«фабрика» анализ стихотворения блока по плану кратко

Содержание

Жанр

Это философское стихотворение, в котором Блок в очередной раз рассматривает для себя тему поэта и поэзии, Стараясь взглянуть на нее беспристрастно, он видит в представителях поэтического цеха много отталкивающего. Но в то же время именно эти люди, которые много пьют и плохо выглядят по утрам, а еще не прочь погоняться за юбками, создают настоящие шедевры.

Для произведения использован такой стихотворный размер, как амфибрахий с перекрестной рифмовкой, который делает его мелодичным.

Основная идея

Смысл произведения «В ресторане» — это осознание автором неидеальности окружающей действительности, разрушение устоявшихся идеалов поэта.

Данные строки можно считать отражением главной мысли стихотворения «В ресторане», так как они являются симбиозом Блоковских идеалов и Блоковского трагического осознания, являются чем-то новым, более реалистичным и живым. Идеальная любовь омрачена порочной действительностью, но человек может дотронуться до нее в мгновении созерцания красоты, молодости, грации.

Анализ стихотворения «В ресторане» был бы неполным без списка средств художественной выразительности.

Дополнительные проверки

Проверить контрагента
Загрузить данные для финансового анализа
Финансовый тест

* Звездочкой отмечены показатели, которые скорректированы по сравнению с данными ФНС и Росстата. Корректировка необходима, чтобы устранить явные формальные несоответствия показателей отчетности (расхождение суммы строк с итоговым значением, опечатки) и проводится по специально разработанному нами алгоритму.

Справка: Бухгалтерская отчетности представлена по данным ФНС и Росстата, раскрываемым в соответствии с законодательством РФ. Точность приведенных данных зависит от точности представления данных в ФНС и Росстат и обработки этих данных статистическим ведомством. При использовании этой отчетности настоятельно рекомендуем сверять цифры с данными бумажной (электронной) копии отчетности, размещенной на официальном сайте организации или полученной у самой организации. Финансовый анализ представленных данных не являются частью информации ФНС и Росстата и выполнен с использованием специализированного сервиса финансового анализа.

Математика в повседневной жизни

Появление современной математики

«К Музе» А.Блок

«К Музе» Александр Блок

Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть.

И такая влекущая сила, Что готов я твердить за молвой, Будто ангелов ты низводила, Соблазняя своей красотой…

И когда ты смеешься над верой, Над тобой загорается вдруг Тот неяркий, пурпурово-серый И когда-то мной виденный круг.

Зла, добра ли? — Ты вся — не отсюда. Мудрено про тебя говорят: Для иных ты — и Муза, и чудо. Для меня ты — мученье и ад.

Я не знаю, зачем на рассвете, В час, когда уже не было сил, Не погиб я, но лик твой заметил И твоих утешений просил?

Я хотел, чтоб мы были врагами, Так за что ж подарила мне ты Луг с цветами и твердь со звездами — Всё проклятье своей красоты?

И коварнее северной ночи, И хмельней золотого аи, И любови цыганской короче Были страшные ласки твои…

И была роковая отрада В попираньи заветных святынь, И безумная сердцу услада — Эта горькая страсть, как полынь!

Анализ стихотворения Блока «К Музе»

Цикл «Страшный мир», над которым Блок работал в период с 1909 по 1916, — это рассказ о городе и царящей в нем бездуховности, о проблемах, связанных с социальным неравенством. Поэт повествует о том, как кошмарная реальность способна навсегда изменить даже самого светлого и чистого человека. В городе людьми овладевает губительная стихия, они находятся под влиянием страстей, постоянно подвержены соблазнам, устоять против которых практически невозможно. В «Страшном мире» поэт сталкивает чистоту и красоту с настоящим земным адом, доводя это противостояние до предела.

Цикл открывается стихотворением «К Музе», датированным концом декабря 1912-го. По смыслу оно связано со статьей «О современном состоянии русского символизма», написанной Блоком двумя годами ранее. В ней Александр Александрович утверждает, что «искусство есть чудовищный и блистательный Ад». По мнению поэта, из мрака этой преисподней художник выводит свои образы. До Блока о связи ада с искусством говорил Брюсов в стихотворении «Поэту» (1907): …Как Данту, подземное пламя Должно тебе щеки обжечь.

Уже в первых строках анализируемого текста становится виден трагический характер мироощущения лирического героя. Сокровенные напевы Музы приносят ему «роковую о гибели весть». Здесь Блок используется скрытую антитезу. Слово «Евангелие» с греческого языка переводится как «благая весть». Получается, искусство противопоставляется текстам религиозным, светлым, духовным. Самое страшное в напевах Музы – заключенная в них влекущая сила, соблазняющая красота, способность низводить ангелов. Следуя за этими напевами, лирический герой спускается в ад. В уже упомянутой статье «О современном состоянии русского символизма» Блок говорит, что пройти все круги преисподней вполне реально. Способен на этот только тот художник, «у кого есть спутник, учитель и руководительная мечта о Той, Которая поведет туда, куда не смеет войти и учитель».

По мере разворачивания сюжета ситуация только усугубляется. В третьей строфе оказывается, что Муза смеется над верой. Согласно четвертой, ей чужда мораль. Для лирического героя она становится мученьем и адом. Муза больше напоминает не утонченную вдохновительницу с лирой в руках, а коварного демона-искусителя. Естественно, ничего хорошего художнику ждать от нее не приходится. Обратимся вновь к статье «О современном состоянии русского символизма». В ней Блок упоминает о Лермонтове, самовольно «бросившемся под пистолет», о безумии Врубеля, о Гоголе, «который сжег себя самого», о гибели Комиссаржевской. Трагедии, произошедшие с людьми гениальными, в контексте рассматриваемого стихотворения кажутся происками той самой Музы.

«Страшный мир» — это победа декадентского мироощущения, что нашло отражение и в анализируемом тексте. Здесь есть и тема смерти («не погиб я, но лик твой заметил…»), и имморализм, который лирическому герою передается от Музы: И была роковая отрада В попираньи заветных святынь…

Картинка к стихотворению Фабрика

Композиция

Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.

Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.

Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что все происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведется от лица искренне страдающего человека.

Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюбленного в нее мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.

Темы и проблемы

Социальная стратификация и губительное влияние власти, народная «слепота» и апатия, желание что-то изменить и одновременная неизбежность. Эти темы и проблемы поднимает А. А. Блок в произведении.

  1. Жизнь рабочего класса — основная тема стихотворения. Поэт в присущей ему символистской манере описывает тяжелую службу рабочих, которые наваливают на измученные спины кули и разбредаются по территории фабрики. Они обречены на нездоровье и раннюю смерть, их условия жизни и труда не идут ни в какое сравнение с тем, как живут те, за желтыми окнами. Начальство никогда не унизится до подобной работы, никогда не спустится из своей башни из слоновой кости. Оно наблюдает свысока.
  2. Социальная несправедливость — основная проблема стихотворения. Автор сталкивает два мира: люди перед глухо запертыми воротами и господа за желтыми окнами. Им не суждено смешаться при существующем укладе, они идут параллельно и не пересекаются. Одни вверху, другие внизу, и так с рождения до самой смерти. Каждый человек является заложником своей касты и не может покинуть ее, как бы ни старался. Даже тяжелый труд не является условием карьерного роста. Только происхождение поможет занять место за желтым окном.

История написания

Стихотворение «Скифы» было написано Блоков в январе 1918 года, в рекордные сроки – всего за два дня. 1918 год подарил поэту прилив творческих сил и вдохновения. Всего за один месяц он успел написать несколько литературных произведений, в числе которого был и стих «Скифы».

Источником вдохновения для Александра Александровича стала сложная политическая обстановка в стране. Россия переживала последствия грандиозного переворота – Октябрьской революции, и во всех сферах жизни чувствовалось все нарастающее напряжение. Поэта особенно огорчил срыв переговоров между Советской Россией и западными державами в Брест-Литовске. Будучи ярым противником войн и насилия, Блок очень огорчился этому известию.

Результатом его душевных переживаний за отчизну стало стихотворение «Скифы», главным героем в котором стала сама Россия в лице свободолюбивых скифов. Произведение было напечатано в газете «Знамя труда» уже через неделю после его написания. Блок неоднократно читал его на публике, неизменно вызывая фурор.

Примечательно, что «Скифы» стало последним стихотворением в творчестве Александра Александровича. Вплоть до своей смерти в 1921 году им не было написано ни строчки.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное

В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!

«Скифы», анализ стихотворения Блока

Произведение Александра Блока «Скифы» — это революционно-патриотическая ода, которая состоит из 12-ти строф (76 строк). Стихотворение написано разностопным ямбом; стопа – двухсложная с ударением на втором слоге. Исследователи склонны поставить это произведение Блока в один ряд с такими могучими русскими произведениями, как «Последнее Новоселье» Лермонтова и «Клеветникам России» Пушкина. Стиль стихотворения – публицистический, автор обращается к многочисленным собеседникам: «Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы».

Лирическое стихотворение «Скифы», как и знаменитая поэма «Двенадцать», были одними из последних трудов А. Блока. Написанное буквально за два дня (29-30 января 1916 года), стихотворение отражает наступление в истории России одного из самых тяжелых и напряженных периодов – начала становления нового государственного порядка, последовавшего после Великой Октябрьской революции. По мнению исследователей творчества писателя, немалое влияние на суть этого стихотворения оказали и новости о готовящемся наступлении на якобы ослабленную переворотами Германию.

Стихотворение «Скифы» основной своей идеей имеет откровенные призывы всего народа к миру и согласию. Каждой строкой в своем произведении поэт словно кричит о том, что после перенесенных потрясений наступила пора, наконец-то, объединиться или хотя бы сесть за стол переговоров.

Автор указывает так же на то, что Россия уже достаточно перенесла и по собственной воле не собирается ввязываться в новые войны Старого Света. Кроме того у молодой страны на первом плане теперь иные интересы, именно поэтому, на взаимоуничтожение Запада и Востока, она «своими раскосыми глазами» будет наблюдать со стороны.

«Скифы» переполнены антивоенной интонацией. Отождествляя скифов со страной, Блок, однако, отмечает, что, несмотря ни на что, у нее еще хватит сил дать отпор любому врагу, который посмеет вторгнуться на ее территорию: «А если нет – нам нечего терять, И нам доступно вероломство!». Поэт открыто выражает собственную точку зрения на самобытность России, отводя ей особенное место в мире.

На протяжении многих и многих веков Россия была, по мнению Блока, «щитом», который разделял Европу и Азию и предотвращал их прямое столкновение. Во все времена европейцев манили богатства азиатских стран, привлекали тайны и загадки Востока. Но Россия всегда сдерживала открытое наступление и захват. Стране отводится роль миротворца. Этим автор подчеркивает особую роль страны во все времена, наделяя ее неким высоким, сакральным смыслом. Но в тоже время, он не ограничивается лишь призывами к миру и взаимопониманию.

Стихотворение проникнуто глубокой патриотической направленностью. Автор как бы призывает все-таки одуматься, еще раз все взвесить и прийти именно к миру, а не к ужасам очередных войн, которые грозят глобальными разрушениями, тому, что так долго и упорно строилось веками.

Своим произведением, написанным, в один из переломных периодов в истории России, Александр Блок пытается донести мысль о том, что даже несмотря на все потрясения и ужасы, которые сотрясали страну, ей все равно отводится особое место на мировой арене; несмотря ни на что, она сможет в случае необходимости дать отпор захватчикам, но при всем при этом, остается «мудрым Сфинксом», готовым в любой момент прийти на помощь и дать совет.

Заканчивается стихотворение гуманистическим призывом, полным патриотических, миролюбивых настроений: «В последний раз – опомнись, старый мир! На братский пир труда и мира, В последний раз на светлый братский пир Сзывает варварская лира!»

  • «Незнакомка», анализ стихотворения
  • «Россия», анализ стихотворения Блока
  • «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока
  • «Фабрика», анализ стихотворения Блока
  • «Русь», анализ стихотворения Блока
  • «Летний вечер», анализ стихотворения Блока
  • «Рассвет», анализ стихотворения Блока
  • «На железной дороге», анализ стихотворения Блока, сочинение
  • «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стихотворения Блока
  • «Ветер принес издалека…», анализ стихотворения Блока
  • «Коршун», анализ стихотворения Блока, сочинение
  • «Осенний день», анализ стихотворения Блока
  • «В ресторане», анализ стихотворения Блока
  • «Соловьиный сад», анализ поэмы Блока
  • «Ветхая Избушка», анализ стихотворения Блока

По произведению: «Скифы»

По писателю: Блок Александр Александрович

Анализ стихотворения Блока «Фабрика «

Блок 24 ноября 1903 года создаёт стихотворение «Фабрика». В стихотворении «Фабрика» ознаменовалось новое видение мира. Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлён ввысь к церковному своду, небу. то в «Фабрике» он смотрит вокруг себя («В сосед нем доме окна жолты … »] И даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу всё с моей вершины … »], Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «чёрный кто-то») стихотворения. Эпитет «желтый» привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности. нездоровой лихорадочности, а благодаря необычному написанию приобретает значение символа некой зло вещей силы.

Написание слова «жолты» отражает особенности орфографии Блока, таким образом он хотел подчеркнуть символическое, а не только цветовое значение слова. С миром зла связан другой образ — «недвижный кто-то, чёрный кто-то», являющийся символом некого мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла «людьми», «народом», «нищими», Блок не видит в них «рабочих». Так, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не даёт её явлениям социальных, реалистических мотивировок.

Стихотворение «Фабрика» — символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире.

Образ фабрики-тюрьмы в стихотворении Блока вызывает у читателей ассоциации с образами брюсовского стихотворения «Каменщик» («Каменщик, каменщик в фартуке белом … » (16 июля 1901). Герой Брюсова, в отличие от блоковских фабричных «людей», «нищих», осознаёт своё социальное положение — положение бесправного рабочего, вынужденного зарабатывать себе на жизнь не только каторжным трудом, но и трудом неблагородным, ибо тюрьма, которую он строит, предназначена для таких же, как он, рабочих.

Стихотворение “Фабрика”, написанное А.Блоком в 1903 году относится к циклу “Распутье” (1902-1904). Автор отходит в своих произведениях от лирической темы, все больше его беспокоят темы социальные, классовое неравенство. Он принимает участие в манифестациях рабочих, и хотя является представителем сытого дворянства, понимает, что на смену дворянам приходят новые люди и процесс этот неизбежен и логичен.

Таким смыслом пронизано стихотворение “Фабрика”. В нем описана обычная действительность — рабочие идут на фабрику, однако эта действительность ужасна — эти люди угнетены и измучены. Их спины сгорблены, они обмануты. Однако автор не называет нам поработителей простых фабрикантов. Он лишь описывает темную зловещую силу, пытается передать нам те эмоции и чувства, которые испытывает угнетенный люд.

Поднимающиеся из погребов новые люди должны вершить историю, они должны вершить справедливость, ведь они заслуживают быть услышанными, быть отмщенными.

Стихотворение насыщено такими эпитетами как “темный”, “глухо”, олицетворениями “задумчивые болты”,- данные приемы помогают нам почувствовать непередаваемое словами состояние смятения, растерянности, беспросветной, бесправной жизни рабочих.

Автор не увидел ни лиц, ни характеров рабочих фабрики, он лишь описал нам их страдания и муки. И мысль об этом Блока больше не покидала никогда.

Произведение было написано в преддверии революции, Блок был окрылен надеждами и мечтами в свете начавшейся революции 1904-1905 годов. Однако она потерпела неудачу. Революция подняла из глубин души поэта чувство незримой связи с народом, ответственности перед ним за то, что он писал.

Блок не потерял веры в революцию, с таким посылом в своих стихах он обращался ко всему трудовому народу в период контрреволюционного террора.

Автор глубоко проникся страданиями трудового народа, и хотя сам он не относился к пролетариату, всем сердцем и душой он болел за освобождение угнетенных тружеников. Обо всем этом стих “Фабрика” — о нелегких трудовых буднях, о бессердечных, бессовестных поработителях и о будущем освобождении, оно призраком прослеживается в стихотворении, потому что такое жестокое и сильное угнетение людей людьми дольше длится не может.

Особенности борьбы с болезнью

Тема любви в лирике Блока

Краткий анализ

История написания – Стих написан в январе 1918 года под влиянием изменений в стране, которые принесла с собой Октябрьская революция.Тема стихотворения – Призыв к миру и согласию.

Композиция – Композиция стихотворения состоит из трех условных частей: в первой части Россия представлена сдерживающим барьером между Западом и Востоком, вторая часть является предупреждением Старому Свету, в третьей части автор призывает к миру и единению.

Жанр – Революционно-патриотическая ода.

Стихотворный размер – Разностопный ямб.

Метафоры – «крылами бьет беда», «братский пир».

Эпитеты – «раскосые», «враждебные», «старый».

Олицетворения – «жадными очами», «дикой сказкой».

Сравнения – «как послушные холопы», «премудрый, как Эдип».

«Фабрика» А.Блок

«Фабрика» Александр Блок

В соседнем доме окна жолты. По вечерам — по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота, А на стене — а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в желтых окнах засмеются, Что этих нищих провели.

Анализ стихотворения Блока «Фабрика»

Короткое и емкое произведение Александра Блока «Фабрика», состоящее всего из четырех четверостиший, было создано в 1903 году и впоследствии вошло в цикл «Распутье». На первый взгляд, оно описывает ничем не примечательные будни обычных работяг, которые вынуждены зарабатывать себе на жизнь тяжким трудом. Однако не стоит забывать, что Россия начал 20 века походила на бурлящий котел, и очень многие слои общества, включая и некоторых аристократов, мечтали о переменах. Революционные идеи уже носились в воздухе и, естественно, пленили молодого поэта, который очень скоро стал одним из сторонников свержения существующего строя.

Впоследствии революционные события, повлекшие за собой не только падение царского режима, но и развязавшие гражданскую войну, вызвали у Александра Блокав последние месяцы жизни глубокое отвращение. Но до этого момента было еще без малого два десятилетия, поэтому стихотворение «Фабрика» стало олицетворением того бедственного положения, в котором веками находилось самое низшее сословие царской России – рабочие и крестьяне. Само произведение построено на контрасте цветов, где черный отождествляет беспросветный мрак и ужас жизни для трудящихся фабрики, а желтый символизирует тепло, сытость и достаток, в котором пребывают владельцы предприятия. Черное – это грязь, страх и безысходность, желтое – звон золотых монет, который дозволено слышать лишь избранным.

Идея этого произведения проста и доступна. она заключается в том, чтобы показать, что рядом соседствует два совершенно разных мира, которые практически никогда не пересекаются. Хотя населяющие их люди прекрасно осведомлены о существовании друг друга. Однако в первом случае рабочие не смеют восставать против существующего порядка и вынуждены безропотно подчиняться своим хозяевам. Они вынуждены «согнуть измученные спины», чтобы хоть что-то заработать себе на пропитание, но вряд ли еще осознают, что получают лишь ничтожные крохи с барского стола. В то же время правящая элита очень хорошо представляет, как именно должен оплачиваться труд рабочих, и радуется тому, что пока еще есть возможность обманывать «этих нищих», попутно набивая собственные карманы деньгами.

В стихотворении автор занял позицию стороннего наблюдателя. подчеркнув, что прекрасно понимает, что же происходит на самом деле, однако не считает возможным вмешиваться в ситуацию. Собственно говоря, Александр Блок в момент написания «Фабрики» был весьма трезвомыслящим 23-летним молодым человеком и прекрасно понимал, что до тех пор, пока низшие слои общества будут мириться с действительностью, они так и останутся рабами. Однако они также отдавал себе отчет в том, что народные массы еще не готовы к свержению существующего общественно-политического строя, так как в подавляющем большинстве и рабочие, и крестьяне являются людьми неграмотными, привыкшими довольствоваться малым. И поэтому между строчек в стихотворении «Фабрика» читаются боль, отчаяние и невозможность что-либо исправить. Однако данное произведение трудно назвать простой констатацией факта, потому как построенное на контрасте произведение вызывает вполне определенные чувства – сопереживание тем, кто вынужден работать за гроши, и ненависть в отношении сытых и лживых фабрикантов, которые получают наслаждение, нагло обманывая рабочих.

Стремление показать обе стороны медали и заставить людей впервые осмыслить собственную жизнь, беспросветную и лишенную какой-либо надежды воплотились в стихотворении «Фабрика». И на тот момент это было самое большое, что мог сделать поэт для своей страны, погрязшей в насилии и бесправии, которые ознаменовались попыткой перехода общества от феодализма к капитализму.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий