Образ и характеристика эраста в повести бедная лиза карамзина сочинение

Влюблённая Лиза

В сочинении на тему «Бедная Лиза» следует в первую очередь отметить, что в рассказе повествуется о печальной судьбе и несбывшемся счастье героини. Она была девушкой редкой красоты, но в названии Карамзин называет её «бедной». Этот эпитет говорит не только о низком социальном сословии, но и о трепетном отношении рассказчика к ней.

В городской суете она чувствует себя чужой. Туда она ходит только ради заработка. Свободно она чувствует себя только в поле, лесу и возле реки, в небольшой хижине. Уже в первые дни встреч Лизы и Эраста раскрываются её наилучшие черты характера:

  • бесхитростная;
  • естественная;
  • кроткая;
  • непосредственная;
  • чистая;
  • открытая;
  • чувствительная.

Она была застенчивой и краснела, глядя на молодого человека. Также нужно отметить её наивность и открытость миру.

Краски чистой и вечной любви стали блекнуть для Эраста после того, как Лиза потеряла невинность. Девушка же после близости стала еще больше любить молодого человека. Ей казалось, что все проблемы разрешатся. Если бы не мать, то она последовала бы за любимым на войну.

Лиза сильно переживает разрыв с возлюбленным. Социальное неравенство всё-таки встало между героями. Для улучшения своего материального положения Эраст женился на пожилой богатой женщине. Аргументом к сочинению по «Бедной Лизе» можно назвать то, что этот образ стал первым в русской литературе образом девушки из народа. Несмотря на то что она заботится о своей маме, любит природу, героиня не выдерживает предательства и бросается в пучину реки. Девушка не жаловалась ни на что, проявляла силу духа и всё переносила молча. Окружающий мир оказался слишком бездушным для неё.

История создания

Н. М. Карамзин отличался любовью к западной культуре и активно проповедовал ее принципы. Его роль в жизни России была огромна и неоценима. Этот прогрессивный и деятельный человек много путешествовал по Европе в 1789-1790 гг., а по возвращении опубликовал в «Московском журнале» повесть «Бедная Лиза». Анализ повести свидетельствует о том, что произведение имеет сентиментальную эстетическую направленность, которая выражается в интересе к чувствам людей вне зависимости от их общественного положения.

Во время написания повести Карамзин жил на даче у своих друзей, неподалеку от которой располагался Симонов монастырь. Считается, что он послужил основой для начала произведения. Благодаря этому история любви и сами герои были восприняты читателями как совершенно реальные. А пруд неподалеку от монастыря стали называть «Лизиным прудом».

Бедная Лиза анализ повести

Бедная Лиза анализ повести

1. История создания. Произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» было написано в 1792 г. и в июне того же года опубликовано в «Московском журнале». Повесть стала одним из лучших художественных достижений русского сентиментализма. В России уже давно хорошо знали и любили зарубежные сентиментальные романы. Карамзин сам активно занимался переводами европейских авторов и решил сделать попытку описать русскую жизнь, чувства и переживания русских людей. Успех «Бедной Лизы» был невероятным. В конце XVIII — начале XIX вв. повесть Карамзина считалась самой популярной и читаемой в России.

2. Смысл названия. В названии указано не только имя главной героини, но и ее характеристика. Бедность Лизы обусловлена как материальным, так и социальным положением девушки.

3. Жанр. Повесть.

4. Главная тема произведения — несчастная любовь. Тема раскрывается в истории простой крестьянки Лизы, которая живет вдвоем с матерью. Из-за смерти отца девушка вынуждена заниматься любой доступной ей работой: рукоделием, сбором и продажей цветов и ягод. Роковым событием в судьбе Лизы является встреча с дворянином Эрастом. Это молодой беспечный юноша, которому уже успел наскучить высший свет. В мечтах Лиза представляется ему романтическим идеалом чистой и светлой любви. Тайные встречи и прогулки приводят к закономерному итогу: молодые люди влюбляются друг в друга. В конце концов Лиза теряет невинность. Наивная девушка считает, что это навсегда связывает ее с юношей. Однако Эраст после случившегося заметно охладевает к возлюбленной. Он начинает относиться к Лизе, как к простому источнику наслаждения. Встречи между влюбленными происходят все реже. Однажды Эраст сообщает Лизе, что должен ехать на войну. Девушка безгранично верит ему и начинает терпеливо ждать возвращения. Эраст действительно уехал, но вскоре вернулся. Ветреность стала причиной его разорения. Чтобы поправить финансовое положение, он принимает решение жениться на богатой дворянке. Бедная Лиза случайно узнает об этом. Во время тяжелого объяснения Эраст в виде извинения дает девушке деньги и отправляет ее домой. Опозоренная Лиза не может пережить своего отчаяния и бросается в пруд. Эраст тоже не добился счастья. До самой смерти он считал себя главным виновником гибели доверившейся ему девушки.

5. Проблематика. Кармазин оставался убежденным сторонником необходимости социального неравенства. Однако невольно он поставил в повести проблему любовных взаимоотношений между разными сословиями. Любовь Лизы и Эраста с самого начала была обречена. Девушка предчувствовала это: » …тебе нельзя быть моим мужем! …Я крестьянка», но полностью доверилась любимому. Эраст по беспечности даже не задумывался о последствиях своего романа с простолюдинкой. Даже если бы Эраст не обманул Лизу, они все равно не смогли бы жить вместе. В лучшем случае девушку ждала судьба господской содержанки.

6. Герои. Лиза, Эраст, мама Лизы.

7. Композиция. Повесть начинается с лирического отступления, постепенно переходящего в историю бедной девушки. В финале рассказчик признается, что узнал обо всем от самого Эраста, которого уже тоже нет в живых.

8. Чему учит автор. Карамзин обвиняет Эраста («готов проклинать его») в обмане бесхитростной девушке. Дворянин должен был понимать, что этот роман не принесет никому счастья. Однако писатель прощает своего героя, который был неутешен до самой смерти. В финале он выражает надежду на примирение влюбленных в другом мире.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бедной Лизы».

Герои

Полный анализ повести «Бедная Лиза» невозможен без детального рассмотрения образов главных героев произведения. Лиза и Эраст, как уже было отмечено выше, воплотили в себе разные идеалы и принципы.

Лиза — обычная крестьянская девушка, главной чертой которой является способность чувствовать. Она поступает согласно велению своего сердца и чувств, которые в итоге и привели ее к гибели, хотя нравственность ее осталась нетронутой. Однако в образе Лизы мало крестьянского: ее речь и мысли ближе к книжному языку, однако чувства впервые влюбившейся девушки переданы с невероятной правдивостью. Так что, несмотря на внешнюю идеализацию героини, ее внутренние переживания передаются очень реально. В этом отношении не утрачивает своего новаторства повесть «Бедная Лиза».

Какими описаниями начинается произведение? Прежде всего созвучными характеру героини, помогающими читателю узнать ее. Это естественный идиллический мир.

Совершенно другим предстает перед читателями Эраст. Он офицер, который озадачен лишь поиском новых развлечений, жизнь в свете его утомляет и навевает скуку. Он неглуп, добр, но слаб характером и переменчив в своих привязанностях. Эраст по-настоящему влюбляется, но совершенно не задумывается о будущем, ведь Лиза не его круга, и взять ее в жены он никогда не сможет.

Карамзин усложнил образ Эраста. Обычно подобный герой в русской литературе был проще и наделен определенными характеристиками. Но писатель делает него не коварным соблазнителем, а искренне влюбившимся человеком, который по слабости характера не смог пройти испытания и сохранить свою любовь. Такой тип героя был новым для русской литературы, но сразу прижился и позднее получил название «лишнего человека».

Тема и идея

Одна из главных тем повести – социальная, и связана она с проблемой отношения дворянского сословия к крестьянам. Не зря Карамзин избирает на роль носительницы невинности и нравственности крестьянскую девушку.

Противопоставляя образы Лизы и Эраста, писатель одним из первых поднимает проблему противоречий города и деревни. Если обратиться к тому, какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза», то мы увидим тихий уютный и естественный мир, существующий в гармонии с природой. Город же пугает, ужасает своей «громадой домов», «золотом куполов». Лиза становится отражением природы, она естественна и наивна, в ней нет фальши и притворства.

Автор выступает в повести с позиции гуманиста. Карамзин изображает всю прелесть любви, ее красоту и силу. Но разум и прагматизм способны с легкостью уничтожить это прекрасное чувство

Своим успехом повесть обязана невероятным вниманием к личности человека, его переживаниям. «Бедная Лиза» вызвала сочувствие у своих читателей благодаря удивительной способности Карамзина изобразить все душевные тонкости, переживания, стремления и мысли героини

Начало отношений

Первые встречи влюбленных наполнены радостью от общения друг с другом. Их свидания проходят то на берегу реки, то в березовой роще, но чаще у трех дубов, растущих около пруда. Пейзажные зарисовки помогают понять мельчайшие изменения в ее душе. В долгие минуты ожидания она погружается в раздумья и не замечает того, что всегда было частью ее жизни: месяц на небе, пение соловья, легкий ветерок. Но как только появляется возлюбленный, все вокруг преображается и становится для Лизы удивительно красивым и неповторимым. Ей кажется, что никогда прежде для нее жаворонки не пели так хорошо, солнце не сияло так ярко, а цветы не пахли так приятно. Поглощенная своими чувствами, ни о чем другом не могла думать бедная Лиза. Карамзин подхватывает настроение своей героини, и их восприятие природы в счастливые минуты жизни героини очень близко: это ощущение восторга, умиротворения и покоя.

Внешний облик

Сочинение 3

Произведение «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина яркий пример стиля сентиментализма в литературе, для того времени это был первая повесть в таком жанре и она произвела настоящий фурор на фоне классицизма, в котором больше власти разума над чувствами, а герои получают то, что заслужили. Точное описание мест и пейзажей, окружающих героев, добавляет произведению реалистичности. Отличительной чертой данного произведения является трагический конец. Читатели были настолько поражены и растроганы всей историей, что начались паломничества к пруду, в похожем по описанию месте.

В повести описывается несчастная любовь крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Крестьянская девушка впервые изображается в литературе как чуткая и одухотворенная личность, ее манеры и речи ни чем не отличаются от людей дворянского происхождения, в итоге в нравственном отношении она оказывается выше их.

Лиза знакомится с Эрастом в Москве, продавая ландыши, что бы прокормить себя и мать после смерти отца. Эраст молодой богатый дворянин легко завоевывает сердце девушки. Молодые люди влюбляются и проводят много времени вместе, но Эраст быстро теряет интерес к крестьянке и вскоре сообщает, что отправляется на войну.

После расставания Лиза очень горюет, она скрывает свои чувства от всех, в том числе, что бы не расстраивать больную мать, проливает слезы в лесу, при этом природа отзывается на ее печаль и как будто птицы горюют вместе с ней. Природа в повести выступает не просто фоном, а способом отразить эмоциональное состояние героев. Даже автор делает лирические отступления и пишет строки о том, что плачет вместе с ней.

Эраст проигрывает все свое состояние в азартной игре во время войны и что бы сохранить свой статус и оплатить долги ему приходится жениться на богатой вдове. Лиза видит его в роскошной карете и узнает о его женитьбе, Эраст пытается выкупить у нее прощения деньгами, не в силах пережить предательство она бросается в пруд, обрывая свою жизнь. Главный герой раскаивается в своем поступке, Карамзин пишет, что это он приводит его на могилу Лизы незадолго до собственной кончины.

Одно доброе чуткое сердце главной героини взбудоражило тысячи сердец и пролило свет на важность и ценность искренних чувств, и не зависимо от положения в обществе, они одинаково важны для счастья

Характер персонажа

Эраст — неоднозначный персонаж: его нельзя назвать исключительно отрицательным героем. Он совмещает в себе хорошее и плохое, что максимально приближает его образ к реалистичности.

Положительные качества характера Эраста:

  • вежливость;
  • щедрость;
  • умение любить;
  • искренность, восторженность;
  • способность сочувствовать и переживать.

Автор произведения пишет, что Эраст имел по природе доброе сердце. Молодой человек искренне влюбляется в Лизу и хочет быть с ней. Он изображён совсем не вероломным соблазнителем, изначально имевшим подлый план обольстить невинную девушку. Наоборот, он не пытается обмануть Лизу, когда клянётся ей в вечной любви: он действительно думает, что они могут быть вместе. Его не пугает их разница в сословиях и социальном положении: он утверждает, что после смерти матушки заберёт её к себе, они будут жить неразлучно.

К матери Лизы Эраст тоже очень добр: он учтив, вежлив, с непритворным вниманием слушает рассказы старушки о покойном муже Иване и о днях её молодости. Он также не жалеет для Лизы и её матушки денег, покупая у них работу, и даже, будучи очень щедрым, хочет платить в десять раз дороже назначенной цены, хотя они никогда не берут лишнего

Эраст причиняет боль своей возлюбленной неосознанно. Узнав, что с Лизой случилось после его предательства, герой остаётся до конца своих дней несчастлив, сожалеет о случившемся, винит себя и чувствует себя причастным к гибели Лизы.

Отрицательные черты героя:

  • ветреность;
  • легкомысленность и слабохарактерность;
  • избалованность;
  • неумение распоряжаться деньгами;
  • страсть к азартным играм;
  • неспособность брать ответственность за свои слова и поступки.

Пресыщенный светскими развлечениями, Эраст восхищается непорочностью Лизы. Он также эгоистично не хочет расставаться с ней, когда выясняется, что к ней сватается крестьянский сын из соседней деревни. Но когда она отдаёт Эрасту всю себя, запретный плод сорван, его жажда постепенно сходит на нет. Он испытывает пресыщение, а наскучившая связь тяготит его. Кроме того, его мечты разбиваются о суровую реальность.

Анализ повести Бедная Лиза

В конце 18 века Н.М.Карамзин публикует одно  из самых известных своих произведений – повесть «Бедная Лиза». Это творение дало писателю настоящую народную любовь и известность в широких кругах читателей.

Повесть, по словам самого же Карамзина, является незамысловатой сказкой для взрослых. Сюжет прост, но вместе с тем гениален. Повествование начинается с воспоминаний рассказчика о трагичной судьбе Лизы. Речь идет о любви небогатой девушки  и состоятельного молодого человека из обеспеченной семьи. Влюбленные познакомились в лесу, когда Эраст, увидев красивую девушку собирающую цветы, решил их у нее купить, тем самым завязав разговор. Лиза понравилась Эрасту своей добротой и естественной красотой. Вскоре эти двое начали встречаться. Но, как часто это бывает, молодой человек вскоре потерял интерес к девушке и нашел себе другую пару. Лиза, не пережив такого горького предательства, утопилась. Эраст, после этой трагедии, корил себя всю жизнь.

Автор, в первую очередь, пытался раскрыть зрителю внутренний мир простого человека, чья душа еще не успела погрязнуть в алчности и злобе. Карамзин сделал это настолько живописно, настолько мастерски, что даже по сей день, читатели влюбляются в образ девушки Лизы.

Повесть является первым в России психологическим произведением, в котором мы наблюдаем противопоставление мыслей и чувств людей из разных классов и сословий

Обратим внимание на главных героев. Вот мы видим Лизу, которая действительно влюблена в Эраста, для нее настоящее счастье видеть его, находиться с ним рядом

Вот мы видим Эраста, чьи чувства настолько запутаны, что даже он сам не в состоянии их понять и распутать этот клубок. Молодой человек хотел жить как в романах, то есть найти хорошую девушку и влюбиться. Но вскоре становится понятно, что любовь не для  нашего героя. Роскошь городской жизни испортила Эраста, он подвергнут плотским влечениям, которые берут верх над настоящей духовной любовью.

Для нашей страны Карамзин является неким новатором. Многие, и по праву, называют автора основоположником сентиментализма в России. Читатели с трепетом читали повесть, они ею восхищались. Общественность уже давно ждала нечто подобное. Людям надоели нравоучения классиков вместе с их нравоучениями и поклонениями разуму. Наконец людями дали истинные переживания героев, их эмоции и чувства.

Анализ произведения «Бедная Лиза» Николая Карамзина

В истории русской литературы первым ярким писателем сентименталистом стал Николай Михайлович Карамзин (см. рис. 1).

Рис. 1. Николай Михайлович Карамзин

Мы с вами говорили о его «Письмах русского путешественника». Попробуйте сравнить это произведение с «Путешествием из Петербурга в Москву» Александра Николаевича Радищева. Найдите общее и различное.

Обратите внимание на слова с «со»: сочувствие, сострадание, собеседник. Что общего между революционным Радищевым и сентиментальным Карамзиным?. Вернувшись из своего путешествия и написав «Письма русского путешественника», которые вышли в 1791 г., Карамзин приступает к изданию «Московского журнала», где в 1792 г

появляется небольшая повесть «Бедная Лиза». Произведение перевернуло всю русскую литературу, определило ее ход на долгие годы. Рассказ в несколько страниц отозвался во множестве классических русских книг, от «Пиковой дамы» до романа Достоевского «Преступление и наказание» (образ Лизаветы Ивановны, сестры старухи-процентщицы)

Вернувшись из своего путешествия и написав «Письма русского путешественника», которые вышли в 1791 г., Карамзин приступает к изданию «Московского журнала», где в 1792 г. появляется небольшая повесть «Бедная Лиза». Произведение перевернуло всю русскую литературу, определило ее ход на долгие годы. Рассказ в несколько страниц отозвался во множестве классических русских книг, от «Пиковой дамы» до романа Достоевского «Преступление и наказание» (образ Лизаветы Ивановны, сестры старухи-процентщицы).

Карамзин, написав «Бедную Лизу», вошел в историю русской литературы (см. рис. 2).

Рис. 2. Г.Д. Епифанов. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Это история о том, как дворянин Эраст обманул бедную крестьянку Лизу. Он обещал на ней жениться и не женился, пытался от нее окупиться. Девушка покончила с собой, а Эраст, сказав, что ушел на войну, связал узы с богатой вдовой.

Таких историй еще не было. Карамзин многое меняет.

В литература XVIII века все герои делятся на хороших и плохих. Карамзин начинает повесть с того, что все неоднозначно.

Раннее авторы рассказывали о событиях, Карамзин говорит о самом себе и своих переживаниях.

Мы встречаемся с сердцем рассказчика до того, как увидели героев. Прежде в литературе была привязка персонажей к месту. Если это идиллия, события разворачивались на лоне природы, а если нравоучительная повесть – то в городе. Карамзин с самого начала ставит героев на границу между деревней, где живет Лиза и городом, где живет Эраст. Трагическая встреча города и деревни и есть предмет его повести (см. рис. 3).

Рис. 3. Г.Д. Епифанов. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Карамзин вводит то, чего никогда не было русской литературе, – тему денег. В построении сюжета «Бедной Лизы» деньги играют колоссальную роль. Отношения Эраста и Лизы начинаются с того, что дворянин хочет купить у крестьянки цветы не за пять копеек, а за рубль. Герой делает это с чистым сердцем, но он измеряет чувства в деньгах. Далее, когда Эраст бросает Лизу и когда случайно встречает ее в городе, он от нее откупается (см. рис. 4).

Рис. 4. Г.Д. Епифанов. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Но ведь и Лиза перед тем, как покончить с собой, оставляет матери 10 империалов. Девушка уже заразилась городской привычкой к пересчету денег.

Финал повести невероятен для той поры. Карамзин говорит о смерти героев. И в русской литературе, и в европейской о смерти любящих героев говорилось неоднократно. Сквозной мотив – влюбленные объединились после смерти, как Тристан и Изольда, Петр и Феврония. Но чтобы самоубийца Лиза и грешник Эраст примирились после смерти – было невероятным. Последняя фраза повести: «Теперь, может быть, они примирились». Уже после финала Карамзин рассказывает о самом себе, о том, что происходит в его сердце.

Рассказчик оказывается не менее важным участником литературного действия, чем его герои. Все это было невероятно ново и свежо.

Мы говорили, что древнерусская литература ценила не новизну, а соблюдение правил. Новая литература, одним из проводников которой оказался Карамзин, наоборот, ценит свежесть, взрыв привычного, отказ от прошлого, движение в будущее. И Николаю Михайловичу это удалось.

Называется произведение «Бедная Лиза», оценка автора содержится в названии произведения. Карамзин рассказывает о жизни сердца, о борьбе Лизы и Эраста и о конфликтах, в которые они вступают.

Жанр и направление

«Бедная Лиза» — это первая русская психологическая повесть, которая содержит в себе нравственное разногласие людей разных сословий. Чувства Лизы ясны и понятны читателю: для простой мещанки счастье — это любовь, поэтому она слепо и наивно любит. Чувства Эраста, напротив, более запутаны, ведь он сам никак не может их понять. Сперва молодой человек хочет попросту влюбиться так же, как в романах, которые он читал, но вскоре становится понятно, что он не способен жить любовью. Городская жизнь, полная роскоши и страстей, оказала огромное влияние на героя, и он открывает для себя плотское влечение, полностью уничтожающее духовную любовь.

Карамзин является новатором, его по праву можно назвать основоположником русского сентиментализма. Читатели восприняли произведение восхищенно, так как социум уже долгое время желал чего-то подобного. Публику вымотали нравоучения классицистического направления, основой которого служит поклонение разуму и долгу. Сентиментализм же демонстрирует душевные переживания, чувства и эмоции героев.

Сочинение про Эраста

Сентиментальная повесть Карамзина о несчастной любви молодой девушки-крестьянки и богатого дворянина, считается одним из лучших произведений писателя, открывшего новое направление в литературе. Главной темой повести является социальное неравенство, в своем произведении автор рассказывает о непростых отношениях людей, принадлежащих к разному сословию.

Один из главных героев повести – Эраст, молодой, богатый дворянин. Это яркий представитель светского общества того времени. Богатый и избалованный роскошной жизнью, уставший от светских забав. Умный и образованный офицер, он пресытился всеми прелестями жизни высшего общества, которому уже все кажется скучным и однообразным. В поисках новых развлечений, он встретился с Лизой. Юная девушка привлекла его своей трогательной доверчивостью и целомудренной наивностью.

Красивая девушка пленила его воображение своей чистотой и непосредственностью, стала для него лакомым кусочком. Своей целомудренностью, она вызвала в нем возвышенные чувства, молодой человек испытал новые и неизведанные ощущения. Вся эта романтика длилась до той поры, пока девушка не стала принадлежать ему полностью. Тут снова все вернулось на круги своя. В Лизе уже не было загадки и непорочности, и молодой офицер, вернувшись с небес на землю, стал игнорировать свою избранницу.

Эраст вернулся к прежнему, привычному для него образу жизни. В скором времени, он сообщил Лизе, что отправляется на войну. Через два месяца, девушка встретила своего любимого в городе. Но это был уже не прежний, влюбленный в нее человек. Увидев Лизу, он был напуган, дал девушке денег, и вытолкал ее из дома.

Эраст остался верен своему обществу, поведению, достойного людей его круга. На войне, вместо того, чтобы участвовать в боевых действиях, он предавался азартным играм, и проиграл в карты почти все свое немаленькое состояние. После этого, он совершил поступок, не вызывающий никакого удивления в своем обществе – молодой офицер женился на старой и богатой вдове. Все это говорит о низости души этого человека, которому наплевать на чувства других, главным для которого было и остается богатство и высокое положение в обществе.

Улучшенное время загрузки и выхода из клиента

Тема

Проводя в «Бедной Лизе» анализ произведения, можно выделить несколько главных тем, которые затрагивает автор. В описании жизни крестьян, писатель идеализирует крестьянский быт и жизнь крестьян в близком общении с природой. По Карамзину главная героиня повести, выросшая на природе, по сути не может быть отрицательным персонажем, она чиста и высоконравственна, обладающая всеми добродетелями девушки, выросшей на свято чтимых традициях крестьянской семьи.

Основной мыслью рассказа является любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину. Забыв о существующих социальных неравенствах, молодая девушка с головой окунулась в омут своих чувств, полюбив дворянина. Но Лизу ожидало предательство любимого человека, и девушка, узнав о вероломстве Эраста, от отчаяния бросилась в озеро.

Многогранная проблематика произведения включает в себя и противопоставление жизни в городе и в деревне. Образы деревни и города сопоставимы с образами главных героев. Город представляет собой страшную силу, махину, способную поработить и уничтожить, так и Эраст поступает с Лизой. Как город перемалывает в своих жерновах все приходящее, отбрасывая в сторону использованный и отработанный материал, так и дворянин использует невинную девушку как игрушку, а наигравшись, выбрасывает. Это вся та же тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев. Напрашивается вывод, что такие отношения обречены изначально: как Эраст не смог бы комфортно чувствовать себя в крестьянской среде, так и Лизу не приняли бы в его обществе, это очевидный факт.

Главная проблема Лизы в том, что она поддалась своим чувствам, а не рассудку. Скорее всего, Лиза предполагала, что у них не может быть совместного будущего, просто она закрыла глаза на реалии жизни, и дала волю своим чувствам. Когда она потеряла Эраста, она потеряла и смысл жизни.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в повести «Бедная Лиза» способствуют наиболее полному раскрытию социального и любовного конфликта:

  • Лиза – главная героиня повести. Из-за смерти отца ей приходится встать во главу семьи, теперь состоящей только из нее и матери, и заботиться о хозяйстве. Девушка берется за любую работу, она очень трудолюбива и покладиста. Лизу отличают чуткость и доброта. Она ухаживает за матерью, которая, к слову, ничем не занимается, только тоскует по умершему мужу. Но дочь поддерживает ее и никогда не упрекает. Для Лизы во главе ее жизни стоят чувства, которые она испытывает. Сильная любовь к Эрасту приводит к трагедии – героиня бросается в пруд и тонет. Даже это она делает на эмоциях – сразу после болезненного расставания с возлюбленным. Но до последнего она не забывает о матери и передает подруге деньги и послание к старушке. Лиза кажется мудрой, она понимает, что будущего для нее и Эраста нет. Однако она отдается молодому человеку, не думая о последствиях. Кроме того, любовь настолько ее ослепляет, что она не способна оценить перемены в избраннике, хотя и замечает их.
  • В начале повести Эраст описан богатым и беззаботным дворянином. Он очень избалованный и безвольный, вместе с тем он кажется мечтателем, вдохновившимся романами. Он не является отрицательным персонажем. Кто знает, может, он читал те же европейские произведения, на основе которых Карамзин строил сюжет повести, и потому решился на такие любовные отношения. Ветреный и легкомысленный, Эраст в какой-то мере заботится о Лизе и ее матери. При первом расставании он оставил им достаточно денег, чтобы Лизе не нужно было продавать ландыши. Во время последней встречи он отдает девушке сто рублей, что в те времена было очень большой суммой. Кажется, будто герой хочет откупиться от бывшей возлюбленной, однако Эраст уверен, что деньги очень нужны для счастливой жизни. Конечно, он поступает с бедной Лизой отвратительно, и его, наверное, ничто не может оправдать. Хотя напрямую Карамзин его не обвиняет и пишет, что он тоже был несчастен до конца своих дней. Именно Эраст рассказывает печальную историю рассказчику.
  • Мать Лизы была доброй женщиной. Она не смогла справиться с потерей мужа и фактически сняла с себя ответственность за будущее дочери, которую все же сильно любит. И так она проводит в тоске по супругу многие годы. Подобная ситуация очень характерна для сентиментализма. Возможно, Лиза полностью предается отношениям, видя перед собой мать как пример. Она спрашивает у матери совета, знакомит с ней Эраста и поддерживает ее причитания. Узнав о смерти дочери, вдова сразу же умирает.
  • Природа также становится одним из персонажей повести. Однако в «Бедной Лизе» природа пассивна: она наблюдает за развитием отношений героев, отражая в себе их чувства, но никак не действует. Например, после грехопадения героини начинается гроза, то есть «натура» предвещает беду, однако она не стала ей препятствовать.

Аудитория, для которой писал Н.М. Карамзин

На прошлом уроке мы говорили о единстве всего, что написано Карамзиным, об одной мысли, которая пронизывает всё, что писал Карамзин, от начала и до конца. Эта мысль – написать историю души народа вместе с историей государства.

Рис. 1. Н.М. Карамзин ()

Всё, что написано Карамзиным, предназначалось для узкого круга читателей. Прежде всего, для тех, с кем он был лично знаком и с кем общался. Это та часть высшего света, петербургской и московской знати, которая была причастна к литературе. И ещё для некоторой части людей, число которых измерялось количеством мест в императорском театре. Собственно говоря, те полторы-две тысячи человек, которые собирались на спектаклях императорских театров и составляли всю аудиторию, к которой обращался Карамзин. Это были люди, которые друг друга могли видеть, видеть, прежде всего, в театре, на балах, собраниях высшего света, которые иногда были официальными, иногда нет. Но всегда эти собрания представляли собой тот круг общения и интересов, которые формировали будущую русскую литературу.

Образы героев повести Бедной Лизы

Образы Бедной Лизы Карамзина

1. Введение. Сюжет сентиментальной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» очень прост.

Между обычной крестьянской девушкой Лизой и дворянином Эрастом завязываются любовные отношения.

Молодой человек отправляется на войну, где проигрывает в карты практически все свое состояние. Спасти его может только брак с богатой невестой.

Эраст бросает Лизу, которая с горя кончает жизнь самоубийством. Лиза и Эраст — главные герои романа. Кроме них в произведении схематично представлен лишь образ матери Лизы.

2. Лиза. Лиза — бедная крестьянка, вынужденная после смерти отца в одиночку заботиться о матери. Девушка берется за любую посильную работу и в целом неплохо с этим справляется. Встреча с Эрастом становится для Лизы настоящим «подарком небес». Молодой дворянин ведет себя очень почтительно, чем заслуживает сначала уважение, а затем любовь девушки.

Полюбив Эраста, Лиза отдает себя отчет в том, что брак между крестьянкой и дворянином невозможен. Лишь под влиянием нежных признаний молодого человека в вечной верности она отдается ему. После этого Лиза не представляет себе жизни без любимого, буквально дышит им.

Постепенно охлаждение Эраста становится трагедией для Лизы. Наивная девушка не может понять, чем оно вызвано. Еще одним ударом становится для нее известие об отъезде молодого человека на войну. Лиза готова ждать любимого в надежде, что после они уже никогда не расстанутся.

Случайная встреча с вернувшимся Эрастом, его отречение от прежних обещаний и грубая денежная подачка были для Лизы полной неожиданностью. Девушка в один момент лишилась всего самого дорогого. Она не видела смысла жить дальше и в отчаянии утопилась. Трагический образ Лизы олицетворяет собой судьбу всех женщин, брошенных любимыми. Образ усилен разницей в социальном положении девушки и молодого человека.

3. Эраст. Эраст — молодой беспечный представитель высшего сословия. Ему уже давно наскучило дворянское общество и великосветский образ жизни. Лиза становится для него тем волшебным идеалом, который он безуспешно ищет. В душе Эраст — честный и благородный человек. Поначалу он не имеет никаких грязных мыслей в отношении Лизы, с уважением относится к ее матери. Рядом с чистой и простодушной девушкой дворянин полностью забывает о своем происхождении.

Мечтательность и беззаботность Эраста становятся главными причинами трагедии. Молодой человек должен был трезво оценивать свои поступки и понимать, что его роман с крестьянкой не может длиться вечно. Вместо этого Эраст строит идиллические планы на райскую жизнь с любимой в «дремучих лесах». После физической близости отношение Эраста к Лизе резко меняется. В его глазах девушка теряет божественной ореол, становится в один ряд со всеми доступными женщинами.

Свидания становятся реже и уже никогда не ограничиваются одними «невинными ласками». Эраст все же продолжает любить Лизу и трогательно прощается с ней перед отъездом. На войне Эраст вновь возвращается к привычному ему образу жизни. Отбросив мечтательность, он забывается в грубых чувственных наслаждениях. Беспечность приводит дворянина к крупному карточному проигрышу. Безденежье вынуждает Эраста жениться по расчету. Любовь к Лизе отступает на задний план.

В сцене последнего разговора с девушкой дворянин предстает в совершенно ином облике. Теперь это — бездушный расчетливый человек, который не стесняется откупиться от обманутой им Лизы деньгами. После самоубийства Лизы Эраст чувствует горькое раскаяние. Наказанием для него становится несчастливая судьба.

4. Мать Лизы. Старушка-мать — второстепенный образ в романе. Это женщина, безгранично любящая свою единственную дочь и желающая ей только добра. Крестьянка не смогла предугадать к чему приведут отношения между Лизой и Эрастом, которого она считала очень хорошим человеком. Мать Лизы мечтала найти для нее достойного жениха из своей среды. Известие о самоубийстве дочери стало для нее непереносимым ударом, который бедная старушка не смогла пережить.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий