Сочинение роль пейзажа в произведении олеся куприна

Композиция и конфликт

Композиция произведения представляет собой ретроспективу, так как автор углубляется в воспоминания из прошлого, когда судьба занесла его в Полесье. Там он и познакомился с удивительной историей интеллигента Ивана Тимофеевича.

Кроме ретроспективы, основу композиции составляют и многочисленные противопоставления. Можно сказать, что вся повесть — это совокупность разнообразных конфликтов. Даже в самом начале мы видим борьбу между техническим прогрессом и тихой, мирной жизнью в языческом Полессье. Читатель видит яркое противостояние цивилизации и дикой природы, которые живут по разным законам. Природа и цивилизация — основной конфликт в повести «Олеся». Автор видит в городе и людях порочность, пошлость и глупость, а вот в природе — благородство, красоту и подлинное великодушие.

Помимо этого, в основе сюжета лежит один из главных конфликтов: Олеся и люди (деревенские жители). Становится ясно, что это противостояние настолько сильно, что устранить его невозможно. Старания Олеси (поход в церковь) привели лишь к трагическим последствиям как для нее самой, так и для деревни, пострадавшей от ведьминых чар.

Александр Куприн — Олеся

Сюжет повести разворачивается в глухой украинской деревне на окраине Волынского Полесья, куда Иван Тимофеевич приехал на полгода из большого города. Одолеваемый скукой, он пытается познакомиться с крестьянами, пробует их лечить, обучает грамоте своего слугу Ярмолу, но всё это оказывается бесполезным. Единственное занятие, которое ему остаётся — это охота.

В один ненастный вечер Ярмола рассказывает Ивану Тимофеевичу, что поднявшийся ветер — дело рук колдуньи, и о том, что в лесу живёт ведьма Мануйлиха со своей внучкой. Через три дня на охоте Иван Тимофеевич, сбившись с пути, попадает в избу к Мануйлихе, где знакомится с молодой девушкой Олесей, которая помогает ему найти обратную дорогу.

Весной, вернувшись в лесную избушку, герой просит Олесю ему погадать. Та предсказывает ему невесёлое будущее, одинокую жизнь, попытку самоубийства. Рассказывает, что в ближайшее время его ждёт любовь «трефовой дамы», шатенки, как и она сама. Иван Тимофеевич не верит картам и просит её показать свои способности, в ответ Олеся демонстрирует ему, что может заговаривать кровь и нагонять страх. Молодой барин становится частым гостем в лесном доме.

Однажды он застаёт хозяек в унынии, оказалось, что урядник Евпсихий Африканович выгоняет женщин из их дома. Иван Тимофеевич встречается с полицейским и, подкупив его подарком, просит оставить женщин в покое. Гордая Олеся обижается на подобное заступничество и общается с героем прохладнее, чем раньше. Скоро Иван заболевает, и неделю не приходит в гости к Олесе. После его выздоровления чувства молодых людей вспыхивают с новой силой. Несмотря на протесты Мануйлихи, они тайком продолжают встречаться. Через месяц Ивану Тимофеевичу приходит время возвращаться в город. Он предлагает Олесе выйти за него и уехать вместе, но Олеся отказывается, объясняя это тем, что не может венчаться в церкви, так как она колдунья, а значит, принадлежит дьяволу.

На следующий день молодой барин уезжает в соседнее село. Вернувшись после обеда, он встречает приказчика Никиту Назарыча Мищенку, который рассказывает, что у церкви крестьяне поймали и избили ведьму. Она выскользнула из толпы и убежала в лес, крича проклятья. Иван Тимофеевич понимает, что это была Олеся и спешит в лесной домик, где находит её, избитую. Оказывается, Олеся решилась всё же пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы. Олеся отказывается от доктора и говорит, что скоро они с бабушкой уедут — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины. Она также убеждена, что ей и Ивану необходимо расстаться, иначе их ждёт только горе. Переубедить её не удаётся. Молодые люди прощаются, Олеся просит её поцеловать.

Ночью случается гроза с градом, испортившая урожай. Утром Ярмола предлагает Ивану Тимофеевичу уехать, так как в деревне считают грозу делом рук ведьмы, а также знают об их связи. Перед отъездом герой ещё раз возвращается в лесную избушку, в которой находит только красные бусы Олеси.

Общая информация

22.02.2018. Атлетик Бильбао — Спартак Москва

Веселье в Бильбао ожидалось задолго до прибытия туда спартаковцев. Предпосылками служил выезд в недавнем прошлом туда московского Локомотива, а также нагоняемая испанскими СМИ и местными политически активными обьектами истерия на тему фашиствующих российских молодчиков. Всё, что происходило перед матчем, отлично видно на фото и видео материалах. Финальный штрих подвела смерть полицейского, как потом выяснилось сугубо по его личным проблемам со здоровьем, не связанным с столкновениями.

Необходимые условия для активации

Автоматическое переключение дальнего света будет работать при следующих условиях:

  • включен ближний свет фар;
  • низкий уровень освещенности;
  • автомобиль двигается с определённой скоростью (от 50-60 км/ч), такая скорость воспринимается как движение по трассе;
  • впереди нет встречных машин или других препятствий;
  • автомобиль двигается вне населенных пунктов.

Если фиксируются встречные автомобили, то дальний свет автоматически погаснет или изменится угол наклона отражающего модуля фары.

Первой подобную технологию внедрила компания Volkswagen (Dynamic Light Assist). Применение видеокамеры и разных датчиков открыло новые возможности.

Ведущими конкурентами в этой области являются компании Valeo, Hella, All Automotive Lighting.

Подобные технологии имеют название Adaptive Front lighting System (AFS). Компания Valeo представляет систему BeamAtic. Принцип всех устройств схож, но может отличаться дополнительными функциями, среди которых может быть:

  • движение по городу (работает на скорости до 55-60 км/ч);
  • проселочная дорога (скорость 55-100 км/ч, отличается асимметричным освещением);
  • движение по автомагистрали (свыше 100 км/ч);
  • дальний свет (Light assist, автоматическое переключение);
  • освещение поворотов в движении (в зависимости от комплектации модуль поворачивается на угол до 15° при повороте руля);
  • включение освещения при плохих погодных условиях.

Жанр, направление

На рубеже 19-20 веков в литературной среде разгорались споры между представителями двух ведущих направлений литературной мысли: реализм и модернизм. Реалистической традиции придерживался Александр Иванович, поэтому и его повесть «Олеся» собрала в себе черты этого направления. Так, например, любовь главных героев Олеси и Ивана Тимофеевича была обречена на гибель в реальности, поэтому автор не смог променять правду жизни на красивые и несбыточные мечты. И все же есть в творчестве Куприна место романтизму: цивилизацияпредставлена в мрачных красках, природа играет самостоятельную роль в произведении, а главная героиня имеет все черты, характерные для романтизма.

По жанру произведение представляет собой повесть. Основные черты: хроникальный сюжет, небольшое количество персонажей и оценка автором событий, пережитых в реальной жизни. Кроме того, мы видим и другие черты, характерные для повести: весь сюжет закручен вокруг одного героя — Ивана Тимофеевича, характер которого проявляется на фоне происходящего.

продаются щенки кеесхонда

Отзыв оставил: Ольга 16.07.2016

Человек и природа в повести А. Куприна «Олеся»

Тема человека и природы всегда была одной из главных в русской литературе. В своих произведениях писатели исследовали стремление человека быть ближе к природе, ее живительным сокам, потому что утрата природной гармонии ведет к ожесточению человеческих взаимоотношений, к очерствению души и полной бездуховности.

Тема «естественного человека» была заявлена впервые французским писателем-просветителем Ж.-Ж. Руссо, который считал, что только вдали от цивилизации, на лоне природы, может сформироваться совершенный человек, не знающий пороков. Эта тема нашла свое поэтическое развитие в повести А. Куприна «Олеся».

В 1897 году писатель служил управляющим имением, где имел возможность наблюдать за простыми людьми, их бытом и нравами. Вероятно, Куприн считал, что именно здесь, среди простого народа, можно найти ту самую изначальную, естественную жизнь, от которой все дальше уходили его современники.

«Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры…» Так начинается повествование о прекрасной природе здешних мест. Здесь, в деревне, городской «паныч», писатель Иван Тимофеевич, услышал легенду о полесской ведьме Мануйлихе и ее внучке Олесе. В ткань повествования вплетается романтическая история. Прошлое и будущее Олеси окутано тайной. Олеся и Мануйлиха живут на болоте, в убогой избушке, вдали от людей, которые изгнали их из деревни. Таким образом, автор предполагает, что человеческое общество далеко от природного совершенства. Люди злы и грубы. Трагические обстоятельства, заставившие Олесю и Мануйлиху жить вне общества, позволили им сохранить природное естество, подлинные человеческие качества.

Олеся — воплощение эстетического идеала Куприна. Она олицетворение цельной естественной натуры.

Природа наделила ее не только физической, но и духовной, внутренней красотой. Впервые Олеся появляется в повести, бережно держа в руках зябликов, которых она принесла домой, чтобы накормить.

Олеся привлекла главного героя не только своей «оригинальной красотою», но и характером, в котором сочетались властность и нежность, вековая мудрость и детская наивность. Иван Тимофеевич узнает о незаурядных способностях Олеси, которая могла определить судьбу человека, заговорить рану, свалить человека с ног. Этот дар она никогда не использовала во вред людям.

Олеся была неграмотной, но от природы наделенной любознательностью, воображением, правильной речью. Жизнь на лоне природы сформировала в ней эти качества. Город, цивилизация — враждебный мир для Олеси, воплощение человеческих пороков. «Уж я ни за что б не променяла свои леса на ваш город», — говорит она.

Иван Тимофеевич, пришедший из городской цивилизации, сделает Олесю одновременно и счастливой, и несчастной. Он нарушит ее гармоничный мир, привычный уклад жизни и приведет ее к трагедии. Жизнь научила Ивана Тимофеевича контролировать свои душевные порывы. Он знает, что посещение Олесей церкви добром не кончится, но ничего не предпринимает, чтобы избежать трагедии.

Главный герой выглядит слабым, эгоистичным, внутренне несостоятельным человеком. Чистая любовь Олеси ненадолго разбудила душу Ивана Тимофеевича, которая была испорчена обществом.

Как прекрасна и романтична была эта «наивная, очаровательная сказка нашей любви, — вспоминает Иван Тимофеевич, — и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут … в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом, утра, эти жаркие, томные, ленивые июньские дни».

Но сказка не могла длиться вечно. Наступили серые будни, когда надо было принимать окончательное решение.

Мысль жениться на Олесе не раз приходила в голову главному герою: «Одно лишь обстоятельство останавливало и пугало меня: я не смел даже вообразить себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривать с женами моих сослуживцев…»

Иван Тимофеевич — человек, испорченный цивилизацией, заложник условностей и ложных ценностей того общества, где существует социальное неравенство. Олеся же сохранила в первозданном виде те душевные качества, которые даровала ей природа.

По мнению Куприна, человек может быть прекрасным, если он сохранит и будет развивать дарованные ему природой способности, а не губить их.

Олеся — это чистое золото человеческого естества, это романтическая мечта, надежда на лучшее в человеке.

Забота о природе

  1. Любовь к природе стала одной из главных тем рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Герой был лесником и следил за тем, чтобы крестьяне не воровали лес. Но люди все равно ходили за деревьями, ведь заработать другим способом не могли. Многие из них нищенствовали, поэтому ненавидели лесника, который мешал им зарабатывать деньги. Крестьяне искренне не понимали, зачем Бирюк так рьяно охраняет леса? Он и сам не смог бы этого объяснить: просто честно выполнял свой долг, оберегая природу от людей. Он любил свое дело и свою чащу, где находил все, что ему нужно. Бюрюк жалел эти заповедные кущи и заботился о них, навлекая на себя неодобрение и даже осуждение всех остальных жителей.
  2. Забота о природе была отличительной чертой героини повести А. Куприна «Олеся». Дикарка жила в лесу и знала об окружающем мире все, поэтому была против охоты. Истребление животных внушало ей отвращение, так как она подружилась с ними и нашла способ жить в гармонии с обитателями чащи, при это получая пользу от общения с ними. Мирная жизнь в лесу научила героиню врачеванию: она знала рецепты снадобий, которые могли излечить многие болезни. Взамен Олеся помогала окружающему миру: вызволяла и подлечивала животных и птиц, подкармливала их. Ее пример доказывает, что человек и природа могут сосуществовать мирно, и именно из этой гармонии родится процветание.
  3. В романе Ч. Айтматова «Когда падают горы: вечная невеста» герой жертвует собой ради того, чтобы спасти снежных барсов, обреченных загонщиками на верную смерть от рук богатых туристов. Автор перепутает жизни животных и человека в один прочный узел и показывает, что они взаимосвязаны, и эта связь дарована свыше. Арсен чувствовал то же самое, что и снежный барс, на которого объявили охоту. Схожесть их характеров поражает читателя, поэтому его совершенно не удивляет то, что герой предпочел рискнуть жизнью и спасти животных, а не промолчать и получить деньги за их убийство. Человек обязан встать на защиту природы хотя бы потому, что она вступает в неравный бой с людьми и обречена на поражение, которое сулит трагическую развязку всей человеческой цивилизации.

Несовершенство человека и жизнеутверждающие моменты

В самом человеке, вероятно, есть то, что мешает всем нам замечать добро и красоту. Это эгоизм, который нередко выражается в желании быть счастливым любой ценой, даже если другой человек будет страдать от этого. В произведениях Куприна и Бунина мы находим все эти размышления. Однако, несмотря на драматизм, присутствующий в них, в рассказах и повестях можно увидеть и что-то жизнеутверждающее. Высокое чувство помогает персонажам Куприна и Бунина выйти за круг пошлости и обыденности, окружающей их

И неважно, что лишь на мгновение, что ценой этого мгновения нередко является целая жизнь

Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Рахметова в романе Что делать Чернышевского сочинение

    Образ Рахметова является в каком-то смысле по-настоящему уникальным и удивительным. Это была высшая чистая натура, которая воплотила в себе черты эпохи. Чернышевский восторгается характером своего персонажа

  • Анализ повести Вешние воды Тургенева

    Произведение относится к позднему лирическому творчеству писателя и в качестве основной тематики рассматривает проявление человеческих взаимоотношений.

  • Характеристика и образ Кукшиной в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    В книге Ивана Тургенева хорошо раскрыт новый для той эпохи образ женщины-эмансипатора. Этот образ отображается слишком резко, наигранно и преувеличенно в лице Кукшиной Авдотьи Никитишны

  • Анализ произведения Брэдбери Каникулы

    Произведение под названием «Каникулы» написано американским писателем Рэем Дугласом Брэдбери. Анализ данного произведения представлен в этой статье.

  • Сочинение Домашние обязанности

    В любой семье есть свои порядки, правила и традиции. И хотя все семьи отличаются друг от друга, одно остается неизменным – у каждого члена семьи должны быть свои обязанности

«Олеся»

В 1897 году Куприн служил в Ро-венском уезде Волынской губернии управляющим имением. Писателю открылись изумительная природа Полесского края и драматические судьбы его жителей. На основе увиденного он создал цикл «Полесских рассказов», в который вошла и «Олеся» — повесть о природе и любви.

Повесть начинается с описания живописного уголка, где герой пробыл полгода. Он рассказывает о необщительности полесских крестьян, о следах польского владычества, об обычаях и суевериях. В мире, стоящем на пороге XX века с его стремительным развитием естественных наук, техники и социальных преобразований, сохранились традиционные представления о добре и зле, о любви и ненависти, о врагах и друзьях. Порой герою кажется, что он попал в какой-то заповедный мир, в котором время остановилось. Здесь люди верят не только в Бога, но и в чертей, леших, водяных. Пространство делится на своё — чистое, христианское — и языческое: в нём обитают злые силы, способные принести горе и болезни. Все эти зарисовки необходимы для того, чтобы ввести читателя в атмосферу полесских мест и объяснить причину негативного отношения крестьян к роману героя с «колдуньей».

Природа с её красотой и очарованием, с её просветляющим воздействием на душу человека определяет весь колорит повести. Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчёркивает отрешённость от мира. Встречи героя с Олесей происходят зимой и весной, когда обновлённая природа, оживший лес пробуждают чувства в душе двух людей. В красоте Олеси, в гордой силе, исходящей от неё, воплощается сила и прелесть окружающего мира. От величия первозданной природы этого края неотделима прекрасная героиня, имя которой словно перекликается со словами «лес» и «Полесье».

Куприн набрасывает портрет, в котором причудливо соединяются земные и возвышенные начала: «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом гоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом».

Куприну удалось ярко воплотить идеал естественного человека, свободного, самобытного и цельного, живущего в ладу и гармонии с природой, «выросшего в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки», который близок толстовским традициям.

Избранник героини Иван Тимофеевич, по-своему гуманный и добрый, образованный и интеллигентный, наделён «ленивым» сердцем. Гадая своему суженому, Олеся говорит: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».

И вот такие разные люди полюбили друг друга: «Взошёл месяц, и его сияние причудливо пёстро и таинственно расцветило лес… <.> И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастием и жутким безмолвием леса». Великолепная природа с её переливом красок вторит героям, будто заворожённая красотой юности. Но лесная сказка завершается трагически. И не только потому, что в светлый мир Олеси врывается жестокость и подлость окружающею мира. Писатель ставит вопрос более масштабно: смогла бы эта девушка, дитя природы, свободная от всех условностей, жить в иной среде? Тема разделённой любви сменяется в повести другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна — темой недостижимого счастья.

Александр Иванович Куприн часто в своих произведениях рисовал идеальный образ «естественного» человека, такого, который не подвластен тлетворному влиянию света, чья душа чиста, свободна, кто близок природе, живёт в ней, живёт с нею в едином порыве. Ярким примером раскрытия темы «естественного» человека является повесть «Олеся».

История, описанная в повести, появилась не случайно. Однажды А.И. Куприн гостил в Полесье у помещика Ивана Тимофеевича Порошина, который рассказал писателю загадочную историю своих отношений с некой колдуньей. Именно эта история, обогащённая художественным вымыслом, и легла в основу произведения Куприна.

Первая публикация повести состоялась в журнале «Киевлянин» в 1898 году, произведение носило подзаголовок «Из воспоминаний о Волыни», что подчёркивало реальную основу происходящих в повести событий.

Суть

Действие происходит в небольшой деревне Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья. Молодой барин-писатель скучает, но однажды судьба его заводит на болото к дому местной ведьмы Мануйлихи, где он знакомится с красавицей Олесей. Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но молодая колдунья видит, что ждёт её погибель, если она свяжет свою судьбу с нежданным гостем.

Но любовь сильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Молодая ведьма ради Ивана Тимофеевича идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён. Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван не понимает этого и не успевает спасти Олесю от разъярённой толпы. Героиню жестоко избивают. Она в отместку шлёт проклятье на деревню, и в ту же ночь случается страшная гроза. Зная силу гнева людского, Мануйлиха с воспитанницей поспешно покидают дом на болоте. Когда молодой человек на утро приходит в это жилище, то находит лишь красные бусы, как символ их с Олесей короткой, но настоящей любви.

Расуждение

Природа и человек непрерывно связаны, и это вполне естественно, так как невозможно такое, чтобы целое не было связано со своей частью. Особенно ярко эту связь показывают русские писатели, восхваляя русские поля, леса, реки и озера. Часто описанием природы писатели намекают на внутреннее состояние героев, изображают погоду как конфликт или его решение и сравнивают растения с человеком.

В повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» представлено разделение на людей цивилизованных, более близких к друг другу, чем к природе, и людей, живущих с природой в гармонии, мирно сосуществуя вместе. По одну сторону баррикады показаны жители деревни, местный урядник, да и сам главный герой, по другую же – две ведьмы.

Главный герой – Иван Тимофеевич, молодой писатель из богатой семьи, по воле случая застрявший в деревне. Тем не менее, он не наслаждается местными видами и не ищет вдохновения для новых работ – вместо этого молодой человек предпочитает скучать, время от времени занимаясь разными вещами, вроде лечения больных крестьян и учению грамоте своего слуги. Впрочем, после знакомства с Олесей, молодой девушкой, живущей в лесу вместе со своей бабушкой, ведьмой Мануйлихой, герой проникается любовью к природе, во всем видит отражение своей возлюбленной.

Олесю же предстает перед нами как человек, более близкий к природе, чем к людям. Она с детства жила в лесу со своей бабушкой и почти не общалась с другими людьми. Автор подчеркивает ее красоту, намекая, что она красива больше благодаря своей естественности и непринужденности, чем красоте в прямом смысле. Писатель говорит о ее тесной связи с природой, в то время как общество, наоборот, ее отторгает, принимая за издевки все ее попытки измениться, стать похожей на остальных. Ярким примером служит тому ее поход в церковь, на что девушка решилась из-за главного героя. Несмотря на то, что шла она туда с благой целью – приобщиться к вере, отказаться от своей «ведьминской» жизни, стать ближе к Богу – местные люди подумали, что она пришла навести порчу, сочли ее действия кощунственными.

В то же время автор не брезгует и тем самым вышеупомянутым приемом проецирования чувств героев на природу. Особенно четко это видно к концу произведения, когда влюбленные расстаются навсегда. Тем же вечером случается гроза с градом, символизирующая расставание пары и их расстроенные чувства.

Как видно из всего вышеперечисленного, в этой повести человек и природа очень тесно соединены между собой, соединены настолько, что природа здесь продвигает сюжет дальше, к его логичному концу.

Примеры из художественной литературы

  1. А.Н. Островский «Гроза».

Катерина – это «светлый луч в тёмном царстве», потому что она первая пошла против устоявшихся жизненных порядков. К этому привела несправедливость, которая подвергала девушку ежедневным унижениям и оскорблениям в доме Кабанихи. Муж никогда не защищал жену от своей матери, поэтому Катерине приходилось это делать самостоятельно, теряя по частице свою нравственность. Тихон просто существовал рядом со своей супругой, никогда он не был ей поддержкой, защитой или опорой. Именно поэтому девушка нашла своё счастье на стороне, в лице Бориса. Молодой человек, не теряя времени, приступил к ухаживаниям, а измученная Катерина с надеждой на лучшее ответила на них. В сладких речах возлюбленного главная героиня увидела шанс на ту жизнь, о которой мечтала. Радостные мгновения с Борисом напомнили девушке о беззаботном детстве, в котором её любили и лелеяли. Но даже беспредельное счастье не способно заставить Катерину забыть о своих супружеских обязанностях. Она искренне раскаивается за содеянное и осознаёт, какой страшный грех совершила. Удерживает её от душевного самоистязания только любовь, поэтому девушка впадает в состояние крайнего отчаяния, когда узнает об отъезде Бориса. Все её надежды и мечты рухнули в один момент, жизнь потеряла всяческий смысл. Катерине ничего не оставалось, как расстаться с жизнью, потому что на земле её больше ничего не держало. Финал драмы Н.А. Островского «Гроз» показывает, к чему может привести полное отчаяние, наступившее после разрушения всех надежд на счастливую жизнь.  

  1. Н.В. Гоголь «Шинель».

Главный герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачников был одиноким человеком, у него не было ни родных, ни близких людей. Собственного жилья у него тоже не было. Акакий Акакиевич жил на съёмной квартире и занимал должность титулярного советника в государственном департаменте, его работа заключалась в постоянном переписывании бумаг. Главный герой так давно находится на этой должности, что уже никто не помнил, когда он её занял. Отсутствие карьерного роста не смущало Башмачникова, наоборот он пренебрежительно отнёсся к возможности продвижения по службе. Всё дело в том, что он может выполнять хорошо только свою работу, малейшие изменения вызывают у мелкого чиновника неподдельный страх. Акакий Акакиевич жил только своей работой, он даже брал её на дом и занимался переписываниями все вечера напролёт. Несмотря на прилежность и исполнительность в выполнении своих профессиональных обязанностей, Башмачникова не ценило начальство, а коллеги всё время издевались и подшучивали над ним. Главный герой покорно терпел все насмешки и обиды, а в глубине души надеялся на всеобщее уважение.

Единственной мечтой Акакия Акакиевича была новая шинель, которую он не мог себе позволить. Однажды, Башмачников пришёл к выводу, что благодаря желаемой обновке вся его жизнь изменится в лучшую сторону и тогда он начал копить деньги. Когда удалось собрать необходимую сумму, портной пошил замечательную шинель, которая была к лицу главному герою

Впервые в департаменте все обратили внимание на Акакия Акакиевича, коллеги восхищались его шинелью, общались с ним на равных. Но счастью главного героя не суждено было длиться долго – его ограбили по дороге домой и отобрали самое ценное, что у него было

Башмачкин впал в полнейшее отчаяние, потому что он лишился самого главного: шинель была единственной его надеждой на новую жизнь и эта надежда исчезла безвозвратно вместе с его драгоценной шинелью. Н.В. Гоголь хотел финалом своей повести показать, что отчаяние и людское равнодушие может довести человека до гибели. Потеря надежды и веры равносильна потери самого себя.

  1. Х.К. Андерсен «Девочка со спичками».

Человеческие надежды не всегда оправдываются, а виновно в этом человеческое безразличие. Главная героиня рассказа Х.К. Андерсена – маленькая бедная девочка. Голодная и босая она бродит по улицам города в канун Рождества с надеждой продать спички, чтобы получить хоть какие-нибудь деньги себе на еду. Но людям нет до неё никакого дела, потому что каждый занят своими делами, не замечая ничего вокруг в предпраздничной суете. Никто не поинтересовался, почему маленькая девочка находится совсем одна в позднее время, да ещё и босиком на морозе. Кругом царит равнодушие, жестокость и лицемерие. Надежды девочки были совсем простыми: она мечтала о доме, где можно согреться и забыть все тревоги и о вкусной домашней еде, ароматы которой доносились из каждого окна. Отчаявшись дождаться помощи, она начала жечь спички, которые собиралась продать. Каждая спичка символизировала её надежду, пламя одной из них вернуло на мгновение девочке любимую бабушку, которая умерла. С детской наивностью героиня рассказа просит мираж забрать её с собой и надеется на чудо. Теперь она счастлива, потому что пришёл конец страху и одиночеству, а люди утром обнаружили маленькую мёртвую девочку с улыбкой на губах. В её руках находился небольшой коробок, в котором осталось несколько спичек. В её смерти виновен не холод, а человеческое равнодушие по отношению к чужим несчастьям.

Начало отношений

Первые встречи влюбленных наполнены радостью от общения друг с другом. Их свидания проходят то на берегу реки, то в березовой роще, но чаще у трех дубов, растущих около пруда. Пейзажные зарисовки помогают понять мельчайшие изменения в ее душе. В долгие минуты ожидания она погружается в раздумья и не замечает того, что всегда было частью ее жизни: месяц на небе, пение соловья, легкий ветерок. Но как только появляется возлюбленный, все вокруг преображается и становится для Лизы удивительно красивым и неповторимым. Ей кажется, что никогда прежде для нее жаворонки не пели так хорошо, солнце не сияло так ярко, а цветы не пахли так приятно. Поглощенная своими чувствами, ни о чем другом не могла думать бедная Лиза. Карамзин подхватывает настроение своей героини, и их восприятие природы в счастливые минуты жизни героини очень близко: это ощущение восторга, умиротворения и покоя.

Минусы

Вывод

В повести «Олеся» Александр Иванович попытался показать проблемы современного общества, погрязшего в безнравственности и лицемерии. Он полагал, что единственный способ очистить себя от скверны – отбросить всю шелуху и попытаться жить по строгим и правильным законам природы. Ведь только так можно достичь гармонии и спокойствия в душе.

В образе своенравной, диковатой, простой и прекрасной Олеси автор показал природу во всей ее красе. Столкнувшись с безжалостным миром людей в лице Ивана Тимофеевича, она была разрушена, жестоко растоптана толпой. Все самое лучшее, что дает природа человеку, он уничтожает собственными руками только потому, что не способен различать истинные ценности.

Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза»: итоги

При анализе произведения сентиментализма нельзя не упомянуть о том, как автору удается передать чувства героев. Главный прием — это создание идиллии, основанной на полном единении сельской природы с ее яркими красками и чистого душой, искреннего человека, какой была бедная Лиза. Герои, подобные ей, не могут лгать, притворяться, поэтому их судьба часто складывается трагически.

Повесть
«Бедная Лиза» является лучшим произведением
Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных
образцов русской сентиментальной
литературы. В ней много прекрасных
эпизодов, описывающих тонкие душевные
переживания.

В
произведении есть прекрасные по своей
живописности картины природы, которые
гармонично дополняют повествование.
На первый взгляд их можно счесть
случайными эпизодами, которые являются
всего лишь красивым фоном для основного
действия, но на самом деле все значительно
сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» — это
одно из главных средств раскрытия
душевных переживаний героев.

В
самом начале повести автор описывает
Москву и «ужасную громаду домов», а
сразу же после этого начинает рисовать
совершенно иную картину: «Внизу… по
желтым пескам, течет светлая река,
волнуемая легкими веслами рыбачьих
лодок… На другой стороне реки видна
дубовая роща, подле которой пасутся
многочисленные стада; там молодые
пастухи, сидя под тенью дерев, поют
простые, унылые песни…»

Карамзин
сразу же встает на позицию всего
прекрасного и естественного. Ему
неприятен город, его тянет к «натуре».
Здесь описание природы служит для
выражения авторской позиции.

Далее
большинство описаний природы направлены
на то, чтобы передать душевное состояние
и переживания главной героини, ведь
именно она, Лиза, является воплощением
всего естественного и прекрасного. «Еще
до восхождения солнечного Лиза встала,
сошла на берег Москвы-реки, села на траве
и, подгорюнившись, смотрела на белые
туманы… везде царствовала тишина, но
скоро восходящее светило дня пробудило
все творение: рощи, кусточки оживились,
птички вспорхнули и запели, цветы подняли
свои головки, чтобы напитаться животворными
лучами света».

Природа
в это мгновение прекрасна, но Лиза
грустит, потому что в ее душе рождается
новое, доселе не испытанное ею чувство.

Несмотря
на то что героиня печальна, ее чувство
прекрасно и естественно, как пейзаж
вокруг.

Спустя
несколько минут происходит объяснение
между Лизой и Эрастом. Они любят друг
друга, и ее ощущения тут же меняются:
«Какое прекрасное утро! Как все весело
в поле! Никогда жаворонки так хорошо не
певали, никогда солнце так светло не
сияло, никогда цветы так приятно не
пахли!»

Ее
переживания растворяются в окружающем
пейзаже, они так же красивы и чисты.

Между
Эрастом и Лизой начинается прекрасный
роман, их отношение целомудренны, их
объятия «чисты и непорочны». Окружающий
пейзаж так же чист и непорочен. «После
сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать
слова своего, всякий вечер виделись…
всего чаще под тению столетних дубов…
— дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд,
еще в древние времена ископанный. Там
часто тихая луна, сквозь зеленые ветви,
посребряла лучами своими светлые Лизины
волосы, которыми играли зефиры и рука
милого друга».

Проходит
пора невинных отношений, Лиза и Эраст
становятся близки, она чувствует себя
грешницей, преступницей, и в природе
происходят такие же перемены, как и в
Лизиной душе: «…ни одной звездочки не
сияло на небе… Между тем блеснула молния
и грянул гром…» Эта картина не только
раскрывает душевное состояние Лизы, но
и предвещает трагичный финал данной
истории.

Герои
произведения расстаются, но Лиза еще
не знает, что это навсегда. Она несчастна,
ее сердце разрывается, но в нем еще
теплится слабая надежда. Утренняя заря,
которая, как «алое море», разливается
«по восточному небу», передает боль,
тревогу и смятение героини и свидетельствует
о недобром финале.

Лиза,
узнав об измене Эраста, покончила со
своей несчастной жизнью. Она бросилась
в тот самый пруд, возле которого когда-то
была так счастлива, ее похоронили под
«мрачным дубом», являющимся свидетелем
самых счастливых минут ее жизни.

Приведенных
примеров вполне достаточно для того,
чтобы показать, как важно описание
картин природы в художественном
произведении, как глубоко они помогают
проникнуть в душу героев и их переживания.
Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и
не принимать во внимание пейзажные
зарисовки просто недопустимо, потому
что именно они помогают читателю понять
глубину мысли автора, его идейный
замысел. Обновлено: 25.09.2020

103583

Обновлено: 25.09.2020

103583

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий