Горе от ума. действие 2

Действие второе, явление 1

Приведённая программа по литературе для 5 класса носит ориентировочный характер. Точное содержание списка произведений для изучения в 5 классе уточняйте в своём учебном заведении.

Б

Г. Белых, Л. Пантелеев

«Республика Шкид» (главы).А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы).В.Д. Берестов «Почему-то в детстве…».А.А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».Р. Бредбери «И грянул гром» (в сокращении).И.А. Бунин «Змея».

Н.В. Гоголь

«Портрет».

Н.С. Гумилев

Стихотворение из цикла «Капитаны». «Жираф».

Дж. Даррелл

«Гончие Бафута» (отрывок).

Н.Г. Долинина

«Честь и достоинство».

А. Дюма

«Три мушкетера» (главы)

С. Есенин

«Песнь о собаке».

Б.С. Житков

«Механик Салерно».

Н.А. Заболоцкий

«Некрасивая девочка». «Лицо коня».

Б.Н. Заходер

«Памяти моего пса».

В.М. Инбер

«Сеттер Джек».

К

В.А. Каверин

«Два капитана» (главы).

Л.А. Кассиль

«Кондуит и Швамбрания» (главы).

В.П. Катаев

«Белеет парус одинокий» (главы).

А. Конан Дойл

«Затерянный мир». «Горбун».

В.Г. Короленко

«В дурном обществе» (в сокращении).

А.И. Куприн

«Ю-ю» (в сокращении).

М.Ю. Лермонтов

«Парус».«Бородино».

Дж. Лондон

«Любовь к жизни» (в сокращении).

В.В. Маяковский

«А вы могли бы?».

П

Э. По

«Золотой жук» (в сокращении). «Убийство на улице Морг» (в сокращении).

М.М. Пришвин

«Кладовая солнца».

А.С. Пушкин

«Песнь о вещем Олеге». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Руслан и Людмила».

В. Распутин

«Мама куда-то ушла».

А.Н. Рыбаков

«Кортик» (главы).

С

Д.С. Самойлов

«Сказка». «Из детства».М.А. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне…».Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

Р.-Л. Стивенсон

«Остров сокровищ» (главы).

М. Твен

«Приключения Гекльберри Финна» (главы).

Популярные сегодня темы

Сочинение 2

В произведении А. Грибоедова «горе от ума» заложена мысль о том, что в обществе не ценят умных людей. В комедии одним из основных персонажей считается Александр Андреевич Чацкий.

Главный герой описан автором с позитивной стороны. Он дает ему характеристику умного человека. Грибоедов выделяет Чацкого из всех двадцати пяти человек. Он отличается от всего Фамусовского общества своей уникальностью и умственными способностями. Окружающие люди его не принимают и т не хотят понять. Его не любят потому, что умнее, чем все остальные. А таких персонажей посредственное общество не воспринимает и отвергает. Чацкий сильно выделяется, он яркий и заметный персонаж. Его ум мешает герою влиться в коллектив.

Чацкий благодаря своему уму смог выучится и получить хорошее образование. Его семья не была сильно богатой. Чацкий был коренным москвичом. Он родился и рос в этом городе. Покойный отец Александра Андреевича был хорошим товарищем Фамусова, поэтому парень хорошо знал это общество. Бывая в гостях у семьи Фамусовых, парень познакомился с Софией и влюбился в нее. Эта девушка была дочкой хозяина дома.

Чацкий вынужден был отправиться в путешествие на три долгих года, но он понимал, что не вынесет разлуку с любимой, поэтому вернулся раньше. Во время вынужденной поездки парень общался с разными людьми, от которых узнал много новой и полезной информации, приобрел новые навыки. Приехав в Москву парень решил поведать Софии все. Что ему удалось узнать. Но, девушке были не интересны его рассказы, ведь она совсем не интересовалась наукой. За время отсутствия Чацкого в Москве София охладела к нему и влюбилась в другого героя.

От своего путешествия парень взял многое. Он пообщался с умными личностями и узнал много поучительных и интересных умозаключений. Чацкий был умным, но на его родной территории его никто не оценил. Фамусовское общество не хотело его слушать и воспринимать его истории. Им все это не было интересно. Всем коллективом они воспринимали Чацкого как ненормального и сумасшедшего человека. Александр Андреевич понимал, что это общество невозможно исправить и донести до них истину. Чацкий не стал уподобляться всем им и пошёл против коллектива. В итоге он очень пострадал от Фамусовского общества.

Чацкий был достаточно умным человеком и стремился развиваться и познавать новое. Из-за своего большого склада ума он понимал, что окружающее его общество деградирует. От этого осознания реальности ему становилось невыносимо плохо, и однажды он покинул Москву. Чацкого можно смело назвать умным и трудолюбивым человеко.

`

Один адекватномыслящий человек на 25 болванов

Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» указывает, как этот отрывок отличается от обыденных речей героев. Выражение головного персонажа выходит далековато за рамки ситуации, в какой он оказался, и предназначается оно не «фамусовскому» обществу, а читателю. Этот монолог является чуть не важнейшим во всем произведении, так как в нем выражается развитие публичного конфликта, и возникает идеологический смысл всей комедии.

Писатель сделал определенную речевую ситуацию, в какой данный отрывок разъясняется с психической точки зрения как «контрудар». Но анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» гласит о том, что он по собственной идейно-художественной роли намного «обширнее». Александр Андреевич мог ограничиться язвительными репликами и ими отбиваться от собственных врагов. Чацкий же пожелал произнести развернутую, обличительную речь. «А судьи кто?» – спрашивает главный герой у Скалозуба и Фамусова, но его реплика в главном касается не их, а все «фамусовское общество».

Сюжетные и идейные параллели

Разбор текста монолога Чацкого «А судьи кто» не даст полной картине о его роли в сюжете пьесы без сопоставительного анализа фрагментов, поскольку этот эпизод тесно связан с другими ключевыми монологами пьесы, на уроках литературы этот фрагмент традиционно сопоставляется с отрывками из монологов Фамусова и Молчалина.

Фамусов в своём монологе о причинах возникновения конфликтов между аристократами и прогрессивными дворянами называет корнем зла учёность и чтение книг. По мнению Павла Афанасьевича, книги на самом деле не более чем опасная блажь, затуманивающая разум молодых людей опасными идеями. Продвижение по службе, счастливую семейную жизнь и положение в обществе аристократ связывает с наличием родственных связей и умением вовремя услужить высоким чинам.

В другом монологе Фамусов рассказывает о своём блестящем дяде Максиме Петровиче, добившимся положения при дворе, исполняя роль случайного шута при императрице. Для Фамусова Максим Петрович является образцом успешного человека и примером для подражания.

Монологу Чацкого в романе также противопоставляется небольшой монолог Молчалина о завете его отца. Незнатный и небогатый Молчалин быстро научился скрывать своё мнение и амбиции, «угождать всем людям», даже собаке дворника, быть терпеливым и обходительным со светскими дамами, потакать желаниям Фамусова. В результате этого Молчалин сумел добиться перевода в Москву, получить чин коллежского асессора и потомственное дворянство.

Втайне он испытывает чувство превосходства над Чацким, который не может вписаться в существующую систему общества и «развиваться» в ней. Он даже позволяет себе давать советы Чацкому: устроиться на службу в Москве, съездить на поклон к Татьяне Юрьевне, чтобы добиться продвижения. Однако у Чацкого такой образ жизни может вызвать только отвращение.

ЯВЛЕНИЕ 11

София, Лиза, Молчалин.

София
Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Зачем же ей играть, и так неосторожно?
Скажите, что у вас с рукой?
Не дать ли капель вам? не нужен ли покой?
Пошлемте к доктору, пренебрегать не должно.
Молчалин
Платком перевязал, не больно мне с тех пор.
Лиза
Ударюсь об заклад, что вздор;
И если б не к лицу, не нужно перевязки;
А то не вздор, что вам не избежать огласки:
На смех, того гляди, подымет Чацкий вас;
И Скалозуб, как свой хохол закрутит,
Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;
Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

София
А кем из них я дорожу?
Хочу — люблю, хочу — скажу.
Молчалин! будто я себя не принуждала?
Вошли вы, слова не сказала,
При них не смела я дохнуть,
У вас спросить, на вас взглянуть.
Молчалин
Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны.

София
Откуда скрытность почерпнуть!
Готова я была в окошко, к вам прыгнуть.
Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят.

Молчалин
Не повредила бы нам откровенность эта.

София
Неужто на дуэль вас вызвать захотят?

Молчалин
Ах! злые языки страшнее пистолета.
Лиза
Сидят они у батюшки теперь,
Вот кабы вы порхнули в дверь
С лицом веселым, беззаботно:
Когда нам скажут, что хотим —
Куда как верится охотно!
И Александр Андреич, — с ним
О прежних днях, о тех проказах
Поразвернитесь-ка в рассказах:
Улыбочка и пара слов,
И кто влюблен — на все готов.

Молчалин
Я вам советовать не смею.
(Целует ей руку.)

София
Хотите вы?..
Пойду любезничать сквозь слез;
Боюсь, что выдержать притворства не сумею.
Зачем сюда Бог Чацкого принес!

(Уходит.)

Действие II

  1. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. (Чацкий, явление 2).
  2. “Свежо предание, а верится с трудом”. (Чацкий, явление 2).
  3. “Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:

Кто хочет к нам пожаловать, – изволь; Дверь отперта для званых и незваных, Особенно из иностранных; Хоть честный человек, хоть нет, Для нас равнёхонько, про всех готов обед”. (Фамусов о москвичах, явление 6).

  1. “Дома новы́, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары”. (Чацкий о Москве, явление 5).

  1. “А судьи кто?” (Чацкий, явление 5).
  2. “Где́, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве…” (Чацкий, явление 5).

  1. “Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?” (Чацкий, явление 5).

  1. “… злые языки страшнее пистолета!” (Молчалин, явление 11).

Подготовительные работы

Чтобы вырастить в укрытии сразу два овоща, подходят ответственно к подготовительным процедурам, растения не должны мешать друг другу. Предварительно выбирают сорта, продумывают съему расположения.

В первую очередь, правильно подготавливают грунт (максимально вносят минералы и микроэлементы). Так как томаты и перцы очень любят тепло в землю вносят побольше торфа (этот компонент максимально должно удерживает тепло).

Подготовка места для посадки

Для посадки перца в теплицу вместе с помидорами используют различные виды укрытий. Это могут быть теплицы из поликарбоната или стекла или пленочные парники. Конструкцию делают высокой, чтобы в ней помидоры могли полноценно развиваться.

Большое внимание уделяют обустройству теплиц. Они должны быть освещены, а также хорошо вентилируемые

Выбор сорта

Виды растений выбирают часто, ориентируясь на площадь укрытия. Если в парнике пространство ограничено, то приобретают высокорослые помидоры и низкорослые перцы. В таком случае разные растения разрешается выращивать на 1 грядке.

На заметку!Для посадки в укрытиях подходят следующие сорта перца: Лисичка, Ласточка, Ерошка, Факир, Изабоелла, Абрикоссовая фаворитка. Для выращивания вместе подходят помидоры Женарос, Аксинья, Тайфун, Евпатор, Пабло.

Грунт

Насыпать в теплицу можно магазинный грунт. Успешно готовят землю для теплицы и самостоятельно. В его составе должно быть много торфа, который прекрасно сохраняет тепло, что благоприятно для каждой из культур.

Почву делают рыхлую, слегка влажную. Базой грунта может служить суглинистая или глинистая земля, добавляют в разных пропорциях древесные опилки, торф, перегной. Расход на каждый квадрат укрытия составляет 3 ведра подготовленного субстрата.

Монолог Фамусова из комедии Горе от ума

1 ответ

1) Петрушка, вечно ты с обновкой,С разодранным локтем. Достань-ка календарь;Читай не так, как пономарь,А с чувством, с толком, с расстановкой.Постой же. – На листе черкни на записном,Противу будущей недели:К Прасковье Фёдоровне в домВо вторник зван я на форели.Куда как чуден создан свет!Пофилософствуй, ум вскружится;То бережёшься, то обед:Ешь три часа, а в три дни не сварится!Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет.В четверг я зван на погребенье.Ох, род людской! пришло в забвенье,Что всякий сам туда же должен лезть,В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.Но память по себе намерен кто оставитьЖитьём похвальным, вот пример:Покойник был почтенный камергер,С ключом, и сыну ключ умел доставить;Богат, и на богатой был женат;Переженил детей, внучат;Скончался; все о нём прискорбно поминают.Кузьма Петрович! Мир ему! –Что за тузы в Москве живут и умирают! –Пиши: в четверг, одно уж к одному,А может, в пятницу, а может, и в субботу,Я должен у вдовы, у докторши, крестить.Она не родила, но по расчётуПо моемý: должна родить…

2) Вот то-то, все вы гордецы!Спросили бы, как делали отцы?Учились бы, на старших глядя:Мы, например, или покойник дядя,Максим Петрович: он не то на серебре,На золоте едал; сто человек к услугам;Весь в орденах; езжал-то вечно цугом:Век при дворе, да при каком дворе!Тогда не то, что ныне,При государыне служил Екатерине.А в те поры все важны! в сорок пуд…Раскланяйся – тупеем не кивнут.Вельможа в случае – тем паче;Не как другой, и пил и ел иначе.А дядя! что твой князь? что граф?Сурьезный взгляд, надменный нрав.Когда же надо подслужиться,И он сгибался вперегиб:На кýртаге ему случилось обступиться;Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;Старик заохал, голос хрипкой;Был высочайшею пожалован улыбкой;Изволили смеяться; как же он?Привстал, оправился, хотел отдать поклон,Упал вдругóрядь – уж нарочно,А хохот пуще, он и в третий так же точно.А? как по-вашему? по-нашему – смышлён.Упал он больно, встал здорово.Зато, бывало, в вист кто чаще приглашён?Кто слышит при дворе приветливое слово?Максим Петрович! Кто пред всеми знал почёт?Максим Петрович! Шутка!В чины выводит кто и пенсии даёт?Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, – ну-тка!

3) Вкус, батюшка, отменная манера;На всё свои законы есть:Вот, например, у нас уж исстари ведётся,Что по отцу и сыну честь;Будь плохенький, да если наберётсяДуш тысячки две родовых, –Тот и жених.Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,Пускай себе разумником слыви,А в сéмью не включат. На нас не подиви.Ведь только здесь ещё и дорожат дворянством.Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:Кто хочет к нам пожаловать – изволь;Дверь отперта для званых и незваных,Особенно из иностранных;Хоть честный человек, хоть нет,Для нас равнехонько, про всех готов обед.

Возьмите вы от головы до пяток,На всех московских есть особый отпечаток.Извольте посмотреть на нашу молодёжь,На юношей – сынков и внýчат;Журим мы их, а если разберёшь,В пятнадцать лет учителей научат!А наши старички? – Как их возьмёт задор,Засудят об делах, что слово – приговор, –Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;И об правительстве иной раз так толкуют,Что, если б кто подслушал их… беда!Не то, чтоб новизны вводили, – никогда,Спаси нас боже! Нет. А придерутсяК тому, к сему, а чаще ни к чему,Поспорят, пошумят, и… разойдутся.Прямые канцлеры в отставке – по уму!Я вам скажу, знать время не приспело,Но что без них не обойдётся дело. –А дамы? – сунься кто, попробуй овладей;Судьи всему, везде, над ними нет судей;За картами когда восстанут общим бунтом,Дай бог терпение, – ведь сам я был женат.

Скомандовать велите перед фрунтом!Присутствовать пошлите их в Сенат!Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!А дочек кто видал, – всяк голову повесь…Его величество король был прусский здесь;Дивился не путём московским он девицам,Их благонравью, а не лицам;И точно, можно ли воспитаннее быть!Умеют же себя принарядитьТафтицей, бархатцем и дымкой,Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой;Французские романсы вам поютИ верхние выводят нотки,К военным людям так и льнут,А потому, что патриотки.Решительно скажу: едваДругая сыщется столица, как Москва.

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/question/monolog-famusova-iz-komedii-gore-ot-uma-74773

Стихи Александра Грибоедова для школьников

  • Монолог Чацкого «А судьи кто?»
  • Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»
  • Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой!»

Монолог Чацкого «А судьи кто?»

А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма; Всегда готовые к журьбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже.

Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, Для замыслов каких-то непонятных, Дитей возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки!!! Или вон тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется — враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, — Они тотчас: разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем! опасным!! — Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть; Но кто б тогда за всеми не повлекся? Когда из гвардии, иные от двора Сюда на время приезжали, — Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!

Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»

Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд… Раскланяйся — тупеем не кивнут. Вельможа в случае — тем паче, Не как другой, и пил и ел иначе. А дядя! что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб: На куртаге * ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкой; Был высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он? Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдругорядь — уж нарочно, А хохот пуще, он и в третий так же точно. А? как по вашему? по нашему — смышлен. Упал он больно, встал здорово.

Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, — нутка!

Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой!»

Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой. Постой же. — На листе черкни на записном, Противу будущей недели: К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели.

Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй — ум вскружится; То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится! Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет. В четверг я зван на погребенье.

Ох, род людской! пришло в забвенье, Что всякий сам туда же должен лезть, В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.

Но память по себе намерен кто оставить Житьем похвальным, вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! — Что за тузы в Москве живут и умирают! — Пиши: в четверг, одно уж к одному, А может в пятницу, а может и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши, крестить.

Она не родила, но по расчету По моему: должна родить…

Загадки про радугу

Как бороться сослизнями при посадке перца в теплице

Слизни, которые на корню съедают только что взошедшие огурцы, но не трогают настоящие листья (из-за волосков), не едят листья баклажанов и томатов, но очень любят перцы, выедая в листьях большие дыры. Как же быть?

Если у вас окантованные грядки, то проблему можно решить. Надо выложить по краям грядки тоннельчик из одной волны волнового шифера. В полдень под ним соберутся улитки и слизни, вы перевернете тоннельчик и обнаруженных слизней раздавите. Оставьте их на месте и снова переверните тоннельчик.

На следующий день вы обнаружите там их целое скопище, потому что слизни придут доесть останки своих сородичей, вместо того чтобы жевать листья ваших растений. Так будете поступать примерно в течение недели, и вы полностью освободите грядку от нежелательных элементов.

Если вы еще не огородили грядки, то используйте для этого плоский шифер. Рекомендую шершавой стороной поставить шиферное ограждение наружу, тогда боящиеся за свое нежное брюшко слизни и улитки не полезут на вашу грядку извне.

Источник 7ya.ru

Человек Я

profmam.ru

ЯВЛЕНИЕ 9

София, Лиза, Чацкий, Скалозуб,

Молчалин (с подвязанною рукою).
Скалозуб
Воскрес и невредим, рука
Ушиблена слегка,
И впрочем, все фальшивая тревога.

Молчалин
Я вас перепугал, простите ради Бога.

Скалозуб
Ну, я не знал, что будет из того
Вам ирритация. *
Опрометью вбежали. —
Мы вздрогнули! —
Вы в обморок упали,
И что ж? — весь страх из ничего.

София (не глядя ни на кого)

Ах! очень вижу: из пустого,
А вся еще теперь дрожу.

Чацкий (про себя)

С Молчалиным ни слова!
София
Однако о себе скажу,
Что не труслива.
Так, бывает,
Карета свалится, — подымут: я опять
Готова сызнова скакать;
Но все малейшее в других меня пугает,
Хоть нет великого несчастья от того,
Хоть незнакомый мне, — до этого нет дела.

Чацкий (про себя)

Прощенья просит у него,
Что раз о ком-то пожалела!

Скалозуб
Позвольте, расскажу вам весть:
Княгиня Ласова какая-то здесь есть,
Наездница, вдова, но нет примеров,
Чтоб ездило с ней много кавалеров.
На днях расшиблась в пух, —
Жоке * не поддержал, считал он, видно, мух. —
И без того она, как слышно, неуклюжа,
Теперь ребра недостает,
Так для поддержки ищет мужа.

София
Ax, Александр Андреич, вот —
Явитесь, вы вполне великодушны:
К несчастью ближнего вы так неравнодушны.

Чацкий
Да-с, это я сейчас явил
Моим усерднейшим стараньем,
И прысканьем, и оттираньем;
Не знаю для кого, но вас я воскресил!

(Берет шляпу и уходит.)

Фамусовская Москва в комедии Грибоедова Горе от ума

1. Наличие детей делает человека счастливее

В массовой культуре часто фигурирует образ безрадостных родителей, для которых проблемы воспитания затмевают удовольствие от наличия детей.

Но результаты исследования Калифорнийского университета в Риверсайде (США) показывают, что в среднем матери и особенно отцы чувствуют себя счастливее бездетных людей. На самом деле родители получают больше положительных эмоций от ухода за детьми, чем от множества других активностей.

Действие IV

  1. “О! если б кто в людей проник:

Что хуже в них? душа или язык?” (Чацкий, явление 10).

  1. “Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют – И вот общественное мненье!” (Чацкий, явление 10).

  1. “Ах! Как игру судьбы постичь?

Людей с душой гонительница, бич! – Молчалины блаженствуют на свете!” (Чацкий, явление 13).

  1. “В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…” (Фамусов, явление 14).
  2. “Муж – мальчик, муж – Слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей”. (Чацкий, явление 14).

  1. “Так! Отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой – и спала пелена…” (Чацкий, явление 14).

  1. “Вы правы́: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорблённому есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!” (Чацкий, явление 14)

Анализ эпизода (3 действие 3 явление) по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

1. МЕСТО ЭПИЗОДА

3 действие 3 явление. Данный эпизод начинается сразу после слов Чацкого «Я там дни целые пожертвую молве. Про ум Молчалина…», что дает понять, что речь пойдет об открытии образа Молчалина.

2. РОЛЬ ЭПИЗОДА

Описание некоторых пунктов в характере Молчалина. Благодаря диалогу и разногласиям, также дается и описание Чацкого, сравнение их отношения к службе, к жизни, делам и развлечениям, выявляется наличие ил отсутствие у каждого из них собственного мнения.

Следовательно, данный эпизод помогает охарактеризовать

персонажей для более глубокого дальнейшего понимания действий в комедии.

3.ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Основными являются два конфликта: любовный и социальный. В данном эпизоде столкновения в любовном конфликте не возникает, Чацкий лишь ведет короткое размышление о том, как же Софья могла выбрать такого человека, как Алексей Степаныч. Роль данного отрывка комедии в основном прослеживается в раскрытии социального конфликта. Для этого противопоставляются две стороны: разум, честь, нравственные ценности — Александр Андреевич Чацкий, и прислужничество, стремление к выгоде, богатству любыми путями — Алексей Степанович

Молчалин.

4. РОЛЬ ЭПИЗОДА В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРОВ ГЛАВНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

Раскрывая характеры главных персонажей, автор раскрывает и сам социальный конфликт. Все описание заключается в диалогах.

«- Вам не дались чины, по службе неуспех?»

«- Чины людьми даются, а люди могут обмануться»

Молчалин в первую очередь интересуется чином, судит человека по карьере и так составляет отношение к нему. Чацкий сразу дает понять, что для него чин — лишь отдельная характеристика человека. Александр Андреевич судит по уму, внутренним качествам, причем каждого по единой норме оценок. Чин — это показатель того, как сильно человек умеет прислужничать и подмазываться к более «высоким людям».

» — Я с нею не знаком.

— С Татьяной Юрьевной!!!»

Молчалин делает акцент на этом имени, словно говорит: «Как можно не знать такого великого человека с таким высоким чином?». Для Чацкого же эта женщина не является святой из-за своего положения; на утверждение собеседника, что Александру Андреевичу нужно к ней съездить, тот отвечает: «На что же?» — не видя в этом смысла.

5.ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАЦКОГО

Чацкий — умен, красноречив и в общем-то очень разговорчив. Борец за социальную независимость и оценку человека не по чину, а по уму и развитию. Считает, что «чины людьми даются, а люди могут обмануться». Не ищет покровительства, находясь в делах, отдается им полностью, в веселье — веселью. Он не из тех, кто «смешивает два эти ремесла». Он «глупостей не чтец, а пуще образцовых».

По мнению Чацкого, человек не должен полностью отдаваться чужому мнению, независимо от своего чина; свое мнение всегда должно быть.

6.ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛЧАЛИНА

Молчалин — ярко выраженный прислужник. Как сказал Чацкий: «Ума в нем только мало», «Услужлив, скромненький в лице румянец есть», «не богат словами». В разговоре сразу стал хвалиться чинами. Имеет два таланта: умеренность и аккуратность. Прислуживание и стремление к богатству лишают его всяких моральных ценностей. Восхищается богатыми людьми с высокой должностью, не смеет высказать своего мнения из-за того, что «в его лета не должно сметь свое суждение иметь», и свято для него чужое, шаблонное мнение.

7. КОМПОЗИЦИЯ ЭПИЗОДА

Завязка: размышления Чацкого о Молчалине и начало разговора с ним.

Развитие действий: Разговор между персонажами

Кульминация: «Не смею моего сужденья произнесть…» — начало основного момента, определяющего положение и жалкость Молчалина.

Развязка: «С такими чувствами, с такой душою любим!.. Обманщица смеялась надо мною!»

8. ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ГЕРОЯМ

Автор неоднозначно относится к Чацкому. С одной стороны, он является положительным героем относительно фамусовского общества, умен, не утратил моральных ценностей, благороден. С другой стороны, Александр Андреевич является слишком навязчивым, слишком умным для тех людей. Он пытается изменить уже сформировавшееся мировоззрение представителей века минувшего и тех, кто находится под их влиянием. Это и стало причиной того, что его стали звать сумасшедшим. Молчалин — явный отрицательный герой. Грибоедов показывает его жалким и безнравственным, но при этом удачливым из-за его положения: он подмазывается к Фамусову, пробивая себе карьерный путь, и все, до поры до времени, шло у Молчалина весьма удачно. Только из-за этого он выигрывает у Чацкого в любви, в отношении посторонних людей.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий