«цветик-семицветик»

Читать детские сказки Валентина Катаева

Первой его работой было стихотворение «Осень», которое опубликовали в «Одесского вестника». После этого, в печать выходили другие 25 стихов автора. В 1915 году писатель добровольно уходит в армию, где пишет рассказы и очерки о фронтовой жизни. Но получив ранение, в 1917 году оказывается в госпитале и получает награды Георгиевским креста и орден Св. Анны IV «За храбрость». После Великой Победы, он начинает работать в газете, где пишет юмористические и сатирические произведения. Спустя много лет, начинает выпускать детские книги, которые подкупают своей легкостью и умением деликатно приводить читателя к правильным выводам. Здесь вы можете читать книги «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик» и другие произведения писателя.

Производство

В отличие от других экранизаций, эта ближе всего следует оригинальному тексту и передаёт его фольклорный дух, но в то же время она имеет дополнительный расширенный финал с небольшим политическим подтекстом. Он выглядит так: во время игры в салки Витя и Женя обнаруживают, что заблудились. Главная героиня решает снова применить цветик-семицветик, но замечает, что лепестки этого цветка закончились.

Тут перед ней снова появляется старушка и сообщает Жене, что шесть её желаний были бесполезными, и поэтому шесть лепестков, вопреки словам заклинания, не вернулись к ней. Однако последний лепесток она потратила с пользой, чтобы помочь Вите, и поэтому он вернулся к старушке. Она отдаёт его детям, после чего те сажают лепесток на клумбу в её саду.

Очень скоро из земли вырастает новый цветик-семицветик. В последней сцене Витя и Женя с цветком идут, взявшись за руки, на фоне панорамы Кремля.

Создатели

  • Сценарий Валентина Катаева
  • Стихи Михаила Вольпина
  • Режиссёр — Михаил Цехановский
  • Художники-постановщики: Лев Мильчин, Вера Роджеро
  • Композитор — Юрий Левитин
  • Режиссёр-консультант — Виктор Громов
  • Ассистент режиссёра — Вера Цехановская
  • Оператор — Михаил Друян
  • Звукооператор — С. Ренский
  • Монтажёр — Лидия Кякшт
  • Художники-мультипликаторы:
    • Дмитрий Белов
    • Лидия Резцова
    • Александр Беляков
    • Пётр Репкин
    • Фаина Епифанова
    • Татьяна Таранович
    • Лев Попов
    • Татьяна Фёдорова
    • Фёдор Хитрук
  • Художник по фонам — Ирина Троянова
  • Технический ассистент — Наталья Орлова
  • Роли озвучивали:
    • Бабушка — Татьяна Барышева
    • Женя — Наталья Защипина
    • Витя — Борис Омехин

Появления

Бэмби

Бэмби и Топотун встречают молодого скунса в «Бэмби», пока они исследуют лес. Бэмби, который только учится говорить, называет скунса красивым цветком. Топотун разражается смехом и пытается исправить Бэмби, но скунс говорит, что он не против, чтобы его называли Цветочком, несмотря на иронию. Неизвестно, есть ли у Цветочка какое-либо другое имя, так как он упоминается только как Цветочек. Зимой немного толстый Цветочек показан в спячке. Когда Бэмби и Топотун приглашают его присоединиться к их веселью, Цветочек отказывается и снова ложится спать до весны.

Взрослый Цветок в оригинальном мультфильме

В весеннем сезоне Цветочек появляется вместе с подросшими Бэмби и Топотуном, когда Друг Филин предупреждает их об «весенней лихорадке». Трое уходят с намерением не допустить, чтобы это случилось с ними, но Цветочек вскоре влюбляется в девушку скунса. Конец фильма показывает, что у него и Блюбелля есть ребенок, который Цветочек называет своего сына «Бэмби» в честь своего лучшего друга.

Бэмби 2

В Бэмби 2, после того, как Бэмби теряет свою мать, Цветочка обычно видят с Бэмби и Топотуном. Он сопровождает их, чтобы увидеть сурка, чтобы определить, сколько будет идти зима. Позже он пытался помочь Бэмби быть храбрым. Ближе к концу фильма он помогает Бэмби отогнать охотничью собаку, опрыскивая её своим газом.

Прочее появления

Цветчек сделал небольшое камео-появление в конце анимационного фильма «Кто подставил кролика Роджера».

Скунс, напоминающий Цветочка, появляется в начале 2D-анимационных частей фильма «Зачарованная».

Адаптации

В 1948 году появилась первая мультипликационная версия «Цветика-семицветика» (режиссёр — Михаил Цехановский, автор сценария — Валентин Катаев). Создатели рисованного мультфильма «поделили» пространство ленты на две условные части — сказочную и реальную. Старушка-дарительница, преподносящая девочке Жене волшебный цветок, напоминает героиню фольклора — добрую фею, умеющую угадывать мысли и помогать в сложных ситуациях. В 1949 году фильм получил первую премию на международном кинофестивале в Марианске-Лазне. Валентин Катаев был сценаристом и короткометражного художественного фильма «Цветик-семицветик», снятого в 1968 году на киностудии имени М. Горького. Над картиной работали режиссёры Борис Бушмелев и Гарник Аразян, музыку к ленте написал композитор Евгений Крылатов.

В 1977 году на экраны вышел рисованный мультипликационный фильм «Последний лепесток», поставленный режиссёром Романом Качановым по мотивам «Цветика-семицветика». Исследователи отмечают, что присутствие фольклорной темы в работе Качанова сведено к минимуму — бо́льшая часть действия происходит в реальном мире. Свидетельством того, что создатели фильма дистанцировались от первоисточника, является и название мультипликационной сказки, не совпадающее с оригинальным.

Сюжет

Как-то раз девочка Женя отправилась в магазин за баранками. По дороге домой она рассеянно смотрела по сторонам, считала ворон, и не заметила, как дворняжка ловко стащила все ее баранки.

Заметив пропажу, Женя очень рассердилась и бросилась вслед за собакой. Она ее так и не догнала, и при этом заблудилась. Женя очень расстроилась, и ее стала утешать добрая старушка. Она отвела девочку в сад и сказала, что у нее есть волшебный цветок – цветик-семицветик, способный выполнять любые желания. Достаточно лишь сорвать один из семи лепестков и произнести вслух волшебные слова.

Девочка очень обрадовалась подарку. Она загадала оказаться дома с баранками, и все исполнилось в тот же миг. Женя хотела поставить волшебный цветок в вазочку, но опять засмотрелась на ворон, и разбила вазу. Чтобы мама ее не ругала, Женя сорвала еще один лепесток, и ваза стала целой.

Женя вышла поиграть во двор. Там мальчишки играли в увлекательную игру, представляя, будто они оказались на льдине в бушующем море. Мальчики не хотели брать Женю в игру, и тогда она загадал очутиться на северном полюсе. Девочка в легком летнем платьице оказалась в царстве льда, снега и вечного холода. А тут еще и белые медведи вышли. Женя испугалась, сорвала лепесток и вновь очутилась в своем дворе.

Женя пошла играть в другой двор, где девочки играли с красивыми игрушками. Она загадала, чтобы и у нее было много игрушек, и тут же со всех сторон повалили куклы, игрушечные медведи и зайцы, запрыгали мячики. Женя испугалась, и сорвала еще один лепесток, чтобы игрушки исчезли. Она расстроилась – потратила почти все лепестки, а никакого удовольствия так и не получила.

Тут Женя увидела на скамейке красивого мальчика. Она познакомилась с ним и предложила поиграть. Однако Витя не мог бегать и прыгать, потому был хромой. Женя обрадовалась, что у нее сохранился последний лепесток для такого полезного дела. Она сорвала его и загадала самое верное желание – чтобы Витя был здоровым.

Герои и начало повествования

Сказка Катаева небольшая по объему, героев в ней всего три: девочка Женя, добрая старушка и больной мальчик Витя. Их характеристика:

  • Женя — девочка добрая, но немного бестолковая, неорганизованная.
  • Старушка — волшебница, которая преподнесла ценный дар.
  • Образ мальчика не раскрыт, персонаж введен в текст для того, чтобы Женя, наконец, смогла понять ценность добрых поступков.

Краткое содержание для читательского дневника «Цветика-семицветика» следует начать с завязки. Главная героиня, Женя, очень положительная девочка, отправилась в булочную, чтобы, по просьбе матери, принести связку баранок. Увы, с заданием она не справилась.

Мечтательный ребенок зазевался и не заметил, как увязавшаяся собака одну за другой съела всю выпечку. Обернулась Женя лишь тогда, когда бродячий пес доедал последнюю баранку — в розовой глазури, купленную специально для младшего брата Павлика.

Цветик-семицветик

Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур лёгкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

– Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась её догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке всё и рассказала.

Пожалела старушка Женю, привела её в свой садик и говорит:

– Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растёт у меня в садике один цветок, называется – цветик-семицветик, он всё может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он всё устроит.

С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

– Этот цветик, – сказала старушка, – не простой. Он может исполнить всё, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.

Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила её до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало. Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.

– А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!

Женя поскорее оторвала жёлтый лепесток, кинула его и сказала:

Вели, чтобы я была дома с баранками!

Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках – связка баранок!

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!»

Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке.

В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон – семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и – бац! – раскололась на мелкие кусочки.

– Ты опять что-то разбила, тяпа-растяпа! – закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку?

– Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! – закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:

Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться.

Мама прибежала из кухни – глядь, а её любимая вазочка как ни в чём не бывало стоит на своём месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала её гулять во двор.

Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.

Цветик-семицветик (сказка)

Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром.

Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур лёгкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.— Ах, вредная собака! — закричала Женя и бросилась её догонять.Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит — место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись — старушка.— Девочка, девочка, почему ты плачешь?Женя старушке всё и рассказала.Пожалела старушка Женю, привела её в свой садик и говорит:— Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растёт у меня в садике один цветок, называется — цветик-семицветик, он всё может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он всё устроит.

С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.— Этот цветик, — сказала старушка, — не простой. Он может исполнить всё, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:Лети, лети, лепесток,Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся, сделав круг.Лишь коснёшься ты земли —Быть по-моему вели.Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.

Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила её до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало. Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.— А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!

Женя поскорее оторвала жёлтый лепесток, кинула его и сказала:Лети, лети, лепесток,Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся, сделав круг.Лишь коснёшься ты земли —Быть по-моему вели.Вели, чтобы я была дома с баранками!

Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках — связка баранок!Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!»Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке.В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон — семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и — бац! — раскололась на мелкие кусочки.

— Ты опять что-то разбила, тяпа! Растяпа! — закричала мама из кухни. — Не мою ли самую любимую вазочку?

— Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! — закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:Лети, лети, лепесток,Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся, сделав круг.Лишь коснёшься ты земли —Быть по-моему вели.Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • Вперед
  • В конец

Создание, публикации, критика

«Цветик-семицветик» был написан в начале 1940 года в Переделкине. Восемь лет спустя Валентин Катаев рассказал в интервью, что замысел сказки о том, «как надо жалеть людей», возник у него после получения известия о гибели писателя Бориса Левина; ему же автор и посвятил произведение. В феврале 1940-го историю про девочку Женю и её волшебный цветок опубликовали сразу два издания: «Литературная газета» и детский журнал «Мурзилка» (с иллюстрациями художника Михаила Храпковского). Произведение, весьма благожелательно встреченное советской критикой, было включено в хрестоматии для детского чтения; педагоги отмечали, что сказка отличается «простотой, естественностью и глубиной».

В постсоветский период появились другие оценки «Цветика-семицветика». Так, публицист Михаил Горелик в статье «Детское чтение» («Новый мир», 2006, № 2) представил свою трактовку катаевского произведения. Согласно его версии, героиня, оказавшаяся на Северном полюсе, в окружении белых медведей, «едва не стала жертвой социальной мифологии». Отметив, что это и другие желания Жени «абсурдны», а сама экспозиция сказки «намеренно затянута», Горелик назвал финал истории про исцелившегося Витю «горьким и двусмысленным»: «Счастливый мальчик бежит — и бежит так быстро, что его спасительница, как ни пытается, не может догнать его. Она отдала ему самое дорогое, он встал на ноги (визуализация метафоры) — и был таков. Она остается одна».

На статью Горелика откликнулась литературовед Наталья Шевцова, которая сочла, что его интерпретация «Цветика-семицветика» (как и пересказ другой сказки Катаева — «Дудочка и кувшинчик») тенденциозна и призвана дискредитировать детскую советскую литературу. Отдельно Шевцова выделила взаимоотношения Жени и Вити, в которых Горелик увидел обобщённую историю судеб жертвенных женщин и сделал отсылку к семейной истории Булата Окуджавы. О том, что творчество Катаева в постсоветскую эпоху действительно переосмысливалось рядом критиков, писал и филолог Константин Поздняков — по его словам, среди публикаций, в которых писатель выглядит как «законченный циник» (определение из очерка литературоведа Вячеслава Огрызко), особняком стоит статья Дмитрия Быкова «Семицветик». Быков начал её фразой «Катаев был лучшим советским писателем», а завершил напоминанием, что заклинание «Лети, лети, лепесток…» знают наизусть дети разных поколений, в том числе родившиеся в XXI веке. Узнаваемый наказ «быть по-моему вели́» автор статьи дополнил пожеланием:

Вели, чтобы мальчик Валя Катаев был сейчас в своей счастливой, ленивой, ослепительной предреволюционной Одессе, чтобы друзья хвалили его стихи и чтобы все гимназистки были его.

Ход совместной деятельности:

1.Вводно-мотивационный этап:

Дети, сегодня я хочу познакомить вас со сказкой, которую очень люблю, когда я была маленькой девочкой, мой папа читал мне её каждый вечер перед сном, и несмотря на то, что мне было знакомо каждое слово, я не переставала просить прочесть мне именно эту книгу, потому что в ней одна девочка поняла, как важно ценить, то что имеешь и делать добрые дела для других людей. Эту книгу написал Валентин Катаев, автор многих книг, не только детских, но и для взрослых людей

Также Валентин Петрович писал стихи, рассказы, пьесы и даже сценарии, когда вы станете старше сможете, познакомится со многими его произведениями. А пока посмотрите на нашу книгу. Посмотрите внимательно, кто изображён на обложке этой книги? (ответы детей). А вы хотите услышать эту сказку,чтобы понять: правы ли вы были, когда предполагали о чём она может быть (ответы детей). Садитесь тогда удобно и внимательно меня слушайте.

2.Деятельностный этап:

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Воспитатель: Дети, вам понравилась сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»? (ответы детей).

Давайте внимательно рассмотрим иллюстрации к сказке и вспомним о чём каждая иллюстрация рассказывает.

Воспитатель: Давайте теперь немного поиграем!

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся.)

Воспитатель: Дети, давайте теперь побеседуем. Будем слушать друг друга внимательно, дополняйте друг друга, но не перебивайте, договорились?

Воспитатель: Дети, расскажите, как появился волшебный цветок у девочки Жени? (Ответы детей). Да, все верно. Цветок подарила Жене старушка, которую девочка встретила, когда заблудилась. А как Женя познакомилась с бабушкой? (Ответы детей) Как вы думаете, почему старушка захотела дать Жене цветик-семицветик? (Ответы детей) Верно, старушка хотела помочь Жене научится быть ответственной и собранной девочкой, которая не зевает по сторонам. Дети, как вы думаете у Жени, сразу получилось, распорядится волшебным цветком правильно? (Ответы детей) Да, только когда остался последний лепесток Женя смогла понять, как нужно было поступить с таким чудесным цветком. Дети расскажите, а как сначала повела себя Женя, когда поняла, что любое ее желание может исполнится? (Ответы детей) Согласна с вами, Женя думала только о себе, взяла без разрешения мамину вазу, захотела показать мальчикам, что они зря не берут ее в свою игру, пожелала получить все-все игрушки в мире, а в итоге навредила и себе и другим, так бывает, когда человек не думает, к каким последствиям могут привести его действия. Поняла ли Женя в конце сказки, как правильно распорядится цветком? (Ответы детей) Да, когда Женя поняла, какую пользу она может принести людям с помощью добрых дел, волшебство, спрятанное в цветке, помогло не только вылечить мальчика, но и приобрести Жене нового друга.

3. Заключительный этап.

Воспитатель: Дети, а если бы у вас был цветик-семицветик, какое желание вы бы загадали? (Ответы детей). А теперь я предлагаю вам нарисовать волшебный цветок, не обязательно именно так, как он описан в сказке Валентина Катаева, каждый может нарисовать, так как он сам бы хотел.

Воспитатель: Мне было интересно беседовать с вами. Вы внимательно слушали сказку и хорошо отвечали на вопросы. У вас получалось дополнять друг друга. Я думаю, вашим родителям будет интересно узнать про эту сказку – поделитесь с ними историей про Женю и цветик-семицветик.

В следующий раз мы прочитаем сказку Валентина Катаева про одну девочку, которая пошла в лес по ягоды и с ней произошёл один интересный случай.

Главная героиня

Основной героиней сказки является девочка Женя. С первого взгляда она ничем не отличается от других детей такого же возраста. Отсутствие внимательности, проявленное при возвращении из продуктового магазина, довольно распространенное явление, характерное для ребенка семилетнего возраста.

Догоняя дворовую собаку, съевшую все ее бублики, главная героиня заблудилась. Катаев не упустил возможности, чтобы еще раз подчеркнуть ее доброту и чувство такта в момент получения презента от незнакомой старушки. Женя предельно доверчивая. Она, как и большинство детей, продолжает верить в возможность чуда и имеет личные мечты.

Девочка не смогла избежать обмана, когда разбила мамину вазу и не призналась ей в этом поступке. Узнав про необычные лепестки, которые выполняют желаемое, она необдуманно их использует. После встречи с белым медведем читатель прознает о сильной трусости героини.

Принесенная польза

Девочка поняла, что потратила почти все лепестки на непродуманные желания, но ничего хорошего не получила. Своей последней попыткой она решила распорядиться с умом.

«Огневушка-поскакушка» краткое содержание сказки Бажова – читать пересказ онлайн

Прогуливаясь по двору и пытаясь придумать, чего бы пожелать, Женя встречает мальчика, сидящего на скамейке. Это Витя. К сожалению, он не может принять участие в обычных детских забавах и побегать вместе с главной героиней рассказа. Мальчик хромает, поэтому вынужден носить уродливый башмак.

Женя, как и положено доброй девочке, решает помочь ему. Она срывает последний лепесток и просит, чтобы Витя стал здоровым.

Главная мысль «Цветика-семицветика» в том, что истинное удовольствие можно получить лишь в том случае, если подумать о других. Все желания Жени не приносили ей никакой радости, девочка была вынуждена отменять их только потому, что они были эгоистичными. Когда же она захотела принести пользу другому человеку, то все получилось. Магический цветок исполнил задуманное, мальчик поправился.

Вот чему учит небольшой по объему рассказ, читать который лучше всего в полном изложении:

Быть добрее к людям и помогать тем, кому это нужно.
Не допускать жадности и эгоизма, ни к чему хорошему эти качества не приведут.

Вот сколько уроков дает школьнику крохотный текст, относящийся к жанру сказочного рассказа. Основной смысл в том, что только то желание, которое было загадано для другого, в конечном счете принесло не только пользу, но и радость. Именно так можно сформулировать главную мысль «Цветика-семицветика» для читательского дневника.

Дэвид Клемент-Дэвис «Носитель огня»

Сакральное значение цифры семь

Все мы помним со школьной скамьи: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Я не знаю кто придумал эту считалочку, но с ней уже много поколений школьников очень легко запоминают расположение всех цветов радуги.

Мы знаем из книги Бытия 9; 12-15 о завете Бога с человеком: о радуге, имеющей 7 цветов от красного (наиболее грубая частота) до фиолетового (самый высокочастотный цвет).

Цифра семь имеет тайное (сакральное) значение: к семи годам у ребенка формируется физическое тело, к 14 (7+7) годам формируется астральное (чувственное) тело, к 21 (7+7+7) году формируется ментальное тело (тело разума), к 28 (7+7+7+7) годам формируется эфирное (энергетическое) тело и далее к концу каждой семилетки у человека происходят какие-либо значимые события жизни. (Л.Г.Пучко «Биолокация для всех»).

Производство

В отличие от других экранизаций, эта ближе всего следует тексту оригинальной сказки и передаёт его фольклорный дух, но в то же время она имеет дополнительный расширенный финал. Он выглядит так: во время игры в салки Витя и Женя обнаруживают, что потерялись. Главная героиня решает снова применить цветик-семицветик, но замечает, что лепестки этого цветка закончились.

Тут перед ней снова появляется старушка и сообщает Жене, что шесть её желаний были бесполезными, и поэтому шесть лепестков, вопреки словам заклинания, не вернулись к ней. Однако последний лепесток главная героиня потратила с пользой, чтобы помочь Вите, и поэтому он вернулся к старушке. Она отдаёт его детям, после чего те сажают лепесток на клумбу в её саду. Очень скоро из земли вырастает новый цветик-семицветик. В последней сцене Витя и Женя с цветком идут, взявшись за руки, на фоне панорамы Москвы.

Художественные особенности

Основы советской авторской сказки были заложены в 1920-х годах, с выходом «Трёх толстяков» Юрия Олеши. Три следующих десятилетия определяются исследователями как время расцвета этого жанра: в 1930—1950-х годах были изданы «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина, «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева, «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Дудочка и кувшинчик» и «Цветик-семицветик» Валентина Катаева и другие произведения. Большинство из них имеет оригинальные сюжеты (в отличие от литературных сказок XIX века, нередко базирующихся на фольклорной основе), а их герои, как правило, обладают реалистичными характерами. В ряде советских литературных сказок имеется характерная особенность: фольклорные элементы в них соседствуют с узнаваемыми приметами эпохи.

Так, в «Цветике-семицветике» есть сказочный зачин («Жила-была на свете девочка Женя»), а старушка, отдавшая Жене цветок, исполняет функции фольклорного дарителя. Отсылкой к народным сказкам являются и многократно повторяемые глаголы повелительного наклонения: «лети», «возвращайся». При этом фольклорная поэтика органично сосуществует рядом с реалиями 1930-х годов, к которым относятся, например, игры детей в папанинцев. Само произведение — прозаическое, однако часть текста в нём написана в рифму и напоминает считалки — речь идёт о заклинании («Лети, лепесток, через запад на восток…») и белых медведях, которых Женя встречает на Северном полюсе: «первый — нервный, второй — злой, третий — в берете» и т. д.).

Исследователи обращают внимание на цветовую палитру, которая присутствует в названии сказки: семь лепестков совпадают по цвету с радужным спектром. Героиня, потратив на сиюминутные просьбы шесть лепестков, остаётся с последним — голубым, символизирующим воплощение «голубой мечты», заветного желания

Именно с его помощью девочка исцеляет Витю. Финал истории рассматривается — в том числе — с экзистенциальной точки зрения:

Разрешая коллизии «сказочным» путём, В. Катаев, с одной стороны, снимает остроту переживания своей экзистенции больным ребёнком, а с другой стороны, он через сюжетную линию Жени подводит читателя к постановке экзистенциальных вопросов: выбора ценностей, самоопределения, ответственного отношения к себе и другим.

Тест по сказке «Цветик-семицветик» (Валентин Катаев)

Данный тест поможет вам понять, насколько хорошо была прочитана сказка. А после прохождения теста вы узнаете правильные ответы на вопросы.

Тест по сказке «Цветик-семицветик» содержит 18 вопросов, в каждом из них по 3 варианта ответов. Желаем удачи!

1. Как звали девочку?

Женя

Жанна

Олеся

2. Как собаке удалось съесть все баранки у девочки?

Она вырвала их силком

Девочка зазевалась

Девочка сама отдала их собаке

3. Кто подарил девочке цветок?

Волшебник

Старушка

Садовник

4. Что нужно было сделать, чтобы цветок исполнил желание?

Потрясти цветок и произнести стих

Оторвать один лепесток и бросить его на землю

Оторвать один лепесток и произнести стих

5. Как называется цветок?

Цветик-семицветик

Светик-семисветик

Цветик-шестицветик

6. Какое желание девочка Женя исполнила первым делом?

Вернуться домой в целости и сохранности

Чтоб собаки больше не приставали

Оказаться дома с баранками

7. Что вдруг стала делать Женя, когда хотела достать мамину вазочку?

Любоваться солнцем

Считать ворон

Смотреть на кота

8. Какое желание девочка попросила у цветка во второй раз?

Выйти погулять на улицу

Достать вазу и поставить туда цветок

Восстановить разбившуюся вазу

9. Во что играли мальчики во дворе, отказавшись взять к себе Женю?

В Южный полюс

В Северный полюс

В Ледниковый период

10. Как отреагировали мальчики на Женю, когда она побывала на настоящих ледниках?

Не отреагировали никак

Они были шокированы, так как девочка сильно замёрзла

Мальчики не поверили ей и засмеялись

11. Чего пожелала себе Женя от цветка, придя к девочкам с завистью от их игрушек?

Чтобы все игрушки сломались

Чтобы у неё тоже появилась игрушка

Чтобы все игрушки принадлежали ей

12. В чём ошиблась Женя, получив загаданные ею игрушки?

Она не рассчитала их количество во всём мире

Она не знала, что игрушки будут слишком шумными

Она не подумала, что игрушки не дадут ей никакого покоя

13. Чем была так расстроена Женя, когда все игрушки вернулись по магазинам?

Она опять осталась абсолютно без игрушек

Она истратила шесть лепестков, не получив никакого удовольствия

Ей было не с кем общаться

14. О чём подумала девочка, рассуждая о последнем желании от цветка?

Главное – не торопиться

Надо думать быстрее, пока цветок ещё живой

Надо было думать головой, получив такой цветок

15. Кого увидела Женя, рассуждая о последнем лепестке?

Симпатичного мальчика

Маленького мальчика

Плачущего мальчика

16. Как звали мальчика?

Саша

Андрей

Витя

17. Чем так сильно страдал мальчик?

Он был хромой

Он не мог ходить

Он был со сломанной рукой

18. Как повёл себя мальчик, после как Женя исцелила его?

Забегал так хорошо, что Женя не смогла его догнать

Продолжил сидеть на скамейке и радовался случившемуся

Побежал домой к маме

СМОТРЕТЬ ОТВЕТЫ

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий