Гоголь николай — коляска
Содержание
- 1 Краткое содержание «Коляски» Н. В. Гоголя
- 2 Очень краткое содержание рассказа «Маленький принц»
- 3 «Вий»: краткое содержание повести
- 4 Действия, действия и еще раз действия
- 5 ЯВЛЕНИЕ IV
- 6 Происхождение Поприщина
- 7 Нарастающая страсть
- 8 19 комментариев
- 9 2 вариант
- 10 Особенности содержания голошеек
- 11 Майор Ковалев – герой повести Н. В. Гоголя «Нос»
- 12 Главные герои
- 13 Понравился ли пересказ?
- 14 Поприщин мнит себя испанским королем
- 15 Характеристика Ковалёва
- 16 Тема: Проблематика и художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя «Нос».
- 17 Отрывок, характеризующий Коляска (повесть)
Краткое содержание «Коляски» Н. В. Гоголя
Итак, о чем же повесть Гоголя? Опишем в сокращении краткое содержание «Коляски». Маленький провинциальный город живет скучной и однообразной жизнью. Упитанные свиньи вальяжно гуляют по улицам, заборы и дома окрашены в кислые цвета, а рынок, неинтересный и не оживленный народом, наводит тоску. Начальство в городе ведет сонный и ленивый образ жизни.
Смотреть галерею
Когда в город въезжает полк кавалерийских солдат во главе с генералом, провинциальное местечко начинает оживать. Но изменения эти странные. Кавалеристы ведут себя так, словно не отличаются от местных жителей: играют в карты и пьют вино, носят серые шинели и фуражки, сливаясь с местным пейзажем.
Действие начинает происходить, когда генерал приглашает на званный обед аристократов городка. Пригласили и Пифагора Пифагоровича Чернокутского. Когда-то он был кавалеристом, но из-за маленького скандальчика ему пришлось уйти в отставку. Он удачно женился на милой девушке с хорошим приданным, которое бывший кавалерист тратит направо и налево. Пифагор покупает для себя дорогие вещи, чтобы соответствовать высокородному обществу и иметь статус в глазах местных аристократов.
Когда завершился обед, генерал показывает гостям свою гордость – кобылу, которую зовут женским именем Аграфена Ивановна. Генерал сожалеет, что не может найти коляски для лошади. Услышав проблему, Чернокутский предложил свою помощь, он давно мечтал спихнуть кому-нибудь свою старую коляску. Пифагор Пифагорович приглашает офицеров и генерала на следующий день заглянуть к нему домой, чтобы отобедать и посмотреть на товар.
Всю ночь Чернокутский пил и играл в вист, пришел домой под утро и совсем забыл про обещание, которое дал генералу. Жена до полудня приводит себя в порядок, а затем, вспомнив, что муж еще спит, будит его. И он сообщает, что скоро приедет генерал на обед. Жена с ужасом восклицает, что ей нечем кормить гостей – продуктов нет в доме. Тут и подъезжает генерал со свитой. Испугавшись позора, Чернокутский прячется в коляске. Жена говорит появившемуся генералу, что мужа нет дома. Офицеры и генерал машут руками, говоря, что мы и без него оценим коляску. Гости заходят в сарай. Генерал видит, что экипаж старый и несолидный, открывает дверцу и видит внутри коляски Пифагора Пифагоровича. Финал очевиден: генерал с раздражением хлопает дверью и уезжает с офицерами подальше от дома Чернокутского.
Очень краткое содержание рассказа «Маленький принц»
“Маленький принц” — легендарное произведение Антуана де Сент-Экзюпери, которым восхищается уже не одно поколение читателей. Сказочный рассказ о маленьком мальчике пришелся по душе очень многим.
Маленький мальчик в 6 лет нарисовал удава, который проглотил слона. Взрослые смотрели на этот рисунок и говорили, что на бумаге нарисована шляпа и советовали маленькому мальчику лучше изучать математику и историю, а не заниматься ерундой.
Мальчик вырос и выучился на летчика. Совершая свой очередной полет, его самолет поломался прямо над Сахарой, и ему пришлось совершить экстренную посадку. Там он встречает маленького мальчика, который просит летчика нарисовать ему барашку. Герой рисует, но ни один рисунок мальчику не нравится. Что делает герой? Он рисует ящик и говорит, что барашка сидит в этом ящике. Мальчику очень нравится этот рисунок и он рассказывает главному герою, откуда он прибыл. Маленький принц хотел себе барашку, чтобы тот кушал баобабы, которые полностью захватили его планету, с которой можно увидеть закат 43 раза на день.
Далее Маленький принц рассказывает о своем любимом цветке — розе. После этого мальчик путешествует по соседних астероидах. На первом астероиде живет король, мантия которого закрывала всю планету. На втором — человек, который требует от других признания и верности. На третьем живет человек, который пьет для того, чтобы забыть, как стыдно пить. На четвертом астероиде живет человек, пересчитывающий звезды, но по факту ими не владеющий. На пятой планете, на которую попадает Маленький принц, живет человек, который постоянно то зажигает, то тушит фонарь. На шестой планете главный герой встретился с географом, который ничего не зная о собственной планете, только и говорит, что о реках и горах.
Маленький принц по совету географа отправляется на Землю, где встречает Змею, которая советует ему покинуть Землю. Для него эта планета показалась очень странной — здесь есть эхо и горы, с которых нельзя увидеть всю планету целиком
Дальше мальчик знакомится с Лисом — тот просит Принца о том, чтобы приручить его, ведь он так хочет быть кому-то нужным! Он говорит, что на земле много разных роз, но для Принца самой желанной и нужной будет всегда только его Роза, за которую он в ответе.
Дальше принц повстречал стрелочника, который рассказал Принцу о том, что уезжая куда-то, люди не любуются видом из окна, а только спят и зевают. Только дети видят в проплывающих пейзажах магию и таинственность.
Слушая интересные рассказы Маленького принца, главный герой обнаруживает, что у него не осталось воды. Мальчик предлагает пойти поискать воду, и утром они находят колодец. Там они разговаривают о том, что на самом деле можно стать счастливым из-за цветка или глотка холодной воды. Позже летчик рисует намордник для барашки и отдает ему все свои рисунки. Герой понимает, что мальчик очень хочет вернуться на свою планету, и из-за этого грустит.
На следующий день он видит такую картину: Принц стоит у стены, а возле него маленькая желтая ядовитая змея, которая хочет укусить мальчика. Он говорит, что желает сегодня вечером вернуться на свою планету, и что звезды, которые ничего не значат для королей, географов и других персонажей, которых он повстречал на своем пути, будут напоминать ему о летчике.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.3 / 5. Количество оценок: 6
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
«Вий»: краткое содержание повести
Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.
Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут.
Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму. За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встает из него, но слышится отдаленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.
Днем бурсак спит, пьет горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несет по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесов ское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.
Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» — кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжелыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остается навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги.
Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.
Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель В. М. Сотников
Действия, действия и еще раз действия
Поставив цели и подобрав подходящие варианты для развития, не медля, начинайте действовать. Этот шаг можно назвать самым важным, т.к. от него зависит, сумеете ли вы достичь цели. Действия будут заключаться в чтении книг, просмотре видео материалов, прохождении курсов, поиске и усвоении новой информации, а также в практическом применении того, что вы узнаете из выбранных источников. Любое изменение (а саморазвитие — это изменение в самом чистом виде) требует трудозатрат. Поэтому вам придется попотеть, чтобы начать двигаться вперед. Это можно сравнить с тем, как ракета преодолевает притяжение, чтобы оторваться от земли и выйти в космос.
Сначала используется максимум энергии и топлива, чтобы подняться вверх, но по мере подъема лететь ей становится все легче, и в результате остается только подправлять курс. Точно так же и с саморазвитием — преодолевая лень, границы зоны комфорта и свое «не хочу» или «не могу», вы перебарываете самого себя, чтобы стать сильнее и лучше. И нужно смело идти вперед. В итоге станет проще, и чтобы развиваться, вам останется просто время от времени корректировать направление движения. А чтобы двигаться было легче, постоянно вспоминайте, ради чего вы все это затеяли. При достижении даже самых незначительных результатов сравнивайте их с теми, которые были до того как вы начали заниматься саморазвитием (в особенности этот совет подходит для начинающих). Процесс самосовершенствования — это процесс непрерывный, но чем больше вы будете прилагать усилий, тем легче оно будет вам даваться.
И, раз уж мы упомянули о лени, дискомфорте, нежелании и других вещах, способных сказаться на саморазвитии отрицательно, есть смысл более предметно коснуться помех на этом непростом, но очень интересном пути. Столкнуться с ними может каждый.
ЯВЛЕНИЕ IV
Алексей
иГаврюшка .
Алексей
. Что, издалека едете?
Гаврюшка
. А из Рязани.
Алексей
. А сами тамошней губернии?
Гаврюшка
. Нет, сами из Смоленской.
Алексей
. Так-с. Так поместье-то, выходит, в Смоленской губернии?
Гаврюшка
. Нет, не в Смоленской. В Смоленской сто душ да в Калужской восемьдесят.
Алексей
. Понимаю, в двух, то есть, губерниях.
Гаврюшка
. Да, в двух губерниях. У нас одной дворни: Игнатий буфетчик, Павлушка, который прежде с барином ездил, Герасим лакей, Иван – тоже опять лакей. Иван псарь. Иван, опять музыкант, потом повар Григорий, повар Семен, Варух садовник, Дементий кучер. Вот как у нас.
Происхождение Поприщина
Герой повести находится в угнетенном состоянии уже в начале сюжета. Диагноз, с которым он попадает в больницу, – мания величия. Некоторые признаки этого заболевания читатель видит уже после прочтения первых станицы книги. Поприщин невероятно гордится своим дворянским происхождением. Более того, он свято верит в то, что заниматься столь важным делом, как переписывание документов, может только аристократ. Эти несуразные мысли становятся предвестниками тяжелой болезни. Состояние чиновника усугубляется влюбленностью в дочь начальника. Постепенно Поприщин начинает видеть то, чего в действительности не существует.
Нарастающая страсть
Вскоре все в департаменте заметили огромную страсть Поприщина к дочке директора. И тогда заведующий отделением пригласил его к себе и отчитал его за непристойное поведение. Аксентий Иванович решил, что начальник просто завидует ему, потому что ему 42 года, он дворянин и может дослужиться еще до полковника.
Поприщин мечтал о Софи, ему так хотелось заглянуть в замочную скважину ее комнаты и увидеть, как у нее там, и в какой роскоши она там живет. И тут его озарило — он вспомнил разговор двух собачек. Тогда он пошел по тому адресу и решил допросить собачку Фидель. И, может быть, ему удастся перехватить письма Меджи. Так все и случилось. Он зашел в дом Зверкова и поднялся на этаж. Дверь ему открыла девушка с веснушками, она была в растерянности от увиденного, так как Поприщин сразу же подошел к лукошку и взял спрятанные в нем бумаги. Собака попыталась его укусить, но все было тщетно.
Вечером он уже наслаждался перепиской. Оттуда он узнает много нового о своем директоре и о его дочке Софи, за которой почему-то стал ухаживать камер-юнкер. Аксентий Иванович сразу так расстроился, что разорвал все бумаги в клочья.
19 комментариев
2 вариант
Повесть «Нос» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в первой половине 19 века. Произведение является сатирой на несправедливость общественного уклада страны. Реальное и фантастическое тесно переплетается в повести Гоголя.
В основе повести лежит фантастический сюжет: событие, которое произошло с главным героем – майором Ковалевым. Проснувшись утром, Ковалев обнаруживает загадочную пропажу носа со своего лица. В это же время цирюльник Иван Яковливович, находит нос майора в только что испеченном хлебе. Гоголь использует в повести прем гротеска. По мере развития сюжета, абсурдность событий связанных с носом Ковалева нарастает. Нос оказывается олицетворенным. Он ведет себя как человек, по мундиру и шляпе с плюмажем, Ковалев обличает в нем статского советника. Нос майора посещает церковь, гуляет по улицам, даже собирается уехать в Ригу. Но самое необычное, что жители города, да и сам Ковалев, относятся к этому обыденно, появление носа в мундире совершенно не удивляет и не трогает их.
Реальность в повети «Нос» описана писателем, как в деталях, так и крупным планом. Характеристика героев, их быт, общественная жизнь – все это соответствует действительности того времени. Также ощущение правдоподобности добавляют даты: нос отсутствовал ровно две недели с момента своего исчезновения. Отдельным героем повести является Петербург. Мистический, странный, полусумасшедший город занимает центральное место в повествовании. Именно Петербург, город, где цену человеку предают вещи, звания, мундиры, а не мысли и чувства, становится местом, где и происходят фантастический события повести. Призрачная петербуржская жизнь, во всей ее противоречивости правилам и нормам человеческого существования предоставлена в повести «Нос».
Автор поднимает в произведение актуальные для своего времени проблемы. Гоголь обращается к фантастической форме изложения, чтобы показать всю комичность и нелепость общественного уклада страны. Главный герой повести Ковалев стремится к успешной карьере, для него потеря носа является настоящей трагедией. Однако «трагедия» заключается лишь в том, что без носа ему не появится в официальном учреждении, не прогуляться по проспекту, не посетить светское общество. Для героя, также как и для общества, большое значение имеет социальный статус, а не душевные качества.
Весьма интересно, что нос опережает главного героя по «карьерной лестнице» на три ранга. Напыщенный нос – это имидж, созданный Ковалевым. В повети Гоголя он может существовать отдельно от личности: нос начинает жить полноценной жизнью, а единственным препятствием для поездки за границу становится фальшивый паспорт. А вот личности без имиджа приходится очень трудно: гоголевский герой оказывается совершенно потерян, он не может вести прежнюю светскую жизнь. Таким образом, высокое положение и чин личности в повести Гоголя ценятся больше самой личности.
Особенности содержания голошеек
Несмотря на голые участки кожи, куры хорошо переносят перепады температур и неприхотливы в уходе, но заводчикам таких кур все же следует знать о некоторых особенностях их содержания.
Голошейная курица зимой
Майор Ковалев – герой повести Н. В. Гоголя «Нос»
Майор Ковалев — характеристика персонажа
МАЙОР КОВАЛЕВ — герой повести Н. В. Гоголя «Нос» (1833-1836). Имя М. К. заключает в себе двойную семантику образа: с одной стороны, шаблонную и общераспространенную фамилию (укр. коваль — кузнец; ср. поговорку: «кузнец своего счастья»), с другой — имя и отчество (Платон Кузьмич), содержащее одновременно иронический намек на греческого философа Платона и пародийно диссонирующее отчество простоватого Кузьмы, что в тона М. К. не помышляет ни об идеализме, ни о платонической любви. Его философия, как у Хлестакова (и Пирогова), «срывать цветы удовольствия». М. К.— «кавказский» коллежский асессор (чин 8-го класса соответствовал майору в военной табели о рангах). На Кавказе этот чин получить было проще, туда, съезжались за чином молодые титулярные советники. М. К. именует себя майором необоснованно, ибо по указу Екатерины II от 15 — ноября 1793 г. статские не имеют права именовать себя воинскими чинами. Следовательно, сущность образа М. К.— амбиция, самолюбие, сознание иерархического ранга в качестве незыблемого жизненного закона: «Он мог простить все, что ни говорилось о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию».
Образ М. К. распадается надвое: он сам и его Нос. Двойник М. К. (Нос) метонимически отделяется от своего носителя. Гротескные приключения Носа, как телесного показателя амбиции М. К., иронически обыгрываются Гоголем в духе назидательного рассказа о справедливо наказанном тщеславии. Притом Нос М. К. на три чина выше М. К. и служит по другому ведомству, что разрушает стройный мир иерархического порядка в сознании М. К. Таинственные и мистические силы жизни бросают несложное бытовое существо, занятое исключительно пошлыми, материальными проблемами, в вихрь жестоких испытаний, оканчивающихся ничем (С. Бочаров). М. К. попадает в центр так называемой «миражной интриги» (Ю. Манн), «вступает в конфликт с собственным носом» (Г. Гуковский). От исхода этой борьбы зависят все блага жизни для М. К. Цирюльник М. К. Иван Яковлевич обнаруживает нос запеченным в хлебе, узнает, чей это нос, пытается избавиться от него, бросив его в Неву. Сам М. К. находит себя без носа, глядясь в зеркало (устойчивый гоголевский мотив разоблачения). Портрет М. К.— «фигура фикции» (А. Белый), так как он строится на отсутствии носа: «У него вместо носа совершенно гладкое место!» Пародийно уравновешивают отсутствие носа только бакенбарды: «эти бакенбарды идут по самой средине щеки и прямехонько доходят до носа». М. К. бежит искать свой нос, видит его разъезжающим в карете: «Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротничком; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника». Нос молится в Казанском соборе, не желает разговаривать с М. К., униженно просящим, чтобы Нос вернулся на законное место. В поисках собственного носа М. К. едет к обер-полицмейстеру, затем в газетную экспедицию давать объявление о пропаже своего носа, к частному приставу. Злоключения М. К. наполняют метафору носа многообразными смыслами: намеками на распутство М. К. («Если же встречал какую-нибудь смазливенькую, то давал ей < …> секретное приказание, прибавляя: «Ты спроси, душенька, квартиру майора Кова — лева»), на связь с возможным сифилисом 241 (М. К. видит в церкви «сестер по несчастью»: ряд нищих старух «с завязанными лицами и двумя отверстиями для глаз, над которыми он прежде так смеялся»). Искания вице-губернаторского или экзекуторского места, а также женитьба без носа невозможны. М. К. решает, будто его нос с помощью колдовства испортила штаб-офицерша Подточина, на дочери которой он обещал жениться, но оставил мать и дочь «с носом». Наконец, нос приносит М. К. полицейский чиновник, перехвативший нос на границе по пути в Ригу: «И странно то, что я сам принял его сначала за господина. Но, к счастью, были со мной очки, и я тот же час увидел, что это был нос». Доктор отказывается пришивать нос, предлагает положить в банку со спиртом и продать. Слухи вокруг путешествующего по Петербургу Носа разрастаются и собирают любопытных. Нос с прежним прыщом (двойная метонимия) вдруг опять оказывается на лице М. К. Нос М. К. в ранге статского советника — превратившаяся в персону и отделившаяся от М. К. воплощенная мечта, мыслимый предел его тайных амбициозных желаний, что объясняет претензии М. К. на вице-губернаторское место, не соответствующее чину. Образ Носа, таким образом, тождествен другим трагикомическим гоголевским персонификациям социальной неполноценности персонажей: шинели Башмачкина, короны испанского ко
Главные герои
Главным героем произведения Гоголя «Заколдованное место» является дед Максим. Это пожилой, но всё же крепкий старик, который, по словам рассказчика, был человеком весёлым, задорным, жизнерадостным и интересным. Он хозяйственный и хорошо присматривает за своим баштаном. Любит повеселиться, пошутить, иногда — прихвастнуть. Отличается дружелюбием и гостеприимством, угощает гостей дынями и старается всячески их развеселить. Обожает слушать рассказы приезжающих чумаков: для него это всё равно, что голодному галушки. Также любит понюхать хорошего табаку.
Своих внуков старик называет «собачьи дети», порой ворчит и бранится, но ясно, что все они его любимцы. Именно для них он старался принести клад, чтобы купить им бублики и золотые жупаны. Внуки тоже любят его в ответ. Иногда он не прочь подшутить над ними.
Яркости образу деда придаёт его необычная и колоритная манера речи. Его можно назвать смелым и отчаянным человеком, он не боится даже чёрта, ругает и проклинает нечистую силу: «А, шельмовский сатана!». Старик привык всегда доводить начатое дело до конца: оставив клад, на другой день он никак не может забыть об этом.
Можно сказать, что дед Максим в некоторых моментах является комичным персонажем: например, когда он ползёт к дому с котлом в руках, будто бочка лезет, а мать выливает на него помои, он выглядит забавно. В произведении присутствуют и другие персонажи, которые являются второстепенными:
Внуки деда. Одиннадцатилетний Фома, Остап и ещё один их брат — озорные мальчишки, которые гоняют по баштану воробьёв и живут в раздолье, наедаясь за день огурцов, дынь, репы, арбузов. Беспокоятся о деде, когда он надолго пропадает куда-то.
Мать мальчишек. Рабочая и хозяйственная женщина, которая приходит к детям из хутора и приносит им горшок горячих галушек. По ошибке вылила на деда помои.
Чумаки Болячка, Крутотрыщенко, Печерыця, Ковелек, Стецько и другие. Весёлые рассказчики, которые хорошо знают деда, не прочь отдохнуть перед его куренем, покурить люльки и поговорить, хотя порой беседа может растянуться на несколько часов.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Поприщин мнит себя испанским королем
Окончательно повреждает рассудок главного героя несчастная любовь, а также тревожные сообщения различных газет. Волнует Поприщина попытка в связи со смертью испанского короля упразднить престол. А вдруг он и есть тайный наследник, знатный человек, которого почитают и любят окружающие? Мавра, чухонка, служащая Поприщину, узнает новость первой. Этот «испанский король» после трехнедельного прогула заходит наконец к себе на службу, не встает перед директором, ставит на бумаге подпись «Фердинанд VIII», а затем пробирается в квартиру своего начальника, пытается объясниться с девушкой, при этом делая открытие, что дамы влюбляются лишь в черта.
Характеристика Ковалёва
Платон Кузьмич Ковалёв — майор, образ которого для читателя становится двойным: сам чиновник и его нос. Нос вскоре совсем отделяется от своего хозяина и даже добивается продвижения на службе, получая чин на три ранга выше. Пародийно описывает автор не только его путешествия, но и то, как нашёл себя Платон Кузьмич без него. Так, на лице его, где должен был он находиться, было лишь только гладкое место.
Поиски приводят Ковалёва к тому, что он видит, как тот разъезжает на богатой карете, да ещё и одет в шикарный мундир. Нос воплощает в жизнь мечты своего хозяина, а вот сам Ковалёв пытается найти причины своего состояния. Он не понимает, что все его поведение, грязное и распутное, привело к нынешнему положению.
Гоголь показывает, что душа этого человека мертва. Для Платона Кузьмича главное в жизни — это почитание чинов, продвижение по службе и угодничество перед начальством.
Тема: Проблематика и художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя «Нос».
предмет: русская литература
Класс: 10
Урок № 10
Тема: Проблематика и художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя «Нос».
Цели урока: выявить нравственные проблемы и художественные особенности произведения; понять, какую идею писатель зашифровал в истории о носе майора Ковалёва.
Видеоматериал: https://www.youtube.com/watch?v=-ZIFAEQbsEs
Учебник: Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс. ООО «Русское слово — учебник», 2012. http://www.belgtis.ru/images/obuch/pm/LiteraturaklasschastSaharovVIZininSA.pdf
Конспект урока:
1. Основные понятия:гротеск, трагикомедия.
2. Проблематика повести. Гоголь, написав достаточно абсурдную историю о таинственном исчезновении, перевоплощении и счастливом возвращении носа, затронул многие проблемы своего времени, которые раскрывают пороки общества и личности. Рисуется чудовищная власть и процветание в обществе чиномании и чинопочитания, карьеризма, искажающих подлинный смысл жизни человека.
3. Художественное своеобразие. Сатирическая основа повести «Нос» приобретает особую окраску вследствие искусного введения в неё фантастики. Совершенно невероятное переплетается в произведении с самым обычным, повседневным реальные герои и сказочно разгуливавший по Петербургу Нос. Абсурдность действительности определяет и абсурдность формы ее
художественного воплощения. В повести использован весьма богатый писательский инструментарий.
Для усиления выразительности Н.В. Гоголь применяет гротеск (художественный приём, с помощью которого автор изображает людей и события в фантастическом, уродливо-комическом виде). Нос становится независимым от владельца, занимает видное общественное положение и даже собирается бежать за границу.
Писатель прибегает и к гиперболе. Комическое преувеличение характерно для изображения взаимоотношений людей разного социального уровня. Ковалёв боится подойти к Носу, а Иван Яковлевич с неимоверным трепетом и волнением начинает относиться к своему клиенту после приключившегося.
Ирония направлена в основном на оценку характера и поведения персонажей. Например, «Доктор … имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Так автор поставил в один ряд и внешнюю особенность лица доктора, и его жену, намекая на ничтожность женщины, которая лишь прилагается к мужу как бакенбарды.
Чтобы показать на контрасте парадоксов всю порочность и малодушие петербургского общества, Н.В. Гоголь написал данное произведение в новом для того времени жанре — фантастическом реализме.
3. Просмотр видеопрезентации. Характеристика майора Ковалёва.
4. Вывод. Создавая гротескную ситуацию, Н.В. Гоголь срывает маску с уродливых явлений действительности, убеждая читателей в том, что достоинство личности определяется не положением в обществе, а исключительно нравственными качествами. Он надеялся, что современники узнают своих знакомых или даже самих себя в героях произведения, ужаснутся ничтожности человека и задумаются об истинных духовных ценностях.
Тесты для самоконтроля
1. В каком городе происходили события повести «Нос»:а) В Москве; б) В Екатеринбурге; в) В Петербурге.
2. Что воскликнув Ковалев, проснувшись без носа:а) «Чёрт знает что, какая дрянь! Лучше бы не было руки» б) «Чёрт знает что, какая дрянь! Лучше бы не было ноги» в) «Чёрт знает что, какая дрянь! Хотя бы уже что-нибудь было вместо носа, а то ничего!..»
3. О ком из героев повести идет речь в цитате: «По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника»: а) об Иване Яковлевиче; б) о носе Платона Ковалева; в) о квартальном надзирателе.
4. Почему Ковалеву отказали в просьбе разместить в газете объявление о пропаже носа:а) Ковалеву не поверили, что у него пропал нос; б) это помешало бы приставу задержать нос Ковалева; в) это могло бы испортить репутацию газеты.
5. Кому из героев принадлежат слова: «у порядочного человека не оторвут носа … много есть на свете всяких майоров, которые не имеют даже и исподнего в приличном состоянии»:а) частному приставу; б) квартальному надзирателю; в) Ивану Яковлевичу.
6. Что хотел подчеркнуть Гоголь тем, что Ковалев по сюжету произведения потерял именно нос:а) Гоголь просто хотел развеселить читателя; б) душевную и умственную бедность героя; в) то, что нос — это самая важная часть лица человека.
7. В чём внезапно признаётся нам сочинитель?
а) что всё произошедшее совершенно невероятно;
б) что он видел сбежавший нос своими глазами;
в) что в этой истории много неправдоподобного, но такие случаи, хоть и редко, но бывает.
Ответы: 1)- в; 2)- в; 3)-б; 4)-в; 5)-а; 6)-б; 7)- в
Критерии оценивания:
За каждый верный ответ – 1 балл
«5» | «4» | «3» | «2» |
7 баллов | 6 баллов | 4-5 баллов | 3 балла |
Отрывок, характеризующий Коляска (повесть)
Приди, утиши муки моего мрачного уединения И присоедини тайную сладость К этим слезам, которых я чувствую течение.] Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого. Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли. – Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери. – Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают! Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях. Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину. – Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна. Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.