«волк на псарне»

Читательский дневник волк на псарне краткое содержание

Хитрый хищник, желая очередной раз полакомиться овцами, решает отправиться на овчарню. Однако просчитавшись, волк попадает на псарню. На устроенный собаками переполох сбежались ловчие. Закрыв ворота, они предотвратили побег волка. В этот момент псарня для волка превращается в ад, выхода из которого нет. На него бежали с ружьями и палками. Чтобы спастись, волк решается на хитрый поступок — устраивает переговоры с людьми, дабы объясниться. Он пытается убедить их в том, что ссоры ему надоели, что хочет он установить мир, обещая не трогать больше овец. Впредь он обещает раздирать всех, кто к ним притронется. Ему до конца не дали произнести речь. Ловчий, прервавший его, зная волчью натуру, решил не идти на мировую с хитрецом и спустил на него псов.

Краткое содержание

Басня была написана в 1812 году и сразу же опубликована в газете «Сын отечества». Сегодня с этим произведением дети знакомятся в школе, на уроках русской литературы в 5 классе. Анализ басни «Волк на псарне» многому учит и несет иносказательную характеристику.

История начинается с того, что хищник решается поохотиться за овцами и отправляется в овчарню. Но совершенно случайно попадает на псарню. Когда собаки начали громко гавкать, поднялся шум и в этот момент прибежали ловчие с ружьями, закрыв ворота, они преградили путь хищнику.

После того как главный персонаж понимает, что бежать некуда, он начинает паниковать и думать, как провести всех. И тут он решается на хитрый поступок — устраивает переговоры. Волк старается убедить людей, что изменился, ему надоели постоянные ссоры. Волк предлагает заключить перемирие и обещает больше не трогать овец. Кроме этого, он будет защищать и охранять их. Но не успел хищник договорить свою мысль до конца, как ловчий спускает на него псов.

Анализ басни Крылова «Волк на псарне» раскрывает 2 главных персонажа:

Ловчий. Мужчина преклонных лет, который имеет жизненный опыт. Его непросто обмануть. Он за несколько секунд разглядел умысел волка и не поверил ему.
Волк. Хитрый и лживый. В народе его ассоциируют с человеком, не умеющим держать свое слово. Именно поэтому автор выбрал этот образ.

«Исторические параллели в баснях Крылова («Волк на псарне», «Лягушки просящие царя» и др.)»

1. Связь творчества Крылова с общественной жизнью России и историческими событиями, происходившими в России и Европе. 2. События 1812 года и их отражение в творчестве Крылова («Волк на псарне», «Кот и Повар», «Ворона и Курица»). 3. Недостатки монархического правления в басне «Лягушки, просящие царя».

Выдающийся русский писатель, баснописец И. А. Крылов был одним из тех, кто заложил основы реализма в русской литературе. За образами животных, которые стали излюбленными персонажами его басен, легко угадываются люди с определенными чертами характера; но современники автора соотносили их с конкретными личностями. Многие басни Крылова являются своеобразным откликом на исторические события, которые имели огромное значение не только для России, но и для всей Европы.

События 1812 года — победа русских войск над наполеоновской армией — вдохновили многих писателей, в том числе и Крылова. Одной из наиболее его известных басен, посвященных этим событиям, является «Волк на псарне». В остроумной и тонкой манере Крылов повествует о мирных предложениях загнанного в угол Волка (то есть императора Наполеона): «Я, ваш старинный сват и кум, / Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; / Забудем прошлое, уставим общий лад!» Крылов послал эту басню фельдмаршалу Кутузову, который прочел ее перед войсками. «Ты сер, а я, приятель, сед», — говорит в басне Ловчий Волку. Намек очевиден: русский полководец был немолод, а серый сюртук императора французов был достаточно знаменит. В этой басне содержится недвусмысленный призыв сражаться с врагом до окончательной победы: «…волчью вашу я давно натуру знаю; / А потому обычай мой: / С волками иначе не делать мировой, / Как снявши шкуру с них долой».

Басня «Кот и Повар» высмеивает нерешительность царя Александра I, в то время как наполеоновская армия уже захватила не одно государство Европы, и император Франции готовился к нападению на Россию: «А я бы повару иному / Велел на стенке зарубить: / Чтоб там речей не тратить по-пустому, / Где нужно власть употребить».

Другая басня, посвященная войне с Наполеоном — «Ворона и Курица». В ней повествуется о сдаче Москвы французам, но, так и во всех баснях Крылова, в ней содержится извечный смысл, не зависящий от эпохи и исторических событий: «Так часто человек в расчетах слеп и глуп. / За счастьем, кажется, ты по пятам несешься: / А как на деле с ним сочтешься — / Попался, как ворона в суп!»

Исторические аналогии басни «Лягушки, просящие царя» не столь прозрачны и очевидны. «Лягушкам стало не угодно / Правление народно…» — такими словами начинает свой рассказ баснописец. Это начало естественным образом рождает ассоциацию с призванием варяжских князей на Русь; однако дальнейшее повествование опровергает подобное предположение. Несомненно, что князь Рюрик, сумевший подчинить разнородные славянские племена, никак не может быть сопоставлен с осиновым чурбаном из басни Крылова. Ответ, который дает Юпитер на повторную просьбу лягушек дать им царя, порождает другое предположение, что речь идет о воцарении династии Романовых, о царе Михаиле, взошедшем на престол в юном возрасте и не имевшем достаточного жизненного опыта и твердости характера, необходимых правителю, а также о царе Петре Алексеевиче, начало правления которого ознаменовано стрелецкими бунтами, и чьи решительные нововведения у многих вызывали недовольство.

Однако провести четкую историческую параллель довольно трудно; поэтому все вышесказанное об этой басне следует считать лишь туманными догадками, не более того. Очевидно другое: в этой басне Крылов показывает нам весьма распространенную особенность человеческой натуры — она быстро пресыщается спокойствием и миром, начиная искать треволнений и смут. Результат очень часто оказывается плачевным; люди находят то, что искали, но оно совершенно не соответствует их представлениям о данном предмете. В итоге положение людей ухудшается вследствие их же собственных усилий. Они начинают роптать на Судьбу, на Бога, на кого угодно — но тщетно. Примерно таким представляется смысл басни Крылова «Лягушки, просящие царя».

Немало и других басен Крылова могут быть соотнесены с конкретными событиями, но думается, что главное совсем не это. Гениальность художника любой эпохи в первую очередь в том, что произведение останется вечно юным, то есть актуальным, спустя длительный период времени — и всегда, пока на земле будут жить люди.

Анализ 2

Произведение посвящено не только осуждению людских отрицательных качеств, его сюжет был навеян Крылову событиями Отечественной войны 1812 года. Известно, что именно тогда Кутузов прочел данную басню.

Непосредственным поводом для написания басни о лицемерии и мнимой покорности послужил известный эпизод войны. Наполеон, заняв Москву, оставленную русскими после Бородинского сражения, увидел, что заключать мир с ним никто не собирается. Перед французским императором лежали огромные пространства России, населенными миллионами людей, готовыми сражаться за независимость своей страны. Он очутился в положении волка из басни.

Название «Волк на псарне» подчеркивает незавидное положение, в котором оказался завоеватель в древней русской столице. Он рассчитывал разбить по частям численно уступающие ему армии, что дела в Европе. Они должны были выступить пусть и не совсем в виде беззащитных жертв, но в роли противника, заранее обреченного на поражение. Крылов, несомненно, под влияние патриотического воодушевления, выбрал столь яркие образы, говоря о намерениях Наполеона.

Встретив достойного противника и оказавшись в Москве в ловушке, завоеватель постарался заключить мир. Его предложения, действительно, очень похожи на уверения волка о его желании заключить мир и служить верой и правдой, охраняя стада. И в басне и в реальности всем совершенно очевидно, что подобные предложения насквозь лживы и вызваны отчаянным положением, в котором оказался хищник.

В ответе Ловчего звучит и намек на детали внешнего облика полководцев. Один из них серый, другой – седой. Известно, что Наполеон постоянно носил мундир именно серого цвета, тогда как Кутузов, будучи пожилым человеком, имел седые волосы.

Мораль басни в том, что ни в ситуации войны 1812 года, ни в любой другой, ни в коем случае не следует верить раскаянию и миролюбию врага, оказавшегося в тяжелом положении. Ловчий в басне, олицетворяющий российское командование и лично Кутузова, говорит прямо, что мира быть не может между теми, кто не только имеет разные интересы, но и совершенно противоположную сущность.

Конец басни показывает уверенность автора, что с хищниками (и в прямом, и в переносном смысле) мир заключать нельзя, прекратить борьбу можно только после того, как тот, кто пришел со злыми намерениями уже будет не опасен, потеряв любую возможность приносить вред.

Животные

«Волк на псарне» — басня Крылова И. А. посвященная событиям войны 1812 года.

Ловчий — это охотник, который у помещика управлял охотой с собаками. В басне под ловчим подразумевается великий русский полководец М. И. Кутузов. Поводом для написания произведения «Волк на псарне» послужили события, связанные с желанием Наполеона вступить в мирные переговоры с Россией, которые были категорически отклонены М. И. Кутузовым. И вскоре после этих переговоров М. И. Кутузов нанес войскам Наполеона поражение при Тарутине. По свидетельствам современников, басню «Волк на псарне» И. А. Крылов собственноручно переписал и отдал жене М. И. Кутузова, которая отправила ее мужу в письме. М. И. Кутузов прочитал произведение после сражения под Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах «а я, приятель, сед» снял фуражку и потряс наклоненной головой.

Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор — Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» — И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем. «Огня!— кричат,— огня!» Пришли с огнем. Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом. Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут не перед стадом И что приходит, наконец, Ему расчесться за овец, — Пустился мой хитрец В переговоры И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад! А я, не только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад И волчьей клятвой утверждаю, Что я…» — «Послушай-ка, сосед, — Тут ловчий перервал в ответ, — Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю. 1812

Мораль произведения

Басня — сочинение, в котором особую важность приобретает выражение, написанное в ее конце, или ее мораль. «Волк на псарне» также создавался с использованием этого приема

Шедевр Крылова заканчивается словами о том, что нельзя иметь дело с волками, кроме как в том случае, когда с них снята шкура.

В тексте произведения рассказывается о том, как велись переговоры двух величайших фигур — Наполеона и Кутузова. Конфликт в басне показывается иносказательно, путем переговоров волка с собаками. Но вместе с тем автор использует художественный прием — аллегорию. Он высмеивает хитрость и лицемерие врага, который не гнушается никаких способов в получении желаемого.

В своих сочинениях Крылов показывает не только дурные стороны человеческого характера, но и дает им характеристику. Ведь такова особенность людей — считать, что в борьбе за власть хороши любые способы. К примеру, плохой человек не привык делиться с другими жизненными благами. Но такие поступки, подобно бумерангу, возвращаются. Также тот, кто однажды потерял доверие окружающих, вряд ли сможет восстановить его снова. Война и мир, противостояние добра и зла — вечные мотивы художественной литературы. О них пишут сказки и поэмы, они же лежат в основе серьезных романов.

Многие фразы из басни стали крылатыми. Ведь они актуальны и по сей день.

Текст этой презентации

Слайд 2

Люблю, где случай есть, пороки пощипать… И.А. Крылов

Слайд 3

Цель урока: знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие навыков  инсценированного чтения и анализа литературного произведения; прививать любовь к слову, воспитывать чувство патриотизма.

Слайд 4

Разминка

Слайд 5

БасняБасня – краткий рассказ ,чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.
Басенные персонажи символизируют пороки или нравственные качества людей.

Слайд 6

Нравоучительный вывод ( мораль) показывает главную мысль произведения. Басня – это эпический жанр

Слайд 7

Аллегория (иносказание)Это изображение предмета или явления через какой-то образ; например ,под видом животных изображаются определенные лица, черты характера, общественные явления.

Слайд 8

Отгадайте ,о каком герое басни идет речь?

Слайд 9

…Лето красное пропела, оглянуться не успела…

Слайд 10

…То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет

Слайд 11

Ты виноват уж тем ,что хочется мне кушать…

Слайд 12

А Васька слушает да ест…

Слайд 13

Лишь были б желуди, ведь я от них жирею…

Слайд 14

Слайд 15

Отражение народной мудрости в басне «Волк на псарне»

Слайд 16

ПорокЛовчийПсарняОвчарняХлев

Слайд 17

Кутузов — Ловчий
Наполеон — Волк

Слайд 18

Слайд 19

Выразительноечтение басни

Слайд 20

Тест по теме «Басни»1.Басней называется:
А)рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
Б)краткое нравоучительное произведение ,в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;
В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление

Слайд 21

2.Средства художественной выразительности ,используемые автором в басне: А) аллегория ; Б) сравнение; В) метафора

Слайд 22

3.Мораль басни служит для раскрытия: А) характера героя ; Б) главной мысли произведения ; В) темы произведения

Слайд 23

4.Моралью басни «Волк на псарне» является: А) утверждение справедливости борьбы с любыми захватчиками; Б) осуждение глупости и тщеславия ; В) поощрение хитрости.

Слайд 24

Проверь себя 1. Б 2. А3. Б4. А

Слайд 25

Домашнее задание«5» — выучить наизусть басню
«4» — выразительно читать
Раскрасить иллюстрации

Слайд 26

http://img-fotki.yandex.ru/get/5302/electromarine.96/0_45ba1_6e8bb9d1_orig слайд № 2http://www.ljplus.ru/img4/g/o/gonza03/ezop.jpeg слайд №9http://dictionaryproject.files.wordpress.com/2010/03/aesopportrait.jpg?w=278&h=419 слайд №9http://s.bourdreux.free.fr/cabinet_Sigaud/chronologie/lafontaine.jpg слайд №10http://dailygodot.files.wordpress.com/2008/10/nicolas_boileau1.jpg слайд №10http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/50/283/50283792_Sumarokov.jpg слайд №11http://hemhitser.lit-info.ru/review/hemhitser/002/107.htm слайд № 11http://www.all-art.org/literature/onegin/images/xydozniki/tr30.jpg слайд №11http://mkrf.ru/upload/iblock/441/44103ec5bf8ff15c22722128a5ef3ee1.jpg слайд №12http://i052.radikal.ru/1008/d0/c776636fb935.jpg слайд №14http://s46.radikal.ru/i114/1008/7e/02b554a0df57.jpg слайд №15http://www.cddc.vt.edu/gutenberg/1/9/9/9/19994/19994-h/images/i036_th.jpg слайд №16http://2.bp.blogspot.com/_vYPIDwOMhm4/R5kVZ6Of1LI/AAAAAAAAHbs/zCFVdWvDSx8/s400/kanevskij004.jpg слайд №17http://i053.radikal.ru/1008/e5/a1559e2719ff.jpg слайд № 18http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/33/965/33965023_1.jpg слайд №19http://www.resume-bank.ru/photos/52/52433.jpg слайд №20http://i057.radikal.ru/1001/c2/df0d273af414.jpg слайд №21http://karavaev.ucoz.ua/_ph/11/2/337232911.jpg слайд №23http://content.foto.mail.ru/mail/vele54/_blogs/i-143.jpg слайд №23http://palekh.narod.ru/h/hodov/hodvm_40.jpg слайд № 24Интернет — ресурсы

Коротко об истории написания басни

В сентябре 1812-го французский император предпринял несколько неудачных попыток наладить мир с Российской империей. В ту осень Наполеон приехал в Москву. Мир был нужен французу из соображений престижа и благополучия его армии. Когда Наполеон занял Москву, то оказался – сам того не ведая – в ловушке. Осознав свою ситуацию, французский полководец написал несколько писем русскому императору. В этих посланиях Наполеон предлагал заключить мирный договор. Но француз делал это не прямо, а намеками, окольными путями. Александр Первый не отвечал врагу.

Тогда завоеватель написал Кутузову. Главнокомандующему русской армии Наполеон также предлагал мир, снабдив письмо соответствующими аргументами. Но и Кутузов ничего не ответил французу.

Поражение французской армии под Красным ознаменовалось также публичным чтением крыловской басни. В это время Кутузов как раз получил рукописный вариант произведения. Русский полководец зачитал текст перед солдатами. Можно предположить, что этот жест значительно поднял боевой дух русской армии. Крылов умело намекнул на серую форму Наполеона, изобразив француза в образе волка. Не зря современники баснописца говорили, что Крылов применил против врага свое самое мощное оружие – слово басни:

О морали произведения

Басня – это жанр, в котором особенную важность приобретает мораль. В морали выражается суть произведения

Обычно эту суть писатель помещает в конце текста. Этот же подход Крылов использует и в «Волке на псарне». Шедевр русского баснописца заканчивается следующими словами:

В тексте говорится о неудачном переговорном процессе между двумя великими полководцами – Кутузовым и Наполеоном. Крылов, собственно, пишет о коварности, лицемерии и подлости врага, который не брезгует любыми методами в борьбе.

Например, для дурного (плохого) человека характерно не только не делиться благами с другими людьми, но также присваивать себе чужие блага. Но несправедливость и дурные поступки наказуемы. А человеку, который однажды поступил плохо, будет сложно восстановить свою репутацию. Конечно, темы антагониста и протагониста, мира и войны, добра и зла, истины и лжи, справедливости и свободы – это вечные мотивы мировой литературы:

Некоторые выражения из крыловского шедевра даже стали «крылатыми». Например, чего стоит только известная фраза «волчью вашу я давно натуру знаю»!

Люди, которые совершают подлость, попадаясь на своем проступке, часто, что называется, дают «задний ход». То есть провинившиеся хитрецы оправдываются, клянутся в собственной невиновности, всячески себя выгораживают.

Конечно, встречаются люди, способные на мастерскую ложь. Однако, когда человек попался «на горячем», то подобные речи и оправдания скорее походят на нелепость. Откровенная ложь «шита белыми нитками». Идеальный финал в такой ситуации – это справедливое наказание виновного.

Герои басни

Особенность басни – это представление ключевых персонажей в виде животных. Здесь тоже соблюдается этот принцип. Крылов выводит на сцену волка и ловчего, который охотиться за хищником. Под личинами этих зверей, соответственно, баснописец скрыл двух реально существовавших исторических персон – Наполеона и Кутузова. Конечно, роль врага, волка, досталась Наполеону, а роль ловчего, героя, – Кутузову.

Разумеется, мораль этого произведения намного глубже, чем простая – хоть и ловкая – демонстрация событий 1812 года. Волки, забредшие на псарню, встречаются во все времена и в любом месте.

Художественные особенности текста

Крылов – мастер не только ироничных иносказаний. Писатель живописно представляет картины, фон событий, а также живо выводит настроения и характеры персонажей. Кроме того, баснописец часто использует яркие, динамичные выражения, перемежеванные с просторечиями. Басня также предполагает высокий уровень образности.

Автор уделяет много внимания описанию опасности врага, волчьей хитрости, изворотливости. Что касается ловчего, то этому персонажу свойственен острый ум. Ловчий сразу понимает, насколько лицемерный волк. Ведь враг готов пойти на любые меры, чтобы спастись. Но ловчий не дает волку договорить его льстивые речи, прерывает врага. Речь ловчего и выражает басенную мораль – в данном случае. Волк – серый, однако ловчий – седой, то есть мудрый:

И мудрый герой способен раскусить обман хитрого врага.

4 5 ( 9 голосов )

Ход урока


Этап урока

Название используемых ЭОР(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время, мин.

1.
Организационно-психологический этап
 
Приветствие, настрой на работу. Проверка готовности.
 
1
2.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
ЭОР №1
Устный опрос, демонстрация слайда
– Что такое басня? Откуда берёт свои истоки басенный жанр?
– Как вы понимаете,что такое мораль,аллегория?
Индивидуальные ответы на поставленные вопросы
Читают текст со слайда, объясняют, как понимают мораль басни «Лебедь, Рак и Щука»
4
3.
Активизация и закрепление знаний знакомых басен И.А. Крылова
ЭОР №2
Демонстрация слайдов с заданиями теста
Работа с тестом
(коллективная)
3
4.
Изучение нового материала (постановка проблемы, целеполагание)
ЭОР № 3, 4, 5
Представление нового материала. Демонстрация слайдов, постановка проблемного вопроса:
– Что вам известно о тех людях, кто изображён на слайдах?
– Почему эти портреты появились сегодня на уроке? Как они связаны с темой урока?
Объявляется тема урока, цели
Принимают участие в решении проблемных вопросов и в их обсуждении,высказывают предположения.
Записывают тему урока в тетради.
Совместно с учителем определяют цели урока.
Рассказывают об И.А. Крылове.
8
5.
Введение новых знаний в систему знаний. Беседа по выявлению восприятия произведения, выяснение глубины понимания басни
ЭОР №6
Включение аудиозаписи.
Аналитическая беседа с классом по содержанию басни.
– Какие человеческие пороки высмеивает автор?
Запись в тетрадь,какие черты в поведении героев (Ловчего, Волка) отметили? Обратиться к учебнику (стр. 49). Дополнить сведения учащихся о войне 1812 года, раскрыть роль Кутузова в победе над французами
Восприятие нового материала.
Прослушивание аудиозаписи

Коллективное обсуждение, анализ текста, работа в тетради.
Чтение статьи в учебнике
«У каждой басни Крылова своя история»
15
6.
Практическая работа (исследование языка басни)
ЭОР №6
(используются фрагменты записи)
Работа с учащимися по выявлению незнакомых слов в басне, их толкованию, выбор из текста крылатых выражений.
Обучение выразительному чтению басни (обратить внимание на чтение басни И. Ильинским)
Работа с текстом басни, с учебником

Выразительное чтение басни (по ролям, индивидуально)
8
7.
Подведение итогов.
Рефлексия.
 
Подведение итогов
Вернуться к вопросам,заданным в начале урока.
– Теперь вы можете сказать,как эти портреты связаны с темой урока?
– Кого автор называет Ловчим,а кого Волком?
– Какие чувства пробудила в вас басня «Волк на псарне», о чём заставила задуматься?
Вывод: оптимистично и победно звучит заключительная фраза басни, Крылов ничуть не сомневается в победе русского оружия.
– Что нового узнали на уроке? Какие трудности испытали?
Отвечают на вопросы,высказывают свои мысли о басне (гордость за русский народ,уважение к Кутузову, желание защищать страну). Анализируют свою деятельность на уроке
5
8.
Оценивание работы учащихся на уроке.
 
– Чья работа на уроке заслуживает похвалы?
Комментирование отметок.
 
 
9.
Домашнее задание.
 
Объяснение домашнего задания
1) Выразительное чтение басни наизусть.
2) Проиллюстрировать эпизод из басни
Запись домашнего задания в дневник
1

Анализ, мораль басни Крылова «Волк на псарне»

Басня написана в октябре тревожного 1812 года в период переговоров с Наполеоном о перемирии после существенного перелома в событиях отечественной войны. Наполеоновская армия оказалась в сложном положении, что и вынудило французского главнокомандующего искать мира с русскими.

Оружием И. А. Крылова было его острое слово. Небольшое произведение имеет прямую отсылку к военным событиям того времени, но оно не потеряло актуальности и в наши дни. Основой для создания басни послужил оригинальный национальный материал и тема воздаяния. Существует легенда о том, что М. И. Кутузов читал басню перед командным составом русской армии, она произвела сильное впечатление. Если это соответствует действительности, то поступок главнокомандующего можно считать удачной находкой патриотической пропаганды. Идея и тема произведения строится на конфликте между хозяином и непрошеным гостем (читай – захватчиком), и этот конфликт точно коррелировал с военно-политической обстановкой текущего момента.

Псарня является аллюзией западни, в которую попал Наполеон, а верные псы – защитников царя и отечества. Видимо, образ ловчего – намек на роль Кутузова в разработке плана изматывающей войны, в конце концов погубившую армию, которая покорила половину мира. И не случайно для создания яркого образа избран Волк. Хищнику в человеческом облике, которого героизировала вся цивилизованная Европа и который ради собственных амбиций погубил сотни тысяч русских, нет, и не могло быть оправдания.

В тексте присутствуют следующие средства художественной выразительности: эпитеты – «серый забияка», «старинный сват и кум», «общий лад», «волчья натура», метонимия – «поднялся двор», «съесть глазами», «не трону стад», «делать мировую (идти на сговор)», яркие метафоры – «псы залились», «пришли с огнем», «натуру знаю», анафора – «иной с дубьем, иной с ружьем» и сравнение – «псарня стала адом».

Эмоциональный тон происходящего подчеркивают риторические восклицания – «Ахти, ребята, вор!», «Друзья!», «Огня, …огня!», «…уставим общий лад!», риторический вопрос – «…к чему весь этот шум?» и лексический повтор – «Огня, …огня! Пришли с огнем».

Скептическое отношение автора к дипломатическим потугам Волка автор подчеркивает иронией – «приятель», «мой Волк» – и перифразами – «серый забияка», «мой хитрец», «сосед». Впечатления стремительности событий автор добивается, широко используя эллипсис – «вмиг ворота на запор», «тут не перед стадом», «приходит … ему расчесться (здесь – понести наказание) за овец».

Речь баснописца изобилует присущими живой разговорной речи неполными предложениями – «Бегут: иной с дубьем, иной с ружьем», простонародными выражениями, которые, однако, органично вплетены в ткань произведения – «снявши», «ахти», «ощетиня», «расчесться (рассчитаться)», «уставим (установим)»
Прием инверсии – «почуя серого так близко забияку», «поднялся вдруг… псарный двор» – помогает Крылову ярче выделить значимое слово или оборот, помещенные в конце фразы.

Антитеза – «ты сер, а я…сед» является указанием на жизненный опыт ловчего (седина как показатель прожитых лет), а заодно и на исторический опыт великой страны с ее седой стариной, которая беспощадно уничтожит любых захватчиков.

Басня не включает четко сформулированную мораль, но вывод очевиден – он должен служить назиданием для внешних врагов и внутренних соглашателей. Стихотворение утверждает читателя в мысли, что зло непременно должно быть наказано, в какие бы одежды оно не рядилось. А Иван Андреевич в очередной раз предстал перед потомками как гениальный баснописец и истинный патриот.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Сочинение: Историческое и философское звучание басни И. А. Крылова «Волк на псарне»

Историческое и философское звучание басни И. А. Крылова «Волк на псарне»

Когда мы читаем басни Ивана Андреевича Крылова, то не всегда можем определить, какие конкретные жизненные собы­тия послужили поводом к их написанию. И в этом нет ничего удивительного: ведь со времени их создания прошло уже око­ло двухсот лет. При этом многие строки из его басен, ставшие фактически народными пословицами и поговорками, знакомы всем с детских лет. Так, всем памятно выражение «А Васька слу­шает, да ест» из басни «Кот и Повар». Поводом к созданию этой басни послужили события Отечественной войны 1812 года. На­чалась война с перехода войск Наполеона через Неман. Рус­ский император Александр Первый, надеясь предотвратить развитие военных действий, направил французскому импера­тору письмо, в котором, подобно Повару из крыловской бас­ни, пытался усовестить наступающего неприятеля. В письме, в частности, говорилось: «…Ежели Вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания всё происшедшее и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду вынужден отражать нападение, ко­торое ничем не было вызвано с моей стороны. Ваше Величе­ство еще имеете возможность избавить человечество от бед­ствий новой войны». Однако, как и у Повара с Котом, увеще­вания результата не дали: Наполеон продолжал двигаться в глубь России. Мораль басни «Кот и Повар» недвусмысленно советует нерешительному русскому императору перейти к ак­тивному сопротивлению:

А я бы повару иному Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить…

Победоносные сражения Отечественной войны 1812 года стали поводом для написания Крыловым басни «Волк на псар­не». Она носит иной характер, нежели «Кот и Повар». Басня в аллегорической форме рассказывает о том, как бесславно закон­чился поход Наполеона на Россию. Изображенный под личиной хищного волка захватчик не на того, как выяснилось, напал:

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Дела волка оказались совсем плохи:

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…

Мастерство баснописца в этих строках проявляется в том, что аллегория скрыта за реальной картинкой: мы видим само­го настоящего волка, загнанного, так сказать, в угол.

Дальше речь в басне идет о том, что незадачливый хищник решил договориться со своими победителями:

Друзья! К чему весь этот шум ?

Я ваш старинный сват и кум.

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры, Забудем прошлое, уставим общий лад!..

Но и правда, и сила на стороне Ловчего, под образом кото­рого баснописец подразумевает великого полководца Михаи­ла Илларионовича Кутузова. Главнокомандующий русским войсками отказался вести переговоры, пока армия захватчиков находится на российской территории, обосновав свою пози­цию тем, что «таково теперешнее настроение моего народа». А герой басни более конкретно объясняет, какие условия тре­буются для окончания войны:

А потому обычай мой:

С волками иначе не сделать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

Басня Крылова «Волк на псарне», как и другие его басни, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года, при­несли автору всенародную славу и любовь. Поэт Константин Николаевич Батюшков сообщал в письме своему другу, что басни Крылова в действующей армии «все читают наизусть». А в наше время они оживляют в сознании читателей события давно минувших дней.

Сочинение: Историческое и философское звучание басни И. А. Крылова «Волк на псарне»

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

  • историческое и философское звучание басни волк на псарне
  • мораль басни волк на псарне
  • мораль басни крылова волк на псарне
  • сочинение волк на псарне
  • сочинение по басне крылова волк на псарне

Несколько интересных Басен

  • Басня Лафонтена Амур и безумие Текст и анализ басни Амур и безумие
  • Басня Эзопа Кифаред Текст и анализ басни Кифаред
  • Басня Толстого Два товарища Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге.
  • Басня Крылова Слон на воеводстве Басня высмеивает руководителей, которые слишком просты и не могут согласовать несколько своих действий, но одновременно с этим добры и благосклонны.
  • Басня Толстого Зайцы и Лягушки Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: и от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем

СПАДИЛО.РУ

Басня

Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор – Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: “Ахти, ребята, вор!”- И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем. “Огня!- кричат,- огня!” Пришли с огнем. Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом. Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут не перед стадом И что приходит, наконец, Ему расчесться за овец,- Пустился мой хитрец В переговоры И начал так: “Друзья! к чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад! А я, не только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад И волчьей клятвой утверждаю, Что я…” – “Послушай-ка, сосед,- Тут ловчий перервал в ответ,- Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой”. И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Краткое содержание

Волк хотел ночью пробраться в овчарню, но вдруг попал на псарню. Разумеется, там почуяли чужого и поднялись, словно по команде. Псы лаяли и рвались драться. Псари решили, что объявился вор. Поэтому заперли ворота. На псарне началась суматоха. Кто-то несся с дубинкой, кто-то с ружьем. Другие просили огня. Когда появился огонь и посветили, стало видно Волка, который прижался в углу. Он скалил зубы, шерсть его встала дыбом. Он готов был броситься в бой, однако понимал, что ему не победить. Он понимал, что последует расплата, поэтому ради хитрости устроил переговоры. Заявил, что является родственником и зашел не ссориться, а мириться. Он попросил не вспоминать прошлое и жить мирно. За хорошее отношение к нему он дал обещание не нападать на местные стада, а быть охраной для них. Он согласился поклясться. Однако мудрый ловчий, отлично знакомый с волчьей натурой и ценой его обещаниям, перебил Волка и объявил, что он привык не доверять волкам и не соглашаться на мир с ними, а лишь снимал с волков шкуру. После этого он выпустил гончих псов.

История создания

Басня «Волк на псарне» была создана И. А. Крыловым в ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 г. договориться с Кутузовым о перемирии. Как известно, русский главнокомандующий решительно отклонил мирные предложения и в начале октября одержал решительную победу при Тарутине.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий