Легкие стихи фета о природе

Стихи Фета для детей

Ель рукавом мне тропинку завесила…

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудет и колышется,
Листья кружатся у ног,
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Мама! глянь-ка из окошка

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Учись у них — у дуба, у березы…

Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Уж верба вся пушистая…

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Сосны

Средь кленов девственных и плачущих берез
Я видеть не могу надменных этих сосен;
Они смущают рой живых и сладких грез,
И трезвый вид мне их несносен.

В кругу воскреснувших соседей лишь оне
Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают
И, неизменные, ликующей весне
Пору зимы напоминают.

Когда уронит лес последний лист сухой
И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, —
Они останутся холодною красой
Пугать иные поколенья.

Превращения

Давно, в поре ребяческой твоей,
Ты червячком мне пестреньким казалась
И ласково, из-за одних сластей,
Вокруг родной ты ветки увивалась.

И вот теперь ты, куколка моя,
Живой души движения скрываешь
И, красоту застенчиво тая,
Взглянуть на свет украдкой замышляешь.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Природа и человек в лирике А.А. Фета

Подготовил: Юрченко А., 10 “В”

Слайд 2

Текст слайда:

«Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию…»
А.Фет

Слайд 3

Текст слайда:

  Большинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: «любо мне», «рад я». Эту любовь вызывает не экзотическая природа, а обычная, пихая: «зари осенней след», «густая крапива шумит под окном». 

Слайд 4

Текст слайда:

 Ни у кого из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, состояний природы, как у Фета. Острота восприятия природы складывается в лирике Фета в богатстве эпитетов, метафор, передающих ароматы, звуки, цвета: «зеленая ива повисла шатром», 
«весны душистой нега», 
 «ароматные цветы» и т.д. 

Слайд 5

Текст слайда:

По мнению Фета, поэзии близки такие состояния души, которые далеки от рассудочной деятельности: «грезы», «сны», «бред неясный», «мечты», «фантазии»

Слайд 6

Текст слайда:

Лирика А. А. Фета представляет одухотворенный образ природы. Это живое существо, со своим неповторимым миром. Оно наделено собственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может приобщиться к этой жизни. В природе сокрыта тайна знания, и человек, если только будет внимательным и чутким, сможет приоткрыть истину: 

Слайд 7

Текст слайда:

Учись у них — у дуба, у березы. 
Кругом зима. Жестокая пора! 
Напрасные на них застыли слезы, 
И треснула, сжимаяся, кора. 
«Учись у них — у дуба, у березы…» (1883) 

Слайд 8

Текст слайда:

Поэта привлекают еле уловимые состояния природы, когда сложно определить размытые границы сущего, день еще не ушел, ночь еще не наступила: 
На пригорке то сыро, то жарко, 
Вздохи дня есть в дыханье ночном, — 
Но зарница уж теплится ярко 
Голубым и зеленым огнем. 
«Вечер» (1855) 

Слайд 9

Текст слайда:

Поразительная острота чувства движения в мире природы передается поэтом разными художественными средствами. Наиболее показательным можно считать стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (1850). Отсутствие глаголов в тексте поэтического произведения не приводит, как можно было бы предполо­жить, к изображению статичного состояния пейзажа. Динамика ночной жизни мира природы и переживания влюбленных и составляет основу стихотворения. Движение ночного мира природы создается постоянной сменой представляемых событий:Шепот, робкое дыханье. 
Трели соловья, 
Серебро и колыханье 
Сонного ручья. 

Слайд 10

Текст слайда:

Чувство природы у поэта носит универсальный характер: у него практически нет чисто пейзажной лирики. Фетовская природа тесно связана с душой человека, с его внутренними переживаниями. Поэт считает, что человек должен раствориться в природе, начать жить как она. Отсюда излюбленный прием Фета – психологический параллелизм.

Слайд 11

Текст слайда:

Ощущение динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека, можно проследить в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»

Слайд 12

Текст слайда:

Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. В его имении был удивительный розарий, дом утопал в цветах. Даже будучи старым, он писал о звездах, розах, «трелях соловья». 

Слайд 13

Текст слайда:

Мир природы становится в поэзии А. А. Фета объектом познания: «Там, где обыкновенный глаз не подозревает красоты, художник видит ее, отвлекает от всех остальных качеств предметов, кладет на нее чисто человеческое клеймо и выставляет на всеобщее уразумение». Поэт выходит за границы предметного значения слова, лишает ясности «бесподобно-певучие строчки» и через запахи, звуки, краски постигает тайну бытия, создавая у читателя иллюзию подлинности происходящего.

Слайд 14

Текст слайда:

Лирика Фета позволяет воспринимать и природу и человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений. Главное заключается не в самой картине окружающего мира, а в том поэтическом ощущении, которое пробуждает она в нас. Природа является только поводом, средством выражения поэтического мышления. Неслучайно самого себя Фет называет «природы праздный соглядатай». Природа у него — это не просто пейзаж, это атмосфера, разлитая и внутри и вовне человеческой жизни, пронизывающая все вокруг.

Конструкция горелки

Она бывает нужна в хозяйстве, но не так часто, чтобы покупать ее, тратить средства.

Для экономии бюджета газовую (пропановую) горелку можно сделать своими руками. Её конструкция не сложная, это:

  • стальной корпус с рассекателем;
  • форсунка для разжигания газа;
  • редуктор с вентилем, для регуляции подачи газа;
  • съемный газовый баллон;
  • стальная трубка для подвода газа, диаметром не более 1 см.;
  • рукоятка, может быть выполнена из любого материала.

Для ее изготовления желательно тщательно изучить профессиональные чертежи и схемы, тогда горелка получится безопасной, а насколько удобной – зависти от самого мастера.

Сочинение «Русская природа в лирике Фета».

Среди всех шедевров русской литературы поэзия Афанасия Афанасьевича Фета занимает свое достойное место. На многие прекрасные, лирические стихи Фета было написано не менее прекрасная музыка. И теперь они известны как знаменитые романсы. Поэту не были интересны никакие политические аспекты, поэтому он никогда не касался их в своём творчестве. Фету был присущ особый и неповторимый дар передавать свои ощущения красоты через тончайшую лирику. Свое особое место в его лирике занимает русская природа.

Искусство служило Афанасию Афанасьевичу укрытием от повседневной рутины. Свои стихотворения он всегда посвящал любви и красоте окружающей среды. Он был твёрдо уверен в том, что настоящее искусство ни в коем случае не должно соприкасаться с общественной деятельностью. Он считал что задачи искусства состоит в том, чтобы доставлять людям только эстетическое удовлетворение, а не призывать их к какому-либо противостоянию или борьбе. Именно поэтому Фет отдал предпочтение в своем творчестве теме прекрасной и в восхитительной русской природе.

Красоту родной природы лирик изображал с особым вдохновением и эмоциональностью. Если проводить сравнение с творчеством Некрасова, то у Фета тема природы никогда не была связана с трудом крестьян. У Афанасия Афанасьевича природа живет своей жизнью и одно только ее существование уже вызывают чувство восторга и упоения.

Фет любил природу во всех ее проявлениях, всю ее изменчивость в разные времена года. И изображал все эти временные проявления в своих произведениях. Но чаще всего среди его творения можно встретить те, в которых описаны весенние образы природы. Также особенностью творчества Фета является то, что он не старался изобразить какие-либо картины или явления природы, впечатляющие ярким и фееричным эффектом. Он описывал, казалось бы, привычные и обычные вещи, но они были настолько пронизаны радостью жизни, чтоб погружали читателя в какой-то необыкновенный мир волшебных красок и чудесных звуков. Фет обладал способностью создавать ощутимые образы природы, украшая их впечатляющими деталями, обогащая их звуками и наполняя ароматами. До этого никому не удавалось так тщательно детализировать картину природы, как делал это Афанасий Афанасьевич. Близость природы с человеком у поэта ассоциируется с близостью человека и Вселенной. Благодаря этому впечатлению, его произведения обретают характер некой космической направленности.

Стиль описания природы Афанасия Фета близок к импрессионистскому, Удивительно то, как поэт тонко чувствовал, видел и воспринимал, казалось бы обычные вещи и явления в природе, насколько он очеловечивал природу.

ЛЕТО

Дождливое лето

Ни тучки нет на небосклоне,

Но крик петуший — бури весть,

И в дальном колокольном звоне

Как будто слезы неба есть.

Покрыты слегшими травами,

Не зыблют колоса поля,

И, пресыщенная дождями,

Не верит солнышку земля.

Под кровлей влажной и раскрытой

Печально праздное житье.

Серпа с косой, давно отбитой,

В углу тускнеет лезвие.

Конец 50-х годов

     * * *

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

Конец 50 годов

Нежданный дождь

Всё тучки, тучки, а кругом

Всё сожжено, всё умирает.

Какой архангел их крылом

Ко мне на нивы навевает?

Повиснул дождь, как легкий дым,

Напрасно степь кругом алкала,

И надо мною лишь одним

Зарею радуга стояла.

Смирись, мятущийся поэт, —

С небес нисходит жизнь влага,

Чего ты ждешь, того и нет,

Лишь незаслуженное — благо.

Я — ничего я не могу;

Один лишь может, кто, могучий,

Воздвиг прозрачную дугу

И живоносные шлет тучи.

1866

     * * *

Ты видишь, за спиной косцов

Сверкнули косы блеском чистым,

И поздний пар от их котлов

Упитан ужином душистым.

Лиловым дымом даль поя,

В сияньи тонет дня светило,

И набежавших туч края

Стеклом горючим окаймило.

Уже подрезан, каждый ряд

Цветов лежит пахучей цепью.

Какая тень и аромат

Плывут над меркнущею степью!

В душе смиренной уясни

Дыханье ночи непорочной

И до огней зари восточной

Под звездным пологом усни!

1864

     * * *

Как здесь свежо под липою густою —

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал.

А там, вдали, сверкает воздух жгучий,

Колебляся, как будто дремлет он.

Так резко-сух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон.

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые проходят облака.

1854

Традиционные мотивы

Основной мотив пейзажной лирики — описание времен года. Больше всего встречается стихотворений о весне. Именно тогда оживает природа от зимней спячки, все расцветает, и начинается новая жизнь. Каждое время года с чем-то ассоциируется: весна — с утром, рождением и молодостью; лето — с днем, юностью; осень — с вечером, зрелостью, старостью; зима — с ночью и смертью.

Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Еще древнерусские былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов, олицетворяющих родную землю. В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.

Пейзажная лирика тесно связана с любовными переживаниями. Романтическому герою присуще доверять свои тайны природе. Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки. Наиболее распространенным любовным символом является соловей.

Сочинение о Русской природе

А.А.Фет – замечательный русский поэт, посвятивший свое творчество необыкновенной красоте природы. В его лирике она – удивительный, исключительный мир, в котором все находится в абсолютной гармонии. Природа – это не только источник вдохновения для поэта, но и то, что заставляет его задуматься над многими философскими вопросами.

Например, в стихотворении «Учись у них – у дуба, у березы…» Фет призывает людей брать пример с природы. Он описывает деревья, которые безмолвно стоят в жестокие морозы. На них застывают слезы, трескается кора, а ветер «сердито» разрывает листья

Но деревья молчат, и на это поэт обращает внимание. Он понимает, что молчание природы – это не слабость, а мудрость

Деревья знают, что вот-вот наступит весна, и они снова расцветут. Фет уверен, что люди тоже должны быть такими («Молчи и ты!»). Во время жизненных испытаний человек должен покорно молчать, принимать их на себя, потому что мудрые люди знают, что любые трудности носят временный характер.

В стихотворении «Это утро, радость эта…» А.А.Фет описывает весну. Особенность произведения состоит в том, что в его строках нет ни одного глагола. Во всех трех строфах, в каждой новой строчке поэт создает новое описание для весеннего утра. Казалось бы, что в нем может быть необычного? Но поэт видит не только утренние лучи, но и особенный «говор вод», «мощь дня и света», «мглу и жар постели». Особенность лирики Фета заключается в том, что он чувствует таинственное и удивительное в самых обыкновенных явлениях природы.

В творчестве Фета пейзажная лирика часто переплетается и с любовной темой. В стихотворении «Майская ночь» природа является своеобразным свидетелем, или даже соучастником разговора лирического героя со своей возлюбленной. Толпа туч и лунный серп, таинственная сила весны вызывают у него множество волнующих чувств, и герой обращается к своей любимой: «Ты, нежная!». Природа в этом стихотворении и любовь лирического героя сплетаются воедино.

Таким образом, природа в лирике Фета является центром событий вне зависимости от темы самого стихотворения. Она живет самостоятельной жизнью, может переживать вместе с лирическим героем, сочувствовать ему.

6 класс ЕГЭ по русскому языку

Русская природа в лирике Фета
Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Мобильный телефон

    Мобильный телефон позволяет быть всегда на связи, делиться свежими новостями с друзьями и сообщать родителям о том, что с тобой все в порядке. Мобильные телефоны упростили нашу жизнь.

  • Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка для 3 класса

    Всем нам в детстве наши бабушки рассказывали сказки. Одним из самых любимых было повествование о молодом Царевиче Иване и его избраннице. Именно эпизод из этой сказки изобразил русский художник И.Я. Билибин. На картине мы видим Ивана-Царевича,

  • Сочинение Внутренний мир человека 15.3 (рассуждение Что такое внутренний мир?) 9 класс ОГЭ

    Каждый человек, который проживает в этом мире, является индивидуальной личностью, которая отличается от себе подобных, так как у каждого свои мысли, свои взгляды на жизнь.

  • Сочинение на тему Прогулка в парке 4 класс

    В выходные мы с родителями и друзьями ходим отдохнуть в нашем городском в парке. Сейчас лето и на улице очень жарко, но в парке в тени деревьев очень приятно прятаться от жгучего солнца. Вокруг огромное количество палаток

  • Сочинение Война глазами детей

    Война – это страшно, но страшнее может быть, только если в войне начинают принимать участие дети. К сожалению, многие народы были вынуждены участвовать в битвах и у всех имелись различные причины. Самые страшные войны

  • Образ и характеристика Алеши Пешкова в повести Детство Горького сочинение

    Прекрасный и очень поучительный рассказ, который написал известный русский писатель Максим Горький, расскажет читателю одну очень интересную историю, которая является биографическим очерком и рассказывает про детство самого писателя. Алеша,

Пейзажная лирика Пушкина

В родной природе черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин. Свои лирические строки он посвятил каждому времени года. Ослепительную картину солнечного утра он показал в стихотворении «Зимнее утро». Оно пронизано приподнятым настроением:

Возвышенной лексикой поэт передает необыкновенную картину утра. Зима показана яркими красками. Противоположным этому стихотворению стало его творение «Зимний вечер».

Весне Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Птичка», лету — «Туча». Но больше всего поэт любил осенние пейзажи. Даже самая унылая осень вызывала у него вдохновение:

Каждое слово здесь подчеркивает то, как дорога Пушкину осень. В это время года ему лучше всего писалось. После прочтения его строк читатель сам начинает ждать пору, когда «лес роняет багряный свой убор…»

Анализ некоторых стихотворений

Жизнеутверждающим настроением наполнена лирика Аполлона Николаевича Майкова. Он не просто воспроизводил в своих стихах русскую жизнь, а соединял ее с идиллическими представлениями о мире. Короткую летнюю сценку одного дня показал поэт в стихотворении «Летний дождь». Оно очень нравится детям.

Стихотворение характеризуется цельностью и гармоничностью. Читателю представлена обычная сельская сцена во время дождя. Даже сам автор становится частью природы, пытается раскрыть ее секреты.

Поэтический дар поэта Ивана Сурикова пропитан истинной народностью, национальными чертами. Его стихи глубоко поэтические. Зимний пейзаж читатель видит в стихотворении «Зима». С самого детства многим знакомы следующие его строки:

Удивительная картина зимнего дня создана с помощью эпитетов, сравнений. Сначала читатель узнает, как падает снег, потом наслаждается наступившей тишиной. Глаголами поэт передает движения, существительными и прилагательными — состояние покоя. Однородные члены предложения помогают быстро сменить картину: сначала все было черным-черно, а потом пошел снег.

Кратко еще охарактеризуем стихотворение Алексея Плещеева «Сельская песня». В нем мы видим традиционную весеннюю тему с прилетом ласточек и наступлением теплых деньков.

Поэт показывает, что весну «принесла» из далеких краев на своих крыльях ласточка. Звучит стихотворение очень живописно и музыкально. Не зря Чайковский на его основе написал музыку. Стихотворные строчки звучат энергично, с радостным настроением.

О рифме, характерах героев

Композиция

Произведение «Осень» можно разделить на три части.

  1. В первой писатель создает настроение грусти, одиночества, безысходности и тишины. Скучные, серые дни не вызывают радости. Это ощущает человек в пожилом возрасте, его чувства и ощущения притупляются.
  2. Вторая часть является противопоставлением первой в этой строфе: автор рисует оживление осени, говорит, что в это время года бывают и чудесные дни, можно провести параллель со вспышками страсти, которые заставляют человека опять почувствовать всю радость жизни.
  3. В третьей строфе писатель усиливает напряжение: печаль смолкает, и страсти последних дней осени ничего терять, поэтому она раскрывается во всем своем очаровании.

Особенности пейзажной лирики

Теперь несколько слов о том, в чем заключаются особенности этого жанра. Пейзажная лирика — это отображение словами того, что поэт видит вокруг себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом. Можно сказать, что пейзажная лирика — это отражение состояния лирического героя при виде родных уголков природы.

Описываемые поэтами картины могут быть спокойными, радостными, а иногда грустными. Не секрет, что природа олицетворяет человеческую душу. Ритм и рифма стихов позволяют глубоко и точно показывать не только картины, но и окружающие звуки. Ведь человек и природа едины!

Пейзажная лирика — это восхищение природой с помощью поэтического слова, ее обожествление. Настоящий поэт-пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает у читателя трепетные чувства. С самых древних времен появлялись стихи пейзажной лирики. Их самым распространенным приемом является олицетворение. Природным явлениям, растениям, птицам и животным приписываются человеческие черты, а их поведение похоже на человеческие действия.

Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение. И это очень интересное направление. Поэты пейзажной лирики пишут блестящие произведения, нацеливающие душу читателя на мировосприятие красоты. Первозданная и чистая природа не ассоциируется с человеческой грубостью и насилием, она противопоставляется прогрессу и цивилизации. Многим современникам сегодня нужно учиться жить в гармонии с окружающим миром.

Природа в стихах зарубежных поэтов

Зарубежные классики также восхищались грустной осенью, цветущей весной. Они изображали бархатистые и романтичные летние вечера, ранимую и затяжную зиму. Немецкий поэт Иоганн Гете воспел красоту местных пейзажей в стихотворениях: «Нежданная весна», «На озере», «Фиалка», «Сверху сумерки нисходят». Благодать окружающего мира воспета в стихах других поэтов:

  • Роберт Луис Стивенсон «Дождь».
  • Джордж Арнольд «Сентябрь».
  • Джон Китс «Осень».
  • Ральф Уолдо Эмерсон «Снежная буря».
  • Роберт Фрост «Березы».

Настроение природы в глубоких раздумьях и метких словах смогли передать японские составители хокку. Мы призываем вас читать пейзажную лирику разных поэтов, сравнивать их творения и иметь свое мнение по поводу красоты и богатства окружающего мира.

Стихи Фета о животных

К жаворонку

Днем ли, или вечером,
Ранней ли зарей —
Только бы невидимо
Пел ты надо мной.

Надолго заслушаюсь
Звуком с высоты,
Будто эту песенку
Мне поешь не ты.

Кукушка

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то вдали от опушки
Будто бы слышно: ку-ку.

Сердце! — вот утро — люби же
Всё, чем жило на веку;
Слышится ближе и ближе,
Как золотое, — ку-ку.

Или кто вспомнил утраты,
Вешнюю вспомнил тоску?
И раздается трикраты
Ясно и томно: ку-ку.

Ласточки пропали…

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.

Сорвался мой конь со стойла…

Сорвался мой конь со стойла,
Полетел, не поскакал…
Хочет воли, ищет пойла,
Хвост и гриву раскидал.

Отпугните, загоните!
Чья головка там видна?
Посмотрите, посмотрите,
Паша смотрит из окна!

Ласточки

Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье
И та же темная струя, —
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?

Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

Не ворчи, мой кот-мурлыка…

Не ворчи, мой кот-мурлыка,
В неподвижном полусне:
Без тебя темно и дико
В нашей стороне;

Без тебя всё та же печка,
Те же окна, как вчера,
Те же двери, та же свечка,
И опять хандра…

Пейзажная лирика Фета

Русская природа в лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.

Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.

Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: «Какая ночь! Все звезды… Тепло и кротко смотрят в душу вновь…»

Через близость с природой Фет выходит на близость с Вселенной, постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность. В некоторых стихотворениях лирическое «Я» поэта оказывается наедине с миром и космосом: «Земля… Безвестно уносилась прочь, и я… Один в лицо увидел ночь».

И далее оторванность от земли и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся космических просторов: «Над этой бездной я повис… Я взором мерил глубину, в которой… все невозможнее тону». В этом стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.

В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает внутренний мир лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.

Отделения

ОГБУЗ МАНТУРОВСКАЯ ОБ разделяется на отделения, занимающиеся оказанием различных медицинских услуг населению.

  1. Хирургическое отделение
  2. Детское отделение
  3. Гинекологическое отделение

Виноват ли я, что долго месяц…

Виноват ли я, что долго месяцПростоял вчера над рощей темной,Что под ним река дрожала долгоТам, где крылья пучил белый лебедь?Ведь не я зажег огни рыбачьиНад водой, у самых лодок черных.Виноват ли я, что до рассветаПерепелок голос раздавался?Но ты спишь… О, подними ресницы!Знаешь ли, я помню, помню живо —ты сама ведь любишь ночи: ночьюЭто было — я спешил в Риальто.Быстро весла ударяли в воду,Гондольер мой пел; но эта песняПронеслась, как многое проходит,Невозвратно; помню только это:«Обожали пламенные грекиКрасоты богиню АфродитуВ пене волн на раковине ясной.Как же глупы, просты эти греки:Перед ними ты была в гондоле».Знаешь ли, я сам, когда ты дремлешь,Опустя недвижные ресницы,И твоих волос густые кудриНедвижимы, руки, выше локтяОбнажась, на складках полотняныхТак лежат, как будто с мыслью тайнойРаскидал их … Фидий, —И гляжу я долго и не знаю,На твоем блестящем светом ликеРождена ль улыбка красотоюИль красу улыбка породила.Знаешь ли… Но, опустя ресницы,Ты уснула… Спи, моя богиня!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий