Домострой

Краткое содержание «Домостроя»

Наиболее подробно, особенно подчеркивая важность этого вопроса, в «Домострое» прописаны наставление отца к сыну, почитание и повиновение родителям и рукоделие

Останавливаясь на этих нормах бытового уклада, хочется особенно выделить следующее:

— Наставление отца к сыну (заповедь отца) начинается с благословления. После этого отец наставляет родное чадо вместе с его женой и детьми руководствоваться христианскими заповедями. Особенно ценны строки наставления: «Если писание сие не примите, то будете сами за себя отвечать в Судный день».

Данное наставление пропитано духом величия и отеческой мудрости. Именно поэтому актуальность этих строк относится ко всем временам, включая и современность. Сегодня уже молодое поколение не руководствуется этой эпической мудростью, а потому и всем становится очевидным, откуда берет свои корни откровенное разобщение между разными поколениями. А в период руководства семейных отношений именно укладу по «Домострою» почитание старшего поколения было безусловным, что, несомненно, давало свои положительные плоды.

— Почитание и повиновение родителям исключало любую возможность осуждения или оскорбления отца или матери со стороны их детей. Здесь четко указывается иерархия семейной власти, в которой поручения родителей не могут обсуждаться, а выполняются беспрекословно. Любовь, почитание и повиновение детей к родителям обусловлены самой природой существования семейных ценностей. При нарушении этого правила детей ожидает отлучение от церкви и проклятие родителей. Именно родовая привязанность потомков к своим предкам позволяет говорить о фундаментальной опоре общества и его силе. К сожалению, сегодня родительский авторитет значительно утерян, что способствует огромной разобщенности во всем социуме.

— Правило «О рукоделии» имело очень серьезный статус в виду огромного почитания в то время честного труда. Именно качественное исполнение любой работы имело первостепенное значение в оценке человеческих качеств домочадцев. А потому данное правило было должным мерилом трудолюбия, исполнительности и, как следствие, полезности каждого человека для семьи и общества. Здесь очень серьезному осуждению предавались те люди, которые склонны к обману, воровству, корыстолюбию и прочим христианским порокам. Интересно, что перед выполнением любого задания необходимо было наложить на себя крест, испросить благоволения Господа и трижды осуществить земной поклон святым перед их ликами, изображенными на иконах. А перед любым рукоделием необходимо было вымыть руки и очистить свои помыслы от недобрых позывов.

во время поста разрешается

Конечно, здесь есть свои нюансы. Таинство Крещения лучше пройти в возрасте, когда человек осознает, понимает происходящее. Для взрослых людей пост действительно является серьезной подготовкой, когда очищается не только тело, но и душа. Каждый христианин предварительно должен будет и исповедаться, и причаститься. А если на человеке тяжелый грех, из-за которого он то никакое священнодействие не сможет его снять. Здесь нужно искреннее покаяние. И пост как раз дает время на принятие добровольного, обдуманного решения.

Младенец же рождается «чистым» (безгрешным) и потому не требует ни покаяния, ни соблюдения постов. Вот почему на вопрос родителей: «Крестят ли детей в пост?» служители отвечают: «Да!»

Таинство это совершается в любой день. Мало того, многие стараются крестить свое чадо если не в первые месяцы, то, по крайней мере, в первый год жизни. Так сложилось исторически. Во-первых, раньше детская смертность была гораздо выше, поэтому родители старались заранее «открыть врата» Царствия небесного для малыша. С другой стороны, Таинство давало силу Божию — благодать. Часто родители надеялись и на то, что больной ребенок после крещения пойдет на поправку. Все эти убеждения передавались нам через поколения. Крещение в Великий пост имеет такую же силу, как и в любой иной день. Однако этот вопрос заранее обсуждается с духовным лицом, несущим службу. К сожалению, во время поста в некоторых храмах крестят лишь по субботам и воскресеньям. Скорее всего, это связано с довольно продолжительными богослужениями и совсем небольшими промежутками между ними. В воскресные дни служба значительно короче, поэтому другим требам священники могут уделить уже больше времени.

Теперь напрашивается вопрос…

Литература

Издания

  • Сильвестра

    Домострой / Изд. подгот. В. В. Колесов, В. В. Рождественская; Отв. ред. Л.А. Дмитриев. — СПб.: Наука, 1994. — С. 88—133.; Зеркала: в электронной библиотеке Исторических ресурсов МГУ им. Ломоносова, с комментариями митрополита Иоанна (Снычева).

    середины XVI века.

  • Голохвастова Д. П. во «Временнике» Московского общества истории и древностей Российских, и отдельной книгой (М., 1849).
  • Домострой. По рукописям Императорской публичной библиотеки / В. Яковлев. — Санкт-петербург: Издание Д. Е. Кожанчикова, 1867.
  • Домострой. — М.: «Советская Россия», 1990.
  • Домострой / Изд. подгот. В. В. Колесов, В.В. Рождественская; Отв. ред. Л. А. Дмитриев. — СПб. : Наука, 1994. — Содерж.: Домострой: . – С. 5—87; Сильвестровская редакция. – С. 88—133; Перевод. – С. 134—268.

Сообщить об опечатке

Табу на безрассудную агрессию

Неужто, спросите вы, в «Домострое» так ничего и не говорится о телесных наказаниях. Говорится, но применение силы в этой книге сильно ограничивается и описывается как неизбежная необходимость в крайних случаях. При этом само наказание должно происходить без злобы, с искренним желанием принести пользу и наставить домочадца, которого затем нужно обязательно пожалеть.

«У добрых людей, у хозяйственной жены дом всегда чист и устроен, — все как следует припрятано, где что нужно, и вычищено, и подметено всегда: в такой порядок как в рай войти. — поясняет автор „Домостроя“. — …А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг, или не так все, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает — тогда уж так все и делать, и любить ее, и хвалить, но если жена науке такой и наставлению не следует, и того всего не исполняет, и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а наказав, простить, и попенять, и с любовью наставить, и поучить, но при этом ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа — всегда жить в любви и в согласии. А слуг и детей, также смотря по вине и по делу, наказать и посечь, а наказав, пожалеть».

Учитывая суровый нрав средневекового русского человека, составитель книги отдельно подчеркивает недопустимость жестокости и причинения вреда здоровью членов семьи.

Значение

Среди памятников русской литературы «Домострой» стоит в одном ряду с Стоглавом, Великими Четьими-Минеями и другими, однако превосходит их по выразительности и образности языка.

Несмотря на свою известность в Новое время, в XVI—XVII веках «Домострой» не был самым популярными произведением. Например, «Измарагд» читался чаще и имел большее значение. Однако в сравнении с «Измарагдом» «Домострой» в большей мере несёт на себе отпечаток своей эпохи.

Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси. Поэтому является кладезем для исследователей того времени.

В среде исследователей существует точка зрения, согласно которой «Домострой» пропагандирует высшие ценности, но при этом отражает реальную жизнь, в связи с чем у читателя появляется возможность узнать о неприглядных сторонах русской жизни того времени. К примеру, по мнению А. П. Богданова, настойчивые повторения о том, что женщинам запрещено собираться в компании и распивать крепкие спиртные напитки свидетельствует о том, что в реальности подобная практика была весьма распространена.

CPE510

  • 300 Мбит/с на 5 ГГц с 2×2 MIMO
  • Двухполяризационная направленная антенна 13 дБи
  • Защита от электростатического разряда до 15 кВ и защита от удара молнии до 6 кВ
  • Защита от непогоды IPX5
  • Централизованное управление

Авторство

Появление «Домостроя»

В 16 веке возрастало количество рукописных книг. Они были очень ценными. Вместо пергамента с успехом начала использоваться бумага, которую доставляли в Россию из Европы. Поэтому создание «Домостроя» могло быть как в рукописном виде, так и в печатном. Некоторые исследователи сообщают о двух версиях старинной энциклопедии. Одна из них имеет очень древний слог, строгая, но правильная и мудрая. А вторая напичкана жесткими и странными порядками.

Появился «Домострой» (год создания доподлинно не известен) в первой половине 16 века в Великом Новгороде.

Предшественниками были такие славянские сборники с поучениями и рекомендациями, как «Златоуст», «Измарагд», «Златая цепь».

В «Домострое» все ранее напечатанные знания и нормы были обобщены. Исследуя «Поучение» Мономаха, можно найти много общего в правилах нравственного поведения разных эпох.

Разногласия церкви

Вопрос, конечно, животрепещущий. Крестят ли детей в пост? Или все-таки это время — предназначенное для духовного очищения? Как ни странно, разногласия существуют даже среди служителей. Представители Кузнецкой и Пензенской епархий (Пензенская область, Исса) заявляют, например, что, согласно Уставу Церкви Православной, в пост совершаться не должно. По их мнению, это время, которое нужно использовать для подготовки к обряду. В пост проводят огласительные беседы для тех, кто решил принять христианскую веру, читаются особые молитвы.

Однако большинство духовенства с таким подходом не согласны, утверждая, что крещение, как и отпевание, проводится в любые дни. Кто же все-таки прав? Давайте разберемся.

Специфика содержания

Правила «Домостроя» по-своему интересны современному человеку, поскольку помогают понять специфику убеждений людей той древней эпохи. Конечно, кое-что может показаться абсурдным, несправедливым, в частности, отношение к женщине, но не стоит забывать, что ушедшие в прошлое эпохи в целом отличались неуважением к представительницам прекрасного пола и не ставили их в один ряд с мужчинами. Религия в те годы играла ключевую роль в жизни общества, поэтому важнейшим постулатом книги являлась необходимость уважительного отношения к канонам и догматам. Это подчеркивается в первой части книги.

Глава семьи был обязан не только верить сам и соблюдать христианские законы, но и следить за тем, чтобы жена и ребенок следовали его примеру. Сохранение чести семьи, согласно законам «Домостроя», являлось первоочередной задачей отца семейства. Именно поэтому он имел право не только дать ребенку образование, но и жестоко наказать его за малейшую провинность. Кроме того, в обязанности отца входило обеспечение дочерей приданым и поиск для них достойного супруга.

Историческое значение

Благодаря появлению этой книги мы сегодня можем получить сведения о быте и жизни людей того времени. «Домострой» был написан для широкого круга читателей, для людей разного социального статуса. Это руководство для военных, дьяков, служилых и всех горожан, которые имеют семью, создают свой очаг. Независимо от того, отражает ли книга реальную жизнь или является правилом для создания идеальной жизни, она имеет огромное историческое значение для ныне живущих людей в России. Исследователи изучают по ней досуг, культурную и интеллектуальную жизнь населения Руси в 16 веке. Хотя в то время как таковых развлечений вообще не существовало, поскольку любые развлечения церковь осуждала и запрещала. Что такое «Домострой» для историков? Это важная информация о частной жизни, семейных ценностях, религиозных правилах, традициях и законах повседневности в русской семье того времени.

Роль женщины и мужчины

К женщине книга выдвигала ряд требований, которым та непременно должна была соответствовать:

  • Покорность и послушание, воля главы семьи должна была быть исполнена беспрекословно.
  • Духовная чистота.
  • Обязанность воспитывать детей, прежде всего — дочерей, поскольку свой опыт сыновьям передавали мужчины.
  • Ведение домашнего хозяйства.

Регламентирует «Домострой» правила поведения в семье. Последняя представляла собой общество в миниатюре, поэтому общий смысл произведения становится гораздо более масштабным. Правилам и советам должны были следовать не только отцы и матери, но и все жители Руси вне зависимости от их социального и семейного статуса.

У любого государства есть глава — царь, равно как и во главе любой семьи находится мужчина, отец и муж, ответственный и справедливый, который должен не унижать своих домочадцев, а наставлять их на путь истинный, помогать принимать правильные решения и становиться порядочным человеком. В свете этой аналогии законы и правила текста перестают казаться чрезмерно жестокими и абсурдными.

Глава семьи, отец, обладал, согласно канонам книги, безграничной властью, но в то же время именно на его плечи ложилась максимальная ответственность

Использовать власть важно было грамотно, без злоупотреблений. Использование физических наказаний «Домострой» разрешал, однако рекомендовал делать это «без злобы», только при необходимости

Цель порки должна была быть благая — воспитание подрастающего поколения или супруги, а ни в коем случае не унижение их человеческого достоинства. Прилюдно наказание осуждалось, кроме того, рекомендовалось пожалеть наказанного.

В обязанности главы семьи входило своевременное обеспечение дочери приданым. Книга рекомендовала заранее начинать откладывать на эти цели часть доходов, чтобы повзрослевшая дочь стала завидной невестой и смогла получить себе достойного избранника, который, в свою очередь, станет надежной главой новой молодой семьи.

«Домострой» приписывал сопровождать молитвой любое дело. Перед его началом необходимо было помолиться Богу и попросить его о помощи, после завершения — поблагодарить. Наконец, отец с ранних лет должен был воспитывать в детях положительные качества и научить их избегать пороков — не красть, не предаваться зависти, не блудить, не клеветать.

Отмена «Домостроя»

Свод уникальных правил «Домострой» был отменен советской властью в 1917 году. Понятно, что революционная пропаганда той исторической эпохи опиралась вовсе на другие идеологические ценности, которым претили традиционные нормы православного государства. Классовая борьба с самодержавием и государственным укладом исключала привычные русской душе нормы «Домостроя». Теперь в ходу были другие правила взаимоотношений между людьми, которые опирались исключительно на атеизм и классовую борьбу с буржуазией и помещиками.

Бесценный опыт многих поколений, аккумулированный в этой энциклопедии, был сначала предан гонениям, а потом и забвению. И это не могло не сказаться на нравственном состоянии общества, которое сегодня представляется достаточно разобщенным.

Воспитательное значение

Несмотря на упоминание в книге таких слов, как «страшный суд», «бес», «лукавый», все эти заповеди могли бы и сейчас стать неплохим руководством к повседневным действиям. Учитывая тот факт, что для современных жителей России «законы не писаны», опираться на свод общепринятых правил не представляется возможным.

Манеры поведения вырабатываются, исходя из норм морали, которые закладывают родители, школа, общество

Не всегда этому уделяют должное внимание. Не говоря уже о том, чтобы какие-либо правила принимались всеми для ежедневного использования

Церковь перестала настолько серьезно восприниматься людьми, чтобы почитать все божественные заповеди.

Сейчас многие труды переосмысливаются и обретают новый смысл. Труды, которые отвергались, осуждались, признаются гениальными и талантливыми. «Домострой» — это одно из таких уникальных творений, несущих для современной семьи, подрастающего поколения и всех людей немало ценных практических советов на каждый день. Основная идея книги – это воспитание детей с самых первых дней, направление ребенка на добрые дела и проявление добра во всех своих поступках. Не этого ли сейчас так не хватает в нашем обществе, полном лжи, лицемерия, зависти, злости и агрессии?

Наставление отца к сыну

Хотелось бы ознакомиться с книгой «Домострой», краткое содержание которой описано выше, чуть подробнее.

Особое место занимает важнейшее наставление «Домостроя» — заповедь отца. Обращаясь к сыну, он в первую очередь благословляет его. Далее он наставляет сына, его жену и детей жить по христианским законам, с правдой и чистой совестью, веруя и соблюдая заповеди божьи. Отец отдает эти строчки своему сыну и его домочадцам и подчеркивает: «если писание сие не примете, то будете сами за себя отвечать в Судный день».

В него вложена величавость, мудрость и гордость. Такие наставления были бы актуальны в любое время. Ведь все родители желают своим чадам добра, хотят видеть их честными, милосердными и достойными людьми. Современная молодежь зачастую не слышит подобных фраз от своих отцов и матерей. А «Домострой», год создания которого выпал на период особого почитания Бога, ставил все на свои места. Это закон, который следует исполнять, и точка. Его не подвергали сомнению

Он расставлял всех членов семьи на свои «ступеньки», определял отношения между ними и, самое важное, объединял их. Вот что такое «Домострой»

ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

Исторические наследие и воспитательный характер «Домостроя»

В качестве исторического наследия предков «Домострой» представляется современникам достаточно бесценным. Ведь по информации, находящейся в этой книге, они могут с полной достоверностью судить о менталитете предков из самых различных социальных сословий. Здесь отражены бесценные правила общественного уклада, которые определяли досуг, интеллектуальный и культурный аспекты их жизни. По «Домострою» можно составить очень подробное описание той эпохи, ведь в нем отражены и семейные правила взаимоотношений, и религиозные традиции, и самые подробные бытовые нормы.

Практические советы «Домостроя» и сегодня могут считаться достаточно уникальными. Ведь, несмотря на то, что нормы общественного поведения перестали ориентироваться на церковь и божественные заповеди, современная семья и люди всех социальных образований могут найти в нем достаточное количество очень важных и ценных рекомендаций на каждый день. Особых слов благодарности заслуживают практические советы по воспитанию подрастающего поколения, ориентированные на почитание старших и отрицанию зависти, лицемерия, лжи, агрессии и прочих проявлений низменной природы человека.

Структура и особенности стилистики

Вне зависимости от редакции «Домостроя» (до нас дошло их несколько, поскольку на Руси было принято не только переписывать книги, но и привносить в их содержание нечто свое), в его структуре выделяется 3 составные части. Первая посвящена рассмотрению отношения к церкви и ее догматам. Вторая рассматривает правильное отношение к семье и домочадцам, третья — о домоводстве.

Классический текст включает в себя 64 главы: 63 основные и дополнительная, 64-я — послание автора к своему сыну. В ней священник пытается не только сделать своеобразное «резюме» содержания книги, предложить собственные краткие выводы, но и сквозь призму своей собственной жизни рассмотреть житейские и бытовые правила. Написана эта глава в форме обращения.

Есть версия, что именно 64-я глава и имеет авторство Сильвестра, в то время как все прочие представляют собой произведения, отрывки различных авторов, которые протопоп «довел до ума» и систематизировал в единое произведение. «Домострой» — это не художественное произведение, но в наше время читать его интересно, поскольку оно дает представление о нравах и обычаях людей Древней Руси, об особенностях жизни в те далекие эпохи. Есть в книге и рецепты, написанные довольно просто, особенно если учесть, что каждая их буква была ориентирована на жителей прошлого.

Практически все главы написаны живым русским языком, классических церковных штампов в тексте очень мало, равно как и сложных слов, вот почему произведение читается легко и без особых проблем может быть понято современным человеком. Его включают в школьную программу (в кратком изложении или отрывочно), изучение, как правило, особых сложностей у детей не вызывает.

Можно выделить следующие стилистические особенности «Домостроя»:

  • Простота сюжета и доступность изложения.
  • Богатство и многообразие лексики, причем не только узкоцерковной, но и бытовой. Вот почему текст интересен не только лингвистам, но и историкам, позволяет понять, какие реалии простой жизни уже существовали в рассматриваемый период.
  • Речь красочная, образная, богата пословицами, поговорками, устойчивыми выражениями.
  • Синтаксис прост, лаконичен, без использования сложных витиеватых конструкций. Присутствуют определения, четкие, но образные.

Научи, отец!

Пожалуй, основной посыл, который проходит через всю книгу, можно сформулировать так: глава семейства обязан обучить своих домочадцев ведению дел, хозяйства и азам духовной жизни.

Вот что говорит по этому поводу автор «Домостроя»: «А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей; кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь… И жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке… Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таких грехах им и ответ держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишенные поучений отцов и матерей, в чем согрешат или зло сотворят, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и насмешка, дому же убыток, а себе самим скорбь и ущерб, от судей же пеня и позор».

TL-ER5120

  • 1 гигабитный порт WAN
  • 3 гигабитных порта WAN/LAN
  • 1 гигабитный порт LAN
  • Балансировка нагрузки
  • Монтируется в стойку

Источники произведения

Сильвестр, автор «Домостроя», уже имел на момент его создания определенный литературный опыт — он принимал участие в написании «Судебника» (1550) и «Великих миней читиих». Однако его основной труд не имел прямого отношения к религиозным догматам, хотя, конечно, правила семейной жизни в рассматриваемом произведении были четко регламентированы церковными канонами и христианскими обычаями. История создания книги достаточно хорошо изучена.

Однако литературоведы уверены, что считать Сильвестра автором книги было бы неверно — он скорее составитель и редактор. Анализ стилевых особенностей, специфики изложения материала позволяет сделать вывод о том, что в написании великого произведения принимали участие несколько людей, причем работа велась не один год. Так, на страницах «Домостроя» можно найти настолько очевидные повторения одного и того же, что становится очевидным — об одном авторе не может быть и речи. Кроме того, присутствуют диалектизмы из различных регионов страны, меняется стиль повествования (с просторечия на деловой или фольклорный).

К числу источников, которые послужили основой для написания замечательной и по-своему актуальной книги, литературоведы относят:

  • Наставления священников о том, как надлежит жить праведному христианину.
  • Поучения отцов к сыновьям (расцвет жанра приходится на вторую половину 11 века).
  • Так называемые «Обиходники», регламентирующие порядок жизни в монастырских обителях, словно в идеальных домах. Этот жанр пользовался особой популярностью в Средние века.
  • Аналогичные «Домострои», привезенные из европейских стран.
  • Бытовые новеллы, касающиеся особенностей жизненного уклада городских и крестьянских семей.

История

По мнению С. М. Соловьева, И. С. Некрасова, А. С. Орлова, Д. В. Колесова и др., «Домострой» возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. По мнению этих исследователей, текст «Домостроя» появился в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников. Книга почти сразу получила распространение среди новгородских бояр и купечества.

Исследователи прослеживают связь «Домостроя» с более ранними сборниками поучений и «слов», как славянских — «Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь», так и западных — «Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и другими. Фактически, «Домострой» лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты.

В середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного — протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю. Однако, некоторые исследователи (Д. П. Голохвастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.) считают именно Сильвестра автором «Домостроя».

Обновлённая редакция «Домостроя» была составлена иеромонахом московского Чудова монастыря, работавшего справщиком московской духовной типографии, а позже игуменом — Карионом (Истомином) в XVII веке. Эта редакция объединяла несколько существовавших на тот момент версий.

В XIX веке, из-за одиозных описаний наказания жены, «Домострой» широко цитировался в негативных тонах русскими разночинцами-публицистами, Н. А. Бердяевым, а затем В. И. Лениным.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий