Грифоны

Греция

Посейдон – великий бог водной морской стихии, страшный в своем гневе, любитель поднимать великие шторма, губить корабли, перечить воле своих старших братьев. Он – папаша жутких великанов: Минотавра, циклопа Полифема и пр.

Кето – «кит, морское чудовище», древнегреческая дочь божества морской бездны Форкиса. А также сестра-жена морского Духа Понта, с которым они занялись материализацией чудовищ – произвели на свет змееволосую Медузу Горгону, гадскую ежеподобную Ехидну, морских змей и иже с ними…

Тифон – «тайфун», существо олицетворяющее все опасности бурной стихии морей и океанов, морской бездны. Он описывался имеющим сотню голов драконьего вида и с рыбьим хвостом. В паре с Ехидной создал Гидру и Химеру, облик которой описывали как «невообразимый».

Гидра – это внучка Кето и Понта, дочка Ехидны и Тифона, носительница яда и выдыхающая его. Считалась исключительно живучей тварью за счет быстрой регенерации голов (вместо одной вырастали три), а одна из множества ее голов вообще была бессмертной.

Лернейская гидра выходила из озера Лерна чтобы нападать на близлежащие поселения, в итоге была убита античным героем Гераклом, который срубил ее бессмертную голову и закопал, накрыв огромным камнем.

Сцилла и Харибда – мы знаем о них из истории Одиссея, которого эта парочка подстерегла на обратном его пути из Аида. Они же засасывали в море корабль аргонавтов. Хотя и работают в паре, но истории у этих «девушек» разные.

Сцилла – изначально дева, которая когда-то отвергла любовные отношения (была устранена более могущественной соперницей), а без них превратилась в страшилище с шестью головами.

Сцилла образно означала опасность от огромных подводных камней в проливе, по которому пытались пройти корабли. Харибда – подводный монстр, имеющий лишь рот-водоворот, чтобы заглатывать в него корабли и людей.

Сирены – существа Хаоса, демоницы с верхом тела, как у женщины, а низом – как у птицы. По некоторым мифам, их отец – бог морской бездны Форкис, от него их стихийность. Мать их – одна из Муз, именно она даровала дочерям талант сладкозвучного пения, который убаюкивал разум человека, погружал в сладкий сон бессознательного и затягивал в глубины океана, откуда уже не было возврата.

Сирены жили на островах, мимо которых проходили корабли, моряки были их любимой жертвой.

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

Внешний вид, количество и имена гарпий

Гарпии — дикие женщины-птицы, крылатые и уродливые. У них имеются мощные лапы, как у грифов-падальщиков. На лапах — длинные острые когти, с лёгкостью рвущие плоть. Из-за вечного голода их кожа иссушена, как у мертвецов, имеет мертвенно-серый оттенок: даже полные женские груди и человеческое лицо не вызывают влечения.

Характерные черты — взлохмаченные спутанные волосы, крылья и торс покрывает вечная грязь. Уши заострены и оттопырены, на длинном крючковатом носу имеется множество бородавок. По некоторым легендам у них есть и крылья, и руки одновременно. В ряде источников птичьими являются только головы и ноги, а груди, живот и бёдра человечьи. Иногда их описывают как чудовищ со львиными когтями и медвежьими ушами. Они относятся к миксантропичным существам, таким, как кентавры, сирены, сатиры и другие природные божества.

По разным источникам хищных полуженщин-полуптиц двое, трое или пятеро. Гесиод описывает двух чудовищных сестёр: Аэлло и Окипету. Гигин называет их Келеной, Окипетой и Подаркой. Иногда — Аэллоподой, Келено и Окипетой. Самым распространённым является их описание как трёх сестёр — Аэлло или Аллопы (Вихрь или Вихревидная), Окипеты (Быстрой) и Келайно или Келено (Мрачной). Келайно ещё прозывают Подаргой, то есть Быстроногой.

Келено и Окипета в ряде источников являются дочерьми Электры и Фавманфа. Келено умела пророчествовать, а Окипету упоминал Гесиод в своей «Теогонии». По одной из версий, Келено имела связь с южным ветром, Зефиром, от которого породила Ксанфа и Балия, говорящих коней.

Аэлло, Аэллопода или Никотоноя — последняя из сестёр. О её смерти известно доподлинно: когда братья-аргонавты преследовали её, Аэлло бросилась в реку и погибла. В честь этого события реку переименовали, назвав Гарпис.

Их раннее место обитания — Строфадские острова посреди Эгейского моря. Более позднее — врата Тартара в бездне Аида. Еще одна легенда утверждает, что изгнанные аргонавтами гарпии переселились в Африку, но об этом немного ниже.

Тантал и Пелоп

Обречённый на нестерпимые страдания царь Тантал когда-то был любимцем богов, но, оскорбив их, отправился в царство Аида, где, по версии Гомера, его мучают вечные голод и жажда.

Перед этим, согласно одному из мифов, он успел жестоко расправиться с одним из сыновей. Дабы угодить небожителям Тантал зарубил Пелопа, приготовил из него мясное блюдо и подал на стол. Угощение отведала только покровительница плодородия Деметра, остальные боги почуяли неладное и воскресили убитого. Вместо съеденной части Пелопу поставили плечо из слоновой кости. Он остался жить на Олимпе и, став возлюбленным Посейдона, получил в подарок крылатую колесницу, а потом стал царем.

Водные существа

Упоминание водных монстров очень часто можно найти в древнегреческих легендах.

Морской змей

Образ морского чудовища есть почти в каждой культуре. Эти мифические существа описываются как огромных размеров монстры с острыми как бритва зубами, длинным туловищем и ярко-красными кровавыми глазами, пылающими в темноте. Древнегреческие мореплаватели описывали тело монстра, как покрытое плотными слоями чешуи, а его пасти выходил пар, способный вскипятить воду в море.

Лернейская гидра

Она обитала возле поселения Лерны, что неподалеку от знаменитого Аргоса. Чудовище имело змеиное тело и девять голов, каждая из которых была очень опасна. Стоило отрубить одну из голов, как на её месте тут же вырастало две новые. Греческие люди опасались гидру. Её дыхание отравляло и было смертельно опасно, даже когда монстр спал. В мифологии также упоминалось, что дыхание чудовища способно сжигать посевы и целые города.

Победа над Лернейской гидрой стала вторым подвигом Геракла.

Сцилла и Харибда

Древнегреческие мифы гласили, что между Италией и Сицилией в узком морском проливе обитают двое чудовищ — Сцилла и Харибда. Монстры были настолько огромны, что в их брюхе помещалось несколько кораблей.

О Харибде известно, что она была дочерью Посейдона. Зевс затаил на неё обиду и превратил прекрасную девушку в ужасного монстра со зверским аппетитом. Воду, которую извергала из себя Харибда, считали мертвой и ядовитой.

Кони Диомеда: трактат о мифах Палефата

Логичным продолжением греческой критики мифа стал трактат Палефата «О невероятном». Загадкой остается личность его автора. Византийский словарь «Суда» знает четырех писателей с именем Палефат, хотя имя популярным не было. Это — псевдоним, означающий — «давно изреченное».

Скорее всего, автор трактата «О необычайном» был современником Аристотеля. В трактате 52 главы, но 7 из них отличаются по стилю и просто пересказывают мифы. Они есть не во всех рукописях, но попали в первое печатное издание Палефата.

Каждая из 45 глав имеет структуру — пересказ мифа, опровержение, объяснение. Иногда, по мнению Палефата, в основе мифа лежит историческое событие, искаженное людской памятью. Иногда — неправильно понятое слово. Например, рассказ о каменной статуе Ниобы превратился в людской памяти в сюжет о том, что она была превращена в камень.


Гюстав Моро, «Диомед, пожираемый своими конями». (Wikimedia Commons)

В трактате Палефата чудовища становились людьми, чьи деяния исказила людская память. Так, Сфинга (Сфинкс) у него — не загадывающий загадки монстр, а брошенная жена основателя Фив Кадма Она засела на соседней горе и нападала на фиванцев из засад. Автор добавляет, что «засада» и «загадка» у фиванцев — одно слово.

Легенду о конях-людоедах царя Диомеда автор объясняет тем, что некий древний землевладелец растратил свое состояние на содержание дорогих, но бесполезных коней. Про него стали говорить, что кони его съели.

Нойнтотер

Внимание! Если по характеру вы ипохондрик, то вам возможно лучше не читать про это чудовище!

Нойнтотер это ходячее биологическое оружие массового уничтожения, которое делает одно, и только одно — оно несёт смерть везде, где идет. Нойнтотер обитает в мифах Германии и является переносчиком бескрайнего количества ужасных видов чумы и смертельных болезней, которые он распространяет вокруг себя как конфеты, в каком бы городе он не находился, заражая всех и всё, что оказывается на его пути. Поэтому не удивительно, что по легенде он появляется лишь во время массовых и ужасных эпидемий.

Тело Нойнтотера покрыто открытыми язвами и ранами, из которых постоянно сочится гной, и которые, скорее всего, играют немаловажную роль в распространении смертельно опасных бактерий (если прочтение этого предложения вызвало у вас непреодолимое желание тут же искупаться в обеззараживающем веществе, то вы не одни). Его удачно подобранное немецкое имя буквально переводится как «Убийца Девяти», и является отсылкой на тот факт, что для полной трансформации трупа в Нойнтотера должно пройти девять дней.

Яра-ма-йха-ху

Хватайтесь за свои диджериду, поэтому что существо поистине странное. Легенды австралийских аборигенов описывают Яра-ма-йха-ху как человекоподобное существо ростом в 125 сантиметров, с красной кожей и огромной головой. Большую часть своего времени Яра-ма-йха-ху проводит на деревьях. Если вам не посчастливится пройти под таким деревом, Яра-ма-йха-ху прыгнет на вас и прикрепится к вашему телу небольшими присосками, которые покрывают пальцы его рук и ног, поэтому независимо от того, насколько сильно вы будете стараться, вы не сможете его стряхнуть.

Дальше — хуже. Яра-ма-йха-ху попал в этот список в первую очередь благодаря особенностям своего метода кормления. Из-за того, что у него нет каких-либо клыков, он высасывает вашу кровь через присоски на руках и ногах до тех пор, пока вы не ослабеваете до такой степени, что не можете никуда бежать или даже двигаться. После этого он оставляет вас лежать на земле как выброшенную, полупустую баночку из-под сока, в то время как сам он уходит, по-видимому, развлекаться с кенгуру и коалами.

Когда он возвращается после своего вечера развлечений, он переходит к делу и проглатывает вас целиком с помощью своего огромного рта, затем спустя какое-то время отрыгивает вас всё ещё живым и невредимым (да-да, это вампир с рвотными позывами). Этот процесс повторяется вновь и вновь, и с каждым разом вы становитесь всё меньше и всё более красным в результате того, что он вас переваривает. В конце концов, да-да, вы угадали, вы сами превращаетесь в Яра-ма-йха-ху. Вот так да!

Тесей

У Тесея было два отца — царь Афин Эгей и бог Посейдон. Эфра, мать героя, была дочерью царя Питфея. Она воспитала сына, а когда тот вырос и возмужал, дала ему меч Эгея, с которым Тесей и отправился в Афины. По дороге он совершал различные подвиги. Так, он попал в дом знаменитого разбойника Прокруста, из которого ни один человек не уходил живым. Прокруст укладывал попавшего к нему путника на ложе и, если тот не помещался на нем, — отрубал ему ноги, а если ложе было человеку велико, то он вытягивал несчастного. Тесей сумел убить Прокруста. Когда афиняне в очередной раз отправляли царю Миносу дань — семерых юношей и семерых девушек, предназначенных на съедение чудовищу Минотавру, — Тесей Добровольно отправился на Крит в их числе.

Тезей находит меч своего отца. Никола Пуссен

Там он с помощью полюбившей его Ариадны, дочери Минооа и Пасифаи, убил жившего в Лабиринте Минотавра. Герой прорубил днища у кораблей критян, чтобы они не могли догнать его, и на своем корабле отправился в путь. Вместе с Тесеем покинула Крит и полюбившая его Ариадна. По дороге они пристали к острову Наксос. Там Тесею явился во сне бог Дионис и приказал отплыть с острова без Ариадны, так как она предназначена в жены ему, Дионису. Тесей, проснувшись, быстро отправился в путь, покинув Ариадну (по другой версии, Тесей сам не захотел везти Ариадну с собой в Афины и оставил ее на Наксосе).

Дионис увез Ариадну на остров Лемнос, где состоялась их свадьба. Тесей, огорченный тем, что ему пришлось расстаться с Ариадной, забыл переменить паруса (корабль отправился из Афин под черными парусами, которые, по договоренности с Эгеем, Тесей должен был поменять на белые, если ему удастся победить Минотавра и живым выбраться из Лабиринта), и Эгей, решивший, что сын погиб, в отчаянии бросился в море, которое стало называться Эгейским. После смерти Эгея Тесей стал царем Афин. Он совершил немало других подвигов, но своими дерзкими поступками прогневал богов, и они отвернулись от него. К тому же в отсутствие Тесея Диоскуры свергли его с престола в Афинах, и ему пришлось отправиться в изгнание. Он приплыл на остров Скирос, где когда-то владел землями его отец. Однако царь Скироса Ликомед не захотел уступать Тесею земли и коварно убил героя, столкнув его со скалы.

Тесей в лабиринте (цифровая иллюстрация)

Эрот, путти и аркебузьеры: ангел-милашка

Античный образ Эрота оказал огромное влияние на раннехристианское искусство. Маленькое крылатое создание с луком стало «моделью» для рисунков взмывающей в небо души.

Его рисовали с луком и стрелами, а голову украшали короной или даже цветным нимбом, который «рифмовался» с крыльями, подобными ангельским. Эрота могли изображать в мандорле, хотя обычно она окружает только фигуру Бога или Девы Марии. Чтобы показать сходство любви к Господу и к ближнему, Христа иногда писали с угольком в руке (типичный атрибут Купидона — символ страсти, горящей в сердце) или даже пронзающего стрелами сердца своих последователей.

В эпоху Ренессанса эти мотивы развиваются. Теперь подобными Эроту рисовали путти — крылатых младенцев с нимбами, которые в разных контекстах могли обозначать души усопших, служить аллегорией смерти и воскресения, а также выступать в роли ангелов.

Иштар

Астарта — в Египте, Ашторет — у иудеев, воплощение Афродиты — в Греции — имя богини любви, войны и плодородия Иштар встречается у многих народов. И все же главным центром поклонения пышногрудой крылатой богине, сопровождаемой львами и совами, было Аккадское царство.

Иштар — крайне противоречивый мифологический образ. С одной стороны, он олицетворяет сексуальность, влечение, женственность. С другой, страсть аккадской богини, ее любовь порабощают, становятся узами. Так, согласно одной из легенд, причиной гибели Таммуза, бога урожая и плодородия, стала как раз связь с красавицей Иштар.

Принято считать, что Астарта — покровительница куртизанок, блудниц и гомосексуалистов. Прежде всего богиню почитали женщины, которые в знак поклонения ей занимались храмовой проституцией. Вступая в связь с мужчинами, славили Иштар и юноши.

Еще одна ипостась Ашторет — безжалостная воительница, кровожадная амазонка. По мнению некоторых исследователей, ее супругом был сам Ваал, повелитель солнца. Прославляя божественную чету, жрецы не только придавались сексуальным оргиям, но и не брезговали человеческими жертвоприношениями.

Медуза Горгона

Медуза Горгона. (wikipedia.org)

Сёстры Медуза, Эвриала и Сено были красавицами, а две последние к тому же и бессмертны. Однажды Посейдон соблазнил Медузу в храме Афины. Мстительная богиня разгневалась на Медузу и превратила ее в крылатое чудовище со змеями вместо волос и жуткими глазами. При взгляде на ее лицо всякий каменел от ужаса и омерзения. Афина превратила в монстров и ее ни в чем не повинных сестер.

Мало кому удавалось справиться с чудовищем по имени Медуза Горгона. Убить монстра было поручено Персею. Справиться с Медузой герою помогли боги — Афина и Гермес. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух — сестёр грай. Они показали Персею путь к Горгоне.

Во время поединка Медуза была беременна от Посейдона. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней всё живое. Легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились кораллы.

Персей и Медуза. (wikipedia.org)

Афина дала Асклепию кровь, вытекшую из жил Медузы. Кровь, которая текла из левой части, несла смерть, а из правой — использовалась Асклепием для спасения людей.

Асасабонсам

Скорее всего, вам знакома старинная городская легенда о Человеке-Крюке (Hook Man). Так вот, как оказалось, представители народа Ашанти в Гане рассказывают похожую (хотя и намного более жуткую) историю об Асасабонсаме, странном вампире с загнутыми железными крюками вместо ног, который живёт в глубинах африканских лесов. Он охотится, свисая с веток деревьев и всаживая вышеупомянутые крюки в тело тех несчастных, которые проходят под этим деревом. Как только он затаскивает вас на дерево, он пожирает вас живьём своими железными зубами, а затем предположительно проводит большую часть ночи, выводя пятна вашей крови со своих крюков, чтобы они не заржавели.

В отличие от большинства вампиров, он питается как людьми, так и животными (так что кто-то должен предупредить организацию «Люди за этичное обращение с животными» (PETA)). Самый странный факт об Асасабонсаме заключается в том, что, когда его добычей является человек, он первым делом откусывает его большой палец, прежде чем перейти к остальной части тела, возможно для того, чтобы помешать вам остановить попутку и добраться домой, если вам как-нибудь удастся вырваться из его крюков.

Кали

Кали — богиня смерти, боли и упадка — переводится как «черная». Изображается она темнокожей нагой красавицей, свободной от всех условностей. С высунутого языка Кали капает кровь, цвет глаз — красный. Шею богини украшает ожерелье из пятидесяти черепов, а набедренный пояс выполнен из отрубленных рук грешников. В одной из своих рук (а всего их у Кали четыре) она держит голову демона, ногами же стоит на трупах.

В Индии в Средние века черной богине Кали поклонялась секта тугов (или тхагов) — душителей, помогавшая людям (как правило, путешественникам) без единой капли крови перейти в мир иной.

В честь богини Кали в Индии названы несколько городов. Например, Калькутта.

Свежие свидетельства о человеке с крыльями

Но если все эти рассказы, собранные Алексеем Ремпелем, имеют давнюю историю, то случай, произошедший с туристической группой Александра Лазарева, можно назвать, просто свежаком. Эта туристическая компания совсем недавно отдыхала возле горы Пидан (устроила маленький привал), когда кто-то из туристов заметил странного для этих мест дельтапланериста. Поскольку видеокамера могла увеличить снимаемый объект, то оператор, к своему удивлению, вдруг обнаружил, что это вовсе не дельтапланерист, а странное существо с крыльями. Вот только лицо у этой огромной летучей мыши было человеческим — жутким и совершенно неправдоподобным…

Фото из открытых источников

Ещё один интересный случай из коллекции Алексея. Охотники посёлка Тигровый прошлой зимой в своей родной уссурийской тайге сидели поздно вечером у костра, недалеко от озера. В какой-то момент со стороны водоёма послышался странный шум, а потом даже женский плач. Поскольку место было глухое, озадаченные промысловики взяли фонарики и отправились к озеру. Удивило их уже то, что по мере приближения к водоёму, их собаки стали вести себя неадекватно: они поджали хвосты и прижались к ногам охотников, явно ища в людях защиту.

Когда четверо (всё, кажется, повидавших на своём веку) охотников приблизились к озеру, они увидели в свете своих фонарей возле дерева человека (или ребёнка), ростом приблизительно в полтора метра, который блеснул фантастическими красными глазами, расправил крылья, наподобие перепонок летучих мышей, и… улетел в ночь.

И наконец, заслуживает внимание, рассказ хабаровчанки Инессы Григорьевой. Она приехала отдохнуть к знакомым в село Анисьевку где-то в середине января сего года

Прогуливаясь на природе недалеко от селения, она случайно заметила очень крупную птицу. Однако присмотревшись, женщина ощутила настоящий шок: это был человек с крыльями. И он приближался… Существо практически парило в воздухе над онемевшей от страха женщиной, при этом неподвижными были его руки, его лицо и его глаза. Инесса запомнила очень отчётливо эти глаза – человеческие и в то же время не совсем человеческие: они были такими пронзительными и завораживающими.

Человек с крыльями снизился, практически облетел изумлённую женщину, потом взмыл вверх и скрылся с глаз…

Фото из открытых источников

В Приморье никто до сих пор не может дать чёткого определения этому феномену. С одной стороны, можно всё списать на галлюцинации, на вздор и выдумку людей, а с другой – уж слишком много свидетельств встречи с этим загадочным летающим человеком, причём это происходит на протяжении, по меньшей мере, ста с лишнем лет. Списать всё это на какого-то мутанта или реликта – не получается: слишком большой промежуток времени, тем более, что летающих людей видят не только в Приморском крае. Потом, если поверить в свидетельство солдат, существо с крыльями появляется из огненного шара. Получается, что оно приходит к нам из параллельного мира, скорее всего, как йети, чупакабра и прочие монстры, которых мы не в силах ни поймать, ни тем более понять, как и зачем они появляются в нашей физической реальности…

Ахилл

Ахилл, один из самых великих героев Троянской войны, был сыном царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Пелей отдал Ахилла на воспитание мудрому кентавру Хирону. Герой вырос могучим, научился прекрасно владеть оружием, а также играть на кифаре и петь. Судьбой было предопределено, что Ахилл должен погибнуть под Троей. Фетида знала об этом и, желая спасти сына, спрятала его на острове Скирос. Там, переодетый в женское платье, он жил среди дочерей царя Ликомеда. Когда жрец Калхас предсказал, что без участия Ахилла греки потерпят под Троей неудачу, ахейские вожди во главе с Одиссеем отправились на Скирос. Представившись купцом, хитрый Одиссей разложил перед собравшимися товары: женские украшения и оружие.

Своим спутникам Одиссей приказал сыграть сигнал тревоги. Испуганные девушки бросились бежать, а Ахилл схватил оружие и устремился навстречу врагу. Опознанный Ахилл охотно соглашается принять участие в Троянской войне. Вместе с ним едет его верный друг Патрокл. Пелей дает сыну доспехи, полученные им в дар от богов на свадьбе с Фетидой, копье, подаренное кентавром Хироном, и коней, которых он получил от Посейдона. Во время длительной осады Трои Ахилл проявляет беспримерную храбрость и доблесть.

Воспитание Ахилла. Бенинь Ганьеро

Когда грекам не удалось взять город штурмом, они начали завоевывать близлежащие города и острова, являвшиеся союзниками Трои. В Фивах Ахилл взял в плен прекрасную Брисеиду, но, когда Агамемнон отобрал у него пленницу, он отказался участвовать в боях. Даже когда троянцы начали одерживать победу, Ахилл, несмотря на все уговоры, на обещание Агамемнона вернуть ему Брисеиду, отдать в жены одну из своих дочерей и дать за ней богатое приданое, не меняет своего решения. Но вот троянцы ворвались в стан греков и подожгли один из их кораблей. Тогда Ахилл согласился дать Патроклу свои доспехи и позволил ему вступить в бой. Патрокл умирает, сраженный Гектором, которому помогает бог Аполлон.

Узнав о гибели друга, Ахилл примирился с Агамемноном и вновь вступил в бой с троянцами, облаченный в доспехи, выкованные для него Гефестом по просьбе Фетиды. От руки Ахилла погибло немало троянских героев. В поединке с Гектором он одержал победу, сразив его копьем и отомстив за смерть Патрокла. Но недолго прожил после этого и сам Ахилл. Как и было начертано судьбой, он гибнет от стрелы Париса, которую направляет Аполлон: стрела попадает герою в пятку, он не может двигаться, и вторую стрелу Парис направляет ему в грудь.

По одной из версий мифов об Ахилле, его мать Фетида, желая сделать сына бессмертным, купала его в водах Стикса. При этом она держала ребенка за пятку, и только пятка осталась уязвимой — в нее и попала стрела Париса. «Ахиллесова пята» и означает слабое, уязвимое место.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий