Краткое содержание оперы хованщина мусоргский

Краткое содержание

События происходят в Москве во время стрелецких бунтов 1682 и последующих годов. Мусоргский объединил в сюжете своей драмы события трех бунтов: 1682, 1689 и 1698 годов.

Композиция «Хованщины» Мусоргского в кратком содержании проявляется наличием двух линий: рядом политических (государственных) событий и романтическими переживаниями героев. Часто эти линии пересекаются, что придает особую напряженность сюжету.

В первом действии оперы события начинаются после первого бунта стрельцов, когда фактической правительницей в стране стала царевна Софья, а князь Иван Хованский был назначен начальником Стрелецкого приказа. На Красной площади среди народа, потрясенного событиями произошедшего бунта, боярин Шакловитый диктует подьячему донос на Ивана Хованского, якобы вынашивающего план захвата власти.

Одновременно завязывается романтическая линия сюжета: Андрей Хованский ухаживает за Эммой, оставив Марфу, но встречает соперника в лице своего отца. Готовое трагически завершиться противостояние пресекает старообрядец старец Досифей.

Во втором действии князь Голицын высказывает свои сомнения: он не верит в то, что их отношения с Софьей приведут к добру. Одновременно он не верит в счастливый исход для государства борьбы между боярскими группировками, в которую ввязалась Софья. К нему приходит гадалка Марфа и предсказывает ему опалу и ссылку.

На тайном совещании Голицына, Ивана Хованского и Досифея выясняется, что единства в них нет: князья спорят, кто из них лучше понимает пользу государства, а Досифей обвиняет их обоих и призывает уберечь Русь от зла, которое принесет Петр, когда начнет царствовать. Появляется Шакловитый и сообщает, что до Петра дошел донос, по которому будет учинен розыск участников заговора — «хованщины».

Третье действие начинается с воспоминаний Марфы об их счастливых днях с князем Андреем. На ее желание покончить с собой самосожжением вместе с возлюбленным Досифей отвечает: «Не время, голубка».

Романтическая сюжетная линия сменяется исторической. К гуляющим стрельцам подходит подьячий и сообщает, что на них идут войска Петра. Стрельцы взывают к Ивану Хованскому, чтобы он повел их против петровских солдат, но Хованский отвечает, что остается только ожидать решения своей судьбы.

Первая картина четвертого действия: Иван Хованский в своем имении пытается отвлечься от мрачных предчувствий песнями своих крепостных девушек и танцами персидок. Предчувствия подтверждает прибывший посланец от князя Голицына: Хованскому грозит беда. Появляется Шакловитый с приглашением на Государственный совет к Софье. Князь при параде выходит из дома, но на пороге получает смертельный удар ножом в грудь.

Вторая картина четвертого действия — поражение «хованщины»: князь Голицын отправлен в ссылку, стрельцов собираются казнить, над раскольниками также велено учинить расправу. Романтическая линия переплетается с политической: Андрей Хованский в страхе за свою судьбу ищет спасения у преданной им Марфы, которая продолжает его любить. Действие заканчивается появлением гонца Петра, который читает царский указ о помиловании стрельцам.

Действие второе

Опера «Хованщина». Краткое содержание II д.

Князь Голицын в своем кабинете читает любовное письмо от Софьи. Его одолевает чувство тревоги за будущее. К нему входит клеврет дворянин Варсонофьев и говорит, что к нему настойчива просится пастор. Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе. Голицын отказывает ему в двух просьбах. Вновь появляется Варсонофьев и говорит о прибытии колдуньи. Это пришла Марфа под видом гадалки. Начинается сцена гадания. Звучит известная ария «Силы потайные». Девушка предсказывает ему опалу. Суеверный князь боится, что она проговорится и приказывает слуге ее утопить. Марфа подслушивает их разговор и скрывается. Неожиданно к Голицыну входит Иван Хованский. Между ними возникает спор. В разгар ссоры появляется Досифей и уговаривает помириться князьям. Звучат хоры народа. Внезапно вбегает Марфа и просит Голицына помиловать ее. К ней обращается Досифей со словами утешения.

За сценой слышны голоса петровцев.

Текст

  Фоны экрана

Изображения для использования как фон экрана компьютера.

  • Ох, ты рòдная матушка Русь ()
    ()
    — 1280×1024, 1920×1024 точек
  • Силы потайныя, силы великия ()
    ()
    — 1280×1024, 1920×1024 точек
  • Ах ты, в судьбине злосчастная, родная Русь ()
    ()
    — 1280×1024, 1920×1024 точек
  • Плывёт, плывёт лебёдушка ()
    ()
    — 1280×1024, 1920×1024 точек

  Начальные слова фрагментов оперы

Указатель фрагментов оперы в алфавитном порядке начальных слов.

  • , Действие второе, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 2
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 2
  • , Действие второе, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 1
  • , Действие пятое, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие пятое, cцена 1
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 2
  • , Действие второе, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 2
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие пятое, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие второе, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие второе, cцена 1
  • , Действие второе, cцена 1
  • , Действие второе, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие второе, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 2
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие второе, cцена 1
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 2
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 1
  • , Действие пятое, cцена 1
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 1
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 2
  • , Действие второе, cцена 1
  • , Действие второе, cцена 1
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие второе, cцена 1
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие пятое, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 2
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 2
  • , Действие пятое, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие третье, cцена 1
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 2
  • , Действие второе, cцена 1
  • , Действие первое, cцена 1
  • , Действие второе, cцена 1
  • , Действие четвёртое, cцена 2

  Акты и сцены

Перечисление актов и сцен либретто.

Действие первое

Одна сценаЗанавес поднимается медленно. На сцене утренний полусвет.
Москва. Красная площадь. Каменный столб и на нём медные доски с надписями.
Справа будка подьячего. Наискось площади на столбах натянуты сторожевые цепи.
Светает. Главы церквей освещаются восходящим солнцем.
Доносится благовест к заутрене.
Слышны звуки вестовых стрелецких труб.
У столба спит сторожевой стрелец Кузька.

Действие второе

Одна сценаЛетний кабинет князя Василия Голицина. Обстановка в смешанном вкусе: московско-европейском. В окно виден садик и красивая решётка на каменных столбах. Поздний вечер. На письменном столе зажжены канделябры.
Голицин один, он читает письмо.

Действие третье

Одна сценаЗамоскворечье. Стрелецкая слобода против Белгорода, за кремлёвской стороной реки Москвы. Вдали крепкая деревянная стена, сложенная из громадных брусьев. За рекой видна часть Белгорода. Время к полудню.
Черноряжцы проходят по слободе в сопровождении толпы.

Действие четвёртое

  • Богато обставленная трапезная палата в хоромах князя Ивана Хованского в его имении.
    Князь Иван Хованский за обеденным столом. Сенные девушки, занимаются рукоделием и поют.
  • Москва. Площадь перед церковью Василия Блаженного.
    Московский пришлый люд толпится, рассматривая наружный вид церкви.
    Входит партия рейтар, вооружённых мечами. Рейтары становятся шпалерами, спиной к церкви. Народ поспешно группируется в противоположную от них сторону.
    Показываются рейтары на конях, за ними колымага, сопровождаемая также рейтарами.

Действие пятое

Одна сценаСосновый бор. Скит. Лунная ночь.
Досифей входит задумчивый, движения медленны.

Действие второе

Разговор про здоровье

Действие второе

Опера «Хованщина». Краткое содержание II д.

Князь Голицын в своем кабинете читает любовное письмо от Софьи. Его одолевает чувство тревоги за будущее. К нему входит клеврет дворянин Варсонофьев и говорит, что к нему настойчива просится пастор. Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе. Голицын отказывает ему в двух просьбах. Вновь появляется Варсонофьев и говорит о прибытии колдуньи. Это пришла Марфа под видом гадалки. Начинается сцена гадания. Звучит известная ария «Силы потайные». Девушка предсказывает ему опалу. Суеверный князь боится, что она проговорится и приказывает слуге ее утопить. Марфа подслушивает их разговор и скрывается. Неожиданно к Голицыну входит Иван Хованский. Между ними возникает спор. В разгар ссоры появляется Досифей и уговаривает помириться князьям. Звучат хоры народа. Внезапно вбегает Марфа и просит Голицына помиловать ее. К ней обращается Досифей со словами утешения.

За сценой слышны голоса петровцев.

М.П. Мусоргский Опера Хованщина – Танец персиянок/Оркестр…

Служанка берет судьбу девушки в свои руки

Мусоргский «Хованщина» очень кратко

Опера «Хованщина» краткое содержание для читательского дневника:

«Хованщина» показывает страшные события относительно небольшого временного периода 1682 года, время дикого и насыщенного событиями стрелецкого бунта и захвата власти, возглавляемого князем Хованским – начальником стрелецких войск.

Другой претендент на трон – князь Голицын, европейского склада человек, цепляющийся, вместе с тем, за старину. Оба князя, ненавидя друг друга, пытаются заключить союз перед лицом новой силы в лице молодого царевича Петра.

В своих замыслах они также опираются на помощь раскольников-старообрядцев, возглавляемых Досифеем. Но планам Хованского не суждено было сбыться. Во время пира его приглашают на совет, якобы от имени царевны Софьи, а затем Шакловитый закалывает князя кинжалом. Голицына отправляют в ссылку, как не оправдавшего доверие.

Стрелецкие войска, обвиняемые в бунте и сопровождаемые плачущими женами, должны быть казнены, но их милует Петр. Досифей после длительных тяжелых размышлений решает призвать старообрядцев сжечь себя. Марфа и Андрей Хованский вместе идут в пламя костра. При появлении петровских войск остаются только обгорелые руины.

Действие пятое

Опера Мусоргского «Хованщина». Краткое содержание V д.

Медленно входит Досифей. Он очень задумчивый. Его одолевает чувство скорби за обреченность раскольников. Он не желает сдаваться врагам и призывает всех сгореть за веру на костре.Марфа спасла Андрея от петровцев в тот раз. Но сейчас их смерть неизбежна. Она говорит ему готовиться к ней. Марфа разжигает костер от своей свечи.

Она полна решимости и не боится умирать за веру. На поляне появляются гвардейцы Петра, они видят пламя. В костре сгорает Марфа, Андрей, Досифей и другие раскольники. Пришлый народ смотрит на костер и скорбит о Руси.

Таким образом, опера Мусоргского «Хованщина» отображает исторические события прошлых лет. Исследователи сравнивают это музыкальное произведение с огромной фреской. Композитору удалось показать катастрофу происходящего через гротеск, символику и иррациональность. Здесь нет главных героев. Ни один из них не показывается долгое время. Здесь важна целостность, общая идея.

Мусоргский – Хованщина

Постановки оперы

При жизни Мусоргского опера не исполнялась. Первые постановки:

  • в Петербурге: силами Музыкально-драматического кружка любителей, в зале И. А. Кононова, 9 февраля 1886 года, дирижировал Э. Ю. Гольдштейн.
  • в Киеве: Антреприза И. Я. Сетова, в помещении Городского театра, 26 октября 1892 года.
  • в Москве: Русская частная опера С. И. Мамонтова, в помещении театра Г. Г. Солодовникова, 12 ноября 1897 года. Дирижёр Е. Д. Эспозито, Досифей — Ф. И. Шаляпин, художники А. М. Васнецов, К. А. Коровин и С. В. Малютин.

Автопортрет Ф. Шаляпина в роли Досифея, сделанный на стене гримуборной артиста в Мариинском театре (1911)

  • 20 ноября 1912 г. — опера была поставлена в Мариинском театре.
  • 1912 г. — опера была поставлена в Большом театре. Партию Досифея исполнял Ф. Шаляпин, партию Марфы — Е. Збруева.

Впервые за границей опера была поставлена в 1913 г., в Театре Елисейских Полей (Париж), в редакции И.Ф. Стравинского и М. Равеля. Вслед за этим началась всемирная слава оперы, входящей ныне в репертуар крупнейших театров мира: Барселона (1923), Франкфурт-на-Майне (1924), Милан (1926), Дрезден (1927), США (1931), Берлин (1958), Лондон, Белград и др.

Наиболее значительные постановки советского времени:

  • Москва, Большой театр СССР, 1950 г. Режиссёр-постановщик Леонид Баратов, художник-постановщик Фёдор Федоровский, дирижёр-постановщик Николай Голованов (редакция Римского-Корсакова). 1950 году создателям спектакля была вручена Сталинская премия первой степени. Была в репертуаре театра до 2005 года.
  • Ленинград, Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, 1960 г. (Режиссёр-постановщик Леонид Баратов, художник-постановщик Фёдор Федоровский, дирижёр-постановщик Борис Хайкин) Возобновлена в 2000 году.

Крупнейшие исполнители: А. Пирогов, М. Рейзен, А. Огнивцев, И. Петров, Н. Обухова, С. Преображенская, М. Максакова, В. Давыдова, Б. Штоколов и др.

  • 1999 г. — Саратовский театр оперы и балета. Дирижёр — Юрий Кочнев. Исполнители: Князь Хованский — Владимир Верин, Андрей Хованский — Владимир Щербаков, князь Голицын — Юрий Муллаев, Досифей — Николай Брятко, Марфа — Елена Манистина, Шакловитый — Юрий Нечаев, Подьячий — Нурлан Бекмухамбетов.
  • 2014 г. — Венская государственная опера. Дирижёр — Семен Бычков. Режиссёр — Лев Додин. Художник — Александр Боровский. Иван Хованский — Дмитрий Белосельский, Андрей Хованский — Кристофер Вентрис, Князь Голицин — Герберт Липперт, Шакловитый — Евгений Никитин, Досифей — Аин Ангер, Марфа — Елена Максимова, Подьячий — Норберт Эрнст.

Сусанна

Старая раскольница. Святоша. Ханжа. Характер склочный. Не замужем.

Сцену с Сусанной предлагаю послушать. Во-первых, эта сцена сама по себе очень яркая. Во-вторых, Сусанну поёт замечательная певица Татьяна Тугаринова.

Артистка с такой чудесной русской фамилией, действительно, специализировалась на русском репертуаре, была незаменимой Ярославной и Февронией, а также, что несколько менее известно, умной и тонкой камерной певицей. В третьих, Архипова с Огнивцевым здесь тоже необычайно хороши:

Песня, которую Марфа пела у порога своего возлюбленного, показалась Сусанне фривольной, и та стала к ней придираться. Марфа не осталсь в долгу и описаниями своих любовных восторгов (красивейшее ариозо «Если б ты понять могла») довела несчастную старуху до исступления. Сусанна грозит судом и расправой, но появившийся Досифей прогоняет её. «Дщерь Велиала, изыди!» — восклицает он, и Сусанна убегает. Я бы тоже от такого убежал.

Действующие лица

М. Мусоргский изобразил в своем произведении те исторические личности, на которых, по его мнению, были завязаны разыгравшиеся драматические события. А также он ввел собирательные персонажи, необходимые для изображения исторической обстановки.

К главным действующим лицам оперы относятся те, кто играл ключевые роли в политических событиях. Среди них есть и реальные исторические личности, и персонажи, скорее всего, относящиеся к собирательным:

  • князь Иван Хованский — начальник Стрелецкого приказа;
  • боярин Шакловитый, по доносу которого был казнен Хованский;
  • князь Василий Голицын — фаворит царевны Софьи;
  • Досифей — предводитель раскольников.

Второстепенные персонажи в опере Мусоргского по большей части задействованы в разработке романтической линии сюжета. Здесь также есть и реальные, и собирательные личности:

  • князь Андрей Хованский — сын Ивана Хованского;
  • Марфа — раскольница, прежняя возлюбленная князя Андрея;
  • Эмма — немка, новая возлюбленная князя Андрея;
  • подьячий.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

М.П.Мусоргский. Опера Хованщина – Песня Марфы Исходила…

Боярин Шакловитый

Самый непонятный персонаж «Хованщины». Интриган и провокатор. В реальной истории помог царевне Софье подавить стрельцов в 1682 г. Но в опере, где, пусть и за сценой, уже вовсю действует молодой Пётр, роль Шакловитого и мотивация его поступков становятся туманными.

Характер загадочный. Не женат.

Шакловитый — единственный персонаж «Хованщины», удостоенный настоящей, полноценной арии. Эта ария заставляет многих задаваться вопросом: почему Мусоргский вложил такое проникновенное высказывание, полное любви к родине, в уста циничного политикана.

В советском фильме-опере «Хованщина» арию у Шакловитого вообще отобрали, передали безымянному «человеку из народа». На самом же деле никакой загадки здесь нет. Вот, послушайте внимательно арию Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо»:

Ария красивейшая, но не стоит идеализировать того, кто её поёт. Такой набор клише можно было бы вложить в уста практически любого россиянина. Недаром мелодия арии напоминает застольную народную песню, немного заунывную. Посетовать на «злую долю» Руси, приплести врагов, внешних и внутренних, которые, по обыкновению, не дремлют, потом пожаловаться на тяжёлую отечественную историю (как будто история других стран — сплошной диснейленд), потом помолиться — куда ж без этого? — и попросить об «избраннике, той бы спас, вознёс злосчастную Русь страдалицу», о «сильной руке», в общем.

Для полной аутентичности следовало бы запить всё это рюмкой «Путинки» и плюхнуться мордой в салат. В том, что эту арию поёт именно Шакловитый, нет ну ничего невероятного. Подобные высказывания ещё никому не мешали писать доносы и убивать из-за угла. Даже напротив.

Виктор Нечипайло, которого вы только что слышали, на мой взгляд, верно почувствовал характер этой арии: исполняет её без какой-либо аффектации, однообразно, именно как народную песню, а не как что-то глубоко личное и наболевшее.

История создания и варианты оркестровки

М. П. Мусоргский

«Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её (с перерывами) до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия (рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…») и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился. Бо́льшая часть музыки, которая была записана композитором в виде клавира, не была оркестрована. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» и песня Марфы (оба фрагмента из 3-го действия).

Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков, предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г.

В 1931 г. опера была оркестрована Борисом Владимировичем Асафьевым

В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом (1932) сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» (1959 г., режиссёр Вера Строева, сценарист и редактор-аранжировщик Д. Д. Шостакович). В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском (Мариинском) театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году.

Собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжения раскольников) написал И. Ф. Стравинский, совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С. Дягилева. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении (в отдельных случаях — реконструкции) и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова. Клавир заключительного хора И. Ф. Стравинского, прежде считавшийся утерянным, сохранился в архиве дирижёра Г. В. Фурмана и был обнаружен его наследниками в 1994 году

Характеристика первого действия

Опера «Хованщина». Краткое содержание I д.

В Москве на Красной площади стоит каменный столб, на котором расположены медные доски с надписями. Справа находится будка Подьячего. Начинается опера с оркестрового вступления «Рассвет на Москве-реке». Под звуки этой превосходной симфонической картины просыпаются жители Кремля, показывается жизнь стрельцов, Кузьки и других обитателей. Появляется Подьячий и садится в свою будку. Боярин Федор Шакловитый входит к нему с предложением настрочить донос, предупреждая при этом о наказании, если тот проболтается.

Подьячий жаждет платы и без долгих колебаний соглашается. Они составляют донос Петру на Хованских, после чего Шакловитый удаляется со сцены. Приходит народ и просит прочитать надписи на недавно появившемся столбе. Подьячий в грубой форме отказывает. Но когда люди подняли и понесли с ним будку к столбу, то он согласился прочесть. В это время слышны звуки труб. Это стрельцы приветствуют князя Ивана Хованского. Из глубины сцены появляется фигура Андрея Хованского. Он приближается к Эмме и желает ее обнять, но девушка отказывает ему. Она обвиняет его в убийстве своих родителей и изгнании возлюбленного. На защиту Эммы встает раскольница Марфа. Андрей бросается на нее с ножом, но смелая девушка дает ему отпор. Появляется князь Иван Хованским. Из-за дам отец и сын начинают вести себя как соперники. Андрей в гневе хочет убить Эмму и замахивается на нее с ножом. Его руку перехватывает вошедший Досифей. Он поет свой скорбный монолог «Приспело время».

Говорильня

И вот теперь мы переходим к самой сердцевине второго акта оперы, к её «центру тяжести». Я имею в виду «тайную сходку оппозиции». В сущности, эпизод наикомичнейший, на грани абсурда. Три человека, которые относятся друг к другу с плохо скрываемым презрением, делят шкуру неубитого медведя.

Первым приходит князь Иван Хованский. Я думаю, те читатели, которые взяли на себя труд послушать отрывки, уже оценили мастерство Алексея Масленникова в роли князя Голицына. Слушать же сцену, которую ведут вместе Масленников и Кривченя — это просто праздник какой-то.

Конфликт разгорается сразу же. С банального приглашения присесть. Хованский начинает куражиться: мол, не знает, куда ему садиться. Тех, кто не вполне понимает подоплёку этого конфликта, я адресую прямо здесь же, на «Инфобуме», к колонкам Шакипеша: там подробно рассказывается о таком явлении, как местничество и местнические книги, в которых было прописано, в какой очерёдности бояре должны сидеть за столом и занимать государственные должности.

С этим пережитком пришлось бороться долго: местничество то упраздняли, то вводили снова, но окончательно его отменил и сжёг местнические книги царь Фёдор Алексеевич — умерший в молодом возрасте предшественник Петра и очень, судя по всему, неглупый парень. Насколько ему в этом вопросе помогал князь Голицын, я, если честно, не знаю. По версии Мусоргского — был чуть ли не главным инициатором.

В разгар княжеской перебранки появляется Досифей. Идиотизм переходит в следующую фазу. Голицын — единственный, кто пытается хоть как-то повернуть беседу в деловое русло. Напрасный труд: его визитёры существуют «каждый на своей волне».

Оба пекутся о «старине», но понимают её по-разному. Досифей — как «старую веру», а Хованскому не терпится поскорее вернуть «боярские места». За окном в это время проходит шествие раскольников, и Досифей страшно воодушевляется.

— заявляет он. «Делать», по мнению Досифея, — это петь «по-старокнижному». Досифей с энтузиазмом присоединяется к своим подопечным и, вместо того чтобы продолжать совещание, начинает выкрикивать непривычные для современного уха слова: «посрамихом», «препрехом» и — мне особенно нравится — «соблюдохом». Такая вот картина маслом.

На этом, однако, «совещание» (вы уже видите, что без кавычек это слово здесь неуместно) не заканчивается. В кабинет врывается Марфа и «просвещённый» князь Голицын, только что с брезгливой усмешкой наблюдавший за раскольниками, с криком «Оборотень!» бросается под стол. (Или на стол, или в шкаф — в зависимости от изобретательности режиссёра).

Марфа рассказывает собравшимся, как её едва не задушил холоп Голицына, но выручили вовремя подоспевшие петровцы

Обратите внимание на то, какая тема появляется в оркестре во время упоминания о петровцах. Но и это ещё не всё

Пришедший Шакловитый сообщает новость:

Немая сцена — не хуже, чем в «Ревизоре». А из оркестровой ямы неудержимо льётся мелодия «Рассвета на Москве-реке» — как будто мощная струя свежей воды вымывает изо всех углов и закоулков притаившуюся затхлую грязь.

Антон Гопко, ЕЖЕ

Надежда Андреевна Обухова – Гадание Марфы из оперы…

Театр

  Перемена декораций

Вся сценография, описанная в либретто.

Действие первое

Cцена 1: На сцене утренний полусвет. Москва. Красная площадь. Каменный столб и на нём медные доски с надписями. Справа будка подьячего. Наискось площади на столбах натянуты сторожевые цепи.

Действие второе

Cцена 1: Летний кабинет князя Василия Голицина. Обстановка в смешанном вкусе: московско-европейском. В окно виден садик и красивая решётка на каменных столбах. Поздний вечер. На письменном столе зажжены канделябры.

Действие третье

Cцена 1: Замоскворечье. Стрелецкая слобода против Белгорода, за кремлёвской стороной реки Москвы. Вдали крепкая деревянная стена, сложенная из громадных брусьев. За рекой видна часть Белгорода. Время к полудню.

Действие четвёртое

  • Cцена 1:
  • Cцена 2:

Действие пятое

Cцена 1: Сосновый бор. Скит. Лунная ночь.

  Перечень актов

Для каждого акта перечисление картин, фрагментов, прихода и ухода персонажей, значительных моментов действия.

  • Действие первое
  • Действие второе
  • Действие третье
  • Действие четвёртое
  • Действие пятое

В поисках первого смысла

Когда-то давно, когда КВН ещё можно было смотреть, мне запомнилась оттуда одна сценка. Некий «поэт» читает невероятно заумное стихотворение, а между двумя восторженными слушательницами происходит следующий диалог. «Ищи второй смысл». — Да я второй-то нашла, первый вот найти не могу!

«Хованщина» задаёт своим зрителям и слушателям множество вопросов. Например, почему Эмма, пока Андрей и Марфа заняты поножовщиной, не даст дёру? Чего она ждёт, ведь до этого она что есть мочи улепётывала от Андрея с его притязаниями?!

Мне понятно, зачем Мусоргский написал это именно так. Чтобы лютеранку Эмму спас потом предводитель раскольников Досифей, и чтобы её отвела домой раскольница Марфа. Таким образом нам показывают, как новое спасается через старое или, быть может, как старая, патриархальная Русь спасает Европу. Да, но это второй смысл. А мне, как человеку грубому и примитивному, подавай первый.

С первым дело обстоит сложнее. Разумеется, опытный режиссёр без труда сможет «удержать» артистку на сцене столько времени, сколько потребуется. Для этого можно придумать тысячу уловок. Но я говорю не о придумывании, а о разгадывании, что, по-моему, намного интереснее.

Возможно, я недостаточно думал, или просто чего-то не понимаю, но, на мой взгляд, у многих загадок «Хованщины» с точки зрения бытового, повседневного здравого смысла разгадок просто нет.

Почему Андрей Хованский убил родителей Эммы и изгнал её жениха, хотя любому ясно, что жениха надо было «мочить» в первую очередь? Вероятно, Мусоргскому это было нужно для того, чтобы Эмма смогла потом воссоединиться с женихом и показать Андрею кукиш из-за границы. Но вряд ли персонажи могут руководствоваться теми же мотивами, что и автор.

Или вот ещё. Вопрос на засыпку, который меня взаправду беспокоит. Для чего в конце второго акта Марфа возвращается в кабинет князя Голицына? Ведь Голицын приказал её убить, и Марфа об этом знает. Так зачем же она пришла? Неужто чтобы переубедить его? Да и как она вообще попала в этот дом и в этот кабинет, ещё и во время тайного совещания? Кто её пустил?

Ведь из либретто нам известно, что мнительный князь окружил себя усиленной охраной. Но «как» — это вопрос всё же второстепенный. При достаточно сильной мотивации пролезть можно куда угодно. А вот какова мотивация героини? У кого-нибудь есть здравые идеи?

Моя версия такова. Марфа пришла, чтобы рассказать публике о том, как её, Марфу, спасли петровцы. Чтобы от самого этого слова «петровцы» все присутствующие в кабинете подскочили, как ошпаренные. Петровцы спасают Марфу, а новая Россия спасает старую. Всё это глубоко символично… Второй смысл вижу, первый вот найти не могу!

Я взял из «Хованщины» наобум несколько непонятностей, коих там десятки, если не сотни. Всё это приводит меня к следующему выводу. «Хованщина» — произведение символистское. А Мусоргский, который умер в 1881 г., оказался в самом авангарде русской культуры, хотя сам себя символистом и не называл.

Ведь что такое символизм? Это не просто использование символов. Символы присутствуют в искусстве с тех самых пор, как существует искусство. Символизм как художественное направление отличается тем, что ставит логику символа на первое место, превыше любой другой логики. В том числе логики бытового психологизма.

Получается, что «Хованщина» — это первая символистская опера, заслуживающая называться символистской даже больше, чем «формально» более соответствующие такому определению оперные опусы Дебюсси или Прокофьева.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Досифей

В миру князь Мышецкий. Глава раскольников. В опере — образ собирательный, созданный Мусоргским на основе изучения старообрядческой литературы. В личных бумагах композитор иногда называет этого персонажа Аввакумом.

Характер одержимый. Не женат.

Фигура трагическая, выписана с большой симпатией. На сцене изображается обычно этаким благообразным старцем, что не вполне верно, ибо начисто лишает образ комизма, который у Мусоргского тоже присутствует.

Самого лучшего, нетрафаретного, Досифея мне довелось увидеть в великолепном спектакле Большого театра, поставленном в 1995 г. Борисом Покровским по редакции Шостаковича. Пел замечательный бас Вячеслав Почапский, и его Досифей был необыкновенно убедителен: юркий, с мелкими, суетливыми движениями, насквозь поражённый вирусом религиозного фанатизма.

В предлагаемых вашему вниманию отрывках партию Досифея поёт Александр Огнивцев — один из лучших советских исполнителей этой партии. Огнивцев был внешне похож на Шаляпина и даже играл в связи с этим его роль в каком-то фильме, но, судя по воспоминаниям, сам был артистом несколько иного рода: скорее певцом, чем поющим актёром.

Его мощный, громогласный бас тоже мало походил по тембру на лёгкий и подвижный шаляпинский голос. Тем не менее, для этой партии (одной из коронных в репертуаре Шаляпина) Огнивцев нашёл свои, иные краски и даже, будучи ещё совсем молодым, успел получить за создание образа Досифея Сталинскую премию.

М. П. Мусоргский. Опера Хованщина . – 3 д. Ария Шакловитого…

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий