Импринтинг в психологии: что это простыми словами
Содержание
- 1 Содержание
- 2 Импринтинг в психологии
- 3 Разновидности импринтинга
- 4 Сыновний отпечаток
- 5 Примечания
- 6 Импринтинг – примеры у человека
- 7 Пример (сценарий) Второй: Отождествление с агрессором
- 8 Stages of imprintingEdit
- 9 дальнейшее чтение
- 10 Импритинг у человека
- 11 Теория Тимоти Лири
- 12 Смотрите также
- 13 Значение
- 14 Импринтинг у животных
Содержание
Импринтинг в психологии
Импринтинг это в психологии понятие, перешедшее из зоопсихологии и этологии, оно было введено в использовании К. Лоренцом, который пожелал посредством изучения поведения фауны лучше понять человеческое поведение. И если у животных импринтинг необходим для выживания, у человека он приобрел более широкое значение. Иногда предполагают, что данный механизм обучения возможен лишь ранний период после рождения, но данное мнение связано с существенным преобладанием наблюдений за детенышами животных, которое становятся самостоятельными относительно быстрее новорожденного человека.
Помимо механизмов выживания, импринтинг в психологии – это механизм усвоения образов, сценария поведения, алгоритма рассуждений воспринятых в определенный критический период развития. В данные периоды так называемой импринтной уязвимости или импринтной десенсибилизации, личность находится в состоянии, когда образы, связанные с определенным паттерном поведения, воспринимаются большей мерой бессознательно.
Хотя наиболее изучен импринтинг сразу после рождения и приблизительно до годовалого возраста, предполагается, что он может происходить на продолжении практически всей жизни, преимущественно периода взросления и становления, в том числе, как результат психотравмирующих ситуаций. Поскольку у человека социальная адаптация так же крепко связана с успехом выживания, как и физиологическая, то у человека допускают возникновение поведенческих импринтингов без четкого ограничения условиями возраста.
Импринтинг у человека имеет более сложную природу. Это может быть связано с классическими возрастными кризисами, изменением социального окружения и статуса в связи с переездом, поступлением в учебные заведения, начало и смена работы. Чем более молод организм и более нова для него ситуация, тем более велик шанс возникновения психологического импринтинга. Чем более стрессовое состояние, тем лучше происходит подкорковое обучение и самостоятельно логически анализировать и изменять их практически невозможно.
Импринтинг у человека – способ приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между безусловными рефлексами, как примером полностью бессознательных и научением, основанным на сознательном запоминании.
Поскольку импринтинг у человека происходит частично, а в некоторые периоды полностью, бессознательно, человек зачастую не может определить и вспомнить момент его возникновения, потому последующее воспроизведение полученного опыта происходит автоматически, в дальнейшем, к автоматическому поведению будет применено личностно или социально приемлемое объяснение. Если механизм сработал по социально неприемлемому шаблону, попытка механически ограничить свое поведение длительного положительного результата, как правило, не приносит и требует работы специалиста, который, ориентируясь на знания о критических периодах человека, помогает найти психологический импринтинг. Так же, не зная и, не замечая работы бессознательного, человек может, ориентируясь на искусственные модели, препятствовать его правильному возникновению, что может иметь отдаленные негативные последствия.
Разновидности импринтинга
Пытаясь лучше понять, что такое импринтинг, психологи нашли достаточно много разных видов запечатления, свойственных человеку. Рассмотрим наиболее распространенные (и хорошо изученные) виды импринтинга:
- Связанный с кризисом новорожденности. Первые несколько дней после рождения являются самыми важными для малыша. Он запоминает прикосновения и голос матери, понимает, что рядом с ней он в безопасности. Если по каким-то причинам в этот период их надолго разлучают, это может привести к психической травме.
- Эмоционально-двигательный. Для ребёнка очень важен период, когда он учится самостоятельно ходить. Успехи и неудачи в этом процессе оказывают существенное влияние на его будущий характер.
- Связанный с выживанием. Как и любое живое существо, ребёнок человека чутко реагирует на тревожные крики родителей, запоминая, какие объекты представляют опасность.
- Вербальный. Известно, что если ребёнок в первые несколько месяцев своей жизни по каким-то причинам не слышал человеческую речь, он уже не сможет научиться разговаривать. Эту особенность объясняют тем, что базовые речевые единицы фиксируются в нашем мозге благодаря механизму импринтинга.
- Ментально-манипуляционный. Параллельно с развитием речи ребенок учится манипулировать объектами реального мира, в процессе чего у него формируется и развивается мышление.
- Социальный. Наиболее ярким примером социального импринтинга считается новогодняя реклама Coca-Cola. Этот напиток и так является самым известным в мире. Однако особая форма подачи, совмещенная с новогодним настроением, привела к тому, что сегодня данная торговая марка у большинства людей прочно ассоциируется с новым годом.
- Сексуально-социальный. Данный вид импринтинга активируется у человека с началом пубертатного периода. Подросток, который ранее не задумывался о таких вопросах, теперь начинает всерьез размышлять о том, как он хочет устроить личную жизнью. На этой почве у него возникают сомнения, например, хочет ли он провести всю жизнь с одной «половинкой» или же ему хочется разнообразия. И от того, в каком направлении пойдут эти мысли, будет зависеть его отношение к браку и другие важные аспекты личной жизни.
- Территориально-эмоциональный. Эта форма импринтинга активируется при переезде, дающем ощущение важных перемен в жизни. Она позволяет человеку быстрее и надёжнее адаптироваться к новой среде.
Сыновний отпечаток
Самая известная форма импринтинга — это сыновний импринтинг , при котором молодое животное сужает свои социальные предпочтения к объекту (обычно к родителю) в результате воздействия этого объекта. Это наиболее очевидно у нидифугиальных птиц, которые оставляют отпечаток на своих родителях, а затем следуют за ними. Впервые он был обнаружен у домашних кур сэром Томасом Мором в 1516 году, как описано в его трактате «Утопия», на 350 лет раньше, чем биолог-любитель XIX века Дуглас Сполдинг . Он был заново открыт одним из первых этологов Оскаром Хейнротом , широко изучался и популяризировался его учеником Конрадом Лоренцем, работающим с серыми гусями .
Лоренц продемонстрировал, как гуси, вылупившиеся из инкубатора, отпечатываются на первом подходящем движущемся стимуле, который они видели в течение так называемого « критического периода » между 13–16 часами вскоре после вылупления. Например, гусят запечатлелись на самом Лоренца (точнее, на его болотных ботинках), и его часто изображают, за которым следует стайка гусей , запечатлевших его. Лоренц также обнаружил, что гуси могут оставлять отпечаток на неодушевленных предметах. В одном примечательном эксперименте они следовали за ящиком, установленным на модельном поезде по кругу вокруг пути. Однако сыновний отпечаток не ограничивается животными, не являющимися людьми, которые могут следовать за своими родителями.
Сыновнее запечатывание птиц было основной техникой, использованной при создании фильма « Крылатая миграция» ( Le Peuple Migrateur ), в котором много кадров перелетных птиц в полете. Птицы запечатлелись на проводниках, которые носили желтые куртки и постоянно сигналили рогами. Затем птиц учили летать вместе с различными самолетами, в первую очередь сверхлегкими .
Отпечатанные канадские казарки ( Branta canadensis ) и обыкновенный журавль ( Grus grus ), летящие на сверхлегком самолете
Итальянский пилот дельтаплана Анджело д’Арриго расширил эту технику. Д’Арриго отметил, что полет немоторизованного дельтаплана очень похож на полет перелетных птиц; оба используют восходящие потоки горячего воздуха (тепловые потоки), чтобы набрать высоту, которая затем позволяет взлетать на расстояние. Он использовал это , чтобы вновь под угрозой исчезновения видов из ящеров . Поскольку у птиц, вылупившихся в неволе, нет птиц-наставников, которые учили бы их традиционным маршрутам миграции, Д’Арриго вылупил птенцов под крылом своего планера и запечатлелся на нем. Затем он научил птенцов летать и охотиться. Молодые птицы следовали за ним не только по земле (как в случае с Лоренцем), но и в воздухе, когда он следовал по различным миграционным маршрутам. Он перелетел через Сахару и Средиземное море на Сицилию с орлами , из Сибири в Иран (5 500 км) со стаей стерхов и над Эверестом с непальскими орлами. В 2006 году он работал с кондором в Южной Америке.
Канадский энтузиаст сверхлегких автомобилей Билл Лишман приучил осиротевших канадских гусей к обычному маршруту миграции , как это показано в основанной на фактах драме « Улетай домой» .
Цыплята домашних кур предпочитают находиться рядом с большими группами предметов, на которых они запечатлены. Это поведение использовалось для определения того, что совсем молодые цыплята в возрасте нескольких дней имеют элементарные навыки счета. В серии экспериментов их заставили отпечататься на пластиковых шарах и выяснить, в какой из двух групп шаров, спрятанных за экранами, больше всего шаров.
Американские матери лысухи имеют возможность узнавать своих птенцов по сигналам первого вылупившегося птенца. Это позволяет матерям отличать своих птенцов от цыплят-паразитов.
Известно также, что сапсан оставляет отпечаток на определенных структурах своих нерестилищ, таких как скалы и мосты, и поэтому будет благоприятствовать этому месту для размножения.
Примечания
- Нуклеиновые кислоты: от А до Я / Б. Аппель . — М.: Бином: Лаборатория знаний, 2013. — 413 с. — 700 экз. — ISBN 978-5-9963-0376-2.
- McGrath J., Solter D. 1984. Completion of
mouse embryogenesis requires both the maternal and paternal genomes. Cell 37: 179—183. - Barton S. C., Surami M. A. H., Norris M. L. 1984. Role of
paternal and maternal genomes in mouse development. Nature 311: 374—376. - Haig D., Westoby M. 1989. Parent-specific gene expression and the triploid endosperm. American Naturalist 134: 147—155.
- Hurst L. D., McVean G. T. 1997. Growth effects of uniparental disomies and the conflict theory of genomic imprinting. Trends in Genetics 13: 436—443.
- Hurst L. D. 1997. Evolutionary theories of genomic imprinting. In: Reik W., Surani A. (eds), Genomic
imprinting, p. 211—237. Oxford University Press, Oxford. - Horsthemke B. 1997. Imprinting in the Prader-Willi / Angelman syndrome region on human chromosome 15. In: Reik W., Surani A. (eds), Genomic imprinting, p. 177—190. Oxford University Press, Oxford.
Импринтинг – примеры у человека
На каком этапе достаточна нервно-психическая активность для возможности возникновения импринтинга – вопрос, связанный с общими знаниями о сознании у человека. Современные исследования во многом сосредоточены на перинатальной психологии и пока изучен импринтинг, связанный с первыми критическими периодами после рождения. Согласно Фрейду рождение является травмирующим процессом, иногда говорят о рождении как о своеобразном катарсисе (по Аристотелю это трагедия, которая вызывая гнев и страх, приводит к выплеску эмоции и очищению души). Данное определение включено в Энциклопедический словарь медицинских терминов, изучение направлено на выяснение ситуация и объектов импринтинга у человека.
Импринтинг в психологии, что это такое? Импринтинг это в психологии личности способ формирования социально важных паттернов поведения, дополнительно к природным паттернам поведения, который предполагает наличие следующих видов свойственных человеку.
Оральный – первичный, поскольку материнское молоко служит единственным для новорожденного источником питания, а значит выживания. Ощущение безопасности, которое обеспечивается с контактом, ассоциируют материнские объятия с требуемым ощущением защиты.
Связанный с освоением окружающей территории или территориально-эмоциональный импринтинг объясняет, почему человек стремится определить свое пространство, что выражается в выборе любимого места для игр в детстве и оформления документов частной собственности во взрослом возрасте.
Вербальный вид, возможно, обеспечивает реакцию на человеческую речь, выделение ее из остальных окружающих шумов и звуков, таким образом стимулирует актуализацию и развитие речи, как специфического способа коммуникации людей. По механизму импринтинга также формируется паттерн поведения, свойственный определенному полу, называемый половой идентификацией.
Так, знания о важности образования связи между матерью и ребенком, и первичным импринтингом, были аргументами для создания современных рекомендаций ВООЗ клинических протоколов ухода за новорожденными (в Украине обновлен приказом №438 от 2020 года), где одним из обязательных пунктов обозначено не разлучать мать и ребенка первые два часа после рождения, если нет медицинских противопоказаний. Говорят о возможном наследовании ребенком пищевых привычек, которых придерживалась мать в период беременности
Говорят о возможном наследовании ребенком пищевых привычек, которых придерживалась мать в период беременности.
Говоря о влиянии на выбор полового партнера, существуют две противоположные теории. Антрополог Э. Вестемарк указывал на определенный десенсибилизирующий эффект, возникающий у разнополых особей воспитывавшихся вместе в ранние годы жизни и приводящий, в норме, к отсутствию взаимного интимного влечения. Противоположная версия озвучена Д. Майнарди, которым предположено, что именно ранний импринтинг родителей и сиблингов обеспечивает развитие внутривидового полового влечения. З. Фрейд полагал, что биологические представители одной семьи ощущают интимное влечение, что приводит к запечатлению для дальнейшего выбора полового партнера, ориентируясь на близкородственные модели поведения и внешние признаки, именно потому общество налагает табу на инцест, и на данном этапе психоаналитическое общество придерживается этой концепции.
Интимное запечатление в отношении неодушевленных объектов допускается как возможное объяснений фетишизма.
Философские словари дополнительно определяют импринтинг как способность индивидуума принять новую идею, элемент содержания культуры от референтной группы, на рациональном и эмоциональном уровне.
Пример (сценарий) Второй: Отождествление с агрессором
Импринт отношений «парень — девушка» мы разобрали. Есть ещё одна модель: «Родитель — дитя».
Мать девочки была агрессивна по отношению к своей дочери в её детстве… Что делает дочь, когда вырастает, заводит своего ребёнка и начинает проигрывать сценарий «воспитание чада»?
Как бы она ни была самообразована и самовоспитана, к сожалению, выросшая дочь, сама став матерью, начинает проигрывать глубинные ролевые модели этих отношений.
Она начинает грубо обращаться со своим ребёнком, она ненавидит себя за это поведение и она не может понять — почему она так поступает!
В схожей с ипринтом ситуации, людям свойственно копировать поведение своих обидчиков, то есть, только тех обидчиков, кто представлялся им ЗНАЧИМЫМИ ЛЮДЬМИ в подобной истории.
Это и есть знаменитый — Родовой Сценарий. Выскочить из него — можно. Люди «выскакивали» из подобной дурной бесконечности, даже до эры НЛП (в частности) и психотерапии (вообще).
Многие, чувствуя, что одержимы импринтом «грозного отца», не заводят партнёров, которых можно «довести» до брака. Зачем им быть битыми сковородкой? Они прекрасно понимают свою участь.
Многие, чувствуя, что одержимы импринтом «сумасшедшей матери-собаки» не заводят детей. Зачем им, чтобы их дети были биты сковородкой?
Многие решаются завести и супругов и детей, но пытаются изо всех сил контролировать себя и чувствуют себя на празднике жизни как завязавший, но не зашившийся алкоголик на дружеском банкете с обилием водки…
И лишь некоторые решаются обратиться к специальной психологической литературе (или к живым и высокопрофессиональным специалистам), чтобы их научили «пить, но не напиваться и не уходить в двухмесячный запой после первой выпитой рюмки…»
Ещё два конкретных примера проявления импринта в жизни человека. Оба примера объединяет то, что взрослые люди хранят своеобразную «верность роду», потому что иных сценариев «как жить?» у их подсознания просто нет…
Stages of imprintingEdit
There are stages to imprinting, especially if the shape-shifter imprints on a child, or otherwise someone very young. It starts with direct eye contact with his imprintee:
1st stage—If the imprintee is young, the shape-shifter will act as an older sibling.
2nd stage—As the imprintee grows older, the shape-shifter will also come to be their best friend.
3rd stage—They become intimate friends, meaning, their feelings for each other are changing into romantic feelings. This stage may or may not happen to the imprintee, but the imprinter will fall in love with his imprintee. They will not «see» any other woman at all. Their imprintee is all he cares about and he will love her even if she rejects him.
4th stage—When the imprintee is old enough, the shape-shifter’s feelings grow into romantic love.
дальнейшее чтение
- Пол, Роберт А. (1988). «Психоанализ и теория склонности предотвращения инцеста». Журнал психоистории . 15 (3): 255–261.
Импритинг у человека
Импритинг у человека – это особая форма стойкого запоминания образов и принципов поведения после одномоментного переживания в стрессовых ситуациях. В определённые критические периоды развития личности человека его психика становится импринтно уязвимой. Если какой-либо раздражитель подействует именно в это время, то происходит его быстрое, яркое запечатление на подсознательном уровне психики. Этот не поддающийся логике «снимок» объекта определяет поведение человека в дальнейшем. Иногда реакция на «впечатанный» стимул проявляется через значительный временной промежуток.
В момент повышенной восприимчивости психики её потребность в запечатлении настолько сильна, что импринтироваться может даже неожиданное. Например, мягкая игрушка у лишенного телесного контакта и эмоционального тепла воспитанника интерната.
У человека, как у продукта эволюции, длинное детство и большой мозг, который созревает постепенно. Человеческий «детёныш» появляется на свет физиологически незрелым, совершенно беспомощным. Без материнской заботы новорожденный просто погибнет, так как не может самостоятельно передвигаться, добывать пищу и питье, обогреваться, защищаться. Тесный контакт с матерью (или опекающим человеком) для обучения ему необходим длительное время.
Активная стадия развития мозга охватывает период от зачатия до 14-16 лет, частично продолжаясь до 20-23. Поэтому процесс импритинга у человека растянут во времени: различные фазы чувствительности к отпечатыванию в психике образов сопровождают жизнь ребенка с момента рождения до полового созревания.
Применительно к человеку импритинг по своей сути – это психологическое явление «привязанности». Ребенок «привязывается» к объекту и начинает ему подражать. Человек открыт к определённым привязанностям в определённые периоды. Как выяснили ученые, эти периоды связаны с тремя соответствующими стадиями развития головного мозга.
Теория Тимоти Лири
Ученый в области нейрологии и психологии Тимоти Лири, сформировал несколько типов импринтинга, которые относятся непосредственно к людям.
Оральный импринтинг
Самый ранний вид импринтинга. Для новорожденного младенца, первым и главным в его жизни является материнское молоко, как источник питания, а также материнская ласка, которая помогает ребенку получить чувство защищенности.
Территориально-эмоциональный импринтинг
Это вид импринтинга, благодаря которому человек может привыкнуть к той или иной среде, и запечатлеть ее особенности. Как взрослые, так и дети, тем или иным образом, обозначают свое пространство: например, начиная с выбора комнаты в жилище и заканчивая оформлением документов в отношении частной собственности.
Вербальный импринтинг
Данный способ помогает индивиду запоминать разные звуки и символы, из которых состоят слова и предложения. Это способствует развитию речи и налаживанию взаимоотношений в обществе.
Социальный (социополовой) импринтинг
Для человека характерна избирательная открытость наряду с ярко выраженной восприимчивостью (сензитивностью).
Социальный импринтинг представляет собой разные типы запечатлений, во время которых фиксация происходит на основе базовых ценностей, межполовых, этнических и прочих стереотипах.
Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть как положительным, так и отрицательным.
В любом случае человек настолько впитывает информацию об этом представлении, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему.
Такие импринты имеют глобальное значение в плане того, что обуславливают отношение к семье, к религии, к выбору спутника жизни и т. д.
Они имеют колоссальное влияние на общие установки, способности и интересы человека.
Психология потребителя
Как дети, так и взрослые подвержены внешнему влиянию. Любой индивид может попасть в ловушку в том случае, если он будет зациклен на каком-то конкретном образе.
Это может относиться к имиджу, определенной диете, религиозным принципам и т.д.
Впечатлительным людям, необходимо проявлять особенную осторожность в отношении восприятия новой информации. Им следует развить к ней критический настрой. Это обуславливается тем, что многие рекламные компании ориентируется, как раз на таких доверчивых и наивных людей
Они очень грамотно и точно используют приемы, которым люди придают большое значение, в корыстных целях
Это обуславливается тем, что многие рекламные компании ориентируется, как раз на таких доверчивых и наивных людей. Они очень грамотно и точно используют приемы, которым люди придают большое значение, в корыстных целях.
Затрагивая скрытые области психики, они провоцируют у человека потребность, и тут же предлагают ее удовлетворить за относительно сносную плату. Вследствие такой психологии потребителя и отсутствия здоровой критичности, человек может нерационально использовать свои финансы, совершая бессмысленные покупки.
Супермаркеты и телевидение делают все возможное для того, чтобы продвинуть свой товар. Естественно, они весьма умело используют в своих целях импринтинг и правило взаимного обмена.
Смотрите также
- Иван Павлов
- Родственное признание
- Родственный выбор
- Теория привязанности
- Импринтинг (организационная теория)
- Психическая инерция
Значение
Довольно часто люди путают слово «импринтинг» со словом «запечатление»
Очень важно понимать и различать эти два понятия. Хотя многие и полагают, что это синонимы одного и того же явления, подобное предположение ошибочно. Чтобы понять разницу между этими схожими состояниями, стоит дать каждому определение
Чтобы понять разницу между этими схожими состояниями, стоит дать каждому определение.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Запечатление – это неожиданное внимание, которое уделяется некоторым вещам или людям. Это своего рода мгновенная «запись», и она остается на очень долгое время
Помимо того, что мы храним в памяти образы, которые запечатлели, они имеют немаловажное влияние на наше последующее поведение
Импринтинг – это особый вид запечатления
Помимо того, что мы храним в памяти образы, которые запечатлели, они имеют немаловажное влияние на наше последующее поведение. Импринтинг – это особый вид запечатления. По сути, это готовность к принятию образов на всю жизнь
Именно благодаря импринтингу мы никогда не забываем и храним в своей памяти родителей, родные земли, родной дом. Это явление тесно связывает мать и детей с самого рождения
По сути, это готовность к принятию образов на всю жизнь. Именно благодаря импринтингу мы никогда не забываем и храним в своей памяти родителей, родные земли, родной дом. Это явление тесно связывает мать и детей с самого рождения
Импринтинг – это особый вид запечатления. По сути, это готовность к принятию образов на всю жизнь. Именно благодаря импринтингу мы никогда не забываем и храним в своей памяти родителей, родные земли, родной дом. Это явление тесно связывает мать и детей с самого рождения.
Для импринтинга не требуется времени на привыкание. Мать с первого взгляда привыкает к своему ребенку и ощущает с ним близость и связь. То же самое происходит и с ребенком. Однако у людей критический период импринтинга несколько больше, чем у животных.
Рекомендуем: Процесс забывания в психологии
Это объясняется тем, что ребенок не получает сразу способности к полному восприятию мира при помощи органов чувств и запечатлевает мать на подсознательном уровне. У некоторых животных это происходит гораздо быстрее, так как уже с рождения детеныши имеют развитые органы чувств, и им гораздо проще выделить и прочувствовать свою мать.
Запечатление при импринтинге у человека происходит только в раннем возрасте. Младенец в любой момент осознает связь между собой и мамой, после он запечатлевается со своим домом и родиной. Ведь не просто так мы храним теплые воспоминания о детских годах, вспоминая отчий дом и привычную природу.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Однако для животных это имеет большее значение на протяжении всей жизни. Наша несостоятельность и беспомощность в младенческие годы пробуждает в нас инстинкты, в то время как животные все время живут инстинктивно.
Запечатление при импринтинге имеет свои особенности:
- Возможно в очень ограниченные и короткие сроки. Такой мгновенный период называется критическим.
- Сам процесс запечатления совершается молниеносно. Осознать длительность процесса нереально.
- Этому явлению свойственна необратимость, то есть созданные образы сохраняются навсегда.
- Этот процесс не требует специальной подготовки. Происходит он на подсознательном уровне, независимо от окружающей среды.
Импринтинг у животных
Импринтинг очень распространен в зоопсихологии. Вообще впервые данный термин был сформулирован известным ученым Конрадом Лоренцем, который изучал поведение и инстинкты серых гусей.
Его наблюдения показали, что в основе всякого обучения прослеживается принцип образования нервных связей, схожих с рефлексами.
То есть те птицы или животные, которые обладают способностью к импринтингу, имеют значительно больше шансов на успешное существование.
Для новорожденных особей объектами запечатления (или импринтинга) могут быть их собственные родители, противники, их сородичи или даже то, что служит для них пищей.
Исходя из всего сказанного, можно выделить несколько главных факторов импринтинга, касающихся животного мира:
- Определение близких родственников по их характерному внешнему виду, поведению, звукам и прочим особенностям.
- Выбор соответствующего полового партнера.
- Способность находить территорию для жизни по характерным признакам.
- Умение различать опасных для жизни существ и мест.