Сочинения и популярные темы докладов

О’брайен (1984)

Видео иммобилизирующая повязка на плечевой сустав

Интересные факты о мистере Оруэлле

У человека, ставшего известным публицистом, писателем, увлечения были разные. Он не только следил за политическими событиями в мире, принимал участие в военных действиях, но и изучал разные языки, например. Так, помимо английского писатель говорил на хинди, латыни, греческом, бирманском, французском, каталонском, испанском языках. К прочим интересным фактам о личности Эрика Артура Блэра относятся:

  • любовь к чаепитию – ежедневно писатель пил чай в одно и то же время, устраивая из этого целую церемонию, даже если находился наедине с собой;
  • любовь к сбору красивых вещей – известно, что у мужчины была коллекция кружек, что посвятили празднику в честь бриллиантового юбилея королевы Виктории, а также большое количество открыток и вырезок из газет. Кроме того, у него на стене в спальне висел Бирманский меч ручной работы;
  • любовь к ремесленничеству – мужчина нередко изготавливал мебель по собственным эскизам. И хотя она получалась несуразной, он находил в процессе ее создания истинное удовольствие.

26 пророческих цитат Джорджа Оруэлла

Знаменитые антиутопии Оруэлла «Скотный двор» и «1984» были написаны в середине ХХ века, и хотя предсказания фантаста об ужасах тоталитарного режима не сбылись, именно в наши дни они приобретают новое, немного зловещее звучание.

  • 1. Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие.
  • 2. Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре. Если дозволено это, все остальное отсюда следует.
  • 3. Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым.
  • 4. Если соблюдаешь мелкие правила, можно нарушать большие.
  • 5. Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека — вечно.
  • 6. Власть — не средство; она — цель. Диктатуру учреждают не для того, чтобы охранять революцию; революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий — репрессии. Цель пытки — пытка. Цель власти — власть.
  • 7. Каких взглядов придерживаются массы и каких не придерживаются — безразлично. Им можно предоставить интеллектуальную свободу, потому что интеллекта у них нет.
  • 8. В любом обществе простые люди должны жить наперекор существующему порядку вещей.
  • 9. Лучшие книги говорят тебе то, что ты уже сам знаешь.
  • 10. Массы никогда не восстают сами по себе и никогда не восстают только потому, что они угнетены. Больше того, они даже не сознают, что угнетены, пока им не дали возможности сравнивать.
  • 11. Многие люди вольготно чувствуют себя на чужбине, лишь презирая коренных жителей.
  • 12. Всякий писатель, который становится под партийные знамёна, рано или поздно оказывается перед выбором — либо подчиниться, либо заткнуться.
  • 13. Бывают ситуации, когда «неверные» убеждения более искренни, чем «верные».
  • 14. В нашем обществе те, кто лучше всех осведомлён о происходящем, меньше всех способны увидеть мир таким, каков он есть. В общем, чем больше понимания, тем сильнее иллюзии: чем умнее, тем безумнее.
  • 15. Во времена всеобщей лжи говорить правду — это экстремизм.
  • 16. Абсолютно белое, как и абсолютно чёрное, кажется каким-то дефектом зрения.
  • 17. И если все принимают ложь, навязанную партией, если во всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой.
  • 18. Нет ничего твоего, кроме нескольких кубических сантиметров в черепе.
  • 19. Иерархическое общество возможно только на основе бедности и невежества.
  • 20. Чтобы видеть то, что происходит прямо перед вашим носом, необходимо отчаянно бороться.
  • 21. Ни за что на свете ты не захочешь, чтобы усилилась боль. От боли хочешь только одного — чтобы она кончилась. Нет ничего хуже в жизни, чем физическая боль. Перед лицом боли нет героев.
  • 22. Нам, представителям среднего класса, кроме правильного произношения, терять нечего.
  • 23. Война — это способ разбивать вдребезги, распылять в стратосфере, топить в морской пучине материалы, которые могли бы улучшить народу жизнь и тем самым в конечном счёте сделать его разумнее.
  • 24. Патриотизм по природе своей не агрессивен ни в военном, ни в культурном отношении. Национализм же неотделим от стремления к власти.
  • 25. Если ты в меньшинстве — и даже в единственном числе, — это не значит, что ты безумен.
  • 26. Люди могут быть счастливы лишь при условии, что они не считают счастье целью жизни.
  • 27. Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и
    мошенников, не являются их жертвами. Они соучастники.

Джордж Оруэлл скончался 21 января 1950 года в Лондоне. Тяжелая форма туберкулеза стала причиной ранней смерти писателя, не успевшего осуществить ряд выношенных планов.

  • Смотрите других знаменитых мужчин по имени Джордж.
  • Знаменитых мужчин по имени на букву Д (и женщин).
  • Биографии выдающихся личностей истории по фамилии на букву О.
  • Описание мужских имён на букву Д (и женских).
  • Описания мужских отчеств (и женских).
  • Описание мужского имени-отчества на букву Д (и женских).
  • 100 самых распространённых фамилий США.
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • И определение букв имени в разработке российскогоФеликса Казимировича Величко.

Уинстон Смит

Главным персонажем произведения является Уинстон Смит. В момент повествования ему примерно 39 лет (то есть он родился в 1944 г. или 1945 г.). Биография этого обычного жителя Лондона является детальным слепком эпохи. Оруэлл с помощью воспоминаний своего протагониста восстанавливает перед читателем картину истории нескольких десятилетий.

В 1950-е годы в мире шла ядерная война. Многие государства из-за нее были уничтожены или, по крайней мере, везде сменилась власть. В Великобритании старое правительство также оказалось сметено революционными событиями на руинах разрушенной страны. Править начала тоталитарная партия «Ангсоц».

Ее руководство развернуло полномасштабные репрессии, направленные против своих оппонентов в Великобритании. Жертвами этой политики становились все – от неугодных военных до простых граждан. Родители Уинстона Смита также были репрессированы. Так как главный герой был в то время ребенком, он в точности не знал, что с ними произошло. Скорее всего, они погибли в концлагере или были «распылены» (это был один из новейших способов казни).

О’Брайен и Джулия

На двухминутке ненависти Смит встречает двух персонажей, которые потом окажутся ключевыми во всем романе. Во-первых, это член партии О’Брайен (его имя неизвестно). Смит надеется на то, что он также сомневается в том, что говорит партия. Над этим персонажем долго работал Оруэлл. «1984» (краткое содержание невозможно без упоминания других персонажей) раскрывает немногие факты его биографии. Тем не менее, сам автор говорил, что у этого таинственного человека есть важный прообраз – Глеткин из романа «Слепящая тьма» Артура Кестлера.

Вторым важным действующим лицом становится Джулия – также член партии. Сначала Смит относился к ней подозрительно, опасаясь, что та шпионит за ним и может донести в карательные органы. Однажды Уинстон отправился в жилой район пролов (пролетариев – низшего сословия в обществе), где побывал в торговой лавке. Такие путешествия были нежелательны для членов партии. На обратном пути Смит столкнулся с Джулией. Он пришел в ужас от мысли, что девушка может донести о том, где она его видела.

Концовка

Несоответствие человеческой природы и диктатуры подчеркивается в финале романа «1984», где личности главных героев были стерты до неузнаваемости. Уинстон после длительных физических страданий признает, что О’Брайен показывает не четыре пальца, а пять, хоть это и неправда. Но инквизитор идет дальше в своих экспериментах: он тычет в лицо узнику клетку с крысами. Для Смита это выше всяких сил, он до сумасшествия боится их и предает Джулию, умоляя отдать ее крысам вместо него. Впрочем, она тоже предает его под пытками. Так борцы с системой разочаровываются друг в друге, все их мечты становятся похожими на детский лепет. После этого они уже не могут даже думать о протесте, все их помыслы полностью контролируются полицией мыслей. Это сокрушительное внутреннее поражение контрастирует с очередной «победой» Океании в войне против Евразии. Под призывные звуки фанфар Смит совершенно искренне возлюбил Большого Брата. Теперь он – часть всеобщего единомыслия.

Часть первая

1. Холодным апрельским днём, в тринадцать часов тридцатидевятилетний Уинстон Смит входит в Дом Победы. Он с трудом преодолевает семь лестничных маршей и, оказавшись в своей квартире, смотрит на мир за окном, который кажется ему бесцветным, за исключением всюду расклеенных плакатов с черноусым мужчиной и надписью «БОЛЬШОЙ БРАТ ВИДИТ ТЕБЯ». Вмонтированная в правую стену комнаты металлическая пластина («монитор») передаёт цифры по перевыполнению Девятого Трёхлетнего Плана по выплавке чугуна и заодно следит за всем, что происходит в помещении. В километре от дома Смита возвышается Министерство Правды (Миниправда) – место работы героя, расположенное в Лондоне – главном городе Первой Военно-Воздушной Зоны, провинции Океании. На других конца города находятся Министерство Мира (Минимир на новоязе), Министерство Любви (Минилюбовь) и Министерство Изобилия (Мини-много).

На кухне Уиинстон выпивает чашку сивушного «Джина Победы», после чего прячется в нише, расположенной вне поля видимости монитора, и пробует сделать свою первую запись в дневник, открыть который он готовился несколько недель. В начале Смит пишет про свой поход в кино, затем про утреннее происшествие в Министерстве Правды, когда на Двухминутке Ненависти, направленной на главного Врага Народа – Эммануэля Гольдштейна, в Историческом отделе, где он работал, он понял, что ненавидит двадцатисемилетнюю девушку из Художественного отдела за то, что хочет её, и встретился взглядом с членом Внутренней Партии О’Брайеном, так же ненавидящим Партию, как и сам Уинстон.

2. Противозаконное занятие Смита прерывается приходом соседки – миссис Парсонс, просящей героя устранить засор кухонной раковины. Девятилетний сын и семилетняя дочь женщины расстроены тем, что не могут пойти на казнь военных преступников, и играют с Уинстоном во Врага Народа.

3. Уинстону снится мать с младшей сестрой. Он вспоминает отца, пропавшего вместе с нею во время чисток пятидесятых годов. Затем герой видит во сне Золотую страну, где темноволосая девушка изящным движением сбрасывает с себя одежду перед заводью.

Утро Смита начинается с зарядки, во время которой он пытается вспомнить своё детство и размышляет о войне, ведущейся с Евразией, ещё четыре года назад бывшей союзницей Океании. Инструкторша через монитор заставляет Уинстона дотянутся руками до пальцев ног.

4. На работе Уинстон переписывает документы, подгоняя данные газет, журналов и книг под нужды Партии. Он имеет дело с цифрами и речами Большого Брата. Другие сотрудники Министерства Правды исправляют имена испарённых людей, стихи, изымают из обращения опасные издания, печатают низкопробную литературу для пролетариата.

5. За обедом Уинстон общается с другом Саймом – филологом, работающим в Исследовательском отделе. Сайм занимается выпуском Одиннадцатого издания «Словаря новояза», строящегося по принципу уничтожения ненужных слов. Уинстон с грустью думает о том, что рано или поздно его друга «вычистят».  За столик подсаживается Парсонс. Министерство Изобилия вещает по радио о прекрасной жизни в Океании. Темноволосая девушка пристально смотрит на Уинстона.

6. Уинстон делает новую запись в дневнике. Он вспоминает секс с проституткой и свою жену Кэтрин, которая спала с ним без страсти, с единственной целью – родить ребёнка для государства.

7. Уинстон понимает, что единственная надежда на общественные изменения – восстание пролов, которых Партия низвела до уровня животных. Он много размышляет о неизменяемости прошлого и никак не может понять, зачем государству нужна постоянная подтасовка фактов.

8. Второй раз за последние три недели Уинстон пропускает вечер в общественном центре. Он гуляет по лондонским трущобам, попадает под удар ракеты, слушает, как мужчины-пролы спорят о лотерее, угощает старика пивом в надежде узнать правду о прошлом. В лавке старьёвщика, где до этого он купил дневник, Уинстон приобретает стеклянное пресс-папье с кораллом – вещь столетней давности. Чаррингтон показывает герою комнату, в которой он жил с женой, рассказывает о лондонских церквях. На улице Уинстон встречает темноволосую девушку. Придя домой, он жалеет о том, что не убил незнакомку.

Критика

Антиутопия Оруэлла был тепло встречена читающей публикой, как на Западе, так и в странах Социалистического блока, однако каждая сторона пыталась использовать посыл романа в свою пользу. В капиталистических странах утверждали, что Оруэлл в своём творчестве отсылал читателя к коммунистическим диктатурам, а в СССР делали выводы о том, что писатель в лице Океании изобразил государство, находящееся на высшей стадии становления империализма.

Современные исследователи и писатели лояльны к антиутопии Оруэлла и отмечают крупицы истины, которые делают писателя пророком:

Этот вопрос является предметом дискуссий и в наши дни. Так или иначе роман «1984» стал неотъемлемой частью мировой культуры, он был несколько раз экранизирован и разобран на множество цитат.

Следи за собой

Старший Брат децентрализовался, потерял персонифицированную форму — ни тебе усатого мужчины с горящим взглядом, ни даже анекдотического «товарища майора», по мнению многих сидящего на проводе где-то на полпути от сервера «ВКонтакте» к твоему домашнему Wi-Fi-роутеру. Но «телекраны», вещающие пропаганду и следящие за пользователями, сегодня в кармане у каждого — разве что отслеживает предпочтения и заботливо скармливает очередную порцию «инфы» не всесильное государство, а транснациональные корпорации. Которые, так уж сложилось, почти все базируются в «бастионе демократии» по ту сторону Атлантики.

Кадр из фильма «1984», снятого по одноименному роману Джорджа Оруэлла

Фото: Samuel Goldwyn

Впрочем, сегодня фальшивые новости всё чаще и чаще используются вовсе не в политических, а в сугубо коммерческих целях, в погоне за трафиком и рекламными доходами — новый Старший Брат вполне по-марксистски считает, что бытие определяет сознание, а прибыль поддержит практически любую идеологию.

Личная жизнь

В 1936 году Джордж Оруэлл женился на Элин О’Шонеси, с которой они прошли многие испытания, в том числе и испанскую войну. Собственными детьми пара за долгие годы совместной жизни так и не обзавелась, и лишь в 1944 году они усыновили одномесячного мальчика, которому дали имя Ричард. Однако уже совсем скоро радость сменилась огромным горем – 29 марта 1945 года в ходе операции Элин не стало. Потерю супруги Оруэлл переносил болезненно, на определенное время он даже стал отшельником, поселившись практически на безлюдном острове, на побережье Шотландии. Именно в это тяжелое время писатель завершил роман «1984».

За год до смерти, в 1949 году Оруэлл женился второй раз на девушке по имени Соня Бронел, которая была младше его на целых 15 лет. Соня на то время работала помощником редактора в журнале “Горизонт”. Однако брак продлился всего три месяца — 21 января 1950 года писатель скончался в палате одного из лондонских госпиталей от туберкулеза. Незадолго до этого его творение «1984» увидело мир.

Главные герои

  1. Уинстон Смит – главный герой романа «1984», сотрудник министерства правды. Ему 39 лет, он худощавый и нездоровый на вид. У него изможденное лицо с резкими чертами, усталый взгляд. Он склонен к раздумьям и сомнениям, исподтишка ненавидит существующий строй, но не располагает смелостью, чтобы протестовать открыто. С детства Уинстон был эгоистичным и слабым: его семья жила в нищете, и он вечно жаловался на голод, отнимал еду у матери с сестрой, а однажды отобрал у сестры шоколадку, убежал, и, вернувшись, никого не обнаружил. Так он попал в интернат. С тех пор его натура мало изменилась. Единственное, что его возвысило, — это любовь к Джулии, породившая в нем смелость и готовность к борьбе. Однако испытаний мужчина не выдерживает, к жертве ради любимой женщины он не готов. Оруэлл издевательски присваивает ему унизительную фобию – боязнь крыс, которая губит чистосердечные порывы Смита. Именно клетка с грызунами заставила его предать возлюбленную и всей душой приобщиться к идеологии Большого Брата. Так образ борца с системой деградирует до типичного характера приспособленца и раба конъюнктуры.
  2. Джулия – главная героиня антиутопии «1984», любимая женщина Уинстона. Ей 26 лет. Она трудится в литературном цехе, занимается сочинением романов на специальном приборе. Она имеет солидный сексуальный опыт, развращает членов партии, являясь символом неукротимого человеческого естества с его инстинктивной логикой поведения. У нее густые темные волосы, веснушки на лице, миловидная внешность и красивая женственная фигура. Она отважна, гораздо смелее и откровеннее возлюбленного. Именно она признается ему в своих чувствах и увлекает его загород, чтобы высказать сокровенные мысли. Она своей распущенностью протестует против пуританства партии, хочет отдавать свою энергию ради наслаждения и любви, а не во славу Большого Брата.
  3. О’Брайен – обладатель солидного чина в партии, тайный агент полиции мыслей. Хорошо воспитан, сдержан, имеет спортивное телосложение. Намеренно создает впечатление оппозиционности. Он – резонер, его роль схожа со значением образа Мефистофеля в судьбе Фауста. Он является Уинстону во снах, рождает в его мыслях сомнение в том, что тот разделяет политические взгляды большинства. Герой все время подбрасывает поленья в огонь протеста Смита, наконец, открыто склоняет его к участию в готовящемся мятеже. Позже выясняется, что он был провокатором. О’Брайен лично руководит пытками своих «друзей», постепенно выбивая из них индивидуальность. Жестокий инквизитор обнаруживает при этом редкое обаяние, ясный ум, широкий кругозор и дар убеждения. Его позиция гораздо последовательнее и логичнее того, что пытаются противопоставить ему заключенные.
  4. Сайм – филолог, один из основателей новояза. Все второстепенные персонажи нарисованы автором схематично и только ради того, чтобы показать несправедливость и порочность государственной системы в антиутопии «1984».

Краткая биография

Джордж О́руэлл (англ. George Orwell, настоящее имя Эрик Артур Блэр, англ. Eric Arthur Blair; 25 июня 1903, Мотихари, Британская Индия — 21 января 1950, Лондон) — британский писатель и публицист. Наиболее известен как автор культового антиутопического романа «1984» и повести «Скотный двор». Ввёл в политический язык термин холодная война, получивший в дальнейшем широкое употребление.

Эрик Артур Блэр родился 25 июня 1903 года в Мотихари (Индия) в семье сотрудника Опиумного департамента британской колониальной администрации Индии — британской спецслужбы, занимавшейся контролем над производством и хранением опиума перед его вывозом в Китай. Должность его отца — «помощник младшего заместителя уполномоченного опиумного департамента, чиновник пятого класса» — литературовед Терри Иглтон назвал «словно созданной для шоу „Монти Пайтона“».

Начальное образование получил в школе св. Киприана (Истборн), где учился с 8 до 13 лет. В 1917 году получил именную стипендию и до 1921 года посещал Итон Колледж. С 1922 по 1927 год служил в колониальной полиции в Бирме, затем долгое время провёл в Великобритании и Европе, живя случайными заработками, тогда же начал писать художественную прозу и публицистику. Уже в Париж он приехал с твёрдым намерением стать писателем, ведомый им там образ жизни оруэлловед В. Недошивин характеризует как «бунт сродни толстовскому».Начиная с основанной на автобиографическом материале повести «Фунты лиха в Париже и Лондоне» (1933), публиковался под псевдонимом «Джордж Оруэлл».

Уже в 30 лет он напишет в стихах: «Я в этом времени — чужой»

В 1936 году женился, а уже через шесть месяцев вместе с женой отправился на Арагонский фронт гражданской войны в Испании. Сражаясь в рядах ополчения, сформированного антисталинистской коммунистической партией ПОУМ, столкнулся с проявлениями фракционной борьбы в среде левых. Провёл почти полгода на войне, пока не был ранен в горло фашистским снайпером в Уэске. Прибыв из Испании в Великобританию левым противником сталинизма, вступил в Независимую рабочую партию.

Во время Второй мировой войны вёл антифашистскую программу на Би-би-си.

Умер в Лондоне от туберкулёза 21 января 1950 года.

Джордж Оруэлл, биография

Джордж Оруэлл

Эрик Артур Блэр, известный читателям под именем Джорджа Оруэлла, как и Роберт Пенн Уоррен, о котором мы уже говорили, жил в чрезвычайно бурное время для всей планеты Земля.

При его жизни случились две мировые войны, череда революций и гражданских войн (в том числе в России), началась Холодная война (термин, собственно, и изобретён Оруэллом).

Будущий писатель родился в Индии, тогда ещё британской колонии, в семье чиновника, и раннее детство провёл там же. Но уже в 8 лет он оказался в Великобритании. В юности посещал знаменитый колледж Итон. Затем судьба забросила его в Бирму, где он до 1927-го года служил в колониальной полиции.

В конце 20-х Оруэлл всё-таки возвращается в Европу. Тогда уже сформировалось его стремление заниматься литературой. Начав писать, Джордж сначала кормил себя случайными заработками в Париже, потом перебрался в Англию. Европа не слишком баловала его.

Нет, и не может быть никаких сомнений в том, что личная биография и ярчайшие потрясения истории оказали определяющее влияние на личность молодого человека. Он стремительно политизировался. Процесс моральной эволюции дошёл до того, что в 1936-м году Оруэлл вместе с женой отправился в Испанию, охваченную Гражданской войной*, и вступил в ополчение Рабочей партии марксистского объединения (также известной как ПОУМ).

Сражаясь на его стороне, Оруэлл своими глазами увидел внутреннюю борьбу среди левых сил в этом конфликте. Он стал свидетелем и действий Коминтерна (контролируемого Сталиным), многими расцененных, как предательские по отношению к Испанской Республике. Получив ранение в горло, Джордж Оруэлл вернулся в Великобританию с уже оформившимися социалистическими и антисталинистскими взглядами.

Для справки

*Гражданская война в Испании – столкновение между демократическим правительством Второй Испанской Республики («Народный фронт») и фашистской военно-националистической мятежной диктатурой под руководством генерала Франко, поддержанного Германией, Италией и Португалией. Война началась в 1936-м, а закончилась в 1939-м году разгромом Народного фронта и победой Франко. На стороне Испанской Республики в Гражданской войне, кроме Оруэлла принимали участие Эрнест Хемингуэй, Артур Кёстлер, Антуан де Сент-Экзюпери, Илья Эренбург, Джон Дос Пассос.

Тут мы подходим к самому интересному для автора настоящей статьи моменту в биографии писателя. Он становится политическим автором.

В своём эссе «Почему я пишу» литератор достаточно точно формулирует политические мотивы в творчестве. Как считает Джордж Оруэлл, книги вообще не могут быть аполитичными, потому как «даже мнение, что искусство не должно иметь ничего общего с политикой, уже является политической позицией».

В том же самом эссе он ставит проблему сочетания политического высказывания и литературного произведения. Джорджа Оруэлла интересует, каким образом можно обозначать свои гражданские взгляды, и при этом получить нечто, называемое искусством. Разработкой такого специфического и, безусловно, сложнейшего вопроса Оруэлл занимался до конца своих дней.

По возвращении из Испании он сначала пишет документальные «Памяти Каталонии» и «Вспоминая войну в Испании», но после переходит к важнейшим своим художественным опытам: «Скотному двору» и «1984».

Любо-дорого

Еще лет 20 назад самым суровым обличителям нравов постиндустриального общества казалось, что в будущем нас ждет скорее «дивный новый мир» Хаксли, основанный на принуждении к повиновению через плотские удовольствия. Но и тут последнее слово оказалось за Оруэллом. Вместо безвредной «сомы» — смертоносные синтетические наркотики (в «1984» это был химический джин «Победа», но разница невелика), вместо радостей любви — «трансгендерность», «полиаморность», «небинарность», и тут же — риск отправиться на нары за то, что когда-то считалось невинным флиртом. Но одновременно — изобилие порнографии в интернете, рассчитанной на современных «пролов». «Порнхабы» разных оттенков серого в мире «1984» — «особый подотдел — на новоязе именуемый порносеком, — выпускавший порнографию самого последнего разбора».

Джордж Оруэлл во время работы на Би-би-си, 1941 год

Фото: commons.wikimedia.org

При этом, разумеется, современный Старший Брат декларирует — на пока еще не всегда понятном «пролам» новоязе — стремление к свободе, миру и науке. Но, как и у Оруэлла, свобода обращается рабским повиновением принципам «толерантности», мир — «гуманитарными бомбардировками», а наука — последовательным уничтожением традиций образования.

Но есть, конечно, и разница между миром «1984» и тем, в котором довелось жить нам. Оруэлловский Старший Брат строит общество на основе ненависти и страха — и, как справедливо замечает протагонист романа, Уинстон Смит, такая цивилизация нежизнеспособна. Нынешний либеральный Старший Брат избрал другую стратегию: современный социум Запада пытаются приучить к абсолютно елейной «любви» — терпимости на грани безразличия.

Результат, впрочем, пока получается тот же, что и у Оруэлла: «Мы разорвали связи между родителем и ребенком, между мужчиной и женщиной, между одним человеком и другим. Никто уже не доверяет ни жене, ни ребенку, ни другу. А скоро и жен и друзей не будет. Новорожденных мы заберем у матери, как забираем яйца из-под несушки. Половое влечение вытравим. Размножение станет ежегодной формальностью, как возобновление продовольственной карточки. Оргазм мы сведем на нет. Наши неврологи уже ищут средства. Не будет иной верности, кроме партийной верности. Не будет иной любви, кроме любви к Старшему Брату. Не будет иного смеха, кроме победного смеха над поверженным врагом. Не будет искусства, литературы, науки. Когда мы станем всесильными, мы обойдемся без науки. Не будет различия между уродливым и прекрасным».

Статуя Джорджа Оруэлла, созданная скульптором Мартином Дженнингсом, в штаб-квартире Би-би-си. Джордж Оруэлл был сотрудником корпорации с 1941 по 1943 год

Фото: Global Look Press/Howard Jones

О вальдшнепах и кроншнепах

Джордж Оруэлл кормит козу Мюриел. Уоллингтон, 1939 год

Эта запись сделана в Уоллингтоне — в деревне недалеко от Лондона, где Оруэлл прожил немалую часть времени в 1936–1940 годах. Подобных наблю­дений за тем, что попадалось на глаза, в его дневниках множество. В Уоллинг­тоне он фиксирует и погоду, и свои работы на приусадебном участке, и коли­чество снесенных курами и проданных яиц, и количество надоенного козьего молока (кличка его козы была Мюриел — так же он назовет козу в повести «Скотный двор», изданной в 1945 году). Оруэлл с дотошным интересом описывает все вокруг: и материальное, практическое, и живое, не приносящее практической пользы. 20 сентября 1938 года он, к примеру, подробно описал и зарисовал токарный станок столяра-еврея в Марракеше:

А про птиц (вернее, про их отсутствие) он находил время подумать даже в разгар боев в Испании:

Но, с другой стороны:

Министерство правды

Писатель Джордж Оруэлл решил сделать своего главного героя простым членом тоталитарного и запуганного общества, чтобы нагляднее показать повседневную жизнь в условиях страха и постоянных потрясений. Смит работает в министерстве правды. Это одна из выдуманных автором государственных структур.

Название министерства – это черная ирония и яркий пример двоемыслия. На самом деле оно было занято тотальной пропагандой, которая полностью перевирала происходившие события. Сотрудники министерства (в том числе и Смит) подтасовывали факты, лгали в СМИ и т. д. Вся их деятельность была направлена на то, чтобы сохранить власть правящей партии и внушить гражданам преданность и рабское поклонение. По сути, роман-антиутопия изображает аналог министерства пропаганды в Третьем рейхе. Его главой был один из самых известных и одиозных нацистов – Йозеф Геббельс.


Контакты
О сайте
Политика конфиденциальности
Условия использования