Анализ причин и событий дуэли печорина и грушницкого

Сцена дуэли

Сцена дуэли является кульминацией романа. Именно здесь конфликт характеров Печорина и Грушницкого в паре с капитаном достигает максимального накала. Сюжет держит в напряжении читателя до конца эпизода, когда Печорин сделал свой роковой для Грушницкого выстрел.

Печорин воспользовался своим правом выбора места, где должна была состояться дуэль. Это был небольшой треугольный выступ в скале, площадка, размером не превышавшая шести шагов. Дуэлянты стояли на самом краю площадки. Малейшее ранение, малейший толчок в грудь и раненный улетал в пропасть.

Правда, Григорий Александрович нашел точку опоры даже на этом пятачке. Он уперся ногой о камень и немного подался вперед. Наблюдая за тем, как в Грушницком борются чувства: страх, совесть, нерешительность Печорин до последней минуты надеялся, что Грушницкий поступит как человек благородный, и откажется стрелять в безоружного. Но, видя, как тот целится в него, понял, что великодушия ждать не приходится, и дал себе слово, что не пощадит Грушницкого, если останется в живых.

Печорин был уверен в себе, он знал, что хорошо и метко стреляет. Он также был зол на Грушницкого, и уверен в своей правоте. А значит, рука не дрогнет. Когда Грушницкий выстрелил, Печорин, скорее, интуитивно сделал несколько шагов подальше от обрыва. Он нарочито громко и спокойно попросил Вернера проверить свой пистолет. В планы капитана это не входило, он попытался воспротивиться, ссылаясь на правила. Тогда Печорин предложил капитану стреляться на таких же условиях, и капитан сник.

Тем более что чувствовавший свою вину Грушницкий не поддержал капитана, и потребовал, чтобы пистолет был проверен и заряжен. В последнюю минуту Печорин предлагает Грушницкому извиниться. Но тот чувствовал себя униженным и раздавленным окончательно. Он заявил: я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

После таких слов Печорину ничего не оставалось, как выстрелить в упор.

В сцене дуэли ощущается накал сюжета. Этому способствует природа, скалы, живо описано душевное состояние героев – Печорина, Грушницкого, Вернера. Доктор Вернер близко к сердцу принимал происходящее. Он был готов в любой момент прекратить дуэль. Слова Печорина «Может быть, я хочу быть убит…» слегка охладили пыл Вернера, он ничего не сказал, но в глубине души переживал за своего друга.

Сцена дуэли

Сцена дуэли является кульминацией романа. Именно здесь конфликт характеров Печорина и Грушницкого в паре с капитаном достигает максимального накала. Сюжет держит в напряжении читателя до конца эпизода, когда Печорин сделал свой роковой для Грушницкого выстрел.

Печорин воспользовался своим правом выбора места, где должна была состояться дуэль. Это был небольшой треугольный выступ в скале, площадка, размером не превышавшая шести шагов. Дуэлянты стояли на самом краю площадки. Малейшее ранение, малейший толчок в грудь и раненный улетал в пропасть.

Правда, Григорий Александрович нашел точку опоры даже на этом пятачке. Он уперся ногой о камень и немного подался вперед. Наблюдая за тем, как в Грушницком борются чувства: страх, совесть, нерешительность Печорин до последней минуты надеялся, что Грушницкий поступит как человек благородный, и откажется стрелять в безоружного. Но, видя, как тот целится в него, понял, что великодушия ждать не приходится, и дал себе слово, что не пощадит Грушницкого, если останется в живых.

Печорин был уверен в себе, он знал, что хорошо и метко стреляет. Он также был зол на Грушницкого, и уверен в своей правоте. А значит, рука не дрогнет. Когда Грушницкий выстрелил, Печорин, скорее, интуитивно сделал несколько шагов подальше от обрыва. Он нарочито громко и спокойно попросил Вернера проверить свой пистолет. В планы капитана это не входило, он попытался воспротивиться, ссылаясь на правила. Тогда Печорин предложил капитану стреляться на таких же условиях, и капитан сник.

Тем более что чувствовавший свою вину Грушницкий не поддержал капитана, и потребовал, чтобы пистолет был проверен и заряжен. В последнюю минуту Печорин предлагает Грушницкому извиниться. Но тот чувствовал себя униженным и раздавленным окончательно. Он заявил: я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

После таких слов Печорину ничего не оставалось, как выстрелить в упор.

В сцене дуэли ощущается накал сюжета. Этому способствует природа, скалы, живо описано душевное состояние героев – Печорина, Грушницкого, Вернера. Доктор Вернер близко к сердцу принимал происходящее. Он был готов в любой момент прекратить дуэль. Слова Печорина «Может быть, я хочу быть убит…» слегка охладили пыл Вернера, он ничего не сказал, но в глубине души переживал за своего друга.

Дуэль и развязка

Поводом для дуэли послужили оскорбительные слова в адрес княжны Мэри. Грушницкий собрал «шайку» приятелей, совместно с которыми из-за желания мести потешался над княжной, рассказывая, что ночами её посещает мужчина (они намекали на Печорина). Для молодой девушки это было глубочайшим оскорблением, поскольку её репутация и возможность дальнейшего замужества зависели от общественного мнения.

Печорин потребовал, чтобы Грушницкий отказался от своих слов. Не добившись этого, он вызвал бывшего приятеля на дуэль. Даже сейчас для Печорина ссора и дуэль с Грушницким оставалась в первую очередь средством борьбы с его настоящим врагом — скукой. Но всё меняется, когда он узнаёт о коварном и низком плане Грушницкого: драгунский капитан предлагает не класть пулю в дуэльный пистолет Печорина.

Таким образом, сам Грушницкий выйдет на дуэль, ничем не рискуя, и продолжит отыгрывать свою романтическую роль. Печорина переполняет злоба и раздражение, ему в голову приходит мысль повременить с разоблачением, чтобы застать негодяев врасплох.

Грушницкий жаждет отомстить, хотя и боится стреляться. План драгунского капитана кажется ему оскорбительным, но изрядно выпив, он поддаётся на уговоры и соглашается «проучить» Печорина. Поразмыслив, он позднее жалеет об этом, однако гордость не позволяет ему отказаться от плана или признаться в бесчестном поступке.

Печорин, понимая, что Грушницкий не признается в подлоге, спокойно приходит на дуэль и позволяет сделать первый выстрел. Он готов простить бывшему приятелю обман, если бы Грушницкий стрелял в воздух, однако тот пытается убить героя. Перед выстрелом Печорин с ледяным спокойствием заявляет, что в его пистолет, должно быть, забыли положить пулю. Драгунский капитан пугается и пытается отменить дуэль, утверждая, что перезаряжать пистолет не по правилам. Однако Грушницкий, понимая, что план раскрыт, соглашается на выстрел.

Стоя на барьере, Печорин в последний раз предлагает бывшему приятелю примирение, если он откажется от своей клеветы. Но тот предпочитает погибнуть на дуэли, чем перешагнуть через зависть, ненависть и самолюбие. Печорин убивает Грушницкого.

С дуэли герой возвращается в отвратительном настроении. Дело, начинавшееся как забава, оборачивается кровавой трагедией. Он кратко объясняется с Мэри, признавшись, что никогда не любил её. Вскоре за дуэль его высылают в крепость, где начинается действие повести «Бэла».

Характер

Воспитан. Образован.

Получил хорошее образование и достойное воспитание. В совершенстве владеет французским языком. Начитан.

Вечный романтик

, витающий в облаках и придумывающий различные любовные истории, где главным героем становился он.

Любит женщин.

Женщины его слабость, но в общении с прелестными созданиями юноша терялся. Он не умел проявлять знаки внимания, ухаживать, засыпать комплиментами. Поэтому был им неинтересен и казался скучен. В случае с Мери это проявляется особо ярко.

Подлый.

Способен вонзить нож в спину любого, кто встанет на пути в достижении поставленных целей. Пример этому поступку клевета на Печорина и дуэль, где он, зная, что противник безоружен, все равно соглашается принять в ней участие.

Самовлюбленный.

Слышит и слушает только себя. В разговоре перебивает, не дает высказаться другим до конца. Любит произносить длинные тирады. Совершенно не знает людей, их психологию. На любой случай у него припасен десяток пышных фраз, которыми при случае можно бравировать.

Позёр.

Любит производить впечатление на окружающих. Это его любимое занятие. Не искренен в словах и поступках. Пустомеля.

Образ

Имя Грушницкого неизвестно. Выглядел лет на 20 с небольшим. Дворянин. Выходец из провинции. Родители парня простые люди, без чинов и золотых запасов в сундуках.

Черноволос. Легкие завитки волос вносили в его образ романтичную нотку. Кожа смуглая. Носит усы. Черты лица выразительны. Хорошо сложен.

Ходил Грушницкий, слегка прихрамывая на одну ногу. Ранение на службе привело его в Пятигорск на лечение. Хромота не доставляла юноше неудобств. Он не стеснялся ее, наоборот, чувствовал себя героем, вернувшимся с войны. Ему нравилось, как реагируют на его появление женщины, проникаясь к нему искренним восхищением.

История их дружбы

Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств. Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе. Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.

Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.

Иллюзорная любовь

Но вернемся к повести, ключом к которой является анализ дуэли Печорина и Грушницкого: краткое содержание их размолвки в вполне способно доказать, что причиной стала не столько женщина, сколько особенности характера героев.

Молодой юнкер принимается ухаживать за московской княжной. Поводом служит ее трогательное участие к раненому солдату (ведь Грушницкий красуется в шинели) – девушка подает ему уроненный стакан.

Незначительного события достаточно, чтобы романтический герой бросился упоенно играть роль безумно влюбленного. Наблюдение за ним забавляет Печорина – Грушницкий напрочь лишен как чувства меры, так и способности к самокритике. Юноше не только кажется, что он во власти искреннего чувства – он тут же убеждает себя в его взаимности и предъявляет на постороннюю, в сущности, женщину свои несуществующие права.

Дождевик для собак Triol Принцесса


Фото: https://pokupki.market.yandex.ru

Костюм-дождевик Принцесса — это удобный и функциональный аксессуар для собак, который просто незаменим в дождливую погоду. Изделие защитит шерсть животного от дождя и грязи, а непродуваемая ткань — от сильного ветра. Костюм имеет стильный дизайн, а универсальный фасон не стесняет движений питомца во время прогулки. Изделие с модным принтом также имеет капюшон, а на штанинах предусмотрены удобные резинки, препятствующие попаданию грязи и влаги снизу.

Дождевик для собак Triol Принцесса

Различия персонажей

Печорин и Грушницкий являются слишком разными, чтобы обрести настоящую дружбу. Печорин циничен и холоден. Он выявляет пороки окружающих и слишком самоуверен, хотя и требователен к себе. Свои эмоции и чувства он не раскрывает окружающим, оставляет мысли при себе, а в разговорах предпочитает молчать, слушая, что скажут другие. Грушницкий же – пустозвон. Он любит красивые речи, довольно сентиментален и вспыльчив. Персонаж чрезмерно восторгается всем миром, слишком много говорит и слишком мало делает.

Тем не менее, различия не мешают персонажам проводить вместе много времени. Грушницкий раскрывает Печорину душу. Но вместо поддержки получает высмеивание. Вряд ли такие отношения можно назвать настоящей дружбой.

Если Печорин циничен и имеет жесткий характер, то Грушницкий слишком мягкотел. В нем отсутствует харизма, которая привлекает женщин в Печорине. Сопоставление персонажей подчеркивает зависимость линии жизни от характера. Герои находят свою судьбу за счет своих качеств.

1 Происхождение и отношение к женщинам Печорина и Грушницкого

Печорин – это аристократ, получил светское воспитание. Он особо не беспокоится по поводу своей внешности, но выглядит всегда опрятно

Лермонтов неоднократно обращает внимание читателя на внешние проявления аристократизма Печорина. Для него любовь – это забава, ни одна дама не смогла завоевать его сердце

Дерзкий, неприступный и загадочный – эти черты характера привлекают внимание противоположного пола.

Юнкер Грушницкий воспитывался в простой семье. Это самый обычный парень, который мечтает о любви и продвижении по службе. Но амбициозный юноша стремится любым путем выбиться в люди

Ему важно произвести на окружающих положительное впечатление о себе. Внешний вид имеет для Грушницкого особое значение, ему хочется выглядеть эффектно

В присутствии женщин это качество проявляется очень сильно. Парень верит в настоящую любовь, он романтик и стремится угодить женщинам.

Причины дуэли

Решать, насколько сильно задета честь и стоит ли оскорбление смертоубийства, приходилось самому оскорбленному, однако обществом были определены основные причины конфликта, который мог перерасти в дуэль.

  •  — наименее распространенная причина конфликта в России, тем не менее столкновения на политической почве периодически происходили с иностранцами, однако за «международными» дуэлями государство следило в разы строже, поэтому случались они не так часто.

  • , начавшиеся на почве службы, носили более тяжелый характер, поскольку в России служил практически каждый дворянин. Для многих служба становилась самоцелью, поэтому унизить служебные достижения или усомниться в них означало задеть честь. Подобные дуэли, впрочем, не были особо широко распространены.

  • можно вынести как отдельную причину дуэли: она значила для офицеров слишком много, поэтому малейшая насмешка требовала ответных действий. Более того — защищать честь полка было почетно.

  •  — любое оскорбление человека, принадлежавшего к той или иной семье, расценивалось членами рода как личное оскорбление. Особо остро воспринимались оскорбления, нанесенные покойным родственникам, женщинам и старикам, то есть тем, кто не может постоять за себя.

  • На отдельной ступени стояла . И если незамужние девушки старались оградить себя от дуэлей, связанных с их именем (пятно на репутации), то многие замужние женщины были не против оказаться в эпицентре внимания, иногда сознательно провоцируя своих мужей и любовников на стычки. Для оскорбления чести женщины не обязательно были нужны конкретные действия — было достаточно и намека, особенно если намекалось о недопустимой связи замужней женщины, что, естественно, бросало тень на ее мужа. Оставить такое без внимания было невозможно.

  •  — также отдельная история: конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, которая, однако, уже имела претендентов в женихи. Если оба мужчины имели виды на одну и ту же женщину, столкновение между ними было неизбежно.

  • . Особо обостренное чувство чести заставляло дворянина пресекать любые попытки унизить дворянское достоинство в целом. В случае, если какой-то дворянин позволял себе оскорблять «слабого» (например, человека, стоящего на более низкой ступени социальной иерархии), другой мог выступить в качестве благородного защитника и наказать оскорбившего за недостойное поведение.

  • Однако наиболее распространенными оставались . Поскольку в дворянской среде умение вести себя надлежащим образом считалось одной из основополагающих черт дворянского воспитания, дворянин, который посмел вести себя недостойно, как бы оскорблял честь всего дворянства вообще и каждого дворянина в отдельности. Особыми сферами быта, предрасполагающими к дуэлям, были охота, театр, бега, азартные игры и прочие занятия, предполагающие соревновательный дух.

Различия персонажей

Провести сравнительный анализ легче всего, сравнивая одного персонажа с другим по тем или иным показателям. Наиболее наглядно характеристики персонажей может отобразить сравнительная таблица Печорина и Грушницкого.

Печорин

Грушницкий

Возраст

Около 25 лет

20 лет

Внешность

Приятная, ухоженная, аристократичная. Бледная кожа, тонкие руки, холодный взгляд.

Хорошее телосложение, темные волосы, смугл.

Выразительность

Лицо и взгляд практически не выражают эмоций, даже в случае эмоциональной встряски, внешне это не проявляется.

Лицо очень выразительное, через глаза можно прочитать эмоции и настроение.

Военный чин

Прапорщик

Юнкер, затем офицер

Происхождение

Богатый молодой человек из Санкт-Петербурга. Для него являются нормой столичные замашки, он знает и ощущает свою статусность.

Вырос в провинции, в деревне, не имеет высокого чина.

Характер

Сдержанный, не выпускает на волю чувств, не способен долго испытывать то или иное чувство

Эмоционален, вспыльчив. Является довольно страстным персонажем.

Смелость

Храбрый, не бежит от ответственности, требователен к себе.

Немного трусливый

Разговорчивость

В разговоре любит молчать. Разговаривать с людьми для него утомительно, он боится проболтаться в чем-либо и рассказать о себе что-то лишнее. Также, чем больше молчишь, тем больше шансов узнать чужую тайну.

Разговорчивый и красноречивый. Любит выражаться красивыми высказываниями

На любой случай жизни у него есть заготовленная фраза.

Скромность

Является дерзким и наглым, не стесняется в действиях.

Стеснительный, часто испытывает чувство неловкости, размышляет о том, будет ли вежливым то или иное действие.

Скрытность

Никому не рассказывает своих секретов, готов делиться ими только с собой.

Рассказывает о себе, делится своими секретами с окружающими и, в частности, с Печориным.

Отношения с женщинами

Опытен в общении с женщинами, легко получает их внимание. Быстро находит общий язык с дамами, привлекает их своей внешностью и неординарностью.

НЕ понимает женщин

Стремится к тому, чтобы завоевать сердце княжны, но не знает, как это сделать.

Уважение к женщинам

Никогда не потакает женщинам, не считает себя их рабом, имеет некую власть над ними.

Считает женщин ангелами, любуется ими, готов на красивые речи и поступки ради дам.

Чувственность

Неэмоциональный, не любит показывать своих чувств и не способен испытывать чувства долго и самоотверженно

Сентиментальный и чувствительный.

Прагматичность

Умеет пользоваться своим положением

Не способен представить себя в выгодном свете.

Дуэльный ритуал

Дуэль всегда подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала, следование которому в дворянской системе координат отличало благородный поединок от банального убийства. Как правило, дуэль начиналась с вызова, которому, в свою очередь, предшествовал конфликт и оскорбление чести. Традиционно различают два вида оскорбления: . Наиболее распространенное и наиболее болезненное словесное оскорбление — «подлец», поскольку оно не только обвиняет в бесчестии, но и приравнивает дворянина к человеку «подлого», низшего происхождения. Также были очень распространены оскорбления вроде «трус» или «лжец», которые ставили под сомнение наличие у человека качеств, столь важных для дворянина.

Оскорбление действием было более жестким, так как сводилось к обращению с дворянином как с простолюдином, которого позволительно ударить. При этом совсем не обязательно было наносить телесные повреждения — достаточно было просто замахнуться. Однако самым распространенным оскорбительным действием являлась пощечина или же удар перчаткой, который и вовсе символизировал нежелание «марать руки».

Оскорбленная сторона требовала удовлетворения, или сатисфакции, причем любое общение между дуэлянтами в этот момент прекращалось — все обязанности перекладывались на плечи , которые брали на себя две функции, организаторскую и «адвокатскую». С позиции организаторов секунданты занимались устройством дуэли, договаривались об оружии, времени и месте проведения поединка, были посредниками в общении своих принципалов и направляли противнику письменный вызов, или картель. Секундант также был обязан попытаться примирить враждующие стороны и быть готовым в любой момент выступить в качестве замены своего принципала, поэтому в секунданты выбирали людей близких — родственников, но чаще друзей. Впрочем, не стоит забывать, что дуэль являлась преступлением и за участие в ней секунданты наказывались не менее строго, чем сами дуэлянты.

Как правило, дуэль проводилась на следующий день после нанесения оскорбления, поскольку дуэль непосредственно в день оскорбления превращала благородный поединок в вульгарную стычку и вся значимость ритуала пропадала. Однако была возможность отсрочить поединок и на более долгий период — например, если дуэлянту было необходимо привести в порядок свои дела или отслужить военную кампанию. В каждом отдельном случае противники и секунданты решали, является ли причина отсрочки достаточно уважительной, поскольку требование отодвинуть дуэль по подчеркнуто неуважительной причине считалось дополнительным оскорблением.

Естественно, особые требования предъявлялись к одежде дуэлянтов во время битвы (приличная одежда, без какой-либо защиты) и к оружию (оно должно было быть одинаковым и ранее не использованным дуэлянтами).

Любое пренебрежение правилами дуэльного этикета в первую очередь унижало самого дуэлянта, однако были способы унизить и противника: например, как неуважение и презрительное отношение к противнику воспринималось опоздание на дуэль.

При этом негласные правила дуэли в России были крайне жестокими. Дуэлянты зачастую стрелялись с очень близкого расстояния, а этикет перемирия во время поединка хоть и существовал, но далеко не всегда вступал в силу. К тому же в пистолетах обычно уменьшали заряд, тем самым уменьшая шансы стрелявшихся на то, чтобы выжить. Если дуэлянт не погибал, а был ранен, пуля намертво застревала в его теле, что затрудняло лечение и часто приводило к долгой и мучительной смерти.

Описание главных героев

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» полон интересных и захватывающих персонажей. Но среди всех них выделяются именно Печорин и Грушницкий. Своими яркими различиями они притягивают читателей и полностью поглощают их в историю книги.

Аристократ Печорин

Многие литературоведы сравнивают образ Григория Печорина с Лермонтовым. У них похожие черты характера, жизненные цели и даже любовные истории: взаимоотношения Печорина с Мери, похожи на интрижку Лермонтова с Сушковой. Но сам писатель говорит, что в этом герое он соединил образы молодых людей его поколения.

Печорин — это молодой человек, которому 23−30 лет. Француз выглядит мускулистым, выносливым и хорошо слаженным. Мужчина благородных кровей, поэтому его внешность и манеры всегда идеальны, не считая походки, которая была небрежной и ленивой.

У него были необычные глаза. Они всегда отражали настоящие эмоции мужчины. Даже когда он смеялся и веселился, глаза были полны грусти. У Печорина была яркая внешность, которая привлекала женщин: белые волосы, нежная и аккуратная кожа, черные усы и брови. Все они передавали черты настоящего аристократа.

Григорий родился и рос в Петербурге. Будучи подростком, он уже выезжал в свет и посещал различные мероприятия.

Простолюдин Грушницкий

Грушницкий — это молодой человек 21 года. Несмотря на свой возраст, он выглядит на 30 лет. Мужчина имел неславянские корни, что выделялось смуглой кожей и темными волосами. Это парень, воспитанный в деревне. Он служил на Кавказе и был юнкером. Но своего звания мужчина стыдился, поэтому называл себя просто солдатом.

После ранения в ногу Грушницкий переехал в Пятигорск на лечение. Вокруг него люди говорили вычурно, с шиком. Поэтому солдату пришлось научиться многим изысканным и пышным фразам, которые помогли ему покорить женские сердца и приобрести себе репутацию образованного человека.

Сходства и различия Печорина и Вернера

Оба персонажа не поняты обществом, они имеют сходство в необычной внешности, в отношении к женщинам и другим проявлениям жизни. И Печорин, и Вернер имеют эгоистичный характер. Печорин признается, что им нет дела ни до кого другого, кроме себя самих. Именно это мешает героям стать настоящими друзьями. Отношение к дружбе у Печорина и Вернера одинаково: они не способны дружить по-настоящему. Для главного героя взаимоотношения с Вернером – приятельство, которое не способно перерасти в дружбу, потому что дружба предполагает то, что один человек становится рабом другого. А у Печорина не было сил управлять кем-то, помимо себя.

Равнодушное отношение к себе и к собственной жизни, самовлюбленность и эгоизм – вот основные черты и Печорина, и Вернера, доказывающие мысль о том, что Вернер является двойником Печорина и раскрывает характер главного героя в полной мере.

Несмотря на схожесть мировоззрений героев, Печорин пытается найти собственное «я» в мире, Вернер же является своеобразным наблюдателем, не способным менять свое существование. Это различие позволяет увидеть то, что Печорин терзается тем, что не чувствует интерес к жизни. Главный герой старается изменить ситуацию, для чего ищет новых эмоций и приключений.

Анализ дуэли Печорина с Грушницким

Роман «Герой нашего времени» выдающегося писателя девятнадцатого века Михаила Юрьевича Лермонтова открывает для читателя тип человека нового времени, у которого чувства и эмоции занимают в жизни одно из последних мест.

Главный герой произведения Григорий Александрович Печорин достаточно умный молодой человек, но уже не стремящийся ни к чему в этой жизни. Грушницкий в романе – это приятель Печорина. Знакомство двух молодых людей происходит на Кавказе во время их службы. Вторая встреча Печорина с Грушницким происходит на водах в Пятигорске. Это глава «Княжна Мэри» в романе. Грушницкий в это время лечится, так как ранен. Несмотря на то что они приятели, дружбы между ними нет. Оба не выносят друг друга, но тем не менее продолжают общаться. Печорина раздражает всё в Грушницком: его хвастливость, трусость, глупость, напыщенность, притворство. Печорин видит, что его так называемый приятель фальшивый насквозь.

Дуэль между молодыми людьми – это одно из главных и центральных событий в романе. Происходит она по причине того, что Грушницкий ведет себя очень недостойно по отношению к княжне Мэри. Он распускает про нее сплетни о том, что Печорин якобы похаживает к ней по ночам. В то время для молодой незамужней девушки было просто неприемлемо и могло бы испортить ее репутацию. Грушницкий просто-напросто влюблен в княжну Мэри. Она не отвечает ему взаимностью. Поэтому Грушницкий решает отомстить ей таким низким образом.

Печорин, как и подобает порядочному молодому человеку, возмущен таким поведением Грушницкого. Он вызывает его на дуэль. Но даже здесь Грушницкий хочет совершить плохой поступок: подсунуть Печорину незаряженный пистолет. Но Григорий Александрович раскрывает этот обман. Печорин и в этой ситуации ведет себя благородно: он предлагает Грушницкому отменить дуэль и признать свой проступок. Но тот отказывается. В итоге Печорин убивает Грушницкого на дуэли.

Эпизод очень хорошо раскрывает характер главного героя. В отличие от других персонажей Печорин благородный, уважает мнение других, умеет слушать, честный. Но несмотря на ряд положительных качеств, он живет без цели и не верит в искренность чувств.

Перед предстоящей дуэлью Печорин анализирует прожитую жизнь и приходит к выводу, что она прошла впустую, без какого-либо смысла.

После дуэли Григорий Александрович чувствует себя весьма подавленным. Но и этот момент с гибелью Грушницкого не меняет героя: Печорин остается все таким же безучастным ко всему происходящему вокруг.

Лермонтов изобразил в своем произведении героя его времени: апатичного, без эмоционального, не стремящегося к какому-либо идеалу в жизни.

Дуэль Печорина и Грушницкого
Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Бакшеева Иней 5 класс

    Бакшеев Василий Николаевич – выдающийся художник-пейзажист. Он всегда был известен своими пейзажами. Его искусство писать картины всегда удивляло людей. Его работы были всегда пропитаны смыслом. Давайте рассмотрим его картину «Иней».

  • Сочинение Набережные Челны — мой город

    Про реку Кама исстари слагалось множество легенд. Но всё же сердцу ближе та, где говорится о прекрасном, но гордом боге Любви, который никак не хотел уступить своё место другой прекрасной богине – Оке. Вот и погиб он,

  • Сочинение на тему Лето на море

    Лето прекрасное время года. Именно летом все отдыхают от долгого учебного и рабочего сезона. Позволяют себе оторваться от проблем и раздумий, на время забыть все трудности и невзгоды.

  • Сочинение на тему Будущее России

    Россия, безусловно великая и могучая страна, с многовековой историей, своими традициями и культурой. Мы живем в этой стране и каждый по своему её любим. Говоря о прошлом нашей родины, можно, и даже нужно упомянуть о том,

  • Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты сочинение

    Эта цитата Даниила Гранина как нельзя лучше характеризует современный мир. Быстро растущий, развивающийся во все возможные и не подвластные пока нашему разумению стороны.

  • Сочинение на тему Прогулка в парке летом 4 класс

    Идёшь , вопреки всем своим проблемам, и понимаешь, что мир прекрасен. Лёгкий летние ветер заставляет танцевать деревья. Это зрелище невозможно передать словами. Красота вечернего летнего парка навсегда укоренилась в моей памяти. И это не сон.

Краткая характеристика героев

  1. Итак, Печорин Григорий Александрович – центральная ось романа, которая держит на себе весь сюжет. Он — личность неординарная, горделивая, самолюбивая, и в то же время мы видим его как потерявшегося человека, человека без цели и места в мире. Задача жизни героя – понять, кто он есть и зачем существует.
  2. Грушницкий – это человек с пылкой душой, но со слабым и трусливым характером. Он способен на красивую речь, чтобы покорить дам, готов размахивать шашкой в сражении. Но не это делает его слабым. Наш герой слаб из-за того, что не умеет признавать свою неправоту. Он — некая ущемлённая личность, которая старается прикрыть свою слабину фарсом и обольщением.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий