Теории карла маркса, и как их воспринял мир

Карл Маркс. Биография и ранние годы

Карл Маркс родился в 1818 году в семье адвоката еврейского происхождения Генриха Маркса и Генриетты Маркс. Будущий философ хорошо учился, имел высокие оценки по иностранным языкам. После окончания гимназии Маркс поступил сначала в Боннский, а затем в Берлинский университет, где изучал юриспруденцию, историю искусств, историю и философию.

После окончания университета Маркс планировал стать преподавателем философии и написать труд о христианском искусстве, но события, происходящие в общественно-политической жизни его родной Пруссии, заставили Маркса отказаться от научной карьеры и стать журналистом оппозиционной газеты «Rheinische Zeitung».

В 1843 году Маркс тайно обручился с девушкой дворянского происхождения Женни фон Вестфален, которая была старше его на четыре года и с которой они познакомились еще детьми. В дальнейшем у пары родились семеро детей, однако четверо из них ушли из жизни во младенчестве.

Прусские власти пытались подкупить Маркса и переманить на государственную службу. Опасаясь ареста, общественный деятель вместе с супругой переехал в Париж. В Париже Маркс познакомился с социалистом Фридрихом Энгельсом, с которым впоследствии дружил всю жизнь.

Карл Маркс. Источник Википедия

В 1847 году Маркс и Энегельс вступили в тайное пропагандистское общество «Союз справедливых», для которого создали свой знаменитый «Манифест коммунистической партии» – работу, в которой авторы описали цели и методы борьбы зарождающегося коммунистического движения.

После того, как Маркса в 1849 году с семьей выслали из Германии, а затем из Парижа, он осел в Лондоне, где прожил до конца жизни и где создал свой главный труд «Капитал». Работа рассматривала отношения между политикой и рынком и содержала критику капиталистического уклада.

Условия жизни в эмиграции были крайне тяжелыми. Семье удавалось выживать за счет денег, которые присылал Энгельс, небольших наследств от родственников и заработков главы семьи в газетах.

Женни больна. Моя дочь Женни больна. У меня нет денег ни на врача, ни на лекарства. В течение 8-10 дней семья питалась только хлебом и картофелем. Диета не слишком подходящая в условиях здешнего климата. Мы задолжали за квартиру. Счета булочника, зеленщика, молочника, торговца чаем, мясника – все не оплачены», – признавался Маркс в одном письме.

При этом в Лондоне деятель вел активную общественную жизнь, основал первую международную организацию рабочих. Одно время поддерживал отношения с анархистом Михаилом Бакуниным, но разорвал их из-за политических разногласий.

Маркс ушел из жизни в возрасте 64 лет от абсцесса правого легкого.

Могила Карла Маркса на Хайгейтском кладбище в Лондоне. Википедия

Он был похоронен в той же могиле, что и его жена, которую Маркс пережил на 15 месяцев. На момент кончины у Маркса не было гражданства или подданства ни одной страны.

К. Маркс о структуре общества

Карл Маркс родился в 1818 году и стал одним из ведущих исследователей общественной системы в мире, чьи труды не потеряли актуальность и по сей день. Согласно К. Марксу, общество состоит из двух основных частей, которые тесно взаимосвязаны друг с другом:

  1. Базис;
  2. Надстройка.

Замечание 1

Базис выступает в качестве материальной базы, которая играет важную роль в формировании общественных отношений, а также взаимозависимостей на основании распределения имеющихся материальных ресурсов между отдельными категориями граждан.

Базис как материальная база состоит из нескольких значимых элементов:

  • Во-первых, это средства производства. Они представляют собой все те энергетические и земельные ресурсы, а также сырье, которое обрабатывают люди для получения определенного продукта.
  • Во-вторых, производственные силы, которые входят в базис. Они предполагают фабрики, производства, машинные технологии и в целом технологические и технические приспособления, знания и опыт, которыми обладают люди для того, чтобы производить товары и услуги в большем количестве, тем самым охватывая большее количество людей, которые нуждаются в этом.
  • В-третьих, это значимые производственные отношения, которые представлены в виде системы. Она создает прочные связи между теми, кто обладает контролем над имеющимися средствами производства и теми, кто ими не владеет, но при этом продает свой наемный труд для получения оплаты. Это и называется производственными отношениями, где элементы связаны друг с другом очень тесной связью и взаимозависимостью. Они заключают трудовые договора, чтобы соблюдать все условия, и чтобы их сотрудничество было выгодно для обеих сторон.

Безусловно, базис складывается в зависимости от того, на каком уровне развития находится общество

Крайне важно, чтобы базис соответствовал требованиям, выдвигаемым современностью, поскольку только тогда экономическая система государства сможет быть достаточно конкурентоспособной и, как следствие, сможет самостоятельно определять некоторые требования и тренды, которые будут распространяться в социально-экономической системе

Вслед за базисом Карл Маркс выделяет надстройку. Она представлена второстепенными аспектами общества, и включает в себя такие элементы, как структуру законодательства, господствующую в обществе религию, искусство и литературу. Немалую роль играет форма государства, организация его социальных институтов и властной структуры, которая берет на себя ответственность за принятие наиболее значимых решений. Таким образом, общество основывается на той его части, которая носит название базис, но надстройка лишь определяет некоторые дополнительные условия к тому, чтобы общество и некоторые его системы формировались и развивались в конкретных направлениях, а также к тому, чтобы оно соблюдало все требования современности, имело возможность превратиться в конкурентоспособную организацию, которая сможет в дальнейшем диктовать в некотором смысле собственные условия для трансформации экономики и социума.

Концепция марксизма

Принципы марксистской теории были сформулированы в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии» (1848), письме К. Маркса И. Вейдемейеру (1852), книге К. Маркса «Капитал» и других его работах, таких как «Гражданская война во Франции» (1871) и «Критика Готской программы» (1875), а также в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и других.

Основоположники марксизма стремились выстроить целостную, лишенную противоречий картину мира на основе переработанных диалектики Г. Гегеля и материализма Л. Фейербаха. Стремление очиститься от идеализма Гегеля привело к экономическому детерминизму. Экономика, прежде всего производство, считались в марксизме первичным фактором общества, «базисом», а социальная психология, политика, право, идеология – вторичными, «надстройкой»

Внимание к противоречиям общества и стремление к их преодолению, «снятию», привели Маркса и Энгельса к радикальной политической программе, стремлению к революционному свержению капиталистического общества и замене его коммунизмом – целостным обществом без классовых противоречий, которое управляется из центра по единому плану. Нанести поражение классу буржуазии может только ее противоположность – обездоленный класс пролетариата, который установит диктатуру пролетариата

Маркс и Энгельс считали, что после преодоления сопротивления буржуазии диктатура сама собой отомрет. Общество станет бесклассовым, возникнет сначала первая фаза коммунизма – социализм (иногда этот термин употреблялся как синоним коммунизма), а по мере изживания последних «родовых пятен» капиталистического общества – вторая, зрелая фаза коммунизма. Для борьбы за коммунизм и диктатуру пролетариата необходимо создание рабочей политической организации, партии, выражающей интересы пролетариата, – коммунистической или социал-демократической.

Материалистическая диалектика определяла взгляд на историю, известный как исторический материализм. В соответствии с ним движущей силой истории является борьба классов. Существование классов связано с определенными фазами развития производства. Развитие производительных сил вступает в конфликт с господствующими производственными отношениями. В результате нарастают противоречия между различными классами, прежде всего – господствующими эксплуататорами и эксплуатируемыми трудящимися. Классовая борьба между ними приводит к революционной смене этапов развития общества (общественно-экономических формаций). Анализу капиталистического общества посвящена крупнейшая работа К. Маркса «Капитал», в которой он утверждал, что капиталисты недоплачивают рабочему классу за труд, отчуждая в свою пользу прибавочную стоимость.

Маркс и его последователи считали, что их представления о развитии общества являются единственно научными («научный коммунизм»), и обвиняли своих противников в утопизме.

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований

Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно

Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Специфика социологии марксизма

Социология марксизма выступает одной из наиболее известных социологических теорий, которая отражает развитие общества. Она была создана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом во второй половине 19 века. Исследователи отмечают, что данная теория оказала довольно серьезное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли: в ней функционирование общества, а также сознание живущих в нем людей анализируется через призму тех материальных условий, которые главенствуют в жизни человека. К тому же, затрагивается проблематика конфликтов в реально существующем и правящем способе производства, что приводит к некоторым противоречиям, требующим разрешения.

Стоит отметить два специфичных момента, которые определяют особенность социологии марксизма.

Во-первых, идеи К. Маркса и Ф. Энгельса рассматриваются, прежде всего, в контексте социальных и культурных ценностей того времени и пространства, в котором проживали непосредственно сами создатели теории. Поэтому будет некорректно, если их идеи будут соотноситься с идеями ленинизма, сталинизма, троцкизма, маоизма.

Замечание 2

Это объясняется тем, что в вышеперечисленных течениях используется лишь авторитет марксизма, а также отдельно взятые (вырванные из контекста) идеи, которые адаптируются к новым социальным и культурным условиям. Следует отделять социологию марксизма от ее постмарксистских течений, школ, которые по ошибке называются марксистскими лишь потому, что в них есть отдельно взятые идеи.

Во-вторых, очень важно заметить, что К. Маркс и Ф

Энгельс – это первые исследователи, которые начали использовать эмпирические социологические исследования и методы для того, чтобы осуществлять свои идеи и приводить работы на совершенно новый уровень. Например, они одни из первых разработали «Анкету для рабочих», а также «Положение рабочего класса в Англии», благодаря чему смогли выявить специфику жизни и деятельности рабочего класса, его наиболее характерные черты.

Замечание 3

В социологии марксизма общества рассматривается в качестве объективной и саморазвивающейся системы (реальности). Источник саморазвития – это противоречия и конфликты, которые возникают в материальной жизни человека.

К. Маркс объясняет это тем, что на смену уже существующим производительным силам приходят совершенно новые, более развитые. Между ними возникает противоречие, поскольку общество осознает значимость изменений, но отказаться от привычных производственных мил тоже довольно непросто. Из-за этого общество медленно переходит в эпоху социальной революции, и ее разрешение зависит от того, будут ли свергнуты старые устои и приняты новые, или же нет.

Отметим также, что социальная революция не имеет ничего общего с политической сферой: это – закономерное проявление исторической необходимости. Движущая сила развития всегда опирается на противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Все это оказывает влияние на сознание человека, которое затем и отражает реальные противоречия: нежелание подчиняться новым законам, стремление восстановить прежний общественный уклад. Все это складывается в одно из направлений социологии марксизма – так называемый диалектический материализм. Он очень зависим от того промежутка времени, в котором используется данное понятие, полностью определяется именно им (например, при К. Марксе диалектический материализм применялся для анализа капитализма его времени).

Критика Маркса

Он один из самых критикуемых философов.

Его идеи напрямую бросают вызов убеждениям и представляют угрозу для правящего класса.

Критики Маркса нападают на него за то, что он слишком утопичен, но в действительности Маркс отвечал утопическим мыслителям своего времени, таким как Сен-Симон, Бабеф и Роберт Оуэн, за их нереалистичность и элитарность. Напротив, Маркс представил весьма практичную альтернативу, прямое действие, и в свое время был глубоко вовлечен в борьбу рабочего класса.

От его имени было установлено множество ужасных диктатур. Хотя диктаторы находятся под влиянием марксизма, их понимание марксизма основывалось на природе жизненного опыта народов и их собственных воззрений.

Две группы людей ненавидят Маркса :

  1. Люди, которые ошибочно полагают, что марксизм ведет к деспотическим режимам.
  2. Правящий класс, который исчезнет, ​​если марксизм в правильном понимании укоренится в обществе.

Автор поста: Alex Hodinar и редакцияЧастный инвестор с 2006 года (акции, недвижимость). Владелец бизнеса, специалист по интернет маркетингу.

Почему левые идеи так популярны сегодня?

Кризисные периоды один за другим. Девальвация рубля, обнищание населения, стирание среднего класса. В такие моменты левые идеи, идеи справедливого распределения просто обречены на успех.

Молодые люди склоны игнорировать риски, которые несут эти идеи, помимо положительных моментов.

Плюс демонстративное потребление праздного класса на фоне бедного населения — вызывает, как минимум недовольство, протест. В чём можно его реализовать? В левых идеях — далеко не самый опасный вариант.

СМИ и социальные сети — подогревают конфликт.

Сейчас много говорят об эффективности, разумном потреблении и бережном отношении к природе и ресурсам. Это сильно перекликается с теориями Маркса. По его мнению капиталисты не работают вместе для достижения общей цели. Вместо этого они тратят много ресурсов на то, чтобы мешать друг другу. Маркс считал, что устранение этих потерь может принести обществу большую пользу. Был ли он в этом прав?

Одна из худших черт капитализма — то, что он имеет тенденцию вызывать экономические коллапсы и спады каждые 10–20 лет. Когда это происходит, средний класс оказывается опустошенным. Фактически, эти кризисы предоставляют богатым возможность скупить недооцененные активы перед следующей фазой роста, поскольку у них есть лишние деньги даже в тяжелые времена. Со временем это приводит к увеличению концентрации богатства в руках сверх богатых.

Экономическая теория марксизма

Эта часть работы Маркса объясняет концепцию о прибавочной стоимости, где учёные заявили о нестабильности капиталистической системы.

Карл Маркс придерживался трудовой теории стоимости Давида Рикардо (теория о том, что стоимость товара может быть объективно измерена средним количеством рабочих часов, необходимых для производства). Маркс считал, что человеческий труд является источником экономической ценности.

Однако, по его мнению, капиталисты платили своим рабочим меньше, чем стоимость, которую их труд добавлял к товарам (обычно достаточно только для поддержания рабочего на уровне прожиточного минимума).

Согласно марксистской теории, из общей стоимости труда работника эта компенсация составляла лишь малую долю, которая была эквивалентна средствам существования работника.

Оставшаяся часть — это «прибавочный труд», а производимая им стоимость — «прибавочная стоимость».

Маркс утверждал, что для получения прибыли капиталисты присваивали эту прибавочную стоимость, эксплуатируя таким образом рабочего.

Также марксизм говорит о:

  • «потребительной стоимости» (полезность вещи и потребность населения, которую продукт удовлетворяет; различаются между собой в основном качественно);
  • «меновой стоимости» (количественное соотношение или пропорция, потребительная стоимость одного вида обменивается на потребительную стоимость другого вида; различаются между собой в основном количественно);
  • «человеческом труде» (рабочее время; различаются между собой и качественно и количественно).

Ленин был аскетом, презирал роскошь и комфорт.

Отчасти это соответствует действительности применительно ко времени революции и Гражданской войны. В это время Ленин регулярно шокировал коллег по партии своим диковатым внешним видом: рваная и потёртая одежда явно требовала замены или ремонта, ноИльич» категорически отказывался что-то менять.

И всё же во многом это было сознательной игрой на пролетарскую публику. Все предшествующие годы Ленин ценил и любил комфорт во всех смыслах.

Нет, ему бы не пришло в голову работать только для того, чтобы иметь красивые костюмы и вкусное мясо на столе. В своей бесконечной ударной работе во имя революции Ленин был вполне искренен и последователен. До последней возможности он пытался не зарабатывать ничем, кроме полезного делу партии — даже если под вопросом оказывался банальный хлеб на столе.

Он обожал вкусную еду и никогда её не избегал. Больше всего он ценил хорошо приготовленное мясо и хорошее пиво — как языческие вожди и короли раннего Средневековья. Не меньше его интересовали морепродукты: к примеру, устрицы. И хорошие заведения, где можно со вкусом посидеть и всё это употребить по назначению. Скажем, первый год в Париже он при малейшей возможности не вылезал из модных кафе, и лишь по мере интенсификации работы стал уделять им меньше внимания.

Портрет Ленина в Париже, 1910 год

Ничуть не меньше Ленин увлекался своим внешним видом — тоже когда позволяли ситуация и финансы и не требовалось изображать аскета из политических соображений. Владимир Ильич был склонен к двум крайностям. То он выглядел как утончённый франт-аристократ с тростью — даже по парижским меркам, — то появлялся перед единомышленниками в чём-то странном и удивительном. Как, в лучшем случае, хипстер, а то и просто фрик. С хипстерами его, кстати, роднила и пылкая любовь к велосипедам, которая регулярно доводила Ильича до аварий с травмами.

Отдельной страстью Ленина были головные уборы, в которых он тонко разбирался и знал лучшие магазины. И тоже совмещал тонкий вкус с периодическими приступами демонстративногофричества».

В том, что в его канонический образ вошла полуконспиративная рабочая кепка, есть какая-то грустная ирония. Ещё больше её в том, что построенное им государство славилось чем угодно, кроме комфорта.

Ленин умел быть аскетом, если этого требовали обстоятельства или политические задачи — но это не было его подлинным лицом. В своих личных вкусах вождь мирового пролетариата и русской революции был удивительно буржуазен и склонен к комфорту — даже на фоне многих настоящих буржуа.

Значение марксизма

Падение коммунистических режимов в результате перестройки и Восточноевропейских революций ослабило позиции марксизма. Тем не менее марксизм оказал значительное воздействие на развитие социальной мысли во всем мире, способствовал научной критике капитализма, системному социально-классовому анализу общества, разработке социальных реформ, облегчающих положение рабочих. В социал-демократическом движении возобладали сторонники постепенных реформ, преобразующих капитализм в «демократический социализм». Несмотря на то что капитализм серьезно изменился, он пока так и не сменился следующей «общественно-экономической формацией» – социализмом. Однако развитие капитализма сопровождается множеством кризисных явлений, и марксизм сохраняет влияние в науке и левом общественном движении.

Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния

В творчестве Маркса выделяют два периода:

  • Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.
  • Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

Владимир Ильич Ленин указывал на три источника марксистского учения: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм. Маркс, исходя из этих источников, тем не менее, подверг их критическому осмыслению и переработке. Итогом чего и стал марксизм как новый этап в развитии общественной мысли.

Маркс и Гегель

Маркс выступает против распространенного в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики.

Идеи и высказывания Карла Маркса

  • Человек, учась ходить, падает, и только падая, он учится ходить.
  • Воспитатель сам должен быть воспитан.
  • Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба.
  • Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок.
  • Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.
  • В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.
  • Великие кажутся нам великими лишь потому, что мы сами стоим на коленях.
  • Чем больше человек вкладывает в бога, тем меньше остается в нем самом.
  • Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.
  • Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял.
  • Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.
  • Ни один человек не борется против свободы, — борется человек, самое большее, против свободы других.
  • Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить.
  • Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание.
  • Хочешь иметь столько денег, чтобы хватало тебе и твоей семье — работай сам… Хочешь обеспечить свои будущие поколения — заставь людей работать на себя.
  • Наслаждающийся богатством в одно и то же время и раб и господин своего богатства.
  • Всякая экономия в конечном счёте сводится к экономии времени.
  • Вторая половина найдется тогда, когда наполнится первая. Не ищите себе полупустых половинок. Когда явится полная половина, сработает магнит души.
  • Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак.
  • Я вступаю в дружбу лишь с очень немногими, но зато дорожу ею.
  • Каждый по способностям, каждому по потребностям!

Теория марксизма-ленинизма

Учение Маркса дорабатывало множество его последователей, среди которых выделяется В.Ленин, создавший идеологию марксизма-ленинизма.

Для этого было придумано понятие «партия нового типа». которая должна была поставить под свой контроль все стороны общественной жизни, став своеобразной формой реализации диктатуры пролетариата.

В методах политической борьбы она сочетает идеологию с террором, одновременно формируя новый свод моральных ценностей, в которых высшим проявлением гражданского долга выступает служение идеалам партии, а не общества.

В отличие от Маркса, который ставил важным условием проведения социалистической революции достижение высокого уровня развития капиталистических отношений Ленин выдвинул тезис (что это?) о возможности построения социализма в отдельно взятой стране, если она отсталая и по социальной структуре является крестьянской.

Философия марксизма

Идеи Маркса получили свое закрепление в середине 19 века. Это была эпоха бурного развития капитализма, гигантского скачка промышленности Германии (Карл Маркс был немцем) и усложнения общественных отношений между различными слоями населения.

Как яркий и непревзойдённый философ, Маркс закрепил основные положения теории в своем произведении «Капитал».

Этот труд закрепил основные идеи материализма и экономическое обоснование нового общественного строя, впоследствии изменившего мир – коммунизма. Классический марксизм характеризовался особыми постулатами. Основные положения марксизма кратко и понятно:

  • Учения мыслителя базировались на материализме общества. Эта теория означала первичность материи перед сознанием, и является чисто философской категорией понимания бытия. Однако, не исключая, а дополняя свои взгляды теориями диалектики в последующем, философия марксизма приобрела материалистически-диалектический характер.
  • Разделение общества не на социальные группы и сословия, как было принято ранее в большинстве социологических учений, а на страты, то есть классы. Именно Карл Маркс первым, кто ввел это понятие, как вид разделения всего общественного устройства. Данный термин тесно связан с материализмом, и выражается в иной классификации общественных отношений между различными представителями общества. Социология марксизма в данном учении понимается, прежде всего, два основных вида – это класс рабочих (эксплуатируемый) и класс капиталистов (эксплуататоров) и взаимодействие между ними на основе товарно-денежных условий,
  • Новый способ понимания экономических отношений между классами, основанный на диалектическом материализме, как применения производственных отношений новой формации (при непосредственном участии рабочих).
  • Экономика образует общество. Именно экономические (производственные отношения) являются базисом для всего общества, первоисточником человеческих отношений. Проще говоря, товарно-денежные и производственные отношения между людьми (изготовление, распределение, продажа товаров и услуг) являются самым главным в отношениях между различными классами и слоями людей. Этот постулат в последующем был закреплен и активно развит в новом учении – экономическом коммунизме.

Марксистская социология

Карл Маркс не использовал в своих работах термин «социология», ассоциировавшийся в то время с именем Огюста Конта. Однако в современной научной практике принято считать, что работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии. Воззрения Маркса в значительной степени отличаются от многих других признанных классиков социологии, поэтому его идеи принято выделять в отдельное направление.
Прежде всего, стоит сказать о материалистическом понимании истории: в основе всех социальных изменений лежат не идеи и прочие духовные ценности, а сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов и свершаются революции, обозначающие смену общественно-экономических формаций. Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура. Таким образом, можно утверждать, что Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живёт и развивается.

Коммунизм

Основная статья: Коммунизм

Коммунизм, по мнению Маркса, — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений.

Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.

Марксизм как официальная идеология

Основные статьи: Социалистические страны, Марксизм-ленинизм

В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто.

Далеко не все политики, использовавшие и использующие марксизм для оправдания своих действий, действительно в нём разбирались и были его последовательными и убеждёнными сторонниками.

Ряд современных исследователей высказывают мнение, что в СССР и некоторых других странах партийная номенклатура использовала марксистские идеи в их догматизированном и вульгарном представлении.

Кратко о марксизме

Главная идея гласит, что средства производства — это экономическое основание, которое влияет на (или даже определяет) политическо-экономическую ситуацию.

При марксизме устаревшие классовые структуры должны были быть свергнуты силой (революцией), вместо того, чтобы быть заменёнными посредством терпеливого изменения. Это Маркс называет классовой борьбой и считает её неизбежной и «двигателем истории».

Также это учение утверждает, что поскольку капитализм сменил феодализм, он также будет устранён диктатурой рабочих (пролетариатом). И, по мнению Маркса, диктатура пролетариата — это переход к социализму.

Диктатура пролетариата происходит тогда, когда рабочие «осознают» эксплуатацию, от которой они страдают. Рабочие могут объединяться даже за пределами государства, поскольку борьба с эксплуатацией включает рабочих во всём мире.

Пролетарская революция не всегда является насильственной. Но марксистская доктрина уверяет, что буржуазный класс может представлять оппозицию и по этой причине эта революция может стать насильственной.

Затем быстро и неизбежно последует бесклассовое общество, которое будет управлять само собой, без правящего класса или структуры, и рабочий класс должен достигнуть освобождения.

Марксизм возник в 19 веке, его создали Маркс и Энгельс (немцы), когда оба жили в Лондоне. Маркс и Энгельс говорят про капитал — ресурс, который удерживается некоторыми, но не хватает многим.

Пытаясь разрушить эту ситуацию, вскоре после начала промышленной революции они объединили усилия, знания и идеологии, которые были знакомы человечеству. Таким образом и появились несколько важных работ по определению того, что после борьбы стало «уничтожением классов».

В чем Маркс был прав. Предсказания, которые сбылись

• Монополии. Капитализм, не ограниченный какими-либо процессами регулирования, объективно ведет к концентрации производства и монополиям. А монополизация — это раковая опухоль любой экономики, и Маркс это четко подметил.

• Финансовые спекуляции, которые могут вызвать и усугублять кризисы в экономике. Маркс предупреждал, что, если дать волю финансовому сектору, он порабощает реальную экономику, что мы и видим сегодня. На место формулы «деньги — товар — деньги» приходит формула «деньги — деньги». Недаром возникла шутка «инвестиция — это неудавшаяся спекуляция».

• Глобализация. Маркс жил во время, когда мир еще не был большой деревней. Но он уже тогда указывал, что мировой капитал станет править бал, а мировое хозяйство будет становиться все более однородным.

• Бюрократия, которая подминает государство. Мы видим сплошь и рядом, что общественные интересы искажаются, отодвигаются на второй план, если бюрократы не чувствуют над собой какого-то контроля.

• Роль науки. Маркс предвосхитил удивительную роль науки в развитии производства — ему принадлежат слова о превращении научного знания в «непосредственную производственную силу», что стало реальностью на рубеже XIX и XX веков.

• Материальное неравенство и поляризация доходов. Маркс дает описание объективного процесса, когда концентрация богатства находится на одном полюсе и концентрация массовой нищеты — на другом. Некоторое улучшение этой ситуации произошло в XX веке. Социально-рыночные хозяйства и установка на благосостояние для всех привели к тому, что это неравенство было значительно ослаблено. В 1950-е и 1960-е годы уже можно было говорить про бесклассовое общество. В развитых странах Запада состоялась, в сущности, тихая социалистическая революция — врастание социализма в капитализм.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий