Презентация — педагогические идеи франсуа рабле

Продолжение учебы

Закончив свое начальное образование в аббатстве Святого Бенедикта в Мельезе, Франсуа Рабле сделал выбор в пользу медицины и изучал все входящие в это понятие в то время науки в светских университетах Пуатье и Монпелье. Университет в Пуатье не устроил будущего писателя излишней консервативностью и чопорностью в преподавании медицинских наук, невозможностью свободомыслия и ведения собственных изысканий, включая анатомические, и скудно представленным материалом в области фармацевтики. То есть история повторилась, и Рабле сменил учебное заведение на не такое престижное, но более прогрессивное — на медицинский университет в Монпелье.

Этот университет и сегодня обучает медицине студентов, причем как в корпусах времен обучения в нем Рабле, так и в современных.

В старом корпусе медицины действует небольшой музей, доступный всем желающим, среди его экспонатов есть картины, рисунки и гравюры, изображающие лекции по медицине в начале 16 века, например, изображения лекций по анатомии немецкого врача и профессора фон Меера.

Кстати, занятия немца посещал и Франсуа Рабле. И был одним из лучших его учеников, согласно хроникам из архивов университета. Так что вполне возможно, что будущий гуманист «засветился» на одной из зарисовок среди студентов.

Обучение и врачебная практика

В возрасте 25 лет он стал монахом, вступил в Орден францисканцев. В монастыре Рабле стал заниматься литературой, писал сатирические сочинения. Он обратился к папе римскому Клименту VII с просьбой перейти в бенедиктенский орден, римский понтифик согласился. Некоторое время работал простым священником. Под руководством епископа д’Эсииссака Рабле стал интересоваться медициной и ботаникой.

В возрасте тридцати шести лет Франсуа поступил в университет Монпелье, на кафедру медицины. В первые же месяцы Рабле доверили вести лекции для других студентов. Он подошёл к этому со всей ответственностью, и вскоре стал даже выпускать собственные медицинские сочинения. К концу обучения Франсуа с отличием сдал все экзамены и написал выпускную работу, за которую получил высшие отметки.

После окончания университета Франсуа стал заниматься врачебной деятельностью в больнице города Лион. Вскоре переезжает в Лондон, где всерьёз занялся литературой. В этот период Франсуа совершил поездку в Рим. Он поддерживал хорошие отношения с королем Франциском I.

Что хотел сказать автор в пятой и четвертой книгах?

Композиция

Гротескно-комическая структура романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» имеет несколько функций. Она заманивает читателя, интересует его на протяжении всего повествования и облегчает восприятие глубоких мыслей в основе творческого метода Рабле. С другой стороны, она их маскирует, то есть служит щитом от въедливой цензуры. Шутовство и дуракаваляние образуют мощный комический эффект в средневековой литературе на пороге эпохи Возрождения. Композиция романа – это свободное чередование эпизодов и образов.

Скрепляющей основной идеей «Гаргантюа и Пантагрюэль»  является гротеск народного характера. Не все мысли Рабле расшифрованы. Частный случай гротеска – размеры Гаргантюа в первых двух книгах. Это гиперболизированное стремление натуры освободиться от гнета средневековых норм.

Побывал монахом

Юность Франсуа Рабле – период довольно туманный. Мы не знаем даже точного года его рождения: исследователи называют и 1494, и 1495, и даже 1483 годы, утверждая, что произошло знаменательное событие 4 февраля. Зато доподлинно известно, что на свет Рабле появился в маленьком городке Шиноне – именно этот городок станет потом прообразом королевства веселого монарха Грангузье, отца Гаргантюа и деда Пантагрюэля. Что касается собственного отца Франсуа, он, видимо, был адвокатом. Однако дом, где жила семья, не сохранился. Мать Рабле умерла рано, и с десятилетнего возраста Франсуа начал скитаться по монастырям, а в 25 лет постригся в монахи. Занимательно то, что чуть ли не главный сатирик своего времени, любитель подшутить над любой формой власти, от королевской (с монархом Рабле, кстати, был не в самых плохих отношениях) до церковной, когда-то и сам имел к церкви самое прямое отношение.

Переводы на русский язык

  • Повесть славного Гаргантуаса, страшнейшего великана из всех, доныне находившихся в свете. — СПб., 1790 (первый русский перевод)
  • Избранные места из «Гаргантюа» и «Пантагрюэлля» Рабле и «Опытов» Монтеня. / Перевод С. Смирнова. — М., 1896.
  • Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод В. А. Пяста. — М.-Л.: ЗИФ, 1929. — 536 с., 5 000 экз.
  • Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н. М. Любимова. — М.: Гослитиздат, 1961. Издание содержит многочисленные сокращения цензурного характера, в том числе удалённые главы.
  • Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н. М. Любимова. — М.: Художественная литература, 1973. — (Библиотека всемирной литературы). Тот же перевод, но с почти полностью восстановленным текстом.
  • Многочисленные переиздания.

Краткая биография

Франсуа́ Рабле́ (фр. François Rabelais; предположительно 1494, Шинон — 9 апреля 1553, Париж) — один из величайших французских сатириков, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

По мнению Михаила Бахтина, является одним из авторов, заложивших основы современной европейской литературы.

Место и время рождения Рабле доподлинно неизвестны. Некоторые исследователи называют годом его рождения 1483, другие склоняются к тому, что он родился 4 февраля 1494 года рядом с Шиноном, где его отец работал адвокатом. Местом рождения Франсуа Рабле считается поместье Девинье в Сёйи, где сейчас расположен музей писателя.

В детском возрасте Рабле был отдан послушником в монастырь францисканцев в Фонтене-ле-Конт. Там он изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки, филологию и право, заслужив своими изысканиями известность и уважение среди своих современников-гуманистов, включая Гийома Бюде. Из-за неодобрения орденом его изысканий, Рабле добился разрешения Папы Климента VII перейти в бенедиктинский монастырь в Мальезе, где он встретил более тёплое отношение к себе.

Позднее Рабле покинул монастырь для обучения медицине в университетах Пуатье и Монпелье. В 1532 году он перебрался в Лион, один из культурных центров Франции. Там он совмещал врачебную практику с редактированием латинских трудов для печатника Себастьяна Грифа. Свободное время он посвящал написанию и публикации юмористических памфлетов, критиковавших устоявшиеся порядки и выражавших его понимание свободы личности.

В 1532 году под псевдонимом Алькофрибас Назье (фр. Alcofribas Nasier, анаграмма от его собственного имени без седиля) Рабле опубликовал свою первую книгу — «Пантагрюэль», ставшую потом второй частью обессмертившего его имя «Гаргантюа и Пантагрюэля». В 1534 году последовала её предыстория — «Гаргантюа», где рассказывалось о жизни отца протагониста предыдущей книги. Оба произведения были осуждены богословами Сорбонны и католическими клириками за своё сатирическое содержание. Третья часть, опубликованная Рабле в 1546 году под его настоящим именем, также была запрещена.

Благодаря поддержке влиятельной семьи дю Белле Рабле получил разрешение короля Франциска I на продолжение публикаций. Однако после смерти монарха писатель вновь столкнулся с неодобрением академической элиты, а французский парламент приостановил продажи его четвёртой книги.

Рабле некоторое время — в 1534 и 1539 годах преподавал медицину в Монпелье. Он часто путешествовал в Рим вместе со своим другом кардиналом Жаном дю Белле, также недолгое время (когда пользовался покровительством Франциска I) жил в Турине у его брата Гийома. Семейство дю Белле снова помогло Рабле в 1540 году — в легализации двух его детей (Огюста Франсуа и Жюни).

В 1545—1547 годах Рабле жил в Меце, республиканском имперском вольном городе, где нашёл укрытие от осуждения парижских богословов. В 1547 году он был назначен викарием Сен-Кристоф-дю-Жамбе и Мёдона (отказался от этой должности незадолго до своей смерти в Париже в 1553 году).

Один из замечательнейших писателей своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах — «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах.

Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха».

Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.

Главные и второстепенные герои

Чтобы написать качественный пересказ романа о великанах Пантагрюэле и Гаргантюа, не нужно читать произведение полностью. В первую очередь нужно ознакомиться с характеристикой главных героев и второстепенных персонажей, чтобы максимально быстро проникнуться историей:

  • Гаргантюа — добродушный великан, являющийся королем утопической страны. Появляется персонаж в первой и третьей книге. Образ Гаргантюа олицетворяет эпоху Ренессанса и символизирует отказ от средневековых правил и интереса к искусству. Он свободен и независим от жизненных догм.
  • Пантагрюэль — сын Гаргантюа, главный наследник и принц Утопии. Появляется персонаж во второй книге. Он олицетворяет собой типичного человека эпохи Возрождения, интересующегося наукой и искусством.
  • Брат Жан Зубодробитель — инок, отличающийся жизнерадостностью. Молодой и отважный воин дружит с королем Утопии. Он служит ордену святого Бенедикта. Появляется персонаж во всех книгах, кроме второй. Жан прыткий и храбрый молодой человек, часто посещающий пиры, устраиваемые Гаргантюа.
  • Панург — студент, который не окончил обучение, родом из Турени. Появляется герой во второй книге. Настолько же весел и жизнелюбив, как брат Жан, в чем они и сходятся. Он обладает крючковатым носом, отличается обходительностью, несколько распутным характером. Совершенно беден.
  • Эпистемон — наставник и учитель Пантагрюа. Появляется в романе со второй книги. Достаточно образованный человек, постоянно пускающийся в рассуждения на отвлеченные темы. Отличный собутыльник, хотя знает, что выпивка — это порок, для Пантагрюэля и верный друг.
  • Грангузье и Гаргамелла — родители короля Утопии.

Примечательно, что, помимо выдуманных персонажей, Рабле при создании романа использовал образы реальных личностей, деятелей, знакомых. Многие географические названия были позаимствованы с карты Франции и слегка переименованы. Отдельными фрагментами упоминаются вопросы и проблемы, волновавшие общество в то время, например, засуха.

Влияние

В программном «Предисловии к „Кромвелю”» (1827) Виктора Гюго, автор «Гаргантюа и Пантагрюэля» причислен к величайшим гениям человечества и назван «шутовским Гомером». Для Бальзака Рабле — создатель огромного мира образов и идей, учитель и единомышленник, почти современник. Так, в его романе «Кузен Понс» (1847) Рабле назван «величайшим умом современного мира», а в «Письмах о литературе, театре и искусстве» (1840) он выступил против утверждения Сент-Бева, что «Рабле мутен по материалу и содержанию, ибо по стилю он очень чист и ясен»: «Держал ли когда-нибудь в руках Рабле? — восклицает Бальзак. — Ведь Рабле в своей беспримерной книге выразил ясные, беспощадные суждения о самых возвышенных явлениях человечества с помощью нарочито грубого, мужицкого стиля…».

Проспер Мериме в своей речи при вступлении во Французскую Академию (1845), посвященной памяти своего предшественника Шарля Нодье, чьё место ему предстояло занять, утверждал, что последний, желая лучше усвоить стиль романа Рабле, трижды собственноручно переписал его буквально «слово в слово». По словам самого Нодье он характеризовал Рабле как «самого универсального и глубокого из писателей нового времени, если не считать Эразма и Вольтера, которые, впрочем, не были ни так глубоки, ни так универсальны, как он».

Рабле был одним из любимейших писателей А. Франса. Так, в специальном очерке (1889) и в ряде других статей из серии «Литературная жизнь» он не раз писал о своем восхищении великим сатириком. Франс был членом «Общества изучения Рабле» и принимал активное участие в его работе; в течение ряда лет он собирал материал для большой книги о Рабле. В 1909 г. А. Франс прочитал курс публичных лекций в Аргентине посвящённый творчеству Рабле в которых выделяет его влияние на последующее развитие французской литературы, указывает на раблезианскую традицию в творчестве мадам де Севинье, Мольера, Лафонтена, Фонтенеля, Расина и др. По его мнению «Рабле — великий юморист. Кроме Аристофана, Мольера и Сервантеса, он не имеет себе равных».

Ссылки

Комментарий

  • Бахтин, Михаил, Тапани Лайне, Паула Ниеминен и Эркки Сало. Франсуа Рабле: Keskiajan Ja Renessanssin Nauru. Хельсинки: Примерно 1968 год.
  • Бахтин, Михаил (1993). Рабле и его мир . Перевод Элен Исволски. Блумингтон: Издательство Индианского университета.
  • Боуэн, Барбара С. (1998). . Издательство Университета Вандербильта. ISBN 978-0-8265-1306-9.
  • Диксон, JEG; Доусон, Джон Л. (1992). Concordance des Oeuvres de François Rabelais (на французском языке). Женева: Librairie Droz.
  • Февр, Люсьен (1982). Проблема неверия в шестнадцатом веке: религия Рабле . Перевод Беатрис Готтлиб. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  • Хюшон, Мирей (2011). Рабле (на французском). Париж: Галлимар. ISBN 978-2-07-073544-0.
  • Визг, Майкл А. (1979). Рабле . Лондон: Дакворт. ISBN 978-0-7156-1660-4.
  • Визг, Майкл А. (1992). Рабле . Тел (на французском). Перевод Мари-Анн де Киш. Париж: Галлимар. OCLC   .

Полное собрание сочинений

  • Рабле, Франсуа (1994). Œuvres complete . Bibliothèque de la Pléiade (на французском языке). Создание таблицы, презентации и аннотации Мирей Хюшон в сотрудничестве с Франсуа Моро. Париж: Галлимар. OCLC   . Хучон 1994.
  • Кадр, Дональд Мердок; Рабле, Франсуа (1999). . Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN . Рамка.

биография

Никаких надежных документов о месте или дате рождения Франсуа Рабле не сохранилось. Хотя некоторые ученые называют дату 1483 годом, он, вероятно, родился в ноябре 1494 года недалеко от Шинона в провинции Турень , где его отец работал юристом. В поместье Ла Девиньер в Сеуйи в современном Эндр-и-Луаре , предположительно на родине писателя, находится музей Рабле.

Рабле стал послушником в францисканский порядке , а позже монахом в Фонтене-ле-Конт в Пуату , где он изучал греческий и латынь , а также науки, филология , и закон, уже став известным и уважаемым гуманистами его эпохи, включая Гийома Буде (1467–1540). Оскорбленный из-за направления своих исследований и разочарованный запретом францисканского ордена на изучение греческого языка (из-за комментария Эразма к греческой версии Евангелия от Луки ), Рабле подал прошение Папе Клименту VII (в должности 1523–1534 гг.) и получил разрешение покинуть францисканцев и вступить в орден бенедиктинцев в Майлезе в Пуату , где его приняли более тепло.

Дом Франсуа Рабле в Меце

Позже он покинул монастырь, чтобы изучать медицину в университетах Пуатье и Монпелье . В 1532 году он переехал в Лион , один из интеллектуальных центров Возрождения, а в 1534 году начал работать врачом в Hôtel-Dieu de Lyon (больнице), за которую он зарабатывал 40 ливров в год. Во время своего пребывания в Лионе он редактировал латинские произведения для печатника Себастьяна Грифиуса и написал знаменитое восхищенное письмо Эразму, сопровождающее передачу греческого манускрипта из типографии. Грифиус опубликовал переводы и аннотации Рабле Гиппократа , Галена и Джованни Манардо . Как врач, он использовал свое свободное время для написания и публикации юмористических брошюр, критикующих установленную власть, и озабоченных образовательными и монашескими нравами того времени.

В 1532 году под псевдонимом Алькофрибас Насье ( анаграмма Франсуа Рабле) он опубликовал свою первую книгу « Пантагрюэль, король дипсодов» , первую из его серии о Гаргантюа . Идея основать аллегорию на жизнях гигантов пришла к Рабле из фольклорной легенды о Les Grandes chroniques du grand et énorme géant Gargantua , которые в то время продавались как популярная литература в виде недорогих брошюр на ярмарках и на ярмарках. Лиона

Pantagruelisme — это философия «есть, пить и веселиться», которая привела его книги в немилость церкви, но одновременно принесла им популярный успех и восхищение более поздних критиков за их внимание к телу. Эта первая книга, критикующая существующую монашескую и образовательную систему, содержит первое известное появление на французском языке слов encyclopédie , caballe , progrès и utopie среди других

Несмотря на популярность книги, и она, и последующий приквел (1534) о жизни и подвигах отца Пантагрюэля Гаргантюа были осуждены Сорбонной в 1543 году и Римско-католической церковью в 1545 году. Рабле преподавал медицину в Монпелье в 1534 году и снова. в 1539 г. В 1537 г. Рабле давал урок анатомии в Лионе Отель-Дьё, используя труп повешенного; Этьен Доле , с которым Рабле был близок в то время, писал об этих уроках анатомии в своей « Кармине» .

Рабле часто ездил в Рим со своим другом и терпеливым кардиналом Жаном дю Белле и недолгое время жил в Турине (1540–1540 гг.) В составе семьи брата дю Белле, Гийома . Рабле также провел некоторое время, лежа на дне, под периодической угрозой осуждения за ересь в зависимости от состояния здоровья его различных защитников. Только защита дю Белле спасла Рабле после осуждения его романа Сорбонной . В июне 1543 года Рабле стал магистром запросов .

Между 1545 и 1547 годами Франсуа Рабле жил в Меце , в то время свободном имперском городе и республике, чтобы избежать осуждения со стороны Парижского университета . В 1547 году он стал кюре из Сен-Кристоф-дю-Jambet в штате Мэн и Медоне близ Парижа.

При поддержке членов известной семьи дю Белле Рабле получил одобрение короля Франциска I на продолжение публикации своего собрания. Однако после смерти короля в 1547 году академическая элита осудила Рабле, и французский парламент приостановил продажу его четвертой книги ( ), опубликованной в 1552 году.

Рабле ушел из духовенства в январе 1553 г. и умер в Париже в том же году.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Биография

Место и время рождения Рабле доподлинно не известны. Хотя некоторые исследователи называют годом его рождения 1483, большинство склоняется к тому, что он родился в ноябре 1494 года рядом с Шиноном, где его отец работал адвокатом. Местом его рождения считается поместье Девинье в Seuilly, где сейчас расположен музей писателя.

В детском возрасте Рабле был отдан послушником в монастырь францисканцев в Фонтене-ле-Конт. Там он изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки, филологию и право, заслужив своими изысканиями известность и уважение среди своих современников-гуманистов, включая Гийома Бюде. Из-за неодобрения орденом его изысканий, Рабле добился разрешения Папы Климента VII перейти в бенедектинский монастырь в Мальезе, где он встретил более тёплое отношение к себе.

Позднее Рабле покинул монастырь для обучения медицине в университетах University of Poitiers и University of Montpellier. В 1532 году он перебрался в Лион, один из культурных центров Франции. Там он совмещал врачебную практику с редактированием латинских трудов для печатника Sebastian Gryphius. Свободное время он посвящал написанию и публикации юмористических памфлетов, критиковавших устоявшиеся порядки и выражавших его понимание свободы личности.

В 1532 году под псевдонимом Алькофрибас Насье (François Rabelais, анаграмма от его собственного имени без седиля) Рабле опубликовал свою первую книгу — «Пантагрюэль», ставшую потом второй частью обессмертившего его имя «Гаргантюа и Пантагрюэля». В 1534 году последовала её предыстория — «Гаргантюа», где рассказывалось о жизни отца протагониста предыдущей книги. Оба произведения были осуждены богословами Сорбонны и католическими клириками за своё сатирическое содержание. Третья часть, опубликованная Рабле в 1546 году под его настоящим именем, также была запрещена.

Благодаря поддержке влиятельной семьи дю Белле Рабле получил разрешение короля Франциска I на продолжение публикаций. Однако после смерти монарха писатель вновь столкнулся с неодобрением академической элиты, а французский парламент приостановил продажи его четвёртой книги.

Рабле некоторое время — в 1534 и 1539 годах преподавал медицину в Монпелье. Он часто путешествовал в Рим вместе со своим другом кардиналом Жаном дю Белле, также недолгое время (когда пользовался покровительством Франциска I) жил в Турине у его брата Гийома. Семейство дю Белле снова помогло Рабле в 1540 году — в легализации двух его детей (Огюста Франсуа и Жюни).

В 1545—1547 годах Рабле жил в Меце, республиканском имперском вольном городе, где нашёл укрытие от осуждения парижских богословов. В 1547 году он был назначен викарием Sebastian Gryphius и Мёдона (отказался от этой должности незадолго до своей смерти в Париже в 1553 году).

Самый замечательный писатель своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах — «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах.

Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха».

Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах — обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.

Основные персонажи

Основным персонажем, чьи приключения описываются на протяжении всей книги, является Пантагрюэль. Также центральные места занимают такие герои, как Гаргантюа, Панург, Эпистемон, брат Жан Зубодробитель.

Главные герои

  • Гаргантюа – главный герой-великан, правит страной Утопией. Много путешествовал по миру, занялся самообразованием и стал довольно умным человеком. Он является сыном Грангузье и Гаргамелы, символизирует собой отказ от устаревших устоев, стремление к совершенствованию и самореализации. Присутствует в I, II, III книгах
  • Пантагрюэль – главный герой, сын Гаргантюа, правителя Утопии. Олицетворяет собой современного, стремящегося к знаниям человека, который много времени уделяет самообразованию, науке и искусству. Он является постоянным персонажем произведения, начиная со II книги.

Второстепенные герои

  • Брат Жан Зубодробитель – монах, появляется во всех книгах, кроме II.
  • Панург – недоучившийся студент, который имеет много общего с братом Жаном, как в поступках, так и в характере. Он становится постоянным персонажем со второй книги.
  • Эпистемон – прошлый наставник Пантагрюэля. Он умен и образован, является постоянным персонажем со II книги.

Факты

  • Однажды, в начале карьеры, Рабле был вынужден поехать из Лиона в Париж, но у него не хватало денег даже на билет. Тогда он пошёл на хитрость, оставив в гостиничной комнате три бумажных пакетика с сахаром, на которых он написал: «Яд для короля», «Яд для королевы» и «Яд для дофина». Когда пакетики были обнаружены, руководство гостиницы немедленно сообщило об этом в правоохранительные органы. Через некоторое время Рабле был схвачен и доставлен в Париж. Там Рабле встретился с королём и объяснил ему ситуацию. Для подтверждения того, что в пакетиках на самом деле был сахар, а не яд он размешал вещество из пакетиков в воде и выпил её.
  • В честь Франсуа Рабле назван астероид Рабле (англ.)русск., открытый Л. Г. Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 14 октября 1982 г.
  • Автор фразы «аппетит приходит во время еды».
  • В фильме Интерстеллар чёрная дыра названа именем героя его книги Гаргантюа.

Риски

Вклад в медицину

Рабле высмеивал медиков-схоластов, которые подменяли объективное изучение человека, его заболеваний невежественным и необоснованным мудрствованием. Также ученый критиковал довольно популярные в то время магические и астрологические предсказания.

Рабле является одним из пионеров научной анатомии. Он проводил вскрытие трупов на своих лекциях в образовательных целях. Анатомию считал не только важнейшей дисциплиной на медицинском факультете, но и неотъемлемым элементом образования в целом, поскольку только с ее помощью можно познать внутренний мир (микрокосм) человека.
Роман философа «Гаргантюа и Пантагрюэль» включает огромное количество полезных сведений, относящихся к топографической, пластической и описательной анатомии, которые и сейчас поражают своей точностью. В данном произведении Рабле также поднял вопрос венерических заболеваний, хотя в средневековой романистике подобные темы считались недостойными внимания и низкими.

Интерес Рабле к строению тела был вызван желанием изучить функции организма. Анатомо-физиологические представления ученого во многих аспектах опережали свое время. Данное утверждение относится к представлениям о функциях и строении органов, о взаимосвязи процессов, происходящих в организме, а также об их причинной обусловленности. Ученый обосновывал теорию о транспортной функции движения крови, хотя целью тока крови по артериям он называл ее «проветривание, нагревание и очищение», а транспортировку питательных веществ относил к функции венозной крови.

Большое значение медик придавал психологическим методам работы с больными. Он полагал, что на состояние больного должна благотворно влиять личность врача, его поведение и одежда. Ключевая обязанность врача – вселять оптимизм в пациента, поддерживать его веру в скорое выздоровление. Развивал представление о положительном влиянии смеха на здоровье.
Кроме того, Рабле разрабатывал методы профилактики болезней, такие как соблюдение правил гигиены, рациональный образ жизни и пр. Сумел добиться внедрения в Меце ряда противоэпидемических мер: уборка жителями нечистот на улицах, медицинский надзор за банями и другие.

Знаменитые медики всех времён
Австрийские Адлер Альфред •‏‎ Ауэнбруггер Леопольд •‏‎ Брёйер Йозеф • Ван Свитен • Гаен Антониус • Селье Ганс • Фрейд Зигмунд
Античные Абу Али ибн Сина (Авиценна) • Асклепий • Гален • Герофил • Гиппократ
Британские Браун Джон •‏‎ Гарвей Уильям • Дженнер Эдвард • Листер Джозеф • Сиденгам Томас
Итальянские Кардано Джероламо •‏‎ Ломброзо Чезаре
Немецкие Бильрот Христиан • Вирхов Рудольф • Вундт Вильгельм • Ганеманн Самуэль • Гельмгольц Герман • Гризингер Вильгельм • Грэфенберг Эрнст • Кох Роберт • Крепелин Эмиль • Петтенкофер Макс • Эрлих Пауль • Эсмарх Иоганн
Российские Амосов Н. М. • Бакулев А.Н. •‏‎ Бехтерев В.М. •‏‎ Боткин С.П. • Бурденко Н.Н. • Данилевский В.Я. • Захарьин Г.А. • Кандинский В.Х. • Корсаков С.С. • Мечников И.И. • Мудров М.Я. • Павлов И.П. • Пирогов Н.И. • Семашко Н.А. • Сербский В.П. • Сеченов И.М. • Склифосовский Н.В. • Фёдоров С.Н. • Филатов В.П.
Французские Бернар Клод •‏‎ Биша Мари-Франсуа •‏‎ Бруссе Франсуа-Жозеф • Галль Франц Йозеф • Корвизар Жан • Ларрей Доминик • Лаэннек Рене •‏‎ Льебо Амбруаз Огюст • Пастер Луи‏ • Паре Амбруаз • Пинель Филипп • Рабле Франсуа • Рише Шарль-Роберт • Шарко Жан-Мартэн
Разные Бантинг Фредерик •‏‎ Бургав Герман • Везалий Андреас • Гассер Герберт • Гораций Уэллс • Земмельвейс Игнац •‏‎ Мортон Уильям • Кинси Альфред • Парацельс • Пуркине Ян • Ференци Шандор • Юнг Карл

Карьера священника

Рабле появился на свет в Турени в 1494 году. Отцом его был зажиточный землевладелец. Около 1510 года Франсуа стал послушником в монастыре. Он принес обеты в 1521 году. В 1524-м у Рабле были конфискованы греческие книги. Дело в том, что ортодоксальные богословы в период распространения протестантизма подозрительно относились к греческому языку, считавшемуся еретическим. Он давал возможность по-своему трактовать Новый Завет. Франсуа пришлось перейти к бенедиктинцам, более терпимым в этом отношении. Однако в 1530 году он решил сложить сан и отправиться в Монпелье для изучения медицины. Здесь в 1532 году Рабле издал труды Галена и Гиппократа, знаменитых врачевателей. Также в Монпелье у него родились двое детей от вдовы. Они были узаконены в 1540 году эдиктом папы Павла IV.

Рабле – французский Ходжа Насреддин

О весельчаке и обладателе искромётного чувства юмора, жившем почти 400 лет назад, нам известно совсем немного. Пожалуй, лишь то, что Рабле стал автором монументального романа в 5-ти книгах «Гаргантюа и Пантагрюэль», который каждый проходил ещё в школе («проходить» и «прочитать», разумеется, не одно и то же), а кто не в школе – в университете, наверняка. Вот, собственно и всё. Однако жизнь писателя (и не только писателя, а практически человека-оркестра своего времени) сама куда больше напоминает приключенческий роман, нежели стандартную среднестатистическую биографию.

Конечно, биография философа-монаха-писателя эпохи Возрождения давно обросла колоссальным количеством легенд и анекдотов, и уже сложно понять, что их них — правда, а что — чистый вымысел. Французы называют Рабле собственным Ходжой Насреддином: из каждой неприятной истории, будь то правда или выдумка, Рабле выходил ловко и с достоинством, не оставляя глуповатым противникам ни шанса на исход дела в их пользу.

Так, например, существует легенда, что однажды, оказавшись без гроша в кармане, Рабле, чтобы добраться до Парижа из провинциальной гостиницы устроил целое представление. Прикинулся безграмотным и спросил у хозяина, знает ли он здесь людей, умеющих писать. Хозяин прислал своего человека, и Рабле обратился к нему с просьбой написать на клочках бумаги: «Яд для умерщвления короля», «Яд для умерщвления королевы», «Яд для умерщвления герцога Орлеанского». Нетрудно догадаться, что перепуганные хозяева постоялого двора тут же донесли о происшествии судейскому чиновнику, и уже через несколько минут «опасный преступник» был отправлен в Париж под охраной. Когда в столице развернули эти конверты и увидели обыкновенную золу, весь королевский двор поднял на смех судейских чиновников, которые помогли Рабле бесплатно доехать до Парижа.

Примечания

  1. Huchon, 2011, P. 31.
  2. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k365263/f80.image.r
  3. Record #11920939s // общий каталог Национальной библиотеки Франции https://wikidata.org/Track:Q193563″>https://wikidata.org/Track:Q15222191″>
  4. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118597450 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.

    https://wikidata.org/Track:Q27302″>https://wikidata.org/Track:Q304037″>https://wikidata.org/Track:Q256507″>https://wikidata.org/Track:Q170109″>https://wikidata.org/Track:Q36578″>

  5. data.bnf.fr платформа открытых данных — 2011
  6. Рабле, Франсуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. М. М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — 1965. Архивная копия от 22 января 2013 на Wayback Machine
  8. Rabelais, François (неопр.) . The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition. 2001–07.. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  9. Febvre, Lucien. The Problem of Unbelief in the Sixteenth Century, the Religion of Rabelais. — Harvard College, 1982. — P. 264. — ISBN 0-674-70825-3.
  10. Сент-Бёв Ш. «Французские легенды. Рабле». Сочинение Эжена Ноэля // Литературные портреты. Критические очерки. — М: Художественная литература, 1970. — С. 296.
  11. Гюго В. Предисловие к Кромвелю(неопр.) . rulibs.com. Дата обращения 2 августа 2020.
  12. Бальзак об искусстве 1941, С.129. — М: Искусство, 1941. — С. 129.
  13. Nodier Ch. Oeuvres de Rabelais // Quotidienne. 1823. 7 août.
  14. О Шарле Нодье и его книжных пристрастиях // Читайте старые книги: Новеллы, Статьи, эссе о книге, книжниках, чтении. Кн.1 / Сост. и прим. В. А. Мильчиной. — М: Книга, 1989. — С. 22.
  15. Карл Кантор. Двойная спираль истории. Историософия проектизма. Том I. Общие проблемы. — Litres, 2018-03-24. — 901 с. — ISBN 9785041073749.
  16. Франс А. Рабле // Собрание сочинений в восьми томах. Том 7. Восстание ангелов. Маленький Пьер. Жизнь в цвету. Новеллы. Рабле(неопр.) . litlife.club. Дата обращения 4 августа 2020.
  17. The joke
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий