Поход игоря святославовича на половцев: ослабление древней руси
Содержание
- 1 Главные причины войны с половцами
- 2 Правление
- 3 После побоища Игоря Святославича с половцами
- 4 Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь»
- 5 Наташа любимая героиня Толстого
- 6 Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии «Горе от ума»
- 7 Другие полотна Васнецова, посвященные далекому прошлому
- 8 Вариант 4
- 9 Проблематика “После бала”
- 10 Природа в сюжете
- 11 Особенности композиции
- 12 17.Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?
- 13 Поход Игоря Святославовича на половцев
- 14 Собирательный образ русской женщины
- 15 «Анна Ярославна — российская принцесса? Ой, я вас прошу»
- 16 Предупреждающее знамение
- 17 Сюжет картины «После побоища Игоря Святославича с половцами»
- 18 Походы, в первые годы правления
Главные причины войны с половцами
Во второй половине XII века половцы располагались в долинах Днепра и Дона. Руководил ими хан Кончак. Хотя русичи считали его «безбожным разорителем», русские князья нередко прибегали к помощи хана для сражения за соседние территории. Половцы действовали как наемники, переходящие на сторону более выгодных и богатых правителей.
В 1180 году князь Игорь Святославович был дружен с ханом Кончаком. Он пополнил свое войско отрядами половцев для похода на Киев. Но уже в 1183 году дружбе пришел конец. Русь восстала против кочевников. Игорь нередко организовывал походы, самостоятельно атакуя половцев. Эти сражения очень хорошо описаны в «Слове о полку Игореве». Летописец характеризует князя как мужественного, храброго воина. Но вместе с тем он был недальновиден, амбициозен, тщеславен.
В 1184 году Святослав совместно с соседними князьями разбил войско половцев. Игорь подумал, что кочевники ослаблены, нападать на Русь не осмелятся. И это весьма подходящее время, чтобы окончательно разбить их рать. Скорее всего, князь попросту хотел прославиться, покорив давних врагов русичей. Хотя и о материальных выгодах не стоит забывать, ведь кочевники владели награбленными богатствами.
Правление
12 век в российских архивах характеризуется как период войны с половецкими войсками. Русь тогда ослабла из-за междоусобиц между князьями. А половцы – это враги номер один для славян. Самым уязвимым считалось Черниговское княжество, поскольку оно находилось ближе всего к вражеским территориям, на юге государства. Там кочевники бывали особенно часто.
Князь Игорь Святославич
Более-менее исправить ситуацию можно было с помощью найма половцев. Воины использовались как дополнительная сила для решения междоусобных конфликтов. К союзу относился и Игорь Святославич. Он и его двоюродный брат объединили армии и договорились с кочевниками (для дополнительной силы). Этим составом они двинулись на смоленские земли, где княжили Ростиславичи.
Стоит сказать, что первые годы правления новоиспеченного князя отличались миром и спокойствием. Все было хорошо вплоть до 1184 года. Эпоха междоусобиц постепенно угасала, и соседствующие правители задумались о перемирии. Они договорились собрать войска в единую армию. И таким составом планировались напасть на земли половцев. Движение возглавляли Рюрик Овручский и Святослав Киевский. Роль Игоря заключалась в том, чтобы он с Владимиром Переяславским отправился, как бы сказали сегодня, на разведку в тылы врага.
Памятник Игорю Святославичу в Новгороде-Северском
Важным событием стало сражение на реке Орель. Большая часть врагов убита, а 14 половецких ханов взяты в плен. Однако военачальнику этого было мало. Князя отличало честолюбие. Он завидовал соседу Святославу Киевскому. В этот период времени созрел план самого грандиозного похода.
Навесная печать Игоря Святославича
Весной 1185 года Святослав Всеволодович вернулся в свои земли для сбора армии, подготовки и непосредственно войны с половцами. Предполагалось, что все произойдет на берегах Дона. Основной ошибкой и причиной поражения Игоря стала излишняя спешка и стремление вырваться вперед остальных князей. Из помощников у князя были только близкие родичи — Всеволод Курский, Святослав Рыльский, Владимир Путивльский, а также ковуи (зависимые от Чернигова кочевники, жившие на берегах Днепра).
Ученые давно спорили между собой об истинных целях правителя. Одни утверждали, что в первую очередь он хотел возродить Тмутараканское княжество, располагавшееся на Тамани. Другие считали, что Игорь руководствовался личными мотивами – обогащением и признанием среди других древнерусских князей. Но мнения исследователей сходятся в одном – полк шел к Северскому Донцу.
Карта похода Игоря Святославича
Игорь Святославич и его полк попали в центр половецких земель. Теплого приема не получилось – против русичей объединились все племена, проживавшие на той территории. Тогда князь тщательно подготовился и реформировал собственную армию — стрельцы объединились в отдельный полк, чего до этого не было в древнерусской армии.
Сначала все складывалось отлично. Первая битва закончилась для славян победой и добычей. Хотя накануне произошло странное событие – лунное затмение. В славянской культуре оно считается дурным знаком, и его следует остерегаться: не планировать важных дел, например.
Поход князя Игоря Святославича
Поэтому Игорь стал сомневаться, нужно ли идти. Но соратники возражали и убеждали, что ничего плохого не случится. Правитель послушал людей. Действительно, старт для русских хороший. Они окончательно убедились в том, что все идет по плану, и отправились дальше. Получилось так, что уверенность в собственной мощи привела к разгрому.
Та схватка, которая закончилась для князя и полка полным разгромом, произошла у реки Каялы. Там собралось огромное половецкое войско, превосходившее славян по численности в разы. Враги окружили княжескую армию. Ловушка захлопнулась, и мужчина осознал, что сам во всем виноват.
Картина Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»
Он был слишком высокомерен, пошел с войском в одиночку, подверг опасности. Последствия оказались плачевными: разбитая армия, пленение князя и ближайших соратников, в том числе и сына Владимира. Половцы в долгу не остались: отправились на Русь, где грабили села, а потом сжигали. Также пал Римов. Полководцу удалось сбежать, но он оставил в плену Владимира. Юноша сам явился к отцу через несколько лет, будучи женатым на молодой половчанке.
После побоища Игоря Святославича с половцами
Когда Виктор Васнецов работал над картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами», друзья его не узнавали – казалось, он даже помолодел, а уж сил у него прибавилось втрое. Но лишь кто-то входил к нему в мастерскую, холст оказывался занавешен: Васнецов никому не показывал, что же он пишет, пока полностью не завершил работу. Сюжет картины вдохновлен «Словом о полку Игоревом» и «Русланом и Людмилой» Пушкина («О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?..»). Васнецову в вину ставили, что саму битву-то он и не написал. На самом деле художник сделал одиннадцать эскизов, прежде чем создал окончательный вариант. И поначалу как раз планировал показать поле боя, жар битвы и всё то, чего критикам не хватило в его картине. Отказ от этого был осознанным. Один из последних перед итоговой картиной эскизов хранится в Третьяковской галерее. Художник уже пришел к идее изобразить не сам бой, а именно «после побоища». Есть разница в колорите, на эскизе он более тревожный, с использованием интенсивных цветовых контрастов. В окончательном варианте Васнецов от них отказался, отдав предпочтение более спокойным цветам и тем самым изменив общее настроение картины – теперь это не кровавые сумерки, а физически ощущаемая тишина. Заходящее солнце – не багровое, а мягко-розовое. Как ни странно это звучит, окончательному варианту присуща даже некоторая безмятежность. Яркие красные пятна – лишь на сапогах богатыря слева да на щитах. Это явная отсылка к «Слову»:
И поля преградили Дети бесовы — Кликом, А храбрые русичи — Щитами багряными.
Но сейчас ни злобы, ни ненависти нет на лицах убитых, хотя, судя по переплетенным телам, еще недавно там пылала жаркая битва. Смерть словно уравняла всех. Юноша на переднем плане, пробитый стрелой, кажется сияющим. С шеи его свисает сбившийся нагрудный крест. Павел Чистяков, которого картина привела в восторг, говорил об этом персонаже: «Я насквозь вижу этого человека, я его знал и живым!». Над телами кружат стервятники, но и они вызывают не ощущение ужаса, а являются частью природного хода вещей. И как же ошибались критики, упрекая Васнецова в «упоении трупами»! Что, как не гимн жизни, обозначают в изобилии растущие на этом поле смерти простые цветы – колокольчики, ромашки, незабудки?
Васнецов показал картину на восьмой выставке передвижников, и она вызвала ожесточенные споры. Репину – очень понравилась. «Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь. Таких еще не бывало в русской школе», – решительно заявил он. Именно с этой картины, пожалуй, Васнецов нашел свое направление, в котором у него не было предшественников. Крамской же был озадачен. А известный критик и один из вдохновителей передвижников Владимир Стасов упрекнул картину в академизме, а художника – в увлечении условностями. Васнецов не остался в долгу, съязвив, что «художественная правда для Стасова непременно однобока и, извините, без штанов». Но фактически он был очень расстроен таким холодным приемом работы, в которую вложил много сил. В газетах выходили одна разгромнее другой рецензии, в которых Васнецову в вину ставили «воспевание трупов». Большой поддержкой оказался отзыв его учителя из Академии Павла Чистякова. Он принял картину с восторгом и сказал, что очень благодарен Васнецову за то, что ему удалось выразить то, что никому не удавалось раньше – сам дух Древней Руси, извечность ее и преемственность.
Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь»
«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.
Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.
Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.
Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.
В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников
Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь
Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.
Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.
Наташа любимая героиня Толстого
Для Л. Н. Толстого любимой героиней его романа-эпопеи “Война и мир” стала Наташа Ростова. С первых строк произведения мы видим, как Наташа симпатизирует писателю.
При знакомстве с ней маленькая Наташа предстает перед нами, как наивная, открытая и искренняя в своих чувствах девчушка, для которой весь мир представляется неким чудом, а жизнь ассоциируется с бесконечным счастьем. Она неимоверно энергична, активна и жизнерадостна.
Уже в юности все та же искренняя Наташа встречает князя Андрея. И закипела кровь, быстро побежав по венам, сердце стало биться быстрее, отбивая ритмы любви. Да, это любовь.
Подробнее…
Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии «Горе от ума»
В комедии «Горе от ума» Грибоедов показывает положительные и отрицательные качества каждого героя.
Чацкий-полковник был шутником, общительным, любил говорить всё прямо и уверенно, и требовал от этого каждого, был очень любознательным и всегда пытался везде вставить своё слово — от этого пошел слух, что он сумасшедший. Он, в целом, говорит правильные вещи:
«Чины людьми даются,
А люди могут обмануться …»
Но, увы, не обладает чутьем оратора, не может донести и преподнести свою мысль так, чтобы она посеяла смуту, нашла эмоциональный отклик в сердцах людей.
«Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?» — Чацкий единственный в этой комедии, кто не разносит сплетни, не возносит до космоса чужое мнение.
В этом и его ошибка – иногда и следует прислушаться к умному человеку. Так же, мне показали, что нужно обладать ораторским мастерством, что любопытство – не порок, а болезнь
Фамусов — управляющий в казённом доме. Всегда отстаивает свою точку зрения, зол, в своих ошибках обвиняет других. Фамусов — эгоист.
«Забрать все книги бы да сжечь»
Эти слова показывают, что Фамусов – консерватор, потому как люди, которые хотят что-то изменить, обычно любят читать и познавать новое. Люди хотят что-то изменить по двум причинам: им не нравится то, что есть, либо они знают, что бывает лучше. Фамусов же не знает, что бывает что-то, кроме его скромного мирка с бумажками, а узнавать не хочет – не читает.
«Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
Так же, я считаю, что Грибоедов старался показать: Фамусов любит одинаковость и постоянство. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Не такая плохая черта, как ее обычно преподносят, а, скорее, инстинкт. Люди не любят выходить из зоны комфорта, им проще разобраться в поступках и мотивах одинаковых людей. Если каждый человек индивидуален, предугадать других сложнее. Грибоедов увлекался психологией, был разносторонним человеком и, мне кажется, мог показать Фамусова, как обычного человека (как я и Вы, мой дорогой читатель), лишь показав недостатки крупным планом, а достоинства скрыл.
Итак, Грибоедов в своей повести показал мне, как важно образование (ораторское мастерство в частности), как важно уметь себя подать в обществе. Его комедия так же показала мне, что люди могут быть индивидуальны, им можно показывать свою «инаковость»
В чем она у Вас, читатель? Нет, не ваш характер, а какая-то черта, привычка. То, чего нет у других. Я, например, хожу дому только на цыпочках. Вы, может, умеете шевелить ушами, или играть на гитаре пальцами на ногах. Может быть, Вы никогда не носите черный, а, может, белый. Грибоедов показал: будьте разными.
Полезный материал по теме:
- Актуальность комедии Горе от ума
- Пересказ комедии «Горе от ума»
- Эпизод бала в комедии «Горе от ума»
- «Современность звучания комедии «Горе от ума»».
- Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
Другие полотна Васнецова, посвященные далекому прошлому
Виктора Михайловича еще называют «богатырем» русской фольклорной живописи. Он сполна раскрыл направление русской истории, фольклора. Художник тщательно прорисовывал каждую деталь. Многие работы Васнецова вызывают у зрителей особый патриотический дух: «Богатыри», «Богатырский галоп», «Нестор-летописец». Некоторое время художник занимался расписыванием церквей. Религиозной тематике посвящены полотна: «Богоматерь с младенцем», «Христос Вседержитель», «Бог Саваоф». Многие сюжеты Васнецова выполнены особыми художественными приемами, присущими только великому мастеру кисти.
Вариант 4
Многие поэмы, написанные на сказительский лад, бывают сильно романтизированы, и данная поэма не исключение. В ней описываются события крайне интересные и захватывающие с точки зрения литературы, так и с точки зрения истории. Всё дело в том что, в этом произведении поднимается вопрос людского лицемерия и концепции русской земли, к которой мы не привыкли.
Вначале всё идёт крайне хорошо, Игорь отправляется в поход на полчища половцев. Одерживает несколько побед и радуясь победе думает что всё ни по чём. Но далее все дела пошли под откос, например то же дезертирство некоторых воинов. Всё это подкашивает боевой дух войска и они проигрывают в схватке. Вскоре слухи об поражении Игоря и его войска доходят до всех в округе. Но вместо того чтобы сразу ринуться на помощь, многие начинают междуусобицы. В этих моментах в поэме и выражается людское лицемерие.
Не выйдя ему на помощь, все те кто провожали его в поход выказывают свою тёмную, алчную сторону. Это показывает состояние населения Руси на тот момент. Они слишком боятся за собственные жизни, что готовы бросить в ответственный момент своего товарища в беде. Это идёт врознь с принципиальными канонами древней Руси с которой мы так хорошо, казалось бы, знакомы. Это и является основным плюсом произведения – оно знакомит нас с настоящей Русью, той которую мы не привыкли видеть. Ведь излишняя романтизация произведений о тех же богатырях создаёт ложное впечатление о древней Руси.
В произведении также раскрывается проблема воинской чести и храбрости воинов древней Руси. Те хваленные богатыри и удалые молодцы в поэме показаны обычными людьми которые тоже испытывают страх и боятся смерти. У многих из них там, за полем брани остались семьи, жёны, дети, или старые родители за которыми необходимо следить. Так как в древней Руси мужчина являлся кормильцем, то в случае его гибели, и его семья была обречена на гибель. Из-за этого многие воины страшась такой участи для своих родных, дезертировали с поля боля, не потому что им было страшно, а из-за того что семья могла остаться без кормильца. Этим можно оправдать дезертирство некоторых солдат.
Произведение является ярким примером как именно нужно было писать о древней Руси, и как, к сожалению, писали не все авторы того времени. Большинство, как было сказано ранее, чересчур романтизировали свои произведения.
9 класс
Проблематика “После бала”
Рассказ “После бала” – одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии – наказании солдата шпицрутенами. Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца – Ивана Васильевича. Он честный и благородный человек. Иван Васильевич вспоминает случай из собственной жизни, когда он искренне и всей душой полюбил девушку, но не смог простить ее отцу жестокости и ханжества. – Любовь? Любовь с того дня пошла на убыль. Перед нами раскрывается благородный и искренний характер.
Иван Васильевич молод, счастлив, он стремится жить в ладу со всем миром и прежде всего с самим собой. Все люди представляются ему только с хорошей стороны. И когда он видит двуличие полковника, то потрясен, раздавлен.
Подробнее…
Природа в сюжете
Особое место Васнецов уделил изображению природы на картине. Зритель наблюдает за боем двух орлов в воздухе. Они символизируют дух свободы. Еще один орел сидит слева и поправляет клювом свое оперение. Грозную картину после боя дополняют надвигающиеся грозовые тучи. Степь медленно закрывается под их тенью. За тучами проглядывается покрасневшая зловещая луна.
Последним пристанищем воинов стало поле битвы, украшенное полевыми цветами и зеленой травой. Зритель чувствует, что на картине наступают сумерки. Также нужно отметить изображенные художником доспехи воинов, декорированные традиционным орнаментом.
Особенности композиции
О чем же говорит необычная композиция полотна «После побоища…»? Сразу можно сделать вывод, что воины боролись до последнего издыхания. Кульминацией картины является богатырь, лежащий в ракурсе и раскинувший руки. Художник показал его могучим, красивым, полным воинской доблести. Зритель сразу представляет его живим, в виде могучего воина в доспехах. По всему видно, что непобедимый герой не сразу погиб, а долго боролся с врагом. В живых не осталось никого. Васнецов особенно тщательно разработал образ этого опытного воина.
Рядом с могучим богатырем лежит красивый молоденький воин. Его сердце пронзила вражеская стрела. На этих двух образах художник показывает, что на защиту Отечества вставали как бывалые бойцы, так и молодые. Они отдавали свою жизнь за свободу родной земли.
На заднем плане видно еще одного русского воина, в руках которого остался зажатый лук, из которого он собирался стрелять в последний момент. Эти герои наполнены величественным духом русичей, отдавших свою жизнь за великое дело. На заднем плане полотна видны сраженные тела половцев, которые погибли мучительной смертью. Изображению их тел художник не уделял особого внимания. Один половец лежит на боку, другой изогнут, третий — упал на спину и запрокинул голову назад.
17.Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?
Автор «Слова» в своем произведении поднимает многие нравственные вопросы.
Во-первых, он ярко раскрывает такие вопросы, как храбрость и смелость русских князей и воинов. Так, князь Игорь, не страшась смерти, отправляется в поход против половцев:
Князь промолвил: «Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонену!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!»
А как лаконично и в то же время красочно в произведении описываются два сражения. Вот «русичи, сомкнув щиты рядами, к славной изготовились борьбе…» Вот князь Всеволод, подобный «яр-туру», «прыщет» во врагов стрелы, гремит «острыми клинками» о шлемы половцев. Как долго продолжается эта битва!
Уж с утра до вечера и снова –
С вечера до самого утра
Бьется войско князя удалого,
И растет кровавых тел гора…
Печально и скорбно поле битвы, описанное автором «Слова», битвы, повлекшей за собой поражение русского войска и пленение князя Игоря.
Во-вторых, в произведении затрагивается проблема единения и патриотизма. Автор не просто изображает героические и печальные события, а указывает на причину победы половцев. Он передает свою тревогу и призывает русских князей к защите Отечества и прекращению усобиц:
Встаньте, государи, в злат стремень
За обиду в этот черный день,
За Русскую землю,
За Игоревы раны –
Удалого сына Святославича!
Автор призывает удельных князей перебороть в себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, ради блага Родины. Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью Отечества, любовью народа.
В-третьих, в произведении поднимается вопрос любви и верности. В завершающей части «Слова» автор описывает плач Ярославны, жены князя Игоря. Она, волнуясь и переживая за мужа, обращается к природе с просьбой помочь Игорю и его дружине:
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне…
И свершается чудо: любовь и преданность Ярославны спасают князя, возвращают его домой.
В-четвертых, в произведении звучит проблема милосердия русского люда. Несмотря на то что поход и поражение князя Игоря открыли дорогу половцам на Русь, народ с радостью встречает из плена князя:
Слава князю Игорю,
Буй тур Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!
Слава потому, что они, истинные воины, « не жалея сил.
За христиан полки поганых» били!
Таким образом, в «Слове…» ярко поставлены такие нравственные проблемы, как милосердие, любовь, патриотизм и храбрость.
Ира
Поход Игоря Святославовича на половцев
Вместе с весною 1185 года приходят на русские земли и недобрые вести. Давний враг Руси – половцы, кочевые воинственные племена идут с южных земель на наши родные земли. Они жаждут крови, возмездия и богатств – мехов, золота, оружия, тканей и прочих драгоценностей. Хотят пожечь деревни и села, вытоптать плодородные земли, разграбить и убить крестьян, взять в плен и рабство женщин и детей.
Но будет дан достойный отпор злодеям, светлый новгородский Князь Игорь Святославович вместе с верною дружиной своей и войском бравым собираются в дорогу, держат
они путь на поле сечи. Тихо в поле, лишь ветер угрюмо воет да колышет степные дикие травы. Тишь и благодать, не видно врага на многие мили вокруг, да только не расслабляется войско, наготове о движется навстречу половцам, то стоит на привале в напряжении, будто в предчувствии чего-то.
Застыло в воздухе терпкое ожидание, с каждым часом неизвестность волнует душу, но стоит армия князя, ждет неприятеля. Каждый воин со своими думами наедине, от каждого шелеста и звука оборачивается, сбрасывает груз тяжелый мыслей и гадает, что же ждёт его там, впереди.
Солнечное затмение знаменует путь войска, но Князь велит идти дальше, на всё воля Божья, но вправе мы нашу судьбу изменить.
Разведка доносит – половцы готовы к бою, и сабли наточены, и лошади боевые на ногах, напоены, накормлены, и сам неприятель полон радужных надежд на легкую победу, точеные ухмылки бегают по лицам половцев, уже делят они ещё не захваченную ими добычу.
Князь Игорь Святославович не падает духом, не поворачивает свою армию прочь, не бахвалиться и не призывает гласно двигаться вперед, он лишь молвит слово о долге перед женами и детьми своими, перед землею родной, взывает к мужеству воинов своих, храбрости и отваги. Самоотверженно идут на поле битвы воины, но окружены они врагом злым и беспощадным. И молвит князь вновь: Знали мы, что шли на погибель верную, так будем же биться до победного конца и умрём непобежденными, честно как и подобает заступникам.
Три долгие ночи и три утомительных дня длятся бои, прорывается русская армия к берегам Донца. Попадает Князь в плен и понимает в близи своей смерти, что не так всё должно было быть. Не стоило им князьям вести междоусобицы, не следовало сориться братьям и товарищам, и если дружны они были, то дали бы врагу отпор подобающий и прогнали бы со своим земель.
«Слово о Полку Игореве» посвящена страшному поражению русского войска перед лицом врага, это произведение ещё раз напоминает и подвигает русских князей к объединению земель и сил, к готовности дать отпор.
Собирательный образ русской женщины
Но не для славы в веках колдовала Ярославна. Она хотела вернуть себе любимого человека, а стране — защитника. Тем и прославилась. Есть десятки картин, изображающих красавицу-княгиню в самый кульминационный момент ее жизни, когда сама природа проникается ее горем и спешит помочь ей. Многие поэты, начиная с Г. Р. Державина, обращались к ее образу. Однако точное описание Ярославны отсутствует. Молодая жена князя – и все. На всех полотнах художников Ярославна — красавица. Так, наверное, оно и было. Да и сам образ собирательный. О возможностях русских женщин еще до Некрасова говорилось в русских былинах, в том числе датированных XII веком, как и «Слово».
«Анна Ярославна — российская принцесса? Ой, я вас прошу»
Заместитель главы Администрации президента Украины Дмитрий Шимкив пишет на своей странице в Facebook: «Мои дорогие французские друзья, президент России Путин пытался ввести вас в заблуждение сегодня: Анна Киевская, королева Франции, из Киева, не из Москвы (в то время Москва даже не существовала)».
Посол Украины в США Валерий Чалый: «Когда В. Путин говорит от имени России о „нашем“ князе Ярославе и его младшей дочери Анне — королеве Франции, то не только пытается посягнуть на наши украинские глубокие исторические европейские корни и приписать себе, но и достичь других целей».
Координатор избирательных и парламентских программ гражданской сети «Опора» Ольга Айвазовская: «Анна Ярославна — российская принцесса? Ой, я вас прошу».
Статья по теме
Русичи. Кем были реальные Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович?
Глава Украинского института национальной памяти (УИНП) Владимир Вятрович для издания «Апостроф» написал целую колонку под названием «Путин присвоил киевскую княгиню с чёткой целью», в которой, в частности, говорится: «Соответственно, теперь, когда Россия пытается восстановить свой имперский статус, посягательство на украинское прошлое, на историю Киевской Руси является совершенно очевидным… Если показать, что киевская княжна Анна Ярославна, оказывается, была деятельницей русской истории, то и Киев является частью России и российской истории».
Предупреждающее знамение
В поход на половцев Игорь Святославович отправился не один, а вместе с братом Всеволодом, племянником Ольговичем и сыном Владимиром. Черниговский князь Ярослав хоть лично и не участвовал в войне с кочевниками, но отправил для поддержки Игоря отряд полукочевых куев под руководством Ольстина Олексича.
У границ Древней Руси русичи увидели солнечное затмение. Большинство воинов восприняли его как неблагоприятное знамение. Игорь же не обратил внимания на предостережение, сказав, что никто не знает тайн Божьих. Далее князь отправил небольшой отряд на поиски «языка». Воины вернулись с вестью о большом полчище половцев, готовящихся к нападению.
Дружинники предвидели неблагоприятный исход событий. В те времена люди были суеверны, поэтому солнечное затмение подавило боевой дух русичей. Нужно было либо отступать, либо быстро нападать, не дав противнику сориентироваться. Первый вариант Игорь Святославович даже не рассматривал. Отступление было бы для него настоящим позором. Поэтому он принял решение немедленно наступать на кочевников.
Сюжет картины «После побоища Игоря Святославича с половцами»
Содержание картины Васнецова показывает окончание страшной битвы с половецким войском. Мы видим только мертвых воинов. Жестокое сражение забрало жизни опытных бойцов, а также совсем юных героев. Вражеские стрелы не пощадили никого. Особенность полотна в том, что мертвые воины не вызывают особого ужаса. Художник не рисует реальное опустошение после боя. Мертвые защитники кажутся спящими. Здесь нет окровавленных тел и оторванных частей тела. Смертью уровнялись, успокоились и разрешились все конфликты. Рядом с русскими богатырями лежат и половецкие воины, только на заднем плане полотна. Везде разбросано уже никому не нужное оружие. А у некоторых героев оно еще осталось в зажатых руках.
Многие критики долго спорили после появления картины Васнецова. Многие считали, что невозможно подобным образом трактовать историческое событие. Оно на полотне казалось им не правдивым, ничто не говорило о ярости боя и исходе. Обычно после боя тела воинов сильно изранены, лица искажены, одежда залита кровью и порублена на клочки. Но были у Васнецова и защитники. Так, его поддержал великий мастер Репин. Он увидел в картине совершенно новое направление, первую русскую живопись в подобном исполнении.
Походы, в первые годы правления
Правящий длительное время Олег, заставил уважать Киевскую Русь. После его смерти, вставший на престол Игорь, решил продолжать прежнюю политику. Однако это было не так просто, поскольку молодой князь еще не успел завоевать достаточного авторитета. Достичь этого можно было только решительными походами.
Основные походы князя Игоря представлены в таблице.
Поход | Дата |
На Каспий | 913 |
На древлян | 914 |
На печенегов | 920 |
Первый поход на Византию | 941 |
Второй поход на Византию | 943 |
Поход на Каспий
Этот поход еще замышлял Олег, но смерть помешала его планам. Исполнил их Игорь, правда, неудачно. Чтобы попасть на территорию прикаспийских народов пришлось пешком пройти до Тавриды и в Херсонесе сесть на 50 кораблей. Пройдя через Киммерийский пролив и Хазарское море, суда вышли к устью Танаиса. Дальше лежала территория Хазарии. Для получения разрешения на проход, было заключено с ними соглашение, на основании которого половина будущей добычи должно было быть отдано на обратном пути.
Поход сложился удачно, прикаспийские народы были разорены. Однако дальше начались неприятности. Хазары не захотели довольствоваться половинным состоянием и потребовали всю добычу. В итоге завязалось кровопролитное сражение. 5000 русичам противостояло 15000 войско мусульман. Потеряв в битве 4000 тыс ратников, Игорю удалось спастись. Сначала он на корабле поднялся вверх по Волге, а затем остальной путь прошел пешком. Уцелевшая часть добычи не окупила все затраты похода.
Усмирение древлян
Платившие дань Руси древляне, не видели в новом князе большой силы. Чтобы освободиться от такой зависимости народность взбунтовалась. Требовалось срочно принимать меры. Это поход князя Игоря. произошел в 914 году. Мятеж был жестоко подавлен. В результате древляне не избавились от дани. Более того, поборы значительно возросли. В дальнейшем с их стороны больше бунты не возобновлялись.
Борьба с печенегами
Печенеги, будучи кочевой народностью, проживала в степях Евразии. Засуха конца IХ века заставила их переместиться в западные районы, где они совершали набеги на оседлые поселения. Не стала исключением и Киевская Русь. Наскоки голодающих кочевников вызывали разорения и гибель людей, защищавших свое имущество.
Согласно записям «Повести временных лет» реакция князя Игоря наступила в 920 году. Причем это был именно поход, а не защита от набегов. К сожалению, летописи об этом событии не сохранились до наших времен. Однако последующие факты говорят об удачном исходе похода.
В течение последующих 2 поколений со стороны печенегов не было проявлено никакой агрессии, а ведь места их проживания были всего в 1 дневном переходе.