Художественное своеобразие поэмы кому на руси жить хорошо

Особенности жанра романа Чернышевского «Что делать?»

Особенности жанра романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

I. Вступление

Роман как ведущий жанр в русской литературе середины XIX в. (Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой)

Особен­ности русского романа: внимание к проблеме личности, со­средоточенность на нравственно-этических проблемах, широ­кий социальный фон, развитой психологизм

II. Главная часть

1. Все перечисленные черты присущи роману «Что де­лать?». В центре романа – образы «новых людей», в первую очередь образ Веры Павловны. Автор прослеживает становле­ние и развитие личности Веры Павловны, формирование ее самосознания, поиск и обретение личного счастья. Основная проблематика романа – идейно-нравственная, связанная с ут­верждением философии и этики «новых людей». В романе достаточно полно представлен социально-бытовой уклад жиз­ни (особенно в главах «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе» и «Первая любовь и законный брак»). Характеры главных героев, особенно Веры Павловны, раскрываются ав­тором при помощи изображения их внутреннего мира, то есть психологически.

2. Жанровое своеобразие романа «Что делать?»:

а) «Что делать?» – прежде всего социальный роман, для него чрезвычайно существенна проблема взаимосвязей лично­сти и общества. Внешне он строится как роман любовный, но, во-первых, в истории любви Веры Павловны подчеркнута именно связь личности и условий жизни, а во-вторых, сама проблема любви является для Чернышевского частью более широкой проблемы – положение женщины в обществе: каким оно было, каково оно сейчас и каким должно и может быть;

б) в романе «Что делать?» есть и черты семейно-бытового романа: в нем подробно прослеживается бытовое устройство семейной жизни Лопуховых, Кирсановых, Бьюмонтов, вплоть до расположения комнат, характера повседневных занятий, еды и т.п. Эта сторона жизни была важна Чернышевскому потому, что в проблеме эмансипации женщины семейно-бытовой уклад играет очень существенную роль: только с его изменением женщина может почувствовать себя равноправной и свободной;

в) в свое произведение Чернышевский вводит элементы утопического романа. Утопия – изображение счастливой и лишенной внутренних противоречий жизни людей, как прави­ло, в более или менее отдаленном будущем. Такую утопиче­скую картину представляет большая часть «Четвертого сна Веры Павловны», в которой Чернышевский подробно, вплоть до самых мелких деталей (дворцы из стекла и алюминия, ме­бель, посуда, зимние сады, характер труда и отдыха), рисует картину будущей счастливой жизни человечества. Утопиче­ские картины этого рода важны для Чернышевского с двух то­чек зрения: во-первых, они дают ему возможность выразить свой социально-нравственный идеал в наглядной форме, а во- вторых, призваны убедить читателя, что новые общественные отношения действительно возможны и достижимы;

г) роман Чернышевского можно охарактеризовать и как публицистический, поскольку, во-первых, он посвящен акту­альным проблемам современности («женский вопрос», ста­новление и развитие разночинной интеллигенции, проблема переустройства общественного строя в России), а во-вторых, в нем автор не раз впрямую высказывается по поводу этих акту­альных проблем, обращается к читателю с призывами и т.п.

III. Заключение

Итак, жанровое своеобразие романа Чернышевского опре­деляют как общие черты русского романа (психологизм, идейно-нравственная проблематика и т.п.), так и оригинальное сочетание в одном произведении жанровых особенностей, присущих разным видам романа.

Как определить художественный текст?

Понять и рассмотреть особенности данного стиля проще, когда читателю предоставлен художественный текст с наглядным примером. Потренируемся определить какой стиль текста перед нами, используя пример:

«Отец Марата Степан Порфирьевич Фатеев, с младенческих лет сирота, был из рода астраханских биндюжников. Революционный вихрь выдул его из паровозного тамбура, проволок через завод Михельсона в Москве, пулеметные курсы в Петрограде…»

Основные аспекты, подтверждающие художественный стиль речи:

  • Данный текст построен на передаче событий с эмоциональной точки зрения, поэтому нет сомнения, что перед нами художественный текст.
  • Употребленные в примере средства: «революционный вихрь выдул, приволок» – не что иное, как троп, а точнее, метафора. Использование данного тропа присуще только художественному тексту.
  • Пример описания судьбы человека, окружающей обстановки, социальных событий. Вывод: данный художественный текст относится к эпосу.

Если вам тяжело разобраться с большим объемом информации самостоятельно; основные средства и черты художественного текста вам непонятны; примеры заданий кажутся сложными – воспользуйтесь таким ресурсом, как презентация. Готовая презентация с наглядными примерами доходчиво заполнит пробелы в знаниях. Сфера школьного предмета «русский язык и литература», обслуживает электронными источниками информации по функциональным стилям речи

Обратите внимание, чтобы презентация была емкой и информативной, содержала поясняющие средства

Таким образом, разобравшись в определении художественного стиля, вы станете лучше понимать структуру произведений. А если вас посетит муза, и появится желание самому написать художественное произведение – следите за лексическими составляющими текста и эмоциональной подачей. Успехов в изучении!

Как правильно выбрать красную икру?

Базаровские принципы. Их сила и слабость

Единство формы и содержания в художественном произведении

Художественное произведение – это внутреннее единство формы и содержания. Понятия содержания и формы неразрывно связаны друг с другом. Чем сложнее содержание произведения, тем богаче должна быть его форма. О многообразии содержания можно судить по художественной форме.

Категории «форма» и «содержание» были введены в классической немецкой эссеистике. По утверждению Гегеля, «содержанием искусства является идеал, а формой – чувственное образное воплощение». Творческая специфика искусства, согласно Гегелю, заключается в взаимопроникновении «образа» и «идеала». Ведущим пафосом учения Гегеля является подчинение всех деталей изображения определенному духовному содержанию. Из творческой концепции возникает целостность произведения. Единство произведения – это подчинение всех его деталей, частей идее, оно не внешнее, а внутреннее.

Содержание и форма литературы являются основополагающими литературоведческими понятиями, обобщающими в себе представления о внутренних и внешних сторонах литературного произведения и при этом опирающимися на философские категории содержания и формы.

Так как содержание может существовать только в форме, материи, то любое изменении формы одновременно является изменением содержания, и наоборот.

Понятия формы и содержания укоренились в теоретической поэтике. Еще Аристотель в своей работе «Поэтика» выделял «что» и «как» (предмет изображения и средства изображения).

Замечание 2

Художественная литература – это множество литературных произведений, каждое из которых является самостоятельным целым.

Единство произведения является одной из важнейших проблем в истории эстетической мысли. Еще в эпоху античности разрабатывались требования к художественным жанрам, а нормативной считалась эстетика классицизма.

В 19 веке критерий художественного единства объединял критиков самых разных направлений, однако требование согласованности частей и целого в произведении, художественного единства оставалось неизменным.

«Опыт анализа и формы» Б. А. Ларина можно считать примером образцового филологического анализа литературно-художественного произведения.

Понятие художественного образа

Искусство постигает бытие человечества, общества, личности, природы в художественных образах. Художественный образ является основой любого вида искусства, а также фольклора (как народного искусства). Художественный образ сочетает реальный мир и творческий замысел художника (художественный вымысел), представление (или идею) и конкретное, индивидуальное воплощение (в предметах, явлениях, лицах персонажей и тому подобное). Образность (т. е

способность к созиданию художественных образов) отличает искусство от других видов духовной деятельности, например, от науки, где важна точность, а не выдумка.

Для понимания художественного образа важно не только то, какое содержание в нем воплощено (идея или представление), а и то, как он создан, какие средства использует художник для выразительности образа (например, портрет, пейзаж, речь, поступки и т. д.)

Нужно учитывать и соотношение одного художественного образа с другими, его изменения в процессе развития сюжета произведения (это касается словесного, драматического, музыкального видов искусств).

Художественный образ в искусстве выполняет различные функции. Он является особенным средством познания мира и человека, может воплощать духовный идеал (художника, народа, эпохи, человечества). Эстетическое назначение художественного образа заключается в том, что он дает наслаждение людям, формирует их эстетический вкус. Нам интересно общаться с любимыми образами в течение всей жизни. Художественный образ может воспитывать формировать наше представления о моральных качествах, назначение человека в мире, национальные и общечеловеческие ценности.

По содержанию различают такие виды художественных образов, как образы предметов, образы-персонажи, образы-описания (изображения природы, помещения, города и тому подобное), образы автора, рассказчика, читателя и прочее.

Те художественные образы, которые переходят из одной эпохи в другую, к которым часто обращаются художники, давая им собственную трактовку, называются традиционными. Они всегда имеют устоявшееся значение, что остается неизменным в течение длительного времени. Однако на него могут накладываться новые трактовки образа, в зависимости от эпохи и авторского замысла. В каждой национальной культуре есть свои традиционные образы. Например, для фольклора, художественной литературы и живописи в Японии такими традиционными образами является сакура (вишня), гора Фудзи, красавица, самурай (воин в Древней Японии, человек, который служит) и др. В России традиционными образами в устной народном творчестве мы считаем березу, иву, солнце, богатыря, мать. Они часто используются и в художественной литературе.

Традиционные образы способны преодолевать границы отдельных стран, приобретая значение для людей всего мира. В таком случае традиционные образы называются вечными. Это, как правило, образы-персонажи, которые имеют возможности для философского осмысления бытия. Не все традиционные образы становятся вечными, потому что иногда они имеют смысл только для конкретной нации или народа. Однако вечные образы всегда имеют признаки традиционности. В мировой литературе вечными образами стали Христос, Богоматерь (как и другие библейские образы), Прометей и т.д.

Художественный образ — это воплощение общего (представление о жизни, человека, человеческие отношения) конкретно-чувственной форме (то есть в предметах, явлениях). Признаки художественного образа: конкретность, целостность, динамизм, условность, знаковость, многозначность, жизнь во времени.

Традиционный образ (в художественной литературе) — образ, который переходит от одной литературной эпохи к другой, сохраняется и активно функционирует в течение длительного времени или в одной национальной литературе, или в разных национальных литературах.

Вечный образ (в художественной литературе) — литературный образ, выходящий за пределы конкретных произведений за глубиной художественного обобщения и изображенной в них исторической эпохи, содержащий неисчерпаемые возможности философского осмысления бытия.

Что такое художественный образ?
Назовите основные признаки художественного образа.
Какие функции выполняет художественный образ в искусстве?
Какие художественные образы называют традиционными, а какие — вечными? В чем основывается их сходство и различие между ними?

Какие цели преследует художественная литература?

Литература нас учит. Еще с детства стихи про Мойдодыра учат нас соблюдать гигиену, а повесть про Тома Сойера — что за проступком следует наказание. Чему литература учит взрослых? Например, смелости. Прочитайте сокровенную повесть Василя Быкова о двух партизанах — Сотникове и Рыбаке. Сотников, больной, изможденный тяжелой дорогой, искалеченный во время допросов, стойко держится до последнего и даже из страха смерти не выдает своих товарищей. Да и на примере Рыбака есть чему поучиться. Предавший своего товарища и самого себя, он переходит на сторону врага, о чем сожалеет позже, но путь назад отрезан, путь назад только через смерть. И, возможно, он больше наказан, чем повешенный товарищ. Все как из детства: без наказания нет проступка.

Итак, цели художественной литературы определены четко: показать на примере героев, как следует поступать и как не следует; рассказать о том времени и месте, где происходят события, и передать накопленный опыт следующему поколению.

Особенности жанра былин

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.

В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места – это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтики посвящена работа саратовского ученого А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». Исследователь считал, что «былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителя».1

Д.С. Лихачев в книге «Поэтика древнерусской литературы» пишет о том, что время действия в былинах относится к условной эпохе русского прошлого. Для одних былин – это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского, для других – это эпоха новгородской вольности. Действие былин происходит в эпоху русской независимости, славы и могущества Руси. В эту эпоху «вечно» княжит князь Владимир, «вечно» живут богатыри. В былинах все время действия отнесено к условной эпохе русской старины.2

2 вариант

“Гроза” — знаменитая пьеса А.Н.Островского в пяти действиях. Произведение было написано в 1859 году, за год до отмены крепостного права в России. Действие пьесы происходит в небольшом вымышленном городе Калинов, расположенном на берегу Волги.

Направление пьесы — реализм. В произведении правдиво показана предреформенная жизнь людей небольшого уездного города. Реалистичность изображаемых в пьесе событий достигается типичностью характеров и быта того времени.

Характерной особенность пьесы “Гроза” является введение пейзажа не только как фона, описанного в произведении действия. Картины природы в драме — воплощении стихии, которая противостоит “темному царству” со всей его несправедливостью и жестокостью. Пьеса начинается словами Кулигина, который восхищается необыкновенной красотой природы. Дальше происходит знакомство с жителями Калинова, с их невежеством, жестокостью и дикостью. Красота природы города на Волге противостоит “темному царству”.

Еще одной особенностью пьесы является использование Островским традиций фольклора в создании образов главных героев: Катерины, Кулигина, Кудряша, Кабанихи, Дикого. Их речь изобилует просторечиями, что добавляет реалистичности в изображение персонажей. Островский использует символы в пьесе: гроза становится символом душевного смятения главной героини Катерины, ее внутренних переживаний, а громоотвод, предлагаемый Кулигиным — символом просвещения. Однако Дикой отказывается Кулигину в установке громоотвода, говоря, что гроза — это наказание горожанам. Малообразованность купечества делает невозможность просвещения города.

Драма характеризуется конфликтом отдельной личности и окружающего общества. В трагедии показано острое и непримиримое противоречие, конфликт, который приводит к гибели героя. Несмотря на то, что в пьесе “Гроза” Катерина в конце пятого действия погибает, произведение принято считать дорамой, а не трагедией. Основным сюжетным замыслом является противостоянии главной героини “темному царству” (что является характерной чертой драмы).

Новаторством Островского становится появление настоящей героини из народной среды. Центральное место в произведении уделено образу Катерины, описанию ее характера, в то время как сам городок Калинов и его жители уходят на второй план.

В пьесе отображены непреодолимые противоречия, острый конфликт. Автор не идеализирует купечество, напротив, в острой сатире он высмеивает старый уклад патриархального общества, в котором не находится места для всего нового. Город Калинов становится “темным царством”, не приемлющим просвещения.

Отличительные черты художественного стиля

  1. Автор выражает собственную позицию посредством различных инструментов литературного языка. Предложение в художественном стиле содержит тропы – эпитеты, метафоры, прямая речь, метафоры, сравнения и т.д.
  2. Текста в жанре художественного стиля наполнены эмоциями.
  3. Персонажи художественной литературы описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
  4. Присутствие автора в некоторых произведениях наблюдается постоянно.

Главная задача художественного стиля – донести до читателя мнение автора таким образом, чтобы на это мнение шел ответный призыв (критика). Разнообразные стили художественной литературы позволяют подать любую информацию интересно и необычно.

Например, феномены науки описываются в произведениях научно-художественным стилем. В газетах и журналах может использоваться художественно-публицистический стиль.

Пять основных стилей речи

Итак, как уже сказано выше, любой текст, который Вы создаете, может быть отнесен к одному из пяти стилей речи. Вот они:

  • Научный стиль
  • Публицистический стиль
  • Художественный стиль
  • Официально-деловой стиль
  • Разговорный стиль

Обратите внимание: различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект. Давайте рассмотрим на примере

Предположим, Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:

  1. Вы пишете обзор с основными характеристиками (научный стиль)
  2. Вы пишете продающий текст (разговорный стиль)
  3. Вы пишете seo-статью для блога (публицистический стиль)
  4. Вы пишете гипнотический текст (художественный стиль)
  5. Вы пишете коммерческое предложение (официально-деловой стиль)

Впрочем, для большей объективности, зацикливатся сегодня на стиральной машине мы не будем, а просто рассмотрим все пять стилей речи с различными примерами.

1. Научный стиль речи

Научный стиль характеризуется жесткими требованиями к написанию, которые более подробно описаны в статье «Пример научного текста. Научный стиль: советы и рекомендации». В этой статье пример научного стиля будет более сжатым, но если Вас интересует развернутый вариант, то его можно найти на этой странице.

Научный стиль используется среди ученых, а также в среде образования. Отличительная особенность научного стиля заключается в его объективности и всестороннем подходе к рассматриваемому вопросу. Тезисы, гипотезы, аксиомы, выводы, монотонная окраска и закономерности – вот что характеризует научный стиль.

Пример научного стиля речи

2. Публицистический стиль речи

В отличие от научного стиля, публицистический стиль более противоречивый и неоднозначный. Главная его особенность: он используется для «промывки мозгов» в СМИ, а, следовательно, изначально необъективен и содержит оценку автора происходящих событий, явлений или объектов. Публицистический стиль широко используется для манипулирования. Рассмотрим на примерах.

Допустим, в деревне Эксперименталово местный житель дядя Ваня провел ряд испытаний нового химического препарата на курице, в результате чего она стала нести золотые яйца. А теперь давайте посмотрим, как эту информацию может донести до нас публицистический стиль:

Пример публицистического стиля речи №1

Пример публицистического стиля речи №2

3. Художественный стиль речи

Когда Вы переутомлены сухостью научного стиля или двуличностью публицистического, когда Вам хочется вдохнуть легкости чего-то прекрасного, яркого и насыщенного, переполненного образами и незабываемой гаммой эмоциональных оттенков, то к Вам на помощь приходит художественный стиль.

Итак, художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

Пример художественного стиля речи

4. Официально-деловой стиль речи

Официально-деловой стиль – это стиль всех деловых документов: писем, жалоб, заявлений, нормативных актов и так далее. Как и для научного стиля, для него характерны жесткие правила, подробнее о которых можно прочитать в статье «Официально-деловой стиль. Примеры и принципы создания деловых текстов».

Основные характеристики делового стиля – это точность, педантичность к деталям, императивность. Этот стиль делает главный акцент на передачи информации, не допускает двойственности толкований и, в отличие от научного стиля, может содержать местоимения первого и второго лица.

Пример делового стиля речи

5. Разговорный стиль речи

Разговорный стиль наиболее характерен для современного Интернета. С массовым появлением блогов, он стал доминирующим в Сети и оставляет свой отпечаток не только в веб-публицистике, но также в продающих текстах, слоганах и т.д.

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

Пример разговорного стиля речи №1

Пример разговорного стиля речи №2

Художественные особенности «Кому на Руси жить хорошо»

Художественные особенности. Поэма Некрасова должна была стать «народной книгой»;, а потому она во многом ориентируется на традиции народного творчества. Сказочен сюжет и завязка поэмы, на мотивах народной сказки построен «Пролог»;. Здесь использованы такие традиционные сказочные образы, как скатерть-самобранка, волшебная коробочка, птичка, говорящая «человечьим голосом»;, ска­зочные речевые обороты («шли долго ли, коротко ли»;, «по вашему хо­тению, по моему велению»;), символика числа семь («семь мужиков»;).

Подготавливая

материал для поэмы, Некрасов собирал подлин­ные народные песни, но использовал их творчески, производя тща­тельный отбор и обработку текста. Так в «Крестьянке»; поэт исполь­зует причитания (похоронные плачи) знаменитой сказительницы Ирины Федосовой (причитание Матрены Тимофеевны над телом Демушки). Звучат здесь и свадебные причитания невесты, и лю­бовные, лирические, семейно-бытовые песни. Песенные образы и ритмы пронизывают всю художественную ткань поэмы. Так в части «Пир — на весь мир»; звучит множество песен, написанных Некра­совым в народном стиле («Барщинная»;, «Голодная»;, «Солдатская»;),

В таком контексте подлинно народными выглядят и песни Гриши Добросклонова, органично впитавшие фольклорную стилистику, но при этом основанные на острой социальной проблематике («Русь»;),

Использует Некрасов и другие фольклорные жанры. Так в повест­вовании о Савелии заметны отзвуки былины о Святогоре, а в основе вставного рассказа «О двух великих грешниках»; лежит легенда о Ку­деяре. В состав поэмы введено огромное количество пословиц, погово­рок, загадок, поверий, примет, живущих в сознании русского народа. Например: «Высоко Бог, далеко царь»;, «И гнется, да не ломится»;; «И рад бы в рай, да дверь-то где?»;; «Замок — собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом»;; «Всю жизнь свою ты кланялся»; — топор; «Он смирен до поры»; — снег; «Илья-пророк по ней гремит-катается на колеснице огненной»;, «В рот яблока до Спаса не беру»;.

Иногда поэт придает новый смысл образам народной поэзии. Так в известной пословице говорится: «Есть у Бога топоры, да ле­жат до поры»;. У Некрасова она получает остро социальное звуча­ние: «Да наши топоры \ Лежали до поры»;.

Вся поэма изобилует образными словами и выражениями, харак­терными для народной речи («доведать»;, «смеючись»;), а в речи как автора, так и героев часто встречаются яркие запоминающиеся афо­ризмы («Клейменый, да не раб»;, «Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь — колом ее оттудова не выбьешь»;). Также Не­красов использует характерные приемы народной поэзии: постоян­ные эпитеты («ветры буйные»;, «очи ясные»;, «добрый молодец»;», «горе лютое»;); повторы («полным-полно»;, «рад-радешенек»;, «ругательски ругается»;); отрицательные сравнения («Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется — шумит, поет, ругается, качается, валяется, дерется и целуется у праздника народ»;).

Не только по языку, образной системе, но и по ритму поэма на­поминает фольклорные произведения. Так в поэме используется нерифмованный стих, близкий к народному, который в разнооб­разных эпизодах и сценах умело вплетается в основной ритмиче­ский рисунок. Большая часть поэмы написана трехстопным ямбом, своеобразие которому придают два безударных слога в окончании многих стихов. Этот стих лишен рифмы, но богат внутренними созвучиями — повторами слов, перекличкой гласных и согласных звуков. Такой стих стал художественным открытием Некрасова. Он прекрасно передает все разнообразие живой народной речи, его песни, присказки и поговорки.

В это поразительное многоголосье органично вплетаются и другие стилистические пласты: сказочно-повествовательная манера сменя­ется сатирико-обличительной, лирико-драматический рассказ — ре­волюционной публицистикой, — но ведущей остается народно­поэтическая стихия. Поэт утверждал: «Важен в поэме стиль, отве­чающий теме»;. Вся поэма — великолепное подтверждение этого за­вета, оставленного неподражаемым мастером стиха.

Глоссарий:

  • художественные особенности поэмы кому на руси жить хорошо
  • художественные особенности кому на руси жить хорошо
  • особенности поэмы кому на руси жить хорошо
  • художественное своеобразие поэмы кому на руси жить хорошо
  • особенности жанра кому на руси жить хорошо

Литература интеллектуальная и развлекательная

Говоря о типах художественной литературы, часто используют именно это разделение, своеобразная типизация «по назначению». Интеллектуальная литература в этой системе призвана, естественно, обучать, развивать и духовно обогащать. Развлекательной литературе отводится роль более прозаическая, развлекательная литература существует, чтобы занять время в поезде, расслабить уставший на работе мозг или развлечь себя хмурым осенним днем.

Но, прежде чем Вы начали делить все, что когда-либо читали на две эти категории, давайте разберемся с терминологией. Очевидно, что, даже говоря об интеллектуальной литературе, авторы классификации имеют в виду только художественную литературу, поскольку у всех других видов литературы (научной, публицистической) цель существования произведения всегда заранее обозначена. Только художественная книга заставляет читателя или критика думать о том, зачем он ее, собственно говоря, читает.

А что такое развлекательная литература? Если с интеллектуальной художественной литературой все более или менее понятно (скорее всего, классика имеется в виду, причем классика девятнадцатого «размышляющего» века), то развлекательная литература – это, видимо, то, что до классики жанра не дотягивает, а читать все равно интересно.

7+

Изменение форм художественного изображения

По ходу того, как меняется человечество, так происходят изменения в изображении действительности. Существует разница между тем, какой художественный образ был 200 лет назад, и какой он сейчас. В эпоху реализма, сентиментализма, романтизма, модернизма авторы по-разному отображали мир. Действительность и вымысел, реальность и идеал, общее и индивидуальное, рациональное и эмоциональное — все это менялось в ходе развития искусства. В эпоху классицизма писатели выдвигали на первый план борьбу чувств и долга. Часто герои выбирали долг и жертвовали личным счастьем во имя общественных интересов. В эпоху романтизма появились герои-бунтари, которые отвергали общество или оно их.

Реализм внес в литературу рациональное познание мира, научил выявлять причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Модернизм призвал писателей познавать мир и человека иррациональными средствами: вдохновением, интуицией, озарением. У реалистов во главе всего стоит человек и его отношения с окружающим миром. Романтики заинтересованы во внутреннем мире своих героев.

Читателей и слушателей тоже можно назвать каким-то образом сотворцами литературных образов, потому что важно их восприятие. В идеале читатель не просто пассивно стоит в стороне, а пропускает образ через свои собственные ощущения, мысли и эмоции

У читателей различных эпох открываются совсем другие стороны того, какой художественный образ изобразил писатель.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий