Читательская лаборатория как определить авторское отношение к герою

Эволюция героя и авторской позиции

Дубровский — не статичный персонаж, который в одночасье решил из аристократа перейти в лагерь бандитов, нарушителей закона. По канонам жанра приключенческого романа Пушкин рисует перед читателем жизненный путь и перемены в образе своего героя. При этом авторское отношение к Дубровскому-младшему также меняется.

О детстве и юности Владимира написано очень кратко, однако писатель легкими штрихами ненавязчиво сумел нарисовать облик барина-сибарита, ценящего «роскошные развлечения» (цитата) и аристократический образ жизни. В молодом герое ничто не выдавало будущего разбойника, Робин Гуда царской России. Пушкин с иронией относится к нему, но не осуждает, поскольку такое поведение было свойственно типичному представителю сословия тех времен.

Занимаясь образованием, Владимир начинает мыслить, много читает, что положительным образом сказывается на его личности. Ситуация с отцом, Андреем Гавриловичем Дубровским, показывает лучшие качества героя, его безграничную любовь и преданность.

Смерть родителя толкает его на отчаянный шаг — стать благородным разбойником. Краткая эволюция Владимира выглядит следующим образом:

Кивиобразные

Тристанский пастушок

Отношение Пушкина к Онегину в первой главе романа

Пушкин представлял Евгения Онегина, личность, рожденную фантазией поэта, реальным человеком, более того – близким другом.

Конечно, в герое, глубоко симпатичном своему создателю, отразились некоторые черты великого гения

Однако важно понимать: это совсем другой человек

Описывая Онегина, Пушкин старательно подчеркивает разницу между ними:

Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной, Чтобы насмешливый читатель Или какой-нибудь издатель Замысловатой клеветы, Сличая здесь мои черты, Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет…

Один – разочарованный во всем, скучающий, хандрящий. Другой – полный жизни, увлеченный, романтически настроенный, истинный творец.

Разница проявляется во всем, например, в отношении обоих к деревенской жизни. Так Пушкин пишет о Евгении:

Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле; Потом уж наводили сон; Потом увидел ясно он, Что и в деревне скука та же, Хоть нет ни улиц, ни дворцов, Ни карт, ни балов, ни стихов. Хандра ждала его на страже, И бегала за ним она, Как тень иль верная жена.

А вот его личное отношение, описанное в красивом лирическом отступлении:

Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины; В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны. Досугам посвятясь невинным, Брожу над озером пустынным, И far niente мой закон. Я каждым утром пробужден Для сладкой неги и свободы: Читаю мало, долго сплю, Летучей славы не ловлю. Не так ли я в былые годы Провел в бездействии, в тени Мои счастливейшие дни?

Казалось бы, Пушкин должен относиться к своему герою с неким осуждением и недоумением, но на самом деле это совсем не так.

Он относится к нему, как к лучшему другу: где-то с восхищением, где-то с иронией, где-то даже с недоумением, однако всегда готов принять и понять его поступки.

Пушкин не раз заметит в тексте, что не стоит торопиться с осуждением поведения Онегина. Да, он желчный, насмешливый, саркастичный, но все его поступки имеют определенное объяснение и происходят вовсе не со зла.

Для того чтобы читатель лучше понимал этого неоднозначного, но, без сомнения, интересного персонажа, великий русский поэт дает подробное описание его становления: рождение, детство, юность.

Автор рассказывает, как Онегин привык проводить время, чем наполнялась его столичная жизнь, как формировался внутренний мир.

Евгений – человек высокоинтеллектуальный, вдумчивый, способный к рефлексии. Это очень развитая, сильная личность, которой просто не нашлось места в существующем обществе.

И конечно, он не может без презрения относиться к окружающим, чей ум не так цепок и остер, а стремления гораздо более приземлены:

Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей; Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней…

Именно такие отношения обычно и выстраиваются между хорошими, близкими приятелями.

Благодаря творческому гению поэта, Онегин предстает живым человеком со всеми внутренними противоречиями и метаниями души, интересным, неординарным – именно таким, каким его и видел в своем воображении Александр Сергеевич Пушкин.

«Горе от ума» и «Евгений Онегин»

В сущности, замысел «Евгения Онегина» по времени совпадает с тем, когда Пушкин услышал комедию «Горе от ума». Мы помним письмо, в котором Пушкин упоминает о слушании комедии Грибоедова. «Слушал Чацкого..», – говорит он. И то, что услышал Пушкин от Чацкого, странным образом преломляется в том, что он вложил в своего Онегина. Вот в письме Бестужеву, в январе 1825 года: «..В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и, напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, – очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб…». Поговорка «метать бисер перед свиньями» известна всем, это поговорка, которая восходит к Библии, эта поговорка приписывается Христу. Архетип спасителя, архетип человека, указывающего новые пути жизни.

Но вот первый русский роман и герой, который ориентирован на поколение с другими запросами, человек, который стремится пострадать за своих современников. Принять на себя ответственность и совершить подвиг во имя своих современников – это, в сущности, то, что движет людьми поколения Грибоедова, мы знаем их как декабристов – людей, которые шли на Сенатскую площадь проливать свою, а не чужую кровь. Тот факт, что Пушкину представилась необходимость совершенно точной датируемости романов и совершенно определённо по календарю давать читателю представление о возрасте своих героев, совершенно неслучайно.

Образ времени в романе очень чётко соответствует образу героев. Итак, Онегин – ровесник Грибоедова, он родился в 1795 году. Начало действия романа совпадает с датой знакомства Пушкина с Грибоедовым – 1817 год. Вот как Пушкин рассказывает о своём знакомстве с Грибоедовым во фрагменте «Путешествия в Арзрум» 1829 года, года трагической смерти Грибоедова.

Рис. 2. «Путешествие в Арзрум» (Источник)

Пеликановые

История создания

Новый роман был написан Пушкиным в период с 1832 по 1833 годы. Примечательной особенностью творческого процесса являлось, что новые мысли одолевали Пушкина быстро, а потому повесть была написана в короткие сроки. Александр Сергеевич пользовался обыкновенным карандашом. Но даже закончив, Пушкин решил пока не публиковать роман. Никто не знает, какие причины побудили его к этому, но «Дубровский» увидел свет лишь в 1841 году. Название повести было решено записать по имени главного героя.

История дворянина Островского, которая вдохновила Пушкина на написание книги, была рассказана ему одним из друзей — П. В. Нащокиным. Один из действующих лиц, Владимир Дубровский, даже первоначально носил эту фамилию. Но Александр Сергеевич в дальнейшем передумал.

Троекуров и Дубровский имели своих прототипов в реальности. Это были помещики, проживавшие на территории Нижегородской губернии. Кистенёвка находилась в непосредственной близости от Болдина, которое досталось поэту в наследство от отца. Соответствующий отпечаток можно видеть в произведении по тому, какие пейзажные зарисовки он использовал, каким образом были им описаны нравы и быт крепостных крестьян.

Раздумывая над тем, как завершить роман, Пушкин несколько раз менял свой замысел. Изначально главному герою предстояло вступить в брак с Машей.

Образ автора в романе

Пушкин в своём творении предстаёт перед читателем человеком, рассказывающим обо всех событиях, читатель видит на протяжении всего произведения его личное мнение о героях, происходящих событиях. В то же время он и является одним из них.

Лирический образ поэмы представлен 27 отступлениями, в которых показывается разговор и язык самого писателя. Отступления помогают выражать и характеризовать течение и странность того времени, раскрыть образ автора творения.

На протяжении всего произведения присутствует автор в роли рассказчика, старого друга Онегина, знакомого его отца. Его мысли носят философский характер, имеют своё мнение насчёт всех значимых ситуаций, эпизоды способны привлекать читателя своими воспоминаниями и лирическими отступлениями. Отношение автора к Онегину неоднозначно, с одной стороны, они имеют много общего, а с другой — они являются разными личностями.

Автор часто называет главного героя верным приятелем, показывает минимальное различие между ними, а сходство прослеживается во многом. Пушкин также любил светские развлечения, его товарищ, как и он, получил дворянское воспитание. Несмотря на цинизм Онегина, он свыкается с привычкой язвить, шутить над приятелем, иногда небезобидно. Они даже запланировали путешествовать вместе, но пути их разошлись на долгое время, поскольку у Онегина скончался отец. Образ Пушкина в романе Евгений Онегин во многом совпадает с образом и характеристикой главного героя.

Трепетное отношение к Татьяне Лариной: всё сочинение проникнуто чувством особенной нежности. Она очень симпатична ему, показана как человек пылкий, неопытный, она бережно хранит письмо, написанное для Онегина. Письмо почему-то находится у автора, тот его постоянно перечитывает, наслаждаясь его искренностью, стилям написания, слогом. Проникается большой любовью к ней и ее чувствам, во всех поступках ищет оправдание. Как оказалось у него письмо, читатель так и не узнает, а было предназначено оно для Онегина.

Часто сам поэт со стороны даёт оценку поступкам своего героя:

  • Вы согласитесь, мой читатель,
  • Что очень мило поступил,
  • С печальной Таней наш приятель.

В романе много лирических моментов, где автор делится своими размышлениями, не стесняясь, показывает читателю, о чём думает, что у него в голове. К примеру, на одной из страниц он пишет, что «волею небес» может увлечься прозой, а стихи перестать писать. Показано отношение к традициям общества того времени.

Подробно описывается театральная, бальная, деревенская жизнь, а на примере повествования о маме Татьяны зрителю показана ценность семьи. Светская жизнь в обществе показана ненастоящей, неискренней, а деревенская, наоборот, настоящей и без прикрас, со своими трудностями и радостями.

Познавательно описание модных общественных веяний, таких как альбомы для дам, или чувство скуки и безысходности, частое тогда среди молодого поколения. Повествователь показывает похожесть мировоззрения и судьбы с героем: «Страстей игру мы знали оба, томила жизнь обоих нас».

В повествовании даётся оценка писателем модных веяний того времени и старины, мода выступает как что-то наружное и мелкое, для её описания используются определения — обветшалая, самовластная. Старина, наоборот, показана милой, умной, гостеприимной.

Образ рассказчика представлен как очень начитанного человека, использующего большое количество цитат и постоянных ссылок на произведения других писателей.

В начале произведения и в конце автора можно рисовать по-разному. В первой главе много рассказывается о его молодости, например, описание бала плавно переходит в воспоминания о его пристрастии к «прелестным ножкам». Рассказывая о себе, он даже забывает о главном персонаже своего сочинения. В последних же главах он сосредоточен на главных героях, мнение высказывает посредством небольших комментариев.

Чувство юмора автора прослеживается на протяжении всего романа. Встречается как сатира, так и дружелюбная ирония.

Основная идея

Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков. Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.

Через сатиру и карикатуру писатель стремится вскрыть перед читателями общественные пороки и жестоко высмеять их, чтобы сподвигнуть людей к работе над собой. Чехов осуждает лицемерие, чинопочитание, беспринципность тех, кто должен охранять порядок. Такова главная мысль рассказа «Хамелеон».

Как за 7 дней полюбить спорт и перейти на правильное питание: личный опыт

Тема

Рассказ «Хамелеон» занял почетное место не только в русской, но и в мировой литературе, что объясняется его темой и идейным звучанием. В «Хамелеоне» анализ нужно начинать с характеристики проблем и образов.

В центре произведения мотивы подхалимства и приспособленчества. В контексте них формируется проблематика: сущность системы правосудия, рабская психология, непостоянность взглядов. Все проблемы тесно переплетаются.

Система образов неразветвленная. Главные герои – полицейский надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин, второстепенную роль играет толпа, из которой то и дело раздаются реплики по поводу того, кто хозяин собаки. А. Чехов не описывает внешность, характер героев, зато дает им красноречивые фамилии.

В первых абзацах читатель наблюдает интересную ситуацию: через базар шагает полицейский надзиратель Очумелов, неподалеку от него слышится визг и ругань. Оказывается, собака укусила Хрюкина. Народ просит стражу правопорядка разобраться в случившемся. Тот направляется к толпе и начинает выяснять обстоятельства. Дело доходит до собаки. Очумелов пытается узнать, кто ее хозяин. Из толпы раздается предположение, что это щенок генерала. Надзиратель начинает обвинять Хрюкина. В этот момент кто-то заявляет, что у генерала таких собак не было. Услышав это, Очумелов снова становится на защиту укушенного. Так продолжается до конца рассказа. Наконец, выясняется, что собака – любимец брата генерала. Животное «оправдывают».

После прочтения произведения становится понятен смысл названия. Хамелеон – человек, который пытается приспособиться к ситуации так, чтобы угодить начальству, извлечь для себя выгоду. Причем, преследуя такие цели, «хамелеону» не стыдно быть посмешищем. В рассказе эти негативные качества воплотились в образе надзирателя Очумелова.

Идея рассказа ­– осудить подхалимство, показать насколько низок человек с рабской психологией.

Основная мысль: в любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции. В любой ситуации оставаться верным себе, вести себя достойно – вот чему учит писатель.

Ссылки

Способы выражения позиции автора

В экзаменационных текстах, предложенных для анализа выпускникам, существует два способа выражения авторской позиции в исходном тексте:

  • прямой, когда позиция автора прямо заявлена в одном из предложений текста;
  • косвенный, когда автор по разным причинам стремится избегать однозначных оценок.

Правильному выбору способа выражения позиции автора поможет языковой анализ текста, который должен быть направлен на:

  1. определение типа и стиля речи исходного текста;
  2. выяснение того, как, каким образом автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста.

Поэтому важно не только точно определить части текста (абзацы, предложения, словосочетания), наиболее полно выражающие главную мысль и позицию автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности. В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней

В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней.

Выражение позиции автора в исходном тексте зависит не только от стиля экзаменационного текста, но и от режима повествования (от какого лица ведётся повествование: от первого лица или от третьего лица).

В публицистическом тексте

В публицистическом тексте, в котором повествование ведётся от первого лица, позиция автора всегда выражена прямо, чётко и непосредственно.

В таком случае средствами выражения позиции автора в исходном тексте могут быть:

  • название текста (если есть);
  • отдельные предложения в тексте;
  • различные аргументы, факты.

Например:

В , автор, размышляя о проблеме переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне, в 38, 39, 42 предложениях текста чётко и непосредственно заявляет о своей позиции по данной проблеме: «в годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагом на фронте или в тылу».

Это очерки, которые похожи на рассказы, относящиеся к текстам художественного стиля, но при этом они отличаются тем, что написаны на фактическом, документальном материале, герои их не вымышленные автором лица, а вполне реальные люди, с которыми автор встречался, беседовал и о которых рассказал в своём произведении, не меняя имя и фамилию реального человека.

Примером подобного произведения может служить очерк В.А.Катаева «Сила сильных», сокращенный вариант которого вы можете прочитать в .

Так как очерк похож на рассказ, то позиция автора в нём чаще всего выражена так же, как и в тексте художественного стиля.

В художественном тексте

В художественном тексте, как правило, явно выражена позиция героев рассказа, а позиция автора зачастую скрыта и выражается через языковое оформление содержания текста.

Поэтому средствами выражения позиции автора в художественном тексте могут быть:

  • риторические вопросы;
  • порядок слов в предложении;
  • лексические повторы;
  • оценочная лексика;
  • модальные слова и частицы;
  • ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д.

Например:

В , позиция автора по проблеме проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу дана через ряд вводных слов «конечно», «разумеется» (предложения 35, 49), повтор слов «боялась» (предложения 52, 53), «спасибо» (предложение 55), парцелляцию – разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных предложений (предложения 58-59): «тот, у кого чистая совесть и кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага, проявить к нему сострадание, милосердие даже в суровые годы войны».

После того, как выпускник нашёл авторскую позицию по сформулированной им проблеме, он должен грамотно сформулировать её в своём сочинении.

Похожие главы из других книг:

2. Проблема значения в художественном тексте
Существует весьма распространенное предубеждение, согласно которому структуральный анализ призван отвлечь внимание от содержания искусства, его общественно-нравственной проблематики ради чисто формальных штудий,

Исторические поэмы
Поэмы на русский средневековый (реже – на европейский) сюжет связаны как с байронической, так и с декабристской традициями. Первоначально эти поэмы были близки по своей структуре к байронической жанровой разновидности: черты национального колорита,

Слова стратегического значения
Евгений Лукин. Словесники. Журнал «Если»Доброе слово и кошке приятно. Впрочем, без всякого «и» – только кошке. Остальным в высшей степени наплевать: мели, Емеля, твоя неделя. Ко второй сигнальной системе у нас испокон веку относились с

IV. Асимиляции
Случаи двойного морфологического значения одной функции
Выше было указано, что функции должны определяться независимо от того, кому приписано их выполнение. Из перечисления функций можно было убедиться, что они должны определяться и независимо от того,

§ 1. Эстетическое: значение термина
Первоначальное (др. — гр.) значение слова «эстетическое» — чувственно (зрением и слухом) воспринимаемое. На протяжении последних столетий этим словом стал обозначаться особый род эмоционально-оценивающего освоения человеком

§ 1. Значения термина «тема»
Слово «тема» («тематика»), широко бытующее в новоевропейских языках, произошло от др. — гр. thema — то, что положено в основу. В искусствоведении и литературоведении оно используется в разных значениях, которые правомерно (с долей

§ 1. Поэтика: значения термина
В далекие от нас века (от Аристотеля и Горация и до теоретика классицизма Буало) термином «поэтика» обозначались учения о словесном искусстве в целом. Это слово было синонимично тому, что ныне именуется теорией литературы.На протяжении же

§ 1. Значение термина
Мир литературного произведения — это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же — его самого как душевно-телесное единство.

§ 1. Значение термина
Композиция литературного произведения, составляющая венец его формы, — это взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств, «система соединения знаков, элементов произведения». Композиционные

§ 1. Значения термина
Слово генезис (от др. — гр. genesis) означает происхождение, возникновение, процесс образования и первоначального становления того или иного предмета (явления), способного к развитию (эволюции). Применительно к литературе как целому этот термин

5. МИМЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС:
КОНСТРУИРОВАНИЕ ЖИЗНИ, ПОЛА И АВТОРСТВА В СИМВОЛИСТСКОМ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВЕ
В данной главе я рассматриваю явление жизнетворчества как социальную реализацию того символистского эстетического дискурса, который был исследован в предыдущей главе с

Жизнетворчество и моделирование авторства
Многосторонность явления жизнетворчества способствует различным интерпретациям и применениям данного понятия. Основная идея жизнетворчества заключается в разрушении границы между жизнью и искусством, что содержится уже в

Проблема авторства. Небольшое отступление
Говоря о заимствованиях, нельзя пройти мимо следующего, бросающегося в глаза факта. Большинство эпизодов заимствований хорошо известно советским шолоховедам. Однако по труднообъяснимым причинам ни систематизации, ни анализа

Значения слова «проза»

…волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой
«Евгений Онегин»
С начала 1820–х годов Пушкин — на пути к художественной прозе — факт, не раз отмечавшийся в научной литературе. О повороте от поэзии, т. е. от стихотворства,

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон, учитывая поведение персонажей, заключил их в таблицу. Там Вы увидите образы героев и их характеристику в рассказе «Хамелеон».

Очумелов полицейский надзиратель. Властный и грубый с простыми людьми. Однако готов лепетать и пресмыкаться даже не перед сильными мира сего, а перед их прислугой. На словах стоит за закон, но на деле всегда становится на сторону богатых и влиятельных господ. Говорящая фамилия подчеркивает его растерянность перед лицом вопроса: стоит ли щадить собаку, желая угодить генералу, или она вовсе не принадлежит высокопоставленному чиновнику? Свое мнение герой меняет, как и положение пальто: то надевает, то снимает его, как окрас хамелеона.
Хрюкин Хрюкин – золотых дел мастер. Грубиян и выпивоха. Ставит себя выше окружающих, так как имеет брата в жандармерии. Поразительно жестокий человек, который хочет убить животное лишь на том основании, что оно его укусило. Поэтому автор награждает его унизительной фамилией, указывающей на животную сущность жестокого человека.

Темы

  1. Лицемерие – в рассказе писатель показал, как в обществе закрепилась отвратительная практика, когда, оправдываясь законами и заявляя о справедливости, люди прикрывают свою алчность и желание угодить вышестоящим господам.
  2. Чинопочитание — основная тема «Хамелеона». Очумелов очень хочет проявить себя в лизоблюдстве, поэтому не стесняется толпы и меняет мнение, лишь бы подстроиться под вышестоящего человека. В зависимости от принадлежности собаки, он то хвалит, то ругает ее.
  3. Доброта и жестокость — люди готовы убить или помиловать животное, но судьба его решается происхождением хозяина, а не мерой вредоносности питомца. Никто из толпы не проявил искреннего интереса у участи собаки, как будто ее жизнь была всем глубоко безразлична.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий