Художник эдвард мунк: произведения, биография

След в живописи и культуре

Эдвард Мунк считается самым главным художником Норвегии. Его еще называют протоэкспрессионистом, потому что он обозначил в своем творчестве основные черты экспрессионистической живописи, которая позднее, в 1910-е, начала развиваться в Австрии.

Влияние живописи Мунка испытали Густав Климт, Оскар Кокошка, Эгон Шиле. «Крик» – символ мироощущения человека, живущего в XX веке (последняя из четырех версий картины была написана в 1902 году), главный узнаваемый образ экспрессионистической живописи. Ее настроение – отчаяние, ожидание катастрофы.

Картина «Крик»

Произведение, впрочем, не раз становилось объектом пародий и издевательств, а также было использовано в одноименной серии фильмов ужасов. Вероятно, это попытка осмыслить картину в реалиях нового века и снизить тревогу, которую «Крик» вызывает у зрителя.

Юность

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Христиании, так в
те годы назывался город Осло, столица Норвегии. Его отец, Кристиан Мунк, был
военным врачом, семья жила небогато и часто переезжала с места на место. Мать,
Лаура Мунк, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было всего пять лет, всё
хозяйство и попечение о детях взяла на себя тетя Карен, сестра матери. Отец так
и не смог примириться со смертью любимой супруги, он погрузился в религию и
отстранился от детей.

Эдвард был вторым ребенком в многодетной семье. Старшую
сестру звали София, брата – Андреас, а младших сестер – Ингер и Лаура.

Смерть матери сильно повлияла на будущего художника, мальчик
лишился самого близкого человека и впервые в жизни почувствовал себя предельно
одиноким. Тема одиночества так и будет преследовать мастера всю его жизнь и
найдет воплощение в десятках картин и набросков. Через 25 лет, в память о последней
прогулке с матерью, Мунк напишет трогательную акварель о любви матери и сына.

Первый рисунок Эдвард нарисовал в возрасте 7 лет. Он сам описал
этот случай в дневнике: «Я взял кусок угля, лег на пол и нарисовал
слепцов. Я почувствовал, как рука слушается меня».

Тетя Карен знала толк в живописи и сама неплохо рисовала.
Именно она первая заметила дар мальчика и помогала ему раскрыться в творчестве.
Она же сохранила юношеские акварели и рисунки Мунка – это были ученические
этюды и зарисовки на историческую тему, наполненные экспрессией и пафосом.

Эдвард Мунк «Тетя Карен в кресле-качалке»

Когда Эдварду было 14 лет, умерла его старшая сестра София.
Перед самой кончиной она попросила, чтобы ее перенесли из кровати в кресло, в
котором спустя некоторое время отошла в мир иной. Всю жизнь не отпускала Мунка
эта сцена. Страшная и одновременно обыкновенная трагедия обычной небогатой
семьи. На картине «Комната умирающего» Мунк изобразил горечь
расставания с близким человеком и печаль, накрывшую всю семью. При этом он
дотошно воспроизвел события того страшного дня. На картине изображена вся семья
Мунков – в кресле сидит умирающая София, рядом несчастный отец и тетя Карен. На
переднем плане сам Мунк, смотрящий на Софию, и две его сестры. Слева изображен
брат Андреас, выходящий из комнаты.

Эдвард Мунк «Комната умирающего» 1893

Смерть, а потом и безумие (младшая сестра художника долгое
время лечилась в психбольнице) с раннего детства стали частыми гостями в доме
будущего гения. Юноша сумел полноценно ощутить их присутствие, и именно под
таким мрачным впечатлением он формировался как мыслитель и художник.

Как позже писал Мунк, мать передала ему зачатки смертельной
болезни, а отец посеял в нем семена безумия. Тревога и беспокойство на всю
жизнь стали его постоянными попутчиками.

В 1879 году юный Мунк начал обучение в техническом колледже,
где продемонстрировал прекрасные успехи в различных дисциплинах. Однако через
год он оставил колледж и, к большому неудовольствию отца, принял решение стать
художником. Только тетя Карен поддержала выбор юноши.

Эдвард Мунк «Автопортрет» 1892

Личная жизнь художника

Эдвард Мунк ни разу не был женат и не имел детей. На протяжении жизни художник пережил несколько непростых романов, подорвавших и без того слабое душевное здоровье.

Первая любовная история произошла в 1885 году. Эдвард познакомился с невесткой дальнего родственника Фрица Таулова Милли. Эта женщина слыла легкомысленной и не относилась к роману серьезно, тогда как Мунк воспринимал возникшие отношения очень остро. Его мучило сознание греховности связи с замужней дамой – сказалось воспитание в религиозной семье.

Большинство критиков считает, что Мунк ни разу не рисовал Милли – другие видят ее образ в картинах «Лунный свет» и «Голос». Отношения длились 6 лет, после чего прекратились, потому что Милли не только не ушла от мужа, но и завела еще одного кавалера.

Картина «Голос»

Вторая любовь настигла художника в 1892 году – его музой стала красавица норвежка Дагни Юль, которая, однако, вышла замуж за приятеля Мунка польского писателя Станислава Пшибышевского. Мучимый любовью и ревностью, Эдвард изображал Дагни на своих картинах неоднократно, но были ли между ею и Мунком близкие отношения – до сих пор неизвестно.

Дагни Юль

Но самой мучительной стала связь художника с Туллой, или Матильдой Ларсен, молодой богатой девушкой из Норвегии, – она началась в 1898 году. Тулла окружила его любовью и роскошью, но оказалась весьма навязчивой и одержимой, буквально преследуя Эдварда и угрожая покончить с собой, если тот на ней не женится.

Тула Ларсен

Однажды, в попытке забрать у Матильды пистолет, художник прострелил себе руку и попал в больницу. Это случилось в 1902 году. Тогда они окончательно разорвали отношения. Годом позже Мунк начал переписываться с английской виолончелисткой Эвангелиной Маддок, которую публика знала как Эву Мудоччи, был увлечен ею некоторое время. Одни исследователи говорят, что она родила от него близнецов, другие – что влюбленные ни разу не виделись, а лишь обменивались письмами.

Больше возлюбленных у Мунка не было – умер он в одиночестве.

Э. Мунк на смертном одре

Литература

  • Нэсс, Атле. Эдвард Мунк. Биография художника = Munch. En biografi. — М.: Весь Мир, 2007. — 584 с. — (Магия имени). — ISBN 978-5-7777-0385-9.
  • Сельц, Жан. Эдвард Мунк = Edvard Munch. — М.: СЛОВО/SLOVO, 1995. — 96 с. — (Картинная галерея). — ISBN 5-85050-083-9.
  • Prideaux, Sue. Edvard Munch: Behind the Scream. — Yale University Press, 2012. — 391 с. — ISBN 0-300-11024-3.
  • Edvard Munch: Prints (неопр.) / Black, Peter; Bruteig, Magne. — London: Philip Wilson, 2009. — ISBN 0-85667-677-2. Catalogue of exhibition at the Hunterian Museum and Art Gallery, University of Glasgow and the National Gallery of Ireland, Dublin
  • Clarke, Jay. Munch on Paper (англ.) // Print Quarterly (англ.)русск. : journal. — 2014. — Vol. 31. — P. 237—243.
  • Dolnick, Edward (англ.)русск.. The Rescue Artist: A True Story of Art, Thieves, and the Hunt for a Missing Masterpiece (англ.). — New York, NY: HarperCollins Publishers, 2005. — ISBN 0-06-053118-5. Recounts the 1994 theft of The Scream from Norway’s National Gallery in Oslo, and its eventual recovery
  • Munch: His Life and Work (неопр.) / Heller; Reinhold. — London: Murray, 1984. — ISBN 0-7195-4116-6.
  • Morehead, Allison. Lithographic and Biological Error in Edvard Munch’s Women in the Hospital (англ.) // Print Quarterly (англ.)русск. : journal. — 2014. — Vol. 31. — P. 308—315.
  • Schiefler, Gustav. Verzeichnis des Graphischen Werks Edvard Munchs bis 1906 (нем.). — Berlin: B. Cassirer, 1907.
  • Schiefler, Gustav. Das Graphische Werk von Edvard Munch: 1906–1926 (нем.). — Berlin: Euphorion Verlag, 1927.
  • Woll, Gerd. Edvard Munch: Complete Paintings: Catalogue Raisonné (неопр.). — London: Thames & Hudson (англ.)русск., 2009. — Т. 4. — ISBN 0-500-09345-8.
  • Chipp, Herschel B. Theories of Modern Art: A Source Book by Artists and Critics (англ.). — Berkeley, CA: University of California Press, 1968. — P. 114. — ISBN 0-520-05256-0.
  • Faerna, José María. Munch (неопр.). — New York, NY: Harry N. Abrams (англ.)русск., 1995. — С. 16. — ISBN 0-8109-4694-7.
  • The Private Journals of Edvard Munch: We Are Flames Which Pour Out of the Earth (англ.) / Holland, J. Gill. — Madison, WI: University of Wisconsin Press (англ.)русск., 2005. — ISBN 0-299-19814-6.
  • O’Neill, Amanda. The Life and Works of Munch (неопр.). — Bristol: Parragon Book Service, 1996. — ISBN 0-75251-690-6.

Крик (1893)

Картина «Крик» — самый знаменитый шедевр норвежского художника экспрессиониста Эдварда Мунка. Многие современники художника полагали, что работа была написана в состоянии его душевного потрясения. Каждый видит в ней своё значение. Некоторые видят предсказание экологической катастрофы или безумной войны. Некоторые — психической болезни автора. Но редакция most-beauty считает, что главное — это впечатление, которое производит картина на зрителя.

На фоне пылающего неба, которое опустилось на дрожащие воды пролива, изображён мост. Мост разделяет картину на две части по диагонали. На переднем плане — нереальная фигура кричащего человека, лицо которого слилось в зеленовато-жёлтую маску ужаса. Изображение безумного кричащего существа, пересекаясь с цветом, формой мазков, передаёт зрителю мощнейшие эмоции. Сочетание двух цветов синего и красного создаёт основу картины, техника написания включает в себя как масло, так и темперу.

Картину несколько раз похищали, но причиной похищения были не огромные деньги, которые она стоит, а её воздействие на человека. Эта картина — предчувствие катастрофы XX века.

4

Возвращение в Норвегию

С 1909г и до конца жизни Эдвард Мунк поселяется в Норвегии. Сначала он жил в Крагерё, — городок на юго-восточном побережье Норвегии. Там он написал несколько зимних пейзажей, и получил возможность заниматься росписью актового зала («Аула») столичного университета. В Крагерё он создал художественную студию, где несколько лет работал над дизайном для Аулы. После некоторых колебаний и противоречий, проект Мунка был принят и осуществлен в 1916г. 

Согласно замыслу автора, роспись Аулы символизирует неисчерпаемые силы жизни. На заднем плане изображен рассвет над фьордом — такой, каким его видел Мунк у себя, в Крагерё. Палитра ярких цветов подразумевает символ безграничного животворящего света. В Ауле также находятся два больших холста: «История» и «Альма Матер». На одном из них изображен старик, сидящий под большим дубом, на фоне грубого и некрасивого пейзажа. На второй картине пейзаж наоборот, — элегантен. Здесь нарисована женщина, сидящая на берегу моря и кормящая грудью ребенка, в то время как дети постарше исследуют близлежащие окрестности. Эти картины показывают две противоположности — мужчину и женщину. Данная тема оставалась одной из главных на протяжении всей жизни Эдварда Мунка. 

Мунк проявлял интерес к зарождавшемуся Рабочему Движению. В 1913-15гг. им была написана картина «Рабочие на пути домой». В 1916г Мунк покупает собственность Экели, в пригороде Кристиании. Ландшафт, люди в гармонии с природой, жизнь в деревне — вот мотивы, которые теперь изображает Мунк, использую четкие и яркие краски. 

В Экели художник жил изолировано, независимо от кого-либо, окруженный лишь своими картинами. Из-под его кисти выходило много картин, значительная часть которых экспонировалась на международных выставках. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты… 

Commercial Success

Три года обучения и практики, Мунк получил стипендию и отправился в Париж, Франция, где провел три недели. Вернувшись в Осло, он начал работать над новыми картинами, одна из которых была«Больное дитя», которое он закончил в 1886 году. В том, что будет рассматриваться как первая работа, представляющая разрыв Мунка с реалистическим стилем, картина символически отражает сильные эмоции на холсте, в частности, отражающие его чувства. о смерти его сестры почти девятью годами ранее.

Скрик (Крик) , через Wikimedia Commons

С 1889 года (год, когда умер его отец) до 1892 года Мунк жил в основном во Франции, финансируемой государственными стипендиями, занимаясь самыми продуктивными, а также самый тревожный период его художественной жизни. Именно в этот период Мунк создал серию картин, которые он назвал «Фризом жизни».в конечном итоге включает в себя 22 работы для Берлинской выставки 1902 года. С картинами, носящими такие названия, как «Отчаяние» (1892), «Меланхолия» (ок. 1892–93), «Тревога» (1894 г.), «Ревность» (1894–953) и «Крик» (также известный как «Крик»), последняя из которых, написанная в 1893 году, станет одной из самых известных картин, когда-либо созданных. Психическое состояние Мунка было в полной мере проявлено, и его стиль сильно различался, в зависимости от того, какие эмоции овладели им в то время. Коллекция имела огромный успех, и Мунк вскоре стал известен миру искусства. Впоследствии он обнаружил недолгое счастье в жизни, которая по-другому сочетается с чрезмерным употреблением алкоголя, семейным несчастьем и психическими расстройствами.

Живопись

В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:

Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.

Картина Эдварда Мунка «Больная девочка»

А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.

После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.

Картина Эдварда Мунка «Весна»

На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.

В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:

В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.

Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»

Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел». Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.

Картина Эдварда Мунка «Крик»

В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:

Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.

Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»

Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:

Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».

Картина Эдварда Мунка «Созревание»

1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.

Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»

В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.

Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.

Наследие и память

См. также: Музей Мунка

Музей Мунка

Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году. До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни.

Работы Мунка неоднократно входили в число самых дорогих проданных картин. В 2006 году его гравюра «Двое (Одинокие)» ушла с аукциона за 8.1 млн норвежских крон (1.27 млн долларов США) и стала самой дорогой гравюрой, проданной в Норвегии. В 2013 году одна из версий картины «Крик» была продана на аукционе за $119.9 млн, став самым дорогим на тот момент произведением искусства.

Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон. В 2013 году в честь стопятидесятилетия со дня рождения Мунка Почта Норвегии выпустила серию марок с репродукциями его работ.

Творчество Мунка оказало значительное влияние на развитие искусства XX века, особенно на такие направления, как экспрессионизм и фовизм.

Биография Эдварда Мунка

Эдвард Мунк появился на свет 12 декабря 1863 года в небольшом городке Лётен в Норвегии. Его отцом был военный доктор — человек небогатый, но происходивший из семьи, известной в культурных кругах норвежского общества. Так, дед Эдварда был проповедником, дядя — историком, а одним из родственников был живописец Якоб Мунк (Jacob Munch), обучавшийся у знаменитого французского неоклассициста Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David).

Семья была бедной и часто перебиралась из одного недорогого жилья в другое, порой ещё более дешёвое. В квартирах, которые приходилось снимать, было сыро, не хватало света и воздуха. Из-за этого заболели туберкулёзом мама и старшая сестра Эдварда.

Мальчик рано потерял мать — в пять лет. Его воспитанием занялась старшая сестра Софи. Эдвард был сильно к ней привязан и пережил сильный душевный надлом, когда чахотка унесла и сестру. Ему в тот момент было пятнадцать.

Немалое влияние на психику подростка оказали и проповеди религиозного отца. Они заставляли ребёнка мучиться от ночных кошмаров с видениями ада.

Переживания детства и юности оказали сильное психологическое воздействие на Мунка и впоследствии отразились в творчестве художника.

Здоровье самого Эдварда Мунка тоже было хрупким, что мешало учебным занятиям. Тем не менее, в шестнадцать лет юноша поступил в технический колледж. Он продемонстрировал впечатляющие успехи в точных и естественных науках, но через год бросил обучение, чтобы воплотить мечту — стать живописцем. Это решение вызвало гнев отца, но другие родственники поддержали молодого человека, поскольку он обладал явным художественным даром. К тому же в роду уже был пример успешной карьеры на этом поприще.

В 1881 году юноша начал учиться в Королевской школе рисования. Через два года он представил публике свои первые работы, которые были написаны в традиционной реалистичной манере.

На полученную стипендию начинающий живописец отправился в Париж, где познакомился с новейшими тенденциями в искусстве. Он начинает экспериментировать, стиль молодого художника становится смелее. В итоге «Больная девочка» (1886), написанная в память об умершей сестре, стала новаторской и вызвала шквал критики. В этой работе уже заметна сильнейшая эмоциональность, которая станет ключевой в творчестве Эдварда Мунка. Картина пронизана чувством боли, безысходности и желания жить. Лишь позднее зрители оценили этот трагичный образ гибнущей юности.

В 1898 году художник снова отправляется во Францию. Наибольшее влияние на него оказали импрессионисты и пуантилисты.

В 1890-е годы стиль художника-экспрессиониста окончательно сформировался. После того, как в 1892 году его произведения высоко оценил влиятельный живописец-консерватор Адельстен Норманн (Eilert Adelsteen Normann), что было довольно неожиданно, критика стала благосклонней к молодому автору. Постепенно он завоёвывает признание.

В 1892-1893 году мастер начинает работать над своим знаменитым циклом «Фриз», в котором создаёт произведения на вечные темы, размышляя о любви и смерти. Именно в рамках этой серии был написан главный шедевр автора — «Крик» (1893).

Начало XX века прошло для Эдварда Мунка под знаком сильного душевного надлома из-за трагического романа с Матильдой Ларсен (Matilda Larsen), которую в дружеском кругу называли Туллой. Художник даже пытался застрелиться, но, к счастью, неудачно. В 1908 году он полгода провёл в психиатрической лечебнице. Возможно, сыграла роль и наследственность, так как вторая сестра мастера была больна шизофренией.

Тем не менее, поздние образы Мунка менее драматичны. Возможно, в это время художник, дважды оказывавшийся на грани жизни и смерти (сначала из-за попытки самоубийства, потом — заболев «испанкой») стал острее любить жизнь. Но отголоски тревожных настроений звучат и в его поздних произведениях.

Эдвард Мунк покинул мир 23 января 1944 года, прожив 80 лет. Последние его годы были неспокойны: фашистский режим, установившийся в период Второй мировой войны в Норвегии, сначала назвал творчество художника-экспрессиониста «арийским», но через некоторое время — «дегенеративным».

Мунк всерьёз опасался репрессий и конфискации картин, но этого не произошло: судьба сохранила наследие гения для потомков. Свои произведения живописец завещал городу.

Довела до самоубийства

Полотна Эдварда Мунка входят в черный список картин, приносящих несчастье.

  • Все, кто соприкасался с картиной «Крик», заболевали, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали.
  • Однажды музейный служащий уронил полотно. Вскоре у него начались сильнейшие головные боли, которые довели беднягу до самоубийства.
  • В другой раз картину выронил рабочий музея. Через неделю он попал в автоаварию и долго лечился после травм.
  • Кто-то из посетителей музея решился прикоснуться к изображению и через несколько дней погиб при пожаре.
  • Еще одна картина Мунка — «Мертвая мать»- имеет схожее действие. Владельцы полотна утверждали: глаза девочки постоянно следили за ними, а простыни на кровати шуршали и двигались.

Кстати

Полотна, которыми художник был недоволен, он «наказывал»: выставлял за порог под дождь или снег. Радовался, когда на них попадал птичий помет. Стертое изображение не исправлял.

Поздние годы

Эдвард Мунк, интересные факты о котором не так многочисленны, все же может кое-что рассказать. Так, его часто мучали галлюцинации, которые он описывал в своем дневнике. Также считается, что он боялся рыжеволосых женщин. В последние годы творчества его картины приобрели более грубые черты, но более мирные сюжеты. В 1916 он покупает виллу, где занимается садоводством. Уже через два года он заболевает «испанкой», но быстро выздоравливает. В 1930 у него случились проблемы со зрением, из-за чего он почти прекратил писать. Когда Норвегия была оккупирована, Мунка называли «истинно нордическим» художником. Вскоре отношение нацистов к Эдварду изменилось и его заклеймили. Последние годы он жил со страхом, что его картины конфискуют из собственного дома. Умер художник в 1944 году, через месяц после 80-летия.

Недобрая слава

Изначально рисунок назывался «Крик природы». Именно его, дрожа от волнения, почувствовал автор в 1892 году в Ницце. Наверное, неудивительно, что со столь мрачной картиной связано мистическое проклятие всех, кто входит с ним в какой-либо контакт. Рабочие, переносившие картину, кончали с собой из-за сильных головных болей и попадали в страшные аварии. Потрогавший пальцем полотно любопытный посетитель сгорел заживо у себя в доме.

Картину стоимостью более 70 миллионов долларов неоднократно похищали, но она всегда возвращалась Музей Мунка в Осло. Жуткая атмосфера, воссозданная на холсте, влияет на психику зрителя, и этот факт научно подтвержден.

Никто не знает, трагическая ли это случайность, забирающая души людей, или действительно мистическая картина обладает злым роком. Как бы то ни было, но посетители музея стараются обойти ее стороной.

Галерея картин Мунка

Хронология творчества Эдварда Мунка

1892: «Фризы жизни». В 1889 Мунк (большую часть года живший во Франции) открыто высказался насчет натурализма в так называемом «Сен-Клудском манифесте». Законченная в 1897 картина «Меланхолия» характеризуется движением к абстракции: цветовые поля Мунк ограничивал контурными линиями. Формы, цвета и линии упрощены и стилизованы. Работа должна была отразить состояние души друга, страдающего от несчастной любви к замужней женщине. В 1892 он впервые отказался от участия в «Осеннем салоне» в Осло, отвернувшись от сообщества норвежских художников. В том же году он начал работать над так называемыми «Фризами жизни», основанными на записях из личного дневника. Самой известной и наиболее часто интерпретируемой работой цикла стала картина «Крик» (1893), символизирующая одиночество современного человека и его страх перед жизнью. В основе картины лежит чувство, пережитое Мунком во время одной из прогулок: «Солнце ушло прямо вниз — небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил, как все вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу». Другие знаменитые работы цикла «Фризы жизни» — «Страх» (1894), «Ревность» (1895) и «Отчаяние» (1898).

В конце 90-х появились первые картины без страха и отчаяния, характерного для прежних работ Мунка. Так, на картине «Плодородие» (1898) изображены люди на фоне гармоничной природы. Жизненные установки художника постепенно становились все более позитивными, о чем свидетельствуют, в частности, картины с изображениями полярной ночи.

1902: Мастер портрета. На рубеже веков Мунк завершил «Фризы жизни» и впервые выставил их в 1902. Одновременно художнику приходилось бороться с тягой к алкоголю; эта проблема усугублялась связью с его возлюбленной Туллой Ларсен. В1902 они расстались. Большую часть года Мунк проводил в Берлине, где стал популярным портретистом. Его портреты получали высокие оценки за то, что превосходно отражали характер человека. Верный своему девизу: «Я пишу мозгом», Мунк тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет за какие-то несколько часов.

1910: Документальное отражение упадка. В 1905 он закончил одну из двенадцати вариаций картины «Девушка на мосту»; все они отличаются общим жизнерадостным настроем. Через два года Мунк воплотил в отдельных картинах свое потерпевшее фиаско влечение к Тулле Ларсен: в «Амуре и Психее» мы видим мужчину и женщину, которых неумолимо разделяет падающий между ними свет. На картине «Марат» изображено убийство мужчины женщиной. Мунк работал экспрессивными, широкими мазками, такой экспериментальный стиль характерен для серии «Зеленая комната» (1907). В 1908 Мунк перенес нервный срыв и более восьми месяцев провел в психиатрической клинике. После этого он уехал в Норвегию, где посвятил себя в основном написанию ландшафтов. В поздних автопортретах он безжалостно отразил собственный упадок. В 1927 в Берлине и Осло состоялись ретроспективы работ Мунка. В 1940 Мунк, после начала второй мировой войны отказавшийся от каких-либо контактов с оккупантами, написал свой последний автопортрет. Через четыре года он умер в Экели в возрасте 80 лет.

Дж. Лeнc

Tags:

  • выставки мунка
  • картины мунка
  • крик мунка
  • норвежский художник
  • фриз жизни
  • эдвард мунк
  • экспрессионизм

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий