Слово о полку игореве — величайший памятник древнерусской литературы

РАСШИФРОВКА МАРКИРОВКИ СВЕЧЕЙ NGK

Популярные сочинения

  • Моя бабушка сочинение (2, 3, 4, 5, 7, 10 класс) Сегодня я хочу рассказать о своей бабушке. Она у меня самая лучшая, именно поэтому я решил рассказать вам про нее.
  • Как я однажды удил рыбу сочинение для 5 класса Рыбная ловля в наши дни является очень популярным занятием. Удить рыбу любят как маленькие дети, так и взрослые. С раннего детства (мне тогда было около пять лет) отец постоянно брал меня с собой на рыбалку
  • Может ли поражение стать победой? — сочинение 11 класс Каждый человек хочет побеждать во всем, чего касается, но к сожалению, так бывает не всегда. Кто-то стремится к победе в разных конкурсах и отборах, а кому-то достаточно просто побороть свою лень

Как подобрать главную мысль сочинения?

Итак, что же мы понимаем под термином “главная мысль”?  Главная мысль – это основной тезис, который доказывается всем сочинением.  Из формулировки главной мысли должно быть понятно, о чём говорится в сочинении(предмет речи) и что самое главное об этом говорится  (признак предмета речи)

Рассмотрим пример главной мысли сочинения: тема человечности (предмет речи) помогает автору раскрыть образ главного героя(признак предмета речи).

Важно!
Все части сочинения должны быть подчинены главной мысли.

Перед тем как начать работу обязательно сформулируйте главную мысль и продумывайте структуру сочинения исходя из неё. Вы можете и не записывать главную мысль так как можете выразить её и в подтексте. Самая главная ваша задача задавать себе вопрос “Имеет ли отношение к главной мысли то, о чём я пишу?”

Пишите так как пишется. Не категорично сначала составлять план и продумывать композицию, подбирать тезисы

Важно не отходить далеко от основной мысли. Периодически останавливайте себя, задаваясь вопросом: “О чём это я?”

Уже после можно поработать с записями, упорядочить абзацы и навести порядок.

Основная мысль должна исходить из темы сочинения

Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении).

Примеры таких тем. “Образ Коробочки в поэме Гоголя “Мертвые души”; “Роль пейзажа в пьесе “Гроза”; “Проблематика романа-эпопеи “Война и мир”; “Судьба Чехова”; “Что такое романтизм?”.

Тема может задавать признак предмета речи (самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан). Примеры таких тем. “Над чем смеемся, читая Гоголя?”; “Мой любимый литературный герой”; “Кто из героев романа “Отцы и дети” прав?”.

Тема может задавать всю главную мысль (предмет речи + признак предмета речи). Примеры таких тем. “Катерина Кабанова – луч света в темном царстве”; “Наташа Ростова – моя любимая героиня”; “Чехов – гениальный драматург”.

В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов.

Примеры таких тем. “Нам не дано предугадать…”; “Только вперед, только на линию огня…”; “Размышления над страницами любимой книги”.

Что делать если сложно уловить главную мысль?

Давайте рассмотрим этот случай. Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи: “Образ Катерины Кабановой в пьесе “Гроза”. Эта тема задает предмет речи сочинения.

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: “Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?” Вас никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: “Образ Катерины Кабановой – образ революционерки в русской литературе середины 19 века”. Можете иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: “Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским”.

Возможные главные мысли сочинения:

Евгений Онегин – мой любимый литературный герой.

Воланд– мой любимый литературный герой.

Сережа Каховский– мой любимый литературный герой.

Пьер Безухов– мой любимый литературный герой.

Николай Стоврогин– мой любимый литературный герой.

Плюшкин– мой любимый литературный герой.

Мальчиш-Кибальчиш– мой любимый литературный герой.

Павка Корчагин– мой любимый литературный герой.

Кот Матроскин– мой любимый литературный герой.
Если экзаменатор или преподаватель уже все решил за тебя и задал тему, в которой есть и предмет речи и его признак, то больше ничего не остается, как начать развивать готовую главную мысль.

Можно ли узнать, какую главную мысль желает видеть экзаменатор?

Язык выдает позицию человека. Даже придумывая тему, преподаватель может открыть свое отношение к тому, о чем тебе предстоит написать. Внимательно прочитайте каждое слово, если повезет, вы можете понять, чего от вас ждут.

Ближе к жизни. Вот реальная тема: “Какими образами, мыслями, чувствами обогатила меня русская классическая литература”. Человек, задавший такую тему, не может согласиться с существованием такой позиции, что русская классика хоть одного из учеников ничем не обогатила. Не надо спорить в таких случаях. Лучше поищи, чем тебя обогатила классика. Хороши темы со знаком вопроса. Если преподаватель не задал жесткой позиции, то при проверке он не будет относиться к вашим мыслям предвзято.

Главная мысль

Писатель показал момент из жизни купеческого класса. Через этот эпизод читатель погружается в жизнь людей, которые жили в России в XIX столетии. Также зритель наблюдает особенности быта, которые царили среди представителей этого сословия. Пьеса обличает основные пороки, настраивая порядочных людей против описанного уклада вещей. В этом и заключается смысл произведения. Островский порицает пороки купцов, когда деньги начинают цениться выше всего. Жадность торговцев рушит их семьи, отнимая самое дорогое.

Основная идея заключается в том, что поступки «своих» частично закономерны в обществе, в котором они проживают и развиваются. Самсон грубостью сам настраивает против себя юное поколение. Не считаясь с дочкой и не обращая на нее какого-то внимания, он решил судьбу девушки, только бы сохранить свое состояние. Деньги он все время ценил выше семейных отношений, потому отступничество Липочки выглядит вполне логично. Лазаря же Большов часто ловил на воровстве, но не прогонял, а покровительствовал ему в махинациях.

Писатель порицает безразличие и циничность, призывает всех больше уделять времени семье, задуматься о возвышенном, относиться с любовью и состраданием к остальным людям — это и есть мораль пьесы. Такой вывод сделал автор, опираясь на свой опыт жизни в купеческом сословии, поэтому его моральные уроки подкрепляются весомыми основаниями. Поучительность произведения Островского бесспорна.

Всеволод – анализ персонажа

Князь Всеволод – это один из главных героев произведения, поскольку его роль важна не только для сюжетной линии, но и для передачи главой идеи автора – объединение князей вместе. Образ Всеволода вырисовывается с помощью сравнений и метафор. Например, автор часто называет князя Буй-Туром – так называли диких быков, чтобы донести до читателя мужество и силу персонажа.

Всеволод – это младший брат князя Игоря и зять Юрия Долгорукого, в его владении находится Трубчевская и Курская земли. Он принимает участие в походе брата со своим полком и также во время сражения на три года попадает в плен к половцам. Всеволод – могучий и отважный молодой человек, по историческим источникам, он в то время был не старше 30 лет.

Слово о полку Игореве и его анализ в трактате АЗиЯ, судьбы книги и её автора.

https://youtube.com/watch?v=xHJEtJH0w8A

Слово о полку Игореве

Образец 2

«Слово о полку Игореве», без сомнения, является одним из величайших произведений в истории русской литературы. И более того, именно благодаря ему, на сегодняшний день мы знаем, что русский эпос, не только самобытен, но и является древнейшей веткой культуры в Европе.

Произведение написано в 10 веке неизвестным монахом. Только священнослужители имели достаточное знание грамоты для написания такого культурного памятника. Однако как именно звали этого монаха, мы не знаем, поскольку в те времена им было запрещено подписывать свои работы, поскольку они считались лишь средством донесения информации. Священнослужитель, по всей видимости, был обеспокоен событиями, происходящими в стране –  феодальная раздробленность, дележ богатства, война всех против всех.  Он не мог сказать о своих тревогах правителям напрямую, но зато сумел оставить послание потомкам, чтобы они не повторяли ошибок прошлого и объединили страну в единое целое. Но, к несчастью, вскоре рукопись исчезла. И только в 18 веке ее сумел найти дворянин Мусин-Пушкин. Он был ошарашен удивительной находкой, ее масштабом и исторической значимостью, и решил переписать произведение, чтобы показать ее всему миру. Также дворянин собирался преподнести ценный документ императрице, но, по случайному стечению обстоятельств, в его усадьбе случился пожар и драгоценные свитки исчезли в пламени. Зато остались переписанные материалы. Вскоре они были переписаны на современный русский язык. Но существует версия, что оригинальные документы все же были переданы императорскому дому, но были уничтожены во время пожаров 1812 года.

Также существует гипотеза, что никакого древнего документа не существовало вовсе, и Мусин-Пушкин сам выдумал и написал данное произведение. В те времена было модно говорить об отсутствии исконной русской культуры и традиций, и даже более того, знатные люди поголовно общались лишь на иностранных языках. Дворянина данное обстоятельство сильно огорчало, и он решил вселить в соотечественников гордость за свою великую родину. И он решил создать «древнюю рукопись», которая, несомненно, удивит русских людей своей древностью и уникальностью. Мусин-Пушкин был образованным человеком, и ему не составляло никакого труда описать походы Игоря. И тот самый пресловутый пожар, который уничтожил оригинал, тоже заставляет задуматься о правдивости слов дворянина. Но, так или иначе, многие приняли его историю с радостью и благоволением, и признали в его труде тот самый русский древний эпос. Но, все же стоит понимать, что сами рукописи никто кроме Мусина-Пушкина никогда не видел, а книга написана в манере, которая пришла в литературу много позже 10 века. Таким образом, многие сходятся во мнении, что Мусин-Пушкин был мошенником, пусть им и двигали светлые мотивы.

Сюжет произведения действительно имел место быть в русской истории, поход Игоря Святославича мы можем также видеть в хрониках тех веков – в Ипатьевской и Лавреньтевской летописях.

Первая часть: поход на врага, попадание в плен

Два брата – князья Игорь и Всеволод на своих борзых конях ринулись в сражение с врагом – половцами. Игорь излишне самонадеян, на его решение не повлияло даже солнечное затмение – природа как бы предупреждала его о несчастье. Молодой князь жаждет боевой славы, с рассветом начался бой с вражеским народом. Тогда, одержав победу над половцами, были взяты в плен их девушки. В то время как русские воины расположились на отдых среди степей, вражеский народ решили разбить войско князя Игоря. Была страшная битва, которой не было прежде во время правления Князя Олега. В течение двух дней продолжалась кровавая битва, но все же князь Игорь, получившие первое ранение, и князь Всеволод оказались в плену у ханов половецких. На этот раз войско Руси проиграло бой с коварным врагом. А половецкое войско, пользуясь неудачей русского народа, бесчинствовали в чужих владениях.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

История создания «Слова о полку Игореве» в переводе Заболоцкого

Существует несколько вариантов перевода этого древнерусского героического эпоса как прозаических, так и стихотворных.

Чаще всего для изучения произведения в 9 классе средней школы за основу берется стихотворное изложение в интерпретации Николая Алексеевича Заболоцкого (1903 1958) – известного русского советского поэта и переводчика.

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903 — 1958) — русский советский поэт, переводчик, член Союза писателей СССР.

Работать над «Словом…» он начал в 1937 году, но закончить работу помешал арест: в марте 1938 года Заболоцкий был арестован и осужден по обвинению в антисоветской пропаганде. После освобождения в 1944 году поэт жил в ссылке в Караганде, где и завершил наконец свой труд.

Работа получилась столь впечатляющей, что ее публикация помогла автору вернуться из ссылки обратно в Москву и восстановить членство в Союзе писателей.

Образ русской земли в «Слове о полку Игореве»

Чувства автора «Слова» не оторваны от эпохи, от условий, их породивших, от родины, их воспитавшей. Автор «Слова» — русский  прежде всего. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской  земле . Именно эта Русская земля явилась главным героем его произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно она, любовь к Родине, являлась его подлинной вдохновительницей.Любовь к Родине и к «русским сынам» помогла автору «Слова» проникнуть в думы воинов, переступивших границу Русской земли у «шеломяни».Любовь к Родине и к безвестным нам «русичам» из храброго полка Игоря помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.Любовь к Родине раскрыла ему скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце жгучим горем о погибших русских воинах.Любовь к Родине и к русскому народу позволила автору «Слова» подглядеть и подслушать своим творческим воображением и беседу Игоря с Донцом, и пение дев на Дунае, и тревожные знамения природы, и радость русских городов и сел по поводу возвращения Игоря из плена, и даже злобный и торопливый разговор ханов Гзака и Кончака, гонящихся за Игорем.В основе гениальной наблюдательности автора «Слова», в основе силы и свежести его человеческих чувств лежала его любовь к родной ему страдающей земле. Любовь к родине водила его пером и определила собой глубокую народность содержания и формы «Слова».Она же, любовь к Родине, высоко подняла его над пределами своего времени, сделала его произведение бессмертным и общечеловеческим, народным и гуманистическим, полным горячего лиризма и самой трепетной художественной правды.

Любовь к Родине определила выбор художественных средств в «Слове», усилила наблюдательность ее автора, вдохнула в него подлинное поэтическое одушевление, придала высокую идейность его произведению.

При этом  русская  природа не выключена из событий истории. Пейзаж « Слова  о полку Игореве» тесно связан с человеком.  Русская  природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую  землю , тем конкретнее и жизненнее становится ее  образ , в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в «Слове», усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа «Слова» – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все «Слово» от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.Призывом к единению служит и центральный  образ  «Слова» –  образ   Русской   земли . Одно перечисление упоминаемых в «Слове»  русских  городов составляет довольно точное представление об обширных пределах  Русской   земли : Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.« Слово  о полку Игореве» полно сильных и волнующих чувств по отношению к  Русской   земле . Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. 

Критика

По свидетельству многочисленных читательских писем, адресованных автору, повесть вызвала большой резонанс в обществе. Критика встретила «Дом с мезонином» Чехова неоднозначно

Основное внимание рецензентов было сосредоточено на так называемой концепции «малых дел» и отношении к ней главных героев — художника и Лиды. При этом однозначно осуждалась бездеятельность художника, его равнодушие к «общественной пользе»

Предельно резок в своих оценках был А.М. Скабичевский, увидевший в чеховском центральном персонаже тип человека нравственно больного, психопатического, надломленного, приземленного, а потому «не нужного обществу».

Прижизненная писателю критика надолго определила основные принципы видения и интерпретации проблем, поднятых в произведении, практически сведя их к одной-единственной — теории «малых дел», «постепеновщины». Современное литературоведение преодолело такой упрощающий творческую мысль Чехова подход.

“Детство прекрасная пора жизни” сочинение

Детство – самая беззаботная пора жизни. Избитая фраза, но именно с нее, я так хотела начать свое сочинение. Забота о нас, о маленьких детях, эта не наша забота, этим занимаются наши родители или бабушки и дедушки. У нас, конечно, есть задачи, которые мы должны выполнять, например, быть послушными и уважать маму и папу, хорошо кушать, спать днем. Чем мы старше становимся, тем сложнее наши задачи, которые выполнять с каждым годом становится сложнее. Ну, во-первых, мы должны быть в школе и получать знания и стараться делать это хорошо, потому, что наш достойный старт в учебе сейчас, залог нашего успеха потом, когда мы вырастем. Подробнее…

Виды проблем текста

Содержание практически всех экзаменационных текстов связаны с человеком, его внутренним миром, взаимоотношениями с внешней средой.

В зависимости от содержания проблемы делятся на виды:

Философские проблемы

Касаются всех общих вопросов, адресуемых человеком миру, который его окружает.

Принципиальная характеристика философских проблем — невозможность их окончательного решения.

Они называются также «вечными» проблемами.

Например, проблема смысла жизни, проблема свободы и ответственности, проблема жизни и смерти.

Социальные проблемы

Затрагивают вопросы организации жизни социума.

Социальные проблемы по-своему воздействуют на человека и, с позиции большинства членов сообщества, являются довольно серьёзными проблемами.

Например, проблема роли взрослых в жизни подростков; проблема отношения людей к труду, проблема социальной справедливости/несправедливости, проблема соблюдения прав человека.

Политические проблемы

Отражают функционирование государственной власти, партий, течений или общественных групп.

Если вовремя не разрешить какую-либо политическую проблему, может начаться политический конфликт, который при отсутствии необходимых мер может перейти в вооруженный.

Например, проблема отношения к малым народам, проблема самоопределения стран, проблема национализма, терроризма, международные конфликты.

Экологические проблемы

Отражают взаимоотношения людей с окружающей средой.

Экологические проблемы приводят к уничтожению окружающей среды, и даже способны привести к уничтожению человечества.

Например, проблема взаимосвязи человека и природы, глобальная экологическая катастрофа, проблема потребительского отношения человека к окружающему миру; проблема негативного влияния цивилизации на взаимоотношения человека с природой.

Нравственные (этические) проблемы

Затрагивают духовный мир людей, а также правила поведения, принятые в обществе.

Нравственные проблемы появляются из-за несоблюдения установленных правил поведения; совершения безнравственных поступков, которые противоречат общественным моральным нормам.

Например, проблема нравственного выбора человека; проблема отношения к пожилым людям; проблема выбора средств для достижения цели; проблема лжи во спасение.

Эстетические проблемы

Касаются вопросов восприятия человеком прекрасного.

Эстетические проблемы тесно связаны с воспитанием и развитием эстетических чувств и представлений, художественным вкусом, идеалом и другими составляющими эстетического сознания человека.

Например, проблема роли книги в интеллектуальном, нравственном развитии человека; проблема снижения интереса к чтению художественных книг; проблема восприятия музыки человеком; проблема силы воздействия художественного творчества на человека.

План подготовки к написанию итогового сочинения

Для примера мы возьмём итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.

Этап 1. Сбор материала.

Так как без литературного аргумента при выполнении зачётного задания не обойтись, собирать высказывания великих по тому или иному поводу нужно заранее: как минимум, с начала сентября.

Если у вас уцелели читательские дневники предыдущих лет или вы любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если доселе вы не обременяли своей головы чужими мыслями, придётся срочно сделать это теперь.

Как только станут известны 5 тематических направлений для написания сочинений, начните осмыслять все обнаруженные цитаты. Аккуратно используйте поисковики. Не все сайты верно обозначают авторство и корректно цитируют оригинальные тексты. Лучше обращаться к первоисточникам, т.е. книгам.

Этап 2. Осмысленное чтение.

Нет, мы не хотим вас обидеть, намекая, что прежде ваше чтение было бездумным! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни труду кладоискателя, выкапывающего из глубин смысла драгоценные литературные факты.

Масса примеров-иллюстраций на любую тему найдётся в пушкинских «Повестях Белкина», романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, повести Гоголя «Тарас Бульба». Из авторов, приближенных к нашему времени, подойдут Астафьев, Бондарев, Шукшин, Распутин.

Этап 3. Написание пробного сочинения.

Не ждите экзамена. Начинайте писать уже сейчас. Придумайте 2-3 темы по каждому направлению и выдавайте хотя бы по одному тексту еженедельно. Если приступить в начале учебного года, до декабря за 12 недель можно написать 10-15 пробных вариантов.

Собственно работа состоит из нескольких шагов.

  1. Составить план сочинения. Он включает в себя вступление, основную часть и заключение, закольцовывающее главную мысль работы, изложенную в начале.
  2. Написать вступление. Оно должно быть ёмким и коротким (не длиннее 5 предложений). Во вступлении уместно обозначить и конкретизировать тему сочинения, подкрепив собственный тезис цитатой.
  3. Написать основную часть. Она пишется, чтобы раскрыть тему работы, и состоит из трёх тезисов, к которым нужно правильно подобрать пример-доказательство из литературы. Чтобы придумать тезисы, нужно разбить основную тему на вспомогательные вопросы. По каждому из тезисов обязателен микровывод. В качестве доказательств используются не только аргументы, но и контраргументы.
  4. Сформулировать вывод. Он не повторяет микровыводы, а объединяет их, обозначая итоговую мысль. В выводе повторяется и разворачивается в полном объёме утверждение, озвученное во вступлении.
  5. Проверить текст. Он должен отвечать таким критериям, как согласованность частей между собой, отсутствие стилистических, фактических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Если инструкция показалась вам недостаточно ясной, дополнительно посмотрите видео:

Клише для итогового сочинения 2020-2021 по литературе

Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий