Александр твардовский

Архетип героев

Хотя сам Твардовский неоднократно заявлял, что образ Тёркина собирательный, что за ним не нужно видеть конкретного человека, поиск возможных прототипов продолжается до сих пор. Публикации о том, что черты того или иного солдата нашли отражение в образе героя поэмы, выходят едва ли не ежегодно.

Однако в своём «ответе читателям» на вопрос о том, как создавался «Тёркин», поэт проговорился, назвав фамилии тех бойцов советско-финского фронта, которые повлияли на образ героя:

«Мне в этом новом для меня материале было дорого всё до мелочей — какая-нибудь картинка, словесный оборот, отдельное словцо, деталь фронтового быта. А главное — мне были дороги люди, с которыми я успел повстречаться, познакомиться, поговорить на Карельском перешейке. Шофёр Володя Артюх, кузнец-артиллерист Григорий Пулькин, танковый командир Василий Архипов, лётчик Михаил Трусов, боец береговой пехоты Александр Посконкин, военврач Марк Рабинович».

Судьбы некоторых из этих людей известны. Григорий Пулькин на финской войне стал Героем Советского Союза, а в годы Великой Отечественной дослужился до гвардии капитана и погиб в 1945 году при освобождении Польши. Василий Архипов также получил звание Героя Советского Союза за бои в Карелии, а в годы ВОВ дослужился до генерал-майора танковых войск. И лётчик Михаил Трусов стал Героем Советского Союза на финской войне, а во время войны с Германией командовал авиационным полком.

Постановки

Поэма неоднократно становилась литературной основой для спектаклей. Наиболее известные постановки:

  •  — Театр имени Моссовета, постановка А. Л. Шапса. В роли Василия Тёркина — Олег Анофриев.
  •  — Театр имени Моссовета, постановка Б. Е. Щедрина. В роли Василия Тёркина — Юрий Кузьменков, Олег Щетинин, Вячеслав Бутенко, Александр Леньков, Владимир Дёмин, Леонид Евтифьев, Евгений Стеблов.
  •  — Московский театр оперетты. Музыка А. Новикова. Пьеса П. Градова (по мотивам А. Твардовского). Постановка И. Туманова. Режиссёр Н. Пронин. Дирижер Э. Абусалимов. Художники Б. и А. Кноблок. Художник по свету И. Вишневский. Балетмейстер М. Камалетдинов. Хормейстеры М. Внукова и Е. Колганов.
  •  — моноспектакль, читает Олег Табаков.
  •  — Санкт-Петербургский драматический театр «Патриот» РОСТО, постановка Г. Егорова / Василий Тёркин — Геннадий Егоров.
  •  — МХАТ, постановка Т. Дорониной / Василий Тёркин — Сергей Габриэлян.
  • 2015 — Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова, постановка А. А. Ермильшева.

Персонажи поэмы

Главное действующее лицо произведения Твардовского — Василий Теркин — образ всех бойцов Советской Армии, которые стояли на защите Отечества. Это обычный юноша, среднего роста, ничем не примечательной внешности. Простой молодой человек, который неоднократно бывал в окружении врага, но благодаря мужеству вместе с однополчанами он выходил из боев победителем.

Василий — весельчак и балагур, героический боец, всем сердцем любящий Отчизну. Своими шутками он поднимал дух бойцов. Во время сражений — отважный солдат, на отдыхе — веселый песенник и юморист. Однако, помимо главного героя, в произведении были и другие персонажи. Некоторые из них:

  1. Генерал — за свою жизнь видел много боев и сражений. У мужчины огромный боевой опыт, как и любого солдата, его очень волнует судьба Отчизны. Он награждает Теркина, и отправляет его в краткосрочный отпуск. Василий объясняет, что там, где он живет, стоят немцы. Командир обещает юноше освободить все города и села от фашистов. На прощание он обнимает молодого человека и крепко жмет его руку.
  2. Дед — пожилой солдат, активный участник войны 1914−1918 годов. Вместе с супругой они пережили оккупацию, мужчина уверен в победе русской армии. Он находит оправдание всем неудачам и боевым потерям. Его уверенность в том, что немцы будут разбиты, вселяет доверие.
  3. Старуха — с огромным уважением относится к супругу, она чувствует в мужчине защиту, почитает и благодарит его.

Василий Теркин — истинный герой, готовый защищать Отечество от фашистов до последней капли крови. Маловероятно, что есть человек, не знающий Твардовского и его гениальное произведение. Поэма задевает струны души, в основе повествования лежат реальные события, происходящие на фронте.

Работа написана понятным для бойцов разговорным языком. Также присутствует описание природы, жизни в тылу, сплетение юмора и трагедии подчеркивает оптимизм советского народа. Рассуждения писателя и внутренние монологи по-настоящему раскрывают душу русского человека.

Роль отечественной войны в создании поэмы

Твардовский еще не успел воплотить свой замысел в жизнь, как началась страшная Великая Отечественная война. В ее первые месяцы Твардовскому, который получил должность в газете «Красная Армия», пришлось отправиться на фронт и вместе с бойцами пройти все муки войны. Именно тогда он решил, что если война всерьез, то и поэзия должна быть настоящей, всерьез, в ней нельзя относиться спустя рукава. Вася превратился в Василия, а поэма стала настоящей поддержкой солдат в тяжелое военное время. Благодаря произведению война казалась проще, легче.

Произведение приобрело другой формат. Автор отказался от карикатурных изображений героя, сделав акцент на его характере, в котором заключалось позитивное мышление, готовность к решительным поступкам и героизм, пафос которого не был завышен. Василий Теркин оставался обычным человек, став еще более приближенным к народу, более настоящим.

На привале

Тёркин попадает в первый взвод пехоты и сразу становится своим. В первую же ночь после этого взвод не спит, слушая рассказы бывалого бойца Василия Тёркина. Его шутки помогают товарищам пережить тяготы военного быта: сон в мокрых шинелях, на голых корнях, грязь, голод и холод.

Автор рассуждает о том, что такой Тёркин есть в каждой роте. Он неказист собою: среднего роста, не особенно красив, воевал, но не был награждён, был ранен, трижды был в окружении, но выжил под любым огнём и на любой позиции.

Характеристика Василия Теркина (героя одноименного произведения Твардовского)

(362 слова) Василий Теркин – простой рядовой солдат, которого фронтовой корреспондент А. Твардовский сделал главным героем своей поэмы. Это произведение заучивалось наизусть в окопах на передовой, в тылу и на оккупированной земле, и народная любовь к этой книге объясняется центральным образом поэмы, в котором каждый человек видел себя. Именно поэтому стоит подробнее проанализировать характер Василия Теркина.

Герой Твардовского – настоящий «рубаха-парень». Он поддерживает боевой дух бойцов, ведь его шутки и прибаутки заставляют их взять себя в руки и жить, несмотря ни на что. Чего стоит только его реакция на протирания спиртом, когда он в шутку просит медсестру налить ему стакан для внутреннего прогревания (глава «Переправа»)! А ведь он в тот момент был на волоске от гибели, искупавшись в ледяной воде в ходе исполнения приказа. Подобное поведение без пафоса и героической позы свидетельствует о смелости, целеустремленности и силе воли. Василий честно ведет страну к победе, рискует собой, но не гордится этим, а считает подвиг нормой военного времени.

Весьма символично, что герой имеет деревенское происхождение и обычное для России имя. Так автор роднит его с народом, дает понять, что Василий – не исключение, а собирательный образ всех защитников родины. Таких Теркиных много, и все они будут сражаться до последней капли крови, но при этом не потерять человеческого лица от жестокости и пролитой крови. Что бы ни случилось, солдат хранит свою чистую и добрую душу для мирного времени. Так, в главе «Два солдата» герой терпеливо и уважительно общается со стариками, не обижается за их нежелание делиться припасами с бойцом. Он мягко увещевает хозяев дома, понимая, что и им несладко живется в голодное военное время. Зато гость охотно помогает им по хозяйству, чинит часы и утешает собеседников, говоря о том, что русский народ выстоит и защитит отечество. В этой же главе читатель видит связь образа с былинным героем, который набирается сил в избе, перенимает опыт стариков и идет бороться за родину.

Таким образом, характер Василия Теркина – это воплощение смелости, упорства, юмора и смекалки русского народа. Герой воплотил в себе все основные национальные черты, поэтому советские граждане полюбили его и даже заучивали истории о похождениях солдата. Несмотря на жестокость и кровопролитие вокруг, они находили утешение в поэзии, где об их радостях и горестях говорил такой же простой человек, как и они сами. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Биография Василия Теркина

Поэма Твардовского не имеет последовательного сюжета. Каждая глава — отдельный эпизод из жизни солдата. О биографии Василия Теркина известно мало. В тексте сообщается, что герой родился в деревне под Смоленском. Персонаж молод и еще не женат. Парень желает идти на фронт, чтобы спасти Отечество от посягательств врага.

Жизнелюбивый и прямолинейный персонаж демонстрирует недюжинную смелость и мужество, несмотря на сложности фронтовой жизни. Душа компании, от которого всегда можно получить поддержку, Теркин был образцом для подражания. В бою солдат первым нападал на врага, на досуге развлекал товарищей игрой на гармони. Обаятельный и харизматичный парень вызывает расположение читателей.

Первое знакомство читателей с героем происходит, когда тот вместе с сослуживцами переходит реку. Операция происходит зимой, но река не до конца замерзла, и переправа срывается из-за вражеской атаки. Образ дороги становится центральным в поэме — это путь Советской армии к победе над захватчиками. В эпизоде с переправой Теркин демонстрирует мужество и смекалку — благодаря стараниям героя солдаты могут продолжать поход. Однако сам персонаж получает ранение и попадает в военный госпиталь.

Памятник Василию Теркину в городе Гвардейск

Оправившись от раны, Теркин решает догнать взвод. Глава «Гармонь» посвящена его умению найти подход к коллективу и завоевать его уважение и доверие.

Солдат становится участником сражений и оказывает посильную помощь тем, с кем служит в одном отряде, и гражданским лицам. Получив отпуск, Теркин отказывается от поездки в родное село, захваченное немцами, чтобы быть полезным на фронте. За подвиг в бою — герой сбивает вражеский самолет — Василию Теркину вручают медаль, которая за время войны становится не единственной наградой персонажа.

Однажды, зайдя в одно село, герой попадает в дом, где проживает старик с женой. Василий чинит старикам часы, пилу и всячески подбадривает. В другом эпизоде воин дарит личный кисет солдату, потерявшему свой. При этом Теркин вспоминает, что когда был в госпитале и потерял шапку, юная медсестра отдала персонажу свой головной убор. С тех пор Василий бережно хранил этот подарок.

При битве за село солдату приходится взять на себя функции молодого убитого лейтенанта. Герой возглавляет взвод, ведет в атаку. Село взято русскими воинами, но Василий тяжело ранен. Когда боец лежит на снегу, к нему является Смерть и просит покориться ей. Но персонаж находит силы противостоять незваной гостье. Вскоре раненого находят другие служащие и отправляют в санбат. Пробыв некоторое время в госпитале, солдат возвращается в родную роту, где застает много новых лиц.

Экспонат музея «Музыка и время» — Василий Теркин

В том числе среди прибывших и его однофамилец по имени Иван. Воины начинают спорить, кто же из двух солдат «настоящий». Чтобы разрешить родившиеся вопросы, старшина сообщает, что в каждой роте будет свой Теркин. Тем самым подчеркиваются типические черты образа русского солдата.

Отзывы

История создания

Памятник Твардовскому и Василию Тёркину в Смоленске

Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939—1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в ходе финской военной кампании. Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты: художников Брискина и Фомичева, и поэтов, в числе которых были Н. Щербаков, Н. Тихонов, Ц. Солодарь и С. Маршак. Получившийся образ простого русского парня — сильного и добродушного, Твардовский считал удачным. Тёркин стал сатирическим героем небольших стихотворений-фельетонов, написанных для газеты. В 1940 году коллектив выпустил брошюру «Вася Тёркин на фронте», которую часто давали бойцам как своеобразную награду.

Совпадение имени главного героя с именем героя романа писателя XIX века П. Д. Боборыкина оказалось случайным.

Красноармеец Тёркин уже тогда начал пользоваться определённой известностью у читателей окружной газеты, и Твардовский решил, что тема перспективна, и её необходимо развить в рамках произведения крупной формы.

22 июня 1941 года Твардовский сворачивает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт. Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта. В 1941—1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него.

Весной 1942 года Твардовский возвращается в Москву. Собрав разрозненные записи и наброски, он снова садится за работу над поэмой. «Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез» — пишет он в своём дневнике. 4 сентября 1942 года началась публикация первых глав поэмы (вступительная «От автора» и «На привале») в газете Западного фронта «Красноармейская правда».

Поэма получает известность, её перепечатывают центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя». Отрывки из поэмы читают по радио Орлов и Левитан. Тогда же начали появляться известные иллюстрации, созданные художником Орестом Верейским. Твардовский сам читает своё произведение, встречается с солдатами, посещает с творческими вечерами госпитали и трудовые коллективы.

Произведение имело большой успех у читателей. Когда в 1943 году Твардовский хотел закончить поэму, он получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения. В 1942—1943 году поэт пережил тяжёлый творческий кризис. В армии и в гражданской читательской аудитории «Книгу про бойца» принимали на ура, но партийное руководство раскритиковало её за пессимизм и отсутствие упоминаний о руководящей роли партии. Секретарь союза писателей СССР Александр Фадеев признавался: «поэма отвечает его сердцу», но «…надо следовать не влечениям сердца, а партийным установкам». Тем не менее, Твардовский продолжает работу, крайне неохотно соглашаясь на цензурную правку и купюры текста. В итоге поэма была завершена в 1945 году вместе с окончанием войны. Последняя глава («В бане») была закончена в марте 1945 года. Ещё до окончания работы над произведением Твардовский был удостоен Сталинской премии.

Заканчивая работу над поэмой, Твардовский ещё в 1944 году одновременно начинает следующую поэму, «Тёркин на том свете». Первоначально он планировал написать её как последнюю главу поэмы, но замысел вырос в самостоятельное произведение, в которое также вошли некоторые не прошедшие цензуру отрывки из «Василия Тёркина». «Тёркин на том свете» был подготовлен к печати в середине 1950-х и стал ещё одним программным произведением Твардовского — ярким антисталинским памфлетом. 23 июля секретариат ЦК под председательством Н. С. Хрущёва принял постановление, осуждающее Твардовского за подготовленную к публикации поэму «Тёркин на том свете». Во время кампании по «разоблачению Сталина», 17 августа 1963 года поэма была впервые опубликована в газете «Известия».
В военное же время поэму (точнее, её отрывки) заучивали наизусть, передавали друг другу вырезки из газет, считая её главного героя образцом для подражания.

История создания персонажа

Образ советского солдата создан за несколько лет до Великой Отечественной войны. Продумывая характер персонажа, Твардовский наделил Теркина находчивостью, неиссякаемым позитивом и чувством юмора. Авторство образа принадлежит коллективу журналистов, в состав которого входил Александр Трифонович.

В 1939 году было издано два фельетона о Василии Теркине. В представлении публицистов он был удачливым и сильным представителем простого народа. Твардовский начал прорабатывать характер главного действующего лица будущей книги в годы Советско-финляндской войны. Добродушный и смелый герой фельетонов получил популярность у читательской аудитории. Это убедило писателя, что тему необходимо развивать в более крупной литературной форме.

Автор задался целью создать стихотворную поэму, но начало Великой Отечественной войны изменило творческие планы. Только в 1942 году были написаны первые строки произведения, которое Александр Трифонович первоначально назвал «Книга про бойца». Образ Василия Теркина не имеет прототипа. Однако писатель, находясь на полях сражений в качестве военного корреспондента, сумел придать образу «живость» и реалистичность, что позволило читателям воспринимать героя поэмы как реальную личность.

Первые главы книги издавались во фронтовой газете. Затем ее стали публиковать такие печатные издания, как «Правда», «Известия» и другие. Читатели вдохновлялись образом труженика, спасающего родные земли. Главы доходили и до фронтовиков, и до граждан, оставшихся в тылу. «Книга про бойца» пользовалась любовью публики.

1943 году, попав в военный госпиталь после ранения, писатель решил, что приблизился к финалу поэмы. Впоследствии ему пришлось продолжить работу вплоть до 1945 года. Книга получила продолжение благодаря просьбам читателей. Завершая работу над произведением, Александр Трифонович начинает писать следующую поэму с необычным названием «Теркин на том свете». Первоначально планировалось, что это будет последняя глава сочинения о русском солдате. Однако идея переросла в отдельную книгу. Новое произведение стало антисталинским памфлетом.

По жанру поэма Твардовского напомнила фольклорные сказания о народных героях. Поэтому в тексте писатель сознательно отказался от идеологического начала. Александр Трифонович отмечал, что обращение к партийной тематике, образу Иосифа Сталина нарушило бы замысел и «образный строй поэмы о народной войне». Этот факт позднее создал для писателя сложности при публикации поэмы — произведение подверглось многочисленным правкам и корректуре.

Книга Твардовского за годы войны стала очень популярной. Произведение не только печаталось в газетах, но и зачитывалось по радио такими дикторами, как Дмитрий Орлов и Юрий Левитан. Художник Орест Верейский создал замечательные иллюстрации к поэме о Теркине. Сам автор сочинения посещал госпитали и трудовые коллективы, где знакомил публику с историей советского солдата.

Отдых после боя (по поэме А. Твардовского «Василий Теркин»)

Фразы из поэмы стали известными цитатами. В строках о бое, который идет не ради славы, а ради жизни на Земле, выражается главная мысль и тема произведения. Образ главного героя позднее был запечатлен в скульптуре — в Смоленске, Орехово-Зуеве, Гвардейске установлены памятники яркому персонажу русской литературы.

Литературное направление и жанр

Поэма относится к литературному направлению реализма, описывает типичного героя в типичных обстоятельствах. Не зря в одной из глав появляется второй Тёркин, который уверен, что книга о нём, да и в каждом взводе есть свой Тёркин.

Сам Твардовский определил жанр произведения как «книга про бойца без начала и конца». Это очень точная характеристика особенностей лиро-эпического жанра поэмы, основанная на целях поэта.

Он решил «писать не поэму, повесть или роман в стихах», потому что отказался от последовательно развивающегося сюжета. Многожанровую природу произведения, которое довольно формально относят к жанру поэмы, Твардовский осознавал и определял в нём наличие следующих жанров: лирика, публицистика, песня, поучение, анекдот, присказка, разговор по душам, реплика к случаю. Твардовский ещё не упомянул былину и сказку, влияние которой особенно чувствуется в главах «Солдат и смерть», «От автора», «Два солдата».

Из литературных предшественников поэмы можно указать народные поэмы Некрасова и «Евгения Онегина» Пушкина, в котором автор – товарищ главного героя, взявшийся описать его жизнь. Если «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни, то «Василий Тёркин» — энциклопедия военной жизни, жизни народа на войне и во время войны. Даже «Война и мир» Толстого созвучна «Василию Тёркину». Приметы героической эпопеи в повести – всестороннее изображение войны (бой, быт, фронт и тыл, подвиги и награды, жизнь и смерть). Кроме того, «Василий Тёркин» — хроника, которую можно писать «без начала и конца, без особого сюжета».

Вариант 3

Образ главного героя произведения Твардовский задумал еще в 1939 году, когда его призвали в армию и он работал военным корреспондентом во времена финской кампании. Стихотворение о бойце Васе Теркине было опубликовано в военной газете в 1940 году, а первые главы поэмы автор написал весной 1941 года.  Но, когда началась Великая Отечественная война, Твардовский переосмыслил взгляды на образ Теркина, этот образ он вынашивал всю войну,  дорабатывая главы, писал новые, а последняя глава появилась уже летом 1945 года.

Можно уверенно сказать, что это произведение – энциклопедия жизни народа и солдат в военное время, ибо каждая глава являлась как бы реакцией автора на происходящее на фронте. В целом тема поэмы – это Великая Отечественная война  во всех ее тяготах и лишениях, выпавших на долю страны.

Так принято, что за жанром это произведение – поэма, но это не совсем так. Автор считал, что это «книга про бойца», давая ясно понять, что в ней много отступлений от жанра поэмы. И это так, ведь каждую главу можно читать, как отдельное произведение. Это поэма многожанровая, ибо здесь переплетаются лирика, былина, сказка, анекдот, присказка и другое. Поэтому это уникальное, реалистическое произведение,  адресованное сражающимся на фронте бойцам за свободу Родины.

Каждая глава является самостоятельным произведением. Все  главы связаны между собой только образом главного героя Василия Теркина.

Василий Теркин простой русский боец, который прошел через горнило войны от самого начала до конца, завершив свой боевой путь в Берлине. На его военную долю выпало немало испытаний – он был три раза ранен, один раз еле выжил, голодал, мерз. При всем этом он храбро сражался, был душой среди солдат, весельчаком и никогда не унывал. Этим образом автор показал, что русские люди уверены в своей победе над врагом, что их дело правое, ибо они сражаются, героически отстаивая свою родную землю. Василий Теркин является символом непобедимости русского народа.

В произведении также подчеркнут подвиг русских женщин в тылу, а вот образы врагов изображены обобщенно. В поэме нет фамилий, кроме главного героя. Этим Твардовский подчеркнул, что весь народ является героем.

Поэма написана простым разговорным русским языком, понятным и близким для бойцов. Здесь есть описание природы, фронтового быта, жизни в тылу, а переплетение трагического и смешного еще более подчеркивает оптимизм народа. Внутренние монологи и рассуждения автора раскрывают истинную душу русских людей.

Это произведение Твардовского имело колоссальный успех как среди бойцов на фронте, так и мирных жителей.

Герои поэмы «Василий Теркин»

В поэме созданы масштабные образы, собирательные и емкие. События развиваются очень долго. Главный герой поэмы очень близок к фольклорным персонажам, так задумал Твардовский («Василий Теркин», краткое содержание поэмы). Символику незатейливой фамилии «Теркин» можно трактовать двояко: она простая, распространенная и одновременно жесткая, несгибаемая.

Главный герой поэмы объединяет все части поэмы в одно целое. Василий Теркин – рядовой пехотинец из крестьян. В нем воплощаются лучшие солдатские и народные черты.

Это солдат простой и доступный, умеет шутить, не падает духом и так похож на других солдат. Он смел, скромен и всегда поможет в трудный момент. Твардовский подчеркивает, что в каждой роте есть такой человек. Твардовский придумал Теркина, прежде всего, как фельетонный образ, который должен лишь смешить солдат шутками на фронте, чтобы поднять им боевой дух.

Но поэт показывает героя не только как шутника, но и как находчивого и мужественного человека. Теркин – патриот, он защищает свою Родину без лишнего пафоса.

Он опытный воин. В главе «Переправа» Василий прорывается на берег со своим взводом, а оттуда один на противоположный берег. Условия были невыносимы: ноябрь, холодная вода. Тело Теркина растирают спиртом, он очень замерз, но даже в этот момент чувство юмора его не покидает: солдат с хитрым видом спрашивает у врача о приеме спирта внутрь, чтобы не все тратить на кожу. Объединяет все части поэмы Василий Теркин. Герои, которые также упоминаются в произведении, имеют дело с простодушным солдатом.

В поэме описаны не только фронтовики, но и те, кто трудился в тылу ради победы: старики и женщины. Персонажи произведения не только воюют. Они радуются, любят, говорят друг с другом, мечтают о мире. Война, как и жизнь вообще, объединяет трагедию и юмор, страх и смелость, земное бытие и смерть.

Постановки

Поэма неоднократно становилась литературной основой для спектаклей. Наиболее известные постановки:

  •  — Театр имени Моссовета, постановка А. Л. Шапса. В роли Василия Тёркина — Олег Анофриев.
  •  — Театр имени Моссовета, постановка Б. Е. Щедрина. В роли Василия Тёркина — Юрий Кузьменков, Олег Щетинин, Вячеслав Бутенко, Александр Леньков, Владимир Дёмин, Леонид Евтифьев, Евгений Стеблов.
  •  — Московский театр оперетты. Музыка А. Новикова. Пьеса П. Градова (по мотивам А. Твардовского). Постановка И. Туманова. Режиссёр Н. Пронин. Дирижер Э. Абусалимов. Художники Б. и А. Кноблок. Художник по свету И. Вишневский. Балетмейстер М. Камалетдинов. Хормейстеры М. Внукова и Е. Колганов.
  •  — моноспектакль, читает Олег Табаков.
  •  — Санкт-Петербургский драматический театр «Патриот» РОСТО, постановка Г. Егорова / Василий Тёркин — Геннадий Егоров.
  •  — МХАТ, постановка Т. Дорониной / Василий Тёркин — Сергей Габриэлян.
  • 2015 — Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова, постановка А. А. Ермильшева.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий