Аристотель

Политика: краткое содержание, описание и аннотация

Аристотель «Риторика» – краткое содержание

«Поэтика» Аристотеля

Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли — «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.

Ученый считал, что суть трагедии — пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» — происходит его духовное очищение.

В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).

Этика и политика

образуют единую практическую часть философского знания, предметом которой становится благо, осуществимое в поступках: этика рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика – благо гражданского сообщества (государства). Этическое учение изложено в трех текстах – Никомаховой этике, Евдемовой этике и Большой этике, из которых традиционно бóльшим авторитетом пользуется первая. Высшее человеческое благо определяется как счастье, однако сам Аристотель указывает, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Строя свою этику на понимании счастья как внутренней жизни (деятельности) души, стремящейся достичь наилучшего состояния как в отношении своего характера и нрава («этические добродетели»), так и в отношении своих умственных способностей («дианоэтические добродетели»), дает определение счастья как деятельности души в полноте добродетелей. Это в первую очередь добродетели души, но учитываются также и телесные блага. Они признаются желательными в той мере, в какой телесное не должно мешать и препятствовать духовному – так, если человек болен, он едва ли сможет упражняться в добродетели, если он беден, он не сможет проявить щедрость и т.д. Применительно к этическим добродетелям развивает учение о середине (напр., мужество есть середина между трусостью и безумной отвагой), но для дианоэтических добродетелей нет ничего противоположного, кроме глупости. Дианоэтические добродетели направлены к познанию истины (нус) или к установлению «правильного логоса», или суждения, устанавливающего добродетельную середину в практических нравственных поступках для каждого отдельного случая. Вообще, Аристотель говорит, что для каждого добродетельная середина своя (как для каждого свое количество съедаемой пищи, необходимое для здоровья), и, например, мужественный поступок для бывалого воина и для неопытного юнца представляет собой не одно и то же поведение.

В Политике излагает теорию государства, исходя из понимания человека как «по природе существа политического», т.е. склонного к общению на разных уровнях от языкового и семейного до высшей формы общения – государственной, определяющей особенностью которого является подчиненность нормам закона. Аристотель спорит с платоновской идеей упразднения семьи как части упразднения традиционного государства, настаивая на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства в том, что касается общественных институтов. Связь этики и политики подчеркивается в идее о том, что основной задачей государства является воспитание добродетельного человека и гражданина. Аристотель представляет свое учение об оптимальном государственном строе, которое он связывает с правлением лучших, и особенностью которого являются различные обязанности граждан в разное время жизни: в молодости – военная служба, в зрелом возрасте – дела государственного управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физический труд остается уделом рабов, этнических варваров, не-греков, – рабство существует «от природы» и в смысле рождения, и в смысле особого устройства души, неразвитой умственно и не готовой руководствоваться в своей жизни разумом.

Философия Аристотеля явилась одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенное влияние как на последующую историю философии в античности (от эллинизма до неоплатонизма), так и на философию средневековья (аристотелизм в арабской и западной традиции).

Сочинения: Аристотель. Сочинения в 4 тт., М., 1975–1984

Мария Солопова

Логика, разработанная Аристотелем, преобладала на Западе до середины 19 века

В западном мире Аристотель был первым, кто провел формальное исследование логики, и его система сегодня известна как термин логика, силлогистическая логика или аристотелевская логика. Логические труды Аристотеля собраны в шесть текстов, известных как Органон (”инструмент»). В одном из этих текстов, озаглавленном «категории», Аристотель дает десять слов, которые следует исследовать, чтобы получить знание о предмете: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, ситуация, состояние, действие и страсть. Наиболее выдающимся аспектом аристотелевской логики является силлогизм, классический пример которого таков: все люди смертны; Сократ-человек; следовательно, Сократ смертен. Аристотелевская логика доминировала в области логики в течение 2000 лет и широко использовалась в математике и науке, пока в конце концов не была заменена современной пропозициональной и предикатной логикой в начале девятнадцатого века. Следовательно, Аристотель широко рассматривается как отец области логики.

Аристотель, «Органон логика»

Он написал первый западный трактат о систематическом изучении литературы

Поэтика — это произведение Аристотеля, которое является самым ранним сохранившимся произведением драматической теории, а также первым сохранившимся западным философским трактатом, посвященным литературной теории, систематическому изучению природы литературы. В Поэтике Аристотель утверждает, что эпическая поэзия, трагедия, комедия, дифирамбическая поэзия, живопись, скульптура, музыка и танец — все это в основе своей акты мимесиса (“подражания”). Затем он различает подражания на основе: различий в музыкальном ритме, гармонии, метре и мелодии; различий добра в характерах; и разницы в том, как повествование представлено. Аристотель далее классифицирует подражание в их различии объективного. Например, он утверждает, что комедия — это драматическое подражание людям хуже среднего, а трагедия — драматическое подражание людям лучше среднего. Наконец, он различает подражания по способу подражания: через повествование или характер; через изменение или без изменения; через драму или без драмы.

Аристотель, «Поэтика»

Физика, космология, биология

Аристотель оставил в наследство потомкам физику, которая просуществовала чуть менее дух тысячелетий и была опровергнута только в начале XVI века знаменитым итальянским ученым Г. Галилеем. Правда, слово «физика» понималось им шире, чем это принято сейчас, включало и биологию, так что оно было синонимом современного понятия «природоведение». В основе физики лежал принцип, что сила является причиной движения тел (о свойстве инерции Аристотель и не подозревал). Далее, он отказался от демокритовского пустого пространства и заполнил пространство «эфиром» – сплошной средой, не обладающей тяжестью и другими физическими свойствами. В физике Аристотеля всякое тело обладает естественной, присущей ему от природы формой движения. Для земных тел таким естественным движением является движение по прямой к центру космоса (то есть к центру Земли), если они тяжелые (как земля, вода и сложные тела, в состав которых они входят), либо от центра к периферии, если они легкие (огонь, воздух и т.п.). В надлунном же, небесном мире естественным является вечное равномерное круговое движение. Насильственное движение земных тел осуществляется под действием силы.

Древние греки предполагали, что Земля имеет шарообразную форму (вспомним этимологию слова «антиподы» – люди, ходящие по отношению к нам вверх ногами на противоположной стороне земного шара), и Аристотель впервые в истории попытался измерить диаметр Земли, получив результат, в два раза превышающий его действительное значение. Надлунный мир, как и у Платона, у Аристотеля является неподвижным и неизменным вечным миром.

Большой вклад внес Аристотель в формирование биологии как науки. В своих биологических сочинениях он описал 495 видов различных живых существ, в том числе 160 видов птиц, 120 видов рыб, 60 видов млекопитающих и столько же видов насекомых. Существование некоторых видов живых существ, описанных Аристотелем, было подтверждено только в начале 19 ст. известным натуралистом Ж. Кювье.

Логика. Аристотель является создателем логики как науки о правильном мышлении. (Правда, сам он называл её «Аналитикой», а название «Логика» она получила в середине XI века). Его первая логическая работа «О софистических опровержениях» была посвящена борьбе с уловками софистов – странство-вавших по Греции учителей-надомников, дававших уроки детям богатых, но не слишком образованных греков, и морочивших им голову с помощью намеренных логических ошибок (софизмов) с целью выманить за уроки побольше денег. Аристотель проанализировал наиболее распространенные уловки софистов, указав, на каких ошибках они основаны, а позднее в работах «Первая аналитика» и «Вторая аналитика» создал теорию правильного дедуктивного рассуждения (так называемую силлогистику). Только в середине XIX столетия были заложены основы современной, символической логики, не опирающейся на аристотелевские принципы.

Онтологические воззрения Аристотеля

В отличии от Платона, Аристотель видит в качестве основы мира первичную материю. Первичная материя не конкретизируется Аристотелем, более того ее в принципе невозможно определить или сопоставить с каким-либо веществом, т.к. хотя первичная материя лежит в основе бытия, сама по себе она в нем не представлена. В качестве переходных субстанций между первичной материей и веществом Аристотель указывает стихии – огонь, воду, воздух и землю, которые образуются из различного соединения четырех качеств материи:

  • сухого,
  • влажного,
  • теплого,
  • холодного.

Аристотель полагал что все реальные тела и вещества образованы соединением стихий в различных пропорциях. Иногда Аристотель добавлял пятую стихию – эфир, в частности при рассмотрении физики небесных тел. Однако первоматерия образует предметы не сама по себе, а лишь благодаря форме.

Форма у Аристотеля подобно идее у Платона. Она не материальна и не конкретна, не воспринимаема органами чувств и существует в абстрактном пространстве, однако именно форма задает параметры и свойства, которые принимает материя образуя все вещи и объекты реального мира.

Рассматривая проблему всеобщего и единичного Аристотель выводит первичные и вторичные сущности предмета. Первичная сущность – это конкретная данность предмета, во всей совокупности его индивидуальных свойств, доступная для непосредственного восприятия. Вторичная сущность это его родовое или видовое определение, то самое общее знание, которое возводится у Платона и мегариков в абсолют. Однако Аристотель подчиняет вторичную сущность первичной, полагая что общее знание о предметах может возникнуть лишь на основе обобщения чувственных представлений.

Достаточно противоречивые сведения оставляет Аристотель о теории движения. С одной стороны, он полагает движение собственным свойством предметов, которое детерминировано их природой, так легкие и горючие тела поднимаются вверх – так образуются Солнце и звезды, в то время как тяжелые и влажные напротив стремятся вниз, образуя землю и океан.

С другой стороны, Аристотель рассуждая об источнике движения указывает, что поскольку существует предмет движущийся и движимый, то должен существовать движущий предмет, который сам не находится в движении. В качестве такой первопричины движения и вечного движителя Аристотель указывает бога.

Философия Аристотеля и учение Платона

Подробнее — см. в статьях Философия Платона и Аристотеля, Платон и Аристотель – сравнение, Критика Платона Аристотелем

Непосредственным предшественником философии Аристотеля было учение Платона, однако их сразу разделило важнейшее теоретическое отличие. По системе Платона, общие понятия нашего сознания (идеи) имеют самостоятельно существование вне призрачного мира материальных вещей. По Аристотелю же, идеи неотделимы от вещей и имеют свое бытие в них. Аристотель полагает, что идея и реальное явление существуют не отдельно друг от друга, а в неразрывном сочетании. Идея – только форма, дающая материи смысл.

Согласно философии Платона, источник истинного знания – в воспоминаниях о мире идей, который душа созерцала до своего «телесного рождения». Но Аристотель считает, что никакого особого мира идей нет, и в начале жизни душа подобна чистой вощёной дощечке для письма (tabula rasa), на которой ещё ничего не начертано. Затем она постепенно заполняется «отпечатками», приобретаемыми из опыта. Аристотель, в отличие от Платона, убеждён, что мир явлений не есть «ложный призрак», а обладает подлинной реальностью и содержит в себе истину. Получая от него простые чувственные впечатления, душа при помощи индукции переходит к более сложным общим понятиям.

Рафаэль. Афинская школа, 1509. В центре изображены Платон и Аристотель

В соответствии со всеми этими взглядами, эмпирическое исследование, маловажное для Платона, делается у Аристотеля краеугольной основой философии. Платон считает путем к истинному знанию диалектику понятий, Аристотель – рациональную

Эта отрасль знания образует краеугольный камень его философии. Аристотель разработал её в такой полноте, что впоследствии к ней не было сделано почти никаких дополнений.

Свежие комментарии

Сочинения

Наследие Аристотеля составляли два вида сочинений: 1) подготовленные им к публикации и предназначенные для широкой публики, т.н. «экзотерические»; и 2) т.н. «эзотерические» – лекционный материал, предназначенный для слушателей, не один год проведших в школе. От первой группы сочинений (в основном, это были диалоги), сохранились незначительные фрагменты, вторая группа сочинений (в основном, это научные трактаты) составляет современный корпус аристотелевских сочинений. При жизни Аристотеля эзотерические тексты не публиковались и вообще были мало доступны для изучения до тех пор, пока их впервые не издал в сер. I в. до н.э. александрийский ученый-перипатетик Андроник Родосский.

В аристотелевский корпус входят сочинения по логике: Категории, Герменевтика, Аналитики, Топика (все вместе называемые Органон); физике: Физика, О небе, О возникновении и уничтожении, Метеорологика; цикл трактатов по зоологии (История животных, О возникновении животных, О частях животных и др.) и психологии (О душе, О чувственном восприятии, О памяти и др.), первой философии (Метафизика), этике и политике (Никомахова этика, Евдемова этика, Политика, Афинская полития), риторике и поэтике. Ряд произведений Аристотеля безвозвратно утрачен, в современном корпусе в качестве аристотелевских присутствует ряд псевдо-аристотелевских трактатов (О мире, О цветах, О неделимых линиях, О добродетели и др.)

Андроник не только издал и отредактировал рукописи, но и заново сформировал отдельные произведения. Наиболее яркий пример представляет создание из нескольких тематически близких книг одного произведения под названием Метафизика (по-греч. «книги, идущие после физики»).

Разница между «зная что» и «зная почему»

Согласно Аристотелю, философское мышление отличается от других типов рассуждений, поскольку философия стремится ответить на вопрос о причинах наших убеждений, тогда как для других рассуждений достаточно знать, что мы во что-то верим. Возьмите в качестве примера следующие две фразы:

Я знаю, что читать книги в свободное время лучше, чем смотреть телевизор..

Я знаю, почему читать книги в свободное время лучше, чем смотреть телевизор..

Первое предложение отражает мнение человека о том, как следует использовать свободное время; однако причины, обосновывающие эту позицию, не представлены. Со своей стороны, второе предложение отражает то, что эмитент может указать причины, которые защищают его заявление..

В этом смысле философия проводит различие между эмоциями и причинами, и поиск последних является главной целью философской мысли..

Природа и душа

Все живое на земле имеет свою душу, а то, что не имеет, стремится ее приобрести. Философия Аристотеля кратко и понятно показывает все разнообразие бытия на нашей планете. Он выделял 3 вида души. Растительная – низшая ступень, ее цель только питание. Животная – чувствующая душа, животные способны чувствовать и отвечать на внешний мир. Человеческая – высшая форма души, возможная на земле. Душа не может существовать без своего материального тела.

Исходя из идеи о развитии, весь природной мир тоже стремится перейти на новый уровень. Неживая природа стремится перейти в растения, растения в животных, животные в человека, человек в бога. Это развитие проявляется в том, что жизнь становится все ярче и разнообразнее. Происходит своеобразная эволюция души в стремлении к совершенству. Так, душа, достигшая наивысшей точки, сливается с богом.

Аристотель о душе

Подробнее – см. в статье Учение Аристотеля о душе

Все живые существа земли обладают собственной энтелехией – душой. Аристотель в своей философии подразделяет души на три вида: питающаяся (растительная), чувствующая (животная), и разумная (человеческая). Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не имеет бытия без тела. Впрочем, последнее утверждение Аристотель, судя по всему, относил лишь к первым двум видам души, а третью, разумную, её сторону, сопричастную Богу, он в некоторых отрывках признаёт бессмертной.

Человеческую волю Аристотель решительно полагает свободной.

Медикаментозное лечение

Как можно избавиться от одышки при сердечной недостаточности? В данном случае необходимо видеть первопричину возникновения такого явления. В данном случае речь ведется об определении причин возникновения сердечной недостаточности.

Это значит, что лечение будет направлено, в первую очередь, на устранение заболевания, а не симптома, чем и является одышка. Избавление от симптома может не быть быстрым — лечение в некоторых случаях ведется всю жизнь, в связи с необратимостью патологий, вызывающих заболевание и сопутствующие симптомы.

Как правило, врач назначает следующие препараты:

  1. Гликозиды. Представляют собой группу медикаментов растительного происхождения с кардиотоническим и антиаритмическим действием.
  2. Ингибиторы АПФ. Группа химических соединений, предназначенных для уменьшения симптоматики артериальной гипертензии, а также профилактики сердечной недостаточности.

В данной группе есть препараты сульфгидрильной группы, фосфонат- и дикарбоксилат-содержащие соединения, природные вещества. Типичные представители ингибиторов АПФ — Рамиприл, Зофенаприл, Коптоприл, Квинаприл, Трандолаприл и другие коммерческие аналоги. Позволяют расширять сосуды и убирают стеноз артерий.

Мочегонные средства. Уменьшают нагрузку на сердечно-сосудистую систему, тем самым убирая негативную симптоматику и позволяя устранить одышку.

Также позволяют убрать излишнюю отечность. Среди классических средств — Фурасемид и Бритомир. Вазодилататоры. В медицинской практике так определяются препараты, используемые для релаксации гладкой мускулатуры в кровеносных сосудах.

Кроме того, средства данной категории способствуют нормализации тонуса сосудистых стенок. Сюда входят Миноксидил, Изокет и Нитроглицерин.

Бета-адреноблокаторы. Фармакологическая группа, которая блокирует бета-адренорецепторы.

Используются при лечении гипертензии, аритмии и применяются для устранения сердечной недостаточности, избавляют от аритмии и гипоксии. В группе — Карведипол, Целипропол, Метопропол и т.д.

Антикоагулянты — препятствуют тромбообразованию, снижают сворачиваемость крови, что снижает нагрузку на сердечно-сосудистую систему и, в конечном итоге, снижает негативную симптоматику, в т.ч. и одышку.

Синкумар, Фраксипарин, Фрагмин, Арикстра, Варфарин — эти препараты относятся к группе коагулянтов.

Статины. Если причиной одышки послужил атеросклероз сосудов и высокий уровень холестерина в крови, врач может прописать препараты статиновой группы.

Позволяют избавиться от холестериновых бляшек, уменьшить уровень НПВП/НПЛП в крови. В группе статинов — десятки препаратов, самые известные среди которых Розувастатин, Ловастатин.

Признаки

Учение об истине

Аристотель является создателем классической, так называемой корреспондентной теории истины. Истина, согласно Аристотелю, состоит в соответствии мысли действительности: «Что же касается сущего в смысле истинного и несущего в смысле ложного, то оно зависит от связывания и разъединения, а истинное и ложное вместе от разграничения членов противоречия, а именно: истинно утверждение относительно того, что на деле связано, и отрицание того, что на деле разъединено, а ложно то, что противоречит этому разъединению… Ведь ложное и истинное не находятся в вещах, так чтобы благо, например, было истинным, а зло непременно ложным, а имеются в рассуждающей мысли».

Сущности

Определение о первой и второй сущности предмета также несет в себе онтология Аристотеля. Ее суть: значение индивидуальности вещи лежит в процессе познания. Первая сущность – это то, что субъект узнает о предмете в процессе чувственного познания, а вторая – производное от нее. Вторые сущности не отражают всех нюансов индивидуального бытия, а являются скорее видовыми или родовыми характеристиками.

Детство и юность

Аристотель родился в городе Стагира, который расположен в греческой колонии Фракии. Из-за названия родного города впоследствии Аристотеля часто называли Стагирским. Он происходил из династии врачевателей. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Мать Фестида имела благородное происхождение.

Портрет Аристотеля. Художник Франческо Айец / Gallerie dell’Accademia

Так как в семье лекарское искусство передавалось из поколения в поколение, Никомах собирался сделать врача и из сына. Поэтому с детских лет обучал мальчика основам медицины, а также философии, которая у греков считалась обязательной наукой для каждого лекаря. Но планам отца не суждено было исполниться. Аристотель рано осиротел и вынужден был покинуть Стагир.

Сначала 15-летний юноша отправился в Малую Азию к опекуну Проксену, а в 367 году до н. э. обосновался в Афинах, где стал учеником Платона. Аристотель изучал не только политику и философские течения, но и мир животных и растений. В общей сложности он пробыл в академии Платона около 20 лет.

Сформировавшись как мыслитель, Аристотель отверг учение наставника об идеях бестелесных сущностей всего сущего. Молодой философ выдвинул собственную теорию – первичности формы и материи и неотделимости души от тела. Портрет двух мыслителей, ведущих спор, увековечил мастер эпохи Возрождения – Рафаэль Санти на фреске «Афинская школа».

Платон и Аристотель (фрагмент фрески «Афинская школа») / Музей Ватикана

В 345 году до н.э. Аристотель уезжает на остров Лесбос, в город Митилену, из-за казни его друга Гермия, также бывшего ученика Платона, который затеял войну против персов.

Через 2 года Аристотель отправляется в Македонию, куда его пригласил царь Филипп, чтобы воспитывать наследника – 13-летнего Александра. Период биографии мыслителя, который он посвятил обучению будущего знаменитого полководца, продлился почти 8 лет. По возвращении в Афины Аристотель основал собственную философскую школу «Ликей», которая также известна под названием перипатетической школы.

Онтология

Онтология – это раздел науки философии, в котором описываются принципы зарождения бытия, структура его, закономерности развития и варианты конечного состояния. Она может видоизменяться, согласно требованиям эпохи и уровня человеческого познания, а также под влиянием различных философских школ. Это объясняет, почему каждая философская система имеет свою онтологию, отличную от остальных, и претерпевает изменения вместе с развитием данной системы.

Отдельно существовала онтология Аристотеля. Ее суть, значение в системе познания заключались в том, что автор ввел несколько открытых к обсуждению вопросов, таких как:

1. Есть ли бытие?

2. Что собой представляет божественный ум и существует ли он?

3. Где грань преобразования материи в форму?

Именно Аристотель отделил просто науку от философии, а саму ее разделил еще на две части. В первой, так называемой метафизике, разбирались риторические, абстрактные вопросы, целью которых было понять, в чем смысл человеческого существования. А вторая содержала вполне конкретные размышления относительно человека, устройства мира и природы, законов общества и служила еще одним орудием познания.

Реакции психики

Страх — это эмоция, возникающая при появлении воображаемой или реальной опасности. Эта опасность вызывает нехарактерное для человека состояние, приводящее к вспышке чувств, и заставляет мобилизовать индивидуума все силы для избегания опасности. Другими словами, страх — это защитная реакция организма на возникновение стрессовой ситуации.

Естественная боязнь заложена природой, она срабатывает на уровне инстинктов и опыта, приобретённого за жизнь. Даже ребёнок рождается с так называемыми гормонами страха. У новорождённого малыша проявляются инстинктивные формы защиты при возникновении громких звуков или неожиданном для него приближении предмета. Малыш при этом начинает проявлять беспокойство: внезапно замирать, вскидывать ручки, плакать. Такая реакция считается нормальной и даже необходимой.

Биография Аристотеля (384-322 до н.э.)

Краткая биография:

Имя: Аристотель

Дата рождения: 384 до н. э.

Дата смерти: 322 до н. э.

Место рождения: Стагир, полуостров Халкидики

Место смерти: Халкида, остров Эвбея

Аристотель – древнегреческий философ: биография с фото, метафизика, взгляды, теории и идеи, политическая и преподавательская деятельность, вклад в науку.

Аристотель – философ и педагог, родившийся в 384 году до н. э. в Стагире, а умерший в 322 году в Халкиде. Аристотель начал свой путь в Академии Платона, в которой он учился почти двадцать лет и какое-то время преподавал. После Академии Аристотель становится воспитателем Александра Македонского. И вносит большой вклад в развитие античного образования, обосновав в Афинах Ликей, который продолжал свою работу ещё много столетий после смерти философа. При финансовой поддержке Александра ему удается осуществить множество глобальных изысканий в естественнонаучной области, которые в последствие привели к множеству фундаментальных открытий. Но, не смотря на это, список величайших достижений мыслителя относится к философской области.

Отец Аристотеля Никомах работал врачом в городе Стагиры и числился придворным медиком у царя Аминты II, правившем соседней Македонией. Оставшись без родителей в раннем возрасте, Аристотель стал воспитываться своим родственником Проксеном в городе Атарнее. Когда ему исполнилось 18 лет, он поступил в Академию Платона, где останется до смерти Платона в 347 году до н.э. Главным направлением его учебы стала философия основателя Академии. В этот период своей жизни Аристотель успел проявить себя в некоторых областях: занимался преподаванием риторики в Академии, написал несколько диалогов о платоновском учении, создал свои труды по физике, логике и несколько частей трактата «О душе».

После смерти Платона его место в Академии занял Спевсипп. Множество участников Академии, среди которых был Аристотель, остались недовольны такой сменой. Аристотель покидает Академию и входит в объединение платоников, организованный Гермием, правителем города Асса. Основываясь на критике Спевсиппа, Аристотель выработал свой взгляд на учение Платона, который был ближе к философии учителя и лучше согласовался с действительностью, как ему тогда казалось. Сближение с Гермием повлияло на то, что Аристотель увязал свою философскую систему с политикой.

Возможно, благодаря дружбе с Гермием, который находился в союзе с македонским царём Филиппом II, отцом Александра, Аристотелю удалось в 343 году до н.э. получить должность наставника будущего наследника престола. Для осуществления своих преподавательских обязанностей Аристотель переезжает в македонскую столицу Пеллу. Сведений о взаимоотношениях философа и Александра Македонского известно достаточно мало. Но достаточно хорошо мы знаем о том, что Аристотелю была близка мысль об объединении разрозненных греческих полисов, хотя и не совсем нравилась идея Александра о мировом господстве. После вхождения Александра на престол в 336 г. до н.э. Аристотель возвращается в Стагиру, а после и в Афины.

Осознавая свои некоторые системные расхождения с платоновским учением Академии, Аристотель основывает в Афинах Ликей. Цель нового учебного заведения была во многом схожа с целью Академии: преподавание и самостоятельные исследования. В скором времени в Ликее вокруг Аристотеля собралось множество учеников и помощников, работа которых стала очень плодотворной. Было проведено множество исследований и сделано большое число открытий, которые стали хорошим фундаментом для последующих исследований потомков. Большую часть своих философских трудов Аристотель написал именно в этот период.

В 323 году до н.э. умирает Александр, и по Афинам, также как и по всей Греции, проходит волна антимакедонских выступлений. Из-за дружбы Аристотеля с Филиппом II и Александром, а также в связи с выражавшимися им политическими идеями, идущими вразрез с воззрениями городов-государств, Аристотель оказывается в затруднительном положении. Чтобы избежать преследований, Аристотель оставляет Афины и переселяется на остров Эвбея, в Халкиду, где заболевает и умирает в 322 году до н.э.

Метафизика

Метафизика – философия, учение Аристотеля, по которому идея предмета и его сущность неразрывно связаны. Каждая вещь имеет 4 причины.

  1. Сама материя.
  2. Идея предмета.
  3. Возможности, скрытые в предмете.
  4. Результат акта создания.

Сама материя желает быть оформлена в сущность предмета, это желание Аристотель назвал энтелехией. Переход возможности в действительность есть действие. В процессе действия создаются все более и более совершенные предметы. Это движение стремится к совершенству, а совершенством является бог.

Бог как само воплощение идеи совершенства не может воплотиться в нечто лучшее, поэтому его роль только созерцание. Вселенная в своем развитии стремится приблизиться к богу, как некому идеалу. Сам он находится в блаженном бездействии, но в то же время не может существовать без материального мира, как и любая другая идея.

Вопросы бытия и материи

В античной философии Аристотеля дается определение бытия. Оно в его понимании представляет собой сущность, обладающую свойствами отношения и положения, места и времени, количества и качества, состояния, действия и страдания. Но человеку зачастую дано понять только свойства бытия. Ученый также разделяет его понятие на единичное, которое существует в определенный момент в определенном месте, и общее, находящееся в любом месте и в любое время. Согласно его учению общее бытие возможно объяснить, используя исключительно ум.

Вопросы материи занимают важное место в философии Аристотеля. Материя согласно его учениям – это то, из чего состоит вещь и соответственно пассивное начало

Форма ее организует – это активное начало.

Исходя из этого, философ делает определенные выводы:

  • всему присуща материя и форма;
  • внутреннее содержание предмета обусловлено изменением его материи, формы (либо чем-то одним);
  • череда последовательных превращений из материи в форму и обратно – это природа.

Ну, а Бог – это наивысшая форма всего, что существует, которая находится за пределами мира.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий