Сочинения и популярные темы докладов

Каузальная атрибуция: теория, виды, феномен восприятия

Что означает понятие?

Атрибуция — что это такое? В переводе с латинского этот термин обозначает приписывание. В психологии атрибуция определяется как способ объяснения собственного поведения и деятельности других людей.

Этот метод основан на мышлении и его процессах: анализу, синтезу, дедукции, индукции. Зачастую для составления портрета человека бывает недостаточно имеющейся при наблюдении информации.

Этот термин нередка называют «додумыванием», ведь фактически человек достраивает какие-либо черты другого для его полной оценки.

Эти данные вырабатываются на основании объективной информации и субъективного восприятия. Атрибуция зачастую представляется как полностью субъективная мера познания, однако это синтез фактов и домысливания.

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция — это в психологии понятие, которое возникло от попыток объяснения мотивов собственного и чужого поведения. Но в скором времени термин был расширен. Современная психология направлена на выявление причин поведения, которому сопутствует приписывание разного рода особенностей.

Каузальная атрибуция — это в психологии понятие, введенное психологом Ф. Хайдером. Бывает нужно спрогнозировать чьё-либо поведение, но для этого не хватает данных. Поэтому мотивы и качества личности часто додумываются. Также характеристики разного рода (не представленные в поле восприятия) могут приписываться социальной общности и группе.

Кроме того, каузальная атрибуция — это в психологии пример объяснения поступков, мыслей, чувств другого человека. Таким образом, происходит поиск причин, объясняющих поведение индивидуума. Как показали исследования, каждый человек предпочитает ряд схем причинности. То есть он объясняет чужое поведение, руководствуясь привычными схемами.

В зависимости от того под каким углом рассматривают ситуацию, является и получившийся результат. Различают следующие виды:

  1. Личностная атрибуция. Приписывание причин неудач непосредственно личности;
  2. Обстоятельственная. Обвинение сложившихся обстоятельств;
  3. Объектная. Причина в самом объекте.

Интересно то, что позиция человека определяет направленность его мышления. Сам участник чаще всего обвиняет обстоятельства. Наблюдатель видит мотив неудачи в личности (участнике). Это происходит из-за того, что ни тот, ни другой не представляет себе полностью правдоподобной картины. Получается, что атрибуция представляет собой субъективное, следовательно, зачастую ошибочное мнение.

Ещё один пример. Стеснительный парень наконец-то решил познакомиться с девушкой. Заранее всё обдумал, даже репетировал свою речь. В общем, и самооценку себе он тоже поднял. Он знакомиться с ней на улице, а она почему-то отказывается от подвернувшегося случая знакомства. Парень сразу же выстраивает всевозможные гипотезы. Он думает:

Целью исследований механизмов каузальной атрибуции находят повышение эффективности взаимодействия между людьми и эффективности личностного роста. Первое предполагает наиболее верное определение мотивов тех или иных поступков. А второе показывает варианты воздействия на мотивацию, деятельность, эмоции и т.п.

Ошибки восприятия

Известно, что к себе человек относится мягче при оценке, нежели к другим посторонним людям. Чьи-то успехи и свои собственные неудачи человек относит к ситуативной атрибуции. Но, описывая чужие неудачи и свои успехи, он обращается к личностной атрибуции. В этих случаях причиной случившегося человек склонен считать либо сложившиеся обстоятельства, либо саму личность соответственно конечному результату.

Обычно человек объясняет успех своим трудолюбием, силой воли, своей уникальностью. Но неудача ассоциируется всегда с ситуацией. А если проводить анализ действий другого человека, то всё вышесказанное применимо в обратном порядке. Если человек добился успеха – это обстоятельства так сложились. А если он потерпел неудачу, то сам в этом виноват.

Поэтому люди склонны защищать свою самооценку таким путём. Легче обвинить обстоятельства, объект поступка, нежели заставить себя работать, совершенствовать себя. Каузальная атрибуция применима везде: в быту, на работе, в отношениях. И везде действует такой принцип противоположности.

По разным причинам люди стремятся найти объяснение причин поступков.

Вот некоторые из них:

  1. Понимание происходящего вокруг позволяет человеку избегать нежелательных последствий;
  2. Желание чувствовать себя в безопасности;
  3. Понимание происходящего необходимо для принятия рациональных решений.

Критика

В 2006 году Долорес Албаррасин опубликовала исследование в журнале Psychological Bulletin, где изучала вопрос асимметрии действующего лица и наблюдателя. Асимметрия действующего лица и наблюдателя — это частный случай фундаментальной ошибки атрибуции. В своём исследовании Долорес показала незначительность эффекта, который наблюдается в очень специфических экспериментальных условиях.

Каузальная атрибуция в общении

Чтобы понять, что означает понятие каузальная атрибуция, важно знать, когда же она возникает. Появляется она при возникновении неожиданных преград на пути совместной деятельности – при возникновении сложностей и конфликтов, столкновении интересов и взглядов. В тот момент, когда все это происходит, люди применяют каузальную атрибуцию

Другими словами мы приписываем причины поведения другим людям и чем больше сложностей при взаимодействии, тем серьезнее подходим к поиску причины

В тот момент, когда все это происходит, люди применяют каузальную атрибуцию. Другими словами мы приписываем причины поведения другим людям и чем больше сложностей при взаимодействии, тем серьезнее подходим к поиску причины.

Примером каузальной атрибуции может быть опоздание на встречу с друзьями. Кто-то из ожидающих уверен, что это может быть связано с погодой, другой полагает, что опаздывает друг по причине легкомыслия, а третий и вовсе сомневается, сообщили ли опаздывающему про место встречи. Так у всех друзей разные представления про причины опоздания: обстоятельства, особенности и свойства характера, причина в себе.

См. также

  • Когнитивное искажение
  • Локус контроля
  • Соотношение карты и территории
Это заготовка статьи по психологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Популярные материалы

Предложения и синонимы

После того как мы слегка передохнули от языковых тонкостей, пора к ним вернуться и закончить начатое. Нас ждут предложения с объектом исследования и синонимы «назойливости». Например, такие фразы.

  • Назойливость этой дамы начинает раздражать. Дмитрий, избавьтесь от нее. Когда она будет звонить, говорите, что меня нет.
  • Назойливая доброта даже хуже зла: в последнем случае человека, по крайней мере, не обманывают относительно содержания явления.
  • Эх, назойливость красивых женщин – это удел богачей и знаменитостей, а мне подобное не светит!

По тональности получились совершенно разные примеры, тем лучше: однообразие – это не наш метод. Переходим к синонимам:

  • навязчивость;
  • докучливость;
  • надоедливость;
  • прилипчивость;
  • привязчивость.

Эти синонимы помогут не только лучше понять смысл слова, но и разнообразить свою речь.

Казуальная атрибуция в психологии. Примеры атрибуции

Это явление существует потому, что каждый хочет видеть целостную картину, представлять себе все события. Но проблема в том, что не всегда известны факты. И тогда человек начинает дорисовывать, додумывать картину, доводя её к логическому заключению. Осуществляется этот процесс в соответствии с имеющимся жизненным опытом. В психологии была отмечена разносторонняя реакция общества на стереотипные и отклоняющиеся от нормы варианты поведения. Рассмотрим пример.

Ученики ожидают нового учителя, который будет преподавать у них историю. Если их попросить описать учителя истории, то, скорее всего, занятия будут скучными и неинтересными. А если представить им иного учителя, предварительно описав его манеру преподавания (он использует наглядные макеты, устраивает сценки; делает всё, чтобы уроки были интересными), то мнение о личности будет нестандартным, отличным от распространённого привычного суждения.

Виды атрибуции

Существуют различные классификации атрибуции. В зависимости от окраски и ценностных качеств выделяют:

  • положительные атрибуции;
  • отрицательные;
  • смешанные.

При использовании положительных атрибуций людям приписываются хорошие качества, поощряемые в данной культуре или коллективе.

При этом часто эти характеристики переносятся на людей с неоднозначным поведением в рамках их оправдания или доброго отношения.

Пример: знакомство с новой подругой обернулось ссорой, считаем что девушка инициировала конфликт из-за желания помочь советом, потому как сами любим помогать другим. Таким образом негативное поведение человека окрашивается чем-то положительным в желании оправдать или приукрасить.

Отрицательные атрибуции наоборот приносят негативные качества с портрет другого, даже если он и хороший человек на первый взгляд. Пример: вас попросили помочь другу, который часто помогал вам, вы считаете что это «возвращение долга», поскольку сами не склонны к альтруизму.

Смешанные являются самыми реалистичными и характеризуются как положительными, так и отрицательными качествами, переносимыми на других людей.

Эта оценка распространена чаще, поскольку личность редко видится в каких-то одних тонах.

Пример: вы решаете собрать друзей, некоторые из них вам отказывают-вы считаете что они недостаточно к вам внимательны и не считают мероприятие важным, однако понимаете что у многих из них есть семьи, работа, поэтому возникает дефицит времени, ведь вы и сами поступаете так иногда.

Оценка действия выходит неоднозначная.

Выделяют оборонительную атрибуцию. Она выражает перекладывание ответственности в сложных ситуациях согласно собственным установкам и принципам.

К примеру ваш друг получил два на экзамене, но вы думаете что он не готовился к нему как следует. Поэтому вы считаете что он сам виноват — если бы лучше готовился, то наверняка сдал.

Существует гетеро атрибуция. К ней относились все вышеперечисленные группы. Она определяется переносом качеств на других.

Самоатрибуция характеризуется приписыванием качеств себе. Это важный этап в познании личности самой себя.

В зависимости от причинности поступков есть ситуативный и личностный вариант этого понятия. При ситуативном характеристики результат деятельности или группы исходят из внешних условий, куда и перекладывается вся ответственность.

К примеру: «Я не успел на пару, так как образовалась пробка на дороге». В эом случае человек перекладывает ситуацию на влияние внешних факторов, исключая свою роль в опоздании.

При личностном варианте все качества и характеристики исходят из самого человека: «Я смог справиться с заданием, потому что обладаю высоким интеллектом».

Человек приписывает себе определенные качества и ответственность за них, однако не всегда этот факт имеет под собой реальную основу.

По количеству субъектов, участвующих в процессе переноса, выделяют личную и групповую атрибуцию.

Последний вид характеризует этот процесс как групповое единое явление: школьники считают, что учитель плохо к ним относится из-за ихи нежелания соблюдать слишком строгие правила.

Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции это. Типичные ошибки атрибутивного процесса

Теоретические и эмпирические исследования каузальной атрибуции выявили несколько разнообразных тенденций в области данного процесса, свойственных большинству людей, осуществляющих каузальную атрибуцию. Эти тенденции были названы типичными ошибками каузальной атрибуции.

Кроме принципов усиления и обесценивания, выделенных Г. Келли (см. п. 3.2.), различают следующие типичные ошибки каузальной атрибуции:

  1. Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции – зависимость каузальной атрибуции от позиции наблюдателя: при объяснении чужого поведения причины поведения чаще приписываются обстоятельствам (ситуативная каузальность), при объяснении собственного поведения причины чаще приписываются личностным особенностям (личностная каузальность). К причинам фундаментально ошибки каузальной атрибуции относят следующие факторы:

Т.е. фундаментальная ошибка каузальной атрибуции связана с особенностями психических процессов (восприятия и внимания), а именно с психологическими особенностями восприятия «фигуры» и «фона»;

«Иллюзия контроля» – преувеличение человеком собственной роли в той ситуации, в которую он оказался вовлечен, обусловлено тем, что сам факт участия в каком-то событии заставляет нас почувствовать (часто безосновательно) свою способность влиять на его ход и результаты .

Эгоцентрическая, или проективная ошибка атрибуции, или ошибка ложного согласия – при объяснении поведения окружающих человек часто исходит из собственных потребностей и мотивов: проецируя поведение другого на себя, ориентируется на то, как бы сам поступил в такой ситуации. «Ошибка ложного согласия проявляется и в тех случаях, когда в поступки другого человека вкладываются собственные смыслы: если бы я так поступал, то только по причине…» . Эгоцентрическая ошибка атрибуции связана с феноменом проекции, если использовать термины психоаналитической школы, или генерализации, если следовать терминологии бихевиоризма.В п. 4.3. будет описан механизм идентификации, являющийся следствием проекции (генерализации) и служащий основой для эгоцентрической ошибки каузальной атрибуции.
Защитная ошибка каузальной атрибуции . Эта типичная ошибка проявляется в ситуациях объяснения причин получения результатов какой-либо деятельности. Человек интерпретирует неудачные результаты своей деятельности внешними и нестабильными факторами, а успешные – стабильными и внутренними . При объяснении чужих достижении, наоборот, причины положительных результатов деятельности приписываются обстоятельствам, а причины чужих неудач – особенностям личности. «Если речь лично обо мне, то успех — результат моих личных титанических усилий и способностей, а неудача (со всеми случается!) — следствие неудачно сложившихся обстоятельств. Если речь о другом, то незначительный успех можно приписать лично ему — заслужил, а большой успех — стечение обстоятельств, везение… Лишь в том случае, если известно, как много усилий потратил человек для достижения результата, тенденция может слегка измениться» .
Контрзащитная ошибка каузальной атрибуции – феномен, по сути обратный феномену защитной ошибки атрибуции. Контрзащитная атрибуция проявляется в условиях гласности: причины собственных достижений и чужих неудач приписываются обстоятельствам, а собственные неудачи и чужие достижения объясняются влиянием личностных факторов.

Защитная и контрзащитная ошибки каузальной атрибуции связаны с психологической защитой личности и с потребностью в самоуважении. Защитная атрибуция позволяет сохранить позитивную самооценку как таковую, а контрзащитная атрибуция предупреждает критику со стороны, и тем самым так же служит для сохранения положительного отношения к себе.

Каузальная атрибуция и локус контроля

Следует сказать, что каузальная атрибуция тесно связана с .

Локус контроля – это характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам.

В случае с каузальной атрибуцией имеют место двойные стандарты. Тогда как локус контроля показывает, что человек сам выбирает свою реакцию. Получив двойку на экзамене, он может проявить этот локус двумя разными способами:

  1. Я сам виноват в том, что получил двойку. Мало готовился, гулял, думал совершенно не о том. Я исправлюсь и начну прямо сейчас.
  2. Виноват билет, сложный предмет или преподаватель. Если бы не это, я бы получил то, чего заслуживаю.

Разница между каузальной атрибуцией и локусом контроля заключается в наличии силы воли во втором случае.

Чтобы изменить локус контроля, нужно в первую очередь избавиться от синдрома жертвы. Берите на себя полную ответственность даже в том случае, если внешние факторы действительно очень сильно повлияли на результат.

Ошибочное суждение

При суждении человек очень часто ошибается. Это связано с тем, что он обычно недооценивает внешние факторы, влияние ситуации, но переоценивает личностные возможности другого индивида.

Подобный случай назвали фундаментальной ошибкой атрибуции. Это происходит тогда, когда причины одинаковы как для внутренних факторов, так и для внешних. Индивид не может определиться в решении, и происходит фундаментальная ошибка.

Указывая следствия и причины, мы делаем разные выводы. Также наши выводы и объяснения причин будут разными в зависимости от того, нравится нам другой человек или же нет.

  • Если индивид пришел к успеху, то причиной он укажет собственные качества.
  • В неудаче индивида виновата будет ситуация.

Явление каузальной атрибуции прослеживается и в анализе поведения симпатичного человека и не очень. Существенную ошибку совершает человек, когда он находит причины там, где он их искал. Это означает, что если человек уже настроился на определенный результат, то он его найдет везде. Если мы намерены оправдать действия человека, то всегда найдем причины для его оправдания.

И наоборот, если мы решили кого-то осудить, то обязательно осудим, найдя соответствующую причину. При этом атрибуция ответственности будет только у людей с развитым чувством . Им свойственно представлять себя на месте других, понимать ощущения посторонних и примерять на себя чужие шаблоны поведения.

Атрибуция – это домысливание при анализе чьих-либо действий, когда ощущается нехватка информации. Другими словами, мы хотим получить данные о своих коллегах, собеседниках или просто о группе людей на основании некоторых данных, которые имеем. Если этих данных недостаточно, то возникает такое психологическое явление, как атрибуция. Она может и отражать действительность, и искажать её

Это очень важно учитывать

Каузальная
атрибуция


– процесс приписывания другому чел-ку
причин его поведения в том случае, когда
информация об этих причинах отсутствует.
Потребность понять причины поведения
партнера по взаимодействию возникает
в связи с желанием интерпретировать
его поступки. Приписывание осуществляется
либо на основе сходства поведения
воспринимаемого лица с каким-то другим
образцом, имевшимся в прошлом опыте
субъекта восприятия, либо на основе
анализа собственных мотивов, предполагаемых
в аналогичной ситуации (в этом случае
может действовать механизм идентификации).

Мера и степень
приписывания в процессе межличностного
восприятия зависит от двух показателей:
от степени уникальности или типичности
поступка и от степени его социальной
«желательности» или «нежелательности».
Типичном и желательном поведение
поддается однозначной интерпретации,
нежелательное и уникальное поведение
допускает много различных интерпретаций
и, следовательно, дает простор приписыванию
его причин и хар-к.

Характер
атрибуций зависит и от того, выступает
ли субъект восприятия сам участником
какого-либо события или его наблюдателем.
В этих двух различных случаях избирается
разный тип атрибуции. Г. Келли выделил
три таких типа: личностную атрибуцию
(когда причина приписывается лично
совершающему поступок), объектную
атрибуцию (когда причина приписывается
тому объекту, на кот.направлено действие)
и обстоятельственную атрибуцию (когда
причина совершающегося приписывается
обстоятельствам). При приписывании
причин
успеха

и неудачи
:
участник действия «винит» в неудаче
преимущественно обстоятельства, в то
время как наблюдатель «винит» за неудачу
прежде всего самого исполнителя.

Ошибки атрибуции:

Фундаментальная
ошибка (одна! Остальное – ее проявление)
атрибуции. Приписать причину действия
личности чел-ка. Ограничения: 1)если
чел-ка рассматривает другой с внутреннего
локуса контроля, то он так и рассуждает.
Так же с внешним. 2) чел-к – участник или
наблюдатель этого процесса. Наблюдатель,
в отличие от участника, не знает
предыстории. Еще момент: чел-к не
учитывает неслучившегося, хотя оно,
возможно, стало причиной.

Мотивационные
ошибки атрибуции. Приписываем людям
поведение исходя из наших пристрастий
и мотиваций.

Ошибки атрибуции

Социальные психологи определили, что фундаментальные ошибки атрибуции состоят из двух самостоятельных факторов:

  1. Диспозиционный фактор — это объяснение поведенческих реакций личностными качествами участвующих в его осуществлении субъектов.
  2. Ситуационный фактор – объяснение поведения особенностями самой ситуации.

Причем для «рядового» человека свойственно интерпретировать происходящие события таким образом, что чужое поведение описывается с помощью диспозиционных механизмов, а собственное – ситуационными явлениями. То есть, если кого-то с работы на остановке обрызгал автобус, то «сам виноват, нужно было смотреть, где стоишь», а если обрызгали самого индивида, то виноват невнимательный водитель, дорожная служба или дождь.

Отдельного упоминания заслуживает и групповая ошибка атрибуции, которая немногим отличается от вышеупомянутого примера. Особенность ее в том, что она свойственна не для одной отдельной личности, а для целого коллектива. Так, в результате рабочего процесса один отдел компании объясняет удачи другого сложившимися обстоятельствами, а собственные – личностными успехами его членов, которые больше вкладывались в общее дело.

Психологические исследования показали, что причиной ошибок атрибуции выступают такие явления, как:

«Ложное согласие». Интересные феномен, суть которого в том, что личность уверена, ее оценочные суждения и взгляды на жизнь – «правильные» или «нормальные», и свойственны большинству других людей. Как следствие, индивид переоценивает собственные убеждения, и недооценивает их у других. На фоне этого зачастую возникают этнические и религиозные конфликты.

«Неравные возможности». Отлично проявляется данное явление в крупных компаниях, особенно в момент резкого подъема или, наоборот, спада производства. Если в этом момент спросить у начальника, что стало причиной успеха, он ответит: «Мое руководство и старательность». В момент производственных неудач ответ кардинально меняется и звучит как: «Они не хотят работать, им не хватает ответственности и профессионализма». То есть роль предписывает личности некоторые суждения, будто бы ей соответствующие. Так студенты считают преподавателя очень умным человеком, а уже сами став учителями, понимают, что это вовсе не так.

«Предпочтение фактов – суждениям»

Важно понимать, что фактом здесь выступает – личность другого человека. Отличным примером этого выступает народная мудрость: «Встречают по одёжке, а провожают – по уму»

Только в данном случае провожают тоже по одёжке, потому что так удобнее.

«Шаблонное суждение». Объединение нескольких личностных особенностей в логическую цепочку. Таким образом, формируются стереотипы, что высокие люди – высокомерны, а люди с лишним весом – добряки.

Напоследок хочется сказать, что индивиду свойственно мгновенно и безапелляционно давать оценку действий других людей. Это существенно экономит силы и энергию и занимает намного меньше времени, чем кропотливый анализ всех аспектов ситуации.

Однако в большинстве случаев подобная стратегия не приводит к положительным последствиям, а только создает проблемы с взаимопониманием у членов общества. Поэтому психологи рекомендуют своим клиентам пытаться смотреть на себя «со стороны» и пробовать вжиться в роль другого человека. Подобные процедуры позволяют нивелировать ошибки атрибуции, что сделает личность более успешной и счастливой.

Типы атрибуции

В социальной психологии принято разделять атрибуцию на три отдельных типа, каждый из которых отличается своими особенностями. Рассмотрим их поподробнее.

Личностная атрибуция

Причина приписывается наблюдателем основному «виновнику» поведенческого паттерна. То есть индивиду свойственно «съезжать» в своих рассуждениях на личность другого человека, как фактор, приводящий к некоторому результату. Например, коллега получил повышение по службе. Как будет объясняться его достижение тем, кто предпочитает личностную атрибуцию?  Уж точно не такими объективными причинами, как трудолюбие, упорство или профессионализм. Скорее, что он – подлиза, карьерист и выслуживается перед начальством.

Аналогичным образом это касается и такого распространенного явления, как самобичевание. Допустим, некоторая женщина не может найти достойного избранника по жизни. При личностной атрибуции ей свойственно будут винить во всех бедах исключительно саму себя.

Например: « Я уродливая, поэтому никто не хочет со мной встречаться» или «Я не достаточно интересная, чтобы кто-то из мужчин мною заинтересовался». И это притом, что реальные причины могут лежать совсем в другой плоскости, которую человек сознательно игнорирует, предпочитая излюбленные механизмы объяснения собственных неудач.

Психологи убеждены, что в подобный тип атрибуции абсолютно не продуктивен и со временем способен привести к сильной депрессии, неврозам разной интенсивности, суицидальным наклонностям и стойкому снижению самооценки. Индивид, который не пытается взглянуть на свое поведение критично, «со стороны», обречен на негативную рефлексию и все вытекающие из этого последствия.

Объектный тип каузальной атрибуции

В случае атрибуции стимулом личность предпочитает делать виновником сложившийся ситуации некий сторонний предмет или объект. Например, ребенок разбил фамильную вазу. Как он объяснит свой поступок? Очень просто: «Ваза разбилась сама»

То есть то, что он весь день бегал около нее, а в итоге зацепил и разбил – это не важно. По его логике ваза хотела разбиться сама, будто обладая отдельным сознанием

Большинство серьезных проблем в межличностном поведении индивида берут свое начало именно из объектного типа атрибуции. Так, ревнивый муж объясняет то, что избил жену тем, что она дала для этого повод. Группа старшеклассников интерпретируют свои издевательства над животным тем, что оно на них лаяло. Подпитывающей почвой для такой атрибуции служит неконтролируемая личностью агрессия, а также вспышки гнева, после которых индивиду, чтобы утихомирить свою совесть, нужно как-то оправдать собственное деструктивное поведение.

Обстоятельный тип

Для индивидов, склонных к этому типу, во всем всегда виноваты сложившиеся обстоятельства, некоторые факторы внешней среды, на первый взгляд никак не соотносящиеся с ситуацией. Так ипохондрик находит в «магнитных бурях» причину для приема лекарств, а алкоголик в «знаках судьбы» — повод выпить. При этом абсолютно полностью игнорируются объективные факторы, провоцирующие то или иное поведение.

Психологи убеждены, что таким образом человек пытается перенести внутреннее напряжение вовне, переложив ответственность за события на плечи кого-то или чего-то другого. Особенно характерно подобное для религиозных и занимающихся эзотерическими практиками людей. Они объясняют свои удачи – «даром небес», а неудачи – «кознями дьявола». Обстоятельный тип крайне плохо поддается психотерапевтическому влиянию, так как его корни залегают глубоко в детстве личности.

Этапы

Процесс атрибуции проходит несколько стадий. Первая называется наблюдательной. В эту фазу получают минимальное количество информации, от которой будут отталкиваться при дальнейшем анализе.

Затем следует этап анализа и логического рассуждения.

Здесь подключается личный опыт, подсознание и интуиция, оценивается влияние различных факторов.

Конечным этапом является формирование готового образа с приписанными ему свойствами.

Цели и результаты исследования теории атрибуции

В соответствии с механизмами каузальной атрибуции определяются методы практического использования полученных результатов для воздействия на эффективность человеческой деятельности, ее мотивацию, на эмоции и цели. Изучение атрибуции помогает установить момент возложения или принятия участниками коллектива личной ответственности за совершенные действия. Результаты используются для адекватной оценки реального вклада конкретного участника в общую корпоративную деятельность группы.

Теорию каузальной атрибуции первоначально изучали лишь в рамках социальной психологии. Сейчас ее применяют в общей, педагогической, возрастной, а также в спортивной психологии. Основными сферами изучения являются самовосприятие, межличностное восприятие, восприятие большого объема иных социальных объектов.

Каждый день мы сталкиваемся со множеством людей. Мы не просто проходим мимо, а начинаем думать о них: что они говорят, как они выглядят, наблюдаем за их поведением.

И часто нам кажется, что мы не просто видим, как человек выглядит — толстый он или худой, высокий или низкий, какого цвета у него глаза, волосы, как он одет, — но и такие вещи, как умный он или глупый, солидный или нет.

Мы даже подсознательно определяем его настроение, социальный статус и предполагаем, что уже составили характеристику человека. Однако это не так. Все эти наши действия имеют свое название, и в психологии данный феномен называется атрибуция.

Умные банкоматы и виртуальные помощники: 6 причин пользоваться Сбером

Каузальная атрибуция — виды и ошибки

Каузальная атрибуция в психологии показывает различные закономерности, приводящие к ошибкам восприятия. Собственные неудачи и успешность других люди могут объяснять, применяя ситуативную атрибуцию. Зачастую все мы стараемся относиться к себе лояльнее и мягче, нежели к окружающим нас людям. Чтобы проанализировать свои успехи и неудачи других применяется личностная атрибуция. Интересным можно назвать тот факт, что причину успеха нередко связывают со своими заслугами, а в неудачах могут обвинять обстоятельства. В этом и состоит особенность психики человека.

Виды каузальной атрибуции

Говоря, что подразумевает каузальная атрибуция, важно помнить про ее виды. Психологи называют три вида каузальной атрибуции:

  1. Объектная каузальная атрибуция – причинно-следственную связь приписывают тому объекту, на который обращается действие.
  2. Личностная – приписывают совершившему поступок человеку.
  3. Обстоятельственная – приписывается обстоятельствам

Ошибки каузальной атрибуции

Выделяют типичные ошибки каузальной атрибуции:

Тенденция к переоценке роли личностных факторов и способности недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Данная ошибка является характерной для тех, кого можно назвать наблюдателями. Ставя оценку поведению другого человека, нередко можно увидеть определенную закономерность. Так, при неудачах говорят, что кто-то не очень постарался, либо, что у людей не хватает способностей. Когда же результат деятельности успешный, мы можем утверждать, что им повезло. Если речь идет про самоатрибуцию, то можно наблюдать обратную тенденцию, поскольку ее основной целью является сохранить положительную самооценку. Ошибка ложного согласия – человеку свойственно интерпретировать собственное поведение как типичное, являющееся свойственным многим людям. Ошибка разных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли могут предполагать неодинаковое поведение

По этой причине во время атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение других согласно с их социальными ролями

Игнорирование информационного значения того, что не случилось – тенденция брать во внимание исключительно очевидные факты


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования