Хозяйка медной горы

Характеристики

Хозяйка Медной горы имеет вид чрезвычайно красивой молодой женщины с зелеными глазами. Некоторые из ее наиболее отличительных черт включают темные волосы , заплетенные в косы , ленты из тонкой звенящей меди и платье из малахита . Она носит диадему, украшенную малахитом и драгоценными камнями. Как горный дух, она защитница и владелица скрытых подземных богатств. Говорят, что она всегда окружена своими слугами, маленькими ящерицами , которые могут быть зелеными, синими, золотыми или светящимися. Хозяйка может сама предстать в образе ящерицы. Согласно легендам, человек, увидевший Госпожу, попадает под ее чары. Она проявляет доброту к хорошим людям и умелым мастерам, помогая им находить драгоценности и золото, но если ее условия не выполняются, человек теряет всю свою удачу, навыки и даже может умереть. Она могла разрешить или запретить добычу полезных ископаемых в определенных местах, дать или взять богатство.

Сакральное существо, Госпожа, было окружено ритуалами и табу , например, женщины не спускались в шахту, потому что это были владения Госпожи, и молодые люди, ищущие ее покровительства, не женились. За нарушение табу полагалось суровое наказание. Детей учили не кричать и ссориться у камней, а в шахтах молчать, потому что, по поверьям, горничная не любила громкий шум. Ее отличительными атрибутами были ящерицы, медь и малахит.

Экранизации образа

В 1946 году вышел фильм-сказка «Каменный цветок» режиссера Александра Птушко, экранизация сразу двух сказок Павла Бажова — «Горный мастер» и «Каменный цветок». В роли Хозяйки Медной горы выступила актриса Тамара Макарова, а роль Данилы-мастера исполнил актер Владимир Дружников.

Хозяйка Медной горы завлекает в собственные владения Данилу-мастера, который с детства обучен искусно обрабатывать камень, но стремится к еще большему мастерству. Данила неудовлетворен собственным творчеством, хотя окружающие неизменно восхищаются его работой.

Тамара Макарова в образе Хозяйки Медной горы

В подземное царство Хозяйки Данила приходит, чтобы там создать каменный цветок, который невозможно будет отличить от живого. Хозяйка Медной горы рассчитывает покорить сердце Данилы несметными богатствами горных недр, собственной красотой и творческими возможностями, которые открываются перед мастером в ее владениях. Но это не срабатывает. Данила не забывает мир людей, и Хозяйке приходится отпустить его обратно. Наверху мастера уже разыскивает его возлюбленная – Катенька. Разгадав тайну камня, Данила возвращается к ней.

В 70-ые годы ХХ века вышла серия кукольных мультфильмов по мотивам сказов Бажова, снятая режиссером Олегом Николаевским на Свердловской киностудии. Хозяйка Медной горы присутствует в двух из них. Первый мультфильм — «Медной горы хозяйка» — вышел в 1975 году. А в 1977 году тот же сюжет был обыгран повторно в другом мультфильме серии — «Каменный цветок». Хозяйку Медной горы здесь озвучивает Татьяна Юшкова.

Кадр из мультфильма «Медной горы хозяйка»

Сценарий тот же: искусный резчик по камню Данила не может найти покоя и в поисках мастерства отправляется в царство Хозяйки Медной горы, оставив в «мире людей» невесту Катю. В недрах горы Данила доводит свои навыки до совершенства, а Хозяйка мечтает оставить мастера при себе и заставить того забыть прошлую жизнь.

В 1976 году на киностудии «Ленфильм» вышел фильм-сказка «Степанова памятка». В основу сценария легло сразу несколько сказок Бажова. Роль Хозяйки Медной горы исполняет актриса Лариса Чикурова. Режиссер фильма — Константин Ершов.

Лариса Чикурова в образе Хозяйки Медной горы

Сюжет таков: Степан, знаток рудного дела, влюбляется в Хозяйку Медной горы — та открыла перед ним «душу камня». Под влиянием любви к этой фольклорной даме Степан преображается и в итоге гибнет. У Степана остается дочь Танюшка, которая получила от отца в наследство талант, упрямство и гордый нрав. В детстве к Танюшке приходит под видом странницы Хозяйка медной горы, останавливается в доме и учит девочку вышивать шелком и бисером. Став взрослой, девушка отправляется в Петербург с молодым барином, который желает на ней жениться. Танюшке нужно увидеть Малахитовую комнату, созданную Степаном.

В 1978 году на студии «Союзмультфильм» вышел мультфильм «Горный мастер» по мотивам сказки «Каменный цветок». Режиссер – Инесса Ковалевская.

Книга «Медной горы Хозяйка»

В 2016 году в издательстве «Речь» вышло новое издание сказов Бажова — книга «Медной горы Хозяйка» с иллюстрациями художника Вячеслава Назарука.

Второстепенные персонажи

Помимо главных героев сказов Бажова, в них присутствуют и второстепенные. Частенько они переходят из одного произведения в другое. Например, Настасья, жена Степана. Ее дочь Татьяна, которой по наследству была передана шкатулка с драгоценностями, подаренная Хранительницей рудников, становится героиней сказа «Малахитовая шкатулка». Все второстепенные персонажи произведения «Хозяйка Медной горы»:

  1. Настасья — сначала невеста, а затем жена главного героя. Простая, честная девушка, она не так красива, как Малахитница, поэтому-то и не смог Степан забыть Хозяйку.
  2. Приказчик — управляющий на шахте. Злой, жадный и коварный обманщик.
  3. Второй приказчик — друг Степана, вольнонаемный горнорабочий, появляется только в начале сказа, при первой встрече героев.
  4. Надзиратель на руднике — смотрит за крепостными.
  5. Барин — владелец рудников, в его подчинении и приказчики, и все крепостные. Корыстный, лживый.

Притоки

Наиболее значительные притоки реки Плюссы по водности (по среднему многолетнему расходу воды): Яня (Лавынь) — 5,89 м³/с и Люта (Котоши) — 5,76 м³/с, по площади водосбора: Яня (772 км²) и Люта (660 км²), по длине: Люта 96 км и Курея (80 км).

В приведённой ниже таблице указаны все левые и правые притоки реки Плюсса (кроме ручьёв и безымянных рек), от устья к истоку, а также их крупные притоки длиной свыше 30 км.

Расстоя-ние от устья (км) Левый приток / Правый приток Притоки притоков Длина (км) Площадь водо-сбора (км²)
5 Боровенка 20
19 Кушелка (Кушолка) 22 161
21 Руя 48 274
33 Вейнка (Вейенка) 26 74
71 Крапивенка 25 73
101 Средняя Отока (Либевица) 14
106 Ужовка 12
112 Боровенка 10 21
115 Яня (Яна) 57 772
Чёрная (справа) 30 264
135 Люта 96 660
136 Дряжна 25
147 Рудна (Рудена, Руденя) 16
152 Сяберка (Сядьмерка) 12
Бродня
163 Ореховенка 11
182 Вёрдуга 26 539
Чёрная (справа) 36 189
200 Пагуба 30 429
231 Городонька 30 110
235 Курея 80 478
242 Курейка 12
253 Песнеца 6
256 Омуга 19 206

Литература

  • Гора / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 520–521. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Металлы / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 245–248. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Седой Урал. Век XVIII / сост., предисл. и коммент. А. Орлова, Р. Пихои. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 448 с. — (История Отечества в романах, повестях, документах. Век XVIII).

Главные герои

Хозяйка Медной горы — центральный фантастический персонаж одноименного произведения Бажова. Хозяйка охраняет рудники на которых ведется добыча малахита.

Героиня представляет собой сказочный персонаж, которое предстает перед взором людей в образе ослепительно красивой девушки или ящерицы с человеческой головой.

Внешность героини: Хозяйка хороша собой, привлекательна, невысокого роста. Её платье эксклюзивное в своем роде, сотканное из шелкового малахита. У девушки длинная коса черно-ссизого цвета, которая прилеплена к её спине и украшена лентами не то красного, не то зеленого цвета. Цвет платья периодически меняется: иногда оно блестит, словно стекло, а иногда сверкает алмазной осыпью.

В образе ящерицы девушка выглядит иначе: вместо рук появляются лапы зеленого цвета, высовывается хвост, «по хребтине до половины черная полоска» и голова человека

Характер: Героиня очень непоседлива и чрезвычайно энергична. У нее веселый нрав и хорошее чувство юмора. Хозяйка очень любит «мудровать» над людьми, поэтому всякий кто оказывается в её владениях старается как можно быстрее «унести ноги». Героиня имеет в своем распоряжении войско, состоящее из множества разноцветных ящериц.

Малахитница очень богата, и немудрено, ведь в рудниках, владычицей которых она является, сосредоточены большие запасы малахита. Под землей у Хозяйки также имеются роскошные владения. «Каменная девка» очень щедра и способна достойно отблагодарить человека за хороший поступок. Героиня обладает даром ясновидения и имеет представление практически обо всем, что происходит вокруг её владений.

Образ хозяйки медной горы противоречив. Отрицательные и положительные качества слились воедино в одном сказочном существе: героиня красива и щедра, обаятельна и величественна, но встреча с ней не сулит ничего хорошего.

Степан — один из главных героев творения Бажова «Хозяйка Медной горы». Он простой деревенский трудолюбивый мужик, которому на его несчастье полюбилась «каменная девка».

Степан трудится на заводе у своего барина. Он крепостной, потому не может полноценно распоряжаться своей свободой. Он массивного телосложения, красив, холост. Барин несправедлив к Степану, как и к другим крепостным. У героя храброе сердце, ему присущи мужество и смелость. Степан очень проворен и ловок, у него «золотые руки».

Степан привык держать свое слово и не давать пустые обещания. Богатство для него не имеет первостепенного значения. Герой бескорыстен, и не изменяет своим принципам.

После встречи с Хозяйкой Медной горы, в его размеренной жизни происходят перемены. За выполненную просьбу, Хозяйка соглашается стать супругой Степана, однако он жениться на Настеньке — своей невесте.

Герой хороший семьянин. Благодаря настойчивому характеру Степану удалось заполучить вольную для себя и супруги. Он все делает по дому, обеспечивает семью, любит детей. Однако сердце мужчины принадлежит малахитнице. Герой часто думает о ней, и не может забыть девушку в сверкающем платье. Несмотря на то, что у Степана есть семья и жена, он несчастлив, так как влюблен в «малахитоую» девушку.

Судьба героя трагична. Так и не сумев разлюбить Хозяйку Медной горы, Степан вновь и вновь вспоминает, и тоскует о малахитовой красавице. Его находят мертвым в лесу, а некоторые из очевидцев замечают ящерицу, которая сидит над покойным и горько плачет.

Образ Степана — олицетворение деревенского уральского мужика, храброго и простого, верного и смекалистого. Ему удалось вырваться из крепостного рабства, но из-за несчастной любви, он так и не успел воспользоваться всеми прелестями свободы.

3 вариант

История создания сказки: автор произведения Бажов П.П. создал свою работу на основе рабочего фольклора, преданий горняков, где образ Хозяйки Медной Горы, является центральным. Это сказочный персонаж, волшебница, которая является хранительницей рудников и земных богатств. В зависимости от ситуации она является в образе ящерицы с женской головой так и в образе очень красивой молодой девушки. Ее подчиненными являются ящерицы, которые мигом бросаются исполнять все ее поручения.

Основная тема: Выбор между обычной жизнью и не смертным богатством.

Основной смысл: Влияние неожиданного богатства на психологию человека. Главный герой не поддался искушению Хозяйки стать богатым, но при этом так и стал счастливым в обычной жизни. Он так и не смог забыть эту девушку до конца своей жизни.

Герои: Хозяйка Медной Горы, Степан, Настасья.

Жанр произведения: Написано в стиле народного сказания, передавая устные предания о Хозяйке Медной Горы.

Композиция: Встреча молодого парня Степана с Хозяйкой Медной Горы.

Проблематика произведения: Человеческая жадность. Испытание богатством. Многие в погоне за наживой теряют голову. Автор хотел показать, как желание урвать побольше приводит к разрушению природы, к уничтожению ее богатств. Эта тема является не случайной, так как работа шахтера была очень тяжелой и малооплачиваемой. Вредные условия работы и непосильный физический труд — вот основа того, что рабочие быстро теряли здоровье и часто болели. Очень часто бывали случаи обвала в шахте, что в свою очередь приводило к смерти работников.

Работая в таких условиях найти хороший самородок было большой удачей. Степану же подобное удавалось лишь с подачи самой Хозяйки. Это была ее благодарность за смелость и решительность парня. Сама хозяйка была очень красивой, молодой девушкой и она явно симпатизировала молодому человеку. Она испытывает его своей незаурядной внешностью и неземным богатством. Степану очень нравиться девушка, но он вынужден ей отказать. Парень очень честно объясняет ей причину отказа. Но девушка оценила поступок молодого человека, хотя ей самой очень не хотелось с ним расставаться. За то, что Степан с честью прошел все испытания, он и получает подарок — малахитовую шкатулку с украшениями. И отдельно – в память о себе Хозяйка дарит ему очень редкие камни — медные изумруды. Вскоре жизнь парня меняется в лучшую строну. Он выкупает себя и свою невесту из крепостного рабства. Вскоре они женятся и понемногу обустраивают быт.

Но изумрудные слезы Хозяйки постоянно напоминают парню о девушке. Он не может забыть красоту девушки и ее богатство. Грусть и тоска понемногу съедают его. Он начинает искать встречи с ней, приходя на Медную Гору. И в конце концов умирает на руднике, так и не встретив свою мечту.

Образ главного героя: Степан- молодой и красивый парень и нет ничего плохого в том, что ему хочется жить достойно уже и сейчас, а не когда-нибудь в далеком будущем. Если бы на момент встречи с Хозяйкой парень был бы свободен, то кто знает, как бы дальше развивались события. Ведь молодые люди очень понравились друг другу. И очень хочется верить, что на Медную Гору его звала не жажда наживы, а именно чувства к Хозяйке. Вполне возможно, что данная сказка имела бы совсем другой конец.

Облик


Хозяйка Медной горы на почтовых марках (две левых иллюстрации). Россия, 2004 год

Хозяйка Медной горы предстаёт в образе прекрасной зеленоглазой женщины с косой и лентами из тонкой позвякивающей меди, в платье из «шелкового малахита», а порой — в виде ящерицы в короне.

Внешность Хозяйки представлена антропоморфной, нулевоморфной и гибридной ипостасями. Она является в обликах:

  • Необычная прекрасная девушка. Бажов описывал её так: Гельгардт замечает, что данный образ возник по ассоциации с изломом малахита или открытым выходом углекислой меди (цвет, форма). Одежда у Хозяйки из особого материала («камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить»), отливает то медью, то алмазной сыпью. «Ее красота и богатство — красота драгоценных камней и металлов рудника», а также признак инфернальности.
  • «Погань» с телом ящерицы и головой человека. Уже само наименование обозначает Хозяйку как «нечистое», сверхъестественное существо.
  • Невидимый дух, проявляющийся акустически. Голос Малахитницы необычайно звонок. Она разговаривает на человеческом языке, однако чаще её речь неразборчива и подчеркнуто насмешлива.

Экранизация образа

  • «Каменный цветок» (1946) — фильм. В роли Тамара Макарова.
  • «Каменный цветок» (1954) — балет С. С. Прокофьева.
  • «Сказы уральских гор» (1968) — документально-художественный фильм о творчестве П.Бажова, созданный к 90-летию писателя. В роли Наталья Климова.
  • «Медной горы хозяйка» (1975), «Малахитовая шкатулка» (1976), «Каменный цветок» (1977) — кукольные мультфильмы режиссёра О. Николаевского.
  • «Степанова памятка» (1976) — фильм-сказка по мотивам сказов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка», «Горный мастер», киностудии Ленфильм. В роли Лариса Чекурова.
  • «Горный мастер» (1978) — по мотивам сказа «Каменный цветок», киностудии Союзмультфильм
  • «Тайная сила» (2002) — художественный фильм по мотивам сказов П.Бажова. В роли Татьяна Лютаева.

История написания сказов

В 1931 году в Москве и Ленинграде прошла серия дискуссий на тему «Значение фольклора и фольклористики в реконструктивный период», по итогам которых была поставлена задача изучения «современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора». Вскоре было принято решение издать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале», подготовив его к декабрю 1935 года. Сбор материала поручили историку В. П. Бирюкову, однако впоследствии он заявил, что «нигде не может найти рабочего фольклора». В июне 1935 года редактор сборника Е. М. Блинова, после четырёх месяцев общения с П. П. Бажовым, резко изменила направление работы в пользу сбора рабочего фольклора. Впоследствии Бажов заменил Блинову на должности редактора сборника, и написал для сборника три сказа, в том числе сказ «Медной горы Хозяйка».

В сказе «Каменный цветок» (1936) с Хозяйкой Медной горы встречается мастер Данила, которому та помогает раскрыть свой талант. Р. Р. Гельгардт видит в его сюжете аналогию с новеллой Э. Т. А. Гофмана «Фалунские рудники» (1819).

Биография

Павел Бажов родился 27 января 1879 год в семье рабочего горного мастера Петра Бажева (изначальная фамилия). В детстве жил в Сысерти и Полевском. В числе лучших учеников окончил заводскую школу, затем — Екатеринбургское духовное училище, где учился с 10 до 14 лет, затем в 1899 году окончил Пермскую духовную семинарию. Работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова, во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. Женился на своей ученице, Валентине Александровне (в девичестве — Иваницкой), в семье родилось четверо детей.

Во вновь образованном Ревкоме Бажов занял пост заведующего управлением народного образования, заведовал также профсоюзным бюро. Попутно он стал редактором, а по существу организатором, выпускающим и метранпажем местной газеты. Одновременно ему было вменено в обязанность «сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования». Он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности, принял участие в восстановлении Риддерского рудника. В июле 1920 года в казахские волости были посланы 87 учителей, подготовленных с его участием. 10 августа 1920 года под руководством Бажова и Н. Г. Калашникова в городе прошёл Первый уездный съезд Советов. Осенью 1920 года Бажов возглавил продотряд на должности особоуполномоченного уездного продовольственного комитета по продразвёрстке. Осенью 1921 года он перебрался в Семипалатинск, где возглавил губернское бюро профсоюзов.

В 1936 году в журнале был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка», а в 1939 году вышло первое издание уральских сказов — «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами.

В 1918 году П. П. Бажов вступил в РКП(б). В 1930-х годах его дважды исключали из партии (в 1933 и 1937 годах), но оба раза спустя год восстанавливали

С 1940 года Бажов возглавлял Свердловскую писательскую организацию.

Депутат Верховного Совета СССР 2—3-го созывов

Скончался Бажов 3 декабря 1950 года в Москве. Похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.

Легенды уральских горняков

Множество горняцких преданий Бажов слышал в детстве, которое прошло в городе Сысерть. Там на металлургическом заводе трудился отец писателя. Позже отец перевелся на медеплавильный завод в Полевском. Павел Бажов познакомился там со старым шахтером, в пересказе которого узнал фольклорные предания. Этот шахтер, который работал на дровяном складе сторожем и пересказывал горняцкие легенды детям, стал прототипом бажовского персонажа дедушки Слышко.

Девка-Азовка

Прообразом Медной горы стал Гумешевский медный рудник, где добывали малахит и медную руду. Образ Хозяйки Медной горы прочно связан с локальным фольклором города Полевской, где та предстает духом места, «хозяйкой» Гумешевского рудника.

Есть схожий фольклорный образ, связанный с горой Азов, расположенной в 10 километрах от рудника. Это девка-Азовка, дух горы, хранительница клада, спрятанного в пещере разбойниками или «старыми людьми». Азовку связывали также с золотым прииском, который располагался в низовьях горы.

Хозяйка Медной горы – арт

Оба фольклорных персонажа созданы в одной и той же среде и могли повлиять на формирование образов друг друга.

Что делать, если болит под ребрами?

Болезненные ощущения, локализующиеся ниже уровня ребер, редко связаны с беременностью. Среди причин, вызывающих такие боли, наибольшую опасность представляют заболевания пищеварительного тракта. Прободная язва желудка, обострение гастрита или холецистита, острый панкреатит – все это может вызвать сильные боли под ребрами слева или справа. Очень часто они сопровождаются тошнотой и рвотой, вздутием живота или диареей.

Заболевания сердца и легких не менее опасны во время беременности. Боль под ребрами слева или по центру может быть вызвана инфарктом миокарда. При плеврите боль будет односторонняя, усиливающаяся на вдохе. Еще одной причиной неприятных ощущений может стать почечная колика. Боль при этом будет практически нестерпимая, локализующаяся сзади и отдающая в поясницу.

При любом из состояний, вызывавшем боль под ребрами, следует немедленно вызвать бригаду скорой помощи. Своевременное лечение позволяет избежать многих осложнений, нежелательных для будущих мам. Беременным женщинам после устранения причины боли нужно показаться гинекологу, чтобы убедиться в благополучии своего малыша.

Фольклорная основа персонажа

Герб города Полевской. Хозяйка медной горы представлена золотой ящерицей на зелёном «каменном цветке». Слева символ «зеркало Венеры» — алхимический символ меди, бывший брэндом и клеймом Полевского медеплавильного завода.

Царица-ящерица на старом гербе города Свердловск (Екатеринбург) (1973).

Царица-ящерица на старом гербе города Сысерть (1982).

При написании сказов П. П. Бажов основывался на устных преданиях, слышанных им в детстве от горняков в 1892—1895 годах. Детство Бажова проходило в городке Сысерть, где его отец трудился мастером на Сысертском металлургическом заводе, а затем их семья переехала на Полевской медеплавильный завод. Именно там Павел впервые услышал фольклорные предания от старого шахтёра Василия Алексеевича Хмелинина (дедушки Слышко), работавшего сторожем на дровяных складах, пересказывающего детям рассказы стариков.

«Медная гора» — было неофициальным названием Гумёшевского медного рудника (от стар. «гуменце» — невысокий пологий холм).

Образ относится к разряду узколокализованных. Опрошенные в ходе фольклорной экспедиции 1981 года жители Полевской области не слышали о Хозяйке, зная о ней только по сказам П. П. Бажова. В то же время есть рассказчики, знавшие о Малахитнице из устного источника. Они отмечают её принадлежность «медной горе» в самом Полевском — как «Хозяйку» градообразующего Гумёшевского медного рудника, открытого в 1702 году. В XVIII веке Гумёшевский рудник приобрёл всемирную известность как основной поставщик зелёного поделочного камня — малахита (карбоната меди), и являлся крупнейшим в то время месторождением медных руд на Среднем Урале, хотя к середине XX века был выработан.

Образ Хозяйки Медной горы уникален. Такое мнение высказывается многими фольклористами, в частности Лазаревым, Гельгардтом, Блажесом.

О происхождении персонажа «Хозяйка Медной горы» есть следующие гипотезы:

  • Дух местности
  • Предания о самых разных духи гор, рудников и кладов
  • Бажов, анализируя предания, отмечает, что Хозяйку иногда ассоциировали с персонажем девка-Азовка — духом местности и призраком горы Азов, расположенной в около 10 км от рудника, а иногда Азовка не связана с Хозяйкой Медной горы, находясь в её подчинении. Азовка связывалась с кладом, спрятанным в пещере Азов-горы, — в основном с золотом разбойников или «старых людей» (чудью, язычников-вогулов), и с золотым прииском, бывшим одно время в низовьях горы. В то время как Хозяйка связывалась с медными рудами. Хотя их обеих иногда называли «малахитница».
  • По мнению Ф. В. Плесовского, образ персонажа близок образу Матери-земли в мифологии коми-пермяков и коми-зырян.
  • М. П. Никулина замечает о связи Хозяйки с миром мертвых и царством неживой материи.
  • В. П. Кругляшова видит источник в персонаже Рудная (Железная, Железистая) матка.
  • Преломленный народным сознанием образ богини Венеры. Венера являлась богиней острова Кипр, имевшего громадные месторождения меди, и бывшего «медным» центром всего Средиземноморья, поэтому её символ «» — «зеркало Венеры» — стал алхимическим символом этого металла. В 1735 году В. Н. Татищев создал брэнд Полевского медеплавильного завода с этим символом, им по 1759 год клеймилась полевская медь. На современном гербе города Полевской изображены этот символ, и золотая ящерица на зелёном «каменном цветке», представляющая Хозяйку медной горы.

Темное воплощение богини

Любая характеристика Хозяйки Медной горы отмечает, что этот персонаж довольно жесток. И не только по отношению к отрицательным персонажам. Да, она может помочь и защитить, но лучше все же с ней не сталкиваться. Даже те, кого Хозяйка облагодетельствовала, редко были впоследствии счастливы. Прикосновение к ней – словно невидимая печать, навсегда меняющая жизнь человека. И даже ее благоволение может принести много бед.

Дело в том, что «подземная» ипостась подобных богинь – это всегда только и исключительно темное начало. Не рождение и не жизнь, а именно смерть. Кстати, традиционно же языческие боги-властители царств мертвых были повелителями подземных богатств. И Аид, и Кощей ассоциировались с золотом и драгоценными камнями – ведь они так же приходят из-под земли. Поэтому у драгоценностей «дурная репутация» в мифологии, а вовсе не потому, что они пробуждают в людях алчность и зависть.

Вот такая вот мифологическая подоплека у такого всем знакомого образа, как Медной горы Хозяйка. Характеристика Степана, с учетом всего вышесказанного, должна начинаться со слова «невезучий». Гостить в подземном царстве персонажа, являющегося, по сути, воплощением смерти… Вряд ли стоит ожидать, что жизнь будет долгой и счастливой. И не в каменном цветке тут дело.

2 вариант

Главный персонаж сказа Степан, сначала подневольный рабочий, крепостной, добывающий в забоях Красногорского рудника малахит. Человек добрый, честный, справедливый. Встретившись с Хозяйкой-Малахитницей, понимает, что ему поручено очень деликатное дело, поговорить с приказчиком о том, что Хозяйка сердится, и чтобы приказчик убирался с Гумешек. Но, все же, проявив смелость и честность, выполняет поручение, потому что привык исполнять обещанное. Передав приказчику слова Хозяйки, Степан накликает тем самым на себя гнев приказчика, по приказу которого, Степана приковывают в самой дальнем, самом мокром и самом душном забое. Степан упорно продолжает работать. Хозяйка, увидев стойкость крепостного, стала помогать ему в работе. Попытка подкупить несметными богатствами, женившись на Малахитнице, не увенчалась успехом. Степану не нужны никакие сокровища, он вполне доволен своей жизнью, он предан и верен своей невесте. Упорством и тяжелым трудом, Степан добыл себе и своей Настеньке свободу от рабства.

Хозяйка медной горы, или Малахитница, сказочный персонаж, охраняет свои подземные богатства. Любит людей трудолюбивых, честных, смелых, верных. Может быть разной, веселой и озорной, холодной и неприступной, выглядеть зеленой ящеркой и красавицей с длинной косой. Передав через Степана предупреждение приказчику не разорять ее гору, Хозяйка пообещала, в награду, выйти замуж за Степана. Это была проверка на верность и честность. Когда увидела какой на самом деле Степан, Хозяйка стала ему помогать. Подбрасывая большие самородки малахита, помогла обрести свободу. А потом, чтобы не мешать счастью Степана, просила ее забыть. Это единственная просьба, не выполненная добросовестным Степаном. А потом, Хозяйка плакала над уже умершим Степаном.

Литература

  • Гора / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 520–521. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Металлы / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 245–248. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Седой Урал. Век XVIII / сост., предисл. и коммент. А. Орлова, Р. Пихои. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 448 с. — (История Отечества в романах, повестях, документах. Век XVIII).

Диагностика

Поведение

Хозяйка Медной горы — владелица земных богатств, хранительница тайн прекрасного и секретов высокого мастерства. Считалась покровительницей рудокопов.

Хозяйка враждебна начальству и всякого рода барским прислужникам, помогая лишь смелым и свободолюбивым рабочим. Она самостоятельно распоряжается земными богатствами. По своему желанию может допустить или нет разработку, может «увести богатство» или наоборот подарить с помощью подвластных ей ящериц. Также в её подчинении имеется бурая кошка, которая ходит в земле под поверхностью, иногда выставляя свои огненные уши.

По всей видимости, Хозяйка полюбила Степана и одарила собственной красотой его дочку Танюшку.

История персонажа

Фольклорный персонаж, хозяйка Уральских гор из горняцких легенд. Дух гор, хранительница ценных минералов. Принимает различные образы. В антропоморфной форме предстает как красивая невысокая девица с зелеными глазами и черной косой, перевитой медными лентами, которые тонко позванивают. На Хозяйке – каменное малахитовое платье, которое со стороны выглядит как шелк, отливает алмазами и медью. Богатый облик Хозяйки символизирует красоту ее владений — рудников с драгоценными камнями и металлами.

Хозяйка Медной горы может выглядеть и инфернально – как нечисть с головой женщины и телом зеленой ящерицы. Способна являться и в виде бесплотного духа. В этом случае проявляет себя только голосом, звонким, но часто неразборчивым, говорит со смешками, веселится.

Хозяйка Медной горы

Хозяйка Медной горы покровительствует рудокопам, простым и смелым работягам, а к «администрации» обычно враждебна. Приказчика Северьяна Хозяйка превращает в «пустую породу», а тем, кто находится в поиске, героиня помогает.

Владелица богатств, скрытых в земных недрах, распоряжается ими по своему усмотрению. Любая разработка возможна только с ее согласия, Хозяйка может «увести» ценные минералы и не позволить их добыть. Хозяйке Медной горы подчиняются ящерицы и бурая кошка с огненными ушами, которая бродит под поверхностью земли. Хозяйка хранит секреты мастерства обработки камня.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий