Аристотель ( , гг. до н. э.) древнегреческий философ классического периода, ученик платона, воспитатель александра македонского. аристотель был. — презентация

РАССУЖДЕНИЯ ФИЛОСОФА О ГОСУДАРСТВЕ

По Аристотелю, государство это «творение природы», продукт естественного развития. В его основе лежат потребности людей. Полис — это общество, поэтому Аристотель определяет человека как «общественное» или «политическое животное». Человек не может жить один, он нуждается в контактах, в общении с себе подобными, в объединении с ними. Существует несколько ступеней объединения. Первый тип объединения это семья, которая состоит из мужчины, женщины и детей. Далее большая (расширенная) семья, состоящая из нескольких поколений кровных родственников с боковыми ветвями. Затем деревня или селение. Наконец, полис.

Полис — высшая форма объединения. Он достаточно велик, чтобы удовлетворить все потребности человека. В то же время он «достаточно мал для хорошей организации, основанной на личном общении и не превращающей человека в часть гигантской структуры, в которой его роль практически сведена к нулю. Цель полиса — благо граждан».

Презентация на тему: » Философия Аристотеля (384–322 до н.э.) Т. Ю. Быстрова 2011.» — Транскрипт:

1

Философия Аристотеля (384–322 до н.э.) Т. Ю. Быстрова 2011

2

Литература – Аристотель «Метафизика» общее изложение теории Аристотеля комментарий А. Доброхотова

3

Метафизика Аристотеля: «Что такое бытие как бытие?» (on he (i) on) «… естествоиспытатель (physikos) занимается всем тем, что составляет действительности и состояния такого-то тела и такой-то материи… , неотделимые от тела, но, с другой стороны, поскольку они не являются состояниями определенного тела и в абстракции, математик, поскольку же они отделены метафизик» // Аристотель. О душе, I, 1, 403 b

4

Метафизика Аристотеля Возражения против теории идей Платона: 1.Приписывая всем вещам одноименные идеи, платоник удваивает мир, как будто думая, будто большее число сущностей легче познать, чем меньшее. 2.Ни один из способов доказательства существования идей не достигает своей цели. 3.»Третий человек»: Связь предмета и идеи требует «посредника». Так, между человеком вообще и отдельным человеком, Платоном, должен существовать еще один «человек», скажем, «грек». Но в таком случае между человеком вообще и греком должен существовать еще один «человек», допустим, «белый человек», и т.д. до бесконечности. 4.Идеи провозглашают причинами, но не могут им быть, так как неподвижные идеи не могут быть причиною движения. 5.Платон не выяснил, что означает «причастность» вещей идеям, — это «пустые слова и поэтические метафоры». 6.Наконец, вообще невозможно, «чтобы врозь находились сущность и то, сущностью чего она является» // Метафизика. I, 81

5

Метафизика Аристотеля Аристотель – панлогист 1 найти значение термина 2 уметь его пояснить применительно ко взглядам Аристотеля Категории – роды бытия? Формы мысли? Грамматические формы? (от греч. kategoreo – высказывать, утверждать, судить) Три основных категории, согласно «Метафизике», — сущность, свойство, отношение. Почему от десяти категорий Аристотеля приходит к трем?

6

Метафизика Аристотеля Два критерия сущности, по Аристотелю: мыслимость, или познаваемость, в понятии и «способность к отдельному существованию». Отсюда: Первые сущности – отдельно существующие предметы Вторые сущности – роды и виды бытия

7

Метафизика Аристотеля «А о причинах (aitian), — пишет Аристотель, — речь может идти в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия, «основание, почему» (вещь такова, как она есть) восходит в конечном счете к понятию вещи, а то основное, благодаря чему ( вещь именно такова), есть некоторая причина и начало, другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат; третьей — то, откуда идет начало движения; четвертой… «то, ради чего» (существует вещь) и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и движения)». Формальная, материальная, действующая и целевая (конечная) — если принять более позднюю номенклатуру — исчерпывают все возможные причины.

8

Трактовка формальной причины Форма = суть бытия = первая сущность Форма – минимально общее, что есть в вещи «Форму никто не создает и не производит» Форма составляет суть вещи, то, без чего ее нет Форм столько, сколько низших видов, далее не распадающихся Форма – смысл вещи Форма активна Форма вечна Форма неподвижна

9

Трактовка материальной причины Хюлэ – лес, кустарник; осадок, гуща, муть – бесформенное и неопределенное вещество Стеросис – «лишенность» — «то, из чего вещь состоит» В чем отличие платоновской трактовки материи от аристотелевской?

10

Трактовка динамической причины Возможность Действительность Природа и технэ как движущие причины -Материя – возможность или действительность? -Кирпич — … глины -Глина — … кирпича -Дом — … кирпича

11

Трактовка целевой причины Цель – в самой вещи Энтелехия Цель – стремление к благу, т.е. осуществленности Достижение цели – реализация потенциала Осуществление цели – существование Не осуществленная цель = отсутствие существования

12

Контроль /philosophie_wse/platon_samost.html самостоятельная работа по философии Платона и Аристотеля /philosophie_wse/platon_samost.html

Детские годы и юность

Древнегреческий философ появился на свет в период с июля по октябрь 384 года до н. э. Произошло это в городе под названием Стагира. Уже будучи известным, его частенько именовали Стагирским. Папа Никомах происходил из семьи врачевателей, он служил при дворе и лечил царскую семью. Мама Фемида была дамой благородного происхождения.

Так как семейство занималось лекарским делом уже несколько поколений, то и маленький Аристотель планировал пойти по стопам предков и продолжить династию. Он с ранних лет познавал основы медицины, а также философию, которая в те времена считалась обязательным предметом для любого врача. Но сбыться этим планам было не суждено, так как вскоре родители умерли и ему пришлось покинуть родной дом.

В возрасте 15 лет будущий мыслитель оказался в Малой Азии, именно там проживал его опекун Проксен. А уже в 367 году до н. э. он перебрался в Афины. Именно там судьба свела его с Платоном, после чего он стал его учеником.

В этой академии он находился порядка 20 лет, обучаясь не только политике, но и многим другим науками, в их числе были:

  • философия;
  • животный и растительный мир;
  • физика;
  • логика.

После того как Аристотель полностью сформировался как мыслитель, он стал отвергать идеи наставника, в том числе и мысли о бестелесной сущности. У него на этот счет была своя теория — первичности формы и материи, а также неотделимости души от тела. Молодой ученый настаивал, что идея не может существовать в отрыве от вещей, а также не может иметь самостоятельную жизнь. Только конкретные вещи могут обладать подлинным бытием, а истинное познание возможно исключительно в чувственно воспринимаемом мире.

В 345 году до н. э. молодой философ перебирался на остров Лесбос. Он решил покинуть город после того, как казнили его друга Гермия, также являвшегося учеником Платона. Мужчину приговорили к смерти из-за войны, которую он вел против персов.

Спустя два года Аристотель по приглашению царя Филиппа отправился в Македонию. Там он занимался воспитанием и обучением наследного принца Александра. Длился этот период более восьми лет. Вернувшись в Афины, мыслитель открыл собственную философскую школу «Ликей», более известную как перипатетическая школа. Это самое главное из биографии Аристотеля.

Презентация на тему: » Наука о добродетелях Аристотеля» — Транскрипт:

1

НАУКА О ДОБРОДЕТЕЛЯХ АРИСТОТЕЛЯ

2

Аристотель об этике ( гг. до н.э.) Этика от греч. ethos обычай, нрав, характер, образ мыслей Цель этики не познание, а поступки, не обогащение знаниями, а преобразование человека нравственное совершенствование. Этика учит тому, как стать добродетельным. Этика – практическая философская наука, изучающая этические (нравственные) добродетели, их роль в совершенствовании человека и достижении им «цели целей» человеческой жизни – счастья. Свои понятия о добре и о законах нравственной жизни индивидуального человека Аристотель изложил в своём сочинении — «Никомаховой этике».

3

Аристотель утверждает, что предметом его этики является счастье, которое он определяет как «деятельность души в полноте добродетели». Счастье целиком и полностью определяется образом жизни человека и зависит от него самого. Всякая деятельность предпринимается ради какой-либо цели. Всякая цель, ради которой предпринимается деятельность, есть благо. Высшее благо это цель целей = блаженство, счастье. Количество добродетелей соответствует количеству видов деятельности человека.

4

Основание нравственного поведения разум в его единстве с неразумной частью души. Добродетели возникают тогда, когда верно направленный разум согласуется с движением чувств, а движение чувств согласно с разумом. Основание правильного поведения

5

Душа Неразумная Разумная Растительная СтремящаясяРассудочная Собственно разумная Неосознанные стремления Нет добродетелей Аффекты Этические добродетели Слушающая Интеллектуальные добродетели (Мужество, щедрость, умеренность и др.) (Мудрость, рассудительность, сообразительность.) (развиваются благодаря обучению) (рождаются из привычек-нравов)

6

Добродетель представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком. Добродетель есть «способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствии и страдании, а порочность это ее противоположность». Аристотель о добродетели

7

Порок — недостаток Добродетель — середина Порок — излишек Трусость Мужество Безрассудная отвага Бесчувственность Благоразумие Распущенность Скупость Щедрость Расточительность, мотовство Приниженность Величавость Спесь Мелочность Великолепие Безвкусная пышность Нечестолюбие Уравновешенное честолюбие Честолюбие Безгневность Ровность Гневливость Притворство Правдивость Хвастовство Неотёсанность Остроумие Шутовство Зловредность Дружелюбие Угодничество Робость Стыдливость Беззастенчивость Злобная зависть Негодование Злорадство Убыток Справедливое равенство, правосудие Нажива

8

«Золотая середина» является главным критерием добродетели в этическом учении Аристотеля, она тождественна совершенству: ошибаться можно различно, а действовать правильно только одним путем. Мера порочности определяется в соответствии с мерой удаленности от середины мерой избытка или недостатка.

Философское учение

Аристотель разделил науки на теоретические, практические и творческие. К первым он относил физику, математику и метафизику. Эти науки, по словам философа, изучаются ради собственно знаний. Ко вторым – политику и этику, так как благодаря им строится жизнь государства. К последним он относил все виды искусства, поэзию и риторику.

Аристотель и Александр Македонский / Ancient Pages

Центральным стержнем учения Аристотеля считаются 4 главных первоначала: материя («то, из чего»), форма («то, что»), производящая причина («то, откуда») и цель («то, ради чего»). В зависимости от этих первоначал он определял действия и субъектов как благо или злодеяние.

Мыслитель стал основоположником иерархической системы категорий. Их он выделял 10: сущность, количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие и страдание. Все сущее распределяется на неорганические образования, мир растений и живых существ, мир различных видов животных и человека.

С идей Аристотеля начали складываться основополагающие концепции пространства и времени как самостоятельных сущностей и как системы отношений, образовываемых материальными объектами при взаимодействии.

Аристотель с бюстом Гомера. Художник Рембрандт / Metropolitan Museum of Art

На протяжении нескольких последующих веков оставались актуальными типы государственных устройств, которые описал Аристотель. Образ идеального государства философ представил в сочинении «Политика». Согласно теории мыслителя человек реализуется в обществе, так как живет не только для себя одного.

С другими индивидуумами его связывают кровные, дружественные и другие узы. Цель гражданского общества – не столько экономическое процветание и нажива отдельных лиц, сколько всеобщее благо, «эвдемонизм». Оно возможно только благодаря упорядочению жизни гражданским правом и нравственными законами.

Он выделял 3 положительных и 3 отрицательных варианта правления. К правильным, преследующим цель общего блага, он относил монархию, аристократию и политию. К неправильным, преследующим частные цели правителя, относил тиранию, олигархию и демократию.

Философ Аристотель. Художник Паоло Веронезе / Biblioteca Nazionale Marciana

Измышления философа коснулись и сферы искусства. Свой взгляд на развитие театрального жанра драмы мыслитель описал в сочинении «Поэтика». До наших дней дошла только первая часть этого труда, вторая, предположительно, содержала сведения о строении древнегреческой комедии. Размышляя о театре и об искусстве в целом, Аристотель выдвигает идею существования феномена подражания, которое свойственно человеку и доставляет ему удовольствие.

Еще одно фундаментальное сочинение философа носит название «О душе». В трактате Аристотель раскрывает ряд метафизических вопросов, связанных с жизнью души любого существа, определяя разницу существования человека, животного и растения. Также здесь философ описывает 5 чувств (осязание, обоняние, слух, вкус и зрение) и 3 способности души (к росту, ощущению и размышлению).

Кроме этого, Аристотель успел изучить и поразмышлять обо всех доступных в его время науках. Он оставил труды по логике, физике, астрономии, биологии, философии, этике, диалектике, политике, поэзии и риторике. Собрание трудов великого философа называется «Аристотелев корпус».

Аннотация к презентации

Презентационная работа по философии, посвященная великому мыслителю античного мира Аристотелю и его учениям. С помощью этой работы учащиеся познакомятся с основными идеями Аристотеля, и почему он не согласился с Платоном и его видением мира.

Краткое содержание

  • Онтология
  • Критика платоновской теории идей (эйдосов)
  • Претензии общего характера
  • Ненаучный характер основных понятий теории
  • Претензии формально-логического характера
  • Противоречия между определением и применением понятия эйдоса
  • Проблема предицирования эйдосов и аргумент «третьего человека»
  • Проблема эйдосов для эйдосов
  • Претензии общефилософского характера
  • Удвоение (умножение) действительности
  • Отрыв сущности вещи от самой вещи
  • Бесполезность эйдосов для объяснения мира становления
  • Онтология Аристотеля («Метафизика»)
  • Сущее и его виды (десять категорий)
  • Учение о материи и форме (гилеморфизм)
  • Учение о причинности (четыре вида причин)
  • Возможность и действительность

Детство и юность

Аристотель родился в городе Стагира, который расположен в греческой колонии Фракии. Из-за названия родного города впоследствии Аристотеля часто называли Стагирским. Он происходил из династии врачевателей. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Мать Фестида имела благородное происхождение.

Портрет Аристотеля. Художник Франческо Айец / Gallerie dell’Accademia

Так как в семье лекарское искусство передавалось из поколения в поколение, Никомах собирался сделать врача и из сына. Поэтому с детских лет обучал мальчика основам медицины, а также философии, которая у греков считалась обязательной наукой для каждого лекаря. Но планам отца не суждено было исполниться. Аристотель рано осиротел и вынужден был покинуть Стагир.

Сначала 15-летний юноша отправился в Малую Азию к опекуну Проксену, а в 367 году до н. э. обосновался в Афинах, где стал учеником Платона. Аристотель изучал не только политику и философские течения, но и мир животных и растений. В общей сложности он пробыл в академии Платона около 20 лет.

Сформировавшись как мыслитель, Аристотель отверг учение наставника об идеях бестелесных сущностей всего сущего. Молодой философ выдвинул собственную теорию – первичности формы и материи и неотделимости души от тела. Портрет двух мыслителей, ведущих спор, увековечил мастер эпохи Возрождения – Рафаэль Санти на фреске «Афинская школа».

Платон и Аристотель (фрагмент фрески «Афинская школа») / Музей Ватикана

В 345 году до н.э. Аристотель уезжает на остров Лесбос, в город Митилену, из-за казни его друга Гермия, также бывшего ученика Платона, который затеял войну против персов.

Через 2 года Аристотель отправляется в Македонию, куда его пригласил царь Филипп, чтобы воспитывать наследника – 13-летнего Александра. Период биографии мыслителя, который он посвятил обучению будущего знаменитого полководца, продлился почти 8 лет. По возвращении в Афины Аристотель основал собственную философскую школу «Ликей», которая также известна под названием перипатетической школы.

Аннотация к презентации

Презентация по философии на тему «Философия Аристотеля. Теория познания и логика» останавливается на двух аспектах философских трудов Аристотеля. Цель занятия — познакомить учащихся с учениями древнегреческого философа. В презентации описывается концепция истины, роль в познании мышления и чувственного опыта, а также уделяется место логике. Данная презентация поможет учащимся усвоить материал быстро, легко, качественно и интересно.

Краткое содержание

  1. Теория познания
  2. Роль чувственного опыта в познании
  3. Роль мышления в познании
  4. Концепция истины
  5. Логика – наука о формах мышления
  6. Содержание и формы мышления
  7. Понятие
  8. Суждение
  9. Умозаключение

Биография: краткие сведения

Биография Аристотеля ещё во времена античности вызывала некоторые споры. Касались они места рождения Аристотеля. Известно, что это был город Стагира, по которому он получил своё прозвище – Стагирит. Однако где именно находилась Стагира, в точности неизвестно. По одним данным, она располагалась у подножия горы Афон, по другим – во Фракии.

Известно, что Стагира была захвачена и разрушена македонским царём Филиппом II, когда Аристотель находился в Афинах, в школе Платона. Позже Аристотель попросил Филиппа восстановить город и сам написал для него новые законы.

Существенную роль в ранней биографии Аристотеля сыграл его отец – Никомах. Он был греком с острова Андрос и являлся так называемым асклепиадом – якобы потомком медицинского бога Асклепия. Асклепиады, согласно семейной традиции, занимались медициной. Врачебное искусство у них было принято передавать по наследству, поэтому Никомах стал для сына первым учителем. Судя по всему, ещё будучи мальчиком, Аристотель помогал отцу лечить людей, благодаря чему у него пробудился интерес к биологии.

Аристотель довольно рано потерял отца и мать, и его дальнейшим воспитанием занимались родственники. В семнадцатилетнем возрасте он прибыл в Афины, однако не сразу поступил в школу Платона (которого тогда не было в городе). Сначала он, как повествуют некоторые источники биографии Аристотеля, изучал ораторское искусство у Исократа – знаменитого ритора. В пользу этого говорит и то, что Аристотель всегда испытывал интерес к риторике и посвятил ей немало своих работ. Его учение о логике берёт начало именно в основах ораторского искусства, которые подразумевали умение убеждать публику.

После обучения у Исократа Аристотель наконец поступил в Академию Платона, где пробыл двадцать лет, вплоть до самой смерти учителя. Отношения двух великих философов были весьма непростыми. С одной стороны, они были очень дружны и близки. С другой стороны, Аристотель часто совершал в отношении Платона дерзкие и нелицеприятные поступки. Однажды он попросту прогнал его с территории школы, упрекая в разных пороках. Платон с тех пор не выходил за пределы своего сада, однако ученики его не забыли и каждый день посещали его дом, где слушали лекции.

В тот момент Платон был уже глубоким стариком, благодаря чему пользовался всеобщим почтением; и только Аристотель, как казалось окружающим, этого почтения не проявлял. В Академии он фактически самовольно занял место изгнанного учителя. Впрочем, вскоре в школу вернулся влиятельный её деятель Ксенократ, который вынужден был до этого временно покинуть Афины. Ксенократ вернул Платона на предназначавшееся ему место в Академии, а Аристотеля прогнал.

Известно, что Аристотель во многом не соглашался с идеями своего учителя. Однако, несмотря на всё перечисленное, он отзывался о Платоне весьма достойно, называя его своим другом и близким человеком. Впоследствии Аристотель сблизился и с Ксенократом.

В дальнейшем Аристотель начал преподавательскую деятельность, учительствуя в разных городах и местностях. Его учениками были в том числе и влиятельные правители, такие как тиран Гермий и юный Александр Македонский. Философ пользовался у правителей большим почтением; так, Гермий позволил ему взять в жёны свою приёмную дочь Пифиаду.

После того, как Филипп II был убит и Александру пришлось взять управление государством на себя, Аристотель отправился в Афины. Там он основал собственную школу, получившую название Ликей, или Лицей. Её также называли «перипатетической» школой, то есть «прогулочной», поскольку философ вместе с учениками во время преподавания нередко прогуливался

Не очень ясно, почему современники обратили внимание именно на этот факт, ведь прогуливаться во время чтения лекций любили многие философы того времени

После смерти Александра Македонского в Афинах вспыхнуло антимакедонское восстание. Одним из его жертв стал и Аристотель, который был близок с македонскими царями и преподавал им. Философ был изгнан из города и отправился в Халкиду Эвбейскую, где жил в доме своей матери со своей семьёй.

В 322 году Аристотель умер от болезни желудка (или от отравления). Его тело было отправлено на историческую родину – в Стагиру, где жители воздвигли для него склеп. В честь своего знаменитого согражданина жители Стагиры организовали ежегодные празднества, его именем даже был назван один из месяцев в году.

Слайды презентации

Слайд 1

Аристотель

Слайд 2

Аристотель родился в 384/383 гг. до н. э. в Стагире, на границе с Македонией. Его отец Никомах был врачом у отца Филиппа. Молодой Аристотель жил некоторое время вблизи царских чертогов в Пелле.Восемнадцати лет отроду, став сиротой, в 366/365 г. он прибывает в Афины, чтобы поступить в Платоновскую академию. Он оставался в стенах Академии вплоть до смерти Платона,до 347 г. Он живет в Ассе с другом по Академии Ксенократом, где они с платониками Эрастом и Кориском основывают свою школу под покровительством Гермия

Слайд 3

В Ассе он остается почти три года и женится на некоей Пифиаде, затем уезжает в Митилену. Им были прочитаны курсы лекций по философии, а в Митилене еще были проведены в творческом союзе с преданным перипатетиком Теофрастом естественнонаучные исследования С 343/342 учитель Александра Македонского. В 335/334 г. Аристотель вернулся в Афины,где читал курс лекции В 323 г. до н.э умирает Александ Македонский,и Аристотеля обвиняют в «безбожии»,отправив в ссылку Умер в 322 г. до н.э.

Слайд 4

Высшая цель человека — счастье

1) Для многих это удовольствие и наслаждение 2 ) Для других счастье — это почести 3) Для кого-то счастье состоит в умножении богатства Высшее благо и счастье, доступное человеку, — в совершенствовании себя как человека, т.е. в активности, отличающей его от всех прочих существ. Не просто жить, ведь и растения живут; не только чувствовать, ведь и животным открыты чувствования.

Слайд 5

Аристотель, впрочем, с чувством реализма оценивает материальные блага, их полезность и необходимость, присутствие которых хотя и не дает само по себе счастья, но отсутствие которых вполне способно его скомпрометировать.

Слайд 6

Этика по Аристотелю

Человек — это, главным образом, разум, но не только. В душе «есть нечто, чуждое разуму, что ему противоречит и сопротивляется», но что, тем не менее, в нем участвует. «Этическая добродетель», достоинство практического поведения. Этот тип поведения достигается повторением серии выверенных поступков, образующих потом привычку Импульсы, страсти, чувства всегда тяготеют к излишествам, либо много, либо мало, всегда чрезмерны, в этом смысле, они дефектны. Вторжение разума несет с собой «точную меру», средний путь между крайностями, величественный ритм согласия.

Слайд 7

Среди всех добродетелей есть одна, в которой спрессованы все прочие, — это справедливость Рассудительность, или практическая мудрость, заключается в корректном установлении того, что благо, и что зло для человека Он подтверждает, что «добродетельный человек умеет в чем угодно разглядеть благо и добро, поскольку это правило и мера любой вещи». Благими могут быть лишь достигнутые цели, которые являются объектом не выбора, а воления. Таким образом, необходимо желать блага истинного, а не кажущегося

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий