Гуманистический подход в психологии
Содержание
- 1 История становления и развития науки
- 2 Основоположники и последователи направления
- 3 Понятие гуманизма в педагогике
- 4 Общая характеристика гуманистической психологии К. Роджерса
- 5 Основоположники и последователи. Канва формирования
- 6 Критика
- 7 Управление и гуманизм
- 8 Чемпионаты и достижения
- 9 Гуманистическая психология: общие сведения
- 10 Работа психолога в этом направлении
- 11 Недирективный метод психологического консультирования
- 12 Признаки здорового человека по Маслоу
- 13 Сильные стороны
- 14 Разработка учения
- 15 Корни гуманизма
- 16 Принцип становления
- 17 Спортивное воспитание и гуманизм
- 18 Развитие месторождения
- 19 Историческая справка. От зарождения в 60-х и до наших дней
История становления и развития науки
Как самостоятельное направление, гуманистическая психология выделилась только к началу 60-х годов 20 века. В то время активно развивался бихевиоризм, которому эта школа начала противостоять.
Главное описание, методики, задачи гуманистической психологии раскрыл в своих трудах Абрахам Маслоу. Существует несколько культовых событий в истории развития этого научного направления:
- 1943 год — Маслоу сделал описание разработанной иерархии, которое описал в статье «Теория человеческой мотивации».
- 1951 год — была опубликована работа психолога Карла Роджерса — «Клиент-центрированная терапия».
- 1961 год — с этого времени начинает выпускаться журнал для последователей гуманистической психологии.
- 1971 год — американская ассоциация гуманистической психологии начинает входить в АПА.
Философской основой гуманистической психологии является экзистенциализм.
Основоположники и последователи направления
Представители гуманистической психологии:
- Карл Роджерс. Создал теорию личности, которая строится на положениях гум-ой. Основой жизни по его теории является желание реализовать врожденные возможности. Основой личности ученый считает реальность.
- Бюлер Шарлотта. Психолог из Германии, которая создала собственную периодизацию жизненного пути личности. Главный мотив — самореализация.
- Гордон Виллард Олпорт. Психолог из Америки, который изучал психологию личности. Ученый развивал собственную теорию личности, которая основывалась на самоактуализации, стремлении любого человека к тому, чтобы добиться чего-то существенного в жизни.
- Ролло Мэй. Еще один психолог из Америки, который выпустил множество работ, касающихся гуманистической психологии.
- Франкл Виктор. Психолог из Австрии. Разработал отдельное психологическое учение, главный постулат которого говорит о том, что развиваться личность начинает когда ищет смысл жизни.
- Абрахам Харольд Маслоу. Это один из главных основателей гуманистического направления в психологии. Он создал иерархическую модель мотивации, согласно которой у человека на протяжении всей жизни появляются определенные потребности.
Маслоу выделял такие потребности индивидов:
Личная безопасность. Любой человек желает чувствовать себя защищенным, избавиться от излишней тревожности, спокойно заниматься любимым делом.
Желание самоактуализации. Потребность постоянно достигать поставленных целей, успешно развивать собственные сильные стороны.
Потребность в почитании
Многие хотят получать всеобщее внимание, одобрение влиятельных людей.
Физиологические потребности. К ним относятся жажда, голод, половое влечение.
Потребности в любви
Любой рано или поздно захочет находиться рядом с другими людьми, получить признание.
Эстетические потребности. Желание жить в гармонии, соблюдать симметрию, следовать красоте.
Потребность в новых знаниях
Это важно для саморазвития.
Главной потребностью Маслоу считал самоактуализацию.
Понятие гуманизма в педагогике
Гуманизм представляет собой целостную концепцию человека как наивысшей ценности в мировом масштабе. Основным положением данной концепции является защита личностного достоинства, признание прав человека на счастье, свободу, развитие, проявление способностей.
Определение 1
Гуманизм – это совокупность ценностей и идей, которые утверждают значимость человеческого бытия и отдельной личности. В качестве системы ценностных ориентиров и установок гуманизм является общественным идеалом.
Определение 2
Гуманистическая педагогика представляет собой систему научных теорий, которая представляет воспитанника как сознательного, равноправного, активного участника учебно-воспитательного процесса, который развивается в соответствии со своими возможностями.
Каждый ребенок рождается особенным, не похожим на других. Но для получения посильного развития, достижения его максимально возможного уровня, определения своего место в жизни к нему на помощь приходят педагоги. Если природосообразная педагогика не требует приспособления к ребенку, то гуманистическая педагогика ставит ребенка в центр отношений и организует процесс так, чтобы он получил максимальное развитие.
Гуманистическую педагогику называют еще инновационной. Это инновация скорее для нашей страны. Западные системы достаточно давно начали движение в сторону гуманистической ориентации педагогики и поэтапно трансформируются в систему новых отношений педагог-ученик.
С точки зрения гуманизма цель воспитания заключается в том, чтобы каждый ребенок мог стать полноправным субъектом познания, деятельности, общения, свободной личностью. Степень гуманизации процесса воспитания определяется тем, насколько данный процесс создает возможности для самореализации личности, раскрытия природных задатков, формирования творческих начал и ответственности.
Общая характеристика гуманистической психологии К. Роджерса
Одним из виднейших представителей гуманистической психологии является Карл Роджерс, который понимал гуманистическую психологию как совокупность теоретических воззрений на личности человека и индивидуальность ее развития.
Предметом исследования К. Роджерса является неповторимая и уникальная личность, которая постоянно созидает саму себя, осознает собственное назначение в жизни и регулирует границы своей субъективной свободы.
Карлом Роджерсом в рамках гуманистической психологии была разработана «клиент-центрированная терапия», в основе которой лежит полное принятие клиентом ответственности за решение своих жизненных проблем. Именно благодаря данной терапии учение К. Роджерса является популярным и весьма востребованным и в настоящее время.
Все психологические теории, разработанные К. Роджерсом, являются основной для его психокоррекционных методик. Именно в них он делает основной упор на «самостоятельность» клиента, в решении собственных проблем. В этой связи, одной из главных задач психотерапевта является не навязывание своего мнения клиенту, а подведение его к правильному решению, которое клиент должен обязательно принять самостоятельно. Правильно организованная психотерапевтом работа способствует «озарению» клиента и помогает ему пересмотреть самооценку самого себя, своего поведения и действий. Такое переструктурирование способствует тому, что клиент постепенно налаживает взаимоотношения с окружающими, принимает самого себя и окружающих.
Замечание 2
Таким образом, согласно К. Роджерсу, основным мотивом поведения человека является его стремление к актуализации через реализацию собственных способностей. Стремление к самоактуализации является врожденным чувством каждого человека.
К. Роджер в своих исследованиях предпринял попытку структурировать самоактуализацию следующим образом:
- Представление о самом себе, своем «Я» и его месте в обществе, идеальная и реальная самость человека.
- Слушание и понимание – необходимо не просто слушать окружающих, но и понимать их, пытаться чувствовать то же, что и они. В этом случае можно не только выстроить взаимоотношения с человеком, но и обогатить собственный психологический опыт.
- Самость против идеальной самости – необходимо не просто понимать и осознавать свои недостатки, но и стремится к борьбе с ними.
Основоположники и последователи. Канва формирования
Гуманистическая психология наиболее тесно связана с именем Абрахама Маслоу. Именно ему принадлежит идея знаменитой пирамиды потребностей, в которой последние выстроены по строгой иерархии.
В основе его теории — идеи экзистенциализма, которые так или иначе прослеживаются во всех аспектах и постулатах психологической школы.
Маслоу был автором концепции целостной личности, предполагал, что все люди от природы позитивны и стремятся к постоянному развитию, а задача психологии как науки — помочь ему достичь желаемого уровня.
Карл Рэнсом Роджерс — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии. Википедия
Еще одна значимая персона для гуманистической психологии — Карл Роджерс. Он утверждал, что поведение человека обусловлено его внутренними мотивами и что человек свободен поступать так, как он хочет, и, следовательно, принимать прямое участие в определении своей судьбы.
Роджерс ввел в оборот термин «самоактуализация», который обозначает стремление человека к росту и развитию, заложенное в нем природой.
Роджерс считал, что человек по своей природе добр и его основное стремление — реализовать себя в социуме. Злые же порывы людей и негативные помыслы, по мнению ученого, хоть и существуют, но противоречат истинной сущности человека, являются ее извращением.
В своих рассуждениях Роджерс опирался на свой многолетний практический опыт в психотерапии.
Фотография Гордона Олпорта, американского психолога, разработчика теории черт личности
В рамках материала нельзя не упомянуть Гордона Олпорта, который ставил концепцию личности в противовес поведенческому (бихевиоризм) и инстинктивному (психоанализ) подходам.
✪ Олпорт имел за плечами опыт психотерапевтической практики, но сделал выбор в пользу изучения психики здорового человека. Причем он считал, что мало просто собрать факты и описать их: нужно еще привести их в единую систему и объяснить.
Оплорт называл личность системой открытой и саморазвивающейся, т.е. взаимодействующей с остальными членами общества.
Причем это взаимодействие он не считал стремлением достичь равновесия со средой, поэтому возражал против утверждения, что развитие — это адаптация и приспособление индивидуума к окружающему миру.
Виктор Франкл со своей женой Элеонорой Швиндт
Австрийский психолог Виктор Франкл создал концепцию логотерапии, основной постулат которой гласит, что движущая сила человека — это поиск смысла жизни.
В процессе поиска жизненного смысла, по Франклу, человек и удовлетворяет свою потребность в самореализации и развитии.
К представителям «третьей школы» также можно отнести Ролло Мэя, Эриха Фромма, Шарлотту Бюлер, называющую главным мотивом человека самореализацию, Эверетта Шострома, Фредерика Перлза и других важных дял психологии лиц.
Критика
Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.
Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.
Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.
Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.
Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.
Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.
Управление и гуманизм
Сегодня различные организации стремятся постоянно повышать уровень культуры своего персонала. В Японии, например, любое предприятие (фирма) является для своих сотрудников не просто местом зарабатывания средств для проживания, но и местом, которое объединяет отдельно взятых коллег в коллектив. Для него играют важную роль дух сотрудничества и взаимозависимость.
Организация – это продолжение семьи. Гуманистический подход к управлению рассматривается как процесс, создающий реальность, которая дает возможность людям видеть события, понимать их, действовать соответственно ситуации, придавая смысл и значимость собственному поведению. На самом деле правила – это средства, а основное действие происходит в момент выбора.
Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Гуманистический подход делает акцент на человеке, а не на организации
Для осуществления этого очень важно умение интегрироваться в существующую ценностную систему и меняться в новых условиях деятельности
Чемпионаты и достижения
- 2012: Премия AOCA Awakening за выдающийся вклад
- 2005/2007: титул чемпиона мира по версии WBC в суперсреднем весе (две защиты)
- 2002/2007: титул чемпиона мира по версии WIBA в суперсреднем весе (пять защит)
- 2004: титул IWBF среди женщин в полутяжелом весе
- 2002/2004: титул IWBF в женском суперсреднем весе (две защиты)
- 2002/2004: титул IBA в женском суперсреднем весе (четыре защиты)
Гуманистическая психология: общие сведения
Как отдельное течение, гуманистический подход в психологии заявил о себе в середине двадцатого века, как альтернатива бихевиаризму и психоанализу. К основателям гуманистической психологии относят Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, а к метрам — Гордона Олпорна, Ролло Мэй и ещё многих знаменитых деятелей. Кстати, под редакцией последнего вышла знаменитая книга-манифест «Экзестенциальная психология» (1959 году), которая является основополагающим сборником течения.
Предметами анализа, при этом, признаются не только упомянутая самоактуализация, творчество, ответственность, автономия, но и высшие ценности, любовь, нравственность, мораль. Психология и психика человека и его переживания, по мнению сторонников направления, не может быть оценено по принципу, которые используют естественные науки.
Поэтому было сформулировано пять основных идей гуманистической психологии:
- человек как целостность намного более значим, чем сумма его частей; таким образом, человек разумный не может быть объяснён путем объяснения частей его деятельности и функционирования;
- бытие личности всегда связано со взаимодействиями с другими личностями, то есть человек не может быть объяснён без учёта межличностного опыта;
- человек осознаёт, объясняет и анализирует себя всегда, поэтому не может быть истолкован психологией без учёта своего многоступенчатого осознания;
- у человека всегда есть выбор, поэтому нельзя рассматривать его вне собственного процесса: активного или умышленно пассивного, ибо он творит личный опыт;
- личность всегда обращена в будущее (она интенциальна), то есть имеет цель или мечту, ценностные ориентиры и смысл существования.
Также одной из самых популярных и актуальных разработок в сфере гуманистической психологии до сих пор является модель иерархии мотивации, изобретённая Абрахамом Маслоу. Он утверждал, что личность, подобно треугольнику приобретает с развитием семь уровней потребностей:
- первый (базовый) – физиологические: утолить жажду и голод, иметь возможность поспать и размножиться;
- второй – потребность в безопасности, как возможность выживания не только в физиологическом, но и психологическом смысле;
- третья – потребность в принятии (любви, дружбе, принадлежности к клану, общности);
- четвёртая – потребность в уважении (признании заслуг и умения, признание значимости человека);
- пятая – потребности познавательные (исследовать, понимать, знать);
- шестая – потребности эстетические (в гармонии, порядке, красоте);
- седьмая – потребность в самоактуализации: постановке и достижении целей, установлении приоритетов, личностном развитии.
Маслоу утверждал, что без удовлетворения низших потребностей, тяжело развиваются (или не развиваются вообще) более высокие потребности. Например, нехватка благ приводит к тому, что человек тратит все силы на нахождение пропитания. Если потребность в безопасности нарушается, то человек может не помышлять о потребности в гармонии. Существует так же «невроз существования».
Это когда основные потребности удовлетворяются без особого напряжения человека, а следующий уровень не является актуальным, как у избалованного ребёнка. Или же человек находится в активном поиске смысла жизни.
В зависимости от наиболее значимых и актуальных потребностей, можно выделить уровень личностного развития
А это важно для понимания и принятия личности такой, как она есть
Гуманистическая психология, то есть уманистическая теория личности Роджерса гласит, что любой организм стремиться заботится о своём существовании для того, чтобы сберечь и улучшить его. У человека существует представления о себе, которые он составляет на основании отношения других людей. И это «реальное Я». Так же есть представления о том, каким бы он хотел быть – «идеальное Я». Но, чем более человек хочет приблизится к идеалу, тем более он стремиться скрыть свои стороны, которые являются противовесом этому.
Это и есть проявление потребности в уважении. Но, таким образом накапливается разлад между реальными желаниями и внешними проявлениями. Это и приводит к неврозам. Чем более «реальное Я» находится в согласии с чувствами, мыслями и проявлениями, тем более оно гармонично, и тем более приближено к «идеальному Я».
Максимальный личностный рост происходит тогда, когда человеку н приходится притворяться и лгать; когда он может свободно выражать свои мысли, рассуждать. А в ответ получать принятие, без страха быть грубо осуждённым и подавленным. На этом и строится основа самого сеанса в рамках гуманистического направления.
Работа психолога в этом направлении
Терапевтическими факторами в работе гуманистического психотерапевта и психоаналитика являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако при кажущейся простоте гуманистическая теория базируется на серьезной философской и научной базе и применяет довольно широкий набор терапевтических техник и методик
Одно из главных заключений гуманистически-направленных психоаналитиков выражалось в том, что любая личность содержит в себе потенциал изменения мышления и восстановления психического состояния. При наличии определенных условий личность может свободно и в полной мере использовать этот свой потенциал. Поэтому деятельность психолога такой ориентации направлена, прежде всего, на создание положительных условий для интеграции личности в процессе консультативных встреч.
Психотерапевты, применяющие гуманистическую психологию, должны проявлять большую готовность слушать и гарантировать комфорт пациентам, позволяя делиться реальными эмоциями и чувствами. Эти психотерапевты должны убедиться, что они сосредоточены на том, что чувствует клиент, что они имеют четкое представление о проблемах клиента, а также обеспечивают теплую и принимающую атмосферу для клиента. Поэтому от специалиста требуется отказаться от предвзятого отношения к клиенту. Вместо этого делиться теплотой и принятием — это основа данного психологического направления.
Еще одним элементом гуманистической психологии является самопомощь. Психологи Эрнст и Гудисон были практикующими специалистами, которые применяли гуманистические подходы и организовывали группы самопомощи. Консультирование психолога стало ценным инструментом в гуманистической психологии. Консультация психологов также используется в группах самопомощи. Помимо психологического консультирования, гуманистическая концепция также повлияла на деятельность психологов по всему миру в целом. По сути, влияние данного направления было значительным в других областях психологической практики.
Недирективный метод психологического консультирования
Данный метод является одним из основных в гуманистической психологии. Впервые он был предложен К. Роджерсом, который назвал его клиент-центрированной терапией.
В чем же заключается применение данного метода? Как уже упоминалось, гуманистическое направление постулирует изначальную доброту каждого человека. Но позитивные качества становятся видны только при определенных условиях, когда индивид находится в атмосфере принятия, внимания. Именно это и делает психотерапевт на консультации.
Сеанс, таким образом, происходит в форме диалога. Терапевт понимает своего клиента, не осуждает его, не подвергает лишней критике. Это и становится одним из основных условий, обеспечивающих реабилитацию человека. Клиент осознает, что у него есть шанс свободно и открыто поговорить о накопившихся трудностях, выразить себя. Это позволяет более ясно понять события окружающего мира, повысить самооценку, найти путь из личностного кризиса.
Признаки здорового человека по Маслоу
Маслоу выделил движущие силы развития личности, которые свойственны здоровым людям. Это следующие признаки:
- Адекватность восприятия. Здоровый человек отличается более эффективным взаимодействием реальности. Он может отличить факты от своих страхов, желаний или общественного шаблонного мнения. Быстро разоблачает ложь;
- Спонтанность. Самоактуализирующийся человек отличается спонтанностью — но она проявляется скорее в его образе мыслей и воображении, нежели в поведении. Он соблюдает общественные нормы – но больше из уважения, чем их страха;
- Принятие. Психологически здоровый человек умеет принимать себя и других такими, какие они являются. Он способен также удовлетворять свои насущные потребности – в пище, сне и сексе. Из последнего логически вытекает, что он практически не подвержен отвращению;
- Служение, концентрация на проблеме. Здоровый человек не занимается лишним самокопанием – у него для этого слишком много дел. Свои проблемы он уже решил, и целиком посвящает себя делу;
- Отстраненность. Самоактуализирующийся человек не только не боится одиночества – он получает от него наслаждение. В сложной ситуации он способен от нее отстраниться, что часто расценивается окружающими как эмоциональная холодность или снобизм. Но на самом деле так здоровый человек защищает собственную психику;
- Автономия. Движущие силы развития личности заложены внутри самого здорового человека – поэтому он не нуждается в социуме, чтобы продолжать нормальную жизнедеятельность. Эта независимость дает самоактуализирущейся личности большую устойчивость при столкновении с трудностями;
- Свежесть восприятия. Здоровый человек способен находить новизну даже в обыденных вещах. Секс и вкусная еда доставляют ему не меньше удовольствия, чем музыка или природа;
- Высшие переживания. Маслоу называл их также «пиковыми» — это вдохновение, трепет, благодать. Для того, чтобы испытывать их, здоровые люди не нуждаются в алкоголе или наркотиках;
- Ощущение общности с человечеством. Здоровый человек способен испытывать сострадание и сопереживать. Его отношение к человечеству сравнимо с братским.
Помимо этого, здоровых людей отличают чувство юмора, наличие устойчивых моральных принципов, креативность, демократичность, а также избирательность во взаимоотношениях с людьми.
Сильные стороны
Гештальтпсихология — что это в психологии кратко
Не все психологи поддерживали новые взгляды. Многие относились к ним скептично из-за недостаточной доказательной базы. Со временем удалось выделить ряд преимуществ новой школы.
Гуманистическое направление влияет на все сферы жизни
Основное преимущество – это признание за человеком возможности управлять своей психикой. Приверженцы этого направления также уверены, что на индивида влияет окружающая среда. Представители школы смогли побороть множество стереотипов о психотерапии.
Например, миф о том, что у психолога ограниченный набор методов воздействия. С помощью гуманистического подхода человек может снять нервозность, улучшить свою жизнь.
Разработка учения
В 1950-е годы в психологии существовали две противоположные силы: бихевиоризм и психоанализ. Гуманистическая психология стала совершенно новым течением.
Бихевиоризм вырос из работ великого русского врача Ивана Павлова, особенно из работ по теории условного рефлекса, и заложил основы для этого направления в психологии в Соединенных Штатах. Бихевиоризм связан с именами Кларка Халла, Джеймса Уотсона, Б. Ф. Скиннера.
Авраам Маслоу позже дал бихевиоризму название «первая сила». «Вторая сила» вышла из работы Зигмунда Фрейда по психоанализу и психологии Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Карла Юнга, Эриха Фромма, Отто Ранка, Мелани Кляйн и других. Эти теоретики сосредоточились на «глубине» или бессознательном царстве человеческой психики, которое, как они подчеркивали, должно сочетаться с сознательным умом, чтобы создать здоровую человеческую личность. «Третьей силой» стала гуманистическая теория. Одним из ранних источников этого направления была работа Карла Роджерса, на которую сильно повлиял Отто Ранк. Он в середине 1920-х годов порвал с Фрейдом
Роджерс сосредоточил внимание на том, чтобы процессы развития личности привели к более здоровому, к более творческому, функционированию личности. Термин «актуализирующая тенденция» также был разработан Роджерсом, и являлся концепцией, которая в конечном итоге привела Аврааму Маслоу к изучению понятия самоактуализации как одной из потребностей людей
Роджерс и Маслоу, как главные представители гуманистической психологии, разработали эту теорию в ответ на психоанализ, который они считали слишком пессимистичным.
Корни гуманизма
Эпоха Возрождения в мировой истории ознаменовалась появлением новых идей.
Это революционное время противопоставило средневековому аскетизму ценность земного бытия, в основе которого лежала любовь к человеку и уважение к его личности.
Эпоха Возрождения принесла в мировую культуру много нового, в том числе и гуманизм
Данная концепция получила название гуманизм. Это новое мировоззрение имело огромное влияние на развития человечества и не только в педагогике.
Что такое гуманизм? Термин произошел благодаря латинским словам humanitas и homo, что в переводе означает «человечность» и «человек».
Любознательные и энергичные гуманисты Возрождения добивались права самим творить свою судьбу и развивать окружающий их мир, опираясь на духовную сторону собственной личности.
Наибольший вклад в развитие этого мировоззрения вложили: Алигьери Данте, Петрарка Франческо, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Марсилио Фичино, Томас Мор, Пьетро Паоло Верджерио и многие другие.
Мысли и идеи, высказанные в трудах этих людей новой эпохи, легли сначала в основу классического европейского образования, а затем и в современную педагогику, получившую в последствии название гуманистической.
В обществе с этого времени между понятиями воспитание и образование появилась тесная связь.
Главной целью гуманистического воспитания является развитие человеческой индивидуальности, которая неразрывно связана с природой ребенка.
Появилась новая система обучения, которая была направлена прежде всего на развитие творческих и коммуникативных способностей ученика, а также его самостоятельности при принятии решений.
Так что же такое гуманизм в педагогике? Это мы и рассмотрим подробнее.
Принцип становления
Один из наиболее важных принципов гуманистической психологии заключается в том, что человек постоянно находится в процессе своего становления. Например, студент выпускного курса университета будет отличаться от хихикающего модного первокурсника. По прошествии еще нескольких лет молодой специалист своего дела тоже будет отличаться от выпускника. Он сможет освоить новые жизненные пути, имеющие отношение к его карьере или, к примеру, семейной жизни.
Те люди, которые сознательно отказываются от своего становления, фактически отказываются от личностного роста. Они отрицают тот факт, что в них заложены возможности полноценного бытия. Согласно гуманистической психологии, большой ошибкой является отказ от возможностей сделать каждый миг своей жизни максимально насыщенным. Для психолога данного направления подобный взгляд является не чем иным, как извращением того, чем потенциально мог бы быть человек. Жизнь – непреложная ценность, и поэтому человек должен наполнять каждый миг существования смыслом.
Спортивное воспитание и гуманизм
В настоящее время гуманистический подход в обучении спортсмена исключает процесс подготовки и тренировки, когда спортсмен выступает в роли механического субъекта, достигающего результата, поставленного перед ним.
Исследования показали, что часто спортсмены, достигая физического совершенства, наносят серьезный вред психике и своему здоровью. Бывает, что применяются неадекватные нагрузки. Это работает как для юных, так и для зрелых спортсменов. В результате такой подход приводит к психологическим срывам. Но при этом исследования показывают, что возможности становления личности спортсмена, ее нравственных, духовных установок, формирование мотивации — безграничны. Подход, направленный на его развитие, может быть осуществлен в полной мере, если изменить ценностные установки как у спортсмена, так и у тренера. Такая установка должна стать более гуманной.
Становление у спортсмена гуманистических качеств – это процесс достаточно сложный и длительный. Он должен быть систематическим и требует от тренера (воспитателя, преподавателя) овладения технологиями воздействия высокой тонкости. Этот подход ориентирован на гуманистическую установку — развитие личности, ее психического, физического здоровья средствами спорта и физической культуры.
Развитие месторождения
Эти предварительные встречи в конечном итоге привели к другим достижениям, кульминацией которых стало описание гуманистической психологии как узнаваемой «третьей силы» в психологии (первая сила: психоанализ, вторая сила: бихевиоризм). Существенные события включали создание Ассоциации гуманистической психологии (AHP) в 1961 году и запуск Журнала гуманистической психологии (первоначально «Феникс») в 1961 году.
В ноябре 1964 года ключевые фигуры движения собрались в Олд Сэйбрук (Коннектикут) на первую пригласительную конференцию по гуманистической психологии . Встреча стала результатом сотрудничества между Ассоциацией гуманистической психологии (AHP), которая спонсировала конференцию, Фондом Хазена, который предоставил финансирование, и Уэслианским университетом , который принимал встречу. В дополнение к основателям гуманистической психологии; Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Джеймс Бугенталь и Карл Роджерс, на встрече присутствовали несколько академических профилей из гуманистических дисциплин, в том числе: Гордон Олпорт , Джордж Келли, Кларк Мустакас , Гарднер Мерфи , Генри Мюррей , Роберт Уайт, Шарлотта Бюлер , Флойд Матсон, Жак. Барзун и Рене Дюбо . Роберт Кнапп был председателем, а Генри Мюррей выступил с основным докладом.
Среди намерений участников было сформулировать новое видение психологии, которое, по их мнению, учитывало бы более полный образ человека, чем образ, представленный текущими тенденциями бихевиоризма и фрейдистской психологии . Согласно Aanstoos, Serlin & Greening участники не согласились с позитивистской тенденцией в господствующей психологии того времени
Конференция была описана как историческое событие, имевшее важное значение для академического статуса гуманистической психологии и ее будущих устремлений.
Впоследствии количество выпускных программ по гуманистической психологии в высших учебных заведениях увеличилось. В 1971 году гуманистическая психология как область была признана Американской психологической ассоциацией (APA) и предоставила собственное подразделение (Division 32) в рамках APA. Отдел 32 издает собственный академический журнал под названием «Психолог-гуманист» .
Основными теоретиками, которые, как считается, подготовили почву для гуманистической психологии, являются Отто Ранк , Абрахам Маслоу , Карл Роджерс и Ролло Мэй . На Маслоу сильно повлиял Курт Гольдштейн во время их совместной работы в Университете Брандейса. Писатели-психоаналитики также оказали влияние на гуманистическую психологию. Маслоу сам лихо признал свою «задолженность по Фрейду» в пути к психологии бытия Другие психоаналитические влияния включают работу Вильгельма Райха , который обсуждался по существу , «хорошо», здоровое ядро себя и характер анализа (1933), и Карл Густав Юнг «с мифологический и архетипический акцент. Среди других заслуживающих внимания лидеров движения — Роберто Ассаджиоли , Гордон Олпорт , Медард Босс , Мартин Бубер (близкий к Джейкобу Л. Морено ), Джеймс Бугенталь , Виктор Франкл , Эрих Фромм , Ханс-Вернер Гессманн , Амедео Джорджи , Курт Гольдштейн. , Сидни Джурар , Р. Д. Лэнг , Кларк Мустакас , Льюис Мамфорд , Фриц Перлз , Энтони Сутич, Томас Сас , Кирк Дж. Шнайдер и Кен Уилбер . Карл Роджерс изучал психоанализ до того, как развил гуманистическую психологию.
Историческая справка. От зарождения в 60-х и до наших дней
Направление возникло в 1960-х годах XX столетия в Америке в противовес бихевиоризму и психоанализу.
В 1957 году специалисты, соглашающиеся с первыми постулатами гуманистической психологии, стали организовывать семинары, посвященные актуальным психологическим проблемам и вопросам.
Чуть позднее, в 1961 году, появился «Журнал гуманистической психологии», а еще позднее, в 1970 году, была организована международная ассоциация «За гуманистическую психологию».
✪ Основной идеей представителей новой школы было изучение человека и человеческой психики, не оперируя техническими методами и приемами, а ведя живой диалог психолога с клиентом. Только так, по мнению Роджерса, Маслоу, Олпорта и других, человек может найти самого себя.
У истоков основания науки стоит группа ученых во главе с Абрахамом Маслоу, которая приложила все силы к созданию уникального, совершенно нового подхода к психологии.
Маслоу откровенно критиковал существующие представления о человеке и называл их недалекими и токсичными. Он заявлял, что психология все больше делала акцент на отрицательных, слабых сторонах человеческой психики, нежели на сильных.
В противовес этому, Маслоу настаивал, что изучать нужно психологию психического здоровья, т.е. психику положительных эмоций и состояний, а не только психических расстройств, депрессий и тому подобное.