История создания пианино
Содержание
- 1 История происхождения пианино
- 2 Расскажите детям о музыкальных инструментах
- 3 Велесова книга
- 4 Навигация
- 5 Вариант №2
- 6 Что лучше?
- 7 Клавесин
- 8 Регистровые возможности
- 9 Оригинал Клавикорд c.1620- Mirrey Collection. Антонио-де-Cabezon
- 10 Справочная информация
- 11 Характеристика и образ Бэлы
- 12 Чем отличается пианино от фортепиано?
- 13 [править] Устройство фортепиано
- 14 След в мировой культуре
- 15 Основные сведения
- 16 История, происхождение
- 17 Настоящее время
- 18 История возникновения
- 19 Как отличить от рояля?
- 20 Масон Дантес подстроил гибель Пушкина по поручению ордена
- 21 Электронный наследник
- 22 [править] Игра на инструменте
- 23 [править] Ссылки
История происхождения пианино
Фортепиано было изобретено в 18-ом веке Бартоломео Кристофори из Падуи, Италия. Свой первый рояль он сделал в 1709 году. Он происходил от клавесина, который выглядит как пианино. В фортепьяно на струны ударяет кусок дерева, называемый молотком.
Ранние инструменты с клавиатурой, такие как клавикорды, клавесины и органы, которые использовались в то время, имели гораздо более короткую клавиатуру, чем сегодня. Постепенно клавиатура стала длиннее, пока в ней не стало 88 нот (7 октав плюс три ноты) современного пианино.
Сначала инструмент назывался «фортепиано». Это означает «громко-тихо» по-итальянски. Ему было дано это имя, потому что его можно было играть громко или тихо, в зависимости от того, как сильно была нажата нота.
Хотя пианино было изобретено в начале 18-го века, только спустя 50 лет оно стало популярным. Первый раз на пианино было сыграно на публичном концерте в Лондоне, это было в 1768 году, когда на нем сыграл Иоганн Кристиан Бах. Вертикальное пианино было изобретено в 1800 году Джоном Исааком Хокингсом. Семь лет спустя Т. Саутвелл изобрел «перетягивание». Это означает, что струны для низких нот проходят по диагонали через деки, чтобы они могли быть длиннее и издавать гораздо больший звук.
У ранних фортепиано были струны, которые были прикреплены к деревянной раме. Они были не очень тяжелыми, но они были не очень сильными или громкими, поэтому их не очень хорошо слышали в большом концертном зале. В 1825 году чугунная рама была изобретена в Америке. Это сделало пианино намного сильнее, чтобы оно могло издавать больший звук, и струны вряд ли бы сломались.
Расскажите детям о музыкальных инструментах
Велесова книга
Навигация
Вариант №2
«Музыка – универсальный язык человечества». Эти слова произнес американский поэт Генри Уодсворт. С этими словами трудно не согласиться, ведь без музыки трудно представить нашу жизнь. Она способна вдохновлять, вызывает радость, печаль, ностальгию и многие другие эмоции присущие людям. И среди множества инструментов стоит выделить один, который является одним из самых распространенных – фортепиано.
До появления фортепиано в его классическом виде, подобным инструментом был клавесин, а позже клавикорд. Но их недостатком было отсутствие плавного перехода одного звука в другой, так называемого легато. Изобрел же фортепиано Бартоломео Кристофори, который работал над изменением конструкции клавесина, а именно стремился придумать молоточковый механизм. Именно его идеи и стали основой для современных инструментов. А первое произведение, написанное для фортепиано, появилось в 1732 году, однако популярность среди композиторов инструмент получил лишь в конце 18 века, во времена Моцарта.
В последующие годы этот инструмент развивался и усовершенствовался. Появились педали, менялось расположение струн, увеличился диапазон и т.д. В наше время существует два основных вида фортепиано — рояль (горизонтальное расположение струн) и пианино (вертикальное расположение струн).
Во второй половине 18 века, фортепиано получает широкое распространение в России, и уже в то время там работает свыше 50 мастеров. Первый кто, начал фабричное производство, стал английский мастер Февире. Именно он поставлял инструмент в императорский двор. По сей день, известны сотни имен фортепианных мастеров работавших до революции. Уже в 20 веке появляются современные аналоги фортепиано – синтезаторы.
В наше время этот инструмент остается одним из самых популярных. На данном этапе развития он имеет 88 клавиш, что позволят играть в диапазоне чуть более 7 октав. Благодаря этому фортепиано популярно в различных музыкальных жанрах. Ведь даже название инструмента переводится как forte – громко, piano – тихо, что говорит о том, насколько различным может быть его звучание. Действительно, это именно тот инструмент который способен передать всю многогранность и неоднозначность человеческой натуры.
2, 3, 4 класс
Что лучше?
Рояль в отличие от пианино имеет более красивый и глубокий звук. У него более чувствительная клавиатура. Кроме того, у инструмента присутствует репетиционный механизм. Эта опция позволяет музыканту быстро производить повторное нажатие на клавишу (пианино такой функции не имеет). Музыкант может не отпускать палец с клавиши до конца и производить повторное нажатие. Это очень удобно для проигрывания трелей и игры в темпе. Профессиональные исполнители, конечно, предпочитают рояль для исполнения сложнейших музыкальных произведений.
Так, профессиональные пианисты отмечают мощный, яркий, чистый и выразительный звук рояля. Его большие возможности по сравнению с пианино. Последнее гораздо тише, ввиду того что обычно приставлено к стене, и дека не может усиливать звук.
Разумеется, для начинающих музыкальное обучение и для домашнего музицирования более удобно пианино, которое проще и реальнее разместить в городской квартире, нежели громоздкий рояль. Ещё один несомненный плюс пианино и в том, что его звук гораздо тише рояля.
Несмотря на различия, оба вида фортепиано позволяют пианистам проявить свои таланты. У каждого инструмент звучит индивидуально – у одного мягко, глубоко, у другого красочно, богато, у третьего с преобладанием «металла». Искусный исполнитель способен на певучем инструменте максимально показать своё мастерство, удивить слушателей лирической игрой.
Клавесин
Мало какие клавишные обладают столь же необычной конструкцией, как клавесин. В нем вы могли бы увидеть и струны, и клавиатуру, но вот звук извлекался не ударами молоточка, а медиаторами. По форме клавесин уже больше напоминает современное фортепиано, так как содержит струны различной длины. Но, как и в истории с фортепиано, крыловидный вид клавесина был лишь одной из распространенных конструкций.
Другой вид был похож на прямоугольный, иногда квадратный, ящик. Были как горизонтальные клавесины, так и вертикальные, которые могли иметь размер значительно больший, чем у горизонтальной конструкции.
Как и клавикорд, клавесин не был инструментом больших концертных залов, — это был домашний или салонный инструмент. Тем не менее, со временем он снискал репутацию отличного ансамблевого инструмента.
Постепенно к клавесину стали относиться, как к шикарной игрушке дорогих людей. Инструмент изготавливался из ценных пород дерева и был богато украшен.
Некоторые клавесины имели по две клавиатуры с разной силой звука, к ним приделывали педали – эксперименты ограничивались лишь фантазией мастеров, которые стремились любыми путями разнообразить суховатое звучание клавесина. Но в то же время подобное отношение побудило выше ценить музыку, написанную для клавесина.
Сейчас этот инструмент хоть и не пользуется такой же популярностью, что и прежде, но все же иногда встречается.
Его можно услышать на концертах старинной и авангардной музыки. Хотя стоит признать, что современные музыканты куда вероятней будут использовать цифровой синтезатор с семплами, имитирующими звук клавесина, чем сам инструмент. Все-таки это сейчас редкость.
(Фестиваль Earlymusic 2010 (день в Гатчине)
(Клавесинист Элейн играет сонату ре минор, К. 517 Доменико Скарлатти на ее 2-ручного клавесина, построенный в 1968 году Уильям Дауд.)
Регистровые возможности
Звучание клавесина весьма узнаваемо: звонкое, острое и даже блестящее, однако певучести предшественнику фортепиано как музыкальному инструменту не доставало. Это было связано с невозможностью плавно увеличивать и уменьшать динамику звучания. В связи с этим создавались несколько регистров, которые было реально переключать с помощью ручных механизмов (рычаги), территориально они находились по боковым границам клавиатуры. Переключатели регистров для ног и коленей пришли в свет с конца 1750 годов.
В зависимости от модели различали следующие регистры:
- восьмифутовый — соответствовал нотной записи;
- лютневый — исходил из восьмифунтового, при переключении которого струны заглушали с помощью специализированного механизма из кожи или войлока;
- четырехфутовый — звучал октавой выше;
- шестнадцатифутовый — звучал октавой ниже.
Оригинал Клавикорд c.1620- Mirrey Collection. Антонио-де-Cabezon
Этот не такой уж и древний инструмент стоит отдельного упоминания. Хотя бы потому, что на нем удалось сделать то, что оставалось спорным моментом на протяжении долгих лет: окончательно определиться с разбивкой октавы на тона, и, самое главное, полутона.
(«Сказки старого пианино»)
За это стоит благодарить Себастьяна Баха, который и проделал эту огромнейшую работу. Он же известен и как автор сорока восьми произведений, написанных специально для клавикорда.(отрывок. игра на клавикорда)
По сути, написаны они были для домашнего воспроизведения: клавиаккорд был слишком тихим для концертных залов. Зато для дома он был поистине бесценным инструментом, а потому довольно долгое время оставался популярным.
Отличительной особенностью клавишных инструментов того времени были струны одинаковой длины. Это значительно усложняло настройку инструмента, а потому стали разрабатываться конструкции со струнами различной длины.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Характеристика и образ Бэлы
Образ Бэлы во многом противостоит Печорину. Она искренна, красива, горда, наивна и свободолюбива.
Она не искусна в любви, но факт, что она влюбилась в молодого офицера, говорит о ее незаурядном уме. Ведь черкесов Лермонтов изображает страстными, горячими, грубыми, а Печорин внешне более, чем хорош собой.
В главе «Максим Максимыч» автор подробно описывает портрет героя, его тонкие руки, статную, тонкую фигуру, нервный нрав, который прельщает женщин. Он страстен, его недюжинный ум и интуиция (об этом можно судить по главе «Фаталист») помогают «раскусить» неопытную черкешенку, дав ей полную свободу. Бэла цельная натура, по сути она счастливый человек, которому пришлось испытать настоящую жертвенную любовь, которая не всем дается.
Встреча Бэлы с Печориным произошла на свадьбе старшей сестры. Несмотря на скромность, по местному обычаю незамужняя девушка должна была спеть небольшой комплимент тому юноше, который ей понравится. Бэла выбрала русского офицера. Это был храбрый поступок с ее стороны, ведь он был чужаком. По сути девушка первая протянула руку навстречу своей судьбе.
Чем отличается пианино от фортепиано?
Фортепиано – обобщенное название рояля и пианино. Термином обозначают струнно-клавишные музыкальные инструменты. В современном мире, по сути, два последних инструмента – разновидности фортепиано. Главное отличие – классификация.
Итак, что мы знаем о них из истории? Долгий период у музыкантов большой популярностью пользовался клавесин. Его механизм не позволял воспроизводить музыкальные произведения с разной громкостью, потому что щипок струны происходил с неизменной амплитудой. Разумеется, музыканты мечтали о клавишном инструменте с гораздо большими возможностями для музицирования.
Мастера-инструменталисты того времени задались идеей создания новой конструкции, позволяющей снижать и повышать громкость звука. Были придуманы тяжёлые рычаги, но их минус состоял в том, что их невозможно было использовать во время игры.
Итальянский мастер Бартоломео Кристофори работал во Флоренции в 1709-1711 гг. Он стал одним из первых изобретателей нового механизма, в котором колебания струн вызывали молоточки, обтянутые особым войлоком, а не крючки. Соответственно, громкость звука стала напрямую зависеть от силы нажатия на клавиши. Передача энергии от пальца к молоточку, который ударяет по струне, воспроизводится благодаря сложной фортепианной механике. Наконец-то, играя, стало возможным осуществить плавный переход между оттенками.
Данный вид инструментов быстро начал распространяться по Европе, при этом в механике происходили небольшие перемены. За популярным инструментом закрепилось название фортепиано – «громко-тихо».
Фортепиано практически в то же время создавали и другие мастера. Например, французский мастер Ж. Мариус, немецкий учитель музыки К. Г. Шрётер и другие.
Мастер Г. Зильберман работал над совершенствованием механики Кристофа Шрётера. В 1735 году он продемонстрировал свои труды И. С. Баху, но не был удостоен высокой оценки. Дело в том, что то время было эпохой клавирной музыки и других щипково-струнных инструментов. Фортепиано же звучало грубее и проще.
Ученик Зильбермана И. А. Штейн также трудился над механикой, его труды в 1777 году были высоко оценены В. А. Моцартом. Инструменты отличались от предшественников двумя педалями. В 1794 году мастер из Вены И. А. Штрейхер воспользовался подсказками Бетховена и создал более звучную модель на основе работ Штейна. Механика Штейна-Штрейхера стала именоваться венской (она же немецкая). Играть стало значительно легче: уменьшились энергозатраты при нажиме на клавиши, поэтому пианисты в какой-то мере освободились от оков, изменилась манера музицирования.
Первыми композиторами, написавшими свои произведения для фортепиано, стали венские музыканты Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Большинство их произведений, написанные до этого времени, также прекрасно звучат на фортепиано. Фортепианная музыка развивалась, менялась ввиду улучшения прибора, первостепенной задачей которого было совершенствование механики и других элементов конструкции.
В России первые мастерские по изготовлению фортепиано появились в Петербурге. Это были предприятия немцев И. А. Тишнера и К. Вирта. Приборы понравились М. И. Глинке, К. Шуману, А. С. Даргомыжскому.
[править] Устройство фортепиано
Пианино изнутри: видны обитые войлоком молоточки, струны (в показанном диапазоне — по 2 струны на один звук) и вирбеля, на которые они натянуты (слева сверху).
Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме, проходя через дискантовый и басовый штеги, приклеенные к резонансной деке (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего. Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном).
Действие фортепианной механики
Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами (глушителями). При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).
Схема рояля: 1 — рама и вирбельбанк; 2 — откидная часть крышки; 3 — каподастр; 4 — демпфер; 5 — неподвижная часть крышки; 6 — контрклавиатура; 7,8,9 — передача от правой педали; 10 — педальный шток; 11 — педаль; 12 — штег; 13 — задний штифт; 14 — задняя пластина рамы; 15 — резонансная дека; 16 — струна.
Педали
Педали фортепиано (рояль)
→ Педали фортепиано
В современных фортепиано присутствует две или три (реже ― четыре) педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.
Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.
Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.
Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Остальные демпферы при этом продолжают вести себя как обычно, в том числе, в отношении основной правой педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино. Встречаются пианино, в которых средняя педаль сдвигается влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью. Так-же «средняя» педаль иногда применяется для имитации звука клавесина. Принцип работы такой же, но на ткань крепятся металлические «пятачки», которые ударяют по струнам в момент нажатия клавиши, и звук получается металлический, похожий на клавесин. В частности эта техника применялась на пианино «Аккорд», выпускавшемся в СССР.
След в мировой культуре
Вне всякого сомнения, изобретение фортепиано и связанное с этим возникновение новых композиций кардинальным образом изменило ситуацию в мировом музыкальном искусстве как подсистеме духовной жизни общества. Клавесинная музыка получила мощное развитие в эпоху барокко. Когда фортепиано обрело всемирную известность, в Европе уже царил стиль рококо.
В период классицизма инструмент стали повсеместно использовать для музицирования в домашних условиях. Фортепиано идеально подходило для исполнения сонат. Грандиозную революцию в этом направлении произвел Вольфганг Амадей Моцарт, чье творчество собирало полные концертные залы.
Теперь, когда музыкальный инструмент стал доступен не только представителями высших сословий, фортепианная музыка начала доноситься из окон простых граждан. Росло число людей, готовых выложить крупную сумму, чтобы услышать любимого исполнителя. Именно в этот период появилось много композиторов, снискавших мировую славу благодаря фортепиано.
На смену классицизму пришла эпоха романтизма, отличительной чертой которой стало искреннее выражение эмоций. Одним из выдающихся композиторов того времени, безусловно, является Фредерик Шопен, профессионально пользовавшийся выразительными возможностями фортепиано.
Пожалуй, не найдется такого музыкального инструмента, который бы оказал настолько сильное влияние на многие поколения.
Предыдущая
КультурологияСообщение о флейте — описание, виды и происхождение музыкального инструмента
Следующая
КультурологияСообщение про вальс — описание, характеристика и разновидность танца
Основные сведения
Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент. Фортепиано является классом клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».
История, происхождение
Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофори около 1709 года, в его конструкции молоточки находились под струнами. Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда и пошло современное название инструмента. Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716 год) и Шрётером в Германии (1717—1721 годы). Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно).
Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года; независимо от него (в январе 1801 года) пианино также сконструировал австриец М. Мюллер. В ходе своего развития к инструменту были добавлены педали.
Современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века (чугунная рама, позднее — перекрёстные струны, механика с нижним и верхним расположением демпферов).
В России производство фортепиано было связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818–1820-м годах.
Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики. В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.
Наиболее распространённые кабине́тные пиани́но имеют ширину корпуса по клавиатуре 1450—1500 мм и высоту около 1250—1400 мм; диапазон составляет 7 октав. У пианино есть цо́кольный пол — это узел щитовой конструкции, соединяющийся с корпусом пианино снизу и необходимый для крепления педального механизма. Вертикальная стойка корпуса, соединяющаяся с балкой и ножкой пианино, называется ко́нсоль.
На изображении пианино Schiedmayer (Штутгарт) на выставке в Лондоне в 1851 году.
Настоящее время
На рубеже XVIII и XIX века музыкальными деятелями стала достаточно сильно ощущаться нехватка выразительности в клавишном варианте, которая бы не уступала по звучанию скрипке.
Непосредственно само фортепиано изобрел Бартоломео Кристофори — мастер из Италии. В 1709 году он занимался механизмом, работающим по принципу молоточка, и уже через 2 года опыт деятельности был описан в венецианском журнале искусствоведом Сципионом Маффеи, который дал инструменту название — «пианофорте». В полном переводе звучит так: «Клавишный инструмент, играющий тихо и громко».
Дебютное произведение, написанное для фортепиано, относится к 1732 столетию — это соната Людовика Джустини.
История возникновения
Итак, перед нами стоит вопрос отличия этих двух терминов. Давайте попробуем разобраться, чем отличается пианино от фортепиано. Для этого необходимо совершить небольшой экскурс в историю.
Дело в том, что возникновение клавишных фортепианных инструментов относят к 1709 году, в частности к дате приема у герцога Фердинанда Медичи. Тогда впервые в истории его гости были поражены звучанием инструмента, который был создан придворным мастером по имени Бартоломео Кристофори. В отличие от повсеместно использовавшихся тогда клавесинов и клавикордов, новый инструмент обладал поразительной экспрессией извлечения звука. Это было связано с новой системой резонирования и молоточкового механизма между клавишами и струнами. Инструмент поражал своими массивными форте и в то же время передавал нежнейшие звуки томительного пиано.
Сам же Бартоломео Кристофори назвал свое новое детище Gravicembalo con piano e forte, что, собственно, в дальнейшем и предопределило общее и частное название всех инструментов этого ряда.
Понятно, что на поприще производства новых инструментов возникло очень много мастеров и компаний, чьи имена известны и сегодня. Кто не слышал о таких известных именах как August Forster, Steinway, Bosendorfer, Fasioli, Seiler?
Кстати, сегодня можно встретить элитные инструменты, выполненные даже из слоновой кости. В этом особо преуспела фирма August Forster, специализирующаяся на выпуске концертных роялей белого цвета.
Сегодня многие считают, что можно выделить три основных, однотипных понятия: пианино, фортепиано, рояль. Что сказать? К сожалению, такое утверждение в корне неверно, равно как и постановка нашего вопроса: чем отличается пианино от фортепиано? Фортепиано — это общее название, во-первых, группы инструментов, во-вторых, музыкального образования, и в-третьих, самой музыки. Согласитесь, ведь когда говорят «звучит фортепианная музыка», в качестве инструмента представляется либо пианино, либо рояль. Третьего не дано. Так что сам вопрос, чем отличается пианино от фортепиано, изначально является совершенно некорректным. Другое дело в том, что в этой группе имеется два инструмента, имеющих достаточно большие различия, несмотря на схожесть завукоизвлечения. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Как отличить от рояля?
Рояль ровно в той же степени, что и пианино, является видом фортепиано. Слово означает механизм звукоизвлечения, давайте рассмотрим его характерные черты.
Термин «рояль» произошел от английского royal, что означает «королевский». Это название инструмент приобрел благодаря красивому звуку, а также за свои грандиозные параметры. Из-за конструкции с горизонтальным расположением струн рояль – весьма громоздкая вещь интерьера, поэтому чаще всего размещается в концертных залах, гостиных.
В начале XIX столетия мастера Мюллер и Хокинс (Австрия и Соединенные Штаты Америки соответственно) самостоятельно (не контактируя друг с другом) создают уменьшенную версию рояля – пианино. Отличием прибора стали струны, расположенные в вертикальном направлении, вследствие чего вещь стала занимать мало места, могла спокойно поместиться в скромных по размеру комнатах.
Фортепиано обладает тремя педалями. Первая (левая) служит для ослабления звука, вторая (средняя) влияет на продолжительность звучания отдельных нот или целых аккордов, третья (правая) позволяет струне беспрепятственно вибрировать.
Корпус рояля изготавливается из древесины, склеенной несколькими слоями. Используются определенные виды древесины. Наружный слой всегда тщательно полируется.
Современные инструменты имеют диапазон 7 1⁄4 октавы, у концертных роялей австрийской фирмы «Бёзендорфер» диапазон расширенный – 8 октав.
Масон Дантес подстроил гибель Пушкина по поручению ордена
Дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. Адриан Волков. Холст, масло. 1869
На самом деле
Нет
В начале XIX века в Российской империи была повальная мода на масонство. В ложах состояли многие родственники Пушкина, включая отца и дядю, друзья поэта, преподаватели и соученики в лицее. Сам Пушкин в 1821-м вступил в кишиневскую ложу «Овидий», не просуществовавшую и года. Современные конспирологи видят в дуэли с Дантесом хитроумную операцию по устранению масонами бывшего «брата», игнорируя личные обстоятельства участников этой истории. Итальянский славист Серена Витале опубликовала частные письма Дантеса, свидетельствующие, что страсть француза к жене Пушкина, ставшая в конечном счете причиной рокового поединка, была совершенно искренней, но роман с Натали не входил в планы офицера.
Электронный наследник
Инновации 1990-х годов открывают миру цифровые фортепиано. Инструмент производит оцифрованный звук, и не так прост в использовании. Помимо клавиш и педалей, в нем имеются многочисленные приспособления в виде интерфейсов и большого количества звуков.
Фортепиано в современном виде содержит восемьдесят восемь клавиш. В некоторых моделях делают восемь октав, в нижнем регистре начинается с «фа», а вверху заканчивается «до». Пианисты, которые не используют эти дополнительные клавиши, стараются закрывать их специальной крышкой. Эти клавиши были придуманы для большего резонанса, при нажатии педали, они вибрируют с остальными струнами, создавая более насыщенное звучание.
История создания фортепиано берет начало с клавесина, от которого унаследовано расположение клавиш. Поменялось только цветовое решение, стандартом для всех фортепиано конца восемнадцатого века стала черно-белая клавиатура.
[править] Игра на инструменте
За фортепиано Ференц Лист, .
Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (например, в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. Начинать обучение желательно в детском возрасте. В детских музыкальных школах (ДМШ) в России обучение занимает 5 или 7 лет, в зависимости от программы, некоторые ученики остаются дополнительно на один-два года после окончания перед поступлением в музыкальное училище. После ДМШ или эквивалентной подготовки можно продолжить обучение в музыкальном училище или колледже, а затем в консерватории, вузе, став профессиональным пианистом. В ДМШ общее фортепиано также является обязательным предметом почти для всех специальностей.
Ференц (Франц) Лист — венгерский композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма XIX века. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). 6 этюдов Ференца Листа написаны на темы Никколо Паганини, в том числе знаменитый третий этюд Кампанелла, написанный на тему финала Второго скрипичного концерта Паганини (этот финал Паганини назвал «Кампанеллой», якобы за его звучание, напоминающее звуки колокольчиков; хотя существует версия, что на самом деле это произведение было посвящено итальянскому философу и писателю конца XVI — начала XVII веков, одному из первых представителей утопического социализма, Томмазо Кампанелле).
Выдающиеся пианисты XX века — Сергей Рахманинов, Иосиф Гофман, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн, Гленн Гульд и другие.
[править] Ссылки
- Фортепиано // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Датировка фортепиано
- Энциклопедия фортепиано на форуме «Классика»
- О каталоге фортепианных мастеров России на форуме «Классика»
- Раздел о фортепианной музыке на форуме «Классика»
- Обсуждение пианистов на форуме «Классика»
- Сайт о фортепианной музыке и пианистах
Смычковые | Скрипка • Альт • Баритон • Виола да гамба • Гудок • Сука • Ребек • Кротта • Виолончель • Контрабас • Никельхарпа • Ребаб • Хардангерфеле • Эсрадж • Фидель |
---|---|
Щипковые | Арфа • Ангелика • Балалайка • Банджо • Бандура • Бузуки • Вамби • Гитара • Гусли • До́бро • Домбра • Домра • Думбыра • Дутар • Кантеле • Канклес • Каннель • Комуз • Мандолина • Лютня • Кобза • Пипа • Сямисэн • Торбан • Уд • Цитра |
Ударные | Цимбалы • Янцинь |
Ударно-клавишные | Клавикорд • Фортепиано • Пианино • Рояль |
Щипково-клавишные | Вёрджинел • Клавесин • Мюзелар • Спинет |
Фрикционно-клавишные | Колёсная лира |
Прочее | Смычок • Плектр • Струна • Струнодержатель • Лад • Порожек • Гриф • Мензура • Штрихи |
Духовые музыкальные инструменты • Ударные музыкальные инструменты • Электронные музыкальные инструменты |