Сочинение эраст жертва или злодей?

Литература 8 класс

«Литература и искусство 18 века» — Скульптура. Матвей Федорович Казаков. Боровиковский. Левицкий. Царицыно. Известные художники. Портрет художника. Денис Иванович Фонвизин. Шубин. Выдающийся русский поэт. Портрет неизвестной крестьянки. Гаврила Романович Державин. Живопись. Державин. Фонвизин высмеял в «Недоросле» праздную и ленивую жизнь. Здание столичной мэрии. Матвей Казаков. Портрет графини Шереметьевой. Памятник Петру I. Портрет Екатерины II.

«Русские поэты о Родине» — Урок литературы в 8 классе. Что для Блока любовь к родине. Отношение к России. Любовь к родине. Ломоносов. Удалось ли вам доказать свою точку зрения. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…». Сенека. Байрон. Что для меня любовь к родине. Ключевые слова. А.А. Блок.. Е.А. Евтушенко. Цицерон. Томас Мор. Гораций. Ностальгия. И жить и умереть только здесь. Анализ стихотворения.

«Стихотворения Рубцова» — Размышления после урока. Б.Кустодиев «Сенокос». Северный пейзаж. Рисуем северный пейзаж. Стихотворение Н.Рубцова. Н.М.Рубцов. Стихи Н.М.Рубцова. Душа человека. Мотивы и образы в поэзии Н.М.Рубцова. Связь поэзии, живописи и музыки. Обсуждение стихотворения. Роль цвета.

«Гринёв в «Капитанской дочке»» — Мечтания Петра. Благородство Гринёва. Жизнь сталкивает Петра с разными людьми. Каждый из нас хоть раз в жизни желал быть добрым. Жизнь готовит новые испытания Гринёву: смерть дорогих сердцу людей. Первое впечатление ошибочно. Пётр Гринёв. Своеобразная встреча для Петра. Начало жизни Петра. Каждый человек — в душе романтик. Мы вместе с юношей пытаемся узнавать людей.

«Кондратий Фёдорович Рылеев» — Кондратий Федорович Рылеев. Выпущен прапорщиком в артиллерию. Заговорщиков допрашивал сам государь. Романтическая направленность поэзии. Из приговора по делу декабристов. Принят в члены Северного тайного общества. Пример обаяния Наполеона. Воспитание и образование. Казнь совершилась. Я не поэт, а гражданин. Петербург. Победа над Наполеоном. Попытка государственного переворота. Поэт.

«Повесть «Левша»» — Сказ. Бюстры. Трудность. Творчество. Специфика перевода произведений. Семантический анализ. Обобщение теоретических материалов. Народная этимология. Определение сущности понятия. Выявление возможности. Стилистическое богатство языка. Явление народной этимологии.

«Литература 8 класс»

О чем?

По словам писателя, повесть эта — «сказка весьма незамысловатая». Действительно, сюжет произведения простой до гениальности. Начинается и заканчивается оно обрисовкой местности Симонова монастыря, которая вызывает в памяти рассказчика мысли о трагичном повороте в судьбе бедной Лизы. Это история любви небогатой провинциалки и обеспеченного молодого человека из привилегированного сословия. Знакомство возлюбленных началось с того, что Лиза продавала собранные в лесу ландыши, а Эраст, желая завязать разговор с понравившейся ему девушкой, решил приобрести у нее цветы. Его покорила естественная красота и доброта Лизы, и они начали встречаться. Однако вскоре юноша пресытился прелестью своей пассии и нашел более выгодную партию. Героиня, не выдержав удара, утопилась. Ее возлюбленный жалел об этом всю жизнь.

Их образы неоднозначны, в первую очередь раскрывается мир простого естественного человека, неиспорченного городской суетой и алчностью. Карамзин описал все настолько детально и живописно, что читатели поверили в эту историю и полюбили его героиню.

История создания

Повесть, которую сегодня берут за основу сентиментальной прозы, впервые была напечатана в «Московском журнале» в 1792 г. Спустя 4 года она уже вышла в качестве самостоятельной книги. Карамзин был языковым реформатором, его отличала образованность, чуткость и особенное восприятие действительности.

Во времена работы Николая Михайловича отечественная литература сильно отставала от европейской

Поэтому его деятельность была важной не только в качестве писателя, но и человека, который выведет российские произведения на новый уровень. Он много путешествовал и знакомился с творениями зарубежных авторов

И ему отлично удалось справиться с задачей, ведь смог привезти в страну сентиментальный жанр, равно как выработать слог.

История создания «Бедной Лизы» началась в 1789 г. Именно тогда Карамзин отправился в путешествие, продолжавшееся 2 года, где набрался сюжетов и вдохновения для своего произведения. Это не оригинальная повесть. Писатель лишь адаптировал ее, что и указывалось в аннотации. Но тут нет места плагиату, поскольку за основу брались многочисленные романы европейских авторов.

Реалистичности добавляет тот факт, что автор использовал описание конкретных мест, что встретил в путешествии. Поэтому они выглядят очень достоверно. Также он взял себя за основу одного из персонажей, что тоже помогает читателям прожить маленькую жизнь вместе с этой повестью.

После печати повести Карамзин получил много писем. Если в них и встречалась критика, то она была направлена на чрезмерную идеализацию как крестьян в целом, так и Лизы в частности. Но в основном литераторы и авторитетные личности оставались довольными произведением, восхищались тем, что Николаю Михайловичу удалось создать новый жанр.

11.Инь и Ян (2006 год)

Особенность произведения в том, что оно создавалось автором, как пьеса, для постановки в нескольких московских театрах.

Уходя из жизни, известный московский коллекционер, богач оставляет своим племянникам последнюю волю. Нажитые богатства распределяются дядей крайне несправедливо: все капиталы и особняк завещаны племяннице Инге, а племянник Ян удостаивается получить только старинный веер из дядиной коллекции.

Фандорин раскрывает уникальность предмета: веер способен творить чудеса, принося своему обладателю счастье и благополучие, цена которых – беды, обращенные во внешний мир.

Но, оказывается, некоторые знали о магических качествах веера еще до откровений Эраста Петровича. И за артефактом начинается поистине остервенелая охота.

Образы героев повести Бедной Лизы

Образы Бедной Лизы Карамзина

1. Введение. Сюжет сентиментальной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» очень прост.

Между обычной крестьянской девушкой Лизой и дворянином Эрастом завязываются любовные отношения.

Молодой человек отправляется на войну, где проигрывает в карты практически все свое состояние. Спасти его может только брак с богатой невестой.

Эраст бросает Лизу, которая с горя кончает жизнь самоубийством. Лиза и Эраст — главные герои романа. Кроме них в произведении схематично представлен лишь образ матери Лизы.

2. Лиза. Лиза — бедная крестьянка, вынужденная после смерти отца в одиночку заботиться о матери. Девушка берется за любую посильную работу и в целом неплохо с этим справляется. Встреча с Эрастом становится для Лизы настоящим «подарком небес». Молодой дворянин ведет себя очень почтительно, чем заслуживает сначала уважение, а затем любовь девушки.

Полюбив Эраста, Лиза отдает себя отчет в том, что брак между крестьянкой и дворянином невозможен. Лишь под влиянием нежных признаний молодого человека в вечной верности она отдается ему. После этого Лиза не представляет себе жизни без любимого, буквально дышит им.

Постепенно охлаждение Эраста становится трагедией для Лизы. Наивная девушка не может понять, чем оно вызвано. Еще одним ударом становится для нее известие об отъезде молодого человека на войну. Лиза готова ждать любимого в надежде, что после они уже никогда не расстанутся.

Случайная встреча с вернувшимся Эрастом, его отречение от прежних обещаний и грубая денежная подачка были для Лизы полной неожиданностью. Девушка в один момент лишилась всего самого дорогого. Она не видела смысла жить дальше и в отчаянии утопилась. Трагический образ Лизы олицетворяет собой судьбу всех женщин, брошенных любимыми. Образ усилен разницей в социальном положении девушки и молодого человека.

3. Эраст. Эраст — молодой беспечный представитель высшего сословия. Ему уже давно наскучило дворянское общество и великосветский образ жизни. Лиза становится для него тем волшебным идеалом, который он безуспешно ищет. В душе Эраст — честный и благородный человек. Поначалу он не имеет никаких грязных мыслей в отношении Лизы, с уважением относится к ее матери. Рядом с чистой и простодушной девушкой дворянин полностью забывает о своем происхождении.

Мечтательность и беззаботность Эраста становятся главными причинами трагедии. Молодой человек должен был трезво оценивать свои поступки и понимать, что его роман с крестьянкой не может длиться вечно. Вместо этого Эраст строит идиллические планы на райскую жизнь с любимой в «дремучих лесах». После физической близости отношение Эраста к Лизе резко меняется. В его глазах девушка теряет божественной ореол, становится в один ряд со всеми доступными женщинами.

Свидания становятся реже и уже никогда не ограничиваются одними «невинными ласками». Эраст все же продолжает любить Лизу и трогательно прощается с ней перед отъездом. На войне Эраст вновь возвращается к привычному ему образу жизни. Отбросив мечтательность, он забывается в грубых чувственных наслаждениях. Беспечность приводит дворянина к крупному карточному проигрышу. Безденежье вынуждает Эраста жениться по расчету. Любовь к Лизе отступает на задний план.

В сцене последнего разговора с девушкой дворянин предстает в совершенно ином облике. Теперь это — бездушный расчетливый человек, который не стесняется откупиться от обманутой им Лизы деньгами. После самоубийства Лизы Эраст чувствует горькое раскаяние. Наказанием для него становится несчастливая судьба.

4. Мать Лизы. Старушка-мать — второстепенный образ в романе. Это женщина, безгранично любящая свою единственную дочь и желающая ей только добра. Крестьянка не смогла предугадать к чему приведут отношения между Лизой и Эрастом, которого она считала очень хорошим человеком. Мать Лизы мечтала найти для нее достойного жениха из своей среды. Известие о самоубийстве дочери стало для нее непереносимым ударом, который бедная старушка не смогла пережить.

Тесты

Бедная Лиза анализ повести

Бедная Лиза анализ повести

1. История создания. Произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» было написано в 1792 г. и в июне того же года опубликовано в «Московском журнале». Повесть стала одним из лучших художественных достижений русского сентиментализма. В России уже давно хорошо знали и любили зарубежные сентиментальные романы. Карамзин сам активно занимался переводами европейских авторов и решил сделать попытку описать русскую жизнь, чувства и переживания русских людей. Успех «Бедной Лизы» был невероятным. В конце XVIII — начале XIX вв. повесть Карамзина считалась самой популярной и читаемой в России.

2. Смысл названия. В названии указано не только имя главной героини, но и ее характеристика. Бедность Лизы обусловлена как материальным, так и социальным положением девушки.

3. Жанр. Повесть.

4. Главная тема произведения — несчастная любовь. Тема раскрывается в истории простой крестьянки Лизы, которая живет вдвоем с матерью. Из-за смерти отца девушка вынуждена заниматься любой доступной ей работой: рукоделием, сбором и продажей цветов и ягод. Роковым событием в судьбе Лизы является встреча с дворянином Эрастом. Это молодой беспечный юноша, которому уже успел наскучить высший свет. В мечтах Лиза представляется ему романтическим идеалом чистой и светлой любви. Тайные встречи и прогулки приводят к закономерному итогу: молодые люди влюбляются друг в друга. В конце концов Лиза теряет невинность. Наивная девушка считает, что это навсегда связывает ее с юношей. Однако Эраст после случившегося заметно охладевает к возлюбленной. Он начинает относиться к Лизе, как к простому источнику наслаждения. Встречи между влюбленными происходят все реже. Однажды Эраст сообщает Лизе, что должен ехать на войну. Девушка безгранично верит ему и начинает терпеливо ждать возвращения. Эраст действительно уехал, но вскоре вернулся. Ветреность стала причиной его разорения. Чтобы поправить финансовое положение, он принимает решение жениться на богатой дворянке. Бедная Лиза случайно узнает об этом. Во время тяжелого объяснения Эраст в виде извинения дает девушке деньги и отправляет ее домой. Опозоренная Лиза не может пережить своего отчаяния и бросается в пруд. Эраст тоже не добился счастья. До самой смерти он считал себя главным виновником гибели доверившейся ему девушки.

5. Проблематика. Кармазин оставался убежденным сторонником необходимости социального неравенства. Однако невольно он поставил в повести проблему любовных взаимоотношений между разными сословиями. Любовь Лизы и Эраста с самого начала была обречена. Девушка предчувствовала это: » …тебе нельзя быть моим мужем! …Я крестьянка», но полностью доверилась любимому. Эраст по беспечности даже не задумывался о последствиях своего романа с простолюдинкой. Даже если бы Эраст не обманул Лизу, они все равно не смогли бы жить вместе. В лучшем случае девушку ждала судьба господской содержанки.

6. Герои. Лиза, Эраст, мама Лизы.

7. Композиция. Повесть начинается с лирического отступления, постепенно переходящего в историю бедной девушки. В финале рассказчик признается, что узнал обо всем от самого Эраста, которого уже тоже нет в живых.

8. Чему учит автор. Карамзин обвиняет Эраста («готов проклинать его») в обмане бесхитростной девушке. Дворянин должен был понимать, что этот роман не принесет никому счастья. Однако писатель прощает своего героя, который был неутешен до самой смерти. В финале он выражает надежду на примирение влюбленных в другом мире.

Характер персонажа

Эраст — неоднозначный персонаж: его нельзя назвать исключительно отрицательным героем. Он совмещает в себе хорошее и плохое, что максимально приближает его образ к реалистичности.

Положительные качества характера Эраста:

  • вежливость;
  • щедрость;
  • умение любить;
  • искренность, восторженность;
  • способность сочувствовать и переживать.

Автор произведения пишет, что Эраст имел по природе доброе сердце. Молодой человек искренне влюбляется в Лизу и хочет быть с ней. Он изображён совсем не вероломным соблазнителем, изначально имевшим подлый план обольстить невинную девушку. Наоборот, он не пытается обмануть Лизу, когда клянётся ей в вечной любви: он действительно думает, что они могут быть вместе. Его не пугает их разница в сословиях и социальном положении: он утверждает, что после смерти матушки заберёт её к себе, они будут жить неразлучно.

К матери Лизы Эраст тоже очень добр: он учтив, вежлив, с непритворным вниманием слушает рассказы старушки о покойном муже Иване и о днях её молодости. Он также не жалеет для Лизы и её матушки денег, покупая у них работу, и даже, будучи очень щедрым, хочет платить в десять раз дороже назначенной цены, хотя они никогда не берут лишнего

Эраст причиняет боль своей возлюбленной неосознанно. Узнав, что с Лизой случилось после его предательства, герой остаётся до конца своих дней несчастлив, сожалеет о случившемся, винит себя и чувствует себя причастным к гибели Лизы.

Отрицательные черты героя:

  • ветреность;
  • легкомысленность и слабохарактерность;
  • избалованность;
  • неумение распоряжаться деньгами;
  • страсть к азартным играм;
  • неспособность брать ответственность за свои слова и поступки.

Пресыщенный светскими развлечениями, Эраст восхищается непорочностью Лизы. Он также эгоистично не хочет расставаться с ней, когда выясняется, что к ней сватается крестьянский сын из соседней деревни. Но когда она отдаёт Эрасту всю себя, запретный плод сорван, его жажда постепенно сходит на нет. Он испытывает пресыщение, а наскучившая связь тяготит его. Кроме того, его мечты разбиваются о суровую реальность.

Другие сочинения по этому произведению

«Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повестьОбраз Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаОбраз Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателяРецензия на произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести.Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как пример сентиментального произведенияХарактеристика ЛизыАнализ повести «Бедная Лиза»Сочинение по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Краткое содержание и анализ произведения «Бедная Лиза»Характеристика Эраста (Карамзин, повесть «Бедная Лиза»)Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Основные проблемы любви в повести Карамзина Бедная ЛизаУтверждение общечеловеческих ценностей в повести Карамзина «Бедная Лиза»Размышления о “Бедной Лизе” КарамзинаН. М. Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повестиТема естественной природы и города в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует емуХарактеристика образов дворянина Эраста и крестьянки ЛизыОписания в повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаХарактеристика ЭрастаПовесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»Чем интересна повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Характеры героев и финал повести «Бедная Лиза»Основные проблемы любви в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Художественные особенности повести H. М. Карамзина «Бедная Лиза»Бедная ЛизаПсихологический конфликт в повести Карамзина «Бедная Лиза»Сентиментализм в русской литературеО повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаБедная Лиза . Карамзин Н.М.Темы, идеи, образы повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»«Бедная Лиза» — повесть о печальной участи крестьянской девушкиПочему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к ЛизеТема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»»Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, как пример сентиментальной прозыЛиза — главная героиня повестиКарамзин и русский сентиментализмПовесть Карамзина «Бедная Лиза» и новая эпоха русской литературы«Бедная Лиза» — «Первое национальное произведение»Краткий сюжет повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаАнюта персонаж повести Карамзина «Бедная Лиза»Проза сентименталистов на примере повести «Бедная Лиза»Лирическая манера повествования в повести Карамзина «Бедная Лиза»Роль знака тире в прощальной сцене (по повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина)Жанр повести в творчестве Карамзина (на примере повести «Бедная Лиза»)Гуманистическая идея в повести «Бедная Лиза» и «Юлия»Темы идеи образы повести Николая Карамзина «Бедная Лиза»Поэтизация мечтательности в лучшей повести Карамзина «Бедная Лиза»Сюжет первой и самой известной повести КарамзинаЭкранизация повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаОписание «нижних чинов» в произведениях русских писателей

Совместимость и несовместимость

Эпитеты к слову «Лиза»

Крепостная, молодая, русская, красивая, юная, работящая, скромная, кроткая, тихая, влюблённая, застенчивая, прилежная, стыдливая, верная, настоящая, искренняя, цветущая, прекрасная, удивительная, прелестная, обворожительная, миловидная, благочестивая, цветущая, прекрасная, милая, ранимая, беспечная, наивная, трудолюбивая, дружная, решительная, необыкновенная, чарующая, чистая, трепетная, чувственная, ласковая, заботливая, преданная, внимательная, покорная, чуткая, бесценная, понимающая, простая, добрая, осторожная, добродушная, мечтательная, молодая, милосердная.

Бедная, неграмотная, деревенская, невежественная, необразованная, уставшая, разбитая, безутешная, несчастная, невезучая, одинокая, обездоленная, небогатая, печальная, грустная, горюющая, обманутая, брошенная, ненужная.

Его образ и значение имени

Характеристика Эраста из «Бедной Лизы» заключена уже в самом имени героя. Это не антигерой, не злодей, он не плетет интриги, не злорадствует. Он просто так воспитан — в богатстве и праздности, ни за что не нес ответственности. В целом, это даже положительный герой, и об этом автор упоминает в тексте. Он видит дворянина порядочным и добрым в глубине души. Есть цитата, где Карамзин прямо описывает его, как человека «…добрым сердцем, добрым от природы…»

Встречаясь с крестьянской девушкой, молодой человек не обманывал ее. Но его имя означает «влюбчивость», «легкость натуры». В герое нет глубины и силы чувств. Таким образом, значение имени Эраст в «Бедной Лизе» просто понять — это человек, влекомый чувственными мотивами, выгодой. Герой просто избрал легкий путь в жизни, на котором нет множества проблем.

Не считаясь с чувствами девушки, он выставил бедную крестьянку с порога своего дома, приказав не возвращаться. Возможно, Эраст и не предполагал, что ее чувства настолько глубоки, но она отказывается жить без него и бросается в воду.

Лиза – цельная и самодостаточная натура. Но, полюбив, становится зависимой от барина. Она потеряла себя в любви, что это говорит о ее возвышенности, но жизнь она не ценит.

Эраст, напротив, не настолько целостен душой. Он может говорить одно, но поступать совсем иначе – в соответствии с сиюминутной выгодой. Он эгоистичен. И предательство его непреднамеренное — решение бросить девушку исходит от малодушия. Его душа пыталась потянуться за чистотой и преданностью девушки, но он слаб, и порыв его быстро угас.

Когда девушка находит Эраста в городе после пропажи, он предлагает ей деньги. Он знает, что это низко, но все же не может предложить ей ничего другого для смягчения удара. И хотя его душа страдает, поступить иначе барин не решается. В нем нет той силы характера, твердости духа и смелости, чтобы избрать правильный путь.

Что подходят по жизни женщинам по имени на букву Э — Эраста

Главная мысль

Сюжет — далеко не самое главное в данной повести. Эмоции и чувства, пробуждающиеся во время чтения, достойны большего внимания. Огромную роль играет сам рассказчик, ведь он с печалью и сочувствием рассказывает о жизни нищей сельской девушки. Для русской литературы образ эмпатического повествователя, который умеет сопереживать эмоциональному состоянию героев, оказался открытием. Любой драматичный момент заставляет обливаться кровью его сердце, а также искренне проливать слезы. Таким образом, главная идея повести «Бедная Лиза» заключается в том, что надо не бояться своих чувств, любить, переживать, сострадать полной грудью. Только тогда человек сможет победить в себе безнравственность, жестокость и эгоизм. Автор начинает с себя, ведь он, дворянин, описывает грехи своего же сословия, а сочувствие дарит простой деревенской девушке, призывая людей своего положения стать более гуманными. Обитатели бедных избушек порой затмевают своей добродетелью господ из старинных усадеб. Такова основная мысль Карамзина.

Отношение автора к главному герою повести тоже стало новшеством в русской литературе. Так Карамзин не винит Эраста, когда погибает Лиза, он демонстрирует социальные условия, которые и послужили причиной трагического события. Большой город повлиял на молодого человека, уничтожив в нем моральные принципы и сделав его развращенным. Лиза же выросла в деревне, ее наивность и простота сыграли с ней злую шутку. Также писатель демонстрирует, что не только Лиза, но и Эраст подвергнулся тягостям судьбы, став жертвой печальных обстоятельств. Герой испытывает чувство вины на протяжении всей жизни, так и не став по-настоящему счастливым.

Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза»: итоги

При анализе произведения сентиментализма нельзя не упомянуть о том, как автору удается передать чувства героев. Главный прием — это создание идиллии, основанной на полном единении сельской природы с ее яркими красками и чистого душой, искреннего человека, какой была бедная Лиза. Герои, подобные ей, не могут лгать, притворяться, поэтому их судьба часто складывается трагически.

Повесть
«Бедная Лиза» является лучшим произведением
Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных
образцов русской сентиментальной
литературы. В ней много прекрасных
эпизодов, описывающих тонкие душевные
переживания.

В
произведении есть прекрасные по своей
живописности картины природы, которые
гармонично дополняют повествование.
На первый взгляд их можно счесть
случайными эпизодами, которые являются
всего лишь красивым фоном для основного
действия, но на самом деле все значительно
сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» — это
одно из главных средств раскрытия
душевных переживаний героев.

В
самом начале повести автор описывает
Москву и «ужасную громаду домов», а
сразу же после этого начинает рисовать
совершенно иную картину: «Внизу… по
желтым пескам, течет светлая река,
волнуемая легкими веслами рыбачьих
лодок… На другой стороне реки видна
дубовая роща, подле которой пасутся
многочисленные стада; там молодые
пастухи, сидя под тенью дерев, поют
простые, унылые песни…»

Карамзин
сразу же встает на позицию всего
прекрасного и естественного. Ему
неприятен город, его тянет к «натуре».
Здесь описание природы служит для
выражения авторской позиции.

Далее
большинство описаний природы направлены
на то, чтобы передать душевное состояние
и переживания главной героини, ведь
именно она, Лиза, является воплощением
всего естественного и прекрасного. «Еще
до восхождения солнечного Лиза встала,
сошла на берег Москвы-реки, села на траве
и, подгорюнившись, смотрела на белые
туманы… везде царствовала тишина, но
скоро восходящее светило дня пробудило
все творение: рощи, кусточки оживились,
птички вспорхнули и запели, цветы подняли
свои головки, чтобы напитаться животворными
лучами света».

Природа
в это мгновение прекрасна, но Лиза
грустит, потому что в ее душе рождается
новое, доселе не испытанное ею чувство.

Несмотря
на то что героиня печальна, ее чувство
прекрасно и естественно, как пейзаж
вокруг.

Спустя
несколько минут происходит объяснение
между Лизой и Эрастом. Они любят друг
друга, и ее ощущения тут же меняются:
«Какое прекрасное утро! Как все весело
в поле! Никогда жаворонки так хорошо не
певали, никогда солнце так светло не
сияло, никогда цветы так приятно не
пахли!»

Ее
переживания растворяются в окружающем
пейзаже, они так же красивы и чисты.

Между
Эрастом и Лизой начинается прекрасный
роман, их отношение целомудренны, их
объятия «чисты и непорочны». Окружающий
пейзаж так же чист и непорочен. «После
сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать
слова своего, всякий вечер виделись…
всего чаще под тению столетних дубов…
— дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд,
еще в древние времена ископанный. Там
часто тихая луна, сквозь зеленые ветви,
посребряла лучами своими светлые Лизины
волосы, которыми играли зефиры и рука
милого друга».

Проходит
пора невинных отношений, Лиза и Эраст
становятся близки, она чувствует себя
грешницей, преступницей, и в природе
происходят такие же перемены, как и в
Лизиной душе: «…ни одной звездочки не
сияло на небе… Между тем блеснула молния
и грянул гром…» Эта картина не только
раскрывает душевное состояние Лизы, но
и предвещает трагичный финал данной
истории.

Герои
произведения расстаются, но Лиза еще
не знает, что это навсегда. Она несчастна,
ее сердце разрывается, но в нем еще
теплится слабая надежда. Утренняя заря,
которая, как «алое море», разливается
«по восточному небу», передает боль,
тревогу и смятение героини и свидетельствует
о недобром финале.

Лиза,
узнав об измене Эраста, покончила со
своей несчастной жизнью. Она бросилась
в тот самый пруд, возле которого когда-то
была так счастлива, ее похоронили под
«мрачным дубом», являющимся свидетелем
самых счастливых минут ее жизни.

Приведенных
примеров вполне достаточно для того,
чтобы показать, как важно описание
картин природы в художественном
произведении, как глубоко они помогают
проникнуть в душу героев и их переживания.
Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и
не принимать во внимание пейзажные
зарисовки просто недопустимо, потому
что именно они помогают читателю понять
глубину мысли автора, его идейный
замысел. Обновлено: 25.09.2020

103583

Обновлено: 25.09.2020

103583

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий