Оттепель (картина васильева)

Наш большой канал о покупках на AliExpress

Как «Оттепель» немного разминулась с «Грачами»

Ранней весной 1871 года в Москве, в выставочных залах на Большой Дмитровке проходила выставка Общества поощрения художеств. 40-летний москвич Алексей Саврасов, чьё творчество в тот год находилось в зените, дал на конкурс картину «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». После прений московская критика неожиданно оказалась более благосклонной не к нему, а к совсем юному петербуржцу Федору Васильеву: первую премию Общество поощрения художеств присудило его картине «Оттепель», Саврасов стал лишь вторым. История (в том числе история искусства) не знает сослагательного наклонения. Но наверняка конкурсная борьба могла бы быть значительно острее, если бы Саврасов дал на эту выставку картину, которую он попридержал для Первой передвижной выставки, которая состоится в этом же году, – «Грачи прилетели».

Удивительное дело: два шедевра, определивших облик русского пейзажа на ближайшие десятилетия, писались в один и те же дни, и не замечать смыслового сходства между «Оттепелью» и «Грачами» невозможно. Обе картины изображают короткий промежуток между зимой и весной (как раз такие погоды, вероятно, стояли и в те весенние дни 1871-го), подтаявший снег, распутицу, темные деревья, талую воду, почерневшие деревянные стены; обе писались под воздействием недавних волжских впечатлений Васильева и Саврасова; для обеих был выбран аскетичный, почти монохромный колорит; обе открывали новое – социальное – измерение пейзажа; обе «звучали» пронзительно и печально; обе казались квинэссенцией чего-то неизбывно русского; обе, независимо друг от друга, произвели в русской живописи переворот, который Крамской назовёт присутствием «души» в пейзаже.

Такая короткая жизнь!

Да, жизнь художника Федора Васильева была действительно очень короткой: он прожил всего двадцать три года. Но еще меньше было отведено ему на творчество — всего пять лет. Однако творческое наследие художника позволяет восхищаться его проникновенностью и глубиной.

Васильев родился неподалеку от Петербурга, в маленьком городке Гатчина 10 февраля 1850 года. Отец его был мелким почтовым чиновником.

У Федора рано проявилась способность рисовать. Это увлечение в последствии определило его судьбу. С двенадцати лет Федор Васильев был вынужден пойти на службу в почтовое ведомство, на Главпочтамт. Однако проработал там недолго, бросил службу и начал обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Кроме Соколова на творческое становление художника оказали влияние такие мастера живописи как Иван Николаевич Крамской и Иван Иванович Шишкин, преподававшие в рисовальной школе. Оба они принадлежали к течению передвижников, покинувших стены Академии Художеств из-за несогласия с традициями и взглядами на искусство, сложившимися в академической школе. Именно благодаря этому и была открыта Рисовальная школа, среди основателей которой числились Крамской и Шишкин.

История

Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом). Летние месяцы этого года художник провёл на Волге, написав по результатам поездки ряд полотен, включая «Вид на Волге. Барки» (ГРМ) и «Волжские лагуны» (ГТГ), а также картину «Берег Волги после грозы» (ГТГ), работа над которой растянулась до апреля 1871 года. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение „Оттепели“ было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями».

Фёдор Васильев написал окончательный вариант картины «Оттепель» в начале 1871 года, в течение одного месяца. Весной 1871 года картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников и получила там первую премию, причём соперничала она с полотном Алексея Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», которое в результате удостоилось второй премии. Картина «Оттепель» была приобретена Павлом Третьяковым ещё до начала выставки.

Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца. В письме от 5 апреля 1871 года Фёдор Васильев, извинившись перед Павлом Третьяковым за долгое молчание, сообщал ему: «Вы писали мне, что Вам неизвестно, начал ли я повторение картины, купленной Вами… Теперь же я могу Вас уведомить, что конкурс кончился 2 апреля и я взял картину. Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля». В мае 1871 года работа над авторским повторением была завершена, и тогда же Васильев передал свой первый вариант картины Третьякову.

В том же 1871 году картина экспонировалась на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В.) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа — «Оттепель» Фёдора Васильева и «Грачи прилетели» Алексея Саврасова.

Оттепель (авторское повторение, 1871, холст, масло, 55,5 × 108,5 см, ГРМ)

После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. В 1872 году эта авторская копия была послана на , где она была отмечена премией, а также получила хорошие отзывы в английской прессе. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете , выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину „Оттепель“, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег; заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи». В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году.

Весной 1871 года у Фёдора Васильева случилась вспышка туберкулёза, и врачи настаивали на том, чтобы он уехал на лечение на юг. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне. 18 июля Фёдор Васильев выехал из Хотени в Крым, в Ялту, где и провёл последние два года своей жизни. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского.

Описание

Монета Банка России к 150-летию со дня рождения Ф. А. Васильева с изображением фрагмента картины «Оттепель», 2 рубля, реверс

На картине изображён холодный, унылый пейзаж с размытой от растаявшего снега просёлочной дорогой, которую пересекает тёмная полоса талой воды. Оживляют пейзаж лишь птицы, изображённые в левой части картины, да фигурки путника и ребёнка, которые стоят у проталины на дороге. Унылость картины дополняют написанные на заднем плане обледенелые деревья и покосившаяся изба, крыша которой покрыта снегом. Ощущение безнадёжности, вызываемое видом этой распутицы, подчёркивается растянутым вширь форматом холста. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену.

Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога, которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание. Растянутый по горизонтали формат картины усиливает эффект, подчёркивающий протяжённость этой дороги. То, что рядом с путником находится ребёнок, не только не смягчает ощущение людского одиночества среди снежных просторов, а наоборот, дополняет его пониманием того, насколько тяжёл дальний путь по заснеженной равнине для маленького человека.

При написании картины Васильев отклонился от классической трёхплановой схемы, используемой в романтических пейзажах: на заднем плане отсутствует единая замыкающая плоскость (есть разрыв между тёмными группами деревьев), а пространство зрительно углублено с помощью объёмного изображения нависшей над равниной тучи.

История

Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом). Летние месяцы этого года художник провёл на Волге, написав по результатам поездки ряд полотен, включая «Вид на Волге. Барки» (ГРМ) и «Волжские лагуны» (ГТГ), а также картину «Берег Волги после грозы» (ГТГ), работа над которой растянулась до апреля 1871 года. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение „Оттепели“ было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями».

Фёдор Васильев написал окончательный вариант картины «Оттепель» в начале 1871 года, в течение одного месяца. Весной 1871 года картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников и получила там первую премию, причём соперничала она с полотном Алексея Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», которое в результате удостоилось второй премии. Картина «Оттепель» была приобретена Павлом Третьяковым ещё до начала выставки.

Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца. В письме от 5 апреля 1871 года Фёдор Васильев, извинившись перед Павлом Третьяковым за долгое молчание, сообщал ему: «Вы писали мне, что Вам неизвестно, начал ли я повторение картины, купленной Вами… Теперь же я могу Вас уведомить, что конкурс кончился 2 апреля и я взял картину. Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля». В мае 1871 года работа над авторским повторением была завершена, и тогда же Васильев передал свой первый вариант картины Третьякову.

В том же 1871 году картина экспонировалась на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В.) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа — «Оттепель» Фёдора Васильева и «Грачи прилетели» Алексея Саврасова.

Оттепель (авторское повторение, 1871, холст, масло, 55,5 × 108,5 см, ГРМ)

После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. В 1872 году эта авторская копия была послана на Лондонскую ежегодную международную выставку, где она была отмечена премией, а также получила хорошие отзывы в английской прессе. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post, выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину „Оттепель“, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег; заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи». В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году.

Весной 1871 года у Фёдора Васильева случилась вспышка туберкулёза, и врачи настаивали на том, чтобы он уехал на лечение на юг. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне. 18 июля Фёдор Васильев выехал из Хотени в Крым, в Ялту, где и провёл последние два года своей жизни. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского.

См. также

Художественное решение

Импрессионистические приемы той самой «живописи настроения», которую обязательно упоминают, говоря о полотнах Васильева, автор использует и в этом произведении. Автор изображает не столько объекты, сколько обволакивающий их свет и воздух. Благодаря этому очертания предельно реалистичны, подвижны, выразительны. Пространство полотна делится на две части – земля и небо. В центре высокое дерево, на котором обрывается теряющийся в сизой глубине перелесок, и вылившийся из подтаявшего водоема ручей зрительно создают крест, вбирающий вертикаль и горизонталь. Нежно переходящие друг в друга тона объединяют надрывную красоту пейзажа, каркающие звуки ворон, тихое журчание талого снега в одну могучую симфонию величия и беззащитности, которую так проницательно понял и мастерски изобразил Ф. Васильев. «Оттепель» чрезвычайно высоко оценил друг и учитель художника Иван Крамской, назвав ее сильной, дерзкой, полной большого поэтического содержания и решительно новой работой.

Буржуазная зараза в массах

Имя эпохе дало название повести Ильи Эренбурга «Оттепель», вышедшей в 1954 году. На творческую интеллигенцию огромное воздействие оказало ослабление цензуры в конце 1950-х: писатели, художники, кинематографисты, музыканты почувствовали запах свободы и поверили, что «теперь можно». Результаты стали ошеломляющими. Советское искусство буквально ворвалось на международную арену, явив миру яркое поколение гениев. Особенно заметно это проявилось в кинематографе. Фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова в 1958 году стал единственным за всю историю отечественного кино (!), удостоенным «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. В 1962-м «Золотого льва» в Венеции получило «Иваново детство» Андрея Тарковского. Последним отголоском оттепели стал триумф картины «Война и мир» Сергея Бондарчука. В 1969-м эта экранизация завоевала первый в истории СССР «Оскар». 1960-е подарили нам целую плеяду выдающихся кинорежиссёров — Хуциева, Ромма, Данелию, Рязанова, Гайдая. Самое удивительное, что Никита Хрущёв не скрывал своего неприятия многих фильмов, получивших мировое признание. Он искренне считал их идеологически неправильными. Героиню шедевра «Летят журавли» вообще назвал «шлюхой». Главная заcлуга лидера СССР — отказ от тотального контроля за творчеством. Хрущёв мог злиться, мог инициировать разгромные рецензии в «Правде». Но не более. Идеологически «неправильным» художникам или музыкантам больше не угрожали кровавой расправой за «уклонизм».


Кадр из фильма «Летят журавли». (film.ru)

Стали появляться молодёжные театры. «Современник», Театр на Таганке не могли бы родиться в СССР, если бы не оттепель. Впервые на гастроли в Москву приехал джаз-оркестр (Бенни Гудмен, в 1962 году). И неслыханное дело: советским людям вдруг стало можно слушать «буржуазную заразу» — джаз!

Описание

Монета Банка России к 150-летию со дня рождения Ф. А. Васильева с изображением фрагмента картины «Оттепель», 2 рубля, реверс

На картине изображён холодный, унылый пейзаж с размытой от растаявшего снега просёлочной дорогой, которую пересекает тёмная полоса талой воды. Оживляют пейзаж лишь птицы, изображённые в левой части картины, да фигурки путника и ребёнка, которые стоят у проталины на дороге. Унылость картины дополняют написанные на заднем плане обледенелые деревья и покосившаяся изба, крыша которой покрыта снегом. Ощущение безнадёжности, вызываемое видом этой распутицы, подчёркивается растянутым вширь форматом холста. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену.

Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога, которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание. Растянутый по горизонтали формат картины усиливает эффект, подчёркивающий протяжённость этой дороги. То, что рядом с путником находится ребёнок, не только не смягчает ощущение людского одиночества среди снежных просторов, а наоборот, дополняет его пониманием того, насколько тяжёл дальний путь по заснеженной равнине для маленького человека.

При написании картины Васильев отклонился от классической трёхплановой схемы, используемой в романтических пейзажах: на заднем плане отсутствует единая замыкающая плоскость (есть разрыв между тёмными группами деревьев), а пространство зрительно углублено с помощью объёмного изображения нависшей над равниной тучи.

Показания для операции

Удаление предстательной железы осуществляется по определенным строгим показаниям. Однако независимо от причины операции, она всегда тяжело воспринимается мужчиной. Простатэктомия становится неизбежной при:

  • Развитии злокачественной опухоли (отсутствие метастазов может повысить вероятность избавления от болезни);
  • При аденоме простаты запущенной или тяжелой формы;
  • Запущенности рака, когда удаление может затормозить прогрессирование болезни;
  • Обструктивном процессе, когда существуют трудности с мочеиспусканием.

Среди признаков, свидетельствующих, что операция может помочь, выделяют: наличие инфекционного процесса в мочевыводящих путях, выявление почечной недостаточности, обнаружение камней в мочевом пузыре. Группу риска по проведению простатэктомии составляют мужчины после 45 лет. Определяющую роль играет профилактический осмотр при достижении определенного возраста.

Литература

Работа с металлической частью

Просмотренные фото конечно могут привлечь, но иногда хочется придумать что-то своё.  Для этого пригодиться эскиз, схема или чертёж.

Прежде всего, разрабатывается форма очертаний металлической детали. Например, полуовальная с одной стороны и в виде широкого сплайна, изогнутой линии, со стороны обуха.

Далее начинается процесс формирования лезвия. Варианты как сделать топор, предполагают использование в процессе отделки колюще-режущей части болгарки, шлифовальной машинки, напильника. Для отметок применяют специальный маркер.

Действия ведутся в следующем порядке:

Маркером наноситься отметка выемки на зону лопасти.

Чтобы удалить лишние части металла, нужно воспользоваться болгаркой, сделав с ее помощью несколько черновых надрезов и спилив не нужные куски.

После обретения черновой формы, уже близкой к желаемому варианту, к работе подключают шлифовальную машинку с лепестковым диском. Дополнительную шлифовку проводят полукруглым напильником.

Таким образом, производится спуск, то есть заострение рабочего лезвия и обтачивания второй металлической стороны. В ходе процесса нужно быть крайне внимательным и делать всё аккуратно. Шлифовка длиться долго. Деталь доводят до зеркального блеска.

В самом конце проверяется острота заточки.

Противопоказания

Не следует применять липу при таких состояниях, как:

  1. Возраст менее 5 лет.
  2. Беременность и период грудного вскармливания.
  3. Повышенная индивидуальная чувствительность к любым компонентам растения. Отмечены даже такие тяжёлые проявления аллергии, как анафилактический шок.
  4. Обезвоживание, вызванное любыми причинами: от алиментарных факторов до острых кишечных инфекций.
  5. Острая почечная (ХБП) или печёночная недостаточность.
  6. Гипотензия.

Перед началом лучения следует обязательно изучить состояния, при которых применение средства нерационально. При развитии любых сомнений нужно проконсультироваться со специалистом!

Прекратить это безобразие!

Считается, что переломный момент, с которого градус оттепели начал резко понижаться, произошёл также при Хрущёве. Никита Сергеевич так разозлился, увидев непонятные картины на выставке художников-авангардистов в 1962 году, что решил вернуть строгий партийный контроль над творческими союзами. В этом вопросе Хрущёва охотно поддержал могущественный «серый кардинал» Кремля Михаил Суслов, отвечавший за идеологию.

Но сам скандал на выставке в Манеже показал, насколько радикально изменилась атмосфера в обществе. Многие художники, на которых обрушился гнев вождя, смело вступали с первым секретарём ЦК КПСС в полемику. Никто из них не думал извиняться и писать покаянные письма. А главное, к изумлению Хрущёва, выяснилось, что почти никто из авторов картин не состоял в Союзе художников, а уж тем более в партии. То есть не оказалось традиционных рычагов давления на «антисоветчиков» от искусства.

Оттепель

Передо мной картина Федора Васильева «Оттепель». После того, как художник показал ее обществу, произведение приобрело большую популярность. Многие просили художника нарисовать дубликат, чтобы восхищаться глубиной и прелестью его творчества в любой момент.

Картина выполнена в серо-коричневых тонах. От нее веет холодом и печалью. Несмотря на оттенки, мы можем понять, что это действительно начало весны. Тает снег, словно забирая с собой холод и стужу. Размытая колесами дорога, как начало нового пути. Птицы слетаются к дороге в поисках пищи после лютой зимы.

Мужчина с девочкой вышли на прогулку. Ребенок ведет крестьянина к стае птиц. На картине не видно лиц, но погружаясь в этот мир, ты слышишь громкий смех девочки и представляешь румянец на ее щеках.

Практически везде еще лежит снег, словно не хочет растворяться в весеннем тепле. Первое впечатление от картины – мир во власти зимы.

На заднем плане изображены высокие деревья. Ветки, покрытые льдом, подчиняются дуновениям ветра. Тяжелые облака нависли над их кронами. Кажется, что они уже устали плыть по небу, еще немного, и они прольются на землю каплями дождя.

Также на картине изображена ветхая избушка. Ее крыша покрыта слоем снега, кажется, что она не сможет противостоять холоду и вьюге.

На первый взгляд картина «Оттепель» очень проста. Но когда всматриваешься в детали, понимаешь, какой смысл заложен в ней, о чем думал Федор Васильев во время работы. Он смог изобразить переход из тьмы в свет, из холода в тепло, из сна в жизнь.

Федор Васильев отражает как печальные, так и счастливые моменты человеческой жизни. Изба выглядит очень ветхой и старой, но все же, она противостоит дуновениям ветра. Тяжелые черные тучи грустно плывут по небу, но за ними скрывается яркий свет. Извилистая дорога это путь для каждого человека. Она пока размыта и скользка, но все изменится с первыми лучами солнца.

А самое главное – это мужчина с девочкой. Нет ничего приятнее и теплее детского смеха. Только ребенок может искренне радоваться мелочам: птицам, лужам, снегу. Когда смеются дети, мир просыпается, оживает. У мужчины в душе вечная весна благодаря этому ребенку.

Эскизы и этюды

В Государственной Третьяковской галерее находится картина «Оттепель» (бумага на картоне, масло, 16 × 28,3 см, 11029), также известная под названием «Зима». Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года. Этот пейзаж был приобретён художником и коллекционером Ильёй Остроуховым у петербургского антиквара и впоследствии стал частью созданного им частного музея. После смерти Остроухова, последовавшей в 1929 году, его музей был расформирован, а картина была передана в собрание Государственной Третьяковской галереи.

Известен ещё один этюд Фёдора Васильева с названием «Оттепель» (1870, холст, масло, 26 × 33 см), который находился в коллекции Козьмы Солдатёнкова, а затем в собрании Румянцевского музея. Согласно документам, после расформирования Румянцевского музея в 1924 году этот этюд был передан в Самарский музей, но по какой-то причине туда так и не поступил. Его местонахождение в настоящее время неизвестно.

К подготовительным материалам, послужившим основой для разработки темы будущей картины, искусствоведы также относят рисунок «Деревня. Распутица» (или «Деревенский пейзаж», 1870, бумага, сепия, 17 × 28 см, Р-170), находящийся в Пермской государственной художественной галерее.

Кроме этого, в Государственной Третьяковской галерее хранится одноимённый эскиз картины «Оттепель» (холст, масло, 21 × 43 см, Ж-591), который был приобретён в 1969 году у московского коллекционера Н. А. Соколова.

Оттепель (или Зима, первоначальный замысел, бумага на картоне, масло, ГТГ)

Оттепель (этюд, 1870, холст, масло)

Деревенский пейзаж (1870, бумага, сепия, ПГХГ)

Оттепель (эскиз картины 1871 года, холст, масло, ГТГ)

История[ | код]

Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом). Летние месяцы этого года художник провёл на Волге, написав по результатам поездки ряд полотен, включая «Вид на Волге. Барки» (ГРМ) и «Волжские лагуны» (ГТГ), а также картину «Берег Волги после грозы» (ГТГ), работа над которой растянулась до апреля 1871 года. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение „Оттепели“ было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями».

Фёдор Васильев написал окончательный вариант картины «Оттепель» в начале 1871 года, в течение одного месяца. Весной 1871 года картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников и получила там первую премию, причём соперничала она с полотном Алексея Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», которое в результате удостоилось второй премии. Картина «Оттепель» была приобретена Павлом Третьяковым ещё до начала выставки.

Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца. В письме от 5 апреля 1871 года Фёдор Васильев, извинившись перед Павлом Третьяковым за долгое молчание, сообщал ему: «Вы писали мне, что Вам неизвестно, начал ли я повторение картины, купленной Вами… Теперь же я могу Вас уведомить, что конкурс кончился 2 апреля и я взял картину. Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля». В мае 1871 года работа над авторским повторением была завершена, и тогда же Васильев передал свой первый вариант картины Третьякову.

В том же 1871 году картина экспонировалась на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В.) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа — «Оттепель» Фёдора Васильева и «Грачи прилетели» Алексея Саврасова.

Оттепель (авторское повторение, 1871, холст, масло, 55,5 × 108,5 см, ГРМ)

После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. В 1872 году эта авторская копия была послана на Лондонскую ежегодную международную выставку, где она была отмечена премией, а также получила хорошие отзывы в английской прессе. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post, выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину „Оттепель“, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег; заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи». В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году.

Весной 1871 года у Фёдора Васильева случилась вспышка туберкулёза, и врачи настаивали на том, чтобы он уехал на лечение на юг. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне. 18 июля Фёдор Васильев выехал из Хотени в Крым, в Ялту, где и провёл последние два года своей жизни. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского.

Комментарии

Последние статьи

  •   7 стран, в которых мужчины носят платья и юбки и это никого не удивляет сегодня, 10:13
  •   2 брака и 5 детей Евгения Стычкина: Как актер заключил «контракт на любовь» сегодня, 08:50
  •   Какие любопытные истории о великом философе Сократе рассказывают знаменитые произведения искусства 6.11.2020, 22:29
  •   Каким был король сатиры, когда спускался со сцены: Пост памяти Михаила Жванецкого 6.11.2020, 19:29
  •   Стать женой фюрера: Какое влияние Ева Браун оказывала на Гитлера и на ход истории 6.11.2020, 17:43
  •   Как богатые люди на Руси крестьян развлекали и какие праздники для них устраивали 6.11.2020, 15:02
  •   Как на Руси справлялись с «зубным червем», или Врачебные хитрости из прошлого 6.11.2020, 14:02
  •   Как сложилась судьба папиной дочки Анастасии Винокур 6.11.2020, 11:29
  •   Трагичные судьбы самых красивых актрис 80-х: Анна Самохина, Мария Зубарева и др 6.11.2020, 10:18
  •   Кем стали юные кинозвезды 1980-х гг., когда выросли: Актеры одной роли 6.11.2020, 09:04

Все статьи

Журнал

  • Популярные публикации
  • Все публикации
  • Последние комментарии
  • Теги публикаций
  • Все блоги

Сочинение-описание Оттепель Васильева

В начяле 1871 года на свет появилась картина под авторством молодого русского художника Федора Васильева, произведение было сразу оценена множеством критиков не только в России, но и в Лондоне, где получила высокие оценки известных деятелей искусства.

Полотно действительно отличается от других произведений того периода, в ней заключена особая смысловая композиция, которая с помощью тонких изобразительных приемов передает наблюдающему смысл и благодаря которым, мы можем прочувствовать те или иные переживания созданные художником. Поэтому на картине передается унылое настроение и безысходностью, и даже во всей этой серой пелене нельзя найти намека, на что то теплое и весеннее.

Самым главным элементом в этом произведение, является дорога, из-за чего полотно картины получилось немного растянутым, на картине, мы конечно-же видим, наступление оттепели, но пока еще не весны о чем нам говорит изморозь на деревьях и довольно глубокий снег. Так же мы видим несколько следов от телег на дороге, и двух уставших путников, которые стоят темным пятном на мокрой и грязной колее, впереди них талая вода преградила путь и тем самым разделила картину на две части.

С правой стороны различимы, покосившиеся изба и крыши других домов, а с левой стороны просторное поле и далекие деревья. И сразу улавливается кроющийся смысл в этом сюжете, в нем заключен жизненный путь бедных людей, и эта линиям талой воды всего лишь граница между жизнью и смертью.

На заднем плане выделяется ряды деревьев, покрытых инеем, и тяжелое давящее небо, которое как грязное одеяло укрыло все небесное пространство. Чуть ниже большая лужа коричневой воды, а с левой стороны видны множество кустов, и поросли высокой травы.

В целом полотно Федора Васильева, передает смысл жизненного пути человека, всех тягот и лишения крестьянской жизни, вся жизнь русского села запечатлена в одном изображение, где мы можем увидеть, всю угрюмость и сырость нищего существования. Но все же впереди возможно в другом мире ждет, что то светлое и свободное.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий