Краткое содержание «игрок»

Краткое содержание книги Игроки, автора Н. В. Гоголь

Краткий пересказ содержания произведения Игроки

Ихарев, явившийся в городском трактире, дотошно расспрашивает трактирного слугу Алексея о постояльцах: кто таковы, играют ли, только ли между собой и где берут карты; щедро вознаграждает понятливость его и отправляется в общую залу свести знакомство. Появляются Кругель и Швохнев и дознаются у Гаврюшки, слуги приезжего, откуда барин, играет ли и в выигрыше ли теперь. Узнав, что Ихарев выиграл недавно восемьдесят тысяч, подозревают в нем шулера и интересуются, что делает барин, оставаясь один. «Он уж барин, так держит себя хорошо: он ничего не делает», — следует ответ. Вознагражден и Гаврюшка. Ихарев дает Алексею дюжину карточных колод с тем, чтоб тот подложил их во время игры.

Приходят Швохнев, Кругель и Утешительный, отдающий должное «приветливым ласкам хозяина». Спор о том, весь ли принадлежит человек обществу, воодушевляет Утешительного, доведя его разве что не до слез, коим Ихарев, впрочем, не слишком доверяет. Угостившись закускою и обговоря удивительные свойства сыра, садятся за карточный стол, и гости уверяются, что Ихарев шулер первой степени. Утешительный, подговоря остальных, восхищается искусством хозяина и, покаявшись в прежнем своем намерении обыграть Ихарева, предлагает заключить дружеский союз. Сблизившееся общество обменивается удивительными историями (об одиннадцатилетнем мальчике, что передергивает с неподражаемым искусством, о некоем почтенном человеке, что изучает ключ рисунка всякой карты и за то получает пять тысяч в год). Утешительный раскрывает преостроумнейшие возможности подбросить крапленые карты, не вызвав ни малейшего подозрения. Ихарев, доверяясь приятелям, рассказывает о своей «Аделаиде Ивановне», сводной колоде, каждая карта коей может быть им безошибочно угадана, и демонстрирует восхищенному обществу свое искусство. Приискивая предмет для военных действий, новые знакомцы рассказывают Ихареву о приезжем помещике Михаиле Александровиче Глове, заложившем в городе имение ради свадьбы семнадцатилетней дочери и теперь дожидающегося денег. Беда в том, что он вовсе не играет. Утешительный идет за Гловым и вскоре приводит его. За знакомством следуют жалобы Глова на невозможность оставаться в городе, а также рассуждение о вреде карточной игры, вызванное видом играющих в углу Кругеля со Швохневым. Вошедший Алексей докладывает, что лошади Глова уж поданы. Откланиваясь, старик просит Утешительного присмотреть за сыном, коего оставляет для окончания дел в городе, ибо сын его, двадцатидвухлетний Саша, почти что ребенок и все мечтает о гусарах.

Проводив Глова, Утешительный отправляется за сыном, полагая сыграть на его гусарских пристрастиях и выманить деньги, двести тысяч, за заложенное имение. Новоявленного гусара поят шампанским, предлагают увезти сестру и усаживают за карты. Раззадоривая «гусара» и усматривая что-то «Барклай-де-Тольевское» в его отваге, Утешительный принуждает его спустить все деньги. Игра прекращается, Саша подписывает вексель. Однако отыграться ему не дают. Он бежит стреляться, его возвращают, убеждают ехать прямо в полк, и, дав двести рублей, выпроваживают к «черномазенькой». Приходит чиновник Замухрышкин из приказа и объявляет, что деньги Глова будут не ранее двух недель. Утешительный доламывает его до четырех дней. Изумившая Ихарева поспешность объясняется: получены верные сведения из Нижнего, что купцы прислали товару, уж на носу окончательная сделка, и вместо купцов приехали сыновья. Предполагая непременно их обыграть, Утешительный отдает Ихареву вексель Глова, упрашивая его не медлить и сразу по получении двухсот тысяч ехать в Нижний, берет у него восемьдесят тысяч и уходит, вслед за Кругелем, спешно собираться

Швохнев отлучается, припомнив что-то важное

Блаженное одиночество Ихарева, размышляющего, что с утра у него было восемьдесят тысяч, а теперь двести, прерывается появлением молодого Глова. Узнав от Алексея, что господа уж уехали, он объявляет Ихареву, что тот проведен, «как пошлый пень». Старик отец не отец, чиновник из приказа также из их компании, а он не Глов, а «был благородный человек, поневоле стал плутом», взялся участвовать в обмане и провести Ихарева, а за то обещали ему, прежде обыгранному в пух, три тысячи, да не дали и так уехали. Ихарев хочет тащить его в суд, но, как видно, не может и жаловаться: ведь и карты были его, и в деле-то он участвовал незаконном. Его отчаянье столь велико, что он не может утешиться даже Аделаидой Ивановной, коею швыряет в дверь и сокрушается, что вечно под боком отыщется плут, «который тебя переплутует».

Краткое содержание романа Достоевского

Повествование в романе ведется от лица 25-летнего учителя Алексея Ивановича, а действие происходит в вымышленном заграничном городе-курорте Рулетенбурге, славящимся своими целебными водами и наличием казино. Семейство, в котором учительствует главный герой, состоит из убеленного сединами генерала Загорянского, его красавицы-падчерицы Полины, и двух малолетних детей.

В очаровательную Полину влюблены Алексей Иванович, француз Де-Грие (которому генерал заложил свое имение) и англичанин Астлей. Из всех троих только Алексей Иванович готов пожертвовать своей жизнью ради избранницы

Французскому же поклоннику наиболее важно будущее наследство Полины

Пожилой генерал, в свою очередь, страстно увлечен молодой француженкой мадемуазель Бланш и мечтает на ней жениться. Он с нетерпением ждет из России известие о смерти больной тетушки, которой он наследует. Только при наличии большого состояния генерал сможет устроить свадьбу с объектом своей страсти, ведь мадемуазель Бланш выбирает себе в партнеры только состоятельных мужчин.

Пока все заинтересованные в наследстве лица находятся в томительном ожидании, Алексей Иванович рабски выполняет все поручения и прихоти Полины, включая игру в рулетку и оскорбление баронессы Вурмергельм. Из-за этой нелепой выходки генерал отказывает ему от места. Молодой учитель испытывает такие душевные мучения, что порой готов убить предмет своего воздыхания.

В это время происходит событие, ввергнувшее всех в состояние шока – в Рулетенбург внезапно прибывает та самая тетушка Антонида Васильевна, которую считали находящейся при смерти. Эффект появления усиливается инвалидной коляской, так как у 75-летней старушки парализованы ноги и ее вместе с коляской по всем лестницам и труднодоступным местам приходится носить слугам.

Первым местом, куда направляется вполне бодрая и властная Антонида Васильевна, является казино. Здесь она беспрерывно ставит на зеро и выигрывает огромную сумму денег. В последующие дни удача отворачивается от помещицы, она просаживает все деньги и уезжает из азартного городка уже в долг.

Тут же Де-Грие оставляет Полину, а мадемуазель Бланш бросает генерала, так как расчет не оправдался – тетушка генерала и бабушка Полины не умерла, наследство еще в туманной перспективе.

Полина в отчаянии приходит в номер к Алексею Ивановичу и остается до утра. Молодой учитель выигрывает для нее 200 тысяч франков, чтобы рассчитаться с меркантильным французом. Но утром Полина швыряет эти деньги ему в лицо и убегает к англичанину Астлею, ища понимания и поддержки.

Мадемуазель Бланш сразу же переключается на внезапно разбогатевшего учителя и уезжает с ним в Париж.

Вскоре тетушка генерала умирает, мадемуазель Бланш становится генеральшей, а Алексей Иванович полностью погружается в игру. Губительная страсть постепенно ведет его к жизненному краху, порой он даже оказывается в долговой тюрьме.

В конце романа герой узнает от Астлея, что он любим Полиной. Какая же из двух страстей победит: к женщине или к всесильной игре? Автор оставляет вопрос открытым. Самому Достоевскому ценной неимоверных усилий удалось вырваться из многолетнего плена рулетки, поэтому об этой исступленной игорной страсти он знал не по наслышке.

С кратким содержанием и историей создания романа «Игрок» вас познакомила Коровина Марина.

Детвора

Стоял морозный ноябрь. Был выходной

Коля хотел выйти «по одному весьма важному делу», но не мог, так как из дому все разошлись, и он остался присматривать за детьми, — братом и сестрой, — которых очень любил и называл «пузырями». Дети принадлежали соседке Красоткиных, жене доктора, который бросил семью

Служанка докторши собралась рожать, и обе дамы повезли её к повивальной бабке, а Агафья, служившая Красоткиным, задержалась на базаре.

Мальчика сильно позабавили рассуждения «пузырей» о том, откуда берутся дети. Брат и сестра боялись оставаться дома одни, и Коле пришлось их развлекать — показывать им игрушечную пушечку, которая может стрелять, и заставлять Перезвона делать всякие трюки.

Наконец, вернулась Агафья, и Коля отбыл по своему важному делу, прихватив с собой Перезвона

Смысл произведения Игрок

Алексей Иванович страдал от игровой зависимости. В романе он анализирует, что привело главного героя к игре в рулетку? Достоевский сам долго был заядлым игроком. Потому, описывая мысли и ощущения Алексея, он делился собственными размышлениями и чувствами.

Филологи называют произведение романом. Он многогранный. В нём есть смешная линия, где рассказывается о бабушке Антониде Васильевне. Любовные линии — это отношения между Де-Грие и Полиной; отношения Астлея; Алексея; взаимоотношения между генералом и Бланш. Авантюры показаны через действия Бланш, Де-Грие, поляков и то, как они вели себя в казино. Автор щедро делится с читателями своими философскими мыслями. Рулетка в произведении выступает символом самой судьбы.

Алексей Иванович был человеком умным и деятельным, но он не в то русло направлял свою энергию, страстно играя в рулетку. Товарищ Астлей считал, что друг, работая учителем, мог больше приносить пользы обществу, а он тратит свои силы на игру. К сожалению, для главного героя это страсть, которая сильнее даже взаимной любви с Полиной. Когда Алексей дотрагивался к игорному столу, он забывал обо всём. Его интересовали только деньги. Ранее, ради любимой Алексей мог совершить безумные поступки и даже покончить с собой.

В романе не только главный герой играет в рулетку, играми можно назвать отношения между многими героями. Например, Полина постоянно играет на чувствах Алексея Ивановича, когда он исполняет её капризы. Бланш ведёт свои игры. В начале она играет с генералом, а потом флиртует с Алексеем. Заканчивается тем, что Бланш обобрала того и другого. В романе свою игру ведёт и Де-Грие. Учитель считает, что тот ведёт себя неестественно, фальшиво улыбаясь. В отношениях с людьми играет и Алексей Иванович. Например, это заметно по «школьничеству», когда происходила история с бароном из Германии.

В «Игрок» Достоевский раскрывает разные темы. Он анализирует, что влечет главного героя к рулетке, рассуждает кому и зачем требуются деньги. Анализирует, в чем секрет успеха, какие тайны он таит? Автор рассуждает о причинах человеческой гордости, почему люди бывают одинокими, какие страсти обуревают людей?

В романе показано, что игра для Алексея Ивановича стала дороже любимой Полины, в которой он души не чаял. Игрок по-прежнему её любил, но она стала для него второстепенной.

Ищите нас здесь

Учитель был одержим игрой. Это становится понятно читателям уже после 1 выигрыша, который он принёс Полине

Он был рядом с любимой, но его вниманием завладели свёртки с золотом и множество билетов. Полина заметила и расстроилась, ведь она искренне любила Алексея Ивановича и старалась избегать мерзкого для неё Де-Грие

К сожалению, Полина была гордой и не рассказала о своих чувствах Алексею. Она ведёт себя неразумно, желая отомстить, страстно отдаётся любимому, а утром бросает в его лицо деньги, которые ненавидит.

В произведении Достоевский осуждает пороки, которые мучают людей. Он осуждает их лицемерие и алчность. Эти люди не скрывали, что для них очень важны деньги и ради них они способны на многое. В начале повествования Алексей Иванович выступает борцом против такого общества, но на него влияет плохое окружение и он опустился, тратя силы, время на игру в рулетку. Он играл в неё 3 г. подряд — это стало его страстью.

Примечания

Сюжет

История азарта, ставшего для человека уже не смыслом игры и даже не смыслом жизни, но единственной, экзистенциальной сутью бытия. Сюжет разворачивается в немецком курортном городке под вымышленным названием Рулетенбург. Главный герой истории — Алексей Иванович — путешествует с семьёй отставного генерала в качестве учителя его детей. Все в семье ждут смерти бабушки, чтобы получить огромное наследство. Алексей влюблён в Полину, падчерицу генерала. Сама же девушка влюблена во француза, маркиза де Грие. Тем временем бабушка приезжает в этот маленький городок совершенно здоровая, увлекается игрой в рулетку и проигрывает часть своего состояния. Алексей пытается помочь Полине, выигрывая для неё огромную сумму денег, но гордая девушка не принимает их. Все герои повествования на какое-то время теряют друг друга из виду, Алексей сам становится игроком на рулетке, а через два года узнаёт, что на самом деле всё это время Полина действительно любила его.

Глов старший, Глов младший

Тут новые друзья и рассказывают, что в трактире имеется помещик Михаил Александрович Глов, которого они никак не могут соблазнить игрой. А в скором времени Михаил Александрович и сам появляется собственной персоной. Приятное знакомство располагает к беседе и вскоре Ихарев узнаёт, что Глов приехал в город неспроста. Он заложил здесь своё имение и ожидает не малые деньги — двести тысяч. Да вот никак не может их дождаться. А так уж хочется домой. Ведь он выдаёт замуж свою дочь, и дома достаточно дел.

Разговор так и эдак заходит о времяпровождении, о досуге, о картах. Но почтенный человек неприступен, играть он не намерен.

Между тем помещик собирается уезжать, и просит Степана Ивановича Утешительного присмотреть за своим двадцати двух летним сыном, который остаётся дожидаться решения финансовых вопросов.

Теперь вся шайка переключается на молодого человека. Зная от старшего Глова, что его сын мечтает о гусарстве, они пускают в ход изощрённые реплики о повадках и привычках военной жизни. Желают юноше быть первым рубакой, первым волокитой, первым пьяницей. Так плавно они его подводят к мысли, что все гусары должны играть в карты. И хотя младший Глов нерешительно сопротивляется, оправдывается в своём безденежье, старшие товарищи дают ему советы и стыдят: «Что ж ты за гусар?»

Напористость старших товарищей делает своё дело. Вот уж молодой человек сидит с картами в руках и играет в долг. Вся гнусная компания подзадоривает его, называя гусаром, и младший Глов всё больше и больше входит в азарт. Он играет отчаянно, страстно, напропалую, до безумия, до чёртиков.

Тон старших товарищей меняется сразу, как только юноша проигрался до двухсот тысяч. С него требуют деньги и он готов на всё ради продолжения игры. Мальчишка берёт перо и выписывает вексель, на деньги, которые ему поручил дождаться отец, он даёт и доверенность на получение денег. Находясь в чрезмерном возбуждении он готов на всё ради продолжения игры, но у разводил больше нет к нему интереса. И оскорблённый Глов пытается убежать, вынув из кармана пистолет.

Но и тут шулеры уверяют будущего гусара, что проиграв двести тысяч он ещё не став юнкером, сделал себе славу и его, благодаря этому проигрышу, в полку будут уважать. Степан Иванович даёт советы, как избежать встречи с отцом, отправившись отсюда прямо в полк. И вот уже молодой Глов не печалится, а ликует.

Однако, Утешительный напоминает, что пока деньги не получены, присмотр за мальчишкой нужен основательный.

Анализ произведения

Оригинальность комедии состоит в том, что автор сумел провести тонкую грань между юмором и сатирой. Комедия непросто высмеивает порок общества. Пьеса наводит на раздумья о том, что всегда найдётся тот, кто окажется проворнее, умнее, хитрее, даже если речь идёт о шулерском таланте. То средство мошенничества, которое стало настоящим ремеслом в руках главного героя Ихарева, вдруг оборачивается против него самого. Это неожиданная развязка. Человек который не считается с нравственностью и принципами, став жертвой обмана, на проблему смотрит под новым углом. Это настоящая интрига.

Нужно сказать, что Ихарев играет не только ради денег. Он получает неописуемое удовольствие, от самого факта победы. Он ликует оттого, что он выше других.

Совсем по-другому ведёт себя «Дружеский союз», где сценаристом является Утешительный. Все члены компании с удовольствием восторгаются навыками и умениями Ихарева, что помогает окончательно усыпить его бдительность. Так автор показал другую природу лжи, где за любезностью спрятана обычная корысть.

В своей комедии Николай Васильевич упомянул и другие пороки общества. Были затронуты темы взяточничества, гусарского распутства, бюрократизма.

Первые шаги в большом кино

Раннее развитие.

Красоткин получил возможность поговорить с Алексеем Карамазовым наедине, в сенях. Стремясь показаться взрослым и образованным, мальчик выложил ему свои соображения о боге, Вольтере, Белинском, социализме, медицине, месте женщины в современном обществе и прочих вещах. Тринадца­тилетний Коля считал, что бог нужен «для мирового порядка», Вольтер в бога не верил, но «любил человечество», Христос, живи он сейчас, непременно примкнул бы к революционерам, а «женщина есть существо подчинённое и должна слушаться».

Очень серьёзно выслушав Колю, Алёша изумился его раннему развитию. Выяснилось, что ни Вольтера с Белинским, ни «запрещённой литературы», кроме единственного выпуска журнала «Колокол», Красоткин толком не читал, однако обо всём имел твёрдое мнение. В голове его была настоящая «каша» из недочитанного, прочитанного слишком рано и до конца непонятого.

Алёше стало грустно, что этот молодой человек, ещё не начавший жить, уже извращён «всем этим грубым вздором» и слишком самолюбив, впрочем, как и все русские гимназисты, основное свойство которых — «никаких знаний и беззаветное самомнение».

Алёша считал, что Колю исправит общение с такими людьми как Снегирёвы. Коля рассказал Карамазову, как порой мучает его болезненное самолюбие. Иногда мальчику кажется, что весь мир смеётся над ним, и в ответ он сам начинает мучить окружающих, особенно мать.

Алёша заметил, что «в это самолюбие воплотился чёрт и залез во всё поколение», и посоветовал Коле не быть таким как все, тем более, что он всё ещё способен к самоосуждению. Он предвидел для Коли нелёгкую, но благословенную жизнь. Красоткин же был восхищён Карамазовым, особенно тем, что тот разговаривает с ним как с равным, и надеялся на долгую дружбу.

Особенности содержания голошеек

Несмотря на голые участки кожи, куры хорошо переносят перепады температур и неприхотливы в уходе, но заводчикам таких кур все же следует знать о некоторых особенностях их содержания.

Голошейная курица зимой

Глава XV

Алексей отдает Полине 50 тысяч и предлагает отвезти деньги Де-Грие. Но девушка неожиданно заявляет, что ничего не возьмет. «Я даром денег не беру», – поясняет она. Молодой человек уверяет, что готов отдать любимой все, не только деньги, но и жизнь. Но Полина смеется и предлагает купить ее за эти деньги, как это сделал Де-Грие. После долгих слез, бурных объяснений и признаний Полина остается у Алексея.

Утром она требует заработанные деньги. Растерянный молодой человек отдает их, уверяя, что любит девушку. В ответ Полина швыряет 50 тысяч ему в лицо и убегает. Алексей наспех прячет деньги, а затем бросается вдогонку, но нигде не может найти девушку. Наконец, отыскивает ее у Астлея.

Англичанин говорит, что Полина больна и не пускает к ней. Учитель возвращается в гостиницу, где встречается с мадемуазель Бланш. Она предлагает Алексею ехать в Париж, и он соглашается.

Прибытие престарелой тетушки

В первых главах романа бабушка Антонина Васильевна упоминается лишь как богатая родственница, смерть которой осчастливит ее наследников. Она обитает где-то далеко в России и тяжело болеет, поэтому ее появление в Рулетенбурге во второй части романа становится потрясением для всего общества. Несмотря на паралич, старушка прибывает в Германию в инвалидном кресле и показывает всем, что ее еще рано списывать со счетов.

Антонина Васильевна Тарасичева — женщина резкая, с острым языком. Она срывает маски со своих лживых родственников и их приятелей. Увидев, что генерал живет не по средствам, строгая московская барыня отказывается дать ему денег. Пожелав увидеть местные достопримечательности, «бабуленька» отправляется в игорный дом. Там она сначала выигрывает, но в следующий раз спускает в рулетку значительную часть своего состояния. Поддавшись азарту, старушка желает отыграться. Но фортуна оказывается не на ее стороне, и Тарасичева проигрывается в пух и прах.

У Ильюшиной постельки.

Тесная и бедная комнатка Снегирёвых была полна ребят из прогимназии. Алексей ненавязчиво, одного за другим, свёл их с Ильюшей, надеясь облегчить страдания мальчика. Не смог подступиться он только к независимому Красоткину, который заявил посланному к нему Смурову, что у него «свой расчёт», и он сам знает, когда пойти к больному.

Ильюша лежал в постели под образами, рядом сидела его безногая сестра и «полоумная маменька» — полубезумная женщина, поведением напоминавшая ребёнка. С тех пор как Ильюша заболел, штабс-капитан почти бросил пить и даже маменька стала молчаливой и задумчивой.

Снегирёв всячески пытался развеселить сына. Изредка он выбегал в сени и «начинал рыдать каким-то заливчатым, сотрясающимся плачем». И Снегирёв, и маменька радовались, когда их жилище наполнялось детским смехом.

Недавно семье Снегирёвых начала помогать богатая купчиха Катерина Ивановна. Она давала деньги и оплачивала регулярные визиты доктора, а штабс-капитан «забыл свой прежний гонор и смиренно принимал подаяние». Вот и сегодня ожидали знаменитого доктора из Москвы, которого Катерина Ивановна попросила посмотреть Ильюшу.

Коля был поражён тем, как изменился Ильюша за каких-то два месяца.

Присев к постели друга, Коля безжалостно напомнил ему о сгинувшей Жучке, не замечая, что Алёша отрицательно качает головой. Затем Смуров открыл дверь, Коля свистнул, и в комнату вбежал Перезвон, в котором Ильюша узнал Жучку.

Коля рассказал, как несколько дней разыскивал собаку, а потом запер её у себя и научил разным трюкам. Именно поэтому он так долго не приходил к Ильюше. Красоткин не понимал, как убийственно могло повлиять на больного мальчика такое потрясение, иначе не выкинул бы «такую штуку». Наверное, только Алексей понимал, что больного опасно волновать, все остальные радовались, что Жучка жива.

Коля заставил перезвона показать все выученные трюки, а потом вручил Ильюше пушечку и книгу, которую специально для друга выменял у одноклассника. Пушечка сильно понравилась маменьке, и Ильюша великодушно уступил ей игрушку. Затем Коля рассказал больному все новости, в том числе и приключившуюся с ним недавно историю.

Гуляя по рыночной площади, Коля увидел стадо гусей и подбил одного глупого парня проверить, перережет ли колесо телеги гусиную шею. Гусь, конечно, погиб, а зачинщики попали к мировому судье. Тот решил, что гусь достанется парню, который заплатить рубль владельцу птицы. Колю же судья отпустил, пригрозив доложить начальству прогимназии.

Тут приехал важный московский доктор, и гостям пришлось на время покинуть комнату.

Рецензии на книгу Игрок

Ох, давно же я не брала в руки классиков наших, особенно Достоевского Фёдора, которым зачитывалась в школе. Да, отвыкла я уже от такого стиля, языка, словесных «изысков», первое время было даже несколько тяжело читать. «Игрок» — может не самое «культовое» произведение автора, как, например, его «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», но от этого психологизма автора в книге не меньше. В «Игроке» очень тонко завуалирована биографическая основа, автор испытывал подобные метания во время своей второй поездки за границу, образ молодого учителя Алексея Ивановича – некая проекция чувств и волнений самого Достоевского, полученных от игры в рулетку. Причем описания этого «дрожащего» состояния от волнения – выпадет или нет – настолько тонко и подробно описано автором, что я невольно начинала «ускоренно» читать, проглатывая слова, лишь бы поскорее узнать результат игры. Даже описание сего действия вызывало у меня жгучий азарт и интерес к продолжению, что же говорить о состоянии самого игрока в реальной жизни! Достоевский очень тонко описал это состояние, когда человек, сам того не замечая, постепенно проваливается в пучину страсти, азарт медленно, но верно, захватывает все чувства человека, последним сдается разум! А герои книги? Ну, разве они нехороши? Эта пресловутая Мадам Бланше – роковая красотка, которая сводит с ума мужчин с одной только целью – пролезть в высшее общество, красиво порхать по жизни. (Очень хорош приём автора – некая аллегория фамилии этой мадам, ведь blanc – по – французки означает «белый», да уж поистине эта мадам — сама чистота и невинность!!). А генерал? Этот состарившийся ловелас, прокутивший все свое состояние, позабыв о детях, кидается в пучину страстной любви к роковой красотке. Но, поставленный на место тётушкой, в дальнейшем тут же теряет весь свой лоск и напыщенность, начинает молить о помощи того, кого совсем недавно сам же унижал и оскорблял. А прощелыга – авантюрист маркиз Де – Грие? Сразу вспомнилось нечто знакомое – тоже имя у героя «Манон Леско» аббата Прево, но если у аббата этот герой – воплощение невинной, беззаветной и бескорыстной любви, то у Достоевского Де – Грие далек не только от бескорыстности, но и ему вообще чуждо понятие любви и сочувствия (опять же очень удачный прием Фёдора Михайловича! – браво мастеру). В прочем, все герои в книге – это не просто так, читайте автора между строк. Вышеупомянутые герои – чем не представители новой буржуазной Франции с её пороками, лживостью процветающего «буржуа». Семейство генерала – представители высших слоев русского общества, которые так стремятся копировать просвещённую Францию. Чета Вурмергельм – воплощение чванливой, высокомерной, заносчивой Европы, которая даже не пытается снизойти до России

На фоне этих «колоритных» фигур все внимание притягивают Алексей Иванович и Полина. В силу этого, как мне показалось, образы этих героев книги несколько «смазаны», как бы не дорисованы, автор словно еще не совсем уверен в их законченности

Но одно видно сразу – они другие, не похожие на европейских людей, персонажи. Да, Алексей Иванович игрок, но не стяжатель, деньги, по сути, ему не важны, ему подавай эмоции, чувства, да и Полине невозможно уподобиться мадам Бланше. Может, я слишком многого жду от Достоевского, но для меня это противопоставление тандема Алексей Иванович – Полина всей этой европейской своре воспринимается как намёк автора на то, что Россия всегда будет не такая как все и будет всегда идти своим путём, своей дорогой. Особенно хочется упомянуть бабушку. Её образ, как мне показалось, вылеплён просто с любовью. Ждали – ждали телеграммы, а дождались – бабушку! Меня изрядно повеселила сцена её приезда «на воды», как тут не вспомнить немую сцену у Гоголя в «Ревизоре»! У Алексея Ивановича «……руки опустились от изумления, а ноги так и приросли к камню». А потом началось, опять же по- русски! Дала всем разгону, поставила всех на место, называя вещи своими именами, без прикрас, а играть так играть, чтобы опять же в пух и прах, до последнего! Даже при всех сложностях прочтения классика (отвыкли мы уж от такого стиля!), получила колоссальное удовольствие, подумываю, что же еще перечитать у великого мастера. ударим книгой по #вирус

Перекличка с пушкинской «Пиковой дамой»

Не удивительно, что после выхода комедии многие критики взяли на себя смелость заявлять, что произведение чистой воды плагиат. Только восемь лет назад, в 1834 году вышла повесть Пушкина «Пиковая дама», которая имела колоссальный успех не только в России. Она заслужила внимания и популярность по всей Европе. Но не нужно забывать, что об игре в карты писали почти все писатели XIX века. Тема была актуальная и обойти её было просто невозможно. Карточное безумие гуляло по царской России, превратившись в настоящую стихию.

Перекличка между произведениями «Игроки» и «Пиковая дама» действительно существует, но каждое из этих произведений — это отдельный шедевр, имеющий собственную сюжетную линию, идею и концепцию.

Прежде всего критики ухватились за гоголевский эпиграф комедии: «Дела давно минувших дней». Эта строчка действительно есть в поэме Александра Сергеевича «Руслан и Людмила». С неё начинается песнь первая. И нужно сказать, что «Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой» Пушкин не сам сочинил. Этот эпиграф поэт позаимствовал у английского писателя Джеймса Макферсона из «поэм Оссиана», сделав перевод. Но именно Гоголю пришлось выслушивать обвинения в плагиате.

Проводя параллели между «Игроками» и «Пиковой дамой» нужно отметить, что пушкинская повесть — это рассказ с элементами мистики, в то время как комедия Гоголя абсолютно реалистический рассказ.

Несмотря на то что главный гоголевский герой Ихарев возился над краплёной колодой полгода, в это легко поверить, и, вероятно, именно столько нужно для такого тонкого дела. Пушкинскому герою куда сложнее. Ведь для разгадки тайны трёх карт без мистики не обойтись.

Вся повесть Пушкина пропитана загадочностью, в то время как Гоголь описывает события достаточно по-житейски, и с большой долей юмора и сарказма. И хотя тема карт — это красная линия повествования, авторы преследовали разные цели.

Пушкин будто призывал задуматься, действительно ли нужно неоправданно рисковать, постоянно находится в плену азарта и становиться заложником обстоятельств.

Гоголь, на примере афериста Ихарева просто показал, что как бы ни возносил себя человек, и не считал себя хитрее всех, найдутся те, кто сможет обвести вокруг пальца даже заядлого жулика.

Обманутые ожидания

После того как семейство Загорских потеряло надежду на богатое наследство, их приятели утратили к ним интерес. Мадемуазель Бланш бросила обнищавшего генерала и отправилась к более перспективным поклонникам. Маркиз де Грие сразу же покинул Полину, с которой, как выяснилось, был в связи. Впрочем, он отдал генералу 50000 за заложенное имение, которые ей принадлежали. Оскорбленная Полина хочет бросить эти деньги в лицо французу. Чтобы выиграть их, она отправляет в казино Алексея Ивановича. Молодому человеку повезло, и он выиграл огромную сумму — 200000 франков.

Мадемуазель Бланш соблазняет внезапно разбогатевшего русского и увозит его в Париж. За ними следует обезумевший Загорский. Француженка завладевает деньгами удачливого игрока и выходит замуж за генерала ради его имени и титула. Главный герой без сожаления покидает свою распутную любовницу и едет в Гамбург. Там, охваченный страстью к игре, он дни и ночи проводит в казино. Ради денег он опускается до службы лакеем и тюремного заключения за невыплаченный долг.

Через полтора года молодой человек встречает Астлея. Англичанин уже давно разыскивал его по просьбе Полины, которая живет с его родственниками в Швейцарии. Главный герой узнает о смерти Загорского и бабушки, а, главное, о том, что Полина всегда любила только его. Астлей укоряет своего друга за неспособность противостоять губительным страстям и называет это отличительной чертой русского характера. Алексей думает, что англичанин не прав, и что любовь Полины поможет ему «воскреснуть». Он надеется «выдержать характер» по отношению к игре, только вот получится ли у него?

Глава IX

Суета вызвана неожиданным приездом тетушки, известия о смерти которой все ожидали. Старушка произвела необыкновенное впечатление на служащих отеля и окружение генерала.

Антонида Васильевна Тарасевичева, которую все ласково называют бабушкой, действительно болела. Ей известно, что все ждут ее смерти. Поэтому, как только старушке стало легче, она нагрянула в Рулетенбург без предупреждения и сполна насладилась эффектом неожиданности. Антонида Васильевна, женщина строгая, властная и эксцентричная, заняла лучшие апартаменты и потребовала, чтобы ее повсюду сопровождал Алексей Иванович.

Сюжет

История азарта, ставшего для человека уже не смыслом игры и даже не смыслом жизни, но единственной, экзистенциальной сутью бытия. Сюжет разворачивается в немецком курортном городке под вымышленным названием Рулетенбург. Главный герой истории — Алексей Иванович — путешествует с семьёй отставного генерала в качестве учителя его детей. Все в семье ждут смерти бабушки, чтобы получить огромное наследство. Алексей влюблён в Полину, падчерицу генерала. Сама же девушка влюблена во француза, маркиза де Грие. Тем временем бабушка приезжает в этот маленький городок совершенно здоровая, увлекается игрой в рулетку и проигрывает часть своего состояния. Алексей пытается помочь Полине, выигрывая для неё огромную сумму денег, но гордая девушка не принимает их. Все герои повествования на какое-то время теряют друг друга из виду, Алексей сам становится игроком на рулетке, а через два года узнаёт, что на самом деле всё это время Полина действительно любила его.

История создания

В 1863 году Фёдор Достоевский приехал на отдых в Висбаден. Там он за несколько дней проиграл не только все свои деньги, но и наличность своей подруги Полины Сусловой. Чтобы выпутаться из долгов, он заключил контракт с издательством на скорейшее написание нового романа «Игрок».

Достоевский трижды бывал в Бад-Хомбурге и, играя в казино, многократно проигрывал в рулетку большие суммы денег, попадая в безвыходные ситуации. Впечатления от Бад-Хомбурга использовались при написании романа.
Есть версия, что роман «Игрок» написан в Петербурге на Столярном переулке.

При работе над романом Достоевский, по совету своего приятеля А. П. Милюкова, впервые решил писать рукопись не самому, а воспользоваться услугой стенографистки. Достоевский согласился не сразу, поскольку такой метод работы для писателя был не привычен. Но в ходе работы он освоил диктовку, а вскоре сблизился со своей стенографисткой Анной Сниткиной и женился на ней. Вслед за свадьбой молодые отправились в свадебное путешествие в Европу — в частности в Баден-Баден, где история повторилась. После этого случая Достоевский дал жене обещание больше не играть, которое сдержал и не играл 10 последних лет своей жизни.

Темой романа является всепоглощающая страсть к азартной игре. Именно Суслова считается прототипом героини романа — Полины Александровны. Мучительные отношения главного героя романа с Полиной являются отражением непростых отношений Достоевского с Сусловой.

Глава XV

Алексей отдает Полине 50 тысяч и предлагает отвезти деньги Де-Грие. Но девушка неожиданно заявляет, что ничего не возьмет. «Я даром денег не беру», – поясняет она. Молодой человек уверяет, что готов отдать любимой все, не только деньги, но и жизнь. Но Полина смеется и предлагает купить ее за эти деньги, как это сделал Де-Грие. После долгих слез, бурных объяснений и признаний Полина остается у Алексея.

Утром она требует заработанные деньги. Растерянный молодой человек отдает их, уверяя, что любит девушку. В ответ Полина швыряет 50 тысяч ему в лицо и убегает. Алексей наспех прячет деньги, а затем бросается вдогонку, но нигде не может найти девушку. Наконец, отыскивает ее у Астлея.

Англичанин говорит, что Полина больна и не пускает к ней. Учитель возвращается в гостиницу, где встречается с мадемуазель Бланш. Она предлагает Алексею ехать в Париж, и он соглашается.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий