Елена образцова

Содержание

Биография Елены Образцовой

Елена Васильевна Образцова (7 июля 1939 г. Ленинград — 12 января 2015 г. Лейпциг). Советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), актриса, педагог. Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.
Она скончалась на 76-м году жизни в Лейпциге, Германия. Смерть наступила в результате остановки сердца. Оборвалась жизнь красивой, яркой женщины из-за проблем со здоровьем: она недавно перенесла воспаление легких. 11 декабря 2014 г. она отменила концерт в Государственном Кремлевском дворце.

Врачи советовали певице уехать на зиму в Германию из-за климата. Планировалось, что она пробудет в этой стране до февраля. Она выражала надежду, что вскоре снова выйдет на сцену, но в Германии поняла, что скоро уйдет из жизни. Когда Иосиф Кобзон посещал Образцову в клинике, она просила забрать ее домой: «Я хочу умереть дома…»

В репертуаре певицы было 38 партий в классических и современных операх, русские народные песни, старинные романсы, джазовые композиции.

Ее партнерами были самые знаменитые музыканты планеты. Образцова давала мастер-классы в Европе и России. Являлась председателем жюри ряда европейских и международных конкурсов.

С В.Путиным во время награждения орденом «За заслуги перед Отечеством». Москва — 1999 год

Елена Васильевна была удивительным человеком. Ее уход — огромная потеря как для российской, так и для мировой культуры.

Таганрог, театр им. А.П. Чехова

Жизнь в Таганроге (1954 — 1957)

Имя Елены Образцовой дорого для многих жителей Таганрога.
В 1954 году ее отца перевели на работу в наш город. Таганрог подарил начинающей актрисе судьбоносную встречу с великолепным педагогом А. Т. Куликовой, у которой Лена занималась вокалом два года.

Юная певица принимала участие в школьных концертах — пела известные романсы и популярные в то время песни из репертуара знаменитой Лолиты Торрес. На сцене таганрогского театра им. Чехова устраивали отчетные концерты.

Однажды на одном из них девушку заметила директор музыкального училища из Ростова-на-Дону Маньковская. Она посоветовала ей продолжить образование. В 1957-м Лену приняли в училище сразу на второй курс.

Далее идет блестящая карьера оперной певицы, преподавательская деятельность. Певица записала порядка 60 дисков.

Любимые мужчины

Первый муж Образцовой — известный физик-теоретик Вячеслав Петрович Макаров. Их брак длился 17 лет. В этом браке родилась дочь. Елена Васильевна вспоминает о нем с уважением и теплом, но не жалеет о том, что полюбила другого человека. Во время развода от переживаний у нее пропал голос, и она совсем не могла петь.

Со вторым мужем Образцова познакомилась на сцене. Это знаменитый литовский и российский дирижер Альгис Жюрайтис.

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис

Он никогда не жаловался на здоровье. Страшная, коварная болезнь сожгла его неожиданно и жестоко. Елена Образцова, биография которой до этих пор складывалась счастливо, перенесла сильнейший удар.

Елена Васильевна впала в глубочайшую депрессию, выйти из которой ей помогли друзья. Её семья — это дочь Елена (оперная певица), внук Александр и внучка Анастасия.

Последняя просьба

Елена Васильевна просила хоронить ее в закрытом гробу. Она хотела, чтобы любимые зрители запомнили ее только живой и красивой…

15 января 2015 года Елена Образцова похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

МирТесен

Рождение звезды

Елена Образцова родилась за пару месяцев до начала Второй мировой войны – 7 июля 1939 года. В семье ленинградских технарей (папа Василий Алексеевич Образцов был инженером, а мама Наталья Ивановна – конструктором) увидела свет величайшая певица современности, в честь которой названа одна из звезд.

Леночка в детстве

Отец и дядя будущей примы были неплохими скрипачами. В квартире постоянно звучала музыка. Лялька, так называли девочку домашние, обожала слушать пластинки. В одном из своих последних интервью Елена Васильевна рассказывала, что по возвращении из эвакуации, семье пришлось выкупать свои вещи у людей, занявших ленинградскую квартиру. Первым был выкуплен красный альбом из сафьяна с пластинками Карлы Доннер и Лолиты Торрес. Образцова говорила, что они поселили в ее душе желание петь. Но сначала пришлось пережить страшный блокадный голод, трупы во взорванных грузовиках на ладожской «Дороге жизни» и эвакуацию в замерзший городок на реке Ворожа в Вологодской области.

Война закончилась, постепенно все налаживалось. Лялька стала завсегдатаем Дворца Пионеров. Там проводила занятия прекрасный педагог Мария Федоровна Заринская. Шестилетняя хористка была одной из самых юных учениц. Когда Елена окончила пятый класс, отца перевели на юг. Обучение девочка заканчивала в Таганроге, одновременно занимаясь в музыкальной школе.

В юности

Елена Образцова: биография, начало карьеры

В этом же году певица отправилась на первые в своей жизни гастроли в Японию в составе труппы Большого театра, а осенью в Италию. Она выступила на знаменитой сцене театра «Ла Скала». Ее партии были небольшими – Княжны Марьи («Война и мир») и гувернантки в «Пиковой даме». В первый же год работы в театре Образцова Елена Васильевна исполнила восемь (!) партий, тем самым заставив говорить о себе всю музыкальную Москву. За очень короткий срок имя восходящей звезды засияло на мировом оперном небосклоне. Особо значимыми для молодой оперной певицы стали гастроли в Париже в 1969 году. Оглушительный успех в партии Марины Мнишек изменил ее творческую судьбу кардинально.

В 1970 году она получила золотые медали на конкурсе имени Чайковского в Москве и в Барселоне на конкурсе им. Ф. Виньяса. В 1971 году в Париже, в концертном зале «Плейель», любителям оперного искусства был представлен ее первый сольный концерт, который французские журналисты назвали «историческим». Вслед за Парижем, крупнейшие города и столицы мира признали, что Елена Образцова — певица, которая является одной из самых блистательных оперных звезд в мире. Ее выступления на прославленных сценах вошли в историю оперного искусства. Ей удалось поднять русскую вокальную школу на небывалую высоту.

Дискография

  • «Десять песен на стихи Александра Блока»
  • «Отчалившая Русь»

Елена Образцова. Биография легендарной оперной певицы

, ,

Похожие новости
  • Ангелина Дорошенкова (Ally Breelsen). Биография бывшей студентки МГИМО и порноактрисы
  • Римма Маркова. Биография легендарной актрисы
  • Екатерина Архарова. Биография жены Марата Башарова
  • Клавдия Хабарова. Биография заслуженной артистки России

Елена Образцова — советская и российская оперная певица, актриса, педагог. Родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде, в семье инженера Василия Образцова и конструктора Натальи Образцовой. Скончалась 12 января 2014 года в возрасте 75 лет в Германии.

 Жила в блокадном Ленинграде. В 1943 году вместе с семьёй была эвакуирована из Ленинграда в г. Устюжну Вологодской области.

В 1948—1954 годах пела в детском хоре Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова (руководитель хора — М. Ф. Заринская). В 1954—1957 годах, в связи со служебным переводом отца, семья проживала в Таганроге, где Елена училась в Музыкальной школе имени П. И. Чайковского у педагога Анны Тимофеевны Куликовой. На отчётном концерте в музыкальной школе Образцову услышала директор Ростовского музыкального училища М. А. Маньковская, и по ее рекомендации в 1957 году Лена была принята в училище сразу на 2-й курс. Через год, в августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова.

Выпускница Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (1965; педагог — А. А. Григорьева, оперный класс А. Н. Киреева).

С 1964 года — солистка Большого театра. В том же году во время первых гастролей Большого театра на сцене Миланского театра Ла Скала выступила в роли Гувернантки в опере П. И. Чайковского «Пиковая Дама»

Несмотря на скромность этой партии, обратила на себя внимание итальянской публики и прессы. В дальнейшем выступила на сцене «Ла Скала» в нескольких главных партиях

В 1975 году вместе с Большим театром гастролировала в США. В ходе спектакля «Борис Годунов» Образцову, исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить. Триумф Елены Образцовой в США окончательно утвердил ее в статусе звезды мировой оперы. Через несколько месяцев выступила в «Трубадуре» — спектакле, открывавшем сезон Оперы Сан-Франциско: её партнерами выступили Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд. В 1976 году Образцова — уже в статусе приглашенной солистки «Метрополитен-опера» — вызвала сенсацию своим исполнением роли Амнерис в «Аиде» Верди. В 1977 году выступила в роли Далилы в «Метрополитен». Тор Экерт, критик New York Times, тогда написал: «Сомневаюсь, что мы с вами слышали Далилу, которой бы так легко удавалось осилить две с половиной октавы — Образцова исполняет эту сложнейшую партию без тени напряжения».

Пела на многих известных музыкальных фестивалях, в том числе на Международном фестивале в Оранже (дебют в 1979 г. — Далила) и Зальцбургском фестивале (дебют в 1978 г. — Эболи). Была приглашена Франко Дзеффирелли на роль Сантуцци в фильме «Сельская честь» (1982). «В моей жизни, — писал Дзеффирелли, — были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма „Сельская честь“ сотворила чудо». В 1973—1994 годах преподавала в МГК имени П. И. Чайковского, в 1984 году стала профессором. Выступала и в качестве оперного режиссёра. В 1986 году она поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер» (дирижер-постановщик — А. Жюрайтис), где исполняла главную партию. Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» и «Тоска». Имеет обширный концертный репертуар — камерно-вокальные произведения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, Р. Шумана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и других.

В 2000 году дебютировала на драматической сцене, сыграв главную роль в спектакле театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Ренато Мейнарда.

В 2003—2004 годах состоялись ее выступления с программой классического джаза (Д.Эллингтон, В.Дюк, Дж. Гершвин) с квартетом И. М. Бутмана и оркестром под управлением Д. Бергера. В 2007-2008 годах возглавляла оперную труппу Михайловского театра.

Почётный член Пушкинской академии (1995), академик Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (1999), академик Академии российского искусства (1999), член Международного общества друзей Русского музея (1998).

, ,

опубликовал: Егор Красотин
дата: 12 January 2015 г.
просмотров: 10835

2

Нравится

Добавить в избранное

Добавить комментарий
Все комментарии

Школьные годы

Когда Лена пошла в школу, домашнее задание она всегда выполняла под музыку. А если по радио транслировали оперу, она могла часами просиживать возле репродуктора. Уже тогда к ней пришло понимание, что музыка не дополняет её жизнь, а играет в ней главную роль.

У папы Елены был потрясающий красивый баритон, к тому же он замечательно играл на скрипке. Иногда они устраивали музыкальные вечера в семейном кругу, которые певица вспоминала всегда с особенной теплотой. Хоть время было и тяжёлое, но это воспоминания детства, живых родителей, семейного уюта и безмерного счастья.

Папе нередко по работе приходилось ездить в заграничные командировки. Как-то из Италии отец привёз пластинки, по ним Лена изучала потом мощные голоса мировых знаменитостей – Галли-Курчи, Карузо, Джильи.

Когда Елене было девять лет, мама отвела её в Ленинградский Дворец пионеров имени Жданова, где девочку записали в детский хор. Коллективом руководила хоровой дирижёр и замечательный преподаватель Мария Фёдоровна Заринская. Именно она, рассмотрев в маленькой Образцовой заложенный природою талант, сумела убедить девочку полюбить музыку по-настоящему всем сердцем и предопределила Лене певческую карьеру.

В 1954 году Елена впервые вышла на сцену во время отчётного концерта, на котором выступал их хор. Но не прошло и года, как девушке пришлось уехать из Ленинграда. Папу перевели в город Таганрог главным конструктором завода «Красный котельщик» – крупнейшего в СССР предприятия по производству котельного оборудования. Семье было выделено жильё – квартира в центре города. Рядом располагалась школа № 10, в которой продолжила обучение 15-летняя Лена.

С адаптацией в новой школе у Образцовой не было никаких проблем, она всегда росла девочкой общительной, коммуникабельной, быстро сходилась с людьми и всегда становилась душой компании. Во всех школьных мероприятиях и концертах она сразу же стала принимать участие. И одноклассникам, и учителям очень нравилось, как Лена исполняла композиции популярной в то время аргентинской певицы Лолиты Торрес. Здорово Образцова пела и известные русские романсы.

Музыкальное образование

В 1956 году Елена получила аттестат о среднем образовании и поступила в музыкальную школу имени Чайковского. Здесь девушка познакомилась с талантливым педагогом по вокалу Куликовой А. Т., у которой занималась два года.

Учащиеся музыкальной школы во время отчётных концертов выступали на сцене театра имени Чехова

Во время одного из них Елена привлекла внимание директора Ростовского музыкального училища А. Маньковской

Опытная женщина дала Образцовой совет продолжать обучение в Ростове. В 1957 году по рекомендации Маньковской Лена была зачислена сразу на второй курс училища.

Летом 1958 года девушка была прослушана и зачислена студенткой Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. Это был август, и основной конкурс уже закончился, но был организован дополнительный, в котором на одно место претендовало сто человек. Было принято всего три человека, среди которых оказалась и Образцова. Она была так счастлива, что ехала в трамвае и улыбалась во весь рот, потом лишь посмотрела на людей вокруг и подумала: «Им, наверное, кажется, что я идиотка».

Лене снова повезло, ей досталась очень мудрая преподавательница – профессор Антонина Андреевна Григорьева. Образцова сразу же хотела петь большие арии, красивые и сложные романсы. Но педагог терпеливо объясняла студентке, что нельзя петь, не постигнув азов вокала.

1962 год ознаменовался в жизни Образцовой получением сразу двух наград. Одну она выиграла в Хельсинки на молодёжном фестивале, также Лене досталась первая премия Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки.

Безумным счастьем для студентки Образцовой было приглашение петь в Большом театре. Это был конец 1963 года, она дебютировала в опере «Борис Годунов». После этого Лена решила окончить консерваторию экстерном. Она сдавала выпускной экзамен в мае 1964 года, получила на нём оценку «пять с плюсом», которую до этого в течение сорока лет не ставили никому.

Память

В июне-июле 2015 года состоялось европейское турне сопрано А. Нетребко, баса И. Абдразакова, тенора А. Антоненко и меццо-сопрано Е. Губановой, посвящённое памяти певицы. В Париже (Версаль), Вене, Москве, Праге и Барселоне артисты исполнили арии из итальянских опер в сопровождении оркестров под управлением дирижёра М. Армильято.

14 октября 2014 года в Москве, в Мемориальной усадьбе Ф. И. Шаляпина, открылась большая выставка к юбилею певицы, которая продлилась до 25 января 2015 года.

В Санкт-Петербурге именем певицы назван сквер на пересечении улиц Декабристов и Писарева в непосредственной близости от Мариинского театра.

Личная жизнь

Первым супругом Образцовой был физик-теоретик Вячеслав Макаров. В 1966 году у пары родилась девочка Лена.

Постоянные гастроли Образцовой привели к разводу, девочка осталась жить с папой, некоторое время она обижалась на маму и даже обращалась к ней по имени и отчеству. Но став взрослой, Лена поменяла своё мнение и простила маму. Дочь сначала училась на журналистку, потом на медика, но в результате окончила консерваторию, исполняет небольшие оперные партии, вокалу её обучала сама Монсеррат Кабалье.

Второй супруг Альгис Жюрайтис был дирижёром в Большом театре. Он умер в 1998 году, эта смерть стала для Образцовой тяжелейшим ударом. Но Елена всегда умела противостоять превратностям судьбы, выдержала она и потерю мужа.

Reader Interactions

lass=»entry-comments» id=»comments»>

Ученые звания

Преподавание

1973 год стал началом педагогической карьеры Елена Образцовой. Певица начала обучать студентов Московской государственной консерватории имени Чайковского. В 1984 году артистка была удостоена звания профессора.

Одно время Елена Васильевна учила музыке за границей, в Токийской музыкальной академии, расположенной в Мусасино.

Преподаватель Елена Образцова

В мае 2006 Образцова занялась благотворительностью и организовала Культурный центр, получивший название в честь создательницы.

В декабре 2011 Елена Образцова продолжила эти начинания и создала Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства, который также стал именным и получил известность под названием «Фонд Елены Образцовой».

Елена Образцова

Фонд выдвинул идею и воплотил проект открытия Международной академии музыки, также курировал программу «Сто музыкальных школ России». Программа проводит строительство музыкальных школ и патронирует уже имеющиеся. В список интересов Фонда входит как поиск, обучение, продвижение способной молодежи, так и организованная помощь пенсионерам-ветеранам театральной работы и оперной сцены

Сегодня и культурный центр, и фонд продолжают функционировать. На базе организаций устраиваются выступления, ставятся спектакли и проходят концерты, семинары, творческие школы, ежегодно проводятся международные музыкальные, вокальные и педагогические конкурсы, для юных талантов организованы прослушивания в детские театры и юношеские вокальные курсы.

Репертуар

Роль Композитор Опера
Adalgisa Беллини Норма
Амнерис Верди Аида
Азучена Верди Il trovatore
Кармен Бизе Кармен
Шарлотта Массне Вертер
Графиня Чайковский Пиковая дама
Далила Сен-Санс Самсон и Далила
Эболи Верди Дон Карлос
Федерика Верди Луиза Миллер
Фрося Прокофьев Семен Котко
Джованна Сеймур Доницетти Анна Болена
Гувернантка Чайковский Пиковая дама
Бабушка Прокофьев Картежник
Элен Безухова Прокофьев Война и мир
Иродиада Массне Иродиада
Иокаста Стравинский Эдип рекс
Джудит Бела Барток Замок Синей Бороды
Кончаковна Бородин Князь игорь
Леонор де Гусман (Леонора ди Гусманн) Доницетти Ла любимый
Любаша Римский-Корсаков Царская невеста
Любава Буслаевна Римский-Корсаков Садко
Марфа Мусоргский Хованщина
Мария Ахросимова Прокофьев Война и мир
Марина Мнишек Мусоргский Борис Годунов
Марья Болконская Прокофьев Война и мир
Нерис Керубини Médée
Оберон Бриттен Сон в летнюю ночь
Орфей Глюк Орфей эд Эвридика
Сантуцца 1 Масканьи Cavalleria Rusticana 1
Сильвана Респиги Ла Фиамма
Маркиза Биркенфельд Доницетти Дочь полка
Принцесса Пуччини Суор Анжелика
Полина; Миловзор (Дафнис) Чайковский Пиковая дама
Принцесса де Буйон Ресничка Адриана Лекуврёр
Князь Орловский И. Штраус II Die Fledermaus
Ульрика Верди Un балл в масках
Женя Комелькова Молчанов А зори здесь тихие

1 Концертное исполнение оперы / оперетты

Оперный репертуар

  • Марина Мнишек — «Борис Годунов», М. П. Мусоргский — Москва, Большой театр, 1963 г.
  • Полина, Миловзор, Гувернантка — «Пиковая дама», П. И. Чайковский — Москва, Большой театр, 1964 г.
  • Горничная, Княжна Марья — «Война и мир», С. С. Прокофьев — Москва, Большой театр, 1964 г.
  • Графиня — «Пиковая дама», П. И. Чайковский — Москва, Большой театр, 1965 г.
  • Амнерис — «Аида», Дж. Верди — Москва, Большой театр, 1965 г.
  • Оберон — «Сон в летнюю ночь», Б. Бриттен — Москва, Большой театр, 1967 г.
  • Любаша — «Царская невеста», Н. А. Римский-Корсаков — Москва, Большой театр, 1967 г.
  • Кончаковна — «Князь Игорь», А. П. Бородин — Москва, Большой театр, 1968 г.
  • Марфа — «Хованщина», М. П. Мусоргский — Москва, Большой театр, 1968 г.
  • Фрося — «Семен Котко», С. С. Прокофьев — Москва, Большой театр, 1970 г.
  • Элен Безухова «Война и мир», С. С. Прокофьев — Москва, Большой театр, 1971 г.
  • Кармен — «Кармен», Ж. Бизе — Лас-Пальмас, театр «Перес Гальдос», 1972 г.
  • Азучена — «Трубадур», Дж. Верди — Москва, Большой театр, 1972 г.
  • Далила — «Самсон и Далила», К. Сен-Санс — Барселона, театр «Лисео», 1974 г.
  • Шарлотта — «Вертер», Ж. Массне — Марсельская опера, 1974 г.
  • Женя Комелькова — «Зори здесь тихие», К. В. Молчанов — Москва, Большой театр, 1975 г.
  • Сантуцца — «Сельская честь», П. Масканьи — Большой зал Московской консерватории, 1977 г.
  • Принцесса де Буйон — «Адриана Лекуврёр», Ф. Чилеа — Опера Сан-Франциско, 1977 г.
  • Ульрика — «Бал-маскарад», Дж. Верди — Милан, театр «Ла Скала», 1977 г.
  • Юдит — «Замок герцога Синяя Борода», Б. Барток — Москва, Большой театр, 1978 г.
  • Адальжиза — «Норма», В. Беллини — Нью-Йорк, «Метрополитен Опера», 1979 г.
  • Любава — «Садко», Н. А. Римский-Корсаков — Москва, Большой театр, 1979 г.
  • Иокаста — «Царь Эдип», И. Ф. Стравинский — Милан, театр «Ла Скала», 1980 г.
  • Джованна Сеймур — «Анна Болейн», Г. Доницетти — Милан, театр «Ла Скала», 1982 г.
  • Орфей — «Орфей и Эвридика», К.-В. Глюк — Барселона, театр «Лисео», 1982 г.
  • Нерис — «Медея», Л. Керубини — Мерида, Римский театр, 1989 г.
  • Сильвана — «Пламя», О. Респиги — Мадрид, Театр Сарсуэлы, 1990 г.
  • Иродиада — «Иродиада», Ж. Массне — Мерида, Римский театр, 1990 г.
  • Леонора — «Фаворитка», Г. Доницетти — Лас-Пальмас, театр «Перес Гальдос», 1992 г.
  • Княгиня — «Сестра Анджелика», Дж. Пуччини — Опера Сан-Франциско, 1992 г.
  • Бабуленька — «Игрок», С. С. Прокофьев — Милан, театр «Ла Скала», 1996 г.
  • Федерика, герцогиня Остхеймская — «Луиза Миллер», Дж. Верди — Барселона, Дворец Музыки, 1999 г.
  • Ахросимова Марья Дмитриевна — «Война и мир», С. С. Прокофьев — Париж, Опера Бастий, 2000 г.
  • Князь Орловский — «Летучая мышь», И. Штраус — Вашингтон, Кеннеди-центр, 2003 г.
  • Маркиза ди Беркенфилд — «Дочь полка», Г. Доницетти — Токио, Болонский театр Комунале, 2006 г.

Таганрог

В 1954 году отца Елены перевели на работу в Таганрог. Этот город подарил начинающей актрисе встречу с великолепным педагогом А. Т. Куликовой. У нее Лена занималась вокалом два года. С удовольствием принимала участие в школьных концертах – пела известные романсы и популярные в то время песни из репертуара знаменитой Лолиты Торрес. На сцене театра им. Чехова устраивали отчетные концерты. Однажды на одном из них девушку заметила директор музыкального училища из Ростова-на-Дону Маньковская. Она посоветовала ей продолжить образование.

В 1957 году Елену приняли в училище сразу на второй курс. В августе 1958 года Е. Образцова прошла прослушивание и была принята на подготовительное отделение консерватории города Ленинграда. На поступление претендовало более ста человек, из которых приняли лишь троих претендентов, среди которых была и Елена Образцова.

Она попала на курс к профессору Антонине Григорьевой – специалисту мудрому и очень терпеливому. Как вспоминает Образцова, фото которой вы видите в этой статье, она всегда хотела сразу же петь большие арии, сложные и необыкновенно красивые романсы, но Антонина Андреевна убеждала, что, не постигнув азов вокала, петь невозможно.

Вне сцены

Друзья говорили о ней, что Елена лёгкая, шкодливая, компанейская, смешливая, в общем, мировая.

Она умела радоваться жизни по-настоящему. Радость ей доставляли дочь и внуки, друзья, четыре собаки, дом и сад, где она разводила цветы с кустами. Образцова говорила, что радуется всему вокруг, а если человека ничего не радует, значит, он умер.

Елена всегда очень уважительно относилась ко всем людям, начиная от гардеробщицы в театре и заканчивая режиссёрами. Она была очень общительным человеком и всегда старалась всем помочь в силу своих возможностей. Всегда умела быть с людьми на равных и никогда не разговаривала с ними с пьедестала. Она была естественной в любых условиях – на светском приёме, с друзьями и с журналистами, дома и на рынке.

Елена всегда учила свою дочь: «Чтобы ты не пела – смешное или грустное, весёлое или трагическое, – это всегда про любовь». Она научила свою дочь с любовью относиться ко всему миру, Богу, друзьям, животным, терпеть людей, прощать их и уважать.

Образцова отличалась требовательностью. Но не только к окружающим, больше всего она была требовательна к себе. Когда она ехала на гастроли и у неё спрашивала принимающая сторона, каков у певицы райдер и что для неё подготовить, Елена отвечала, что ей нужна бутылочка воды в артистической.

Творчество

Окончив обучение в консерватории, Елена сразу же начала солировать в Большом театре.

Вскоре состоялись первые гастрольные туры – в Японию, потом в Италию, где Елена пела в Милане на знаменитой сцене «Ла Скала»

Несмотря на то, что партии её пока были незначительными (княжна Марья в «Войне и мире» и гувернантка в «Пиковой даме»), этого оказалось достаточно, чтобы итальянская публика и пресса обратили внимание на молодую оперную певицу

В течение первого года работы в Большом театре Образцовой было исполнено восемь партий:

  • «Аида» (Амнерис);
  • «Пиковая дама» (гувернантка Полина, позже – Графиня);
  • «Царская невеста» (Любаша);
  • «Война и мир» (княжна Марья);
  • «Хованщина» (Марфа);
  • «Садко» (Любава);
  • «Князь Игорь» (Кончаковна);
  • «Семён Катко» (Фрося).

Вся музыкальная Москва стала говорить о новой оперной диве. А она продолжала учиться у всех и у каждого. Окончив свои партии, за кулисы никогда не торопилась, всегда подсматривала за работой коллег: как они поют и двигаются по сцене, как играют и произносят слова. Елена знакомилась со многими людьми и от каждого, как губка, впитывала то, что подходило ей для души, для становления.

Результаты не заставили себя ждать:

  • 1972 год. В испанском театре «Перес Гальдос» Елена исполнила роль Кармен. Хотя до этого ей казалось, что она никогда не сможет спеть эту партию. Лена считала, что это не её героиня. А уже через три года Кармен в исполнении Образцовой была признана лучшей в мире за все времена.
  • 1975 год. Прошли триумфальные гастроли Большого театра в американской «Гранд-опере». Зрители были в восторге, и пять раз в ходе спектакля вызывали Елену на сцену, так впечатлила её роль Марины Мнишек в «Борисе Годунове». Спектакль даже пришлось остановить. Но после его окончания Образцова однозначно была признана звездой мировой оперы.
  • 1976 год. Вместе с Лучано Паваротти и Джоаном Сазерленд певица открыла оперный сезон в Сан-Франциско постановкой «Трубадур». А в «Метрополитен-опере» Елена так исполнила партию Амнерис в «Аиде», что произвела сенсацию.

С 1973 года оперная дива занялась преподавательской деятельностью в Московской государственной консерватории имени Чайковского, в 1984 году получила профессорское звание.

Пробовала себя певица и в качестве оперного режиссёра, в Большом театре она ставила спектакль «Вертер».

Образцова снялась в нескольких музыкальных фильмах:

  • «Весёлая вдова»;
  • «Тоска»;
  • «Сельская честь»;
  • «Моя Кармен».

За свои творческие достижения Елена Образцова награждена огромным множеством званий, медалей, орденов, премий, почётными грамотами Правительства и благодарностями Президента РФ.

В Санкт-Петербурге с 1996 года был основан и действовал культурный центр Елены Образцовой, где она раскрывала секреты своего мастерства молодым певцам.

Память

В июне-июле 2015 года состоялось европейское турне сопрано А. Нетребко, баса И. Абдразакова, тенора А. Антоненко и меццо-сопрано Е. Губановой, посвящённое памяти певицы. В Париже (Версаль), Вене, Москве, Праге и Барселоне артисты исполнили арии из итальянских опер в сопровождении оркестров под управлением дирижёра М. Армильято.

14 октября 2014 года в Москве, в Мемориальной усадьбе Ф. И. Шаляпина, открылась большая выставка к юбилею певицы, которая продлилась до 25 января 2015 года.

В Санкт-Петербурге именем певицы назван сквер на пересечении улиц Декабристов и Писарева в непосредственной близости от Мариинского театра.

Биография

Талантливая певица с изумительным голосом родилась до Второй Мировой войны. В её биографии отражается сложная послевоенная жизнь.

Народная артистка СССР процветала как в Советском Союзе, так и в России в новом формате. Её талант не имеет границ: прима приглашалась во многие знаменитые оперные театры планеты.

1973-1994 г.г. биография Елены Образцовой отметилась педагогической деятельностью. Как преподаватель Московской консерватории добилась больших успехов: в 1984 году стала профессором.

Создала Культурный центр в Санкт-Петербурге, учредила Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства.

На звёздном небе открыта малая планета под номером 4623, которая названа её именем.

В 2014 году в Лейпциге умерла гордость страны в 75 лет от онкологического заболевания. Елена Васильевна Образцова до последних дней давала концерты и жила полноценной жизнью.

Преподавание

1973 год стал началом педагогической карьеры Елена Образцовой. Певица начала обучать студентов Московской государственной консерватории имени Чайковского. В 1984 году артистка была удостоена звания профессора.

Одно время Елена Васильевна учила музыке за границей, в Токийской музыкальной академии, расположенной в Мусасино.

Преподаватель Елена Образцова

В мае 2006 Образцова занялась благотворительностью и организовала Культурный центр, получивший название в честь создательницы.

В декабре 2011 Елена Образцова продолжила эти начинания и создала Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства, который также стал именным и получил известность под названием «Фонд Елены Образцовой».

Елена Образцова

Фонд выдвинул идею и воплотил проект открытия Международной академии музыки, также курировал программу «Сто музыкальных школ России». Программа проводит строительство музыкальных школ и патронирует уже имеющиеся. В список интересов Фонда входит как поиск, обучение, продвижение способной молодежи, так и организованная помощь пенсионерам-ветеранам театральной работы и оперной сцены

Сегодня и культурный центр, и фонд продолжают функционировать. На базе организаций устраиваются выступления, ставятся спектакли и проходят концерты, семинары, творческие школы, ежегодно проводятся международные музыкальные, вокальные и педагогические конкурсы, для юных талантов организованы прослушивания в детские театры и юношеские вокальные курсы.

Фото

Post Views:
20

Музыкальное образование

В 1956 году Елена получила аттестат о среднем образовании и поступила в музыкальную школу имени Чайковского. Здесь девушка познакомилась с талантливым педагогом по вокалу Куликовой А. Т., у которой занималась два года.

Учащиеся музыкальной школы во время отчётных концертов выступали на сцене театра имени Чехова

Во время одного из них Елена привлекла внимание директора Ростовского музыкального училища А. Маньковской

Опытная женщина дала Образцовой совет продолжать обучение в Ростове. В 1957 году по рекомендации Маньковской Лена была зачислена сразу на второй курс училища.

Летом 1958 года девушка была прослушана и зачислена студенткой Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. Это был август, и основной конкурс уже закончился, но был организован дополнительный, в котором на одно место претендовало сто человек. Было принято всего три человека, среди которых оказалась и Образцова. Она была так счастлива, что ехала в трамвае и улыбалась во весь рот, потом лишь посмотрела на людей вокруг и подумала: «Им, наверное, кажется, что я идиотка».

Лене снова повезло, ей досталась очень мудрая преподавательница – профессор Антонина Андреевна Григорьева. Образцова сразу же хотела петь большие арии, красивые и сложные романсы. Но педагог терпеливо объясняла студентке, что нельзя петь, не постигнув азов вокала.

1962 год ознаменовался в жизни Образцовой получением сразу двух наград. Одну она выиграла в Хельсинки на молодёжном фестивале, также Лене досталась первая премия Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки.

Безумным счастьем для студентки Образцовой было приглашение петь в Большом театре. Это был конец 1963 года, она дебютировала в опере «Борис Годунов». После этого Лена решила окончить консерваторию экстерном. Она сдавала выпускной экзамен в мае 1964 года, получила на нём оценку «пять с плюсом», которую до этого в течение сорока лет не ставили никому.

Биография

Елена Васильевна Образцова родилась 07.07.39 в городе Ленинград (ныне – Санкт-Петербург). Вместе со своими родителями она попала под блокаду Ленинграда и пережила очень суровое время в детстве. Только в 1943 ее семью удалось эвакуировать и до конца войны они прожили в Вологодской области. После Победы они переезжают обратно в Ленинград и Лена, которая уже на тот момент обладала красивым голосом, стала часто ходить в хор. После, уже в Таганроге, она заканчивает музыкальную школу, потом опять продолжает музыкальное обучение в Ленинграде.

Первый серьезный успех пришел к Елене Васильевне достаточно быстро – уже в 1962 году. Уже в следующем году она поет на сцене Большого театра в опере «Борис Годунов». Примечательно, что к этому моменту она еще не успела окончить обучение. После карьера оперной певицы стала развиваться быстрыми темпами – на протяжении следующих 40 лет она выступает в разных странах, в том числе и за океаном. А с середины 70х годов она активно занимается музыкальным преподаванием.

Второй муж — Альгис Жюрайтис

Второй муж Елены Образцовой – известный российский и литовский дирижёр. Альгис Жюрайтис родился в 1928 году. До яркой любви с примой Большого театра был трижды женат. У него росли сын и дочь. Совместных детей с Образцовой нет. Человек искусства был аскетом, вегетарианцем, занимался йогой, увлекался буддизмом. В нём сочетались литовское хладнокровие и итальянский темперамент.

Елена Образцова и ее муж Альгис Жюрайтис

Елена в 43 года вышла замуж за 54-летнего Альгиса. К этому времени оба имели большой успех на поприще искусства. Их объединяла не только внутреннее влечение, но и тяга к творчеству, музыке.

Альгис Жюрайтис дирижировал оркестром без палочек, руками. Его эмоциональность и замкнутость, романтический настрой и интеллект выделяли на фоне других поклонников Елены Образцовой. Совместно в любви и согласии чета прожила 17 лет.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий