

Кальвини́зм — направление протестантизма, наиболее чётко сформулированное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными конфессиями, исповедующими кальвинистское богословие, являются пресвитерианская, реформатская и конгрегационалистская церкви. Вместе с тем, кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских конфессиях, включая баптистов, методистов, пятидесятников и евангельских христиан.

Особенности вероучения

Отвечая на вопрос о том, что такое лютеранство, нельзя не описать основы вероучения, которое, к слову, очень близко к католичеству. В основе лютеранства лежит вера в Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Святая Троица — это единая сила одного Бога.

В основе философского учения лежит равенство всех перед богом. Священнослужители в лютеранстве не имеют никаких привилегий, в том числе и при принятии причастия.

Таинства лютеранского течения:

  • Крещение.
  • Причастие.
  • Исповедь.

Крещение — это таинство, приводящее человека в христианство, причастие связывает человека и бога, а исповедь помогает в отпущении грехов.

Нет строгости в соблюдении отпевания, венчания и миропомазания в лютеранских церквях. Священнослужитель в лютеранстве — это всего лишь профессия, и не более того. Она не выходит за рамки и не повышает священника в ранге перед прихожанами. Наивысшая церковная служба — литургия — сопровождается песнопениями.

Доктрина, вероучение

Основная статья: Quinque sola

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в XVI веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистике.

Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и пр.):

Толкование Библии на основе только Библии. Любое место Библии толкуется кальвинистами не с позиций какого-либо человеческого авторитета (будь то Папа Римский, православный священник, пастор, руководитель какой-то религиозной организации и т. п.), а исключительно с помощью авторитета Божьего — других мест Библии, как, по мнению кальвинистов, это делал Иисус Христос и как отражено в Вестминстерском исповедании веры 1648 года:

Среди других отличий кальвинизма от иных христианских конфессий можно отметить следующие:

Признание богодухновенности только Священного Писания — Библии (см. sola scriptura), откуда следует признание погрешимости любых церковных соборов:

  • Отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, ликвидация церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквях чаще всего отсутствуют настенные изображения).
  • Принятие доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека и всего мира, его спасения или осуждения) (главы 3, 5, 9—11, 17 Вестминстерского исповедания веры):

Обряды

Кальвин вместе со своими последователями признавали лишь два обряда: крещение и евхаристию.

Кальвинистская церковь считает, что благодать никак не связана со священнодействиями или внешними знаками. Исходя из учений Ж. Кальвина, отметим, что таинства не имеют ни символического, ни благодатного значения.

Один из обрядов, признаваемый кальвинистской церковью – это крещение. Проводится оно путем окропления. Учение Кальвина на крещение имеет свой взгляд. Некрещеный человек не может быть спасен, но и крещение не является гарантией спасения души. Оно не освобождает человека от первородного греха, он остается и после обряда.

Что касается евхаристии, то люди вкушают благодать, но это не является вкушением от Тела и Крови Христовых, а воссоединиться со Спасителем можно и читая Слово Божие.

Евхаристия в этой церкви проводится единожды в месяц, но необязательна, поэтому на обряде может вообще отсутствовать.

Распространение кальвинизма

Наибольшее число последователей он нашёл во Франции, в Нидерландах, Англии и Шотландии. Привле­кательность кальвинизма объяснялась тем, что на место официаль­ной церкви он ставил самоуправляющиеся религиозные общины, независимые от духовных и светских властей. Этим кальвинизм от­личался от лютеранства, которое фактически превратилось в госу­дарственную религию. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Реформация в Швейцарии

Основная деятельность Кальвина развернулась в Женеве — франкоязычном имперском городе, который входил в Швейцар­скую конфедерацию. Швейцария, тесно связанная с Германией, ста­ла второй страной Европы, вступившей на путь религиозной ре­формации. Кальвин превратил Женеву в протестантскую столицу мира, в самостоятельное «Божье государство», а за ним самим ут­вердилось прозвище «Женевский папа». В Женеве развернулась его преобразовательная деятельность, имеющая всемирно-истори­ческое значение. В 1559 г. была основана Женевская академия, пре­вратившаяся в духовный центр, из которого кальвинизм распро­странялся по всей Европе.

Сторонники кальвинизма

Французский писатель XIX в. в соответствии с догматами своего учения Жан Кальвин развил бурную деятельность, распространяя «подлинную веру по всей Европе». После упорной борьбы с местными анабаптистами, лютеранами и представителями других течений Кальвину и его сторонникам в 1540 г. удалось навязать женевцам свой взгляд на христианство. В городе была создана консистория (совет Церкви), следившая за соблюдением всех канонов религии.

Танцы, игры и нарядные туалеты оказались под запретом. Недовольным новыми порядками был о предложено покинуть город. Тёмным пятном на репутации Кальвина стало сожжение при его содействии в 1553 г. врача и богослова-диссидента Мигеля Сервета. Если изнутри кальвинистская Женева напоминала современную Исламскую Республику Иран, то вовне в первой половине XVI в. играла для протестантов Европы ту же роль, что и Советский Союз для коммунистического движения 1920— 1930-х гг. Из Женевы во все страны Европы устремлялись учителя, пасторы и проповедники.

Идеи и суть кальвинизма

Кальвин учил, что никто не знает своего жизненного предназначения. Жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить спо­собности, заложенные в нём Богом, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм про­возглашал новые моральные ценности — умерен­ность в быту, дух предприимчивости, бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом. Фактически провозглашалось совершенно новое отношение к тру­ду — из наказания он превращался в высшую форму самовыраже­ния человека. Кальвин был убеждён, что евангельское послание призывало к преобразованию не только церкви, но и всего земно­го мира. Он пошёл дальше Лютера: не ограничился одной рефор­мой церкви, но посягнул и на гражданские отношения. Именно по­этому французский реформатор считается одним из величайших деятелей в истории человечества.

Как произошло разделение вер

Предпосылкой исторического разделения вер можно считать борьбу между существующим в Западной Европе феодальным строем и зарождающимся капиталистическим. Церковь во все века играла в политической жизни государств немаловажную роль. Противостояние, приведшее к разделению людей путем религии и вероисповедания, проявилось в лоне католической церкви.

Началось все с выступления Мартина Лютера, известного доктора богословия из Виттенбергского университета, которое состоялось в конце октября 1517 года. Он обнародовал «95 тезисов», в которых предъявил претензии к канонам католической церкви. Критике предавались:

образ жизни католических священников, погрязших в роскоши и пороках;
продажа индульгенций;
отрицалось Священное писание католиков, права церквей и монастырей на земельные наделы.

Реформаторы, являющиеся сторонниками Мартина Лютера, считали ненужной иерархию католической церкви, а также духовенство.

Как произошло разделение вер

Предпосылкой исторического разделения вер можно считать борьбу между существующим в Западной Европе феодальным строем и зарождающимся капиталистическим. Церковь во все века играла в политической жизни государств немаловажную роль. Противостояние, приведшее к разделению людей путем религии и вероисповедания, проявилось в лоне католической церкви.

Началось все с выступления Мартина Лютера, известного доктора богословия из Виттенбергского университета, которое состоялось в конце октября 1517 года. Он обнародовал «95 тезисов», в которых предъявил претензии к канонам католической церкви. Критике предавались:

  • образ жизни католических священников, погрязших в роскоши и пороках;
  • продажа индульгенций;
  • отрицалось Священное писание католиков, права церквей и монастырей на земельные наделы.

Реформаторы, являющиеся сторонниками Мартина Лютера, считали ненужной иерархию католической церкви, а также духовенство.

Суть кальвинизма

В основе вероисповедования лежит идея суверенитета Бога и доктрины предопределения. Помимо этого, кальвинисты толкуют Библию только на ее основе и склонны к рационализму. Они отрицают соборы и синоды, которые прошли с апостольских времен. В кальвинизме нет монашества и безбрачия для духовенства. В церквях предполагается ликвидация обрядности, а также музыки, свечей, икон.

Кальвинизм интересен тем, что взгляды его носителей оказали влияние на формирование пресвитерианства, а также различных деноминаций протестантов – баптистов, методистов, пятидесятников.

Последователи кальвинизма были не только в Швейцарии, но и в Англии, в Речи Посполитой (коронный гетман Ян Тарновский), Трансильвании, а также в Шотландии, где пресвитерианскую церковь основал его ученик Джон Нокс.

Рис. 3. Кальвин Жан Женева.

Что мы узнали?

Необходимо понимать, что такое кальвинизм в истории Европы XVI века и далее. Именно страны, где обосновались кальвинисты, преуспели в развитии капитализма, там произошли первые буржуазные революции.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

Начать тест(новая вкладка)

Распространение в современных странах

Начиная с XX века кальвинизм начинает сближаться с лютеранской церковью и другими протестантскими направлениями. Причина — в наличии множества точек соприкосновения между ними (в частности, схожий катехизис, общие положения которого используются как лютеранами, так и кальвинистами). В 1922 году произошло образование союза евангелических церквей Германии и Швейцарии.

В Нидерландах со второй половины XX века наблюдалось потепление отношений между ответвлениями кальвинизма — пресвитерианства и конгрегационализма — что обусловило общий рост числа паствы и заинтересованности со стороны общества. В современной Великобритании это учение развито, преимущественно, в Шотландии и Уэльсе.

В России протестантское вероучение, вместе с его ответвлениями, не получило широкого развития. Основными очагами распространения русского кальвинизма был Петербург (куда приезжали купцы из Голландии и Венгрии) при Екатерине II Великой, а также Урал.

На сегодняшний день существует несколько крупных центров в Республике Коми, Сибири, а также в близлежащих странах СНГ (один из них — Ассоциация евангельских свободных церквей). По предварительным опросам на территории России насчитывается около 150000 последователей учения Жана Кальвина.


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования